Военные внедорожники разных стран мира

Содержание

Основное предназначение

«Тигр» для российского МВД. Снимок сделан еще до переименования милиции в полицию.

Бронеавтомобиль ГАЗ 2330 «Тигр» используется для решения следующих задач:

  1. Безопасная перевозка военнослужащих по территории, на которой могут встречаться различные диверсионные, иррегулярные или террористические формирования;
  2. Доставка солдат и грузов в оперативный тыл и прифронтовую полосу в условиях ведения «обычной» войны;
  3. Эвакуация раненых с поля боя;
  4. Борьба с бронетехникой или авиацией противника (при условии оснащения соответствующим оружием);
  5. Огневая поддержка атакующих или обороняющихся подразделений;
  6. Обычная, химическая и радиологическая разведка;
  7. Доставка специальных полицейских сил к месту проведения операций по обезвреживанию или задержанию особо опасных преступников.

Автомобили радиационно-химической разведки на базе уаз-469.

В 1970-е годы специальные автомобили радиационно-химической разведки носили индексы УАЗ-469РХ и УАЗ-469РХБ и имели полную массу 2305 кг. Их оборудовали приспособлениями, приборами и индикаторами для контроля химической и радиационной обстановки и средствами связи.

Армейские грузовики сегодня

Производством грузовиков для российской армии занимаются несколько автомобильных заводов: Уральский («Урал»), Камский («КамАЗ»), Курганский («Русич»), Брестский («Вощина»), Кременчугский («КРАЗ»), Московский («ЗИЛ»). Неизменным поставщиком двигателей для большинства моделей любого из этих производителей является Ярославский моторный завод.

Броневики на базе буханок


Специальный бронированный автомобиль для перевозки ценностей на шасси автомобиля УАЗ-3741 и его модификаций
Грузоподъемность — 540 кг
Пассажировместимость — 3 чел.
Защита — 2-й или 3-й класс по ГОСТ Р 50963-96. Производится Компанией ДИСА
Скан из журнала Автопилот за 1995г. об автомобиле ДИСА-1912 «Заслон»
наверх
УАЗ, ДИСА-1912

Специальный (бронированный) автомобиль открытого бронирования СБА-2М на базе автомобиля УАЗ-3741, -3909, -2206, -396259 и их модификаций производится Корпорацией «Защита»
наверх
УАЗ, СБА-2М

Продукция НПО «Коналю»
Корпус имеет повышенную прочность при столкновении. Броне конструкции предназначены для 2-3-х кратной перестановки после списания шасси.

наверх
УАЗ, КОНАЛЮ-330

Продукция НПО «Коналю»

Имеет более высокий уровень защиты по сравнению с «КОНАЛЮ-330»
наверх
УАЗ, КОНАЛЮ-39

Продукция НПО «Коналю»

наверх

УАЗ, КОНАЛЮ-2928

Производится фирмой “Спецавтомобили Рязани” (САР), отделившейся от предприятия “Коналю”.

Модель 29671 базируется на платформе УАЗ-39629 и имеет несколько модификаций:
29671 бронируется по 2 классу защиты, экипаж 6 человек, полезная нагрузка 570кг

29671-01 бронируется по 2 классу защиты, экипаж 3 человека, полезная нагрузка 685кг
29671-01,-02,-03 бронируется по 3 классу защиты, экипаж 3 человека, полезная нагрузка 350-500кг
Защита автомобиля “29671” заключается в наружном бронировании передка кабины и топливных баков, внутреннем бронировании кабины водителя и отсека охраны, а также применении пулестойких стеклоблоков. Кроме того, задняя бронированная перегородка имеет сдвижную бронированную дверь. Система оборонительного огня представляет собой шесть бойниц с запирающимися крышками, три из которых находятся во вставках оконных блоков отсека охраны, а остальные — по одной в каждой из трех дверей фургона. Угол обстрела составляет 110 градусов.
наверх
УАЗ, САР-29671

Специальный (бронированный) автомобиль скрытого бронирования СБА-2М-С на базе автомобиля УАЗ-3741, -3909, -2206, -396259 и их модификаций производится Корпорацией «Защита»
наверх
УАЗ, СБА-2М-С

Специальный (бронированный) автомобиль скрытогобронирования Практик-1927 на базе автомобиля УАЗ-3962, 3741, 3909 или 2206 производится НПФ «Практик» (г. Дзержинск Нижегородской обл.)
Характеристики:
Масса снаряженного автомобиля, кг 2050
Полная масса автомобиля, кг 2670
Масса защитного остекления, кг 60
Масса стальной брони, кг 140
Грузоподъемность, кг 620
Количество посадочных мест, включая водительское 4
наверх
УАЗ, Практик-1927

Предназначен для перевозки денежных средств и ценных грузов, грузоподъемностью до 540-770 кг, пассажировместимостью 4 человека, включая водителя, с большим бронированным салоном.
Производится Компанией ООО «БМД»
Защита:
Вертикальные элементы защиты салона, топливного бака и аккумуляторной батареи выполнены из специальной стали и обеспечивают 2-ой класс защиты по ГОСТ Р 50963-96 (пистолет специальный малокалиберный ПСМ, 5,45 мм пистолетный патрон 7Н7 с пулей Пст со стальным сердечником и Пистолет Токарева ТТ 7,62-мм пистолетный патрон 57-Н-134С с пулей Пст со стальным сердечником) или 3-ий класс защиты по ГОСТ Р 50963-96 (автомат АК-74, 5,45 мм патрон 7Н6 с пулей ПС со стальным нетермоупрочненным сердечником и автомат АКМ, 7,62 мм патрон 57-Н-231с пулей ПС со стальным нетермоупрочненным сердечником)
наверх
бронированный УАЗ, БМД–28732

В ссср на армейский джип уаз-469 4х4:

— Монтировали полевые радиостанции.— Устанавливали легкое вооружение и миноискатели.— Использовали как артиллерийские тягачи и носители специального оснащения.

В зарубежных армиях на эти автомобили монтировали крупнокалиберные пулеметы, радиолокаторы, 73-мм гранатомет СПГ-9Д и даже счетверенные зенитные системы. Первоначально штатным армейским прицепом для УАЗ-469 4х4 являлся одноосный вариант ГАЗ-704 (1-П-0,5)

В социалистических странах собственными силами производили существенные доработки кузовов стандартных УАЗ-469 4х4. Чтобы монтировать на них разные надстройки и системы вооружения местного производства или придать автомобилям более эффектный внешний вид для участия в парадах.

Вне времени и вне конкуренции

УАЗ-469 или «уазик», или «козлик» нельзя назвать самым древним автомобилем из выпускаемых ныне. Безусловная пальма первенства принадлежит старшей сестре УАЗ-450А «Буханке», конвейерная жизнь которой началась в далёком 1958 году. Сейчас полноприводные микроавтобусы и машины на его базе имеют специфическое имя УАЗ СГР (старый грузовой ряд) и формально к легковым автомобилям не относятся.

Всё дело в строгих требованиях государства относительно безопасности конструкции. Внедрение подушек безопасности и обязательной системы ЭРА-Глонасс потребовало бы от инженеров УАЗа масштабной перекройки конструкции, поэтому решено было идти по пути наименьшего сопротивления и обозначить в 2022 году все «буханки» и «козлики» как грузовики категории N1G.

Антиблокировочную систему тормозов всё-таки пришлось поставить, а вот от всех остальных «опций» избавиться удалось. Интересно, что в 2022 году предлагали вообще перевезти все классические УАЗы в разряд тракторов и спецсредств. Но вовремя одумались, так как покупателю пришлось бы получать права тракториста и остерегаться выезда на дороги общего пользования.

Полноприводные фургоны и грузовики УАЗ, вполне вероятно, сейчас вообще самые пожилые серийно выпускаемые автомобили – в нынешнем году конструкции стукнет 63 года! Но главным героем сегодняшней истории будет УАЗ-469, который наряду с наследниками Урал-375 также относится к самым возрастным автомобилям Российской армии.

Основная причина, почему конструкция на протяжении полувека изменилась не очень масштабно, всё та же – отсутствие конкуренции и всемогущий оборонный заказ. Здесь можно провести параллели с… танком Т-34. В годы войны его могли неоднократно и достаточно серьёзно модернизировать, заметно повысив эффективность на поле боя.

Но требования непрерывных поставок на фронт долгое время позволяли только оптимизировать и упрощать производственный процесс. До тех пор, пока у вермахта не появились тяжёлые танки, что можно было сравнить с локальной военной катастрофой, ни о каких принципиальных улучшениях конструкции Т-34 речи не было.

И только в 1944 году в ответ на толстую тевтонскую броню и мощные снаряды в Красной Армии появился Т-34-85. Его ошибочно называют танком Победы, тогда как основные тяготы войны вынес на себе его предшественник Т-34-76. В истории УАЗ-469, слава Богу, тотальных войн не было, но потребности армии СССР и союзников утолить так же было очень нелегко.

Военные варианты и оснащение на автомобиле уаз-469 4х4.

С началом серийного выпуска УАЗ-469 4х4 сразу же стал основным легким многоцелевым автомобилем Советской Армии и вооруженных сил всех братских и союзных стран. В 1970-е годы он экспортировался в 70 стран мира. Эти машины являлись штабными, парадными, командирскими и разъездными машинами старшего командирского звена от майора до полковника. Широко применялись в комендантской службе и военной автоинспекции (ВАИ).

Волчья хватка

Не остались в долгу и российские специалисты. В нашей стране усилиями Военно-промышленной компании, Военно-инженерного центра и Арзамасского машиностроительного завода создано перспективное семейство автомобилей двойного назначения «Волк», которое способно решать многоплановые армейские задачи.

Бронированный вариант автомобиля ВПК-39272

Универсалы «Волк» грузоподъёмностью 1,5 и 2,5 т подразделяются на три группы: бронированные, небронированные и коммерческие. Особенности конструкции этих автомобилей заключаются в применении однотипных силовых агрегатов, кабин, мостов, подвесок, коробок передач, колёсных редукторов, бор товых информационно-управляющих систем (БИУС) и элементов защиты.

В группу бронированных машин входят: базовый рамный автомобиль ВПК-3927 (4×4) с защищённым модулем управления и задним раздельным функциональным модулем; ВПК-39271 (4×4)с бронированным однообъёмным модулем; ВПК-39272 (4×4) — грузопассажирская машина с возможностью установки различных модулей (надстроек); ВПК-39273 (6×6) с защищённым модулем управления и отдельным задним отсеком увеличенного объёма.

«Волки» оснащаются 240-сильным дизельным двигателем ЯМЭ-5347 последнего поколения, отвечающим нормам Евро-4. Конструкция мотора имеет модернизационный резерв по мощности до 300 л.с., что позволяет сохранить высокую удельную мощность при увеличении массы автомобилей и изменении технических требований.

На «Волках» установлена независимая подвеска с пневматическими упругими элементами, позволяющая изменять дорожный просвет от среднего положения (400 мм) до минимального (250 мм) или максимального (550 мм). Регулируемая жёсткость пневмобаллонов позволяет двигаться по бездорожью со скоростью до 55-60 км/ч.

Кроме того, подвеска обеспечивает движение по колее полноприводных автомобилей большей грузоподъёмности («Урал», КамАЗ и др.). В стандартную комплектацию машин входит система изменения давления воздуха в шинах. Минимальный радиус поворота составляет 7 м.

Конструкция каркасно-панельной защиты на бронеавтомобилях семейства «Волк» обеспечивает её монтаж и демонтаж без использования специальных инструментов. Площадь бронирования составляет не менее 85%. Баллистическая защита соответствует ГОСТ Р 50963 уровень 6а с возможностью его повышения.

Минам противостоят комплексное оснащение кабины и модуля за счёт применения специальных сидений и двойного пола. С целью улучшения обзорности использовано цельное защищённое лобовое стекло. Для наблюдения за участками местности и для ведения огня функциональный модуль оборудован защитными блоками «окно-бойница».

А еще интересно:  УАЗ-469 Руководство по войсковому ремонту

Внутренний объем кабины составляет 2,4 куб. м, функционального защищённого модуля автомобиля ВПК-3927 — 4,7 куб. м, однообъёмного модуля автомобиля ВПК-39271 — 7,2 куб.м, а объем защищённого модуля автомобиля ВПК-39273 (6×6) достигает 10,3 куб. м. Максимальная скорость «Волков» — 120-130 км/ч, запас хода — до 1000 км.

Бортовая информационно-управляющая система отслеживает работу основных узлов и агрегатов автомобилей с записью их параметров. Мониторинг двигателя производится по 15 параметрам: давление, температура, обороты коленвала, топливоподача, система смазки и т.п.

Зис-32 — уникальный довоенный грузовой вездеход

Армейский 2,5-тонный автомобиль ЗИС-32 (4×4) считался единственным советским довоенным полноприводным грузовиком серийного изготовления. Он разрабатывался под руководством ведущего конструктора автомобилей высокой проходимости и начальника спецотдела Б. М. Фиттермана.

Основой машины являлся опытный вариант НАТИ К-2, который при постановке на производство предстояло модернизировать и унифицировать. К кардинальным решениям относилась смутная надежда на закупку в США станков, технологии производства и освоение собственного производства шарниров Rzeppa.

В сентябре 1940-го был представлен доработанный по сравнению с К-2 автомобиль ЗИС-32. В его переднем приводе был использован неразрезной задний мост с шестеренчатой главной передачей от трехтонки и шарнирами Rzeppa. Конструкция получилась массивной и довольно тяжелой, что привело к повышению массы машины и снижению тяговых качеств.

На ЗИС-32 устанавливали обычный 73-сильный мотор ЗИС-5 (по заказу военных — ЗИС-16 мощностью 85–88 л.с.), новую «раздатку», разные кузова и колеса с оригинальными средствами противоскольжения, дополнительные светомаскировочные фары, буксирные крюки и стойку для винтовок в кабине. По сравнению с ЗИС-5 снаряженная масса возросла до 3,7 тонн (на 600 кг), максимальная скорость составила 65 км/ч.

После модернизации опытного образца НАТИ К-2bis с узкой колеёй и более совершенными и дорогими шарнирами Spicer («Спайсер») с игольчатыми подшипниками появился экспериментальный грузовик ЗИС-32С, который в производство не пошел. При этом «обычные» машины с шарнирами Rzeppa («Рцеппа») переименовали в ЗИС-32Р.

Несмотря на утяжелённость, первый «полностью советский» вездеход ЗИС-32 был рекомендован к серийному производству, которое планировали развернуть в октябре 1940-го и на следующий год выпустить четыре тысячи машин. По скорректированному плану решение этой проблемы откладывалось на август 1941-го, что позволило бы доработать машину и создать шлейф разных исполнений.

Индивидуальная сборка автомобилей с разными кузовами и задними инструментальными ящиками началась буквально накануне войны и продолжалась до момента эвакуации завода в октябре 1941-го. Всего вручную было собрано 197 машин, что никак нельзя признать полноценным серийным производством. На фронтах их использовали в основном как артиллерийские тягачи и шасси для легких орудий.

Осенью 1940-го развитием пробной модели НАМИ К-1 стали два трехосных автомобиля-тягача ЗИС-36 (6х6) на шасси серийного ЗИС-6. Первую машину оборудовали 85-сильным двигателем от автобуса ЗИС-16, вторую — опытным шестицилиндровым дизелем Д-7 мощностью 97,5 л.с.

После удачных испытаний зимой 1940–1941 годов ЗИС-36 рекомендовали к производству, но до начала войны организовать его выпуск не удалось. Весной одно шасси отправили на Ижорский завод для монтажа бронированного корпуса, но завершению этих работ также помешала война.

Индукционный миноискатель дим-м на автомобиле уаз-469 с двумя рулевыми колесами.

Самым оригинальным на шасси УАЗ-469 4х4 являлся самоходный дорожный индукционный миноискатель ДИМ-М – модернизированный вариант машины ДИМ, созданной для ГАЗ-69. Он снабжался поисковым индукционным сканирующим устройством на вынесенной вперед трубчатой раме с двумя колесами. Управляемыми оператором из автомобиля при помощи второго рулевого колеса.

При обнаружении мин разных типов в металлических корпусах на глубине до 25 см оно посредством пневматических приводов от встроенного компрессора выключало сцепление и приводило в действие тормоза машины. Непосредственным обезвреживанием мин занимались четыре сапера с миноискателями, щупами и другими средствами, размещавшиеся на задних сиденьях. Ширина проверяемой полосы составляла 2,2 метра. Рабочая скорость – 10 км/ч.

По материалам книги «Автомобили Советской Армии 1946-1991».Евгений Кочнев

Похожие статьи:

  • Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы, развитие, устройство, особенности конструкции, работа зеленого индикатора состояния заряженности.
  • Аккумуляторные батареи с общей крышкой, устройство, соединение в батарею свинцовых аккумуляторов точечной контактной электросваркой и газовой сваркой, герметизации пластмассой.
  • Автомобильные аккумуляторные батареи с отдельными крышками, устройство, опорная призма, моноблок, электроды, сепаратор, мостик, борн, крышка, пробка, перемычка.
  • Маркировка автомобильных свинцовых стартерных аккумуляторных батарей по ГОСТ 959-2002, DIN, ETN, European Type Number, SAE.
  • Проект Вагон, многоцелевые полноприводные армейские джипы УАЗ-3171, УАЗ-3172, УАЗ-3972 и оригинальный плавающий джип УАЗ-3907, история создания и особенности конструкции.
  • Первые прототипы УАЗ-469, УАЗ-460Б с колесными редукторами и УАЗ-471 с независимой подвеской и 72 сильным мотором V4, история создания и особенности конструкции.

Конструкция автомобиля

Основным несущим элементом вседорожника ГАЗ-2330 является жесткая сварная рама. На неё навешиваются все остальные узлы и агрегаты. Кузов автомобиля цельнометаллический, сварной, бронированный. Толщина металла зависит от модификации и является одним из факторов, определяющих класс защиты. Компоновка: капотный «универсал», в задней части имеются открывающиеся наружу двери. В салоне поддерживается постоянная температура воздуха, что обеспечивается системами климат-контроля.

Салон одного из гражданских вариантов «Тигра»

Лучшие современные машины

Стандартизированные схемы грузового автопрома служат основой для разработки новых моделей военного транспорта.

На автомобилях реализован высокий уровень защиты при помощи:

  • бронирования кабины;
  • заднего фальшборта для защиты колес;
  • навеса решетки перед радиатором;
  • установка бронированных элементов оперения и капота для защиты крыши, днища и двигателя;
  • применения бронированного стекла;
  • установки взрывостойких топливных баков;
  • использования .

Аналогичные усиления применяются на автомобилях марок «Урал 4320», «ЗИЛ 4320», «КамАЗ 43101» и других.

Наиболее используемые в современной российской армии – грузовики Урал 4320 и его модификации, а также КамАЗы.

Основные характеристики используемых в армейских условиях грузовиков приведены в таблице.

Урал 4320КамАЗ 43101КЗКТ 8014
заводУральскийКамскийКурганский
колесная формула6 х 66 х 610 х 8
грузоподъемность5000 кг6000 кг40 000 кг
масса снаряженная8620 кг8745 кг26 000 кг
полная масса13845 кг14745 кг4615 кгс5413 кг
масса прицепа7000 кг7000 кг
мощность двигателя210 лс220 лс475 лс
скорость макс85 км/ч85 км/ч60 км/ч
габаритные размеры дшв, мм7366 х 2500 х 29807895 х 2500 х 3200
высота бортовой платформы1420 мм1535 мм
площадь бортовой платформы9,24 м²11,1 м²
объем бортовой платформы8,2 м³5,6 м³
глубина преодолеваемых водных преград1,5 м1,5 м
аккумуляторная батарея6СТ-198ТРМ6СТ-190ТР
объем охлаждающей жидкости31 л29,5 л
горючееДЛ, ДЗ, ДАДЛ, ДЗ, ДАД
расход топлива на 100 км45 л49
емкость топливного бака270 л2 х 125900 л
запас горючего600 км510 км
авиаперевозкаАН-22, ИЛ-76АН-22, ИЛ-76
модификации— 4320-19: удлиненное шасси, грузоподъемность 12 т; — 43203 – усиленная передняя подвеска; — 43204 – трубовозный тягач с повышенной грузоподъемностью;- 44202 – седельный тягач для всех видов дорог;

— бронированные.

— 43114 – 6х6; — 43115 – 6х6; — 4350 – 4х4 ;- 5350 – 6х6;

— 6350 – 8х8:

сниженный расход топлива, повышенная грузоподъемность и скорость;

— «Булат» – броневик.

— 8003 – 6х6;

— 8005 – 8х8.

Модернизированный уаз-469 с указателями поворотов на боковинах капота. 1980 год.

С 1980 года на автомобиле УАЗ-469 4х4 стали устанавливать телескопические гидроамортизаторы вместо рычажных и повторители указателей поворотов на боковинах капота. В 1983 году на нем появился 77-сильный двигатель УМЗ-414. В 1984 году – расширительный бачок в системе охлаждения. Позволивший вместо воды использовать незамерзающие жидкости.

С конца 1972 года, еще до начала производства модели УАЗ-469 4х4, выпускался гражданский или сельскохозяйственный вариант УАЗ-469Б 4х4. С одинарными главными передачами без колесных редукторов и экранированного оборудования. Его снаряженная масса составляла 1540 кг. Дорожный просвет – 220 мм.

В 1985 году УАЗ-469 4х4 уступил место модернизированной армейской машине УАЗ-3151. Но его мелкосерийное изготовление продолжалось до начала 1990-х годов. К тому времени было собрано 1,2 млн автомобилей серии УАЗ-469 4х4.

На уаз-469 4х4 использовали:

— Сухое однодисковое сцепление.— 4-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами на двух высших ступенях.— Двухступенчатую раздаточную коробку.

Все ведущие мосты УАЗ-469 4х4 с двойными коническими главными передачами снабжались компактными цилиндрическими бортовыми редукторами с шестернями внутреннего зацепления. Это позволило повысить тягово-сцепные качества и дорожный просвет до 300 мм. Привод на передний мост сделали отключаемым.

В подвесках на продольных полуэллиптических рессорах стояли рычажные гидроамортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости. Гидравлическая тормозная система воздействовала на барабанные механизмы всех колес.

На штампованной раме с лонжеронами помещался открытый цельнометаллический кузов с:

— Съемным тентом на трубчатом каркасе.— Четырьмя боковыми полудверями с надставками со стеклами.— Задним откидным бортом с запасным колесом.— Отопителем.— Откидывавшимся на капот лобовым стеклом с верхней установкой стеклоочистителей с ножным приводом.

Опытные полноприводные автомобили нати

Первый этап создания армейских машин с приводом на все колеса базировался на опыте предыдущих работ НАТИ и содружестве с Московским автозаводом, где на базе обычных грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-6 были разработаны, построены и испытаны три пробных 73-сильных вездехода К-1 и К-2.

Они снабжались практически всеми родными агрегатами, включая двигатели и шины, и от серийных машин отличались лишь установкой двухступенчатой раздаточной коробки и передними ведущими и управляемыми мостами с импортными шарнирами равных угловых скоростей.

Несмотря на мощное противодействие, в 1937-м появился первый и единственный образец К-1 (6×6), созданный под руководством главного конструктора А. Н. Островцева на шасси ЗИС-6 и ставший первым отечественным трехосным полноприводным армейским грузовиком.

Для передних ведущих и управляемых колес был разработан мост с разъемным картером и главной передачей от полуторки. Снаряженная масса машины составляла 4,5 тонны, скорость по шоссе — 58 км/ч. После испытаний военные, привыкшие к более простой технике, отказались от этой машины, и ее дальнейшие разработки пришлось заморозить.

Второй вариант К-2 (4×4), построенный в 1939 году в двух экземплярах, считался первым советским «тяжелым» двухосным полноприводным военным грузовиком. Опытные образцы К-2 и К-2bis отличались разными главными передачами задних мостов от ЗИС-5 и ЗИС-6 — соответственно шестеренчатой с измененными передаточными отношениями и червячной.

А еще интересно:  Предохранитель на печку нива 21213 — АвтоТоп

Передние ведущие мосты базовой машины К-2 получили разъёмные картеры от ЗИС-5, главные передачи от ГАЗ-ММ и американские шарниры Rzeppa. Более сложный вариант К-2bis имел суженую переднюю колею, увеличенную высоту и крепления ступиц передних колес на трех болтах вместо шести на модели К-2. Снаряженная масса обеих машин была на 480 кг выше, чем у серийного ЗИС-5, но укладывалась в лимит 3,6 тонны.

После испытаний эти грузовики передали Московскому автозаводу, где их доработали и переименовали в ЗИС-32. Тем временем конструкторы НАТИ уже занимались созданием полноприводной бронемашины.

В сентябре 1939-го на Выксунском заводе ДРО был собран первый советский легкий полноприводный бронеавтомобиль БА-НАТИ (4×4) с задними двускатными колесами, созданный в инициативном порядке под руководством инженера Н. И. Коротоношко. В документации НАТИ он имел индекс БА-8, затем получил броское имя ЛБ-НАТИ («Лаврентий Берия»).

Его основанием являлось укороченное шасси ГАЗ-ММ с мотором Dodge в 72 силы и новой «раздаткой». Задний мост заимствовали у ГАЗ-ААА, карданы — у ЗИС-101, передний ведущий мост с шарнирами Rzeppa — у легковой машины ГАЗ-61. Сварной корпус снабжался башней со спаренными пулеметами.

По результатам испытаний ЛБ-НАТИ обеспечивал высокую проходимость, но оказался слишком тяжелым (4,6 тонны), а на большой скорости пулестойкие шины быстро разрушались. Его рекомендовали к доработке с использованием более совершенного шасси ГАЗ-62, на котором через пару лет родился новый полноприводный броневик ЛБ-62.

Опытные разработки военного времени

Война и эвакуация Московского автозавода спутали планы по созданию нового поколения грузовиков для замены легендарной трехтонки, но под влиянием хлынувшего в страну потока иностранной автотехники на первое место вышли работы по созданию перспективных послевоенных заднеприводных грузовиков ЗИС-150 и будущей армейской машины ЗИС-151 (6х6).

С конца 1943 года было собрано несколько «модельных образцов» автомобилей ЗИС-150 с агрегатами от незавершенного довоенного семейства ЗИС-15. Первые грузовики получили плоскую решетчатую облицовку радиатора собственной конструкции, последующие внешне не отличались от своего ленд-лизовского близнеца International KR11. Их характерной деталью были светомаскировочные фары, предопределившие преимущественно военное применение этих машин.

В ноябре 1944-го по инициативе завода на базе первого прототипа ЗИС-150 был создан полноприводный военный прототип ЗИС-150П (4х4) с задними двухскатными колесами и сварной защитной решеткой радиатора и фар, который считался развитием довоенного проекта ЗИС-24.

По сравнению с обычными грузовиками масса ЗИС-150П возросла на целую тонну, и военные потеряли к нему интерес. К тому времени в Министерстве обороны возобладало направление на трехосные армейские автомобили американского образца, олицетворением которых стал полноприводный ЗИС-151.

На заглавной фотографии — Демонстрация экспериментального полноприводного грузовика НАТИ К-2 с разными средствами противоскольжения

В статье использованы только аутентичные иллюстрации.

Отвечая на вызовы времени

Условия многочисленных современных локальных конфликтов, мелких войн и распространения международного терроризма требуют перехода от традиционных полноприводных армейских грузовиков к наиболее востребованным сегодня боевым колёсным машинам повышенной защищённости, выполненным на базе серийных внедорожников, коммерческих грузовиков или спецшасси.

Другая особенность современного этапа заключается в том, что в классе боевых колёсных машин США и европейских стран сделан акцент на лёгкие и средние грузовики полной массой 6-7 т. По статистике, это соотношение равно 10:1, т.е. на каждый военный колёсный грузовик полной массой свыше 12-15 т приходится примерно 10 лёгких-средних машин.

Перед конструкторами последнего класса машин (лёгких многоцелевых автомобилей) стоит задача превратить их в высокоэффективные бронеавтомобили, в каждом из которых удачно сочетаются функции транспортного средства и боевой машины повышенной живучести. В армиях развитых стран это приводит к ускоренному сокращению доли традиционных армейских джипов и грузовиков, которые заменяются более сложными и дорогими бронемашинами.

Одновременно развитие систем вооружения и применение электроники (базовой технологии армии будущего) привело к тому, что боевые действия ведутся по принципу «нашёл — уничтожил». Соответственно, одним из приоритетных направлений разработок является достижение «малозаметности» транспортного средства: чем меньше цель, тем трудней в неё попасть.

Этот принцип используют все производители автобронетехники. Но габариты агрегатов, оборудования и внутренние объёмы не позволяют использовать этот подход полностью. Поэтому конструкторы стараются максимально уменьшить высоту машин. В случае с колёсной техникой желательна схема «клиренс внутренний объем салона». Это влечёт за собой минимизацию габаритов рамы и элементов кузова.

Обнаружение средствами радиолокации наземных целей, по сути, больших железных коробок, не составляет труда. Объекты же, изготовленные из радиопрозрачных композитных материалов, почти «невидимы». В этом случае для их защиты применяется керамическая или композитная броня. Снижение видимости узлов и агрегатов, выполненных из металла, осуществляется экранированием.

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания вынужденно рассеивает 2/3 энергии в виде теплового излучения, что очень легко фиксируется тепловизорами даже через несколько часов после того как автомобиль прекратил движение. КПД электродвигателя заметно выше, и тепловое излучение не превышает 5-15%, что может значительно повысить скрытность передвижения.

Звук двигателя внутреннего сгорания демаскирует автомобиль при непосредственном контакте с противником, а системы максимального глушения отбирают довольно много мощности. В то же время силовая установка, использующая электротягу, может быть практически бесшумной.

Конструкция транспортного средства должна предусматривать быструю смену навесного оборудования и замену элементов кузова, а также их разборку и сборку для транспортировки на большие расстояния всеми видами транспорта. Переброска автомобиля в труднодоступную местность может осуществляться и при помощи вертолёта.

Надо отметить, что модели данного класса в последнее время получают широкое применение за рубежом. Их серийное производство налажено в 16 странах. Наибольшей популярностью пользуются модели HMMWV (Humvee) (США) и IVECO (Италия), которые широко экспортируются во многие страны мира.

Парадный уаз-469 народной армии гдр с новой облицовкой и микрофонной стойкой.

На гражданском шасси УАЗ-469Б для армии выпускали вариант УАЗ-469БИ для монтажа военного оборудования и экранированное шасси УАЗ-469БИТ для радиостанций. В 1973–1985 годах на базе УАЗ-469Б завод выпускал санитарный автомобиль УАЗ-469БГ двойного назначения.

Одновременно с 1973 года Шумерлинский завод специализированных автомобилей (ШЗСА) Чувашской АССР на шасси УАЗ-469Б комплектовал скорую ветеринарную помощь 2912. Которая в войсках применялась для проведения санитарной и противоэпидемиологической обработки внутренних территорий, помещений и зданий.

Передвижные радиостанции на базе уаз-469.

В салоне УАЗ-469 4х4 устанавливали легкую радиорелейную станцию Р-403 для обеспечения управления в оперативно-тактическом звене, которая ранее базировалась на автомобилях ГАЗ-69. В 1970-е годы ее сменила компактная радиорелейная приемопередающая ультракоротковолновая радиостанция Р-403М завода имени А. С. Попова на шасси УАЗ-469БИ и УАЗ-469БИТ.

Она работала совместно со станцией Р-401М. Предназначалась для обеспечения связи между пунктами управления оперативно-тактического звена на стоянке или в движении и внешне отличалась короткой антенной в центре тента. На УАЗ-469 4х4 базировались комбинированные радиостанции Р-125Б «Белозер» и Р-125БР «Белозер-1». В Народной армии ГДР их доработанный вариант носил индекс R-1125F.

Перспективные модели

Кроме модификаций традиционно и давно используемых машин в России создаются и новые уникальные транспортные средства для нужд оборонного комплекса. Некоторые из них уже представлены общественности, информация о других же не обнародуется.

Среди новинок известны «Тайфун» и «Федерал».

Подвеска

ГАЗ-2330 оборудован торсионной, полностью независимой подвеской. Многие элементы её конструкции были разработаны с учетом устройства аналогичных узлов бронетранспортера БТР-80, что позволило повысить устойчивость и «живучесть» наиболее важных деталей.

Преимущества и недостатки

ГАЗ-2330 обладает следующими достоинствами:

  1. Высокая проходимость;
  2. Комфортабельные (по военным меркам) условия поездки;
  3. Высокий уровень вариабельности машины – её можно оснастить самыми разными видами оружия и специальных устройств;
  4. Возможность использования разных видов топлива.

В целом «Тигр» является вполне достойным конкурентом для практически любого западного «оппонента», что доказывается успешностью поставок этих машин за рубеж.

Китайский вариант «Тигра». Изготавливается по лицензии

Вместе с тем имеются у него и недостатки:

  1. Недостаточно высокий уровень защиты, особенно от минного оружия. Эта проблема решается, но пока сохраняется отставание от иностранных аналогов, в том числе и от арабского «Нимра», хотя он и сконструирован на базе ГАЗ-2330;
  2. Кузов сделан цельносварным, в то время как наиболее современные варианты бронеавтомобилей имеют модульную конструкцию;
  3. Слишком высокая закупочная цена, не позволяющая покупать машины в большом количестве.

Опыт эксплуатации «Тигров» в боевых условиях в целом положительный, однако, им пока еще почти не доводилось встречаться с сильным противодействием. Возможно, какие-то подобные эпизоды случались в Сирии, но информации о них немного.

Производство первых грузовиков в ссср

Первые грузовые автомобили для нужд армии были созданы на основе уже существующих зарубежных образцов концернов Dodge и Ford. Эти машины были существенно доработаны Горьковским автозаводом уже в первые годы существования советской автомобильной индустрии для использования в сложных условиях.

Грузовики прошлых лет, уже ставшие легендой АМО-Ф-15, ЯГ 10, демонстрировали явное деление на тыловые (близкие по свойствам к гражданским машинам) и тактические (с более высокой проходимостью).

Традиционные Урал 375, УАЗ 469, ГАЗ 66, ЗИЛ 131 – и модификации базовых моделей долгое время с успехом использовались как в народном хозяйстве, так и в Вооруженных силах. История страны середины – конца 20 века связана именно с этими грузовиками. Усовершенствованные формы их до сих пор не исключены из применения в промышленности и армии.

Рулевое управление

Использован тип рулевого управления «винт – шариковая гайка». Поскольку машина обладает более чем внушительной массой, устанавливается гидроусилитель. Благодаря этому устройству, при вождении «Тигр» мало чем отличается от обычного легкового автомобиля.

Силовой агрегат

На броневик «Тигр» может быть установлен один из следующих двигателей:

  1. Cummins В180-20. Объем – 5,883 литра, мощность – 180 лошадиных сил. Крутящий момент – 650 Нм при 2500 оборотах в минуту;
  2. Cummins В205-20. Достигнута мощность в 205 лошадиных сил при сохранении прежнего объема цилиндров. Крутящий момент – до 750 Нм при 1900 оборотах в минуту;
  3. Cummins В215-20. Мощность доведена до 215 лошадиных сил. При 1500 оборотах в минуту мотор формирует крутящий момент в 700 Нм;
  4. ЯМЗ-5347-10. Это многотопливный двигатель — его можно заправлять как соляркой, так и бензином. Мощность составляет 215 лошадиных сил, крутящий момент – 735Нм при частоте вращения от 1300 до 1600 оборотов в минуту.
А еще интересно:  Снятие двигателя Нива. Видео как снять двигатель с Niva самостоятельно в своем гараже

На опытные автомобили первых серий устанавливали мотор ГАЗ-562 мощностью в 150 лошадиных сил. Кроме того, премьер-министру России Медведеву демонстрировался вариант машины, оснащенный двигателем на 420 л.с. В серию такой автомобиль не пошёл.

Советский долгострой

УАЗ-469 стал преемником знаменитого на весь мир ГАЗ-69. И это не преувеличение. 69-ю машину Советский Союз экспортировал в 56 стран, которых нередко объединяло одно – крайне неразвитая дорожная сеть. Плюсов в карму ГАЗ-69 добавляла и простота конструкции, позволяющая ремонтировать машину в любом сельском гараже.

Об удивительной живучести машин, выпуск которых прекратился в 1972 году, говорит факт снятия с вооружения Российской армии только в 1994 году. Почти все годы конвейерной жизни ГАЗ-69 выпускался в Ульяновске на дублёре Горьковского автомобильного завода – УАЗе.

В СССР была такая традиция – каждый крупный автомобильный завод, занятый в оборонной сфере (читай – все), должен был иметь двойника. Во многом это была подготовка к военному времени, а также решение проблемы хронической перегруженности заказами основных производств.

Ульяновский завод как мог творчески переосмысливал конструкцию машины из Горького. В 1970 году вездеход получил мосты от грузовика УАЗ-452 – можно сказать, так капотный автомобиль постепенно трансформировался в будущий УАЗ-469. Были попытки создать на базе 69-го «козлика» и совсем экзотические машины.

Так, малолитражке в начале 60-х интегрировали самосвальный кузов и даже оснастили полуприцепом на 2 тонны груза. Пытались бороться с хронической нехваткой машин грузоподъёмностью от 1 до 2 тонн. К слову, эту проблему не удалось толком решить до самого распада Советского Союза.

Все ухищрения с заслуженной конструкцией ГАЗ-69 в Ульяновске шли параллельно с разработкой и испытаниями вездехода нового поколения УАЗ-469. Впервые идея о создании новой машины на смену полученной из Горького на УАЗе обрела смысл в 1956 году. Именно тогда, как утверждает будущий главный конструктор темы 469 Лев Адрианович Старцев, родилась идея создания бескапотного внедорожника с мотором в корме и с несущим кузовом.

Самым первым прототипом будущей машины, которую мы знаем как УАЗ-469, стал вездеход с индексом 460. Примечательно, что требования к новому автомобилю предъявляли сразу несколько ведомств – Министерство внутренних дел, лесного хозяйства, НАМИ, НИИ автомобильного транспорта и, конечно, главный заказчик – Министерство обороны.

УАЗ-460, соответствующий большинству требований, получился страшненьким. У него ещё и расположение дверей было не самым тривиальным. По левому борту было две двери, а на правом всего одна для освобождения места под запасное колесо. Итого с калиткой в корме у машины было четыре двери.

Позже к испытаниям присоединилась машина с привычными пятью дверями. Принципиальным вопросом была конструкция подвески внедорожника. Военные заказчики настаивали на независимой торсионной подвеске, но для своего времени она оказалась сложной и ненадёжной.

Прототипы выдерживали заданный дорожный просвет в 345 мм только с водителем и пассажиром, а дальнейшая нагрузка вызывала серьёзное проседание и, как следствие, снижение геометрической проходимости. Кстати, из-за высокой грузоподъёмности УАЗ-469 и считается склонным к «козлению».

Для решения проблемы проседания клиренса под нагрузкой подвеску решили поставить пожёстче. В итоге настоящий «козлик» чувствует себя хорошо преимущественно с пятью седоками и гружёным прицепом или даже лёгким артиллерийским орудием. Но вернёмся к испытаниям прототипов конца 50-х годов.

Для сравнительных испытаний пары УАЗ-460 с редукторными мостами и торсионной подвеской был привлечён зарубежный аналог, успевший уже прославиться недюжинной проходимостью – английский Land Rover Series I. Участвовал в полевых работах и уходящий на пенсию ГАЗ-69.

Он был той самой точкой отсчёта, позволяющей понять, насколько «уазики» лучше предшественника. «Англичанин» показал себя в испытаниях конца 50-х годов – начале 60-го года не лучшим образом. Сказывался сравнительно небольшой дорожный просвет и малые ходы подвески.

В грязи Land Rover садился на мосты раньше ульяновских машин, не смог преодолеть 250-мм колею по диагонали и оказался бессильным перед грунтовым подъёмом крутизной 36 градусов. В некоторых этапах испытаний принимал участие немецкий внедорожник Sachsenring P3 с независимой торсионной подвеской, но он вовремя убрался с поля, разрушив хлипкую подвеску левого борта о торчащий из земли обрывок водопроводной трубы.

УАЗ-460 с рессорами показал себя лучше всех, но его проходимость всё равно была недостаточной для военных заказчиков. Вездеход плохо шёл по мокрому лугу, обладал малыми ходами подвески, отчего на перекосах местности сплошь и рядом вывешивал колёса. Не самым лучшим образом справлялся УАЗ-460 со снежной целиной.

Продолжение следует…

Современные тенденции

Сегодня, наряду с конкретными техническими характеристиками важнейшим фактором при использовании грузового автомобиля является многофункциональность, возможность использования отдельных механизмов для различных целей.

Требования, выдвигаемые к армейскому тяжеловозу, отличны от потребностей прошлых лет:

  • универсальность применения конструкции;
  • возможность перевозки как воинского контингента, так и грузов любого класса;
  • использование с прицепами и без;
  • приспособляемость к установке боевых орудий;
  • применение в боевых условиях и в мирное время.

Для удовлетворения потребностей Российской армии автопарк Вооруженных сил обеспечен следующими грузовыми единицами:

  • многофункциональные автомобили;
  • колесные тягачи;
  • специализированные и универсальные колесные шасси;
  • прицепы и полуприцепы;
  • многоцелевые кузова-прицепы различной конфигурации;
  • бронекапсулы-контейнеры для установки внутрь крытых кузовов;
  • гусеничные машины.

Т-98 «комбат»

Еще одна модель российского бронированного внедорожника. Специализация «Комбата» — комфортабельная перевозка командующего состава в экстремальных условиях зоны боевых действий.  Обеспечивает наивысший уровень защиты от В2 до В7 и причисляется одним из самых скоростных внедорожников среди своего класса.

Автомобиль представлен в двух исполнениях: 5-ти и 9(12) местный седан и универсал соответственно. Цельнометаллический безрамный кузов из высоколегированной стали выдерживает удары пуль до 12,7 калибра.

Полная масса Т-98 — 4 250 кг. Объем топливного бака — 125 литров. Максимальная скорость автомобиля 180 км/ч, а до 100-ки «Комбат» разгоняется всего за 10 секунд.

Первый автомобиль сошел с конвейера в 2000 году, а его популярность не падает и в наши дни. Относительно недавно военные машины Т-98 перекочевали в разряд не только армейской техники. Теперь они доступны и гражданским. Стоимость железного коня зависит от модификации, которую запросит будущий владелец, а с рук его можно приобрести за 10 000 000 рублей.

Тайфун

Семейство представляет собой новую разработку, а не модификацию. Модели разрабатываются Уральским и Камским заводами. Это бронированные автомобили нескольких разновидностей со следующими характеристиками:

  • колесные формулы 4х2, 4х4, 6х6;
  • модификации кузовов – капотные, бескапотные рамные, бескапотные корпусные;
  • пневмоподвеска;
  • масса в снаряжении – 9 500 кг;
  • полная масса – 17 000 кг;
  • расход топлива – 35 л/100 км;
  • запас топлива – на 630 км;
  • максимальная скорость – 80 км/ч;
  • препятствия – склоны до 23° и броды до 1,75 м глубиной;
  • назначение – доставка контингента к месту боевых действий и участие в них.

Технические характеристики

Преодоление водного препятствия на ГАЗ-2330

ГАЗ-2330 выпускался в разных вариантах, отличавшихся между собой по бронированию, мощности силовой установки и вооружению.

ТТХ приводятся для модификации «Тигр-М» ВПК-233114/СПМ-2М:

Полная масса7,8 тонны
Снаряженная масса6,6 тонны
ГрузоподъемностьДо 1,4 тонны прицеп весом до 2,5 тонн
Максимальная скорость по бездорожьюТочных данных нет, предположительно до 80 км/ч
Максимальная скорость по шоссе125 км/ч (по другой информации, до 140 км/ч)
Запас хода1000 километров
Глубина преодолеваемого брода1,2 м
Допустимый угол подъема30 градусов
Ширина преодолеваемого рва0,5 м
Высота преодолеваемого препятствияДо 40 см
Клиренс400 мм
Ширина колесной базы3 300 мм
Высота корпуса (без оружия)2 300 мм
Длина автомобиляОт 5650 до 5700 мм
Ширина автомобиляОт 2300 до 2400 мм

Баллистическое бронирование передней части машины отвечает уровню 3 (5-й класс по ГОСТ Р50963-96), а противоминное – уровню 2А по классификации STANAG 4569. Это означает, в частности, что внедорожник способен выдержать взрыв устройства, эквивалентного по силе шести килограммам тротила при условии наезда на него колесом.

Трансмиссия

Внедорожник «Тигр» может оснащаться автоматической коробкой передач, но этой особенностью обладают только гражданские версии автомобиля. Военные варианты комплектуются МКПП ГАЗ-2330-1700010 с шестью передачами. Имеется также раздаточная коробка, позволяющая распределять усилия от двигателя между осями машины.

Двигатель ЯМЗ-5347-10, устанавливаемый на ГАЗ-2330

При помощи особого рычага может быть включена пониженная передача (1:4,5). На колёсах при этом создается крутящий момент в 2000 Нм, что заметно увеличивает проходимость тяжелого автомобиля, придавая ему способность проехать, к примеру, по полутораметровому слою недавно выпавшего снега.

Для того чтобы передние и задние колеса вращались с одинаковой скоростью, водитель может включить блокировку межосевого дифференциала, нажав на одну из кнопок на панели.

Уаз-469 4х4 комплектовался шинами размером 8,40 – 15 и двумя 39-литровыми топливными баками. он имел:

— Колесную базу 2380 мм.— Колею обоих мостов по 1450 мм.— Снаряженную массу – 1650 кг.— Полную массу – 2450 кг.

УАЗ-469 4х4 мог перевозить от двух до семи человек. Развивал максимальную скорость 100 км/ч и буксировал прицеп массой 850 кг.

Федерал

Бронеавтомобили, собираемые в московском экспериментальном институте на базе шасси Уральского завода и с двигателем Ярославского. Конструкция проще, чем у «Тайфунов», предназначены для внутренних войск. Кабина объединена с кузовом в бронекапсулу.

Грузовой парк Вооруженных сил России – это разноплановые автомобили на все случаи использования. Созданные для нужд армии, они с успехом применяются и в гражданском строительстве, обеспечивают деятельность служб спасения. Доставку гуманитарной помощи, эвакуацию населения из мест стихийных и техногенных бедствий.

Оснащение и пополнение гаража военных тяжеловозов находится на постоянном контроле Министерства обороны России.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.