Фотообзор новенького МТЛБ с НСВТ

Гусеничный вездеход-тягач

МТЛБ бронированный тягачВ 1964 году с конвейера в Харькове сошел первый легкий бронированный многоцелевой тягач. МТЛБ (в народе «Мотолыга»), по понятным причинам, не имел толстой брони и имел отличное от БМП или БТР техническое описание.

Он применялся исключительно для перевозки пассажиров, артиллерийских орудий, при устранении последствий чрезвычайных ситуаций или как санитарная машина. Сейчас он используется геологами, разведкой, охотниками и рыболовами в труднопроходимых местностях, при обустройстве дорог или транспортировки прицепов.

Двигатель

Тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера. Система впрыска топлива – непосредственно в цилиндры.

Таблица 1 — Параметры двигателя
Силовой агрегатЯМЗ-238В
Мощность, л.с.240
Топливодизель
Количество тактов4
Расположение цилиндровV-образное
Количество цилиндров8

Вездеход ГАЗ 34039ГАЗ 33081: Садко, Егерь, Вепрь, технические характеристики, цена и фото.

Технические характеристики ГАЗ 53 описаны в этой статье.

Двигатель и трансмиссия

На базовом транспортере применен атмосферный двигатель ЯМЗ-238В с 8 цилиндрами, расположенными V-образно. Силовой агрегат развивает мощность 240 л.с., на поздних модификациях введена система наддува, позволившая нарастить параметр до 310 л.с. при одновременном снижении расхода топлива.

Горючее заливается в 4 раздельных бака суммарной вместимостью 520 л, предусмотрен распределительный кран с ручным приводом. Для запуска используется электрический стартер, в зимнее время рубашка охлаждения прогревается автономным блоком ПЖД-44Л на жидком топливе.

В состав системы питания входит 8-плунжерный насос высокого давления, имеется помпа с ручным приводом для подкачки горючего. Поток воздуха проходит через инерционный фильтр и проволочные кассеты с промасленной набивкой, позволяющей отделить мелкодисперсную пыль.

В состав трансмиссии входят сухое 2-дисковое сцепление с рычажным управлением от педали и механическая коробка, обеспечивающая 6 нормальных и 5 пониженных (используются при буксировке прицепов в условиях бездорожья) скоростей переднего хода. На каждой боковине предусмотрен бортовой планетарный редуктор с фрикционом, позволяющим тормозить гусеницы для поворота (радиус зависит от степени замедления ленты).

Испытания мтлб в суровых условиях восточного саяна

Холодным зимним вечером сидя за кружкой горячего зеленого чая и тарелкой с роллами какого–то из Иркутских кафе, мы с моим компаньоном и товарищем Александром анализировали технологические процессы производства. Обсуждали плюсы и минусы работы в полях, сложности работы в тайге на гусеничных тягачах ПТС-М, МТЛБ, АТС-59 и Газ-73.

Прокатившись по Ковыктинскому месторождению, посмотрев на специфику работы геофизиков, нефтяников, газовиков и пообщавшись с ними, стали ясны потребности и запросы в подготовке данной техники для работы в тяжелых условиях. Была возможность посмотреть парк спецтехники многих экспедиций, расспросить механиков о работе тягачей, для выполнения каких задач они приобретают МТЛБ.

Характерно то, что основная масса данной техники приобретается на западе нашей страны, со слов специалистов было понятно, что данные машины подготовлены не очень качественно и отказывали в самый ответственный момент. В одной из партий мне рассказали, что из десяти приобретенных машин где-то в Омской области на сегодняшний день работают только две, а остальные восемь, не проработав и месяца, стоят на приколе, ждут ремонта.

Доедая пищу с японским названием, подумали, а почему бы нам самим не испробовать наши изделия в суровых таежных условиях?!

На следующий день приезжаем на завод, выдергиваем первого попавшегося тягача из калашного ряда, рисуем эскиз рундука, лавочки, составляем список минимального ЗИПа и вечером этого же дня собираем друзей, которые готовы двинуть в путешествие по Восточному Саяну на «Мотолыге».

