Что такое ХАБы на внедорожнике и зачем они нужны? Разбираем вопрос |

Основные типы хабов и их особенности

Важность муфт свободного хода мы уже объяснили, теперь нужно определить, какой тип хабов лучше приобрести.

Существует 2 типа:1. Автоматические муфты. Они работают с автоотключением / включением, а также внешне отличаются — на корпусе обозначено «Automatic hub».2. Механические.

Сначала рассмотрим, что же такое механические хабы. Это устройства, которое нужно включать и выключать вручную при помощи переключателей на корпусе устройства — «Free» и «Lock». Такие хабы еще называют ручными из-за принципа их включения.

Автоматическая вакуумная муфта

Или пневматическая работает с насосом, отсасывающим/подающим воздух, в результате чего хаб блокирует/отсоединяется от ступицы. При работе пневматического хаба часто возникает такая проблема, как нарушение герметичности соединения сальников с полуосью (самое слабое место в конструкции), тогда вместе с воздухом может попасть гряз, вода, что по началу исключает эффективную блокировку, а после приводит к выходу из строя вакуумного хаба.

Вакуумный хаб устанавливают на заводах на модели внедорожников 2021-2021 г.в.

Автоматическая гидравлическая муфта

Устройство задействуется благодаря законам движения и равновесии жидкостей (наука «гидравлика»). Активируется при подаче крутящего момента на полуось.

Менее подвержены воздействию низких температур (до -45 градусов). Отличаются сложной конструкцией. Надежны (особенно хабы бразильского и японского производства). Но и у него есть недостаток: движение люфта, находящегося в трансмиссии, сопровождается ударами, которые негативно влияют на надежность муфты.

Устанавливают механический автоматический хаб в основном на внедорожники Nissan.

Автоматическая электрическая муфта

Максимально надежны и просты (сродни ручному механизму). Активация устройства происходит за счет подачи электричества на управляющий мотор, вращающийся с колёсной ступицей. Ток передаётся по щёткам. Последним приходиться работать в тяжелых условиях – грязь, перепады температур. Из-за чего в один «прекрасный» день система может просто не включиться.

Вакуумные муфты

Их включение обеспечивается электроникой, реагирующей на включение полного привода. Приводится в действие вакуумный насос. Используя разрежение, создаваемое во входном коллекторе, он отсасывает воздух по системе трубопроводов из муфты, что становится причиной вхождения шестерни в зацепление и жёсткой блокировке колеса со шрусом.

Если полный привод отключается, вакуумный насос нагнетает воздух в магистраль, воздействуя на подвижную шестерню в обратном направлении и выводя её из зацепления. Таким образом, принцип работы вакуумного хаба исключает необходимость изменения направления движения для выведения муфты из зацепления, т. к. всё происходит автоматически.

Но имеется ряд недостатков.

Во-первых, это существенно большая стоимость таких хабов.

Во-вторых, самостоятельная их установка достаточно сложна, поскольку потребует внесения изменений в работу многих других узлов.

В-третьих, надёжность таких устройств ещё меньше. чем у обычных автоматических муфт, поскольку работа вакуумного хаба зависит от герметичности соответствующих трубопроводов и сальников. По мере их износа в магистраль начинает попадать грязь, вода, давление вакуума постепенно падает, и однажды вы просто не сможете включить/отключить муфту. Поэтому надо регулярно следить за состоянием трубопроводов и сальников, не допуская потери герметичности.

Весомый недостаток?

Несмотря на множество преимуществ от применения хаба, не советуем торопится с его установкой. Поскольку есть существенный минус – нет возможности в любой момент времени подключить полный привод. Особенно остро недостаток ощущается, когда чередуется качество дороги (асфальт/снет/насыпь) и при заезде на бордюр.

Мешает хаб и при попытке выбраться из болота проверенным методом – «в раскачку». В такой ситуации муфта просто отключается и возможности полного привода оказываются недоступными. В этих редких экстренных ситуациях не поможет даже ручной режим переключения.

В некоторых случаях хаб действительно стоит установить: если вы не экстремал, постоянно покоряющий бездорожье, а человек, который изредка ездит на дачу и только в весенне-летний период. Если же вы не представляете жизни без приключений и привыкли прокладывать тропы, где их никогда не было – хаб для вас абсолютно ненужное приобретение, которое не принесет выгоды, а наоборот, подведёт в самый ответственный момент.

Виды хабов

На текущий момент разработаны 3 разновидности муфты свободного хода.

  • Ручной ХАБ. Чтобы его задействовать, владелец внедорожника должен выйти из-за руля и повернуть устройство в нужное положение. Не всем водителям такой режим использования по душе. Однако из всех типов муфт свободного хода ручной наиболее долговечен и надежен. Производителей таких ХАБов великое множество. Особенно популярны среди покорителей бездорожья бразильский AVM и штатовский WARN. Хотя в последнее время их потихоньку начали вытеснять украинские муфты фирмы «АмисА»: они произведены по новейшей технологии и выполняют свои функции даже в супертяжелых условиях. К тому же они стоят на треть дешевле конкурентов из дальнего зарубежья;
  • Автоматический ХАБ хорош тем, что для его включения не нужно покидать нагретое место. Чтобы он заработал, нужно просто включить полный привод и поехать. Чтобы муфта перестала действовать – откинуть передний привод и сдать назад приблизительно на метр. Однако он имеет пару недостатков. Во-первых, часть его деталей изнашивается слишком быстро. Во-вторых, в сложных рельефных условиях он срабатывает не всегда. К примеру, неудачный заезд на горку с предсказуемым скатом назад автоматический ХАБ отключается самопроизвольно. К тому же, если дело происходит на вязкой почве (например, на мокрой глине), у вас может просто не получиться отъехать назад для снятия блокировки;
  • Вакуумными зачастую снабжают современные кроссоверы еще на заводе. С одной стороны, они более совершенны, чем ручные и автоматические. Для их включения/выключения не нужно ни покидать салон, ни сдавать вперед-назад – сигнал подается на вакуумный насос электроникой. С другой стороны, работоспособность вакуумных муфт напрямую зависит от герметичности всей системы. Износ сальников и трубок ведет к подсосу воздуха, грязи или воды снаружи. Как результат: сначала блокировка становится неполной, а со временем ХАБы и вовсе перестают работать.
А еще интересно:  Технические характеристики УАЗ Пикап 2021: габаритные размеры, вес, двигатель, клиренс, расход топлива

Понимая, что такое ХАБы на внедорожнике, и зная разницу между их разновидностями, можно легко сделать выбор при посещении автомагазина. Если основные ваши маршруты пролегают по мегаполису и в не слишком отдаленных пригородах, можно смело ставить автоматы. Ими пользоваться удобнее, а с тяжелыми ситуациями вы столкнетесь вряд ли.

Единственное, что придется включить в список обязательных автомобильных дел их регулярную проверку. А вот если вам часто приходится сталкиваться с бездорожьем, вашим выбором должна стать надежная ручная муфта. Что касается вакуумных ХАБов, большинство владельцев внедорожников обычно «донашивают» те, которые были поставлены на заводе, а после их предсказуемой гибели ставят или автоматические, или ручные.

Для чего нужен хаб для внедорожника

Для заднеприводных машин, которыми становятся внедорожники при отключении полного привода, имеется достаточно простое и элегантное решение, как отключить колёса от других узлов трансмиссии.

Муфта свободного хода, сконструированная в 1948 году известным новатором-изобретателем Альбертом Варном, позволила дать вторую жизнь армейским джипам, списанным после окончания военных действий. При использовании такого устройства никаких инструментов не требовалось – достаточно было повернуть в нужное направление крышку муфты, чтобы отключить или привести в действие обгонные эксцентрики.

Вскоре это недорогое, технически несложное и достаточно надёжное устройство было взято за основу многими автопроизводителями. Кроме американских компаний (Jeep, Ford, Chevrolet), изобретением заинтересовались японские автоконцерны – Toyota, Nissan, Mazda, Mitsubishi, Suzuki, а позже и корейские, а также автопроизводители из Старого Света.

Зачем отключать полный привод?

Здесь, на первый взгляд, все очень просто. К примеру, можно взять стальной прокат диаметром примерно в 100 мм и прикрутить к ступице колеса. Затем можно надеть колеса на приводные шлицы. Это крепко, надежно и просто.

Но вот внедорожник выезжает на асфальтированную дорогу и плавно начинает набирать скорость.

В ушах шумит ветер, в салоне слышна натужная работа двигателя и трансмиссии, водитель уже задумался о ближайшей поездке на дальние расстояния, а передний мост хоть перед выездом на асфальт и был отключен специально предназначенным для этого рычагом раздаточной коробки, продолжает вращение.

В этом нет ничего особого страшного. В большинстве внедорожников Ульяновского автозавода стоит надежная трансмиссия, устойчивости которой будет достаточно даже для очень длинных и больших перегонов в самых трудных условиях. Двигатель также вполне сможет без особого труда вращать узлы, которые в данный момент совсем не нужны.

Зачем двигатель будет потреблять лишнее топливо, ведь в полном приводе в таком случае нет никакой необходимости? Зачем терпеть небольшое, но все-таки снижение динамических характеристик? Зачем подвергать дополнительному износу узлы, в которых в данный момент тоже нет необходимости?

А еще в процессе движения могут появляться различные вибрации и шумы, которые возникают в результате того, что вращаются тяжелые массы. Если ничего из этого водителю не нужно, тогда лучшим выходом будет отключить колеса от привода. Это ответ на на вопрос, нужны ли хабы на УАЗ «Патриот».

Как правильно выбрать hub для своего авто

У каждой разновидности хаба свои преимущества и недостатки. Выбирать муфту для своего внедорожника нужно, ориентируясь на особенности его эксплуатации: часто ли вы на нем ездите, часто ли сменяется гравийная дорога на асфальтированную, много ли времени проводите вне дорог.

Если часто отключать привод нет необходимости (выехали на бездорожье и не скоро вернётесь на городские дороги), выбирайте ручной хаб. Если часто сменяете условия езды (например, живете за городом, но ездите в мегаполис на работу) или чаще ездите по асфальтированной дороге, правильный выбор – автоматика.

Какие хабы выбрать?

Автоматические хабы устанавливаются на заводах на все внедорожники. Но для бездорожья лучше подстраховаться и самому поставить механические муфты. Сегодня популярными и проверенными считаются хабы AVM – они отличаются высоким качеством и длительным ресурсом работы.

А еще интересно:  Обзор вездеходов на шинах низкого давления: 5 отечественных и зарубежных моделей

Читайте больше интересных статей о хабах в блоге Bezdor4x4.

Какую конструкцию хаба выбрать?

Здесь все достаточно просто. Если собираетесь ездить по серьезному бездорожью, то ручные ХАБы вам в помощь. Для городских поездок сойдет и автоматика. Но не забывайте вовремя проверять и обслуживать автоматические ХАБы.

Что касается вакуумных колесных муфт, то конструкции такого рода устанавливаются на внедорожники последних лет. Поэтому тут вам выбирать особо не придется. После выхода вакуумных ХАБов из строя можете заменить их на механические.

Классификация хабов

В английском языке это слово имеет несколько значений, одно из которых – «ступица». И именно это значение и стало общеупотребительным в отношении муфты свободного хода, которую можно отключать вместе с полным приводом при поездках на трассах, не требующих увеличенного крутящего момента. В настоящее время наиболее употребительными являются хабы трёх типов:

  • с ручным включением/выключением;
  • автоматические;
  • с использованием вакуумного способа включения.

Конструкция хаба

Исходя из логики, муфта свободного хода – весьма необходимая конструкция для внедорожника с подключаемым приводом 4WD. А значит должна быть предусмотрена на всех авто такого типа. И действительно на многих она имеется. Даже на авто времен 1900-1940-х гг была предусмотрена простая конструкция – подача крутящего момента прекращалась обычным гаечным ключом.

Затем, после войны, изобрели муфту с простым механизмом фиксации (крышка муфты легко поворачивалась движением руки). Это классическое устройство хаба, недорогое и надежное, встречается и по ныне. В его современной модификации имеется ручка, пружина, втулка, подвижная шестерня и шестерня вала полуоси.

Современная ступичная муфта (она же муфта свободного хода) представляет собой конструкцию из нескольких деталей, а каких именно зависит от типа привода. Но обо всём по порядку

Муфты отключения передних колес для уаз

Именно так правильно называются эти устройства в русскоязычной документации. Они чаще всего закрепляются на ступицах передней пары колес и выполняют функцию разрыва жесткой связи колеса с приводом тогда, когда это не нужно водителю.

Назначение и принцип работы колесных хабов

Основное назначение хаба – отключить колесо со ступицей от трансмиссии. То есть при езде на заднем приводе не передавать с колеса крутящий момент на полуось, шестерни редуктора переднего моста, кардан и шестерни раздаточной коробки. Это позволяет уменьшить износ деталей, улучшить накат автомобиля, уменьшить трансмиссионный шум и даже сэкономить топливо. На дизеле хабы почти не дают экономии, а на бензинках экономия доходит до 1,5 литров.

Хаб имеет два положения: 4х2 и 4х4. 

Механизм хаба достаточно прост: ведущая шестерня постоянно подключена к полуоси; ведомая шестерня подвижна относительно ведущей и подключена к ступице колеса.

В положении 4х2 шестерни не соприкасаются и вращаются отдельно друг от друга, тем самым не передавая момент ни с колеса на трансмиссию, ни с трансмиссии на колесо.

В положении 4х4 ведомая шестерня сдвигается на ведущую и фиксируется в этом положении. Никаких подвижных соединений в рабочем положении нет. То есть, в замкнутом положении все шестерни соединены и не подвергаются трению, только естественные люфты.

В выключеном положении ведущая шестерня неподвижна, а корпус хаба относительно ее подвижен. Чтобы уменьшить износ и увеличить срок службы хабов, в хабах РИФ предусмотрен латунный вкладыш. Это удорожает и усложняет производство, но улучшает потребительские характеристики.

С завода хабы идут смазанными в том объеме, в котором это необходимо. Дополнительно их смазывать нет необходимости.

Полный привод, отключаемый полный привод, преимущества хаб

В отличие от моделей с подключаемым 4WD полноприводные внедорожники, возвращаясь с бездорожья на трассу, отключают крутящий момент, но без хаба составляющие и узлы переднего моста продолжают вращаться за счет движения передних колёс. В итоге теряется скорость, изнашиваются детали всей ходовой части, повышается расход топлива.

Принцип работы автоматического хаба

Принцип работы автоматического хаба достаточно простой. Чтобы колеса замкнулись с полуосью, необходимо подсоединить привод, и медленно не разгоняясь, проехать несколько метров (просто небольшое расстояние). Конструкция, соединяющая спицы полуоси автомобиля с колесом, замыкается внутри муфты.

Вместе с тем такое подключение может повлечь за собой мощную нагрузку на составные части хаба. Во время включения можно ощутить удар, скрежещущий звук и даже хруст. Чтобы минимизировать нагрузку, рекомендуется подключать передний мост при полностью остановленном авто, а не слепо рассчитывать на прочность фрикционов хаба. Стартовать и начинать движение с включенным передним мостом нужно очень плавно.

Плюсы автоматической муфты:— быстрое и автономное включение;— их несложно установить;— экономия топлива.

Минусы автоматического хаба:— возможно самопроизвольное отключения, если использовать способ езды «враскачку»;— стоит дороже.

Принцип работы механических хабов

С механическими муфтами все обстоит по-другому: устройства активируются вручную, поэтому для того, чтобы они заработали, необходимо вмешательство водителя. Да, вам придется остановиться и выйти из автомобиля, что бывает не всегда удобно. Но в защиту ручных хабов скажем – они являются более надежными, и никогда не подводят на бездорожье.

За что выбирают ручные хабы:— они надежные, более низкий процент отказов;— срок использования — они более долговечны;— помогают уменьшить расход бензина;— практичные и популярные для бездорожья.

А еще интересно:  Нива 4х4 или Нива Шевроле: что лучше, отзывы владельцев

Главным недостатком механических муфт является то, что менять режимы на муфте придется вручную.Чтобы запустить ручной хаб, надо остановить автомобиль, переключится в режим «Lock» или «4х4», затем включить полный привод.

Продукция «элмо»

Эта компания производит хабы, которыми комплектуют «Хантеры» и «Симбиры». Эти изделия идеально подходят для УАЗ и чаще всего встречаются в продаже. Выпускаются изделия в нескольких вариантах – с декоративным переключателем и простые хабы на УАЗ.

Эти изделия похожи на предыдущие, но есть отличие в форме корпуса, весе и цвете. Изготавливают их в Уфе.

Ручной

Первая – ручная муфта – включается и отключается поворотом ручки в нужное положение, ручка находится на самом устройстве, прикрепленном к колесу. Отсюда и минус: для этого действия водителю приходится покидать автомобиль. Есть и плюсы, которые перевешивают главный недостаток – ручные хабы надежнее, служат значительно дольше.

Например, для «Патриота» создают ручной хаб AVM (одна из самых популярных, страна изготовления– Бразилия), на втором месте по популярности американский ручной WARN, на третьем – украинская «АмисА» (внедрена новая технология).

Типы хабов в автомобиле и их принцип работы

Существует два типа хабов:

  • ручной (классический вариант),
  • автоматический,

Последний в свою очередь делиться на три разновидности, в зависимости от типа привода (электрический, вакуумный или пневматический, гидравлический или механический).

Установка

Первым делом важно правильно заменить тот механизм, что был установлен раньше. Для этого важно учесть уровень сложность откручивания болтов.

С помощью металлической щетки очищают внешние поверхности от грязи. Торцевой головкой выкручивают болты. Если болт никак не поддается, можно воспользоваться пневматическим инструментом.

Затем аккуратно обрабатывают поверхность ступицы. Здесь следует полностью удалить остатки старых прокладок. Вычистить грязь, снять коррозию. При помощи сжатого воздуха очищают отверстия под крепеж. На болты рекомендуется нанести немного консистентной смазки.

Монтируя новый хаб, совсем не лишним будет прокладку между ступицей и муфтой усадить на герметик. Хоть производитель и заверяет в качестве прокладки, все-таки лучше создать дополнительную защиту. Далее устанавливается муфта включения, но вначале необходимо установить ее промежуточную часть. Затем устанавливается механизм включения и прокладка.

Устройство автоматического хаба

1. Колпак
2. Кольцо
3. Корпус
4, 9. Разрезное кольцо
5. Тормоз В
6. Тормоз А
7. Пружина тормоза
8. Стопорное кольцо
10. Блок ведущей шестерни
11. Блок передвижной шестерни
12. Возвратная пружина

13. Упорная втулка В
14. Подшипник
15. Стопорное кольцо ведущей
шестерни
16. Упорное кольцо А
17. Ведущая шестерня
18. Кольцо передвижной шестерни
19. Кулачок
20. Держатель
21. Пружина
22. Передвижная шестерня

Устройство ручного хаба

1. Прокладка,
2. Стопорные кольца,
3. Колесо муфты,
4. Проставка,
5. Внутренняя ступица,
6. Корпус муфты,
7. Конусная шайба,
8. Стопор,
9. Прокладка,

10. Муфта,
11. Пружина,
12. Водило,
13. Пружина сжатия,
14. Стопорное кольцо,
15. Блокиратор и уплотнение,
16. Пружина и шарик,
17. Крышка муфты.

Цели и задачи хабов

Кроссовер, оборудованный отключаемым приводом, в городском режиме должен использоваться только с одной действующей осью. При этом очень сильно сокращается расход топлива без потери проходных качеств: в мегаполисе все четыре ведущих колеса, мягко говоря, избыточны.

Однако, отключив колесную пару, водитель не в состоянии добиться того, чтобы перестали работать сопряженные механизмы. Колеса во время езды задевают ступицы, вследствие чего и кардан, и полуоси не останавливают вращения. Следовательно, топливо продолжает гореть в излишнем количестве, а работающие детали быстрее амортизируют.

ХАБы, поставленные на внедорожник, отключают ступицы переднего моста, в результате чего его составляющие перестают вращаться, их ресурс перестает впустую вырабатываться, а топливо не расходуется на поддержание жизнедеятельности не участвующих в движении деталей.

Как и за любым другим механизмом, за ХАБом нужно следить: если один из пары выйдет из строя, вы в движении внезапно выясните, что передвигаетесь не на вездеходе, которому все равно, что у него под колесами, а на беспомощной заднеприводной машине.

Подводим итоги

Выбор и монтаж муфт свободного хода – это довольно ответственное мероприятие, от правильности которого зависит эксплуатация транспортного средства. Конечно, лучше не выбирать заведомо дешевые механизмы, но, к сожалению, в условиях строжайшей экономии иного варианта просто не существует.При выборе той или иной муфты просто будьте внимательны при проверке комплектации.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *