Содержание
Последовательное подключение вентиляторов.
Рассмотрим схему Подключение вентиляторов Нива в последовательном соединении. Для соединения вентиляторов последовательно нам необходимо дополнительное реле. Подойдёт универсальное пяти контактное реле типа 98.3777 которое лучше всего разместить рядом с вентиляторами. Выводы 85 и 86 этого реле это выводы катушки электромагнита. Вывод 30 подвижный контакт, а выводы 87 и 87А неподвижные контакты. Из фишки, подключенной к одному из вентиляторов, извлекаем минусовой провод, он обычно чёрного цвета. Подключаем этот провод к выводу 87А реле, а освободившееся место соединяем проводом с выводом 30. Вывод 87 соединяем с плюсовым проводом второго вентилятор. Теперь при замыкании реле вентиляторы будут подключены последовательно, а при отключённом параллельно. Из гнезда штатного реле включения вентилятора, над которым проводилось переключение, извлекаем провод, с катушки электромагнита идущий с блока управления двигателем или датчика включения и подключаем его к выводу 85 добавленного реле. Вывод 86 соединяем с массой автомобиля. Освободившийся вывод штатного реле необходимо соединить с дополнительным датчиком включения или клавишей.
На карбюраторных автомобилях можно использовать два датчика включения с различной температурой срабатывания. Например, для малых оборотов с температурой включения 78 — 82, а для полных оборотов 90 — 95. Поставить дополнительный датчик можно в верхний патрубок. Для инжекторных двигателей несколько проще, если есть место на радиаторе то поставьте датчик туда. Если места нет то можно сделать вставку в верхний патрубок и поставить там.
При какой температуре срабатывает вентилятор на ниве 21214
На чтение 10 мин. Обновлено 15 ноября, 2020
Неисправности вентиляторов
Рассмотрим, какие могут возникнуть неисправности вентилятора охлаждения Нива и как их выявить. Самая распространённая неисправность перегорание предохранителей.
Перегорает предохранитель.
Однократное появление такой неисправности не говорит о неисправности проводки или самих вентиляторах. При работе предохранители нагреваются и со временем выходят из строя. Их достаточно просто заменить. Находятся они на карбюраторной машине в нижнем блоке предохранителей, а на инжекторной в дополнительном блоке у стойки водительской двери.
Если предохранители перегорают непосредственно при включении вентиляторов, то необходимо найти короткое замыкание или заменить вентилятор. Для определения места неисправности достаточно разъединить фишку на электродвигатель вентилятора и соединить между собой провода на датчике радиатора при включенном зажигании.
На инжекторном двигателе для проверки необходимо снять фишку с датчика температуры, который находится на термостате. При этом блок управления двигателем перейдёт в аварийный режим и задействует программу работы с неисправным датчиком температуры и включит реле вентиляторов. Если предохранитель при этом сгорит, то необходимо найти и устранить короткое замыкание. Если предохранитель останется целым, то проблема, скорее всего в электродвигателе вентилятора. Неисправные вентиляторы имеют заедание или затруднённое вращение. Это может быть вызвано отпадание магнита статора или износ втулок якоря. Неисправный вентилятор следует заменить.
Вентилятор не включается
Ещё одна распространённая неисправность, когда вентилятор не включается при достижения температуры срабатывания. Причина может быть в неисправности датчика вентилятора на карбюраторной машине или блока управления двигателем на инжекторной, неисправность реле, обрыв проводов, неисправность электродвигателя вентилятора.
Поиск неисправности лучше начать с проверки датчика температуры или блока управления. Делается это как описано ранее перемыканием проводов на датчике карбюраторного двигателя или снятия фишки с датчика температуры на инжекторном. Если вентиляторы при этом не заработают, то необходимо проверить реле включения.
Реле находятся под панелью приборов на передней стенке. Для проверки снимите фишку с реле и проверьте наличие питания на выводах 30 и 85. Если питания нет, проверьте состояние предохранителя и проводов. При наличии питания соедините выводы 86 и 85 реле контрольной лампой. Если контрольная лампа не загорит, то оборван провод от разъёма ЭБУ до гнезда реле или не исправен сам ЭБУ. Загоревшая лампа свидетельствует о неисправности реле.
Для проверки реле соедините куском медного провода выводы 87 и 30, что должно вызвать срабатывание вентиляторов. Если этого не произошло, то подключите к разъёму контрольную лампу, не убирая перемычку из разъёма реле. Если лампа не загорит, то соедините один конец контрольной лампы с корпусом, а вторым проверьте наличие плюса на разъёме. Если при этом контрольная лампа не загорит, то обрыв провода от реле, до разъёма вентилятора. Соответственно свечение лампы свидетельствует о плохом контакте минусового провода с корпусом или об обрыве провода. Наличие питания и минуса говорит неисправности электродвигателя.
В случае, когда при перемыкании выводов реле вентилятор начнёт работать необходимо, проверить состояние проводов соединяющих датчик температуры или блок управления двигателем в зависимости от типа двигателя.
Датчик скорости (ДС)
Датчик скорости автомобиля Нива установлен в раздатке. Функциями датчика является передача показаний о скорости автомобиля. Так же датчик формирует топливную смесь, при движении автомобиля на нейтральной скорости можно заметить, что обороты немного выше, чем при работе автомобиля на ХХ стоя на месте. Повышенные обороты при движении необходимы для избегания провалов при включении скорости и резком ускорении.
Признаки неисправности ДС
- Повышенный расход топлива;
- Нет повышенных оборотов при движении на нейтральной скорости;
- Провалы при ускорении;
- Не работает спидометр;
Реле находятся под панелью приборов на передней стенке. Для проверки снимите фишку с реле и проверьте наличие питания на выводах 30 и 85. Если питания нет, проверьте состояние предохранителя и проводов. При наличии питания соедините выводы 84 и 85 реле контрольной лампой. Если контрольная лампа не загорит, то оборван провод от разъёма ЭБУ до гнезда реле или не исправен сам ЭБУ. Загоревшая лампа свидетельствует о неисправности реле.
Продолжительность эксплуатации двигателя внедорожника Нива во многом зависит от того, насколько эффективно работает охлаждение ВАЗ-2121. Ведь перегрев — первый враг силового агрегата, ведущий к дорогостоящему ремонту.
Вот почему так важна исправность узлов и элементов охладительного контура. Чтобы уметь их обслуживать и выявлять неисправности, нужно разобраться, из чего состоит схема и как функционирует охлаждение Нивы.
Вентилятор охлаждения Нива
Все устроено следующим образом.
- Радиатор и блок двигателя закольцованы в единую систему при помощи патрубков. Между ними расположен реостат – заслонка с термочувствительным элементом внутри.
- При достижении определенной температуры, заслонка открывается и жидкость начинает циркулировать по большому кругу.
- Если пассивное охлаждение не справляется – температура мотора растет. В ход вступают головные вентиляторы охлаждения. При преодолении температурного рубежа ДТОЖ посылает импульс в БК.
- Обработанный сигнал замыкает реле и вентилятор включается. Для повышения производительности системы устройства спарены. Дубляж помогает предотвратить перегрев в случае поломки оного из устройств. При этом, схема подключения активных охладителей подразумевает их одновременное и раздельное включение в работу.
Также в охлаждении двигателя задействован вентилятор отопителя салона Chevrolet Niva. Часть системы незначительно влияет на температурный режим, но в экстренной ситуации может повлиять на работу мотора.
Особенности системы охлаждения Нивы.
Систем охлаждения двигателя ВАЗ-21214 рассчитана для езды по бездорожью, то есть для работы долгое время на пониженной скорости и больших оборотах. Это приводит к сильному нагреву двигателя. Поэтому на «Нивах» устанавливается радиатор охлаждения несколько больший, чем на классике и два вентилятора охлаждения.
Фактически машины эксплуатируются в основном в городских условиях, где двигатель работает без перегрузок и работа двух вентиляторов для охлаждения радиатора практически не нужна. Кроме того при работе вентилятор охлаждения Нива издают не малый шум, что сказывается на комфорте.
Раздельное включение вентиляторов охлаждения двигателя на НИВЕ ВАЗ-21214
Ни для кого не секрет, что на автомобилях ВАЗ-21214 «НИВА» устанавливается сдвоенный электровентилятор системы охлаждения двигателя. Моторы вентиляторов имеют раздельное друг от друга подключение, но в родной схеме на Нивах 21214 предусмотрено только их совместное включение, что не всегда нужно и полезно. Ведь это повышенная нагрузка на бортовую сеть автомобиля, а нужна их совместная работа далеко не всегда (только в сильную жару и при сильных нагрузках на двигатель, когда возможен перегрев).
Ниже приведена принципиальная схема того, как можно установить клавишу для принудительного включения одного или двух вентиляторов не зависимо от штатной системы. Вот схема штатного подключения:
А вот вариант уже доработанный:
0 (нулевое положение переключателя) – принудительное охлаждение выключено. Вентиляторы включатся только по сигналу штатного датчика системы охлаждения.
1 (первое положение переключателя) – постоянно работает только один из вентиляторов. Однако если все же сработает штатный датчик включения вентилятора – включится и второй вентилятор.
2 (второе положение переключателя) – работают оба вентилятора, аналогично штатному срабатыванию датчика.
Эта функция будет особенно полезна если Вы периодически попадаете в пробки.
Или просто мотор работает в температурном режиме близком к включению вентиляторов, что вызывает постоянное их включение и отключение.
Данная переделка не влияет на штатную работу включения вентиляторов обдува радиатора.
Способы подключения вентиляторов.
Существует два способа снижения оборотов вращения электродвигателей вентиляторов. Первый это подключение последовательно с каждым электродвигателем вентилятора дополнительного сопротивления достаточной мощности. Второй способ подключение вентиляторов Нива последовательно. Недостатком в первом случае является поиск сопротивления, которое ещё и будет греться. Во втором случае необходимо минимум переделок. Достаточно вытащить из разъёма первого вентилятора минусовой провод, а из разъёма второго плюсовой. После этого соединить освободившиеся клеммы на двигателях проводом соответствующего сечения. Но в этом случае, что бы включить вентиляторы на большие обороты потребуется переделывать всё обратно.
Если Вы хотите чтобы вентиляторы могли работать на малых и на больших оборотах в зависимости от нагрева двигателя то потребуется установка дополнительного реле, которое будет переключать вентиляторы из последовательного в параллельное соединение. Управление этим реле можно сделать ручным или автоматическим. Так же можно объединить оба способа управления. Исполнение схемы подключение вентиляторов Нива может быть различная, в зависимости от типа двигателя и Ваших предпочтений.
При ручном переключении необходимо установить переключатель, лучше всего подойдёт клавиша, а для автоматического управлении дополнительный датчик включения с температурой срабатывания меньше основного.
Схема Подключения Вентиляторов Нива
Сообщение Andrey55 » 24 авг 2015, 10:57
Не включаются вентиляторы охлаждения
Сообщение Leon71 » 24 авг 2015, 17:15
Сообщение Andrey55 » 24 авг 2015, 18:25
Сообщение слава н » 24 авг 2015, 21:43
Сообщение Andrey55 » 25 авг 2015, 08:19
Сообщение Sash » 25 авг 2015, 08:50
Сообщение Andrey55 » 25 авг 2015, 13:16
Сообщение Sash » 25 авг 2015, 13:30
Сообщение слава н » 25 авг 2015, 21:21
Сообщение Вадяной » 06 дек 2017, 12:20
Сообщение Warlock » 07 дек 2017, 10:04
Сообщение Вадяной » 07 дек 2017, 10:32
Сообщение Warlock » 08 дек 2017, 23:46
Сообщение Sash » 09 дек 2017, 21:31
Сообщение Вадяной » 11 дек 2017, 14:57
Датчик вентиляторов Шнивы
Роль подачи импульса включения вентиляторов выполняет датчик температуры охлаждающей жидкости. Устройство при достижении определенного нагрева посылает сигнал на ЭБУ и вентиляторы активируются. В версиях, где БК расположен в салоне, можно внести корректировки в порог срабатывания датчика.
Предназначение и функции
Устройство имеет единственную роль – предотвратить закипание охлаждающей жидкости и перегрев силовой установки. Таким образом, включаясь в определенный момент, деталь выравнивает температуру двигателя и стабилизирует его поведение.
Принцип работы и место расположения
Датчик работает следующим образом.
- Чувствительный к температуре сенсор программируется на подачу импульса при определенном нагреве.
- При достижении порога, сенсор подает сигнал на ЭЬУ и первый вентилятор включается.
- Если температура мотора повышается дальше – срабатывает второе реле и подключается оставшийся вентилятор.
Назначение и конструкция
Это модуль, предназначенный для включения в бортовую цепь мотора, потребляющего большой ток. Двигатель вентилятора питается электричеством с силой тока в 20-35А, что недопустимо для включения в низковольтную систему управления – расплавится проводка. У Нивы имеется всего три реле, два для левого и правого вентилятора отдельно и одно общее. Каждое устройство имеет свой номер в бортовой сети. Принцип действия и назначение реле актуально для машин всех типов 2004, 2010, 2020 и других годов выпуска.
Внутри релюшки имеют идентичную конструкцию. Здесь присутствует низкая часть, трансформатор и высокая. Также две пары контактов, один нормально замкнутый, второй разомкнутый. При подаче импульса на нижнюю часть на обмотках образуется магнитное поле, и контактная группа с высокой стороны замыкается – подается питание на мотор вентилятора.
Охлаждающий винт работает в двух режимах. При нагреве двигателя до 99 градусов Цельсия включается первый вентилятор, после прохождения отметки в 101⁰С, подключается второй. Если система не справляется, моторы переходят на повышенные обороты.
Схема реле вентиляторов
На рисунке представлена цепь питания электровентиляторов системы охлаждения установки. Элементы конструкции представлены под номерами.
- 1/7 – моторы левого и правого вентилятора;
- 2 – дополнительное реле питания;
- 3 – плавкий предохранитель;
- 4 – контроллер питания;
- 5 – вспомогательный резистор;
- 6/8 – главное реле включения правого и левого электромотора соответственно;
- А/С – минусовая/плюсовая клемма АКБ;
- В – на главное реле зажигания.
Реле вентилятора охлаждения двигателя
Всем известно, что современные автомобили имеют в конструкции водяную систему охлаждения двигателя, которая позволяет во много раз увеличить ресурс функционирования не только мотора, но и всего механизма в целом. Шевроле Нива также имеет в конструкции радиатор, которые наполнен охлаждающей жидкостью. Данная жидкость циркулирует по системе, тем самым охлаждая мотор автомобиля. Но температура двигателя превышает 100 градусов, поэтому если не охлаждать эту жидкость, то вскоре она превратится из охлаждающей в нагревающую. Именно для этого и имеется система охлаждения радиатора, работа которой осуществляется за счет вентилятора. Но так как Шевроле Нива оснащена мощным 1,7-литровым двигателем, то для охлаждения радиатора используется два вентилятора. В данной статье же рассмотрим, за счет чего осуществляется работа этих устройств, а точнее, что является основным элементом включения этих приспособлений на внедорожнике Нива Шевроле.
Вентилятор охлаждения питается постоянным напряжением 12 В от аккумуляторной батареи. Включаются они при достижении определенной температуры двумя датчиками, которые размещены в двигателе. Итак, при достижении первым датчиком температуры в 99 градусов по Цельсию, происходит его срабатывание, что обуславливает включение первого вентилятора. Он имеет два положения скорости вращения — большие и малые обороты вращения. Когда же второй датчик достигает величины в 101 градус, то, соответственно, и включается второе приспособление. Таким образом, кратко осуществляется срабатывание устройств охлаждения двигателя Нивы Шевроле. Но нас интересует, какую роль в этом процессе выполняет такое маленькое устройство, как реле, которых на Шевроле Ниве три.
Универсальное сканер для самостоятельной диагностики любого автомобиля.
Назначение и конструкция реле
Реле предназначается для коммутирования больших токов нагрузки. Довольно-таки сложная формулировка, поэтому простыми словами говоря, реле необходимо для того, чтобы иметь возможность управлять электрическими цепями, где имеются токи больших величин. Электрический мотор охладителя потребляет постоянный ток, величина которого равняется 20-30 амперам, а это означает, что если его включить в цепь управления (где проходят токи малых величин), то вся электроника выйдет из строя (расплавится проводка). Именно поэтому в конструкции автомобилей устанавливается такой немаловажный элемент управления.
Внешне изделие представляет собой пластиковое основание, внутри которого размещается сам механизм. На обратной стороне основания выведены пять (четыре) контактов. Они и являются основой для включения реле в цепь управления.
Внутри механизм реле представлен в виде катушки с сердечником — она же и является основой для замыкания контактов цепи. На фото ниже можно увидеть внешний вид изделия Нивы Шевроле.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
ДПКВ Нивы установлен в специальном отверстии крышки привода масляного насоса. Данный датчик отвечает за выставления угла опережения зажигания. Датчик считывает показания со шкива коленчатого вала, на котором имеются зубчики и в одном из мест есть «кариес» то есть отсутствует несколько зубчиков шкива. Именно «кариесу» ДПКВ понимает, в каком положении находится коленчатый вал. Сам по себе датчик напоминает индуктивную катушку, которая образует, импульсы при вращении коленчатого вала и передает их на ЭБУ.
При поломке датчики автомобиль не запускается.
Признаки неисправности ДПКВ
Данный датчик расположен возле бокса воздушного фильтра Нивы. Через данный датчик протекает воздух, который необходим для формирования топливовоздушной смеси. Датчик фиксирует количество воздуха прошедшее через него и подает сигналы на электронный блок управления двигателем (ЭБУ).
Признаки неисправности ДМРВ
- Потеря динамики автомобиля;
- Повышенный расход топлива;
- Не стабильный холостой ход (плавают обороты);
- Затрудненный запуск двигателя на прогретый двигатель;
Проверка и снятие Вентиляторов
Чтобы понят, работают они или нет, нужно от их двигателей отсоединить разъем, и к проводам через которые подается напряжение подключить лампу, аналогично делаем и с датчиком, если обе лампочки загораются, то проблема в вентиляторах.
Чтобы их снять нужно, проделать следующие действия:
- Отключаем все провода
- Снимаем верхний патрубок
После снятие рекомендуется заменить сразу оба на новые, так как есть вероятность того что пройдет немного времени и из строя выйдет второй элемент и всю работу по замене нужно будет проводить повторно. Можно эту процедуру проделать снизу, но понадобятся специальное оборудование, и нужно будет двигать двигатель на десять сантиметров назад, что является, очень трудоемки.
Регулятор холостого хода (РХХ)
Данный датчик расположен, так же как и ДПДЗ на дроссельной заслонке Нивы. Суть работы датчика заключается в открытии и закрытии каналов, по которым протекает воздух для работы на холостом ходу. РХХ участвует в работе ДВС только на холостом ходу, при повышении оборотов регулятор отключается. РХХ это своего рода двигатель постоянного тока с червячной передачей. Довольно часто выводимый из строя датчик. Впоследствии от данного датчика отказались в пользу электронного дросселя.
Признаки неисправности РХХ
0 (нулевое положение переключателя) — принудительное охлаждение выключено. Вентиляторы включатся только по сигналу штатного датчика системы охлаждения.
1 (первое положение переключателя) — постоянно работает только один из вентиляторов. Однако если все же сработает штатный датчик включения вентилятора — включится и второй вентилятор.
2 (второе положение переключателя) — работают оба вентилятора, аналогично штатному срабатыванию датчика.
Устройство охладительной сети автомобиля
Система охлаждения ВАЗ Нива является достаточно эффективной и практически не претерпела изменений с момента своего создания. В нее входят следующие агрегаты и элементы:
- Механический водяной насос (помпа). Установлен в блоке цилиндров с передней стороны, его крыльчатка погружена в охлаждающую жидкость, циркулирующую по водяной рубашке двигателя ВАЗ-2121. Приводится в действие ременной передачей.
- Механический термостатический элемент (термостат). Находится с правой стороны от блока по ходу движения. От него патрубки идут к водяной рубашке и радиатору.
- Радиатор охлаждения с 2 пластиковыми бачками по бокам. Расположен в передней части машины.
- Вентилятор с воздушным диффузором. Прикреплен к внутренней стороне радиатора.
- Расширительный пластмассовый бачок с крышкой, оборудованной клапанами. Подключен патрубком к радиатору.
- Теплообменник отопителя салона, снабженный краном.
Контроль температуры в сети охлаждения двигателя Нивы осуществляется разными способами. В карбюраторной модели ВАЗ-21213 в головку цилиндров встроен датчик, связанный с указателем температуры на приборной доске. На модели ВАЗ-21214, где топливо подает инжектор, имеется второй датчик, вмонтированный в патрубок на головке цилиндров. Он связан с контроллером, готовящим топливную смесь в зависимости от нагрева силового агрегата и включающим вентиляторы.
Есть еще 2 отличия в конструкции охлаждения моторов с карбюратором и инжектором:
- на машинах с прямым впрыском топлива на радиаторе установлено 2 электрических вентилятора вместо 1 механического;
- патрубки для подогрева нижней части карбюратора в модели 21214 обеспечивают нагрев блока дроссельной заслонки.
В автомобилях ВАЗ-2131 Chevrolet Niva система охлаждения в целом аналогична обычной Ниве с инжектором. Радиатор отопителя ВАЗ-2131 не оборудован краном, из-за чего через него круглогодично протекает антифриз.
Датчик детонации(ДД)
Датчик детонации устанавливается на блоке цилиндров автомобиля с правой стороны. Необходим ДД для улавливания детонаций в двигателе и корректировки топливной смеси. Сам датчик изготовлен по принципу пьеза элемента и при наличии вибраций в двигателе передает импульсы на ЭБУ, а тот в свою очередь корректирует топливную смесь.
Признаки неисправности ДД
- Повышенный расход топлива;
- Неравномерная работа на ХХ (повышенные вибрации);
- Рывки при движении автомобиля;
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
ДТОЖ на Ниве устанавливается в выходном патрубке ГБЦ. Датчик температуры охлаждающей жидкости довольно несложный по своей конструкции элемент. В основе датчика лежит терморезистор, который меняет свое сопротивления при изменении температуры.
Одной из функций датчика является запуск электро вентиляторов охлаждения двигателя при достижении порога температуры ОЖ. Так же датчик отвечает за запуск двигателя в холодное время, по показаниям температуры ОЖ, электронный блок управления формирует топливную смесь необходимую для более правильного прогрева двигателя автомобиля. Это можно заменить по наличию высоких прогревочных оборотов в момент пуска ДВС.
Признаки неисправности ДТОЖ
- Не срабатывают вентиляторы охлаждения;
- Отсутствие прогревочных оборотов;
- Затрудненный запуск ДВС;
- Повышенный расход топлива;
Датчик давления масла (ДДМ)
Датчик давления масла расположен справой стороны блока цилиндров и ввернут в штуцер масляной магистрали. Данный датчик необходим для контроля за давлением масла в двигателе. Как известно эксплуатации автомобиля с пониженным давлением масла в ДВС может вывести его из строя. При снижении давления масла в ДВС датчик замыкает контакт, и подает сигнал на панель приборов Нивы, зажигая индикатор давления масла в виде красной масленки.
Признаки неисправности ДДМ
Форум сообщества владельцев автомобиля НИВА
Система охлаждения двигателя
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см 2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.
Система охлаждения карбюраторного двигателя
Система охлаждения впрыскового двигателя
1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя; 4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя; 5 – кран отопителя; 6 – радиатор отопителя; 7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора; 9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора; 10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции; 11 – перепускной (байпасный) шланг термостата; 12 – крышка насоса охлаждающей жидкости; 13 – крыльчатка вентилятора; 14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов; 15 – подводящий шланг радиатора;
16 – радиатор; 17 – пробка радиатора; 18 – сливная пробка радиатора; 19 – кожух вентилятора; 20 – отводящий шланг радиатора; 21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 22 – корпус насоса охлаждающей жидкости; 23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 24 – термостат; 25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска; 28 – крыльчатка электровентилятора; 29 – электродвигатель; 30 – кожух электровентиляторов.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.
Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.
Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.
Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).
На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (см. тут).
Система отопления описана тут.
Работа
Система охлаждения Шнивы имеет два элемента активного охлаждения. Здесь имеется вентилятор радиатора печки и основного теплообменника. Последующая информация актуальна для машин 2010 и других годов выпуска.
За правильную, стабильную работу устройств отвечают предохранители. Плавкие вставки обезопасят устройство от скачков напряжения и короткого замыкания.
Предохранитель вентилятора Шнивы
Расположены в непосредственной близости от соответствующих реле. Вставка печки находится в основном монтажном блоке под номером F18. Предохранитель на 25 Ампер защищает несколько цепей одновременно.
Рег.: 20.07.2011Сообщений: 28Откуда: Россия, МоскваВозраст: 33Авто: Ваз 21214, 2007 г.в.
Внезапно перестали включаться вентиляторы. Предохранители целые, все реле проверены. Ровно на 99 градусах реле щелкает, но вентиляторы не включаются.Была еще такая штука: при снятой клемме ДТОЖ и снятом реле одного из вентиляторов, при попытке завестись, включился один вентилятор, температура при этом была нормальная. Когда поставил реле, вентиляторы не включились. Но повторить эту ситуацию не удалось – больше вентиляторы не включались даже при снятом реле.Вроде бы в этой теме было написано, что при неисправном датчике вентиляторы включаются принудительно. Может у меня была такая ситуация, а включился только один вент. из-за снятого реле. Но тогда почему больше они не включались, только была ошибка датчика на бк и все.
Рег.: 05.11.2007Сообщений: 5133Откуда: НовосибирскВозраст: 36Авто: Фора, 212180 2002 г. в. карб
LegioСпасибо. Так и есть, пропала масса. Только у меня крепление массы не у бачка тормозной жидкости, а около топливного фильтра.
Рег.: 01.11.2008Тем / Сообщений: 1 / 133Откуда: Пермь-ПсковВозраст: 52Авто: ВАЗ 21213, 1997; 212140, 2014
Имя: ЯрославРег.: 21.03.2012Тем / Сообщений: 3 / 8260Откуда: ТаганрогВозраст: 29Авто: ВАЗ-21214-50-120 (01.06.2012), SHTAT UniComp 400L (прошивка 3.3.1), ВАЗ-11173 2012, ВАЗ-21112 2006
Я говорю, а почему на 90 они не включаются, мне ответили, что рабочая температура двигателя теперь другая и вентиляторы должны включаться перед красной шкалой.
Стрелочный показатель сильно врет, на него опираться не стоит.
Оба вентилятора должны включаться при 99 градусах на одну единственную скорость и выключаться при 92. Температура для них измеряется другим более точным датчиком.
вообще должен быть залит красный антифриз, если залит тосол, то это уже повод для разбирательств с ними.
Тут еще советуют посомтреть в БК температуру срабатывания вентиляторов и я понять не могу куда смотреть.
Добавлено спустя 3 минуты 52 секунды:
Ничто не истинно и все дозволено.
Рег.: 13.02.2013Тем / Сообщений: 1 / 717Откуда: МоскваВозраст: 38Авто: 21214 2011 (продается)
Продам свою ниву, вопросы в личку.
Спасибо, про t вкл.выкл уже нашел. 99 гр. это где на шкале теперь опираясь на субъективный опыт?Про тосол я написал по привычке. А как красный антифриз называется и можно ли его в 21213 заливать?Не, БК я не покупал и мне его не предложили. А куда он ставится? На место магнитолы?В радиаторе не смотрел. Балбесы официального диллера могли тоже не сомтреть.
К сожалению в факе я не нашел описание того как и когда на 212140 должны включаться вентиляторы (вместе или отдельно, скорость у них одна или разные в зависимости от t. должны ли они всегда работь при езде по городу или только когда температура станет критической).
Вентиляторы включаются вместе в районе 100 градусов (в зависимости от скорости авто) и скорость у них одна. Постоянно работать не должны, остужают до 92-93 градусов и выключаются.
Рег.: 06.12.2004Тем / Сообщений: 4024 / 23192Откуда: МоскваВозраст: 67Авто: 21214M, 2013 гв.
Почистил последние посты. Здесь – только о вентиляторах, а не о БК, антифризе и проч.
примерно посередине между 90 и 110
Рег.: 10.04.2014Сообщений: 9Откуда: Россия НовосибирскВозраст: 85Авто: Нива 21214 2011г
LADA 4*4 2011 года -БК установил с начала эксплуатации. Температуравключения вентиляторов 90 градусов,а отключения 85 -так было стабильнопока не попал в жаркий день в пробку.Пришлось включить для охлажденияи печку. Температуру двигателя удалось остановить на 110-115 градусах.Доехал до дачи и на другой день стал разбираться с проблемой. БК показалошибку -температура входного воздуха : минус 40 градусов, ето в 30 градусную жару! Поехал на диагностику-включился 1 вентилятор при 110градусах, второй вентилятор включили через диагностический вход.Итог диагностики- СИСТЕМА РАБОТАЕТ НОРМАЛЬНО.Долго искал инфу по температуре охлаждения двигателя,нашел -данные совпали с показаниями БК 90-85 градусов. Установил систему охлажденияподобную на данном форуме , с датчиком 92-87 и проблема решена.В PDF esud_17_9_e4, есть на данном форуме, подписана в ноябре 2013года, работают одновременно оба вентилятора при 101 включение и 97отключение, датчик охлаждающей жидкости 3851 и прошивка под ЕВРО4вроде, что то так.
напряжение зарядки низкое 13,4-13,5 на ХХи 13,1-13.2 примерно на 2000 об/мин.На форуме как решить ету проблему просмотрел,регулятор напряжения 941.3702 купил,но онимеет 2 гибких вывода,а не 4 – на рисункепоказано 4. Нужна помощь от форумчан
Температура включения вентиляторов 90 градусов,а отключения 85
Откровенный недогрев. Оптимальная температура двигателя не ниже 87-95.
Рег.: 06.06.2011Сообщений: 602Откуда: Москва, ЯсеневоВозраст: 39Авто: 212140-30-011, 2011г.в.
LADA 4*4 2011 года -БК установил с начала эксплуатации. Температура включения вентиляторов 90 градусов,а отключения 85
Вот он истины венец, гениальные слова – всё имеет свой конец, а сосиска, даже два!
Имя: СергейРег.: 08.08.2012Сообщений: 1803Откуда: ЯрославльВозраст: 48Авто: 21214М 2012 г/в Е-газ
У меня включаются при переходе с 98 на 99 и уже во время их работы иногда подскакивает до 100 и реже еще немного выше.