Содержание
Особенности карбюратора Нивы 2121
Если речь идет о карбюраторе, то следует знать, что данная деталь так названа из-за того, что ее основное функциональное назначение – карбюрация или смешивание. Действительно, в карбюраторе происходит смешивание топливной жидкости с воздухом. Помимо этого, регулируется подача полученной смеси в двигательные цилиндры.
Механизм карбюрации зависит от конструкции самого карбюраторного устройства. Так, стоящий на Ниве 2121 «родной» карбюратор состоит из:
- поплавковой камеры (от уровня топливной жидкости в этом устройстве зависит оптимальное функционирование системы холостого хода и переходных систем всех камер);
- жиклера (основной дозирующей детали, через которую в дозированных количествах поступает в карбюратор топливная жидкость и воздух, их еще называют форсунками, или пробками);
- диффузоров (они представляют собой сужения в карбюраторных патрубках обеих камер, они нужны для повышения скорости прохождения воздуха к смесительным камерам);
- дроссельной заслонки (регулятора проходного сечения канала механического типа, что предназначается для изменения количества топливной жидкости или газа, проходящего по этому каналу).
Теория
Движок сквозь диффузор сосет воздух, а через жиклер топлива – и определенное количества бензина. От объема движка зависят и объемы засасываемых воздуха и топлива. Поэтому тенденция: под больший объем движка ставить маленький жиклер. И если придется устанавливать подобный карбюратор Солекс 21073 на движок малого объема (к примеру, 1,5), то штатные жиклеры бедные (то есть – дают ненасыщенную смесь).
Поэтому, можно сказать, что все начинается с топливного жиклера – его подборки и настройки. После, уже во вторую голову, к нему нужно подобрать воздушный. Начинать – строго с первой камеры, пока не настроили, второй заниматься не рекомендуется ни в коем случае.
Какой карбюратор лучше подойдет для Нивы 2121
- Солекс.
- Озон.
Как утверждают специалисты, эти модели карбюраторов практически одинаковы. Но отличия все же есть:
- Озон не оснащен вакуум-корректором.
- Солекс функционирует без экономайзера.
В чем же заключается важность каждой из указанных карбюраторных устройств? Рассмотрим их функциональные особенности:
- вакуум-корректор предназначается для поворота столика, размещенного внутри тамблера, в результате чего изменяется угол опережения зажигания;
- экономайзер представляет собой теплообменник, что должен предварительно подогревать воду, которая подается в паровой котел.
Хотя подходят обе модели карбюраторных устройств, многие специалисты склоняются к мысли, что Озон намного привередливее, чем Солекс. Это объясняется индивидуальными отличиями в их конструкциях.
Особенности конструкции карбюратора Солекс на Ниву 2121
На вседорожник Ниву 2121 прекрасно подходит карбюраторное устройство модели Солекс с серийным номером 21073-110-7010. По отзывам опытных автомехаников, карбюратор этой модели отличается высоким уровнем надежности, так как легко поддается регулировке. Рассмотрим его особенности:
- эмульсионный тип;
- двухсекционная поплавковая камера, в которой секции соединяются между собой;
- две камеры, оборудованные дроссельными заслонками и дозировочными системами;
- переходные системы для обеих камер;
- для первой камеры предусмотрена система холостого хода.
Устройство Солекса разделено на две половины – нижнюю и верхнюю. К нижней относится корпус карбюратора, к верхней – его крышка. В нижних частях каждой половины есть поворотные заслонки с приводом механического типа. А в верхней части еще одна заслонка – для подачи воздуха. Начинает функционировать с помощью специального тросика, соединенного с вакуумной системой пуска.
Солекс удобен тем, что для его регулировки понадобится минимальный набор инструментов, поэтому ее можно проводить практически в любых условиях.
Пусковое устройство
Рычаг 4 (рис. 2-86) управления воздушной заслонкой имеет три профиля. Его наружная кромка 4.3 воздействует на рычаг 11 управления дроссельными заслонками через регулировочный винт 10 и обеспечивает запуск холодного двигателя и необходимое далее повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя. Внутренние профили 4.1 и 4.2 воздействуют на рычаг 6 воздушной заслонки и допускают ее открытие при промежуточных положениях рычага 4 на определенную величину. При повороте рычага 4 управления воздушной заслонкой против часовой стрелки расширяющийся паз освобождает штифт рычага 6 воздушной заслонки, и за счет возвратной пружины 7 заслонка будет удерживаться полностью закрытой. Одновременно рычаг4 кромкой 4.3 приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры.
Рис. 2-86. Пусковое устройство карбюратора:
1 – диафрагма; 2 – регулировочный винт; 3 – шток диафрагмы; 4 – рычаг управления воздушной заслонкой; 4.1 – нижний профиль паза рычага 4 для ограничения максимального приоткрывания воздушной заслонки; 4.2 – верхний профиль паза, обеспечивающий механическое открытие воздушной заслонки; 4.3 – кромка рычага 4 для обеспечения пускового зазора дроссельной заслонки первой камеры; 5 – воздушная заслонка; 6 – рычаг воздушной заслонки; 7 – возвратная пружина воздушной заслонки; 8 – трос привода воздушной заслонки; 9 – стопор регулировочного винта; 10 – регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 11 – рычаг привода дроссельных заслонок; 12 – дроссельная заслонка первой камеры; В – пусковой зазор у воздушной заслонки; С – пусковой зазор у дроссельной заслонки.
Ось воздушной заслонки 5 смещена, поэтому воздушная заслонка после запуска двигателя может приоткрываться потоком воздуха, растягивая пружину 7, чем обеспечивает обеднение смеси.
Разрежение из задроссельного пространства воздействует на диафрагму 1 и штоком 3 приоткрывает воздушную заслонку. Регулировочный винт 2 позволяет регулировать величину приоткрывания воздушной заслонки.
Максимальная величина приоткрывания воздушной заслонки при запуске и прогреве двигателя зависит от промежуточных положений рычага 4 управления воздушной заслонки или от ширины паза этого рычага.
Особенности конструкции карбюратора Озон на Ниву 2121
- С серийным номером 2107-110-7010-10 отличается тем, что данный карбюратор:
- не оборудован вакуум-корректором.
- С серийным номером 2107-110-7010-20 отличается тем, что это устройство:
К общим особенностям конструкции Озона обеих моделей следует отнести:
- Прочный массивный корпус (благодаря этому карбюраторное устройство практически не деформируется).
- Топливные жиклеры с большим диаметром (это предполагает использование Озона для топливной жидкости невысокого качества).
- В системе холостого хода оснащен запорный клапан электромагнитного типа.
- Вторая камера с дроссельной заслонкой имеет пневматический привод.
- Пусковое устройство с диафрагмой.
- Система управления механического типа оборудована тросовым приводом, что ведет к воздушной заслонке первой камеры.
- Ускорительный насос с шариковыми клапанами.
Хотя отсутствие в нем экономайзера с мощными режимами снижает динамические характеристики транспортного средства и не экономит расход топлива.
1. Блок подогрева карбюратора. 2. Дроссельная заслонка первой камеры. 3. Патрубок отсоса картерных газов. 4. Рычаг привода ускорительного насоса. 5. Кулачок привода ускорительного насоса. 6. Диафрагма ускорительного насоса. 7. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов. 8. Корпус карбюратора. 9. Диафрагма экономайзера мощностных режимов. 10. Электромагнитный запорный клапан. 11. Топливный жиклер холостого хода. 12. Патрубок слива топлива в бак. 13. Крышка карбюратора. 14. Патрубок подачи топлива. 15. Главный воздушный жиклер первой камеры. 16. Воздушная заслонка. 17. Распылители ускорительного насоса. 18. Диафрагма пускового устройства. 19. Регулировочный винт пускового устройства. 20. Регулировочный винт количества смеси холостого хода. 21. Патрубок обора разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания. 22, 23. Патрубки отбора разрежения в систему рециркуляции отработавших газов. 24. Регулировочный винт качества смеси холостого хода. 25. Регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры. 26. Рычаг управления воздушной заслонкой. 27. Рычаг воздушной заслонки. 28. Главный воздушный жиклер второй камеры. 29. Эмульсионная трубка. 30. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры. 31. Топливный фильтр. 32. Игольчатый клапан поплавковой камеры. 33. Корпус карбюратора. 34. Дроссельная заслонка второй камеры. 35. Рычаг дроссельной заслонки второй камеры. 36. Главный топливный жиклер второй камеры. 37. Рычага привода дроссельной заслонки второй камеры. 38. Поплавок. 39. Рычага привода дроссельных заслонок. 40. Рычаг блокировки второй камеры.
На автомобилях ВАЗ-21213 устанавливается карбюратор модели 21073-1107010.
Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, блокировку второй камеры. В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой, переходная система второй камеры, экономайзер принудительного холостого хода, экономайзер мощностных режимов, диафрагменный ускорительный насос с механическим приводом и диафрагменное пусковое устройство.
Карбюратор состоит из двух корпусных деталей: корпуса 33 и крышки 13 карбюратора. Во входной горловине первой камеры установлена воздушная заслонка 16 пускового устройства. На оси воздушной заслонки жестко установлен рычаг 27 с двумя штифтами, на один из которых надета возвратная пружина. Второй штифт входит в фигурный паз рычага 26 управления воздушной заслонкой. На наружную кромку рычага 26 опираются регулировочный винт 25 приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры и штифт рычага 40 блокировки второй камеры.
В крышке 13 карбюратора установлены игольчатый запорный клапан 32 подачи топлива, поплавок 38, топливный фильтр 31, патрубок 14 подачи топлива в поплавковую камеру. К приливу крышки 13 крепится крышка пускового устройства с диафрагмой 18 в сборе со штоком. В крышку завернут электромагнитный запорный клапан 10 с топливным жиклером холостого хода. В корпусе 33 карбюратора отлиты большие диффузоры и установлены малые легкосъемные диффузоры, отлитые заодно с распылителями главных дозирующих систем. В корпусе 33 установлены распылители 17 ускорительного насоса с шариковым клапаном, главные воздушные жиклеры 15 и 28 с эмульсионными трубками 29 в эмульсионных колодцах, заборная трубка переходной системы с топливным жиклером. В эмульсионные колодцы завернуты главные топливные жиклеры 36. В приливы корпуса карбюратора устанавливаются регулировочный винт полноты закрытия дроссельной заслонки 34 второй камеры, а также регулировочный винт 20 количества смеси холостого хода с электроприводом конечного выключателя экономайзера принудительного холостого хода. В корпус завернут регулировочный винт 24 качества смеси холостого хода.
К приливу корпуса 33, образующему рабочую полость ускорительного насоса, четырьмя винтами крепится крышка ускорительного насоса с рычагом 4 привода в сборе с диафрагмой 6 насоса. К корпусу крепится также винтами крышка экономайзера мощностных режимов с рабочей диафрагмой 9. На диафрагму воздействует пружина. В корпус карбюратора под диафрагмой 9 установлены топливный жиклер 7 и клапан экономайзера мощностных режимов.
В нижней части корпуса 33 установлены на осях дроссельные заслонки 2 и 34. На оси дроссельной заслонки первой камеры установлены: рычаг 39 привода дроссельных заслонок с регулировочным винтом 25 приоткрывания заслонки и с рычагом 40 блокировки второй камеры; рычаг 37 привода дроссельной заслонки второй камеры; возвратная пружина и кулачок 5 ускорительного насоса. На оси дроссельной заслонки второй камеры установлен рычаг 35 дроссельной заслонки.
Блокировка второй камеры не допускает открывания дроссельной заслонки второй камеры на любом режиме работы двигателя, если полностью не открыта воздушная заслонка. Блокировка исключает работу второй смесительной камеры при непрогретом двигателе.
1. Регулировочный винт пускового устройства. 2. Диафрагма пускового устройства. 3. Шток пускового устройства. 4. Электромагнитный запорный клапан. 5. Топливный жиклер холостого хода. 6. Главный воздушный жиклер первой камеры. 7. Воздушный жиклер холостого хода. 8. Распылитель главной дозирующей системы первой камеры. 9. Воздушная заслонка. 10. Распылитель ускорительного насоса. 11. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры. 12. Впрыскивающая трубка эконостата. 13. Главный воздушный жиклер второй камеры. 14. Воздушный жиклер переходной системы второй камеры. 15. Крышка карбюратора. 16. Игольчатый клапан. 17. Патрубок слива топлива в бак. 18. Жиклер перепуска топлива в бак. 19. Топливный фильтр. 20. Патрубок подачи топлива в карбюратор. 21. Диафрагма экономайзера мощностных режимов. 22. Шариковый клапан экономайзера мощностных режимов. 23. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов. 24. Поплавок. 25. Топливный жиклер эконостата с трубкой. 26. Топливный жиклер переходной системы 2-й камеры с трубкой. 27. Эмульсионная трубка второй камеры. 28. Главный топливный жиклер второй камеры. 29. Дроссельная заслонка второй камеры. 30. Дроссельная заслонка первой камеры. 31. Блок подогрева карбюратора. 32. Регулировочный винт качества смеси холостого хода. 33. Патрубок отсоса картерных газов. 34. Патрубок отбора разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания. 35. Патрубок отбора разрежения к клапану рециркуляции (второй патрубок условно не показан). 36. Главный топливный жиклер первой камеры. 37. Эмульсионная трубка первой камеры. 38. Обратный шариковый клапан ускорительного насоса. 39. Диафрагма ускорительного насоса. 40. Рычаг привода ускорительного насоса. 41. Тяга привода воздушной заслонки. 42. Кронштейн крепления оболочки тяги. 43. Регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры. 44. Рычаг привода дроссельных заслонок. 45. Рычаг управления воздушной заслонкой. 46. Шариковый клапан подачи топлива. 47. Кулачок привода насоса. а. Воздушный канал пускового устройства. b. Канал балансировки поплавковой камеры. с. Воздушный канал экономайзера мощностных режимов. d. Топливный канал экономайзера мощностных режимов. е. Выходные отверстия переходной системы второй камеры. f. Отверстие воздушного канала холостого хода. g. Отверстия воздушных каналов системы холостого хода. h. Отверстие переходной системы первой камеры. I. Схема работы карбюратора на режиме полной нагрузки. II. Схема работы пускового устройства. III. Схема работы карбюратора на холостом ходу. IV.Схема работы карбюратора на режимах дросселирования. V.Схема работы ускорительного насоса.
Главная дозирующая система запитывается из поплавковой камеры, в которую топливо поступает через игольчатый клапан 16. Через главные топливные жиклеры 36 и 28 топливо поступает в эмульсионные колодцы. При достаточных разрежениях в распылителях главных дозирующих систем топливо смешивается в эмульсионных колодцах с воздухом, поступающим через главные воздушные жиклеры 6 и 13, и в виде эмульсии всасывается в диффузоры смесительных камер. На режиме дросселирования работает только главная дозирующая система первой камеры. Вторая начинает открываться и работать, когда дроссельная заслонка первой камеры откроется более чем на две трети.
Система холостого хода обеспечивает необходимый состав горючей смеси на холостом ходу. При этом дроссельные заслонки 30 и 29 закрыты. Топливо из эмульсионного колодца главной дозирующей системы поднимается по топливному каналу, проходит топливный жиклер 5, смешивается с воздухом из воздушного жиклера 7 и проточного канала и далее поступает под винт 38 качества смеси в задроссельное пространство.
Переходная система первой камеры обеспечивает плавный переход работы двигателя с холостого хода на режимы дросселирования. В момент открытия дроссельной заслонки первой камеры щель h переходной системы попадает под разрежение. Из нее также будет поступать эмульсия, обеспечивая плавный переход.
Переходная система второй камеры обеспечивает плавный переход работы двигателя в момент начала открытия дроссельной заслонки второй камеры. В этот момент отверстия попадают под разрежение; топливо из поплавковой камеры через жиклер 26 поднимается по трубке вверх, из воздушного жиклера 14 подмешивается воздух, и эмульсия по эмульсионному каналу поступает через выходные отверстия под дроссельную заслонку.
Экономайзер мощностных режимов предотвращает изменение степени обогащения смеси за счет пульсации разрежения под дроссельной заслонкой, особенно при уменьшении частоты вращения коленчатого вала когда возрастает пульсация и уменьшается разрежение. Шариковый клапан 22 экономайзера закрыт, пока диафрагма 21 удерживается разрежением под дроссельной заслонкой. При значительном открытии дроссельной заслонки 30 разрежение несколько снижается, и пружина диафрагмы открывает клапан. Топливо проходит через клапан, жиклер 23 экономайзера, добавляется к топливу, проходящему через главный топливный жиклер 36, и выравнивает обогащение смеси.
Ускорительный насос диафрагменного типа, с приводом от кулачка на оси дроссельной заслонки первой камеры. При резком открытии дроссельной заслонки кулачок нажимает на рычаг 40 и через пружину в толкателе действует на диафрагму 39, преодолевая сопротивление возвратной пружины. Диафрагма подает топливо через шариковый клапан подачи и впрыскивает его через распылители 10 в смесительные камеры. При обратном ходе диафрагмы под действием возвратной пружины из поплавковой камеры засасывается топливо через обратный шариковый клапан 38 в рабочую полость ускорительного насоса.
Кулачок 47 имеет специальный профиль, который обеспечивает двойной впрыск. Причем второй впрыск совпадает с началом открытия дроссельной заслонки второй камеры.
Пусковое устройство обеспечивает приготовление богатой горючей смеси при запуске холодного двигателя. При повороте рычага 45 управления воздушной заслонкой за тягу 41 против часовой стрелки наружная кромка рычага 45 за регулировочный винт 43 приоткрывает дроссельную заслонку 30 первой камеры. Одновременно расширяющийся паз рычага 45 освобождает штифт рычага воздушной заслонки, и она за счет возвратной пружины будет удерживаться полностью закрытой. Ось воздушной заслонки смещена, поэтому воздушная заслонка после запуска двигателя может приоткрываться потоком воздуха, растягивая пружину, чем обеспечивает обеднение смеси.
Разрежение из задроссельного пространства, воздействуя на диафрагму 2, может за шток 3 приоткрывать воздушную заслонку. Регулировочный винт 1 позволяет регулировать величину приоткрывания заслонки.
Экономайзер принудительного холостого хода отключает систему холостого хода на принудительном холостом ходу (торможение автомобиля двигателем, движение под уклон, переключение передач), чем исключает выбросы окиси углерода в атмосферу.
Экономайзер включает в себя концевой выключатель, установленный на регулировочном винте 20 (см. рис. в начале статьи) количества смеси холостого хода, электромагнитный запорный клапан 10, электронный блок управления и электрические провода присоединения приборов.
На принудительном холостом ходу, если частота вращения коленчатого вала начинает возрастать, то напряжение на обмотку электромагнитного клапана 4 подается электронным блоком управления до тех пор, пока частота вращения вала не превысит 2100 об/мин, хотя концевой выключатель и замкнут на «массу». При более высокой частоте вращения электронный блок управления выключает питание на электромагнитный запорный клапан, в результате прекращается подача топлива в систему холостого хода.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя на принудительном холостом ходу до 1900 об/мин вновь начинает подаваться питание электронным блоком управления на обмотку клапана, и он открывает подачу топлива через жиклер холостого хода, хотя концевой выключатель и замкнут на «массу».