Относительно сложная схема распределения момента от ДВС на колеса объясняется универсальным предназначением Нива 2121 – при грамотном использовании на ней комфортно передвигаться в городе и по раскисшему проселку.
Обеспечиваются подобные свойства наличием раздаточной коробки с блокировкой межосевого дифференциала, дополняющих 4- или 5-ступенчатую «механику», в зависимости от года выпуска.
Рычаг, находящийся ближе к торпедо, отвечает за отключение/включение межосевого дифференциала, второй «малый» рычаг управляет демультипликатором и имеет 3 положения: повышенный и пониженный ряды, а также нейтраль.
Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение:
- корпус;
- корпус дифференциала;
- валы;
- муфты;
- сальники;
- сателлиты;
- шестерни;
- фланцы;
- рычаги.
Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем. Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом. Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.
Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу.
Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту. Конструкция характерна для модификаций 21213 и 21214, причем последняя дополнительно комплектуется приводом датчика скорости.
В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.
Содержание
Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121
Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:
- передняя – от себя;
- задняя – к себе.
Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.
Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце.
Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.
Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП.
Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени. Остановить Ниву 4х4 сможет при этом только диагональное вывешивание колес, поскольку штатная межколесная блокировка не предусмотрена.
Выполняя перечисленные операции, нельзя давать волю физической силе. Попытка «протолкнуть» передачу с высокой вероятностью обернется дорогостоящим ремонтом.
Возможные проблемы
Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:
- вибрации по кузову в движении;
- вибрации при старте;
- гула;
- шума при маневрировании;
- тугого включение режимов.
Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.
Видео управление раздаткой
1 – вилка муфты блокировки дифференциала; 2 – шток вилки блокировки дифференциала; 3 – защитный чехол штока; 4 – стопорная шайба; 5 – втулка оси рычага; 6 – ось рычага; 7 – стопорный болт вилки; 8 – выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала; 9 – шток вилки переключения передач; 10 – рычаг блокировки дифференциала; 11 – дистанционная втулка; 12 – ось рычага переключения передач; 13 – кронштейны; 14 – вилка муфты переключения передач; 15 – рычаг переключения передач; 16 – втулка пружины фиксатора; 17 – пружина и шарик фиксатора; 18 – фланец ведущего вала; 19 – передняя крышка; 20 – сальник ведущего вала; 21 – упорное кольцо подшипника; 22 – передний подшипник ведущего вала; 23 – шестерня высшей передачи; 24 – муфта переключения передач; 25 – картер раздаточной коробки; 26 – шестерня низшей передачи; 27 – задний подшипник ведущего вала; 28 – установочное кольцо заднего подшипника ведущего вала; 29 – ведущий вал; 30 – втулка; 31 – ступица; 32 – задняя крышка; 33 – задний подшипник промежуточного вала; 34 – промежуточный вал; 35 – подшипник вала привода заднего моста; 36 – задний подшипник дифференциала; 37 – фланец; 38 – сальник вала привода заднего моста; 39 – задний корпус дифференциала; 40 – опорная шайба шестерни; 41 – шестерня привода заднего моста; 42 – ось сателлитов; 43 – стопорное кольцо; 44 – пружинная шайба; 45 – кронштейн подвески; 46 – упорная шайба сателлита; 47 – картер привода переднего моста; 48 – сателлит; 49 – ведомая шестерня дифференциала; 50 – передний корпус дифференциала; 51 – стопорное кольцо; 52 – пружинная шайба; 53 – передний подшипник корпуса дифференциала; 54 – муфта блокировки дифференциала; 55 – установочное кольцо переднего подшипника дифференциала; 56 – маслоотражатель; 57 – сальник вала привода переднего моста; 58 – подшипник вала привода переднего моста; 59 – фланец вала привода переднего моста; 60 – вал привода переднего моста; 61 – пробка слива масла; 62 – ведомая шестерня привода спидометра; 63 – роликовый подшипник промежуточного вала; 64 – заливная пробка; 65 – ведущая шестерня привода спидометра.
Разборка и сборка раздаточной коробки
Сливаем масло из раздаточной коробки и очищаем ее от грязи.
Ослабляем гайку фланца ведущего вала (см. Замена сальников валов раздаточной коробки).
Аналогично ослабляем гайки двух других фланцев. Снимаем корпус шестерни привода спидометра (см. Снятие корпуса шестерен привода спидометра и датчика скорости автомобиля ВАЗ-21214 (корпуса шестерни привода спидометра автомобиля)).
Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек картера привода переднего моста.
Снимаем рычаг блокировки дифференциала и пластиковые втулки оси.
Снимаем выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала (см. Замена выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала).
Снимаем со штока вилки блокировки дифференциала пружину рычага.
Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки картера привода переднего моста.
Снимаем крышку и прокладку.
Вынимаем пружину и вытряхиваем из гнезда картера шарик фиксатора.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем стопорный болт вилки муфты блокировки дифференциала.
Вынимаем болт с пружинной шайбой.
Отворачиваем до конца ослабленную ранее гайку крепления фланца и снимаем шайбу.
Сжав щипцами, вынимаем стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста.
Вынимаем вал в сборе из картера.
С переднего конца вала снимаем маслоотражатель и упорное кольцо.
Головкой «на 13» отворачиваем восемь гаек крепления задней крышки к картеру раздаточной коробки.
Детали вала привода заднего моста и задняя крышка.
Соединение уплотнено прокладкой.
Ключом «на 10» отворачиваем четыре гайки крепления лючка.
Снимаем лючок и прокладку.
Снимаем со штока вилки переключения передач пружину рычага и сдвигаем чехол штока.
Внутри лючка накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.
При этом шарик фиксатора выпадает через боковое отверстие картера.
Пружину фиксатора вынимаем пинцетом.
Штоки вилки блокировки дифференциала и вилки переключения передач ваз 2121 уплотняются резиновыми кольцами. Покажем их снятие на примере кольца штока вилки переключения передач.
Накидным ключом «на 27» отворачиваем одну из гаек, удерживая от проворачивания валы за другую гайку ключом или головкой той же размерности.
Снимаем гайку и шайбу.
Отворачиваем вторую гайку, удерживая валы от проворачивания монтажной лопаткой, вставленной между болтами.
Снимаем гайку и шайбу. Снимаем фланец ведущего вала.
Снимаем упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала.
Ключом «на 13» отворачиваем три оставшиеся гайки крепления передней крышки раздаточной коробки.
Остальные гайки этой крышки были отвернуты при демонтаже крышки переднего подшипника ведущего вала, картера привода переднего моста и кронштейна рычага переключения передач.
Снимаем переднюю крышку раздаточной коробки ваз 2131 с дифференциалом.
Снимаем прокладку со шпилек картера раздаточной коробки.
Пассатижами снимаем установочное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала.
Разъединяем дифференциал нива 2121 и переднюю крышку раздаточной коробки.
Вынимаем (или выбиваем через выколотку из мягкого металла) из гнезда передней крышки наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала.
Снимаем пружинную шайбу.
Разъединяем передний и задний корпуса дифференциала.
При этом ведомая шестерня остается на переднем корпусе.
Сбиваем ее с корпуса через выколотку из мягкого металла.
Разъединяем ведомую шестерню и передний корпус дифференциала.
Щипцами разжимаем стопорное кольцо оси сателлитов и снимаем его.
Зацепив пассатижами за другое стопорное кольцо, вынимаем ось сателлитов.
Вынимаем опорную шайбу и сателлит из заднего корпуса дифференциала.
Вынув второй сателлит и его шайбу, извлекаем шестерню привода заднего моста.
Аналогично демонтируем кольцо заднего подшипника промежуточного вала.
Снимаем с вала ступицу муфты и шестерню высшей передачи.
Съемником спрессовываем передний подшипник ведущего вала.
Зажимаем промежуточный вал нива 2121 в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Таким же образом напрессовываем подшипник вала привода заднего моста, задний подшипник промежуточного вала, передний и задний подшипники ведущего вала. Ведущий и промежуточный валы устанавливаем в картер раздаточной коробки одновременно. Все уплотнительные прокладки смазываем тонким слоем силиконового герметика. Затянув гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов установленным моментом, стопорим гайки, вдавив их буртики в пазы хвостовиков валов. После сборки заливаем масло (см. Замена масла).
Узел крепления шпильки:
1 — картер; 2 — втулка; 3 — оставшаяся часть бобышки; 4 — шпилька
Ремонт крепления шпильки картера раздаточной коробки
У раздаточной коробки нива 2121 бывает лопается правая (длинная) бобышка, в которую запрессована специальная шпилька, крепящая коробку к кронштейну. Для ремонта можно выточить втулку из дюралюминия, как показано на рисунке, запилить все ребра на оставшейся части бобышки и опилить ее наружный диаметр, чтобы плотно посадить втулку. Установив в отверстие шпильку крепления, нужно напрессовать втулку до упора и приварить ее по периметру к корпусу коробки.
Определение причин вибрации и центрирование раздаточной коробки
Запоминаем скорость автомобиля нива 2121 и обороты двигателя, при которых возникает вибрация в зоне крепления раздаточной коробки.
На стоящем автомобиле переводим рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение и запускаем двигатель. Устанавливаем число оборотов коленчатого вала ваз 2121, соответствующее скорости автомобиля, при которой возникали вибрации. Если вибрация сохраняется, проверяем состояние и крепление опор силового агрегата.
Если вибраций не обнаружено, повторяем предыдущее испытание, включив прямую передачу в коробке передач нива 2131. Если на этот раз вибрация проявилась, неисправен промежуточный вал (ослабло крепление фланцев, заедание шарнира, трещины эластичной муфты и т.п.).
Если вибраций нет, разгоняем автомобиль чуть выше отмеченной скорости и переводим рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение. Причины вибрации в этом случае – дисбаланс межосевого дифференциала, переднего или заднего карданных валов, заедание их шарниров.
Также проверяем крепление раздаточной коробки к кузову: состояние резинометаллических опор (разрывы и отслоения резины недопустимы), затяжку гаек, отсутствие усталостных трещин на кузове.
Перед центрированием раздаточной коробки проверяем состояние опор силового агрегата и правильность их установки (центрирующие шайбы подушек двигателя должны входить в соответствующие отверстия боковых кронштейнов). Устанавливаем раздаточную коробку на автомобиль ваз 2121, не затягивая до конца гайки крепления кронштейнов ее подвески.
Перемещая раздаточную коробку в продольном, поперечном и вертикальном направлении (подтягивая или ослабляя гайки ее крепления), добиваемся минимального и равномерного зазора между фланцами промежуточного вала и ведущего вала раздаточной коробки (фланцы должны быть на одном уровне и параллельны друг другу). Зазор между полом кузова и опорами заполняем регулировочными прокладками и совмещаем центрирующие пояски фланцев, слегка сдвинув раздаточную коробку ваз 2131 вперед (на величину зазора между фланцами). Окончательно затягиваем гайки крепления опор раздаточной коробки.
Автомобиль высокой проходимости ВАЗ 2121 является надежным универсальным внедорожником. В отличие машин с одним ведущим мостом, он оборудован полным приводом, обладает высокой проходимостью. Устройство раздатки Нива 2121 обеспечивает условия для эксплуатации транспортного средства как на труднопроходимых трассах, так и в режиме городских улиц с интенсивным движением. Благодаря колесной формуле полноприводного авто, серия автомобилей производства АвтоВАЗ получила известность под названием «Нива 4х4».
Раздаточная коробка (другое название – демультипликатор) соединена непосредственно с коробкой передач, участвует в распределении вращения на оси вездехода и способствует увеличению момента при передаче на колеса транспортного средства.
Нива 2121 раздатка схема в разрезе
Функции раздаточной коробки
- Блокировка межосевого дифференциального механизма.
- Отключение одного моста.
- понижающей передачи.
- Распределение момента кручения на оси автомобиля.
- Обеспечение работы вала отбора мощности при установке дополнительных агрегатов.
Устройство раздатки Нивы 2121
В состав раздаточной коробки внедорожника Нива входят:
- валы – ведущий, промежуточный, привода заднего, переднего мостов;
- дифференциальный механизм;
- муфта переключения передач.
Два зубчатых колеса, жестко расположенные на ведущей оси раздатки, предназначены для включения повышенной или пониженной передач. При изготовлении ведущего вала, производится специальная термообработка в местах, где предполагается наибольшая нагрузка от работающих шестерен. Это необходимо для обеспечения достаточной прочности вала, с целью исключить возможные дефекты при эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях.
Конструкцией шестерен раздаточной коробки предусмотрены прямые и косые зубья, расположенные в два ряда. Косые зубья колес находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями, плотно сидящими на промежуточном валу. Прямые – соединены с муфтой переключения режимов. Муфта имеет три рабочих положения: среднее – нейтральное и соединение с одной из двух шестерен на ведущей оси.
Работа раздатки на Ниве 2121
По аналогии с коробкой передач, раздаточная коробка на джипе Нива Шевроле тоже имеет передачи. При включении соответствующих зубчатых зацеплений шестерен на валах обеспечиваются передаточные отношения, равные 1,2 и 2,135. При помощи дифференциального механизма обеспечивается перераспределение момента кручения между колесами, в соответствии с их сопротивлением движению.
Работа раздатки, во время движения внедорожника ВАЗ Нива по сухому ровному шоссе колеса машины вращаются с одинаковой скоростью. При этом передачи не включены, шестерни и муфта находятся в нейтральном положении. Как только условия движения транспортного средства ухудшились, включается раздатка на Ниве. Водитель при помощи специального рычага переводит на раздатке передачу на понижение, чтобы внедорожник уверенно продолжил движение со стабильной скоростью.
Как работает раздатка на Ниве 2121 в экстремальных условиях бездорожья. Опытные автолюбители умеют профессионально пользоваться раздаткой на Ниве. Они знают, что в таких ситуациях при помощи рычагов нужно блокировать шестерни дифференциала. Это необходимо для обеспечения равномерного вращения обоих валов ведущих мостов автомобиля с целью создания повышенной проходимости транспортного средства.
Описание возможных проблем с раздаткой
В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:
- Не включается передний мост.