В путешествие отправился экипаж в количестве семи человек. Начинается бытовой ажиотаж, планируются отпуска, составляются списки необходимых вещей, запаса продуктов и топлива. Поездку запланировали на начало марта. К назначенной дате отправляем «танк» на трале в Нижнеудинск, собираем, грузим и увязываем весь наш «бутор», а его не много не мало вышло около двух тонн, да и компания непьющая собралась, взяли с собой всего пятьдесят литров спирта… Ни свет ни заря в пять утра 9 марта, прыгаем на МТЛБ и валим из города!

Периодически делали остановки, доставали домашние деликатесы, закусывали и двигали дальше. Поздно вечером доехали до прииска «Гурбей», который находится в верховьях реки Бирюсы, из балка вышли два сторожа, которые напомнили мне полярников из шоу ХБ……..

, «Арктика ошибок не прощает»!!! Пьем чай и огненный спирт. В ночь выезжаем дальше, начинаются перевалы. «Мотолыга» на четвертой скорости без проблем заскакивает в гору, а я периодически вспоминаю начальника моторного отделения Михаила Легейду и ведущего специалиста по двигателям ЯМЗ-238 Евгения Шелупаева.

Пошел снег, невозможно было смотреть перед собой. На ходу снежинки прямо впивались в кожу и таяли, под носом выросли сосульки, я подумал, если тряхнуть головой, то одна сосулька отвалится и воткнется мне в ногу.

Спустились с перевала в долину какой–то Тофаларской реки и поехали вверх по течению, проваливаясь в пустоты. В далеке увидели свет фонаря, подъехали ближе, зимовье, собаки, охотник. Пьем чай, угощаем хозяина спиртом, салом, меняемся на дикое мясо. Сергея, так звали охотника, прозвали «Витя Лом» и пошагали дальше.

К вечеру доехали до старого зимовья и остановились на ночевку. Поужинав, легли спать. Утром пьем чай, быстрые сборы, садимся на броню, но танк не заводится! Леха, наш механик–водитель, достает лом и после удара по стартеру заводит машину, все с облегчением вздохнули, а Леха с гордостью сказал: «я так-то от пинка сигарету прикуриваю!».

Едем дальше, огибаем одну из многочисленных гор, температура воздуха -28, все покрылись инеем и тут не понятно откуда, в резиновых сапогах 45 размера, идет на встречу «Витя Лом», за плечами рюкзак, на шее ружье.

Мы остановились, «Лом» высыпает из рюкзака полкуля свежемороженого хариуса и говорит, мужики меняю на сало, достает кружку и тут понеслось: спирт, сало, домашние соленья, строганина из рыбы. Просидели до обеда. Охотник гостеприимно предложил поехать к нему на базовое зимовье, переночевать, попариться в бане. Мы только ЗА!

По дороге запахло «массой», танк останавливается, открывается пассажирский люк, валит дым, пахнет проводкой…опять материм комплектующие! Поколупались и тронулись. Приехали на место, на берегу реки просторная изба. Сразу начали кочегарить баню, мороз крепчал.

Заходим в избу, снимаем шапки, одежду, переглядываемся друг на друга и начинаемся смеяться- за время в дороге лица загорели, а от солнечных очков остались белые полосы, мы стали похожи на енотов. Испытав таежную баню падаем спать. На утро даем пару кусков сала Сергею и двигаем дальше.

К обеду добираемся до неизвестного нам перевала, пытаемся заскочить на него, но снежный покров не позволяет, машина тонет. Эх, сейчас бы широкую гусеницу! Замеряем толщину снега…, более трех метров. Едем дальше по долине. Через пару дней добираемся до тофаларского поселка, останавливаемся в нем на сутки и выдвигаемся в сторону дома. На обратном пути стартер все таки сдулся, поставили запасной.

Скажу честно, я всю дорогу немного переживал, испытывал небольшое волнение за «Мотолыгу», если бы что-то случилось и мы пошли пешком, то было бы не очень приятно смотреть в глаза своим товарищам. Но испытания в целом прошли успешно. МТЛБ – очень надежная машина, хотя самое важное – это прослойка между шлемофоном и педалями.

О всех недостатках мы рассказали нашим специалистам, чтобы учесть их в последующей сборке. Однозначно ясно одно: при покупке МТЛБ нельзя жалеть денег на приобретение небольшого ЗИПа, в основном мелочевки, прокладок, сальников, фильтров, термостатов и т.д.

