Нива 4×4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Горит лампа давления масла
Как снять и отремонтировать маслонасос автомобиля Нива ВАЗ-2121
Снятие поддона картера и масляного насоса двигателя на автомобиле
Обычно масляный насос снимают для замены или ремонта. Замена или ремонт маслонасоса может быть вызван следующими причинами:
— недостаточное давление масла на холостом ходу при прогретом двигателе (износ шестерен маслонасоса или попадание посторонних предметов под редукционный клапан давления масла).
— резкое падение давления масла после наезда на препятствие, вызвавшего деформацию поддона (в этом случае может быть поломка приемника масла или трещина);
— большое давление масла на прогретом двигателе из-за заедания редукционного клапана.
Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.
Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера двигателя (смотрим статью – «Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера»).
В зазор между привалочными плоскостями блока цилиндров и поддона картера вставляем «трещотку» с головкой «на 13».
Отворачиваем два болта крепления масляного насоса к блоку цилиндров (для наглядности поддон картера снят)
Вынимаем болты крепления масляного насоса.
Отпустив масляный насос в поддон картера, снимаем поддон с насосом.
Снимаем прокладку поддона картера
Снимаем уплотнительную прокладку масляного насоса.
(При установке насоса нужно обязательно поменять прокладку)
Разборка и осмотр масляного насоса
Накидным ключом «на 10» отворачиваем три болта крепления приемного патрубка масляного насоса.
(Один из болтов короче других, при сборке установите на прежнее место)
Снимаем приемный патрубок с редукционным клапаном.
Снимаем редукционный клапан
Извлекаем пружину клапана
Вынимаем упорную шайбу.
Снимаем крышку насоса.
Вынимаем из корпуса насоса ведомую шестерню
Извлекаем ведущую шестерню с валиком привода
Промываем детали насоса бензином или керосином и продуваем сжатым воздухом.
При наличии трещин и сильном износе корпуса, крышки и шестерен заменяем насос.
Определите (подсчетом по результатам измерения диаметров) зазор между ведомой шестерней и ее осью.
Он должен быть 0,017–0,057 мм (предельно допустимый – 0,1 мм).
Измерьте плоским щупом зазор между зубьями шестерен: должен быть 0,15 мм (предельно допустимый – 0,25 мм).
Измерьте плоским щупом зазор между наружными диаметрами шестерен и корпусом: должен быть 0,15 мм (предельно допустимый – 0,25 мм).
Измерьте плоским щупом, приложив к плоскости линейку, зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса: должен быть 0,161–0,166 мм (предельно допустимый – 0,2 мм)
При проворачивании ведущего валика рукой шестерни должны вращаться плавно и без заеданий.
Измерив диаметры валика и отверстия в корпусе насоса, определите зазор между опорными поверхностями валика и корпуса.
Зазор должен быть 0,016–0,055 мм (предельно допустимый – 0,1 мм).
Осмотрите редукционный клапан. На поверхностях, сопрягаемых с крышкой насоса, не должно быть повреждений (забоин, заусенцев), вызывающих снижение давления в системе, а также загрязнений или отложений, которые могут привести к заеданию клапана.
Осмотрите пружину редукционного клапана. Она не должна иметь механических повреждений.
При возможности проверьте упругость пружины: высота пружины должна быть равной 20 мм при вертикальной нагрузке 60,4–65,2 Н (6,15–6,65 кгс).
Высота пружины в свободном состоянии – 38 мм.
Осмотрите крышку. На поверхностях, сопрягаемых с редукционным клапаном, корпусом и приемным патрубком, не должно быть повреждений (забоин, заусенцев), а также загрязнений или отложений, которые могут привести к уменьшению давления в системе и заеданию клапана.
Если на картере двигателя имеются следы ударов, особенно внимательно осмотрите приемный патрубок.
Трещины и механические повреждения не допускаются. Очистите от грязи и промойте уайт-спиритом сетку приемного патрубка.
Если сетку не удается очистить или она повреждена, замените ее или маслоприемник.
Замените изношенные или поврежденные детали. Соблюдая максимальную чистоту при сборке, установите снятые детали и насос в порядке, обратном снятию.