- Перегревается раздатка.
- Утечки и повышенный расход масла раздатки.
- Несанкционированное отключение переднего моста.
Замена масла в раздатке Нива 2121
Для обеспечения работоспособности транспортного средства необходимо своевременно производить техническое обслуживание. замена масла входит в обязательный перечень работ по ТО машины. Для смены расходного материала в раздатке Нива 2121 потребуется трансмиссионное масло в объеме 0,8 – 1,5 литров.
Периодичность замены смазочной жидкости равна 45 000 км пройденного пути. Первая процедура проводится спустя 60 000 км, а далее – в соответствии с установленным графиком.
Внимание: При возникновении проблем с переключением передач, посторонних звуков, вибраций и колебаний необходимо проверить состояние, а также количество масла в раздаточной коробке и трансмиссии в целом.
Порядок замены масла в раздатке внедорожника Нива
- прогреть автомобильные системы и механизмы, для этого нужно завести мотор и проехаться на небольшое расстояние;
- установить машину на эстакаду или над специальной смотровой ямой;
- очистить заливную и сливную пробки раздатки от грязи и пыли;
- подставить под слив емкость для сбора отработанного материала;
- открутить пробки и слить жидкость;
- удалить металлические фрагменты, стружку, осколки и прочие элементы износа;
- завинтить пробку;
- залить в промывочную жидкость (около одного литра);
- запустить мотор;
- прогнать рычаг по передачам раздатки с небольшими задержками;
- выключить двигатель;
- слить промывочный состав;
- проверить уровень масла ;
- при необходимости добавить нужное количество.
Для раздатки внедорожника Нива 2121 чаще всего используются трансмиссионные масла известных брендов Mobil, ТНК, Castrol класса GL-4.
Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2121 служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля
На Ниве ставится раздаточная коробка двухступенчатая, с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом и ручным управлением.
В коробке две скорости (низшая и высшая) с передаточными числами 1,2 и 2,135 позволяют увеличить передаточные числа трансмиссии и удвоить общее количество передач, что увеличивает проходимость машины.
Межосевой дифференциал обеспечивает постоянный привод переднего и заднего ведущих мостов.
Так же сделана принудительная блокировка дифференциала, которая повышает проходимость автомобиля.
Блокировка дифференциала и переключение передач производится с помощью рычагов, установленных на раздаточной коробке.
В картере 25 раздаточной коробки, отлитом из алюминиевого сплава, на подшипниках установлены ведущий и промежуточный валы, валы привода переднего и заднего мостов и корпус дифференциала.
На ведущем валу свободно установлены косозубые шестерни высшей 23 и низшей 26 передач, имеющие зубчатые венцы и находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, который выполнен в виде блока шестерен.
Между шестернями 23 и 25 на валу неподвижно закреплена ступица муфты переключения передач 24, имеющая внешние шлицы, на которых установлена скользящая муфта.
При включении высшей передачи муфта переключения передач 24 стопорит на ведущем валу 29 свободно вращающуюся шестерню 23, а при включении низшей передачи стопорит шестерню 26.
Блок шестерен промежуточного вала 34 находится в постоянном зацеплении с косозубой ведомой шестерней 49, прикрепленной болтами к корпусу дифференциала, который состоит из двух частей.
На корпусе дифференциала на шлицах находится подвижная муфта 54 блокировки дифференциала.
Внутри корпуса дифференциала установлена ось с двумя сателлитами, находящимися в зацеплении с шестернями, которые связаны со шлицевыми концами валов привода переднего и заднего ведущих мостов автомобиля.
Вал привода переднего моста более длинный, чем вал заднего моста и имеет зубчатый венец для блокировки дифференциала.
При блокировке дифференциала подвижная муфта 54 соединяет вал с корпусом дифференциала.
Механизм переключения передач раздаточной коробки включает в себя: рычаг переключения 15, ползун, вилку, и шариковый фиксатор.
Рычаг шарнирно установлен на оси в проушинах кронштейна.
Рычаг имеет фигурный конец, который входит в паз ползуна и уплотняется в нем пружиной. На ползуне закреплена вилка, входящая в выточку муфты 24 переключения передач.
Шариковый фиксатор удерживает ползун в нейтральном и включенном положениях.
Привод блокировки дифференциала имеет устройство, аналогичное механизму переключения передач. Привод состоит из рычага 10, ползуна с вилкой и шарикового фиксатора.
Раздаточная коробка крепится к кузову автомобиля на двух опорах 45, установленных на осях. Каждая опора состоит из кронштейна, в котором запрессована резиновая подушка.
Под опоры раздаточной коробки устанавливаются регулировочные прокладки для центровки и правильной установки по отношению к коробке передач.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
— Причина неисправности
Вибрация пола в зоне передних сидений при трогании автомобиля с места и разгоне:
— Ослабли крепления раздаточной коробки и/или коробки передач
Подтяните крепления агрегатов, проверьте центровку раздаточной коробки относительно коробки передач
— Повреждены опоры раздаточной коробки, опора коробки передач
Замените опоры, отцентрируйте раздаточную коробку относительно коробки передач
— Нарушена центровка раздаточной коробки относительно коробки передач
— Деформированы болты и/или фланцы эластичной муфты
Замените деформированные детали (при необходимости – и промежуточный вал в сборе)
— Ослабли болты крепления эластичной муфты к ее фланцу на вторичном валу коробки передач и/или гайки фланца промежуточного вала к фланцу ведущего вала раздаточной коробки
Подтяните крепления, проверьте центровку раздаточной коробки относительно коробки передач
Вибрация пола в зоне передних сидений при движении автомобиля со скоростью 80–100 км/ч на прямой передаче:
— Повышенный дисбаланс промежуточного вала: нарушено взаимное расположение деталей при сборке, расслоение эластичной муфты, неправильная сборка или износ шарнира равных угловых скоростей, утеряны балансировочные шайбы под болтами эластичной муфты
Замените промежуточный вал в сборе
— Заедание шарнира равных угловых скоростей: отсутствует смазка в шарнире, деформированы его детали, неправильная сборка
Разберите шарнир, очистите детали, замените смазку. При сильном износе или деформации деталей замените промежуточный вал в сборе
— Заедание карданных шарниров переднего или заднего валов
Смажьте шарниры. Если смазка не устранила заедание, замените шарнир или вал в сборе
— Повышенный дисбаланс карданных валов
Замените валы в сборе
— Повышенный дисбаланс межосевого дифференциала из-за заводского дефекта или нарушения взаимного расположения деталей при сборке
Шум при движении в повороте или пробуксовке колес:
— Изношены или выкрошены зубья сателлитов или шестерен приводов мостов
Замените изношенные или сломанные детали
— Тугое вращение сателлитов на оси
Заусенцы на оси и в отверстиях сателлитов зачистите надфилем, изношенные и деформированные детали замените
— Износ сферической (внутренней) поверхности корпуса дифференциала
Замените корпус дифференциала или дифференциал в сборе
— Заедание шестерен приводов мостов в корпусе дифференциала
Замените изношенные и деформированные детали. Подбором опорных шайб установите осевой зазор шестерен 0–0,10 мм, контролируя момент сопротивления вращению
— Большой осевой зазор шестерен приводов мостов в корпусе дифференциала
Туго включаются передачи или блокировка дифференциала:
— Туго движется скользящая муфта на шлицах ступицы или корпуса дифференциала
Очистите шлицы от грязи, спилите заусенцы надфилем, детали со смятыми шлицами замените
— Забоины на зубьях прямозубых (малых) шестерен высшей и низшей передач, на зубьях муфт и шлицах вала привода переднего моста
Очистите детали, спилите заусенцы надфилем, детали со смятыми шлицами или изношенными зубьями замените
— Деформирована вилка или шток
Выправьте или замените детали
— Деформированы рычаги привода
— Заедание рычагов привода на осях
Разберите соединение, очистите детали от грязи, при необходимости замените ось рычага, ее втулки
— Слишком густое масло в раздаточной коробке
Используйте масло в соответствии с климатическими условиями
Самопроизвольное выключение передач или блокировки дифференциала:
— Повреждение или износ зубьев шестерен и муфт, забоины на шлицах
Замените изношенные муфты или шестерни. Забоины устраните надфилем
— Деформированы детали привода
— Пружины фиксаторов потеряли упругость, грязь в отверстиях фиксаторов, износ фиксаторов
Очистите детали, замените изношенные
Утечка масла из раздаточной коробки:
— Износ сальников
— Сильный износ, забоины на поверхностях валов и штоков, по которым работают сальники
Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте.
Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив под него дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала.
При значительных повреждениях – замените валы и сальники
— Ослабли крепления крышек картера раздаточной коробки, повреждены их прокладки
Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладки (можно использовать герметик)
— Неплотно завернуты пробки
Подтяните пробки (можно поставить их на герметик)
— Не затянута колпачковая гайка привода спидометра на раздаточной коробке
На чехле шарнира промежуточного вала видны следы смазки:
— Поврежден защитный чехол шарнира, ослабли его хомуты
Осмотрите шарнир, при наличии люфта – замените.
Если люфта нет, а грязи в смазке немного, не разбирая шарнир, удалите отверткой как можно больше смазки и заложите новую (ШРУС-4). Замените поврежденный чехол, подтяните (замените) хомуты
I. Включена высшая передача;II. Включена низшая передача;III. Дифференциал блокирован, включена низшая передача.
При движении автомобиля по дорогам с твердым покрытием и при хорошем сцеплении колес с полотном дороги следует двигаться на высшей передаче без блокировки дифференциала. При этом скользящая муфта 8 через ступицу 7 соединяет ведущий вал 12 с шестерней 6 высшей передачи, и крутящий момент будет передаваться с ведущего вала и ступицу на муфту 8 включения передач, затем через шестерню 6 высшей передачи на шестерню постоянного зацепления промежуточного вала и от нее на ведомую шестерню 29 и корпус 23 дифференциала. Корпус дифференциала через ось 26 и сателлиты 25 передает крутящий момент на шестерни 24 привода переднего и заднего мостов. Через эти шестерни крутящий момент передается на валы 22 и 32 привода переднего и заднего мостов. Величина передаваемого крутящего момента находится в прямой зависимости от нагрузки на мостах.
Для преодоления крутых подъемов, при движении по слабым грунтам, а также для получения устойчивой минимальной скорости движения на дорогах с твердым покрытием, необходимо включить низшую передачу. Переключать высшую передачу на низшую можно только после полной остановки автомобиля. При этом скользящая муфта 8 блокирует ведущий вал с шестер ней 9 низшей передачи, и крутящий момент от ведущего вала через муфту 8 и шестерню 9 передается на промежуточный вал. От вала 14 крутящий момент передается через шестерню постоянного зацепления на ведомую шестерню 29, корпус дифференциала и через ось 26 и сателлиты 25 на шестерни и валы привода переднего и заднего мостов.
Для преодоления труднопроходимых участков дорог следует блокировать дифференциал, т.е. соединить скользящей муфтой 31 зубчатый венец (шлицы) вала 32 привода переднего моста и корпус дифференциала. При этом дифференциал выключается, т.е. валы привода переднего и заднего мостов будут вращаться как одно целое, и на оба моста будет передаваться крутящий момент одной величины, что улучшает проходимость автомобиля.
Переключать низшую передачу на высшую и блокировать дифференциал можно во время движения автомобиля при любой скорости.
Переключение передач и блокировку дифференциала проводите при выключенном сцеплении.
В процессе эксплуатации автомобиля из-за износа или повреждения деталей карданной передачи, опор двигателя и раздаточной коробки может возникнуть вибрация раздаточной коробки.
Если вибрация раздаточной коробки и пола кузова ощущается в зоне передних сидений при трогании автомобиля с места и разгоне на I, II и III передачах, то следует проверить крепление и состояние болтов эластичной муфты, а также затяжку болтов крепления опор раздаточной коробки и задней опоры коробки передач.
Если вибрация раздаточной коробки появляется при движении автомобиля (наиболее характерно при скорости 80-90 км/час), то следует проверить затяжку болтов крепления не только указанных выше соединений, но также проверить состояние карданных шарниров промежуточного, переднего и заднего карданных валов.
Шумы при повороте автомобиля или пробуксовке колес возникают при повреждении или предельных износах деталей дифференциала раздаточной коробки.
Затрудненное переключение передач или блокировки дифференциала возможно при износе или повреждении муфт переключения и блокировки дифференциала или зубчатых венцов на шестернях и валах. Эта же неисправность возникает при деформации вилок и штоков привода раздаточной коробки. При очень длительной эксплуатации возможно заедание рычагов привода на осях из-за износа втулок и осей рычагов.
Чтобы предупредить указанные неисправности, следует правильно пользоваться раздаточной коробкой и своевременно и в полном объеме проводить техническое обслуживание автомобиля. Оно сведено к минимальному количеству операций и заключается в следующем: после пробега автомобилем первых 2000-3000 км, а также через каждые 30000 км пробега заменяют масло в раздаточной коробке, а через каждые 10000 км пробега проверяют уровень масла. Замену масла следует проводить после поездки, пока масло разогрето. Отработавшее масло сливают через отверстие, закрываемое пробкой 14 (см.рис. 14). Новое масло заливают через отверстие, закрываемое пробкой 17, до уровня нижней кромки этого отверстия.
Разработана следующая методика определения причин вибрации раздаточной коробки.
Испытание #1. Устанавливают рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение и заводят двигатель. Устанавливают частоту вращения коленчатого вала двигателя равной скорости автомобиля, при которой наступила вибрация. Если на стоящем автомобиле вибрация сохраняется, то следует проверить крепление и состояние опор двигателя, так как они являются причиной вибрации.
Испытание #2. Если при первом испытании вибрация не обнаружена, то устанавливают рычаги раздаточной коробки в нейтральное положение, заводят двигатель, включают в коробке передач прямую передачу и устанавливают частоту вращения коленчатого вала двигателя соответствующей скорости движения автомобиля, при которой наступала вибрация раздаточной коробки. Если на стоящем автомобиле при такой частоте вращения коленчатого вала вибрация наблюдается, то ее причиной является неисправность коленчатого вала (дисбаланс, изгиб болтов крепления или фланца эластичной муфты, заедание в карданном шарнире).
Испытание #3. Если при испытаниях #1 и #2 вибрация не обнаружена, то переходят к испытанию #3. Разгоняют автомобиль до скорости, при которой наступает вибрация, и устанавливают рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение. Если вибрация сохраняется, то ее причиной является неисправность переднего или заднего карданных валов (дисбаланс, заедание карданных шарниров) или дисбаланс межосевого дифференциала.
После ремонта автомобиля вибрация может происходить из-за неправильной центрации раздаточной коробки, когда не обеспечена соосность валов раздаточной коробки и коробки передач.
Центрация раздаточной коробки обеспечивается подбором регулировочных прокладок 44, которые устанавливаются под кронштейнами раздаточной коробки.
Трансмиссия
ВАЗ 2121, 21214, 2131 Нива
Оригинальный карданный промежуточный вал (промвал) для автомобилей семейства Лада 4×4 — ВАЗ 2121; 21213; 21214(м), 21218; 2129; 2329 «Пикап», 2131 Нива и ВАЗ 2120 «Надежда». Номер по каталогу 21213-2202010-00. Вес 3,1 кг
Цена:
5 800
руб.
Нет в наличии
Виброгаситель 21214-1001186 Нива Лада 4х4 (с кронштейнами)
Цена:
1 500
руб.
Кольцо маслоотражатель 2101-2402075 РЗМ ВАЗ 2101 2107 21214 2123 Лада Нива
ВАЗ 2101-2107, Нива
Цена:
20
руб.
Добавить в корзину
Кольцо уплотнительное полуоси 2121-2401065, Нива
Нива, Шевроле Нива
Кольцо уплотнительное полуоси для автомобилей семейства Лада 4х4 — ВАЗ 2121, 21213, 21214, 21218, 2131 Нива Урбан и Лада Нива/ВАЗ 2123 «Шевроле Нива» Номер по каталогу: 2121-2401065. Вес 0,01 кг
Цена:
25
руб.
Коробка раздаточная 21214-1800020-10 ВАЗ 2121, 21213, 21214(м), 2131 Нива
Товар поставляется под заказ
ВАЗ 21213, 21214, 2131 Нива
Коробка раздаточная с 2-хрядными подшипниками для автомобилей семейства Лада 4х4 — ВАЗ 2121, 21213, 21214(м), 21218, 2129, 2131 Нива. Номер по каталогу: 21214-1800020-10. Вес 28 кг Гарантия 6 мес. Настоящий завод, а не ведро с болтами.
Цена:
39 000
руб.
Крестовина карданного вала ОАО «Белкард», Нива, Шевроле Нива
Цена:
1 300
руб.
Маховик с венцом в сборе 2123-1005115 Шевроле Нива
Маховик с венцом в сборе для автомобилей ВАЗ 2123 «Шевроле Нива» (Chevrolet Niva») Совместно со сцеплением 21233-1601085 также может устанавливаться на автомобили ВАЗ 21213-21214(м), 21218, 2131 Нива. Номер по каталогу: 2123-1005115. Вес 6,6 кг.
Цена:
3 600
руб.
Мост задний в сборе 21213-2400012, Нива
ВАЗ 21213, 21214, 21218 Нива
Цена:
36 000
руб.
Мост задний в сборе 21214-2400012-00, ВАЗ 21214м, 2131м Нива, Урбан
ВАЗ 21214м, 2131м, Нива Урбан
Цена:
41 000
руб.
Независимое крепление (отвязка) редуктора переднего моста Нива Лада 4х4 (нижняя крышка картера, кронштейны привода, приварные кронштейны, полный комплект крепежа, герметик)
ВАЗ 2121, 21213, 21214 Нива
Цена:
3 700
руб.
Опора двигателя 3-я 21213-1001040 5-ступ. КПП, Нива
Опора двигателя 3-я (подушка) для автомобилей семейства Лада 4х4 — ВАЗ 21213, 21214, 21218, 2131 Нива с установленной 5-ступенчатой коробкой перемены передач (КПП). Номер по каталогу: 21213-1001040. Вес 0,85 кг
Цена:
750
руб.
Балка заднего моста 21213-2401010 ВАЗ 21213 21214 Нива чулок до 2010 г.
ВАЗ 21213, 21214 Нива
Цена:
9 500
руб.
Балка заднего моста 21214-2401010 21214-2401010-10 с АБС ВАЗ 21214м 2131м Нива чулок
ВАЗ 21214м, 2131м Нива
Цена:
11 400
руб.
Балка заднего моста чулок 2123-2401010, 2123-2401010-10 с АБС, ВАЗ 2123 «Шевроле Нива»
Цена:
12 300
руб.
Бесшумные рычаги раздаточной коробки «Нива-Комфорт» ВАЗ 2121 21214 Нива оригинал
Цена:
2 600
руб.
Вал ведущий коробки раздаточной РК 2121-1802025 ВАЗ 2121 21214 2123 Лада Нива
Цена:
14 500
руб.
Вал карданный 21214-2201012 SMProfi на крестовине Нива задний, Шевроле Нива передний и задний, Серп и Молот
«Серп и Молот», г. Саратов
Цена:
8 300
руб.
Вал карданный 2123-2201012-06-0 со ШРУС Нива задний, Шевроле Нива передний и задний КОНВЕЙЕРНЫЙ, Серп и Молот
ПАО «Серп и Молот», Саратов
Цена:
8 800
руб.
Вал карданный задний 21218-2201012 со ШРУС Нива Фора Бронто, Серп и Молот
Цена:
13 000
руб.
Вал карданный передний 21214-2203012 SMProfi на крестовине Нива, Серп и Молот
Цена:
8 200
руб.
Вал карданный передний 21214-2203012-01 со ШРУС ВАЗ 2121 Нива, Серп и Молот
Мне нужен вал с муфтой (джубой):
Цена:
3 400
руб.
Вал карданный промежуточный 2123-2202010 со ШРУС промвал с фланцем ВАЗ 2123 «Шевроле Нива», Серп и Молот
Цена:
8 700
руб.
Вал карданный промежуточный задний 2120-2204015 на крестовине с опорой в сборе, Нива
ВАЗ 2131, ВАЗ 2120 «Надежда»
Цена:
4 700
руб.
Вал карданный промежуточный задний 2120-2204015 со ШРУС с опорой промвал ВАЗ 2131 Нива 5Д, Серп и Молот
Цена:
8 650
руб.
Вилка блокировки дифференциала коробки раздаточной 2121-1803028 малая ВАЗ 2121 21214 2123 Лада Нива
Цена:
460
руб.
Герметик-прокладка 11225 силиконовый Автосил, 65 г
Цена:
70
руб.
Дифференциал коробка редуктора переднего моста 2123-2303018 в сборе, Нива, Шевроле Нива
Цена:
10 900
руб.
Заглушка корпуса ШРУС торцевая резинометаллическая карданного вала Серп и Молот D=54 мм
Серп и Молот, г. Саратов
Цена:
100
руб.
Картер корпуса блокировки крышка передняя РК 2121-1802232-10 под двухрядный подшипник № 3205, Нива
ВАЗ 1111 2108-2112, Нива
Цена:
30
руб.
Кольцо 45 стопорное 00001-0010690-76-0 коробки раздаточной, Нива
Цена:
650
руб.
Кольцо полуоси запорное 2123-2403084-10 ВАЗ 21214 2123 Лада Нива, АБС
Цена:
760
руб.
Кольцо пружинное 2101-1701035 + кольцо стопорное 2101-1701037 крепления приводов колес в РПМ и подшипника первичного вала КПП, Нива
2101-1701035 / 2101-1701037
Кольцо стопорное внутреннего ШРУСа 2121-2215084 ВАЗ 2121 21214 2123 Лада Нива
Цена:
15
руб.
Кольцо упорное ШРУСа 2121-2215082, Нива
Цена:
250
руб.
Коробка перемены передач КПП 5-ступенчатая 21074-1700010-43 Нива, АвтоВАЗ
ВАЗ 21213 21214 Нива
Цена:
29 300
руб.
Коробка раздаточная 2123-1800020-10 ВАЗ 2123 Шевроле Нива
Ваз 2123 Шевроле Нива
Цена:
43 900
руб.
Крестовина карданного вала Tirsan Kardan, Нива, Шевроле Нива
«Tirsan Kardan», Турция
Цена:
2 100
руб.
Цена:
200
руб.
Кронштейн рычага блокировки коробки раздаточной крышка верхняя 2123-1802236, Нива, Шевроле Нива
Цена:
220
руб.
Крышка картера нижняя редуктора переднего моста РПМ 2123-2301014-10 ВАЗ 2123 «Шевроле Нива»
Цена:
1 150
руб.
Крышка картера передняя редуктора переднего моста РПМ 2121-2301022, Нива
Цена:
410
руб.
Крышка корпуса коробки раздаточной со шпильками 2121-1802020, Нива, Шевроле Нива
Цена:
850
руб.
Крышка подшипника привода правая 2123-2303088 Шевроле Нива
Цена:
2 400
руб.
Механизм выбора передач КПП 2123-1703050 в сборе Шевроле Нива
ВАЗ 2101-07, 21213 21214 Нива
Цена:
2 300
руб.
Мост задний в сборе 2123-2400010-00 без АБС, 2123-2400010-10 АБС, ВАЗ 2123 «Шевроле Нива»
Цена:
45 000
руб.