Вот так мы испытали свое изделие и я с полной гордостью скажу, что мы ручаемся за качество своего производства и за команду своих специалистов.

Заместитель директора,Максим

История создания мтлб

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с обеспечением плавучести машины. Гусеницы МТЛБ имеют низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости.

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

https://www.youtube.com/watch?v=uVUik4Q1qdM

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Модификации вездехода

Основные модификации техники:

  • базовый вариант МТЛБ (по армейской классификации «Объект 6»);
  • версия МТЛБВ, предназначенная для эксплуатации на севере и оснащенная гусеничными лентами с увеличенной шириной;
  • модификации МТЛБВН и МТЛБВНС «Алтай», рассчитанные на гражданское применение;
  • вариант МТЛТВМ1К для погранвойск, адаптированный для работы в условиях высокогорья (отличается 310-сильным дизелем и улучшенным отопителем).

В конце 90-х гг. предприятие «Муромтепловоз» разработало усовершенствованное шасси МТЛБМ, которое поставляется в армию. Базовый вариант оборудован башней от колесного бронетранспортера БТР-80, существует версия с дополнительным автоматическим гранатометом АГС-17.

Часть списанных с армейского хранения вездеходов прошла восстановительный ремонт и была продана гражданским потребителям. Например, версия КТМ-10 оснащается корпусом с распашными дверцами кабины водителя, устанавливается дополнительная защита днища. По отдельному заказу монтируется гусеница с резино-металлическими шарнирами или специальная лента с увеличенной шириной звена, лучше приспособленная для движения в условиях бездорожья.

На основе МТЛБу выпускалась модификация 1В14, предназначенная для командиров батарей самоходной артиллерии. Внутри закрытого бронированного корпуса расположены места для 6 членов экипажа, в состав силовой установки входит 300-сильный дизель ЯМЗ-238Н.

Предусмотрена установка пулемета ПКМБ с боекомплектом 1250 выстрелов, в корпусе прорезаны лючки, позволяющие вести огонь членам экипажа из личного оружия. Версия 1В15М, предназначенная для командиров дивизионов, оснащается комплектом улучшенных наблюдательных приборов и средств связи.

После распада СССР гусеничные вездеходы стали использоваться вооруженными силами бывших республик. Например, Украина разработала самоходную установку с блоками неуправляемых снарядов С8 калибром 80 мм. Российский вариант 6МБ, базирующийся на шасси МТЛБМ, оборудован поворотным модулем с автоматической пушкой калибра 30 мм.

Вездеходы СОБ (или Собовка, аббревиатура может расшифровываться как «транспорт старшего офицера батареи») выпускались в Болгарии и Польше (КШМ-81 «Дельфин» и WDSz соответственно). В 90-х гг. на базе МТЛБ польскими конструкторами была создана модернизированная машина Opal-I, оборудованная дизелем SW0680/167/1 и оригинальной башней с крупнокалиберным пулеметом.

На основе корпуса и ходовой части вездехода была создана модель МТЛБу, отличающаяся введением дополнительного катка.

https://www.youtube.com/watch?v=cYb-KAhqijM

На основе удлиненного шасси строится самоходная гаубица «Гвоздика» и минометный комплекс «Дева». Всего на базе МТЛБ конструкторами СССР, России и стран Восточной Европы создано более 100 модификаций, при этом часть версий выпущена в единичных экземплярах, а некоторые построены крупными серийными партиями. Параллельно начинается вытеснение техники новыми вездеходами (например, Витязь), имеющими повышенную грузоподъемность.

Модификации машины мтлб

Вездеход МТЛБ — универсальная машина, на которую можно устанавливать различные устройства, передвижные лаборатории, буровые установки за счет базы из 7 катков шасси. Тягач используется не только на вооружении ВС России, но также применяется в нефтегазовой отрасли, георазведке в качестве транспорта по бездорожью и воде.

Применяя различные модификации бронетранспортера можно добиться использования тягача не только для перевозки грузов и десанта, но и в качестве командно-штабного передвижного пункта. Или как МТ-ЛБВ-Н для с/х нужд.

Разработано свыше 80 вариантов модификаций, например:

  • базовым вариантом является МТЛБУ;
  • многоцелевой тягач — МТ-ЛБу-Н;
  • вездеход с расширенной кабиной — МТ-ЛБу-М;
  • пожарное транспортное средство на гусеничном тракте, в т. ч. авианаводчик-разведчик — МТ-ЛБу-ГПМ-10;
  • насосная станция — МТ-ЛБу-ПНС-1;
  • вездеход для лесопожарных нужд — МТ-ЛБу-ЛПВ;
  • и другие виды.

МТЛБ создавался, как универсальная платформа, на которую можно устанавливать боевые орудия и гаубицы. Однако в ходе испытаний стало понятно, что 6 катков не в состоянии вынести нагрузку, а корпус не позволяет монтировать тяжелое вооружение или ПВО. Поэтому корпус удлинили, установив седьмое колесо, заменили старый мотор, что позволило увеличить параметры грузоподъемности.

В обновленной машине способны размещаться десять пассажира и личный состав, либо боевые припасы. На основании этих факторов тягач стал популярен не только у военных, но и у гражданского населения.

Мотолыга — это легкая, но мощная машина, предназначенная для выполнения различных задач — от перевозки гражданских лиц до транспортировки грузов. Высокий запас хода, отличные технические характеристики и проходимость дают возможность использовать вездеход практически в любых условиях местности.

Боевая машина МТЛБ: технические характеристики вездехода
Гусеничная пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10

Мт-лб — видео

Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42 — вид слева

Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42 — вид справа

Разработанный в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода «Многоцелевой транспортер/тягач легкий бронированный» выпускался в течение нескольких десятилетий и в итоге стал одной из самых распространенных машин в армии Советского Союза. Первоначально на МТ-ЛБ возлагались сугубо транспортные задачи: перевозка грузов и личного состава, а также буксировка артиллерийских орудий.

Однако в дальнейшем, благодаря удачной конструкции, легкий транспортер стал основой для массы новых бронемашин различного назначения. Общее количество модификаций машины МТ-ЛБ превышает два десятка, а количество типов боевой и вспомогательной техники на ее базе приближается к пятидесяти.

МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант с пушкой МТ-12 Рапира

Описание всех вариантов модернизации и переделки базового транспортера займет отдельную книгу, поэтому ограничимся лишь модификациями, в которых машина МТ-ЛБ сохранила свои изначальные функции. Иными словами, в этой статье пойдет речь только о вариантах обновления машины, которые по-прежнему предназначены для перевозки людей и грузов.

Первой модернизацией базовой машины стал проект МТ-ЛБВ, появившийся немного позже исходного. Литера «В» в названии расшифровывается как «вездеходный». Дело в том, что при использовании оригинальных гусениц шириной 350 мм тягач имеет хорошую проходимость и небольшую удельную нагрузку на грунт.

Тем не менее, на мягких поверхностях наподобие глубокого снега или болота базовый МТ-ЛБ резко теряет ходовые качества. Для исправления этой ситуации была создана новая гусеница шириной 565 мм. Благодаря применению этой гусеницы удельное давление на грунт стало меньше, чем у человека.

Вездеходный тягач претерпел небольшие изменения, в результате которых получил название МТ-ЛБВМ и стал основой для целого семейства многоцелевых машин. От предыдущих вариантов машины его отличало вооружение. Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на МТ-ЛБВМ установили более крупный открытый боевой модуль с зенитным пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм.

Несколько лет назад появилось очередное обновление «линейки» вездеходных транспортеров под названием МТ-ЛБ ВМК. В ней вместо пулемета НСВТ используется крупнокалиберный «Корд». Также был выполнен и запущен в производство проект установки нового более мощного двигателя (300-310 л.с.), нового оборудования связи и т.п. Такая модернизация обозначается как МТ-ЛБ ВМ1К.

Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла»

Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80

Стоит отметить, после распада Советского Союза Харьковский тракторный завод остался в независимой Украине, что соответствующим образом сказалось на поставках МТ-ЛБ в армию России. Для восполнения потерь производство тягачей было налажено на муромском заводе «Муромтепловоз».

Там же было создано большинство современных модификаций машины. В настоящее время в списке выпускаемой заводом продукции имеется несколько модификаций МТ-ЛБ. Кроме того, предприятие предлагает ремонт и модернизацию находящихся в эксплуатации машин с приведением их к определенному виду.

Основой для всех новых машин, выпускаемых «Муромтепловозом», стал транспортер МТ-ЛБМ («Объект 6М»). Эта модификация бронемашины фактически представляет собой базовый вариант тягача с рядом технических и технологических доработок, связанных с производством техники на новом заводе. Тем не менее, и без серьезных изменений МТ-ЛБМ смог стать основой для нескольких машин транспортного назначения.

В локальных конфликтах последних десятилетий тягачи МТ-ЛБ нередко использовались не только как гусеничные грузовики или буксиры, но и в качестве бронетранспортеров для перевозки личного состава. Бронированный корпус и наличие оборонительного вооружения позволяли тягачам частично выполнять функции бронетранспортеров.

Конечно, такая замена не была полноценной – броня МТ-ЛБ ощутимо уступала защите БТР-60 или БТР-70. Однако при необходимости солдаты ездили и на тягачах. Уже в девяностых годах окончательно сформировалась концепция, в соответствии с которой планировалось развивать машины МТ-ЛБМ.

Станция засечки ядерных взрывов К-612-О на базе МТ-ЛБ

Санитарный вариант МТ-ЛБ

Первым был создан «Объект 6МА». Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на него поставили боевой модуль от бронетранспортера БТР-80. Благодаря такой модернизации многоцелевой тягач вдобавок к родному 7,62-мм пулемету получил 14,5-мм пулемет КПВТ. Вскоре на «Муромтепловозе» спроектировали еще несколько вариантов МТ-ЛБМ с различным вооружением, смонтированном в башне, заимствованной у бронетранспортера:

— «Объект 6МА1», комплекс вооружения которого расширился автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»;

— «Объект 6МА2». Эта версия тягача лишена пулемета КПВТ, вместо которого предлагалось устанавливать 23-мм автоматическую пушку 2А14 (автомат зенитной установки ЗУ-23);

— «Объект 6МА4», являющийся своеобразным гибридом проектов «6МА1» и «6МА2». На нем планировалось устанавливать пулемет ПКТ, пушку 2А14 и гранатомет АГС-17.

Логическим концом линейки «6МА» стал «Объект 6МА3», чье вооружение вплотную приблизилось к оружию боевых машин пехоты. Это были 30-мм гранатомет АГС-30, пулемет ПКТ, а также четыре пусковые установки противотанковых ракет «Корнет». При этом бронемашина по-прежнему могла перевозить людей или грузы.

Машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» в окопе. Тактические учения 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, июль 2003 г.

Почти одновременно и параллельно с линейкой машин на основе «Объекта 6МА» развивалось другое направление. Его основой стал транспортер «Объект 6МБ», оснащенный боевым модулем, заимствованным у бронетранспортера БТР-80А. Эта башня изначально несет 30-мм автоматическую пушку 2А72 и пулемет ПКТ.

При помощи такой модернизации планировалось значительно поднять боевой потенциал МТ-ЛБМ и тем самым компенсировать недостаточный уровень бронезащиты, поскольку при помощи автоматической пушки экипаж машины мог бы обстреливать противника, не входя в его зону поражения. «Объект 6МБ» тоже стал основой для нескольких вариантов с различным вооружением:

— «Объект 6МБ2». В дополнение к автоматической пушке и пулемету эта машина могла получить гранатомет АГС-17;

— «Объект 6МБ3» и «Объект 6МБ4». На башню БТР-80А предлагалось монтировать 23-мм пушку ГШ-23, крупнокалиберный пулемет «Корд» и гранатомет АГС-30. Друг от друга проекты отличались компоновкой агрегатов и рядом других моментов.

МТ-ЛБ с устройством для самоокапывания на позиции боевого охранения. Чечня, май 2000 г.

Одна из командно-штабных машин управления 42 мсд в развернутом, «рабочем» виде. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

Данные о производстве машин на базе «Объекта 6М» отсутствуют. Судя по имеющейся информации, все они так и остались на стадии опытных образцов, которым не удалось заинтересовать заказчика. Причиной этого, скорее всего, стали недостаточный уровень защиты базовой бронемашины, наличие полноценных специально разработанных бронетранспортеров и боевых машин пехоты, а также сложное финансовое состояние вооруженных сил.

Большой интерес представляют модификации «Объект 6М1» и «Объект 6М2», разработанные «Муромтепловозом» и «Курганмашзаводом» соответственно. В ходе этих модернизаций базовая машина МТ-ЛБМ получила новые двигатели мощностью до 300-310 лошадиных сил, новые системы трансмиссии и т.д.

Согласно открытым сведениям, в серию пошла только машина от «Муромтепловоза». Она оснащается 310-сильным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 с механической трансмиссией, которые позволяют ей при возросшей массе иметь такие же ходовые характеристики, как и у базовых машин.

Моторное отделение МТ-ЛБ

На базе «Объекта 6М1» или МТ-ЛБ М1 были созданы две легкие бронемашины, которые сейчас доступны для заказа. Первая из них, МТ-ЛБ М1А7 вооружена крупнокалиберным пулеметом «Корд» с боекомплектом в 1050 патронов, пулеметом ПКТ с 2000 патронами и гранатометом АГС-17 с запасом на 200 выстрелов.

Второй многоцелевой тягач под названием МТ-ЛБ М1Б2 оснащается 30-мм пушкой 2А42, пулеметом ПКТ и гранатометом АГС-17. Боекомплект состоит из 300 снарядов, 2000 патронов и 200 гранат. Вооружение установлено на башне со стабилизатором 2Э36, заимствованной у бронетранспортера БТР-80А.

Обе новые машины, как и ранее, способны перевозить личный состав. Одновременно с тремя членами экипажа на МТ-ЛБ М1А7 и МТ-ЛБ М1Б2 могут ездить восемь и шесть человек соответственно. При этом сохраняется возможность буксировки груза, например, артиллерийского орудия. При необходимости экипаж машин может применить дымовые гранатометы 902В «Туча».

Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

Машина управления артиллерии 1В14М. Вооружена пулеметом ПКМБ. На бортах закреплены круглые дымовые шашки, очень похожие на мины. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

Ставшая независимой Украина смогла сохранить производство бронемашин МТ-ЛБ и даже провести несколько модернизаций. Примечательно, что основной задачей конструкторов Харьковского конструкторского бюро по машиностроению тоже было повышение боевых качеств транспортера.

Украинцы пошли по пути развития транспортных возможностей и фактически сделали несколько новых боевых машин пехоты на базе многоцелевого тягача. При этом, в отличие от российских инженеров, украинские пришли к выводу о необходимости повышения не только огневой мощи, но и уровня защиты. Модернизированный таким образом транспортер уже мог стать полноценной боевой машиной наподобие бронетранспортеров или БМП.

Первым вариантом такого обновления стал проект МТ-ЛБР6. С машины сняли родную башенку и поставили на ее место полноценный пушечно-пулеметный боевой модуль. В башне с одним рабочим местом наводчика установили 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и спаренный пулемет КТ-7,62 (ПКТ украинского производства).

Для экономии места внутри бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по бокам от самого орудия. В лобовой проекции ящики боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами. Непосредственно перед ними предусмотрены шесть дымовых гранатометов «Туча».

Уровень защиты машины МТ-ЛБР6 был повышен при помощи разнесенного бронирования, устанавливаемого поверх собственного корпуса машины, и кевларового подбоя. Кроме того, ходовая часть закрыта противокумулятивными экранами. Обновление многоцелевого транспортера привело к заметному увеличению веса, что было компенсировано новым более двигателем мощностью около 310 лошадиных сил.

МТ-ЛБР6 — украинский бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе. Установлены новый дизельный двигатель, новая одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча»).

Похожим образом была создана модификация МТ-ЛБР7, однако от предыдущей машины она отличается составом вооружения. Вместо оригинальной орудийной башни на ней предложили монтировать боевой модуль «Штурм». Специально разработанный для унификации бронетехники модуль вооружен пушкой ЗТМ-1, пулеметом КТ-7,62, автоматическим гранатометом АГС-17, дымовыми гранатометами и пусковыми установками противотанковых ракет «Конкурс-М».

Последней на данный момент украинской модификацией машины МТ-ЛБ является бронетранспортер МТ-ЛБМШ. В соответствии с этим проектом базовая машина получила новый 360-сильный двигатель и боевой модуль «Шквал». Вооружение этого модуля похоже на «Штурм» – автоматические пушка и гранатомет, а также пулемет и дымовые гранатометы.

МТ-ЛБМШ — украинский БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал». Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты.

Как видим, в последние годы улучшение многоцелевого транспортера МТ-ЛБ в основном шло при помощи усиления вооружений. В локальных конфликтах последних десятилетий эти машины нередко использовались в качестве транспорта для личного состава, в связи с чем возникла надобность в защите от нападения из засад.

Вообще стоит отметить, что большинство стран-эксплуатантов МТ-ЛБ, предпринимая попытки улучшить имеющиеся у себя машины, ограничивалось установкой более мощного вооружения. К примеру, польские лицензионные копии тягача MT-LB сходили с конвейера оснащенными крупнокалиберными пулеметами ДШКМ.

Вероятно, причиной популярности именно такого пути развития многоцелевой бронемашины стали особенности ее тактической ниши. В отличие от бронетранспортеров и боевых машин пехоты, МТ-ЛБ предназначались для перевозки личного состава и грузов вдали от переднего края и имели достаточные для этого характеристики.

Поэтому силовая установка машин долгое время оставалась прежней, а бронирование не менялось ввиду отсутствия соответствующей необходимости. Когда МТ-ЛБ начали осваивать «профессию» бронетранспортера, стали появляться соответствующие модификации с другими двигателями, оружием и защитой.

Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10

Однако задолго до начала локальных конфликтов последних лет многоцелевые машины МТ-ЛБ успели стать основой для массы систем. На шасси МТ-ЛБ монтировалось оборудование зенитных ракетных комплексов («Стрела-10»), самоходных минометов («Тунджа», «Тунджа-Сани» и т.п.), машин радиационной и химической разведки (РХМ и РПМ), противотанковых ракетных комплексов («Штурм-С») и т.п.

Однако после таких обновлений многоцелевые бронемашины теряли свое изначальное предназначение и уже не могли перевозить грузы или личный состав помимо экипажа или расчета систем вооружения. Тем не менее, Многоцелевой транспортер легкий бронированный оказался популярной базовой машиной. Как уже говорилось, на его основе было создано почти полсотни различных машин.

Лучник-Э

Особенности эксплуатации

Перед началом зимней эксплуатации необходимо слить все замерзающие жидкости, радиатор заправить антифризом. Проверить работоспособность предпускового отопителя, отвернуть болт крепления дренажной трубки и слить конденсат. При хранении транспортера на открытых площадках при температуре воздуха ниже -15°С рекомендуется снимать батареи на ночь. Для защиты платформы от снега использовать штатный брезентовый чехол.

При эксплуатации вездехода в условиях пустынь и степей необходимо регулярно проверять уровень электролита в батареях и доливать дистиллированную воду. После 20-30 часов работы дизеля (по счетчику) следует промывать фильтр и удалять скопившуюся грязь из бункера циклона.

В горных условиях требуется заправить систему охлаждения антифризом, если в контуре используется вода, то она сливается на ночь. При обнаружении в радиаторе следов накипи следует промыть узел специальными реагентами, растворяющими отложение. Уровень электролита в аккумуляторах необходимо проверять через 3-4 дня эксплуатации, для доливки использовать дистиллированную воду.

Тактико-технические характеристики мт-лб

Экипаж, чел.: 2Десант, чел.: 11Годы эксплуатации: с 1964Количество выпущенных, шт.: более 9600Компоновочная схема: трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой

Вес МТ-ЛБ

— 9,7 тонн; 12,2 тонн с грузом

Размеры МТ-ЛБ

— Длина корпуса, мм: 6399—6509- Ширина корпуса, мм: 2820—2865- Высота, мм: 1835—1890- База, мм: 3700- Колея, мм: 2500- Клиренс, мм: 395—415

Броня МТ-ЛБ

— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 14

Вооружение МТ-ЛБ

— Прицелы: ПП-61Б- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ

Двигатель МТ-ЛБ

— Тип двигателя: ЯМЗ-238В- Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость МТ-ЛБ

— Скорость по шоссе, км/ч: 61,5- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 5—6 на плаву- Запас хода по шоссе, км: 500- Удельная мощность, л. с./т: 19,7—24,7- Тип подвески: независимая торсионная- Удельное давление на грунт, кг/см²:

Устройство и конструкция

Машина МТЛБ оснащается корпусом, сваренным из стальных листов, линии стыка герметизированы, что позволяет технике преодолевать водные преграды. В передней части расположены места водителя и второго члена экипажа, двигатель находится в центральной части корпуса.

КПП вынесена в нишу перед отсеком управления и закрыта шумоизоляционным кожухом из стального листа. В задней части транспортера находится грузовая платформа, на военной технике предусмотрено отделение для перевозки десанта (поворотная башня с вооружением стоит над отделением управления).

Силовой агрегат смещен в сторону относительно оси симметрии, мотор установлен на подрамнике через резиновые подушки, снижающие уровень вибраций. Выхлопной коллектор левого блока используется для работы эжекторного очистителя воздуха.

На двигателе установлен генератор переменного тока мощностью 3,5 кВт, оснащенный выпрямителем и регулятором напряжения.

Предусмотрена внешняя светотехника автомобильного типа, в кабине водителя и грузовом отсеке применены плафоны освещения.

Фотообзор новенького мтлб с нсвт

Фотообзор внешнего вида и внутреннего интерьера новеньких МТЛБ с пулемётом НСВТ

Частые поломки и ремонт

Распространенные дефекты и способы восстановления работоспособности:

  1. Увеличенный расход моторного масла при одновременном падении мощности и появлении дымного выхлопа указывают на износ поршневой группы дизеля. Ремонт заключается в переборке агрегата с заменой вышедших из строя деталей.
  2. При эксплуатации из-за неправильного натяжения происходит постепенное разрушение гусеничной ленты, отверстия под пальцы разбиваются и принимают очертания эллипса. Восстановить детали нельзя, требуется установка новой гусеницы.
  3. Из-за несвоевременного технического обслуживания разрушается направляющий элемент торсиона, через щели начинает вытекать смазка. Для восстановления работоспособности необходимо вырезать изношенную направляющую и приварить новый узел, поскольку закрепить втулку в старом гнезде невозможно.
  4. Резиновые кольца катков изнашиваются и повреждаются острыми кромками камней, боковины алюминиевого диска истираются зубцами гусеницы, имеющей неправильное натяжение. Амортизирующие кольца можно поменять при условии сохранения бортов на колесах, если элементы стерты, то необходима замена опорных колес в сборе.
  5. Фильтрующий блок при несвоевременной очистке начинает пропускать мелкую пыль, которая попадает в цилиндры и масляный поддон, вызывая преждевременный износ трущихся частей. Из-за увеличения зазоров падает мощность и ухудшается запуск, мотор нуждается в проведении капитального ремонта.
  6. При движении по лесу корпус вездехода подвергается воздействию веток, которые счищают краску и повреждают элементы светотехники. Металл начинает ржаветь, но сквозные отверстия не появляются из-за большой толщины деталей (7-14 мм). Рекомендуется периодически освежать лакокрасочное покрытие и своевременно менять разбитые стекла в фарах, поскольку вода разрушает отражатели.

Эксплуатация

Транспортер-Тягач универсальный МТЛБу
Фото МТЛБу.

Тягач — вездеход активно использовался во времена войны в Афганистане, в разных других вооруженных конфликтах в странах бывшего СССР и ближнего зарубежья.

Срок службы техники зависит от правильной эксплуатации и своевременного ремонта.

В техническом описании и в инструкции по эксплуатации МТЛБ написано, что нужно производить ежедневную проверку всех узлов и механизмов, проверять отдельные его части до и после преодоления водных преград.

Периодичность и виды ТО:

  • контрольный осмотр – перед выездом и на всех остановках;
  • ежедневное ТО – после окончания работ;
  • ТО 1 – после 800 — 1000 км пробега;
  • ТО 2 – после 2400 — 3000 км;
  • сезонное ТО – подготовка к летнему и зимнему сезону.

Heavy Mover профильСамодельный гусеничный вездеход — описание, план изготовления, инструменты и видео.

Технические характеристики самосвала ЗИЛ-130 тут.

Хотите узнать, как сделать снегоход из мотоблока?

А еще интересно:  КРЫЛО ВАЗ 2121 21214 ПЕРЕДНЕЕ ПРАВОЕ АВТОВАЗ
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *