Внешние признаки
Какие признаки указывают на разряд аккумуляторной батареи:
- При активации зажигания на контрольном щитке не загорается лампочка зарядки АКБ. Это может произойти в результате перегорания источника освещения, тогда индикатор надо поменять. Если в итоге замены лампа не горит, то аккумулятор сел.
- Часто АКБ оборудованы специальными индикаторами разряда. Когда вы включите зажигание и откроете капот, увидите, что лампочки на батарее светятся. Цвет зависит от заряда устройства. Если белый, это говорит о нехватке электролита в аккумуляторе, зеленый — прибор заряжен полностью, черный или красный — нужно срочно произвести зарядку АКБ.
- При попытке завести двигатель стартер будет крутить медленно, вы услышите характерные для его работы щелчки.
- Подсветка на контрольном щитке стала тусклой или вовсе отсутствует.
- О разряде АКБ свидетельствует слабое освещение оптики, когда двигатель глушится.
- Рулевой гудок работает тише.
- Если прислушаться, то в моторном отсеке можно услышать щелчки и потрескивания, которые издаются аккумулятором.
- Появились проблемы в функционировании противоугонной системы. Сигнализация срабатывает ложно или вовсе отказывает.
- Поменялся цвет жидкости в банках батареи, может образоваться налет на электродах. Если электролит рабочий, он будет иметь коричневый цвет. В случае когда оттенок жидкости темно-коричневый, это свидетельствует о наличии органических молекул в растворе, элементы переходят в кислотно-уксусные соединения. Сиреневый цвет электролита говорит, что в его составе образовался марганец. При наличии налета серого оттенка на пластинах АКБ можно сделать вывод о появлении в жидкости хлоридов.
- Если вы поставите разряженный аккумулятор на другой автомобиль, он тоже не заведется.
Причин разряда АКБ несколько:
- на контактах устройства возникло замыкание в результате загрязнений;
- произошла сульфатация электродов, что привело к гальванической коррозии пластин внутри конструкции, в результате образовался паразитный ток;
- пластины частично замкнулись, это происходит в холодное время года;
- недостаточная зарядка аккумулятора, связанная с некорректной работой генераторного устройства;
- неисправности в функционировании электрической сети, возникшие в результате неверного подключения оборудования и приборов либо ошибок, допущенных при ремонте;
- износ батареи, произошедший в результате появления дефектов на корпусе и утечки рабочей жидкости;
- ошибки в эксплуатации — автовладелец не проверяет уровень раствора, допускает полный разряд батареи, неверно заряжает ее и т. д.;
- невнимательность автолюбителя — в холодное время года АКБ садится быстрее, если при заглушенном двигателе остается работать оптика или аудиосистема.
Чтобы правильно измерить утечку тока АКБ и обнаружить причину разряда, рекомендуем ознакомиться с роликом, снятым каналом ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Меры предосторожности
Итак, основная схема «прикуривания» авто разобрана. Теперь подробнее о мерах предосторожности, которые помогут избежать ненужных ошибок и быстро провести процедуру. В первую очередь необходимо учесть, кого не стоит «прикуривать», если на дороге возник автомобиль, которому нужна помощь.
Не рекомендуется дарить заряд своей батареи автомобилю со старой АКБ. Великовозрастный аккумулятор – сплошная боль, так как он не только быстро разряжается, но и приводит к другим поломкам в системе. Кроме того, нередки случаи, когда такие аккумуляторы во время подзарядки просто взрывались, что причиняло вред сразу двум машинам и требовало незамедлительного ремонта.
А также не стоит снимать клеммы у донора перед тем, как приступить к «прикуриванию» авто. Поэтому необходимо заранее учесть все нюансы и последовательность подключения клемм, чтобы впоследствии не возникло проблем. Например, несвоевременное отключение клеммы способно принести к обнулению настроек электронных систем, из-за чего владельцу авто придется заново выставлять:
- время;
- параметры магнитолы;
- характеристики климат-контроля.
Таким образом, игнорирование схемы способно привести к дополнительной головной боли и поломке прикуривателя. Наконец, стоит обратить внимание перед проведением процедуры на качество крокодилов и состояние разряженного аккумулятора. При ненадлежащем исполнении фиксаторы способны причинить вред и вызвать массу проблем во время подзарядки. Одна из распространенных – короткое замыкание, из-за которого помощь потребуется уже двум машинам.
Что касается состояния АКБ, то перед зарядкой следует пощупать корпус аккумулятора. Если он нагрет, от помощи лучше отказаться. В противном случае велика вероятность взрыва батареи прямо во время проведения процедуры.
Рекомендуется отдать предпочтение мастерской. «Прикурить» автомобильный аккумулятор нетрудно, если следовать простым схемам и рекомендациям по выбору донора и соблюдению техники безопасности.
Перед тем, как завести двигатель от другого автомобиля: подбор донора и подготовка к процедуре
Все опасения и сомнения относительно прикуривания машины с севшим аккумулятором появились на заре эпохи внедрения электронных «мозгов». Громкое порицание старого приема экстренной помощи связано с неудачными попытками запитки инжекторных авто, когда вся электроника сгорала напрочь. Случалось это от незнания техники подкуривания.
Вполне понятно, что без дыма огня не бывает – необходим донор, связка проводников и твердое знание, как правильно прикурить аккумулятор автомобиля от другого автомобиля. Все начинается с замера разности потенциалов на якобы разряженном АКБ. Все актуальные цифры мы приводили в материале, нормальное напряжение аккумулятора без нагрузки и с ней.
Если выявлены крупные несоответствия, наступает момент голосования со связкой проводов. Необходимо отметить, что на этом, казалось бы, простом этапе, логику никто не отменял. Провода и машина владельца, который согласится прийти на помощь (донор), должны отвечать некоторым требованиям:
- Потенциал донорского аккумулятора должен быть аналогичным или большим, нежели у АКБ проблемной машины (реципиента).
- Сечение проводов – не менее 16 квадратных миллиметров. Это для малолитражек. С ростом литража двигателя квадратура поперечного сечения должна возрастать.
- Крокодилы стартерной проводки надежно цепляются за клеммы обеих аккумуляторных батарей.
- Напряжение бортовой сети у обоих автомобилей соответствует одному номиналу. У легковых машин это 12 В, у грузовых – 24 В.
Наплевательски относиться к перечисленным замечаниям не рекомендуем. Если вздумается запитать АКБ емкостью 100 А*ч от соседней машины с 60-амперным источником питания, то сосед останется курить с вами: батареи будут разряжены у обоих. Тонкие провода не перенесут высокого ампеража, пиковое значение которого наблюдается в момент работы стартера у реципиента. Проводник будет греться, а напряжение на выходе упадет.
Ненадежные крокодилы ставят под сомнение безопасный исход жеста взаимопомощи, поскольку самопроизвольно отлетевший «плюс» с высокой вероятностью замкнет на «массу». Примерно тот же исход, когда на помощь легковушке приходит большегруз: из-за перенапряжения в связке 12-24 В «летит» вся электроника.
Подсоединение клеем
Приступают к подсоединению клемм силовых проводов к контактам батарей. Действия выполняют поочередно, временно свободные контакты не должны болтаться, касаясь металлических деталей автомобиля.
- Сначала подключают красные положительные клеммы. В первую очередь это делают для разряженного аккумулятора, второй станет батарея-донор.
- С минусовыми проводами поступают в обратной последовательности. Сначала подключают клеммы к заряженному аккумулятору.
- Другой конец чёрного провода надо накинуть на любую металлическую, неокрашенную деталь автомобиля-реципиента, требующего заряда батареи, под капотом.
- Сделать это лучше подальше от аккумулятора с подсоединённым красным кабелем.
- Убеждаются также в нахождении подсоединённой конструкции вдали от движущихся элементов под капотом.
Если минусовой провод расположить на соответствующем контакте разряженной батареи, то после запуска двигателя машины-донора пойдёт подзарядка аккумулятора реципиента, а мотор не придёт в действие.
Такой вариант возможен, если подобный сценарий устраивает участников. Для подзарядки севшей батареи, достаточной для запуска двигателя, придется выждать около получаса.
Схема зарядки
Современные автомобили отличаются сложной электронной начинкой, поэтому не всегда удается сразу разобраться, как правильно заряжать аккумулятор в случае прекращения его работы. Однако специалисты и практики успели разработать единый для всех алгоритм, который поможет безопасно «прикурить» машину, воспользовавшись помощью батареи другого транспортного средства.
Особое внимание при проведении процедуры необходимо уделить сборке схемы и снятию проводов. В противном случае при несоблюдении правил и рекомендаций велика вероятность короткого замыкания, способного нанести немалый ущерб. Итак, как правильно «прикуривать» авто от другой машины? Как уже было сказано ранее, необходимо позаботиться о проводах хорошего качества, и лучше заранее купить комплект для прикуривания и поместить его в багажник. Такой комплект должен включать два провода:
- черный – для подключения на минус;
- красный – для подсоединения к плюсу.
На обоих концах каждого должны быть зажимы-крокодилы, которые обеспечат надежную фиксацию и работу проводов.
Следующий на очереди – автомобиль для «прикуривания». При выборе донора необходимо убедиться в том, что у транспорта рабочий аккумулятор необходимой емкости и с одним выходным напряжением. Не рекомендуется вести зарядку от неисправной батареи, в которой, например, подтекает масло. Наконец, перед тем как «прикуривать» автомобиль, нужно убедиться в том, что аккумулятор просто сел, а не вышел из строя.
Среди распространенных признаков неисправной батареи:
- натужные звуки при повороте ключа зажигания;
- нехарактерные звуки для работающих под капотом систем и узлов;
- отсутствие подсветки индикаторов на приборной панели.
Если аккумулятор вышел из строя, его нет смысла «прикуривать». В этом случае необходимо как можно скорее отправиться в ближайшую мастерскую для устранения неисправности и замены АКБ.
Если аккумулятор работает, тогда можно приступать к процедуре. Основные шаги.
- Машина, которая будет выступать донором, должна проработать на оборотах в 2-3 тысячи в течение 5 минут, чтобы генератор дал батарее дополнительный заряд.
- Далее следует отключить все электроприборы и зажигание. Сделать это нужно до того, как будут подсоединены клеммы.
- Следующий этап – соединение проводов. О нем чуть подробнее ниже.
- После этого необходимо запустить мотор у автомобиля с севшим аккумулятором.
- Пятый шаг – запуск ДВС на автомобиле-доноре. Мотор должен работать в течение четверти часа, и при этом важно отслеживать состояние подзаряжаемой АКБ.
- По окончании установленного времени следует заглушить двигательавтомобиля-донора, и попробовать запустить мотор проблемного транспорта.
В этом случае существует два варианта развития событий.
- Если двигатель запустился, останется отключить провода и несколько минут продержать мотор на холостых оборотах. Это поможет дополнительно зарядить АКБ, и полностью восстановить ее работоспособность.
- Если двигатель не откликается, нужно ехать в мастерскую, так как велика вероятность наличия проблем в автомобиле с севшей АКБ.
Настоятельно не рекомендуется включать мотор «прикуриваемой» машины во время работы двигателя донора. В лучшем случае это вызовет перегорание предохранителей генератора, в худшем приведет к поломке генератора и других элементов электросети.
Теперь подробнее о подключении клемм. У процедуры есть более детальная инструкция, при помощи которой удастся провести этап максимально полезно и безопасно. Основные рекомендации при подключении клемм:
- автомобили необходимо поставить лицом друг к другу и прислонить их максимально близко, но при этом не давать кузовам соприкоснуться;
- перед «прикуриванием» необходимо дать проработать автомобилю-донору на холостых, чтобы подарить аккумулятору лишний заряд;
- перед подключением клемм стоит убедиться в надежности их соединений, а также убрать следы любых загрязнений в виде смазки, окислов, коррозии, пыли и прочего;
- первой подключать нужно клемму с положительным зарядом;
- во время подключения первой клеммы второй конец должен находиться в руках и свободно свисать, не соприкасаясь с металлическими поверхностями;
- плюс крокодила при соединении должен быть подключен к плюсу разряженной батареи, а второй конец провода идет к плюсу на АКБ донора;
- минусовые клеммы подключаются к минусам, но в обратной последовательности – сначала к донору, потом замыкается на массе.
Масса – это любой металлический предмет, поверхность которого не покрыта лаком или другим защитным составом. При соединении проводов важно проследить за тем, чтобы они не цепляли никакие подвижные элементы в виде приводного ремня или других деталей авто. Дополнительно стоит рассмотреть вопрос запуска двигателя. Многие автомобилисты с проблемой разрядки аккумулятора и необходимости его «прикуривания» сталкиваются впервые, поэтому часто интересуются, когда можно и когда нельзя запускать ДВС.
Начать следует с основ. Современный автомобиль содержит 2 источника питания: аккумулятор и генератор. АКБ отвечает за запуск стартера и мотора, на что тратит несметное количество энергии, а пусковой ток для легковых машин равен в среднем 260-300 ампер. Как только аккумулятор запустит двигатель, источник питания изменится, и место АКБ займет генератор. Поэтому одна из задач генератора – восполнение потраченного батареей заряда, который ушел на запуск силового агрегата.
Поэтому, если АКБ автомобиля села, машину не заведет ничто другое, кроме батареи автомобиля-донора. Соединение двух аккумуляторов обеспечивается за счет крокодилов путем правильного подсоединения клемм. Генератор же никак не сможет запустить двигатель, поэтому завести авто в случае севшей АКБ просто не выйдет. И также нельзя запускать ДВС, пока работает двигатель машины-донора. В противном случае это приведет к поломке силовых агрегатов, электронных систем и других элементов транспортного средства.
Последний вопрос, который требует внимания, относится к продолжительности «прикуривания». Время проведения процедуры зависит от разных факторов, среди которых:
- разряженность аккумулятора;
- температура окружающей среды;
- соответствие характеристик элементов необходимым требованиям.
В среднем на подзарядку АКБ уходит не более 30-60 минут, но иногда процедура может затянуться. Это необходимо учитывать, если владелец авто-донора куда-то торопится.