Не забудьте залить масло в двигатель.
Моменты затяжки соединений деталей при установке и ремонте маслонасоса
Как поменять масляный насос на ниве 21213 карбюратор
И так, статью пишу в первый раз, поэтому сильно не ругать=)
Почитав форум и пораскинув мозгами, решил произвести замену масляного насоса без снятия двигателя.
Предпосылки заключались в том, что к 199000 км пробега, давление выше 2 атм не поднималось:
К слову: машина естественно НИВА, 2131, двигатель 2130, двигатель не капиталился.
Позаимствовав гараж с ямой (иначе это было бы практически нереально сделать), я отправился за з/ч и «спец инструментом» в КЭМП. Были куплены: 1) сам насос 21213 550 р.; 2) прокладка поддона 50 р.; 3) крепление поддона 50 р.; 4) прокладка масляного насоса; 5) ключ с карданчиком 10″ 170 р. ; 6) фильтр MAN 150 р.; 7) масло mannol molibden benzin (смутила новая канистра и консистенция, а так давно на нем езжу) 700 р.
По приезду в гараж все подготовил и определился с инструментом:
Для ремонта понадобятся: 1) домкрат (гидравлический, ромбик или подкатной «по вкусу»); 2) купленный ключ; 3) большая трещотка; 4) маленькая трещотка; 5) головка 17″; 6) головка 13″ (под большую и маленькую трещотки); 7) головка 10″; 8) пассатижи; 9) щетки по металлу; 10) отвертка шлицевая; 11) молоток; 12) ключ накидной 13″; 13) ключ накидной 17″; 14) трубка 8-10″ или аналог; 15) шестигранник для слива масла; 16) нож; 17) удлинитель; 18) карданчик для большой трещотки; 19) тряпки.
Можно приступать к работе.
1) Снимаем защиту картера, пыльник и сливаем масло, чистим поддон по месту крепления:
Думаю, данные операции не нуждаются в особом объяснении, если вы решились заняться заменой маслонасоса.
2) Откручиваем подушки двигателя снизу. Справа можно подлезть трещоткой, слева будем трудиться рожковым, обладателям «привязанного» РПМ будет нужно его открутить и положить внутренними ШРУСами на оси нижнего рычага.
3) Ставим башмак под колесо (любое на выбор) и домкратим коробку до тех пор, пока болты подушек двигателя не выйдут из посадочных мест (около 1-2 см), при этом смотрим на шланги печки и привод заслонки, дабы ничего не оторвать/пережать, предварительно подложив что-либо между ней и домкратом:
4) Странно, что на форуме не упоминалось об этом, но следует разобрать сапун и вынуть маслоотделитель. Заодно можно его и почистить от отложений:
Я догадался только тогда, когда пытался собрать всю конструкцию обратно(((
5) Начинаем откручивать болты поддона. Я это сделал еще на неподдомкраченной, ключ везде подлезает:
К сожалению, кроме одного:
После поддомкрачивания его легко открутить маленькой трещоткой:
Когда все болты будут откручены, для снятия поддон потребует легких ударов ручкой молотка или киянки
6) Начинается самое интересное, на форуме это звучало так: «наощупь открутить насос». Так вот (там два болта на 13″, один спереди, другой сзади), обладателям больших рук это будет сделать не под силу. Со стороны масляного фильтра просовываем накидной ключ:
Можно использовать доработанный ключ от стартера:
И пытаемся открутить. Я использовал ключ- трубку 8″ как рычаг к 13″ ключу, как только «сорвал с места», дальше пошло руками.
7) После предыдущего пункта насос должен «упасть в поддон» и мы можем его вытащить. Я сначала сапун не разбирал и долго мучался, но умудрился вытащить.
8) Отдираем старую прокладку и ставим новую, ее временно закрепляем, чтобы не мешала установке поддона и насоса:
9) Чистим поддон (у меня оказался чистым, без отложений, видимо сказалась периодическая промывка соляркой, но это другая тема), кладем в него насос с прокладкой и ставим в обратной последовательности.
10) Правда весело насос обратно прикручивать, особенно наживлять?
11) Далее прикручиваем поддон, собираем сапун, меняем фильтр и масло и проверяем. В случае успеха вспоминаем меня)))
А вот что стало:
Бонусы: Для того, чтобы наживить болты поддона, просто докладываем в ключ две гаечки на 10″, если конечно ключик такой же. Просто так, накидным ключом насос не открутишь (второй болт), надо ключ стачивать чуть-чуть по внешнему радиусу:
Ну а для того, чтобы спустя какое-то время все же наживить болты насоса, следует их вставить в насос еще до установки и при этом зафиксировать от выпадения при установке. Я использовал продолговатые, тоненькие кусочки засохшего герметика.
Вот как-то так. На все про все (въехал/выехал из гаража) 3-3,5 часа.
Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-21213, ВАЗ-21214
Разборка масляного насоса
Определите (подсчетом по результатам измерения диаметров) зазор между ведомой шестерней и ее осью. Он должен быть 0,017–0,057 мм (предельно допустимый – 0,1 мм).
Измерив диаметры валика и отверстия в корпусе насоса, определите зазор между опорными поверхностями валика и корпуса. Зазор должен быть 0,016–0,055 мм (предельно допустимый – 0,1 мм).
Соблюдая максимальную чистоту при сборке, установите снятые детали и насос в порядке, обратном снятию. Не забудьте залить масло в двигатель.
Деталь – Резьба — Момент затяжки, Нм (кгс·м)
Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса М10×1,25 — 41,2-51,0 (4,2-5,2)
Гайка регулировочного болта клапана М12×1,25 — 43,3-53,5 (4,42-5,46)
Втулка регулировочного болта клапана М18×1,5 — 83,3-102,9 (8,5-10,5)
Болт крепления масляного насоса М8 — 21,66-26,75 (2,21-2,73)
Болт крепления поддона картера М6 — 5,10-8,20 (0,50-0,85)
Нива 4×4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Маслонасос увеличенной производительности
Нива 4×4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Валик привода масляного насоса (поросёнок)
Как поменять масляный насос на ваз 21213 карбюратор
Основные размеры деталей насоса и его привода приведены на рис. 2-68.
Снятие и установка
Если необходим ремонт только масляного насоса, снимите двигатель с автомобиля (см. подраздел «Снятие и установка двигателя»), установите на поворотный стенд, слейте масло из картера, переверните двигатель и снимите картер. Затем отверните болты крепления масляного насоса и снимите его вместе с приемным патрубком.
Операции по установке масляного насоса на двигатель выполняйте в последовательности, обратной снятию.
Разборка и сборка
Закрепите масляный насос в тисках осторожно, чтобы не повредить корпус, а затем:
- выверните болты крепления и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла;
- снимите крышку 3 (рис. 2-69) корпуса насоса и выньте из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.
Для сборки осторожно закрепите корпус насоса в тисках и выполните следующие операции:
- установите в корпус насоса ведущую шестерню с валиком, ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе;
- установите крышку насоса, редукционный клапан с пружиной и прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса.
Примечание. После сборки насоса при проворачивании ведущего валика рукой шестерни должны вращаться плавно и без заедания.
Проверка деталей насоса
После разборки все детали насоса промойте керосином или бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените новыми.
Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса (рис. 2-70), которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11-0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые значения, то замените шестерни, а при необходимости и корпус насоса.
Щупом и линейкой (рис. 2-71) проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066-0,161 мм (предельно допустимый 0,20 мм). Если зазор больше 0,20 мм, замените шестерни или корпус насоса в зависимости оттого, что подверглось износу.
Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее осью, который должен быть 0,017-0,057 мм (предельно допустимый 0,10 мм), а также между валиком насоса и отверстием в корпусе. Этот зазор должен быть 0,016-0,055 мм (предельно допустимый 0,10 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые, замените изношенные детали.
Проверка редукционного клапана
При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан. Обратите внимание на поверхности клапана и отверстия в приемном патрубке, так как возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых поверхностях могут привести к заеданию клапана.
На сопрягаемых поверхностях клапана и крышки насоса не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к уменьшению давления масла в системе.
Проверьте упругость пружины редукционного клапана, сравните полученные данные с приведенными на рис. 2-72.