СПАСИБО за быстрый ответ!
1. Насчет бортового компьютера — видимо, придется, только я еще не врос в тему. Надо разбираться, что это такое, какой нужен для моей Нивки и т.д.
2. Не могли бы поподробнее насчет отключения клапана?
-«бочка» — это сам адсорбер?
-что значит «клапан притянул стяжкой»? Куда и как? Это про ту деталь внутри, которая перекрывает, или про весь клапан в сборе, который на фото?
— после этих манипуляций клапан выключен из работы и не влияет на показания ЭСУД?
Пожалуйста, разъясните! Всю жизнь ( ВУ с 1965 года)ездил на классике (начинал на ГАЗ-51), теперь впервые нарвался на отечественную автомобильную электронику и оказался совсем неподготовленным!
Выходили из сервис — центра мастера, подключались каким-то блочком к разъему и говорили, что была ошибка по клапану. Сбрасывали . Какой код ошибки был — не знаю, не говорили, да я и не знал еще, что есть какие — то коды.
Трубки внешне без повреждений. Вряд ли могли забиться на новой машине за первые 300 км, да и ошибка-то вылетала бы сразу? Это просто размышления вслух, я пока совсем не готов диагностировать, да и возраст такой, далеко запенсионный, уже сложно осваивать . НО я постараюсь. А пока вот хотел бы иметь возможность просто выключать клапан из ЭСУД, чтобы он мне за городом не мотал нервы. Я ведь причину загорания «Проверьте двигатель» не знаю, это напрягает. ПРиходится каждый раз из садоводства ехать в Питер в сервис — 110 км в один конец, я бензина на этих поездках сжег, наверное, на стоимость бортового компьютера. Вот и сейчас приехал, поставил в гараж и на неделе поеду в сервис. Гарантии еще много, машина майская, но, похоже, в Интей-Лада нет квалифицированного электрика (или двигателиста, уж не знаю кто нужен)
Мотор Нивы Шевроле довольно слабый и владельцы этих автомобилей на что только не идут, чтобы хоть как-то повысить его мощность. Одна из этих мер — удаление адсорбера. Но работает ли она? Сейчас выясним.
А для чего вообще нужен адсорбер? Чтобы понять, поможет ли это, нужно разобраться с назначением этого устройства. Адсорбер изобрели «благодаря» появлению норм токсичности. Он необходим для поглощения паров топлива, которые выходят из бака на заглушенном двигателе. В этот момент они направляются в сепаратор, а затем обратно в бак. Когда двигатель работает, то пары топлива направляются во впускной коллектор и сгорают в цилиндрах двигателя.
Стоит отметить, что пары топлива очень вредны для нашей атмосферы и придумали данное устройство не случайно. Это крайняя необходимость. Но мы не будем сейчас рассуждать о том, что нужно нашей земле, а что нет. Раз уж адсорбер способен рационально использовать пары бензина, при этом оберегая нашу атмосферу, значит, он в какой-то степени экономит топливо.
Так если удалить адсорбер из системы, то пары, выделяющиеся из бака, попадут в атмосферу, а значит, мы теряем то, что могло сгореть в цилиндрах и быть использовано в качестве топлива. Если сравнивать грубо, то не трудно догадаться, что если вылить часть бензина из бака, то мы лишимся часть дорогостоящего топлива. Так и с удалением адсорбера, мы просто выливаем часть топлива из бака. Да еще и загрязняем атмосферу.
Дает ли это прирост мощности? Нет, абсолютно никакого. А экономия топлива? Нет, экономии никакой не получается. Ведь это даже противоречит самому назначению адсорбера.
Стоит отметить, что удаление влияет и на безопасность. Ведь в адсорбере стоит гравитационный клапан, препятствующий подаче топлива в двигатель, если автомобиль перевернулся. Сколько же жизней спасла эта штука. А вы вдруг решили ее убрать. Не нужно!
Фото взяты из интернета!
Система улавливания паров бензина
Рис. 2-77а. Система улавливания паров бензина ЕВРО-2: 1 — шланг адсорбера и клапана бензобака; 2 — клапан бензобака; 3 — шланг клапана бензобака паропровода; 4 — дроссельный патрубок с ресивером; 5 — шланг адсорбера и дроссельного патрубка; 6 — адсорбер; 7 — хомут; 8 — болт; 9 — кронштейн крепления адсорбера; 10 — гайка; 11 — шланг паропровода и гравитационного клапана; 12 — гравитационный клапан; 13 — трубка паропровода; 14 — топливный бак.
Система улавливания паров бензина (СУПБ) состоит из угольного адсорбера 6 (рис. 2-77а) с электромагнитным клапаном продувки, клапана 2 бензобака, гравитационного клапана 12, трубки паропровода 13 и шлангов 1, 3, 5 и 11.
Пары бензина проходят через гравитационный клапан 12 и клапан 2 бензобака. Гравитационный клапан предотвращает вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля, а клапан бензобака препятствует чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке.
После прохождения клапанов пары бензина попадают в адсорбер 6, где поглощаются активированным углем. Второй штуцер адсорбера соединен шлангом 5 с дроссельным патрубком, а третий — с атмосферой. При выключенном двигателе электромагнитный клапан закрыт, в этом случае пары бензина не поступают в дроссельный патрубок. После пуска двигателя контроллер системы впрыска начинает подавать управляющие импульсы на клапан. Клапан открывается и происходит продувка сорбента: пары бензина отводятся через шланг 5 и дроссельный патрубок в ресивер.
Рис. 2-77б. Система улавливания паров бензина ЕВРО-3: 1 — шланг дроссельного патрубка и клапана продувки адсорбера; 2 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 3 — шланг клапана продувки и адсорбера; 4 — адсорбер; 5 — шланг трубки паропровода; 6 — дроссельный патрубок с ресивером; 7 — болт; 8 — кронштейн крепления адсорбера; 9 — гайка; 10 — шланг паропровода и переходника; 11 — переходник; 12 — шланг переходника и гравитационного клапана; 13 — пробка бензобака с предохранительным клапаном; 14 — гравитационный клапан; 15 — трубка паропровода; 16 — топливный бак.
Замена адсорбера и клапана продувки адсорбера
Примечание. Расположение некоторых деталей может несколько отличаться в зависимости от модификации автомобиля. На данной странице показано на примере двигателя Евро-3 Замена на двигателе Евро-2 показана здесь
Зачем нужен адсорбер
При испарении бензина в баке образуются пары, которые способны критически повысить давление внутри, потому изх необходимо куда-то выпускать. В атмосферу их выпускать нельзя по современным требованиям экологии и пожаробезопасности.
Ранее на автомобилях производства ВАЗ дугообразная трубка соединяла бензобак с атмосферой, выпуская газы. Это приводило к тому что ощущался запах бензина. С введением эконорм Евро-2 (второй экокласс в России) появились системы, которые предотвращают выход паров топлива в атмосферу. Сегодня практически на всех автомобилях используется одинаковые системы адсорбирования паров топлива, различающиеся только расположением отдельных деталей.
Адсорбер — это пластмассовый бачок, заполненный мелкими гранулами активированного угля. Пары бензина из топливного бака по трубке попадают в него, где конденсируются на поверхности и в объёме угольных частиц. Это и приводит к очистке воздуха от паров топлива.
Адсорбер должен сохранять свою работоспособность до 80 000 км. пробега (на авто до Евро-4 включительно).
Бывает, что гранулы слипаются в плотную кучу, нормальная вентиляция бака нарушается, и может даже прекратиться полностью. При этом давление насыщенных паров бензина в баке растет, вследствие чего в топливной магистрали образуются пробки — особенно в жару. Двигатель начинает капризничать — плохо пускается, не держит обороты, глохнет. Машина теряет динамику, дергается при отпускании педали газа и т.д. Также могут раздаваться хлопки в баке, появляется запах бензина.
Схема работы адсорбера 1 — бензобак 2 — адсорбер 3 — клапан, соединяющий адсорбер с атмосферой 4 — датчик давления паров 5 — клапан, соединяющий адсорбер с впускным трубопроводом 6 — ЭБУ 7- топливная рампа 8 — форсунки 9 — впускной трубопровод 10 — бензонасос
Снятие адсорбера системы улавливания паров топлива
Адсорбер снимаем для замены при нарушении герметичности его корпуса (определяем по запаху бензина или визуально).
Снимаем трубу и опору запасного колеса. (см. тут)
Абсорбер расположен под главным тормозным цилиндром.
1 — адсорбер; 2 — трубка паропровода передняя к патрубку адсорбера «TANK» (подвод паров из бензобака); 3 — шланг адсорбера и клапана продувки адсорбера (подвод разрежения) Для наглядности работа показана при снятых главном тормозном цилиндре и вакуумном усилителе тормозов.
Нажав на фиксатор наконечника трубки.
.. .отсоединяем наконечник трубки адсорбера от трубки отвода паров топлива из сепаратора.
Шлицевой отверткой разжимаем хомут крепления шланга отвода паров топлива из адсорбера к клапану продувки.
. и снимаем шланг со штуцера адсорбера.
Головкой «на 10» ослабляем затяжку хомута крепления адсорбера.
. и вынимаем адсорбер из моторного отсека.
Адсорбер с трубкой подвода к нему паров топлива.
Устанавливаем адсорбер в обратной последовательности.
СНЯТИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КЛАПАНА ПРОДУВКИ АДСОРБЕРА
Клапан продувки абсорбера крепится на кронштейне впускного коллектора.
Работу проводим для замены клапана.
Нажав на фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем, отсоединяем колодку от клапана продувки адсорбера.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута крепления шланга подвода паров топлива из адсорбера к клапану продувки.
. и снимаем шланг со штуцера клапана.
Шлицевой отверткой разжимаем хомут крепления шланга подвода паров топлива от клапана к ресиверу.
. и снимаем шланг с другого штуцера клапана.
Вставляем шлицевую отвертку в паз клапана и, отжав язычок кронштейна.
. сдвигаем клапан с кронштейна.
Для наглядности на двух нижних фото показано снятие клапана на демонтированном кронштейне.
Шлицевой отверткой отжимаем язычок кронштейна.
. и снимаем клапан.
Устанавливаем электромагнитный клапан продувки адсорбера в обратной последовательности.
Устройство системы улавливания паров топлива Нива 21214 инжектор
Автомобиль Нива 21214 с инжекторным двигателем 21214 (1,7 л) оборудован системой улавливания паров топлива (бензина) — СУПБ.
Она позволяет снизить токсичность выхлопа и соответствовать нормам Евро -2 или Евро-3. Вот схема устройства СУПБ Нива 21214 инжектор с описанием ее элементов и особенностей работы.
Схема — устройство системы улавливания паров топлива Нива 21214 инжектор
Схему СУПБ под нормы токсичности Евро-2 для автомобилей до 2009 г.в., под Евро-2 см. в начале статьи.
Описание схемы
— Система улавливания паров топлива — СУПБ является подсистемой системы питания инжекторного двигателя 21214 (1,7 л). Она позволяет удалять пары топлива из бензобака и дожигать их в двигателе. Тем самым исключается их попадание в атмосферу (в отличие от системы вентиляции бензобака на Ниве 21213 с карбюраторным двигателем) и предотвращается превышение больше нормы давления в топливном баке. Вот описание элементов СУПБ.
При взбалтывании и нагреве пары топлива переполняют топливный бак, увеличивая в нем давление. Избыток давления может вызвать подтекание топлива через соединения системы, а так же мешает забору топлива в систему питания. Двигатель глохнет и теряет мощность.
Топливный бак трубками соединен с сепаратором. Сепаратор — металлический плоский бачок, закрепленный в боковой нише задней правой части кузова автомобиля. В нем пары топлива частично конденсируются и стекают обратно в бак. Другая их часть по трубкам попадает в адсорбер.
Гравитационный клапан предназначен для предотвращения вытекания топлива из бензобака при опрокидывании автомобиля. Он установлен в разрыв трубки идущей от сепаратора к адсорберу.
Адсорбер это емкость с активированным углем. Он установлен под капотом автомобиля. Активированный уголь адсорбера поглощает пары бензина и накапливает их. К адсорберу присоединены два шланга. По одному он соединен с сепаратором, второй идет на клапан продувки и далее на дроссельный узел. Еще есть штуцер, через который происходит сообщение с атмосферой.
По сигналу контроллера клапан продувки адсорбера открывается и пары поступают в ресивер на двигателе, смешиваются там с воздухом и далее затягиваются в его камеры сгорания. Где дожигаются. Чем больше объем воздуха проходит в двигатель, тем чаще открывается клапан продувки. На остановленном двигателе клапан закрыт и адсорбер не продувается.
На автомобилях Нива 21214 до 2009 года выпуска пары топлива их адсорбера удалялись по трубке соединенной со штуцером на дроссельном узле (под дроссельную заслонку). После 2009 года эта трубка присоединена к ресиверу.
Примечания и дополнения
— Неисправность системы улавливания паров бензина приводит к нарушению работы двигателя на холостом ходу, снижению его мощности и приемистости, увеличению токсичности выхлопа. См. «Признаки неисправности адсорбера».
Адсорбер и клапан продувки адсорбера (КПА); ошибки 0441, 0443, 1410, 1425, 1426
Имя: АнтонРег.: 11.04.2008Сообщений: 1308Откуда: Москва была, теперь рязанская обл. ПителиноВозраст: 50Авто: Нива 21214 2007г.в
Рег.: 16.07.2013Сообщений: 55Откуда: Россия ТюменьВозраст: 46Авто: Нива инж., 21214 2003 г.в.
Рег.: 08.01.2005Тем / Сообщений: 6 / 1922Откуда: KrasnodarВозраст: 44Авто: ВАЗ-2131 Вошь МЕ17.9.7, 2021 г.в.; ВАЗ-21214 2008 г.в., ВОШЬ 7.9.7.Престиж 12V214. T-MAX
Неа. Не так.Ведро адсорбера всегда имеет связь с атмосферой. Этот носик у нас прикрыт крышкой и о нем мало кто знает Схема его вот такая.
Извините, что картинка с вражеского форума Работает клапан или не работает, давление из бака будет стравливаться в атмосферу через уголь. Вонь адсорбируется углем, а воздух выходит в носик под крышечкой. Просто при неработающем клапане адсорбер не будет продуваться, уголь будет заполняться парами бензина и скоро начнет вонять.
Затык, который не дает стравливаться давлению из бака, у тебя находится между баком и адсорбером. Какой-нибудь клапан вверх-ногами поставили или он залип. Повезло, что он не залип в другую сторону. Тогда при выработке бензина бак бы не заполнялся воздухом и его плющило примерно вот так
я еще немного позадаю вопросы, скоро доберусь до цивилизации и начну поиск и устранение неисправности..
если верить выложенной схеме, то воздух через средний патрубок входит в адсорбер, но ни как не выходит через этот патрубок.то есть (размышляю), через этот патрубок поступает воздух для продувки адсорбера.получается, что если адсорбер забит или КПА закрыт (или неисправен), то парам топлива просто некуда идти.если все таки предположить, что средний патрубок работает в обе стороны, то тогда не т смысла вообще в КПА, так как парам топлива легче идти по пути наименьшего сопротивления, т.е. в средний патрубок.наверное все таки патрубок это работает только в одну сторону — вход воздуха в адсорбер.
вот нашел на просторах сети, у меня крайне похожая ситуация.https://www.drive2.ru/l/8023108/
но проблема с хх и запахом была с момента покупки авто (покупал с рук).запах тогда победил заменой сепаратора (лопнул), с хх — борюсь до сих пор 🙂
Почти так. Только если КПА закрыт, то избыток давления пойдет в атмосферу. Этому избытку вообще все равно есть у тебя КПА или нет. А вот если у тебя забит адсорбер или средний патрубок, то тогда парам некуда идти. Я почему и спросил про утопление.
Проблема с ХХ вообще чаще связана с прошивкой, состоянием свечей/катушек и наличием подсоса воздуха после ДМРВ. КПА там в последнюю очередь будет влиять.
Ничто не выполняет функцию выравнивателя давления. Во времена карбюраторных керогазов давление выравнивалось через шланг, выведенный в атмосферу, рядом с заправочной горловиной. Потом в разрез этого шланга поставили адсорбер, чтобы не воняло. Разные производители ставили адсорбер в разные места, чем запутали пользователя. Но емкость адсорбера небесконечна, поэтому пришлось придумывать способы его проветрить. Придумали проветривать его во впускной коллектор. Начались проблемы с дозированием топлива, потому что эта проветривалка давала непредсказуемое количество воздуха/паров_топлива. Поставили клапан на линию продувки и задали ему режимы, которые не сильно влияют на работу мотора.
А задача сепаратора вернуть в бак крупный конденсат топлива, поступающий из бака при его активном расширении.
нет В такой конфигурации ты опять лишаешь бак нормальной связи с атмосферой, плюс к этому ты добавляешь непредсказуемый вброс смеси воздух/пары_топлива во впускной коллектор, что приведет к расколбасу двигателя и обязательно заругается компьютер. Потому что компьютер ждет притока воздуха, а получает пары топлива чистоганом из бака. Плюс к этому ты рискуешь сплющить бак при достаточно сильном разряжении во впускном коллекторе. Ведь когда откроется клапан продувки, то во всем шланге и баке величина разряжения станет равной разряжению во впускном коллекторе. Притока воздуха в твоей системе не будет, если считать пробку заливной горловины герметичной.
Если уж ты и хочешь избавиться от адсорбера и оставить работать клапан продувки, то просто сними шланги с адсорбера и все. Можно для красоты соединить их тройником, чтобы один из выводов тройника был открыт в атмосферу. Шланг идущий к клапану продувки заткни каким-нибудь фильтром, а то мотор пыли насосется. Если просто тряпкой будешь затыкать, то зафиксируй ее, а то всосет ее в шланг, потом шомполом выковыривать.В такой конфигурации ты оставишь связь бака с атмосферой, как это было на карбюраторных машинах.Кгда снимишь шланг идущий к баку, подыши в него. Если ртом не сможешь продуть, значит он заткнулся/расслоился или клапан залип. Он в обе стороны должен продуваться. Заливную крышку открой, когда будешь дуть.
Замена клапана абсорбера своими руками
Если обнаружены признаки неисправности, требуется ремонт или замена клапана. Клапан адсорбера стоит недорого, а замену произвести несложно. Для демонтажа нужно иметь пару крестообразных отверток и знать, где находится клапан продувки адсорбера. Порядок работы:
Маркировки старого и нового клапана должны совпадать.
- Открыть капот и найти цилиндрическое устройство – адсорбер.
- С аккумуляторной батареи снять минусовую клемму.
- Отсоединить колодку проводов, нажав на фиксатор и потянув на себя.
- Ослабить крепление клапана.
- Штуцеры под защёлкой убрать и отсоединить шланги.
- Извлечь клапан вместе с кронштейном из адсорбера.
- Новый клапан устанавливается в обратном порядке.
Таким образом, даже такой небольшой элемент, как клапан адсорбера, выполняет важные функции и его неисправность может серьезно нарушить работу всего двигателя. Поэтому важно следить за состоянием своего автомобиля и вовремя проводить диагностику.
Назначение и принцип работы клапана продувки адсорбера
Схема клапана абсорбера
Система EVAP устанавливается на бензиновые двигатели внутреннего сгорания для предотвращения попадания паров топлива в атмосферу. Электромагнитный клапан продувки адсорбера является элементом этой системы. Поэтому, чтобы выяснить, для чего нужен клапан адсорбера и как он работает, важно понять принцип работы всей системы. Конструкция адсорбера представляет собой емкость, заполненную адсорбентом, чаще всего активированным углем. Устройство соединено с топливным баком и управляющим клапаном автомобиля специальными трубками.
Клапан адсорбера установлен между впускным коллектором и адсорбером и выполняет функцию вентиляции.
Образующиеся в топливном баке пары бензина проникают в сепаратор, где они конденсируются и снова сливаются в бак. Какая-то часть паров не успевает конденсироваться в сепараторе и попадает через паропровод в адсорбер. В фильтрующей системе они поглощаются активированным углем, накапливаются и затем при запуске двигателя подаются во впускной коллектор. Процесс поглощения топливных испарений проходит только при отключенном двигателе. Когда автомобиль работает, электронный блок управления открывает электромагнитный клапан продувки адсорбера, через который поступает воздух и таким образом происходит вентиляция. При этом накопившийся конденсат вместе с воздухом высасываются из адсорбера и снова попадает в двигатель, где происходит его дожигание. Клапан адсорбера обеспечивает вентиляцию всего механизма и направляет топливный конденсат назад в двигатель.
Неисправности клапана адсорбера и их устранение
Практически непрерывная работа адсорбера системы поглощения топливных паров может послужить причиной поломки клапана продувки. Неисправность клапана адсорбера часто приводит к повреждению бензонасоса. Из-за плохой вентиляции адсорбера накапливается бензин во впускном коллекторе, двигатель теряет мощность, а расход топлива постепенно увеличивается. Это может привести к полной остановке двигателя. От того, как работает клапан адсорбера, зависит работа всего автомобиля.
Как проверить работоспособность клапана продувки адсорбера?
Проверка клапана абсорбера
Чтобы вовремя заметить и исправить неполадки, необходима регулярная проверка клапана адсорбера. При этом выявить поломку можно по определенным косвенным признакам. При работе двигателя на холостых оборотах или в холодную погоду система поглощения паров издает характерные звуки, так щелкает клапан адсорбера. Некоторые путают этот звук с неисправностями ГРМ, роликов или других деталей. Проверить это можно, резко нажав на педаль газа. Если звук не изменился, значит это цокает клапан адсорбера. Специалисты могут объяснить, что делать, если клапан адсорбера стучит слишком сильно. Для этого необходимо закрутить регулировочный винт, при этом сначала он очищается от эпоксидной смолы.
Клапан абсорбера можно отрегулировать.
Винт поворачивается на приблизительно на пол-оборота. Если его закрутить слишком сильно, то контроллер выдаст ошибку. Такая регулировка клапана адсорбера сделает его работу мягче, а стук тише. Однако, как проверить клапан адсорбера на наличие поломок? Определить поломку клапана можно с помощью системы диагностики ошибок или механической проверкой. Коды электронных ошибок записаны в памяти контроллера и свидетельствует об электрическом повреждении. Для проверки клапана рекомендуется обращать внимание на такие выдаваемые контроллером ошибки, как «обрыв цепи управления клапана продувки адсорбера». Признаки, по которым можно механически определить неисправность клапана адсорбера:
- Появление провалов на холостом ходу двигателя.
- Очень низкая тяга двигателя.
- Не слышно звуков срабатывания клапана при работе двигателя.
- Шипение при открытии крышки бензобака свидетельствует о разрежении в системе. Это верный признак неисправности вентиляции адсорбера.
- Появление запаха топлива в салоне автомобиля. Однако, его появление могут вызвать и другие причины.
Клапан продувки адсорбера ваз 21214
Lada 4х4 (ВАЗ-21214) : Снятие электромагнитного клапана продувки адсорбера
Абсорбер расположен под главным тормозным цилиндром. Для наглядности работа показана при снятых главном тормозном цилиндре и вакуумном усилителе тормозов.
По требованиям новых экологических стандартов, ограничивающих содержание вредных веществ в выхлопных газах, транспортные средства должны быть оснащены системой EVAP. Это оборудование препятствует попаданию вредных топливных испарений в атмосферу. Основную функцию в системе улавливания топливных паров выполняет адсорбер. Некоторые недооценивают важность этого элемента в работе автомобиля. Однако, неисправность этого, на первый взгляд, второстепенного узла может привести к повреждению бензонасоса и отразиться на работе всего двигателя. Поэтому, специалисты рекомендуют проверять клапан адсорбера при появлении признаков неисправности мотора.