Любой двигатель внутреннего сгорания в процессе работы нуждается в постоянном охлаждении. Центральное место в системе охлаждения занимает водяной насос, обеспечивающий принудительную циркуляцию антифриза по каналам стенок мотора. Эксплуатация автомобиля с неисправной помпой может привести к печальным для владельца последствиям.
Содержание
Назначение помпы
Основным агрегатом любого автомобиля по праву считается двигатель. Однако он не может корректно функционировать без множества дополнительных обслуживающих систем.
Система охлаждения — совокупность узлов, соединённых между собой шлангами и патрубками, по которой постоянно циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ). Центральное место в этой системе занимает помпа (водяной насос), обеспечивающая принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости.
Водяной насос представляет собой металлический корпус, в котором на валу установлена крыльчатка с широкими лопастями. Крыльчатка приводится в действие ремнём ГРМ — лопасти начинают двигаться, и ОЖ начинает циркулировать.
Помпа имеет довольно простое устройство
Исправная помпа обеспечивает непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости по системе, защищая тем самым двигатель от перегревания.
Замена помпы автомобиля «Нива Шевроле»
Замена водяного насоса на «Ниве Шевроле» производится довольно редко — либо после установки бракованного изделия, либо при полной выработке ресурса помпы.
Наиболее характерные для помпы неисправности:
- заклинивание;
- течь;
- сильный износ лопастей насоса;
- выработка подшипников на валу.
Основными признаками выхода помпы из строя является появление в подкапотном пространстве свиста или даже хруста во время движения.
Нахождение стрелки в красной зоне свидетельствует о неисправности в системе охлаждения
Выбор помпы
Выбор помпы зависит от наличия в автомобиле системы кондиционирования воздуха. Использование кондиционера предполагает увеличенную мощность водяного насоса. В противном случае помпа просто не справится с повышенными нагрузкам.
Для «Нивы Шевроле» без кондиционера рекомендуют приобретать отечественные насосы производства «Фенокс» или ТЗА. Их цена в зависимости от региона составляет 300–600 руб.
Наибольшей популярностью пользуются водяные насосы ТЗА
Для «Нивы Шевроле» без кондиционера отлично подойдёт и водяной насос от ВАЗовской «копейки» — он и стоит совсем не дорого.
На автомобили, оборудованные кондиционером, рекомендуют устанавливать немецкие помпы, например, производства фирмы HEPU. Повышенная производительность таких насосов обусловлена увеличенными лопастями крыльчатки. Приобрести помпу можно не дешевле 900 руб.
Немецкие помпы имеют высокую производительность
Расположение помпы
Так как крыльчатка насоса вращается ремнём ГРМ, сама помпа расположена в системе газораспределительного механизма. Для обеспечения доступа к помпе придётся поднимать машину домкратом, снимать правое переднее колесо и кожух ГРМ.
Помпа входит в состав газораспределительной системы
Необходимые инструменты
Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов:
- рожковые ключи;
- отвёртка с плоским лезвием;
- силиконовый герметик.
Кроме этого, понадобится ёмкость для слива ОЖ.
Порядок замены помпы
Перед началом работ рекомендуется слить антифриз. Это необходимо по двум причинам:
- шланг не лопнет в руках от сильного давления;
- ОЖ не будет вытекать из отверстий и патрубков системы охлаждения.
После этого на поднятом домкратом и надёжно зафиксированном автомобиле снимается правое переднее колесо. Далее выполняются следующие действия:
- Ослабляется крепление генератора. Генератор подвигается максимально близко к двигателю, ослабляется и снимается со шкива приводной ремень.
- Выкручиваются три болта крепления шкива помпы к моторному отсеку.
- Шкив снимается с вала помпы.
- Откручиваются четыре гайки крепления помпы.
- Помпа вытаскивается из посадочного гнезда. При этом можно поддеть её отвёрткой.
- Место посадки очищается от остатков старого уплотнителя и других загрязнений.
- На посадочное место наносится слой герметика.
- Устанавливается новый резиновый уплотнитель.
- На уплотнитель устанавливается новая помпа.
- Без излишних усилий помпа фиксируется четырьмя гайками.
- На своё место возвращается шкив и ремень генератора.
- Заливается новый антифриз.
- Двигатель запускается и прогревается до рабочей температуры. Если нет утечки ОЖ, а машина не перегревается, то замена помпы произведена правильно.
Замена водяного насоса
Данная схема подходит для автомобилей «Нива Шевроле» как с кондиционером, так и без него. Единственный нюанс касается снятия ремня генератора. На автомобиле, оборудованном кондиционером, снимать шкив помпы можно прямо с ремнём — это никак не отразится на качестве выполняемой работы.
Ремонт помпы автомобиля «Нива Шевроле»
Специалисты, как правило, рекомендуют полностью менять неисправную помпу. Ремонт позволит лишь продлить срок её службы на непродолжительное время.
Однако в ситуациях, когда нет возможности заменить помпу, можно попробовать её отремонтировать. Поводами для ремонтных работ являются:
- утечка охлаждающей жидкости;
- сильный шум (свист, хруст) во время работы мотора.
Причиной первой ситуации является износ сальника, второй — выработка подшипников на валу.
Замена сальника
Сальник представляет собой резинометаллическое изделие, обеспечивающее герметичность при работе помпы.
Процесс замены сальника довольно прост:
- Помпа снимается с автомобиля.
- Выкручиваются крепления крыльчатки.
- С вала удаляется старая прокладка.
- На зачищенное место устанавливается новый сальник.
Замена сальника позволяет восстановить герметичность помпы
Для простоты работы можно смазать сальник антифризом.
Замена подшипников помпы
Для замены подшипников потребуются специальные тиски для выпрессовки, а сама работа может занять много времени. Поэтому обычно меняют вал вместе с подшипниками. Делается это следующим образом.
- С помпы снимается крыльчатка.
- Выкручиваются болты крепления вала.
- Вал снимается вместе с подшипниками.
- В корпус насоса устанавливается новый вал.
Такая процедура считается облегчённым вариантом замены подшипников, однако из-за стоимости самого вала не всегда может оказаться выгодной.
Выпрессовка подшипников может занять очень много времени
Многие автовладельцы одновременно с валом рекомендуют менять сальник и крыльчатку. В этом случае помпы прослужит дольше.
Таким образом, заменить водяной насос автомобиля «Ниве Шевроле» довольно просто. Для этого потребуется лишь стандартный набор слесарных инструментов и немного свободного времени. Частичный ремонт помпы не всегда является оправданным ввиду высоких трудозатрат и необходимости использования специального оборудования.
Замена и регулировка натяжения ремня привода водяного насоса (помпы) и генератора
Недостаточное натяжение ремня ухудшает циркуляцию жидкости в системе охлаждения, что приводит к перегреву двигателя. Кроме этого ухудшается подзарядка аккумуляторной батареи и повышенно изнашивается сам ремень.
При слишком сильном натяжении могут выйти из строя подшипники водяного насоса и генератора.
исунок 4.14. Схема проверки натяжения клинового ремня привода водяного насоса и генератора: 1 – шкив генератора; 2 – шкив насоса;3 – шкив коленчатого вала
Натяжение характеризуется величиной прогиба ремня между шкивами насоса и коленчатого вала (прогиб В) (рисунок 4.14) или шкивами генератора и насоса (прогиб А) при приложении усилия 98,1 Н (10 кгс) в середине расстояния между шкивами. Прогиб А должен быть 10–15 мм, прогиб В – 12–17 мм.
РекомендацияУдобнее проверять прогиб А. Для проверки натяжения можно использовать пружинные весы-безмен, зацепив их крючком ветвь ремня и оттягивая ее вверх.
Натяжение ремня регулируйте на автомобиле, установленном на подъемнике или смотровой канаве. Регулировка осуществляется перемещением генератора относительно двигателя.
Вам потребуются: ключ «на 13», монтажная лопатка.
1. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя (см. тут).
Перемещая генератор для увеличения натяжения ремня, усилие прикладывайте только к корпусу генератора, размещая монтажную лопатку между корпусом и двигателем.
6. Не меняя положения генератора, затяните гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку нижнего крепления генератора.
– гайки крепления генератора к натяжной планке 28,08–45,3 Н·м (2,9–4,6 кгс·м);
– гайки нижнего крепления генератора 57,3–72 Н·м (5,95–7,35 кгс·м).
7. Установите защиту масляного картера и брызговик двигателя в порядке, обратном снятию.
10. Выполните операции 2 и 3, предусмотренные для регулировки натяжения ремня, и придвиньте генератор к двигателю до упора.
12. Наденьте новый ремень сначала на шкив коленчатого вала, затем на шкив генератора и затем на шкив насоса.
РекомендацияЕсли новый ремень туго надевается на шкив насоса, а генератор при этом до упора сдвинут к двигателю, аккуратно проворачивайте шкив насоса рукой или медленно проворачивайте коленчатый вал до полного надевания ремня на шкив. Проворачивать коленчатый вал попросите помощника.
13. Выполните операции 2–6, предусмотренные для регулировки натяжения ремня.
14. Установите на место датчик положения коленчатого вала.
Как вариант на автомобиль может быть установлен один поликлиновой ремень, служащий приводом всех вспомогательных агрегатов (водяного насоса, генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления). При этом генератор установлен слева от двигателя вверху.
исунок 4.15. Схема проверки натяжения поликлинового ремня привода вспомогательных агрегатов: 1 – шкив коленчатого вала; 2 – шкив водяного насоса; 3 – натяжной ролик; 4 – натяжная планка; 5 – болт; 6 – шкив генератора; 7 – ремень; 8 – гайка; 9 – поддерживающий ролик; 10 – шкив насоса гидроусилителя
В этом случае натяжение ремня проверяют его прогибом между шкивами генератора и водяного насоса. При нормальном натяжении ремня прогиб «h» (рисунок 4.15) под действием сосредоточенной нагрузки «Р» 75 Н (7,6 кгс) должен быть равен (12±1) мм.
Регулируют натяжение ремня перемещением натяжного ролика 3, вращая болт 5 натяжителя при ослабленных гайках 8 крепления кронштейна 4 натяжителя. После регулировки проверните коленчатый вал двигателя на два оборота и вновь проверьте натяжение ремня.
Не натягивайте ремень слишком сильно, чтобы не вызвать повышенные нагрузки на подшипники генератора, водяного насоса и насоса гидроусилителя рулевого управления.
Водяная помпа — неотъемлемый элемент каждого автомобиля. У «Шевроле Нива» выход из строя водяного насоса чаще встречается на уже «побегавших» машинах. Но как правило, выход из строя помпы не случается внезапно. Поэтому важно вовремя распознать признаки неисправности и устранить проблему. Замена помпы особой сложности не представляет и по силам даже владельцу этого автомобиля.
Назначение автомобильной помпы
Основная функция водяного насоса — обеспечить циркуляцию антифриза в охладительной рубашке двигателя. Охлаждённый в радиаторе антифриз по патрубку поступает на крыльчатку помпы, которая, вращаясь, проталкивает жидкость дальше в охладительный контур двигателя. Нагретая охлаждающая жидкость (ОЖ) из рубашки двигателя по обратному кругу вновь попадает в радиатор, где под действием вентилятора охлаждается и снова идёт в помпу. Таким способом организована циркуляция ОЖ в контуре охлаждения двигателя. Вращение крыльчатки помпы происходит за счёт коленчатого вала через ремённый привод.
Помпа «Шевроле Нивы» не отличается принципиально от других автомобильных помп
В случае выхода из строя помпы, отвод нагретой жидкости из двигателя прекращается и наступает его перегрев. Поэтому при полном отказе детали важно вовремя заглушить двигатель, в противном случае мотор быстро выйдет из строя из-за перегрева. Восстановление двигателя обойдётся гораздо дороже, чем затраты на замену помпы.
Замена водяной помпы «Шевроле Нивы»
Перед началом ремонтных работ важно провести скрупулёзный анализ причин поломки.
Диагностика неисправностей помпы
К сожалению, ресурс водяного насоса у «Шевроле Нивы» меньше, чем у остальных машин. Нередки случаи, когда признаки поломки проявляются уже при пробеге 10 тыс. км. Но как правило, помпа не выходит из строя внезапно. Это даёт автовладельцу время для устранения проблемы.
- уменьшение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
- посторонние шумы в подкапотном пространстве;
- течь охлаждающей жидкости под двигателем;
- перегрев двигателя;
- возникает ситуация с горячим верхним патрубком, и холодным нижним;
- запах охлаждающей жидкости;
- люфт шкива помпы.
При диагностике помпы важно правильно локализовать проблемное место, чтобы не пойти по ложному пути. Например, течь антифриза возможна из треснувших патрубков или термостата. По этой же причине появляется характерный запах.
Местоположение помпы
В связи с неоднозначностью признаков неисправности помпы, окончательный вывод о её ремонтопригодности возможен только после тщательного визуального осмотра устройства. Насос установлен с правой стороны двигателя, он крепится непосредственно к блоку цилиндров в нижней части. К сожалению, визуальный осмотр сверху затруднён из-за нагромождения патрубков охлаждения и термостата, расположенного над помпой. Поэтому для облегчения доступа к насосу придётся эти элементы демонтировать.
Для наглядности приведено фото с уже установленной новой помпой
Подготовка инструментов
Для работы по замене помпы понадобятся следующие инструменты и материалы:
- антифриз;
- герметик;
- накидной ключ на «13»;
- торцевой ключ на «13»;
- крестовидная отвёртка.
Для работы понадобятся два вида ключей на «13» и крестовидная отвертка
Выбор новой помпы
Ассортимент имеющихся в продаже помп очень широк. Среди известных производителей помп — Hepu (Германия), NK (Голландия), Airtex (Испания), Graf (Италия), SKF (Германия — Испания). В ряду производителей стоит выделить Hepu и Graf. В помпах этих марок используются большие крыльчатки, изготовленные из чугуна. Такие крыльчатки работают гораздо дольше стальных и пластиковых. Достойно себя зарекомендовала помпа ТЗА 2123 для «Шевроле Нивы», с усиленными подшипниками и сальником. Это марка — лидер в бюджетном сегменте. По сути, это та же помпа, что и на ВАЗовской «Копейке». К сожалению, на рынке встречается много подделок этого насоса.
Замена помпы своими руками
Обычно на демонтаж старой и установку новой помпы уходит примерно два часа. Рабочее место не требует подъёмника или ямы. Все операции выполняются сверху в такой последовательности:
- Снять левый рукав подвода воздуха к воздушному фильтру.Хомут крепления патрубка ослабляется крестовой отвёрткой
- Отсоединить проставку воздуховода от кронштейна на блоке цилиндров.Болт крепления проставки откручивается ключом на «10»
- Отсоединить правый рукав патрубка дроссельного узла.Откручивается винт хомута
- Снять воздуховод в сборе с проставкой.Снятый воздуховод облегчает доступ к рабочей зоне
- Ослабить хомуты патрубков термостата и снять термостат.После ослабления хомута патрубка помпы термостат легко вынимается
- Ослабить натяжение ролика привода вспомогательных агрегатов.Натяжение ролика ремня генератора производится ключом на «13»
- Снять ремень с натяжного ролика.Ремень снимается после того как ослабнет натяжение ролика
- Ключом на «13» открутить 3 болта крепления и снять шкив помпы.При помощи отвертки шкив блокируется от проворачивания
- Отвернуть гайки крепления крышки насоса.Гайки отворачиваются ключом на «13»
- Снять помпу вместе с крыльчаткой.Снимается крышка насоса в сборе с крыльчаткой
- Удалить прокладку корпуса насоса.Износ этой прокладки вызывает течь охлаждающей жидкости
- Произвести установку новой помпы в обратном порядке. Стык корпуса насоса и крышки обработать герметиком.
При замене помпы на автомобилях, оснащённых кондиционером, возникают дополнительные трудности. Это связано с тем, что кронштейн компрессора крепится на шпильке помпы. Это препятствует снятию насоса. Большинство в этом случае идут по длинному пути и снимают компрессор. Но гораздо проще выкрутить шпильку при помощи контргайки. А при сборке заменить её на подходящий болт.
Замена помпы на «Шевроле Нива» с кондиционером
https://youtube.com/watch?v=cgQFejHnVfE%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
В основном отказ помпы происходит из-за износа подшипников и сальника. В магазинах эти детали найти сложно, поэтому чаще всего старую помпу просто заменяют новой. Но в некоторых случаях ремонт необходим:
- течь из-под помпы. Нарушение герметичности возникает либо из-за сильной или, наоборот, слабой затяжки крепёжных болтов, либо из-за износа прокладки. В таком случае прокладка подлежит замене;
- люфт помпы. Возникает из-за ослабления крепёжных болтов. Его легко определить, покачав шкив помпы рукой. Если после подтягивания болтов люфт не исчез, значит, причина в подшипниках на валу.
Важно помнить, что на износ помпы влияет также натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов.
Несмотря на то что процесс замены помпы кажется простым, при работе стоит соблюдать повышенную внимательность и осторожность. Закончив ремонт, следует ещё раз пройти по пунктам инструкции. Убедиться в затяжке креплений. Перед выездом на дорогу в различных режимах протестировать работу водяного насоса. Только убедившись, что автомобиль функционирует исправно, стоит начинать его повседневную эксплуатацию.
Кузов и салон
Система вентиляции и кондиционирования
Запасные части и расходники
Система улавливания паров топлива
Система выпуска газов
- Ключ на 13
- Ключ на 17
- Вороток торцовый
- Удлинитель для торцового воротка
- Головка для торцового воротка на 13
- Отвертка крестовая
- Отвертка плоская
- Штангенциркуль
Детали и расходники:
- Прокладка водяного насоса
- Герметик
- Пластилин
Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости:
1 – крыльчатка;
2 – упорное кольцо;
3 – сальник;
4 – ступица шкива;
5 – валик;
6 – стопорный винт подшипника;
7 – подшипник;
8 – крышка;
9 – корпус.
Примечания:
Насос снимайте для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный, и течи охлаждающей жидкости.
Подшипник и сальник установлены в крышке насоса с натягом, кроме того, ступица шкива и крыльчатка напрессованы на валик. В связи с этим разборка насоса достаточно трудоемка, поэтому рекомендуем при неисправности заменять крышку в сборе со всеми входящими деталями.
Примечание:
Водяной насос снимают без снятия радиатора системы охлаждения. На фотографиях радиатор снят для наглядности.
Замена водяного насоса Шевроле Нива
1. Слейте жидкость из системы охлаждения,как описано здесь.
2. Ослабьте три болта крепления шкива, удерживая его от проворачивания отверткой.
3. Окончательно выверните болты крепления шкива и снимите его вместе с ремнем.
4. При нижнем расположении генератора: отверните гайку болта крепления генератора к натяжной планке.
5. Выньте болт и отведите генератор от двигателя.
6. Отверните четыре гайки крепления крышки водяного насоса Шевроле, снимите шайбы.
7. Отверткой аккуратно отделите крышку от корпуса и снимите ее.
8. Снимите прокладку крышки.
Примечание:
Сильно обжатую или надорванную прокладку замените.
9. Очистите привалочную плоскость корпуса от остатков прокладки.
10. Отверните гайку крепления и снимите с крышки натяжную планку.
Предупреждение:
Перед установкой новой крышки (в сборе) обязательно проверьте зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса. Он должен быть 0,9-1,3 мм. При слишком большом зазоре подача насоса будет снижена, а при слишком малом возможно задевание лопаток крыльчатки за стенки корпуса и их поломка.
11. Для снятия насоса охлаждающей жидкости в сборе, отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга к корпусу насоса.
12. Снимаем шланг с патрубка корпуса.
13. Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем два болта нижнего крепления корпуса насоса к блоку цилиндров.
14. Один болт верхнего крепления.
15. Снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе.
Стык корпуса насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров уплотнен прокладкой.
Установку насоса охлаждающей жидкости проводим в обратной последовательности.
Для проверки зазора между крыльчаткой и корпусом насоса изготовьте из пластилина три «столбика».
Установите их между лопатками так, чтобы они выступали над лопатками на 2-3 мм.
Установите прокладку на крышку.
Установите крышку на корпус, затянув четыре гайки.
Снимите крышку. «Столбики» будут сжаты.
Определите штангенциркулем выступание «столбиков» над лопатками. Значение выступания равно зазору между лопатками и корпусом насоса.
Удалите «столбики» и установите крышку и снятые детали в порядке, обратном снятию.
Отрегулируйте натяжение ремня привода водяного насоса и генератора.
Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки.
В статье не хватает:
- Cruze
- Lacetti
- Lanos
- Niva
Хорошо (4 балла)
Для выполнения операций необходим инструмент
Замена помпы Шевроле Нива
Т.к. зимой печка плохо прогревалась на малых оборотах двигателя, то было предположение, что помпа плохо качает ОЖ. В связи с этим было принято решение поменять её на Hepa P620, чтоб один раз поставить и забыть).
А теперь об установке. Ранее помпу сам не менял.
У меня машина с кондиционером, а его кронштейн оказывается крепится к помпе, что для меня было совершенно неожиданным.
Снят шкив; в центре виден кронштейн кондиционера на шпильке.
Головкой откручиваю гайку.
Гайку нужно законтрить, чтоб выкрутить шпильку.
Вот эта шпилька.
Теперь помпу смог снять.
Оказалось, что у меня помпа стояла с нормальной большой 7-ми-лопастной крыльчаткой.
Совсем незначительный люфт в подшипниках присутствовал.
В сравнении старая помпа и новая
Новая помпа на месте; с прокладкой, промазанной герметиком.
А вместо шпильки кронштейна кондиционера закрутил болт; немного длинноватый; подложил несколько шайб.
Всё на месте; и уже крутится.
Перед снятием помпы слил антифриз, он аж темно-коричневый, а походил он всего 3 месяца.
А это такой налет на дне расширительного бачка.
Сливаю воду с движка