ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА

SECU-3T revCU6 USB с MAP

SECU-3 — блок управления двигателем внутреннего сгорания. Проект открытый (доступны чертежи, схемы, прошивки и т. п.), в котором может принять участие любой желающий. Лицензия использования аппаратного обеспечения TAPR Open Hardware License, программного обеспечения — GNU GPL.

Система создавалась киевлянином Алексеем Шабельниковым с 2006 года практически в одиночку. Изначально это был сугубо утилитарный проект, направленный на улучшение характеристик автомобиля Москвич-2140, принадлежавшего автору. Примерно с 2012 года у автора появились последователи и проект стал развиваться как открытый. Однако все равно большинство работ выполняется автором самостоятельно. Проект финансируется в основном за счет продажи автором готовых блоков системы и, частично, на спонсорские взносы последователей.

За все годы существования проекта микропроцессорным ядром системы были о остаются микроконтроллеры семейства ATmega. Поскольку проект стартовал задолго до появления популярной платформы Arduino, то он не совместим с ней ни аппаратно (по используемым выводам и тактовым частотам) ни программно (по загрузчику и используемым модулям языка C), в отличие от другого аппаратного обеспечения на тех же микроконтроллерах (например, аппаратное и программное обеспечение проекта RepRap). Автор со своей стороны считает нецелесообразным портировать проект на Arduino. Программное обеспечение проекта достаточно сильно привязано к периферийным устройствам (особенно — таймерам) и системе команд микроконтроллеров ATmega и его портирование на другие, более производительные платформы, например STM затруднено.

По состоянию на 2020 год проект развивается и представляет собой систему, пригодную для установки на автомобили, а также мототехнику, «из коробки», то есть лицами, не имеющими достаточных знаний области программирования микроконтроллеров.

Система SECU-3 традиционно используется любителями старых автомобилей, для улучшения характеристик карбюраторных двигателей или их апгрейда до впрыска (известно несколько реализаций на SECU-3 впрыска на «Запорожцы»), а также любителями мотоциклов «Урал» и «Днепр». Пригодна для апгрейда двигателей малокубатурной мототехники. Известно применение SECU-3 на двигателе авиамодели.

А еще интересно:  КОМБИНАЦИЯ ПРИБОРОВ ГАЗ 3110 3302 БИЗНЕС С 1 Й ЖК ДВЕРЬЮ ЕВРО 3 АТПП

Структурная схема блока SECU-3T

Структурная схема блока SECU-3L

Устройство управляет зажиганием, впрыском топлива и различным навесным оборудованием ДВС. В частности, способен управлять воздушной заслонкой карбюратора при помощи шагового двигателя, с поддержкой прогревочных оборотов ДВС. Управляет составом смеси на карбюраторе (по типу систем AXTEC AFR), ЭПXX, ЭМР, бензонасосом, шаговым дозатором газа с обратной связью по датчику кислорода и другими исполнительными устройствами. Оригинальные возможности по переназначеню функций входов/выходов блока. Плавное управление оборотами вентилятора охлаждения двигателя. Возможность изменения основных настроек и таблиц в реальном времени (на ходу) и переключения между 2 или 4 наборами таблиц. И другие возможности и функции (см. ниже).

На данный момент есть 5 модификаций блока:

Устройство выполнено на 8-битном AVR микроконтроллере ATMega644 Архивная копия от 11 октября 2015 на Wayback Machine, с 64кБ постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), 4кБ оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) и работающего на тактовой частоте 20 МГц. В последних версиях используется микроконтроллер ATmega 1284 c удвоенным объемом памяти, ввиду добавления новых функций памяти старого контроллера стало не достаточно. На данный момент есть информация что автор ведет работу по портированию и разработке блока на процессорах семейства STM32 . Включает в себя аналоговые и дискретные входы, микросхему для предварительной обработки сигнала с датчика детонации (ДД) (кроме блока SECU-3L и SECU-3 Micro), формирователь сигнала с датчика начала отсчета (ДНО) (кроме блока SECU3 Micro), формирователь сигнала с датчика положения коленчатого вала (ДПКВ), интерфейс с компьютером и выходы управления исполнительными устройствами.

Структурная схема системы с блоком SECU-3T:

ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА

Блок схема системы SECU-3 (версия SECU-3T)

На следующем рисунке показана структурная схема системы с блоком SECU-3L (Lite):

ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА

Блок схема системы SECU-3 (Lite версия)

Пример схемы включения блока SECU-3T для управления впрыском топлива

Структурная схема системы с блоком SECU-3 Micro:

Структурная схема системы с блоком SECU-3i (пример, не отражает все возможности системы):

ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА

Структурная схема системы с блоком ЭСУД SECU-3i

Главное окно программы SECU-3 Manager (версия 3.4)

SECU-3 Manager v4.5, вкладка «Параметры и монитор» (полноэкранный режим)

SECU-3 Manager v4.5, редактирование таблиц на кладке «Данные прошивки»

SECU-3 Manager v4.5, табличный режим редактирования карт УОЗ

Пример схемы включения блока SECU-3T для управления одновременным или попарно-параллельным впрыском на 4-цилиндровом ДВС показан на рисунке ниже. Используются высокоомные форсунки и актуатор РXX шагового типа. Справа в таблице (на рисунке) показаны выводы внешнего разъема, которые нужно переназначить на указанные функции в программе SECU-3 Manager.

ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА

Пример схемы включения блока SECU-3T для одновременного или попарно-параллельного впрыска. Высокоомные форсунки, шаговый РXX

Схема включения блока ЭСУД SECU-3i несколько более сложная (это только пример и он не отражает всех возможностей данного блока). На схеме показано подключение датчиков, форсунок, катушек зажигания, шагового РXX, клапана продувки адсорбера, бензонасоса и т. д.

ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА

Схема включения блока SECU-3i (пример)

Условные обозначения и сокращения:

GPL, TAPR OHL Архивная копия от 24 мая 2015 на Wayback Machine с одним дополнением: использование разработок в коммерческих целях без письменного согласия автора запрещено Архивная копия от 14 ноября 2016 на Wayback Machine.

Доработка алгоритмов впрыска топлива, добавление поддержки распределенного фазированного впрыска, доработка ПО для блока ЭСУД SECU-3i и его испытания.

Возможности текущей прошивки связанные с впрыском:

В более поздних прошивках добавлены алгоритм расчета по ДМРВ.

Долговременная адаптация по датчику кислорода.

Поддержка датчика температуры выхлопных газов.

Первая версия SECU-3, успешно управляющая зажиганием автомобиля автора А. Шабельникова была запущена в октябре 2007 года. С того времени проект получил множество новых функций и способов синхронизации. Система эволюционировала из контроллера управления зажиганием (МПСЗ) в систему управления двигателем (ЭСУД). Всё время активно поддерживается автором.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *