Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Схема и устройство

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Детали привода управления механизмом выбора передач: 1 — корпус шаровой опоры; 2 — пружина; 3 — ползун шаровой опоры; 4 — стопорное кольцо; 5 — прокладка корпуса шаровой опоры; 6 — опорная пластина; 7 — прокладка нижнего корпуса; 8 — нижний корпус рычага выбора передач; 9 — болт хомута; 10 — шайба; 11 — хомут тяги привода управления; 12 — защитный чехол; 13 — наконечник тяги; 14 — винт блокировочного упора; 15 — ось рычага выбора передач; 16 — зубчатая шайба; 17 — блокировочный упор; 18 — втулка; 19 — дистанционная втулка; 20 — рычаг выбора передач; 21 — втулка; 22 — шайба; 23 — гайка оси рычага; 24 — накладка блокировки заднего хода; 25 — болт накладки; 26 — шайба; 27 — уплотнительный чехол; 28 — корпус рычага выбора передач; 29 — задняя опора; 30 — кольцо распорное; 31 — шайба задней опоры; 32 — шайба; 33 — гайка задней опоры; 34 — шайба; 35 — болт корпуса рычага выбора передач; 36 — шайба; 37 — гайка крепления корпуса шаровой опоры.

Замена масла в КПП Шевроле Нива

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Наличие пониженной передачи Шевроле Нива обеспечивает эффективное передвижение по пересеченной местности. Чтобы ее включить, автомобилист должен на селекторе переключить рычаг вправо и вверх. Смотрите так-же: работа полного привода Шевроле Нивы

Ремонт коробки переключения передач Шевроле Нива

Разборка и ремонт коробки передач Шеви Нива требуются при следующих неисправностях.

Гудит КПП: износ подшипников; износ зубьев шестерен и синхронизаторов; осевое перемещение валов.

Затрудненное переключение передач: износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле; деформация рычага переключения передач; заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей; загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы; деформация вилок переключения передач.

Вылетают передачи или нечеткое включение: износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов; износ блокирующего кольца синхронизатора; поломка пружины синхронизатора; износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

Пониженный уровень или утечка масла: износ сальников первичного и вторичного валов; ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок; ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Сборка и разборка КПП Шевроле Нива — видео

Регулировка привода механизма выбора передач Шевроле Нива

Для регулировки кулисы Нива Шевроле потребуется ключ на 13. Ослабьте гайку стяжного болта хомута крепления тяги привода механизма выбора передач. Перемещая тягу привода относительно вала механизма выбора передач в продольном направлении, добейтесь, чтобы все передачи четко включались. Затяните гайку стяжного болта хомута.

Схема работы полного привода Шевроле Нива — видео

Снятие КПП Нива Шевроле и замена сцепления — видео

Детали и расходники:

  • Прокладки коробки передач
  • Герметик
  • Резьбовой герметик
  • Пластичная смазка литол-24

Разборка и ремонт коробки передач на Шевроле Нива требуются при следующих неисправностях:

Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач. Поскольку работы по снятию и разборке коробки передач весьма трудоемки, уделите диагностике неисправностей пристальное внимание и убедитесь в безусловной необходимости такого ремонта.

Разборка коробки передач Шевроле Нива

1. Сливаем масло из коробки передач, как описано здесь.

2. Снимаем вилку и муфту подшипника выключения сцепления, как описано здесь.

3. Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала, как описано здесь.

4. Устанавливаем рычаг выбора передач в нейтральное положение.

5. Снимите механизм выбора передач, как описано здесь.

6. Снимите уплотнитель центрирующего кольца.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

7. Снимите фланец эластичной муфты, как описано здесь.

8. Отверните две гайки крепления кронштейна приемной трубы.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

9. Снимите кронштейн.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

10.  Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

11. Снимаем крышку.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

12. Снимаем уплотнительную прокладку.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

13. Отверткой (через отверстие механизма выбора передач) сдвигаем вниз шток вилки включения I-II передач (при этом включается II передача).

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

14. Ключом «на 13» отворачиваем расположенную внутри корпуса коробки гайку крепления задней крышки.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

15. Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

16. Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

17. Сдвигаем, а затем снимаем крышку со шпилек, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и передачи заднего хода.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Если подшипник остался в крышке. Выпрессуйте задний подшипник вторичного вала из задней крышки коробки передач легкими ударами молотка по наружному кольцу подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Не потеряйте дистанционное кольцо, которое установлено между подшипником и сальником.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

18. Снимаем прокладку крышки.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

19. Для замены подшипника блока шестерен V передачи и передачи заднего хода, поддеваем ролики подшипника отверткой, и вынимаем ролики из сепаратора.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

20. Извлекаем сепаратор.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

21. Поддев крючком наружное кольцо подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

22. Вынимаем его из гнезда задней крышки.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

23. Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

24. Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

25. Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

26. Снимаем распорную втулку.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

27. Снимаем маслоотражательную шайбу.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

28. Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить передачу заднего хода или V передачу, необходимо освободить вилку включения этих передач. Для этого, ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

29. Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

30. Накидным ключом (или головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

31. Вынимаем болт.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

32. Снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

33. Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла. Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

34. Снимаем внутреннее кольцо.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

35. Снимаем втулку шестерни V передачи.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

36. Снимаем саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

37. Снимаем ступицу.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

38. Снимаем муфту синхронизатора.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

39. Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу, снимаем промежуточную шестерню передачи заднего хода.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

40. Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

41. Снимаем крышку и прокладку.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

42. Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

43. Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Детали разобранных фиксаторов:
1 – болт с пружинной шайбой (второй не показан);
2 – крышка;
3 – прокладка;
4 – пружины (пружина фиксатора заднего хода — черная);
5 – шарики.

44. Вынимаем шток включения V передачи и передачи заднего хода с вилкой.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

45. Снимаем вилку со штока.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

46. Намагниченной отверткой, вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III-IV передач.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

47. Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

48. Из паза вала вынимаем шпонку.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

49. Головкой «на 10» отворачиваем болт, крепления вилки включения III-IV передач к штоку.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

50. Вынимаем шток.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

51. Вынимаем блокировочный сухарь из отверстия в штоке.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

52. Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки I-II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — передачи заднего хода и штоком включения III-IV передач).

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Не перепутайте блокировочные сухари.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Блокировочные сухари:
1 – штока включения I и II передач («длинный»);
2 – штока включения III и IV передач («короткий»).

53. Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I-II передач к штоку.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

54. Вынимаем шток.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

55. Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

56. Винты стопорятся специальными шайбами.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

57. Снимаем стопорную пластину.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

58. Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24».

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

59. Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

60. Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач, как описано здесь.

61. Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала. Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

62. Снимаем зажимную шайбу подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

63. Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

64. Снимаем подшипник.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

65. При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу. Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Пометьте внутренние кольца переднего подшипника промежуточного вала, чтобы при сборке установить их на прежние места.

66. Снимаем заднее внутреннее кольцо подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

67. Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

68. Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

69. Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

70. Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

71. Сдвинув промежуточный вал назад.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

72. Вынимаем промежуточный вал из картера коробки передач.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

73. Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

74. Вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

75. Щипцами разжимаем стопорное кольцо.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

76. Снимаем его.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

77. Снимаем пружинную шайбу.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

78. Опираем торец наружного кольца подшипника о губки тисков. Молотком с пластмассовым наконечником наносим удары в торец первичного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

79. Спрессовываем подшипник.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

80. Щипцами разжимаем установочное кольцо.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

81. Снимаем установочное кольцо.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

82. Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

83. Снимаем блокирующее кольцо.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

84. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

85. Снимаем пружину синхронизатора.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

86. Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.

87. С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

88. Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

89. Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

90. Снимаем подшипник.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

91. Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

92. Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

93. Вынимаем втулку из шестерни.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

94. Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

95. Снимаем ступицу синхронизатора.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

96. Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

97. С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III и IV передач.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

98. Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла, щипцами снимаем стопорное кольцо.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

99. Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вторичного вала).

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

100. Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

101. Снимаем шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

102. Изношенные детали заменяем новыми.

103. Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности. Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника, отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

104. Надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

105. Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

106. При сборке первичного вала, подходящим отрезком трубы напрессовываем на вал подшипник, опираясь о его внутреннее кольцо.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

107. После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

108. Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и передачи заднего хода, запрессовываем, инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

109. Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

110. Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и передачи заднего хода, наносим резьбовой герметик на резьбу болта.

111. Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе. На все уплотнительные прокладки, желательно нанести тонкий слой силиконового герметика.

112. При сборке механизма выбора передач, наносим на шаровую опору смазку Литол-24

В статье не хватает:

  • Фото инструмента
  • Фото деталей и расходников
  • Качественных фото ремонта

Сборка коробки передач Шевроле Нива

  • Cruze
  • Lacetti
  • Lanos
  • Niva

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Кузов и салон

Система вентиляции и кондиционирования

Запасные части и расходники

Задний и передний мост

Приводы передних колес

Хорошо (4 балла)

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Для выполнения операций необходим инструмент

  • отвертки (две)
  • сменная головка «на 13»
  • сменная головка «на 17»
  • удлинитель
  • вороток
  • ключ «на 10»
  • ключ «на 13» (два)
  • ключ «на 17»
  • ключ «на 19»
  • ключ «на 27»
  • ударная отвертка
  • съемник стопорных колец
  • молоток
  • оправки для запрессовки (установки) подшипников и сальников
  • динамометрический ключ

Собирайте коробку передач в последовательности, обратной разборке, с учетом особенностей, приведенных в этом подразделе.

Сборка коробки передач Шевроле Нива

1. Промежуточный подшипник вторичного вала запрессовывайте оправкой, опирающейся на внутреннее кольцо подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Посадка внутреннего кольца подшипника на валу значительно плотнее, чем наружного кольца в картере. В связи с этим при запрессовке подшипника с приложением усилия к наружному кольцу он может быть поврежден.

2. После затяжки винтов крепления стопорной пластины подшипника вторичного вала закерните винты для предотвращения их самопроизвольного отворачивания.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

3. При наличии на поверхностях расточек под подшипники следов проворачивания колец подшипников накерните эти поверхности.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

4. Для окончательной установки первичного вала в сборе с игольчатым подшипником переднего конца вторичного вала запрессуйте подшипник в сборе с валом до упора легкими ударами молотка через деревянный брусок по окружности наружного кольца подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

5. Установив стопорное кольцо в проточку на наружном кольце подшипника, проверьте легкость вращения первичного вала.

6. Установите промежуточный вал в картер коробки передач, установив предварительно вилки включения I и II, III и IV передач, фиксаторы штоков и сами штоки.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

7. Устанавливайте передний и задний подшипники промежуточного вала с помощью оправки, прилагая усилие к их внутренним кольцам.

8. Не забудьте установить шпонку в паз вторичного вала, если она снималась при разборке.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

9. Затягивайте болт крепления переднего подшипника промежуточного вала динамометрическим ключом, одновременно включив две передачи. Момент затяжки болта 79,4-98 Н·м (8,1-10,0 кгс·м).

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

10. Смажьте трансмиссионным маслом рабочие поверхности шестерен и кольцевые проточки муфт включения синхронизаторов.

11. Установив на подсобранную коробку передач (с установленными передней и нижней крышками, а также с поперечиной крепления силового агрегата) картер сцепления, затяните гайки крепления картера сцепления к коробке передач динамометрическим ключом моментом:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

М10 — 31,8-51,4 Н·м (3,2-5,2 кгс·м);

М8 — 15,7-25,5 Н·м (1,6-2,6 кгс·м).

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

12. Перед установкой смажьте внутреннюю поверхность муфты подшипника выключения сцепления консистентной смазкой.

13. После окончательной сборки коробки передач наденьте на шлицы первичного вала ведомый диск сцепления и проверьте легкость перемещения диска по шлицам вала.

14. После установки коробки передач на автомобиль не забудьте залить масло в ее картер.

Пятиступенчатая коробка переключения передач Нивы
(21074-1700005-40) создана на базе КПП 2107 и отличается от нее 
незначительно.  Отсутствует
центрирующее и стопорное кольца на конце вторичного вала.
Вот хвостовик классической КПП:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Нет также привода троса спидометра,
соответственно, внутри
КПП вместо шестерни для привода спидометра, установлена
дистанционная втулка. Есть ещё незначительное отличие — фланец
подшипника вторичного вала. На классике этот фланец
удерживает подшипник и ось промежуточной шестерни заднего хода. На Ниве
фланец удерживает только подшипник вторичного вала, а ось
притянута гайкой к картеру КПП. Других отличий нет, поэтому при
ремонте КПП от классики также можно смело руководствоваться этой
статьёй.

Устройство и принцип действия
коробки можно посмотреть в иллюстрированном альбоме.

В автомобилях семейства Нива этот агрегат,
пожалуй, наиболее часто выходит из строя,
что и подвигло автора на создание статьи.

Идея статьи долго вынашивалась. Я
давно начал собирать дефектные узлы и
детали, ставшие причиной выхода из строя
коробки передач. Работа над статьёй заняла
полтора месяца. За это время
отремонтировано 7 КПП
и от каждой взято немножко материала для FAQ.
Сделано 396 фото цифровым и 46 пленочным
аппаратами.

Основой статьи стала переборка КПП с машины
staTOOs’a:

Хочу выразить ему благодарность за безвозмездно предоставленный агрегат.

Причиной неисправности его КПП был классический случай — отвинтившаяся гайка хвостовика:

Я снимал, перебирал, ставил на место КПП и комментировал свои действия. ALER, еле-еле успевая за мной, конспектировал материал на ноутбуке и фотографировал. Там, где я щёлкал клювом с комментарием, ALER быстренько формулировал мысль:-). За что ему большое спасибо!

Еще выражаю ALER’у большую благодарность за огромный вклад и помощь в подготовке статьи, обработке фотографий, редактировании всего материала и за его терпение ко мне.

Также хочу поблагодарить продавца запчастей
Андрея за помощь в поиске по рынку некондиционных железок:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Кстати, занятие это оказалось сложным. Раньше, этак в году 98-99, их даже искать не надо было: лежали на каждом прилавке, было трудно найти хорошую запчасть. Теперь же ситуация изменилась, что, собственно, радует меня.

Внимание! Важное предупреждение!

Если при сливе масла перед ремонтом КПП вы обнаружили, что масла крайне мало, такую КПП
рекомендую не ремонтировать. Задушите жабу в зародыше
(или наоборот — послушайтесь ее) и
купите новую коробку — так будет дешевле, и машина быстрее «встанет на ноги».

Мой недавний случай тому пример. Владелец машины утаил от меня, что
ездил некоторое время без масла в коробке. Когда он это обнаружил, было уже поздно. Естественно, после этого он стал регулярно следить за уровнем масла, каждый раз подливая его,
и перед ремонтом я слил из КПП ровно столько масла, сколько и должно было быть. В результате, ремонт этой КПП обошёлся для него дороже новой с установкой, а для меня большим геморроем. Мне пришлось трижды снимать
и ставить ее, каждый раз заменяя запчасти, пока я
не определил истинную причину шума —
недопустимый износ всех шестерён. 
Масло вытекало из неё ручьём из-за того, что сломалось
и порезало сальник пружинное кольцо подшипника первичного вала:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Обилие иллюстративного материала сделало
объем статьи очень большим. Для удобства
читателей было решено разбить ее на
несколько самостоятельных разделов в
соответствии с этапами работы. Например,
начать следует с Таблицы дефектов, изучение
которой позволит с той или иной степенью
вероятности определить причину
неисправности по ее внешнему проявлению.

Дефектовка деталей и узлов

Выбор и покупка запчастей

Удачи всем и каждому! Шершавой дорожки и меньше поломок!

От Ведущего FAQ. На сайт добавлен перевод этой группы
статей на испанский язык, сделанный Alejoint (порядок
статей тот же):

La
tabla de defectos — pdf-файл объемом 435 Кб,
оригинал перевода.

El demontaje de la caja de cambios — pdf-файл объемом
423 Кб,
оригинал перевода.

El desarmado de la caja de cambios — pdf-файл объемом
480 Кб,
оригинал перевода.

Inspeccion de los diferentes componentes
— pdf-файл объемом 546 Кб,
оригинал перевода.

Eleccion y compra de las partes de recambio
— pdf-файл объемом 596 Кб,
оригинал перевода.

Ensamblaje de la caja de cambios
— pdf-файл объемом 737 Кб,
оригинал перевода.

Instalacion de la caja de cambios — pdf-файл объемом
107 Кб,
оригинал перевода.

От Ведущего FAQ. На сайт добавлен перевод этой группы
статей на английский язык, также  сделанный Alejoint (порядок
статей тот же):

The table of defects — pdf-файл объемом
520 Кб.

Gearbox removal — pdf-файл объемом
506 Кб.

Gearbox disassembly — pdf-файл объемом
604 Кб.

Inspection of the gearbox components — pdf-файл объемом
659 Кб.

Choice and purchase of spare parts
— pdf-файл объемом 700 Кб.

Gearbox assembly — pdf-файл объемом
860 Кб.

Gearbox installation — pdf-файл объемом
139 Кб.

ALER: Рекомендую посмотреть замечания,
которые сделал firesanek (Переделка КПП в «разорванный пакет»).

В процессе сборки нужно помнить об одной
важной операции — проворачивании валов
после каждой, следующей установленной
детали. Валы должны вращаться легко, без
подклинивания. Если ощущается тугое
вращение после установки какой-либо детали,
то эта деталь бракованная, и её необходимо
заменить. Не поленитесь это сделать, иначе
работа будет напрасной, КПП либо не будет
нормально работать, либо опять быстро
выйдет из строя.

Зажмите вторичный вал в тиски через
тряпку и сделайте болгаркой пропилы с двух
сторон на его заднем конце для фиксации
гайки хвостовика:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Внимание! Если вторичный вал изношен или
неисправен, у купленного взамен пропилы
имеет смысл делать только в самом конце
процесса сборки, после установки механизма
переключения передач и проверки его работы.
В случае брака из-за этих пропилов вам не
удастся вернуть в магазин купленный вал.

Смазываем внутреннюю обойму подшипника
первичного вала маслом или литолом. Ставим
первичный вал на деревянную чурку, надеваем
на него подшипник проточкой с фиксирующей
шайбой вверх. Через оправку (трубу
подходящего диаметра) осаживаем его на вал:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Ставим пружинное кольцо и стопорное
кольцо, осаживаем его легкими ударами
молотка через зубило до полной фиксации:

При необходимости замены синхронизаторов
снимаем их, как писалось выше про пятую
передачу, и меняем синхронизаторы:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Стопорные кольца при этом нужно
перевернуть из-за выработки в местах
контакта с синхронизатором. Загнутый конец
пружины обязательно должен попасть в «свою»
впадину между зубьями:

Если синхронизатор «заедает» или не
параллельно прижимается к упорному кольцу
при перемещении вдоль оси, конец пружины
поставлен неправильно.

Собираем вторичный вал. На левом фото
показаны все детали и узлы, монтируемые на
вторичный вал. Порядок расположения их
следующий: нижний ряд слева направо, затем
средний тоже слева направо, затем верхний.
На правом фото эти же детали и узлы
установлены на вторичный вал:

Ставим на вторичный вал шестерню третьей
передачи и ее ступицу. Обратите внимание
на асимметричность ступиц. С одной стороны
у шлицов есть вырез (левое фото), с другой —
нет :

Вырезы у трех шлицов ступицы должны быть
направлены к шестерне (слева — правильно):

Пружинное кольцо и стопорное кольцо
надеваем точно так же, как ставили эти
детали на первичный вал.

Надеваем шестерню второй передачи и
ступицу первой-второй передачи:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Вырезы у шлицов ступицы должны быть
направлены к шестерне второй передачи (слева
— правильно):

Надеваем муфту первой-второй передачи,
шестерню первой передачи в сборе, а также
муфту третьей-четвертой передачи.
Проверяем легкость перемещения муфт на все
шестерни:

Вторичный вал c собранными с первой по
третью передачами устанавливаем в картер
КПП.
Ставим подшипник вторичного вала — загоняем
его на место легкими ударами молотка по
внутренней обойме. Устанавливаем
игольчатый подшипник, ставим первичный вал
в сборе (ставится легко, от руки).

Устанавливаем вилки первой-второй и
третьей-четвертой передач дырками под
болты вверх (напоминаю: КПП зажата в тисках
поддоном вверх).

Устанавливаем фланец подшипника
вторичного вала. Перед затяжкой винтов
осматриваем корончатые шайбы под их
головками на наличие трещин. Винты
затягиваем ударной отверткой с помощью
молотка.

Далее после установки каждой следующей
детали несколько раз проворачиваем
первичный и вторичный валы. Они должны
вращаться без заеданий.

При установке штоков проверяем легкость
их перемещения в отверстиях стенки картера:
заеданий быть не должно.

Устанавливаем шток первой-второй
передачи, притягиваем вилку болтом (провернуть
валы) и закладываем длинный сухарь:

Устанавливаем шток третьей-четвертой
передачи. Вдеваем его в вилку не до конца,
ориентируем отверстие в штоке под
блокирующий сухарь горизонтально и
вставляем сухарь:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Вдвигаем шток и затягиваем болт вилки (проверните
валы). Аналогично сухарю штока первой-второй
передачи устанавливаем короткий сухарь.

Вставляем промежуточный вал: сначала
задний конец, затем передний. Ставим
средний подшипник промежуточного вала.
Обратите внимание, что внутренняя обойма
подшипника состоит из двух деталей: втулки
и кольца.

Добавление, автор vzhik. Втулка должна быть ориентирована таким образом, чтобы она находилась внутри картера коробки, а кольцо — снаружи. При неправильной установке роликового подшипника — втулкой наружу, а кольцом внутрь — промвал
будет иметь продольный люфт около 1.5-2 мм.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Втулка должна быть ориентирована внутрь
картера коробки.

Устанавливаем двухрядный подшипник.
Ставим его на посадочное место и
одновременно одеваем на передний конец
промежуточного вала. Болтом без шайбы и
шайбы Гровера запрессовываем подшипник на
посадочное место. Заканчиваем установку,
надев на болт шайбу:

Надеваем на болт обе шайбы, наживляем его,
но пока не затягиваем (провернуть валы).
Ставим шпонку в паз вторичного вала,
надеваем большую шестерню задней передачи
выступающей частью назад и ступицу пятой
передачи (выемка ступицы должна сесть на
выступ шестерни).

Собираем пятую передачу. Для этого
привинчиваем вилку к штоку, надеваем вилку
на муфту, вставляем в муфту шестерню пятой
передачи. Одновременно надеваем шестерню
на конец вторичного вала и вставляем шток в
отверстие. Продолжаем вдвигать пятую
передачу до тех пор, пока между верхним
концом вилки и осью малой шестерни заднего
хода не останется 35 мм. Вкладываем малую
шестерню задней передачи в вилку, затем
вдвигаем все до упора муфты в ступицу.
Поворачиваем муфту пятой передачи так,
чтобы она попала на шлицы ступицы.
Устанавливаем кольцо на средний подшипник
промежуточного вала и ставим «грибок»:

Вдвигаем всю пятую-заднюю передачу до
конца (провернуть валы).

Внимание! Последнее время ВАЗ стал
ставить на шток пятой-задней передачи
дополнительную упорную втулку:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Добавление, автор vzhik. Для КПП 4-х ступки. На хвостовик промежуточного вала одеваем ПРУЖИННУЮ ШАЙБУ и звездочку задней передачи. Пружинная шайба должна находиться между кольцом роликового подшипника и звездочкой задней передачи. Звездочка фиксируется на валу малым стопорным кольцом.

При дефектных вилках зазоры между тремя
штоками будут неодинаковы, а муфта шестерни
не будет надеваться на ступицу. На левых
фото — все нормально, на правых — шток пятой-задней
передачи цепляет за шток третьей-четвертой:

Из-за дефектных вилок проворачивание
валов будет сопровождаться подклиниванием.

Надеваем на вторичный вал
маслоотражательное кольцо (вершина конуса
должна быть направлена к хвостовику),
дистанционную втулку и внутреннюю обойму
заднего подшипника вала (выступающим
буртиком вперед — показан стрелкой на
правом фото):

Собираем механизм фиксации передач.
Пружинки можно удлинить примерно на 1 мм с
помощью бокорезов. Закладываем шарики в
отверстия и сразу вставляем пружинки (длинная
пружинка — для штока пятой передачи).
Смазываем литолом прокладку и
устанавливаем ее и планку-заглушку на место:

Проверяем, как включаются передачи с
первой по пятую, каждый раз проворачивая
первичный вал:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Передачи должны включаться четко и без
заеданий, при проворачивании первичного
вала не должно ощущаться подклинивание.
Внимание! При проверке пятой передачи, для
того, чтобы избежать задевания шестерни
пятой передачи за большую шестерню «грибка»,
при проворачивании первичного вала нужно
другой рукой нажать на одетую ранее на
вторичный вал внутреннюю обойму заднего
подшипника.

Смазываем прокладки задней крышки и
картера сцепления литолом или герметиком и
укладываем их на место. Устанавливаем
направляющую выжимного подшипника
сцепления. Если нет оправки, можно
использовать неисправный подшипник
вторичного вала:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Устанавливаем сальник в картер
сцепления и закладываем в картер сцепления
пружинную шайбу вершиной конуса назад:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Запрессовываем сальник в заднюю крышку,
смазываем литолом его рабочую кромку. Если
подшипники задней крышки были сняты,
устанавливаем их, осаживая деревянной
ручкой молотка ударами по кругу:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Если снималась пластмассовая заглушка,
приклеиваем ее герметиком.

Устанавливаем заднюю крышку.
Предварительно включаем заднюю передачу,
нажав на шток пальцем. Первоначально крышку
поворачиваем по часовой стрелке, затем
поворачиваем ее в правильное положение:

Через отверстие для механизма выбора
передач сдвигаем пальцем внутреннюю обойму
заднего подшипника вторичного вала в сам
подшипник и надвигаем крышку дальше,
проворачивая при этом первичный вал:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Внимание! Молотком или киянкой
пользоваться не рекомендуется! Задняя
крышка должна одеваться от руки. Удары
могут привести к разрушению сепараторов
подшипника.

Все штоки передач ставим в среднее
положение (нейтраль). Смазываем литолом
прокладку механизма выбора передач,
устанавливаем ее и сам механизм выбора
передач на место; помогает небольшое
покачивание рычага кулисного механизма
другой рукой:

Проверяем включение всех передач с
проворачиванием первичного вала.

Если пропилы на хвостовике
вторичного вала не были сделаны ранее,
делаем их теперь болгаркой с двух сторон:

Устанавливаем на хвостовик «вертолет»,
надеваем на хвостовик шайбу усиками в пазы
«вертолета»:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Тщательно промываем резьбу старой гайки
хвостовика или берем новую. Резьбу
хвостовика и резьбу на гайке смазываем
герметиком для долговременной фиксации
резьбовых соединений:

Примечание от 14.11.04.

Нужно использовать герметик,
допускающий отвинчивание гайки ручным
инструментом. Некоторые марки таких
герметиков для развинчивания резьбового
соединения требуют нагрева до температур
порядка 250 градусов.

В конференции этот вопрос поднял Chaynik.

Ведущий FAQ ALER.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

От Ведущего FAQ: советую посмотреть
статью Затяжка гайки хвостовика КПП,
авторы Кистей и qwe.

Положив хвостовик на опору, зачеканиваем
буртик гайки хвостовика в пропилы:

Зубилом отгибаем края шайбы, затем
обжимаем ими грани гайки пассатижами:

Гайка хвостовика надежно зафиксирована:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Привинчиваем кронштейн крепления хомута
приемной трубы глушителя (шпилька М8, болт с
квадратной головкой М8 и две гайки на 13).
Устанавливаем датчик заднего хода, не забыв
подложить медную уплотнительную шайбу.

Привинчиваем траверсу («третью опору»,
две шпильки М8 с гайками на 13). Надеваем
пыльник на кулису:

Смазываем тонким слоем литола
направляющую выжимного подшипника и опору
вилки выключения сцепления:

Установить выжимной подшипник и вилку
сцепления в картер сцепления. На левом фото
показана правильная установка подшипника
на вилку (вид как бы изнутри коробки), на
правом — установленные в картер сцепления
подшипник и вилка:

Поставить поддон картера (10 шпилек М6 с
гайками на 10) и быстро перевернуть коробку в
нормальное положение. Внимание! После
заливки масла возможно небольшое
подтекание в районе кулисы, поэтому
оставлять коробку с залитым маслом в
перевернутом положении на длительное время
нежелательно.

Разборка. Промойте коробку передач и установите ее на стенде. Слейте масло и снимите нижнюю крышку с прокладкой.

Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач — муфту выключения сцепления в сборе.

Снимите картер сцепления с прокладкой и передней крышкой коробки передач вместе с сальником и пружинной шайбой (см. рис. 3-9).

Выверните выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его корпус.

Выверните болт крепления вилки переключения III и IV передач. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816-4070 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке.

Отверните гайку 28 (см. рис. 3-7) на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо 30 эластичной муфты, и снова заверните гайку 28. Съемником снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала (рис. 3-10).

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-9. Внутренний вид картера сцепления

Черными стрелками указаны гайки крепления картера сцепления к коробке передач; белой стрелкой указано отверстие в передней крышке для выпуска масла из картера коробки передач, чтобы не происходило замасливания дисков сцепления.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-10. Снятие центрирующего кольца эластичной муфты карданного вала.

Снимите с конца вторичного вала уплотнитель 29 центрирующего кольца эластичной муфты, отверните гайку 28 и съемником снимите фланец эластичной муфты (рис. 3-11).

Прежде чем снимать заднюю крышку, снимите механизм выбора передач. Для этого снимите хомут тяги привода 33 (см. рис. 3-8), отвернув болт 34. Затем, отвернув гайки крепления 21 (см. рис. 3-7), снимите механизм выбора передач в сборе.

Отверните шесть гаек крепления задней крышки 36, причем одна из гаек крепления задней крышки отворачивается изнутри картера коробки передач при снятой нижней крышке. При снятии задней крышки ее необходимо подавать не только назад, но и поворачивать, чтобы исключить ее задевание за блок шестерен заднего хода и пятой передачи.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-11. Снятие фланца эластичной муфты съемником:

1 — фланец эластичной муфты;

2 — съемник;

3 — болты крепления съемника к фланцу.

После снятия с вторичного вала внутреннего кольца заднего подшипника 32 и распорной втулки 33 подшипника ослабьте болты крепления крышки фиксаторов 5 (рис. 3-12) и отверните болты 2 и 4 крепления блока шестерен и вилки включения пятой передачи и заднего хода. Снимите маслоотражательную шайбу 26 (см. рис. 3-7) и извлеките шток 1 (рис. 3-13) из вилки 2. При этом со штока снимается дистанционная втулка 3. Затем снимите со шлиц промежуточного вала блок шестерен 4.

Снимите одновременно промежуточную шестерню 1 (рис. 3-14) заднего хода с оси, шестерню 3 в сборе с муфтой и вилкой 4 с вторичного вала. Затем снимите упорную шайбу и стопорное кольцо.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-12. Отвертывание болтов крепления блока шестерен и вилки включения V передачи и заднего хода:

1 — промежуточная шестерня заднего хода;

2 — болт крепления блока шестерен;

3 — шток вилки;

4 — болт крепления вилки;

5 — крышка фиксаторов.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-13. Снятие штока вилки включения V передачи и заднего хода:

1 — шток вилки включения V передачи и заднего хода;

2 — вилка включения V передачи и заднего хода;

3 — дистанционная втулка;

4 — блок шестерен.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-14. Снятие промежуточной шестерни заднего хода, шестерни V передачи в сборе с синхронизатором и вилкой:

1 — промежуточная шестерня заднего хода;

2 — муфта включения V передачи;

3 — шестерня V передачи и заднего хода;

4 — вилка включения V передачи и заднего хода.

Снимите ступицу 4 (рис. 3-15) синхронизатора пятой передачи, пружинную шайбу и ведомую шестерню 2 заднего хода.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-15. Снятие ведомой шестерни заднего хода и ступицы муфты синхронизатора V передачи:

1 — промежуточный вал;

2 — ведомая шестерня заднего хода;

3 — ось промежуточной шестерни заднего хода;

4 — ступица муфты синхронизатора V передачи;

5 — вторичный вал;

6 — шток вилки включения I и II передач;

7 — шток вилки включения III и IV передач.

С помощью фигурных оправок и стержневых выколоток выньте из картера коробки передач передний и задний подшипники промежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-16. Извлечение промежуточного вала из картера коробки передач.

Извлеките из картера коробки передач поочередно штоки вилок переключения I, II, III и IV передач, предварительно отвернув болты крепления вилок. Извлекая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря 6 (рис. 3-17). Снимите стопорную пластину (рис. 3-18) промежуточного подшипника вторичного вала. Отверните гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и снимите ее.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-17. Привод выбора передач:

1 — вилка включения III и IV передач;

2 — шток вилки включения I и II передач;

3 — шток вилки включения III и IV передач;

4 — вилка включения I и II передач;

5 — шток вилки включения V передачи и заднего хода;

6 — блокировочные сухари;

7 — крышка фиксаторов;

8 — пружина фиксаторов;

9 — шарик фиксаторов;

10 — вилка включения V передачи и заднего хода;

11 — головка штока вилки включения V передачи и заднего хода;

12 — блок шестерен V передачи и заднего хода;

13 — ось промежуточной шестерни заднего хода;

14 — промежуточная шестерня заднего хода;

15 — шайба направляющей пластины;

16 — направляющая пластина;

17 — корпус рычага выбора передач;

18 — шаровая опора;

19 — сферическая шайба шаровой опоры;

20 — рычаг выбора передач.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-18. Отворачивание винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала дрель-отверткой.

Стрелкой показано направление ударного хода обоймы отвертки при ударе молотком.

С помощью оправок извлеките первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора (рис. 3-19) и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-19. Извлечение первичного вала из картера коробки передач.

Выбейте из промежуточного подшипника вторичный вал, извлеките промежуточный подшипник и, наклонив как показано на рис. 3-20, извлеките из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизаторов. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-20. Извлечение вторичного вала из картера коробки передач.

Разберите первичный вал (рис. 3-21):

  • снимите стопорное кольцо 7, блокирующее кольцо 6 и пружину 5 синхронизатора;
  • установите вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816-4069 пружинную шайбу 2, снимите стопорное кольцо 1, а затем пружинную шайбу и подшипник 3.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-21. Детали первичного вала:

1 — стопорное кольцо;

2 — пружинная шайба;

3 — подшипник;

4 — первичный вал;

5 — пружина синхронизатора;

6 — блокирующее кольцо синхронизатора;

7 — стопорное кольцо;

8 — подшипник.

Разберите вторичный вал (рис. 3-22):

  • снимите с задней стороны вала шестерню 11 первой передачи с втулкой 12, ступицу 3 со скользящей муфтой 4 переключения I и II передач, шестерню 10 второй передачи вместе с блокирующим кольцом 5 синхронизатора;
  • установите вторичный вал с оправкой 41.7816-4069 на пресс (рис. 3-23), подложите под шестерню III передачи опорные полукольца 3 и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо 2, затем пружинную шайбу 4, ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-22. Детали вторичного вала:

1 — стопорное кольцо;

2 — пружинная шайба;

3 — ступица синхронизатора;

4 — муфта синхронизатора;

5 — блокирующее кольцо;

6 — пружина синхронизатора;

7 — шайба;

8 — шестерня III передачи;

9 — вторичный вал;

10 — шестерня II передачи;

11 — шестерня I передачи;

12 — втулка шестерни;

13 — подшипник;

14 — шестерня заднего хода;

15 — упорная шайба;

16 — шестерня V передачи;

17 — маслоотражательная шайба;

18 — распорная втулка;

19 — задний подшипник вторичного вала;

20 — сальник;

21 — фланец эластичной муфты;

22 — стопорная шайба;

23 — гайка;

24 — уплотнитель;

25 — центрирующее кольцо.

При необходимости разберите механизм выбора передач (рис. 3-24), для чего:

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-23. Установка на вторичном валу стопорного кольца:

1 — оправка 41.7816-4069;

2 — стопорное кольцо;

3 — опорное полукольцо;

4 — пружинная шайба;

5 — шток пресса.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-24. Механизм выбора передач:

1 — шайба направляющей пластины;

2 — направляющая пластина;

3 — корпус рычага выбора передач;

4 — шаровая опора;

5 — чехол корпуса переднего шарнира;

6 — ось шарнира тяги;

7 — втулка проушины тяги;

8 — тяга привода управления коробкой передач;

9 — чехол тяги привода управления;

10 — корпус шарнира тяги привода управления;

11 — стопорное кольцо;

12 — уплотнительное кольцо;

13 — пружина рычага выбора передач;

14 — сферическая шайба шаровой опоры;

15 — фланец;

16 — рычаг выбора передач;

17 — пружина направляющей планки;

18 — направляющая планка;

19 — уплотнительное кольцо;

А — риска.

  • снимите защитные чехлы 1 и 6 (рис. 3-25);
  • сдерните корпус шарнира тяги 3, сжав стопорное кольцо 15, с рычага выбора передач 13.

Это позволит вынуть ось шарнира тяги 2 и снять тягу привода 5 с двумя втулками 4

  • снимите пружину 21 и сферическую шайбу шаровой опоры 22 с рычага выбора передач 13;
  • отметьте визуально расположение деталей относительно риски А (см. рис. 3-24), нанесенной на направляющей пластине, чтобы при сборке соединить детали в том же положении;
  • отвернув гайки с болтов крепления, разъедините детали механизма выбора передач и снимите рычаг 16, его шаровую опору 4 и уплотнительные кольца 19.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-25. Детали механизма выбора передач:

1 — чехол тяги передний;

2 — ось шарнира тяги;

3 — корпус шарнира тяги;

4 — втулка проушины тяги;

5 — тяга привода управления коробкой передач;

6 — чехол корпуса переднего шарнира;

7 — болт;

8 — направляющая планка;

9 — пружина направляющей планки;

10 — направляющая пластина;

11 — уплотнительное кольцо;

12 — корпус рычага выбора передач;

13 — рычаг выбора передач;

14 — уплотнительное кольцо;

15 — стопорное кольцо;

16 — прокладка шаровой опоры;

17 — фланец крепления уплотнителя;

18 — шайба;

19 — гайка;

20 — шайба;

21 — пружина;

22 — сферическая шайба шаровой опоры;

23 — шаровая опора рычага выбора передач;

24 — прокладка;

25 — шайба направляющей пластины.

Также при необходимости разберите привод управления механизмом выбора передач, для чего:

  • снимите защитный чехол 12 (рис. 3-26), извлеките накладку блокировки заднего хода 24 из корпуса рычага, отвернув два болта 25;
  • снимите корпус шаровой опоры 1, отвернув три гайки 37. После чего отверните гайку 23, извлеките ось рычага выбора передач 15 и снимите наконечник тяги 13;
  • для снятия ползуна шаровой опоры 3 извлеките стопорное кольцо 4.

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-26. Детали привода управления механизмом выбора передач:

1 — корпус шаровой опоры;

2 — пружина;

3 — ползун шаровой опоры;

4 — стопорное кольцо;

5 — прокладка корпуса шаровой опоры;

6 — опорная пластина;

7 — прокладка нижнего корпуса;

8 — нижний корпус рычага выбора передач;

9 — болт хомута;

10 — шайба;

11 — хомут тяги привода управления;

12 — защитный чехол;

13 — наконечник тяги;

14 — винт блокировочного упора;

15 — ось рычага выбора передач;

16 — зубчатая шайба;

17 — блокировочный упор;

18 — втулка;

19 — дистанционная втулка;

20 — рычаг выбора передач;

21 — втулка;

22 — шайба;

23 — гайка оси рычага;

24 — накладка блокировки заднего хода;

25 — болт накладки;

26 — шайба;

27 — уплотнительный чехол;

28 — корпус рычага выбора передач;

29 — задняя опора;

30 — кольцо распорное;

31 — шайба задней опоры;

32 — шайба;

33 — гайка задней опоры;

34 — шайба;

35 — болт корпуса рычага выбора передач;

36 — шайба;

37 — гайка крепления корпуса шаровой опоры.

Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке. При этом учтите, что:

  • перед установкой штока вилки включения пятой передачи и заднего хода в картер, установите на него дистанционную втулку;
  • внутреннее кольцо подшипника напрессовывается на блок шестерен пятой передачи и заднего хода, а наружное — в гнездо задней крышки;
  • задний подшипник вторичного вала напрессовывается на вал для облегчения установки задней крышки;
  • промежуточную шестерню 1 (см. рис. 3-14) заднего хода, шестерню 3 и вилку 4 устанавливайте одновременно;
  • болт крепления блока шестерен затягивайте моментом 70.80 Нм (7.8 кгс·м);
  • перед установкой рабочую поверхность сальников покройте смазкой Литол-24;
  • при установке сальников и подшипников пользуйтесь оправками 41.7853-4028, 41.78534032, 41.7853-4039;
  • при сборке механизма выбора передач на поверхности рычага выбора передач, контактирующие с шаровой опорой и с корпусом шарнира тяги, нанесите смазку Литол-24 или ЛСЦ-15. А также нанесите смазку на внутреннюю поверхность сферической шайбы шаровой опоры;
  • при сборке привода управления механизмом переключения передач на внутреннюю поверхность корпуса шаровой опоры нанесите смазку ЛСЦ-15;
  • при установке рукоятки рычага выбора передач обеспечьте ее положение относительно направления движения автомобиля, как указано на виде А (рис. 3-27).

Ремонт кпп нива шевроле 5 ступка своими руками

Рис. 3-27. Установка рукоятки рычага выбора передач:

А — направление движения автомобиля.

А еще интересно:  Регулировка фар нива шевроле своими руками схема
Закладка Постоянная ссылка.