В конференции «Обменяемся опытом НИВА»
периодически встает вопрос об установке
газового оборудования на НИВУ. Настоящее
повествование является попыткой обобщить
имеющуюся информацию и облегчить поиск
интересующегося информации по данному
вопросу.
Прежде всего, что хотелось бы отметить,
это то, что установка газобаллонного
оборудования (сокращенно ГБО) на автомобиль
марки НИВА абсолютно ничем не отличается от
установки оного на любое другое авто.
Поэтому, прежде чем определиться стоит ли
ставить ГБО на свой агрегат целесообразно
понять, что такое ГБО, какие бывают системы
и каковы особенности его эксплуатации. По
этой теме было написано достаточно много в
различных изданиях, но есть два интернет-ресурса,
которые могут дать всю необходимую
информацию. Прежде всего это, безусловно
конференция на AUTO.RU «Автомобиль
на газе», а также FAQ
по газовому оборудованию, созданный
участниками данной конференции.
Некоторые вопросы и ответы
1. «Стоит ли ставить газ на НИВУ?»
2. «Куда девать баллон?»
— Пожертвовать багажником и
поставить его туда. Баллон емкостью 90 л
встает без проблем.
— Купить «маленький» баллон
на 50 л и поставить его багажник «вдоль»
(см. на сайте у Jor’ы).
— Переделать глушитель и
подвесить баллон под днище. Статья всем
известного нивовода Jora на его сайте
по поводу его варианта газификации
НИВЫ с подвеской баллона под днище. На том
же сайте Jor’ы можно найти другие варианты
подвески баллонов на НИВЕ.
3. «Бросать ли мне курить, и не
взорвусь ли я?»
Взорваться (сгореть) можно и на бензине,
если не следить за техническим состоянием
автомобиля. Газовая смесь, используемая в
«газифицированном» автомобиле, как и
газ, заправляемый в бытовые баллоны (это
кстати одно и то же), содержит
сильнопахнущие добавки меркаптанов,
поэтому наличие утечки можно отследить
даже по запаху. В норме, автомобиль с ГБО НЕ
ДОЛЖЕН «пахнуть газом», за исключением
специфического «небензинового»
выхлопа. Вставляемый в баллон так
называемый мультиклапан, через который
происходит заправка и отбор газа,
оборудован специальным скоростным
клапаном, который срабатывает (полностью
перекрывает расход газа) при разрыве
заправочной или расходной магистрали, что
может произойти при сильной аварии. В
качестве примера, в интернете ходил рассказ
об аварии газифицированного Джипа Чероки.
Целым после той аварии остался только
газовый баллон :))).
4. «Какую систему ставить?»
В настоящее время существует множество
систем ГБО. Все это многообразие можно
условно разделить на два типа: эжекторные и
инжекторные. Принцип действия эжекторных
систем очень хорошо описан в книге
Золотницкого и суммирован в FAQ
по ГБО.
Из инжекторных систем следует, на мой
взгляд, обратить внимание на ГИГ,
информацию по которому можно почерпнуть в FAQ
по системе ГИГ или на основном сайте
производителя данной системы. Поскольку в
настоящее время карбюраторные машины
уступают место инжекторным (в случае НИВЫ
это особенно хорошо видно), то на мой личный
взгляд, на инжекторные двигатели имеет
смысл ставить либо систему ГИГ (3DL), либо
импортную электронную эжекторную систему.
Как показывает опыт эксплуатации ГИГа (по
материалам конференции «Автомобиль на
газе») потраченное на настройку системы
время окупается «бензиновым» расходом
и динамикой. В случае эжекторных систем
такого добиться не удастся. В случае
карбюраторных машин, можно ставить все, что
угодно.
5. «Какие особенности эксплуатации
автомобиля с ГБО?»
— Следить за техническим состоянием
автомобиля и ГБО в частности.
— При появлении запаха газа — немедленно
найти и устранить причину.
— Периодически сливать конденсат из
редуктора (эжекторные системы).
— Можно поставить зажигание на 3-5
градусов «пораньше».
— При температуре воздуха ниже +10
градусов — заводиться только на бензине.
Лучше, конечно, так делать всегда (мембраны
проживут дольше).
Итак, вопрос об установке этой
системы мусолился мною долго. Извечный
вопрос «А оно надо?» был в результате
решен в пользу ГБО. Основные пункты:
«ЗА»
1. Снижение расходов на топливо. Поскольку
система была установлена в 1999 году, в то
время (к сожалению не очень продолжительное:))
стоимость газа была в пять (!!!!) раз меньше
стоимости бензина Аи-92.
2. Снижение износа двигателя. Рассуждения на
тему того, что бензин смывает масляную
пленку со стенок цилиндров (газ — нет), а
также, что нагарообразование в случае
бензина гораздо выше, чем в случае
использования пропана, возымели свое
действие. Кроме того, поскольку «октановое
число» для газа — это 105-110, то возможность
детонации полностью исключается.
3. Увеличение общего пробега без дозаправки.
Стартуя с полным баком и полным баллоном (65
л) можно пройти по трассе 800 км за раз.
«ПРОТИВ»
1. «Исчезновение» багажника. Я не стал
заморачиваться с переноской глушителя и
установкой баллона под днище. Возможно (и
даже наверняка) я был не прав, но
самостоятельно это делать просто не было
времени, а установщики, понятно, это делать
не хотели. Поэтому, в багажнике на данный
момент размещены только инструменты и ЗиП.
Если надо везти груз при наличии трех
пассажиров использую прицеп.
2. Некоторое снижение динамики и мощности
при езде на газе. Постулат, верный для
эжекторных систем ( в то время ничего не
знал про газовый инжектор (ГИГ)).
3. Единовременные затраты на установку
оборудования. «А окупятся ли они?»
Словом, решение было принято. На
автомобиль ВАЗ-21213 1998 года выпуска летом 1999
года при пробеге 18 тыс. км была установлена
эжекторная система «Ловато» с
вакуумным управлением. Для карбюраторной
машины — этого более чем достаточно. Как
уже говорилось, баллон емкостью 65 л (заправляется
максимум 57 л) установлен в багажнике.
Заправочное устройство выведено справа на
бампер. Газовая магистраль идет под днищем
справа «вдоль лонжеронов». Газовый
клапан установлен в районе маятникового
рычага. Редуктор стоит прямо рядом с
коммутатором между расширительным бачком и
бачком омывателя, тосол отбирается от
шлангов, идущих к подогревателю
карбюратора.
Подвод газа осуществлен врезкой в
диффузоры карбюратора двух штуцеров (в
первичную и вторичную камеры
соответственно). Бензиновый клапан
установлен на левом брызговике кузова (под
запаской) после бензонасоса.
Общая стоимость у установщиков на тот
момент составила 200 у. е.
За прошедшие с тех пор четыре года и почти
80 тыс. км. данная система потребовала
ремонта лишь один раз: на 65 тыс.(53 тыс. км
пробега ГБО) были заменены все мембраны
редуктора и заодно элемент газового
фильтра. Заменять мембраны пришлось так
рано, поскольку я не утруждал себя запуском
холодного двигателя и прогревом на бензине
(даже при — 20). Были периоды, когда я по два-три
месяца на бензин вообще не переходил.
Обслуживание системы сводится к
периодическому сливу конденсата из
редуктора и «обмыливанием» (раз в месяц-два)
соединений на предмет проверки их
герметичности. Все!
Мои выводы по собственному опыту
Если бы я ставил ГБО сейчас, то, вероятнее
всего поставил бы ГИГ, как более
прогрессивную систему, позволяющую
пользователю настроить ее «под себя».
У многих (судя по форумам и статьям) вопрос газификации Нивы начинается с вопроса: А оно мне надо или нет??? Если надо — куда ставить баллон? Ну и прочие вытекающие вопросы.
Мой вариант был проще. Приобретая Ниву вместо имевшейся на тот момент ВАЗ-2101 1972 года выпуска (которая ранее была на газу, но потом он был убран в силу многих обстоятельств), я уже знал, что на Ниве будет газ, баллон будет находиться под днищем вместо глушителя. Оставались мелочи — купить Ниву и поставить газ.
Нива бралась исключительно для выездов на рыбалку и охоту (для других поездок имеется Ланос), так что терять место и в без того маленьком багажнике я просто не мог себе позволить.
Итак, сей девайс ВАЗ-2121 1989 года выпуска в конце концов был приобретен. Для установки ГБО, как оказалось необходимо всего пару вещей:
1. Желание
2. Деньги
3. Инструмент и материалы.
Как ни странно, на тот момент все оказалось в наличии: желания хоть отбавляй, деньги,
необходимые на приобретение ГБО, нашлись, инструмент тоже вроде как есть, осталось сделать подвес баллона и кое-какие мелочи, причем желательно из того, что есть в гараже под рукой (к счастью, металла было предостаточно + остатки от изготовления металлической лестницы на 2-й этаж).
Итак, была приобретена ГБО Ловато (заказывал через инет, все про все порядка 1400 грн), газовый баллон 50 л оставался с бывшей копейки, так что оставалась на первый взгляд ерунда — подвесить все куда надо, и — вперед!
Но, как оказалось, делается не все быстро и самой большой проблемой было именно правильно и нормально закрепить баллон под днищем приобретенного вездехода (изначально все же была попытка установить ГБО на сервисе, но когда увидел их работу и качество крепления баллона — эта идея очень быстро ушла в небытие, такой хамской работы я еще не видел, хотя вроде и сам небольшой специалист по металлу).
Долго описывать полет мыслей при проектировании крепления не буду (хотя времени на размышления ушло очень много — и основная цель, побудившая меня все таки сесть и потратить время на написание этой статьи — потенциально избавить Вас от этого), скажу одно: основой идеи послужила статья от пользователя PovIpet и установленное ГБО у знакомого нивовода Annik64. Перенос глушителя сделан практически так, как описано в статьях от Жоры с
применением резонатора от М-2141, только без сварочных работ все же не обошлось (необходимо было укоротить штаны и сделать крепления под резонатор). Идеи были адаптированы под то, что имелось под рукой, в результате имеем Нивку, работающую на двух видах топлива.
Как говорится, начнем с начала. Понадобилось из материалов — метр швеллера 50х50х50, металлическая полоса, кусок швеллера для изготовления крепежа, лист металла, болты крепления, кусок старого диэлектрического коврика, грунтовка (не помню — вроде пару баллонов) и краска черная (тоже 2-3 баллона).
Инструмент — дрель, сверлилка (под большое сверло), болгарка маленькая, болгарка большая (в принципе можно управиться любой одной — но две удобнее), сварочный аппарат (при отсутствии можно просто сходить с заготовками до ближайшего сварочного поста), соответственно, диски на болгарку (отрезные, шлифовальные), щетки на болгарку (для зачистки металла), плашка (удлинение резьбы на длинных болтах), тиски, нож, циркуль, ну и набор ключей.
В качестве лирического отступления — если руки растут нестандартно, или две левые/правые, или же сотрясение мозга не грозит по причине отсутствия такого — на этом месте статью читать перестаем.
Основой крепления баллона послужил швеллер 50х50х50 длиной примерно 50 см (после сборки рамы крепления длину необходимо будет подогнать на месте):
Отверстия я высверливал по предварительно прочерченной линии с помощью циркуля (как оказалось в дальнейшем — рассверливать было совершенно необязательно, с помощью маленькой болгарки без проблем можно сразу вырезать необходимый контур). Если все же решите предварительно рассверлить — не
забывайте про машинное масло для сверла, дабы не спалить его.
Для разметки швеллера использовал вот такое приспособление (деревянный брусок служит основой для циркуля, не забываем, что диаметр на заготовке должен немного превышать диаметр баллона для установки резиновых прокладок):
В итоге имеем вот такое страшноватое изделие:
Не пугаемся, с помощью шлифовального круга убираем все неровности, периодически примеряя заготовку на баллон:
Когда заготовки подогнаны, имеем:
Далее пошел процесс творческий мучений — как же сделать само крепление. К счастью, на глаза попался кусок швеллера, оставшийся от основания лестницы:
Вот из него и было решено сделать основные крепления — нарезаем четыре части, свободно садящиеся в наше основание:
Примеряемся к баллону:
Зачищаем образцы с помощью болгарки с насаженной щеткой по металлу, просверливаем отверстие под имеющиеся болты. Лично я просверливал отверстия в два этапа — небольшим сверлом, затем сверлилкой выходил на нужный диаметр:
Теперь прикидываем это все на основу вместе с баллоном:
Прокладки изготовлены из б/у диэлектрического коврика. Как видно на последней картинке, на большом болту явно не хватает резьбы. Недостаток был устранен с помощью тисков и плашки в течении 15 минут (хоть и всего два болта, но времени пришлось потратить на прогон плашки туда-обратно).
Из листа металла вырезаем две полосы для усиления всей конструкции в багажнике и с помощью болгарки с насаженной щеткой зачищаем все изделия.
Хомуты изготовлены из металлической полосы. К сожалению, во время изготовления хомутов фотоаппарат забыл дома, но с картинок все
должно быть понятно и так. К полосе металла привариваем заготовленный заранее уголок, прикручиваем уголок с полосой к одной стороне, выгибаем полосу по контуру баллона. Далее отмечаем необходимую длину (обязательно оставлять просвет для подтяжки баллона), откручиваем полосу, обрезаем и привариваем второй уголок на другой стороне полосы. И так два раза:
На этой фотографии видно, что швеллер к основанию не только прикручен, но и проварен. Сварка в данном случае большой необходимости не имеет и необязательна, крепление и так довольно надежное, но — мне так захотелось:
Может, конечно, количество фотографий излишнее, но иногда (знаю по себе) не хватает ракурсов, что полностью понять картинку, ну и самое главное — из большего всегда можно сделать меньшее, так что кому не так — лишние картинки удаляем.
Далее приступаем к облагораживанию данного проекта — изначально грунтуем все металлические изделия, затем покрываем в два слоя черной краской (баллон после подгонки был пройден третьим слоем). Баллон в красном цвете оставлять не захотел — не очень эстетично смотрится. Листы в багажник только погрунтованы — в покраске смысла не увидел, их и так не видно. Да, еще одно — из-за обильного наличия металла листы сделаны довольно большие, на самом деле их можно было делать намного уже:
Теперь крепим заготовку под днище авто (глушитель перенесен ранее — фотки в конце):
Как писалось ранее, заготовки необходимо подгонять по месту (обрезать лишнее). Да, совсем забыл — листы усиления в багажнике:
Баллон ставил сам, но использовал не веревки, а УАЗовский домкрат:
Немного фоток по теме переноса глушителя:
Справа — резонатор М-2141 — слева труба штатного глушителя (сам конец глушителя обрезан — при установке Вы увидите, где лишнее):
Слева — резонатор М-2141, надетый на укороченные родные штаны:
Это место укорочения штанов (вырезан прямой кусок и на место вварена часть с изгибом):
Новые крепления для резонатора:
Теперь поговорим об установке самой ГБО. Фотографий очень мало, да и вряд ли их много надо.
ВЗУ было решено установить в бампере авто, хотя если бы знал сразу, что будет столько мороки, наверное просто прикрутил бы к бамперу, и все (хотя вопрос очень даже спорный).
Расходная магистраль саморезами не крепилась — была протянута и закреплена в штатные крепления тормозных трубок и бензопровода, так как места там вполне предостаточно.
Одной из проблем было вывести проводку под капот. Если выводить в штатное отверстие под капотом со стороны руля — длины кабеля не хватало, поэтому кабель был выведен через бардачок (там имелось отверстие, диаметр которого было необходимо немного увеличить, и во
избежание протирания кабеля вставил пластмассовую втулку). При таком подходе длины штатного жгута хватило на УРА.
Далее, над чем много потерял времени — установка редуктора. Уж очень хотелось установить его вертикально, но как бы негде. В некоторых Нивах на правом брызговике есть «Домик» для бачка омывателя фар — вот там бы и в самый раз. Но за отсутствием такового пришлось «сваять» подобие этого домика, где расположился редуктор и, кстати, сам не ожидал — вполне удачно сел газовый клапан:
Переключатель газ/бензин — на любое свободное место стандартного переключателя.
Запитываем ГБО (красный провод с предохранителем) от 15-го контакта регулятора напряжения (находится на правом брызговике, там появляется «+» только при включенном зажигании, что нам и нужно). Остальное все согласно схемы включения. Если сам не в курсе — лучше пригласи электрика или электронщика, работы с обжимом и пропайкой контактов максимум на полчаса. Не ленимся — покупаем клеммы в любом радиомагазине и оконечиваем все концы жгута ГБО (минимум — хороший обжим, максимум — предварительно залудить и пропаять), будет надежней и проще в обслуживании.
Настройка ГБО не описываю — сам спец невеликий и все приемы брал с инета, хотя на первый раз можно заехать на станцию (у нас цена вопроса 10 грн).
P. S. После установки и начала эксплуатации ГБО обнаружил еще очень приятную мелочь — в сильные морозы пуск двигателя теперь без проблем.
Пуск двигателя зимой с помощью ГБО.
Как известно, при минусовой температуре эксплуатация ГБО имеет свои проблемы: на холодную работа редуктора крайне нежелательна, так как это может привести к выходу мембраны из строя.
Но. Я заметил одну интересную вещь — на газу завести холодную машину намного проще, чем на бензине (на бензине если что пошло не так — залил свечи, газ свечи не зальет, и в
отличие от холодного бензина газ попадает в цилиндры имея не жидкую, а газообразную форму). Поэтому в сильные морозы пуск двигателя проводится в следующей последовательности:
1. Включаем массу, прогреваем АКБ (включив на 20-30 сек ближний/дальний свет фар).
2. Переключатель ГБО находится в положении «бензин» — так мы его оставили с вечера.
3. Включаем зажигание, полностью вытягиваем подсос (положение подсоса у каждой машины свое), при необходимости подкачиваем вручную бензонасосом бензин до уровня — обязательно при включенном зажигании и кнопка переключателя вида топлива в положении «бензин», дабы был открыт бензиновый клапан.
4. Вместо того, чтобы качнуть 4-5 раз педалью газа — переключаем переключатель ГБО в положение «газ», после блокировки клапанов переводим обратно в положение «бензин». Небольшая порция газа попадает в редуктор и карбюратор соответственно.
5. Включаем стартер — машина с полоборота хватает на газу и дальше работает на бензине.
6. Радуемся беспроблемному пуску.
7. После прогрева двигателя до 40-50 градусов переходим на газ.
Это не панацея — может я и не прав, но реально эта процедура работает!
Наша компания выполняет подбор и установку газобаллонного оборудования на все виды как отечественных, так и иностранных автомобилей. В принципе, все ограничивается только конструкционными особенностями той или иной модели, однако наши мастера всё выполняют грамотно и точно. Упор делается на безопасность, поэтому мы применяем только сертифицированное и проверенное оборудование.
В компании АвтоГаз все работы выполняются «под ключ», а поэтому заказчику не нужно ничего покупать – все оборудование закупается нашими специалистами централизованно, у проверенных поставщиков. Более того, мы не только устанавливаем оборудование, но и выполняем его настройку, поэтому автовладелец получает уже полностью готовый и укомплектованный автомобиль. Мы также даем длительную гарантию качества на всю выполненную работу, а поэтому в безопасности и долговечности оснащения можно не сомневаться.
Мы уже не раз сталкивались с такими ситуациями и можем заверить, что обязательно найдем выход. Здесь в основном речь идет о месте размещения баллона, который является довольно объемным. Однако для таких случаев мы предлагаем специальный тороидальный баллон, который можно установить в нишу, предназначенную для запасного колеса. Здесь нет абсолютно никаких сложностей, поскольку такой баллон не задействует пространство салона и багажника. Он совершенно незаметен для глаз, так что смело приезжайте к нам, и мы установим ГБО аккуратно и быстро.
Начиная с ГБО 2-го поколения конструкционные изменения, которые вносятся в автомобиль, являются минимальными, причем безопасность автомобиля остается очень высокой. Здесь в разрыв топливопровода устанавливается клапан электромагнитного типа, который отключает подачу бензина. Все оборудование, которое мы устанавливаем, является дополнительным, поэтому в любой момент может быть снято и переустановлено на другой автомобиль. Что касается влияния на ДВС, то здесь ничего плохого не наблюдается, поскольку современные ГБО системы имеют щадящее воздействие на двигатель.
Уменьшение затрат на топливо
В первую очередь для уменьшения затрат на топливо. При имеющейся цене на литр бензина (30 руб.-35 руб.), газовое оборудование окупается в самый короткий срок. Чем «прожорливей» автомобиль, тем скорость окупаемости выше. Расчет окупаемости ГБО конкретно для Вашего автомобиля можно найти в таблице ниже или сосчитать на нашем калькуляторе.
Надежность в дороге
Газовая система является дублирующей топливной системой, что делает автомобиль более надежным. При отказе одной из топливных систем всегда можно воспользоваться работающей и добраться до места ремонта. Также полезно и то, что на двух баках увеличивается дальность пробега без дозаправки.
Экологичность
Сохраняйте природу. Газовое топливо на порядок экологичнее бензина. Токсичнось выхлопных газов снижается в следующем порядке:
- окись углерода (СО) — в 2-3 раза;
- окись азота — в 1,2 раза;
- углеводород (СН) — в 1,3-1,9 раза.
Да, нами устанавливается специальное устройство, позволяющее в любой момент перекрыть подачу газа и при необходимости перейти на работу от бензина. Таким образом, заказчик получает уникальные преимущества, которые заключаются в возможности использования и бензина, и газа.
Если в момент открытия клапанов выпускного типа газовоздушная смесь продолжает гореть, то клапан очень часто перегревается, что приводит к его преждевременному износу. Чтобы этого не происходило важно своевременно выполнять регулировку клапанов и правильно регулировать подачу газа (настройка системы). Газ в качестве топлива к этому процессу не имеет никакого отношения, поскольку прогорают клапаны даже в том случае, если автомобиль работает на бензине.
Да, мы устанавливаем газобаллонные системы даже на автомобили, которые имеют усиленные турбины, причем здесь нет никакой разницы по сравнению с обычными автомобилями. Турбина также выполняет свою функцию вне зависимости от вида используемого в моторе топлива (бензин или газ). Для получения более качественной газовоздушной смеси мы рекомендуем устанавливать на турбированные авто ГБО 4-го поколения, поскольку здесь система автоматически подает нужный объем газа в цилиндры двигателя.
Сразу следует отметить разницу между двумя газами: метан – это природный газ, который сжимается в автомобиле до уровня в 200-220 атмосфер, а пропан – это сжиженный газ, который транспортируется под давлением в 10-15 атмосфер. Вследствие такой сильной разницы в давлении здесь требуются разные баллоны, однако для безопасности лучше всего же устанавливать ГБО с работой от пропана. Такие баллоны имеют меньшую толщину стенки, а поэтому более легкие по весу. Нужно также отметить, что метан измеряется в кубах, а пропан – в литрах.
Ну вот и я почти неделю являюсь обладателем Нивы с ГБО.
В кратце так:
1. Оборудование Stefanelli, Италия, новое.
2. Баллон цилиндрический, 50 литров, поставлен под зад, вместо родного глушака.
3. Магистраль — медная трубка 10 мм в изоляции.
4. Выхлопные трубы переваривал сам, остался родной (короткий) резонатор и родной же глушитель.
Сварены почти вплотную друг к другу.
5. Управление клапанами и редуктором электронное, подключается к катушке зажигания.
6. Цена установки на карбовую Ниву, вместе с оборудованием — 3300 грн,
но поскольку глушак переваривал сам, отминусовали 500 грн. Именно столько стоит переварка выхлопной
системы с использованием глушителя от 41-го москвича.
Установили всё за один день, в 9:00 я загнал машину в бокс, а в 19:00 уже ехал на газе.
Ещё день потратил на переварку.
Регистрация в МРЭО заняла 1 день, с заменой техпаспорта.
(мне было жалко свой бывший техпаспорт, там в графе тип кузова стояло «легковой ДЖИП»
,
а теперь «легковой универсал»
Итого:
Установка ГБО — 2800 грн.
Регистрация ГБО — 780 грн.
Теперь ощущения от газа.
Машина едет лучше! Двигатель работает тише, клапанов не слышу вообще.
Тяга не изменилась, в динамике разницы не почувствовал.
Очень непривычно платить на заправке сумму почти в два раза меньшую, за тот же объём топлива.
95 бензин — 7.55 грн.
Пропан — 4.10 грн, (неделю назад, перед тем как я поставил ГБО, газ стоил 3.80 грн)
Подводя итоги: лично я доволен сделанным переоборудованием, как с точки зрения финансовой экономии,
так и от поведения машины.
Captain писал(а):Нива без газа — деньги на ветер!
В конференции «Обменяемся опытом НИВА» периодически встает вопрос об установке газового оборудования на НИВУ. Настоящее повествование является попыткой обобщить имеющуюся информацию и облегчить поиск интересующегося информации по данному вопросу.
Прежде всего, что хотелось бы отметить, это то, что установка газобаллонного оборудования (сокращенно ГБО) на автомобиль марки НИВА абсолютно ничем не отличается от установки оного на любое другое авто. Поэтому, прежде чем определиться стоит ли ставить ГБО на свой агрегат целесообразно понять, что такое ГБО, какие бывают системы и каковы особенности его эксплуатации. По этой теме было написано достаточно много в различных изданиях, но есть два интернет-ресурса, которые могут дать всю необходимую информацию. Прежде всего это, безусловно конференция на AUTO.RU «Автомобиль на газе», а также FAQ по газовому оборудованию, созданный участниками данной конференции.
Универсального и однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый должен решить это для себя сам. Ниже я привожу свои рассуждения на этот счет. Как уже говорилось выше, установка ГБО на НИВУ ничем не отличается от установки на любой другой автомобиль, за исключением извечного вопроса «Куда девать баллон?».
— Пожертвовать багажником и поставить его туда. Баллон емкостью 90 л встает без проблем. — Купить «маленький» баллон на 50 л и поставить его багажник «вдоль» (см. на сайте у Jor’ы). — Переделать глушитель и подвесить баллон под днище. Статья всем известного нивовода Jora на его сайте по поводу его варианта газификации НИВЫ с подвеской баллона под днище. На том же сайте Jor’ы можно найти другие варианты подвески баллонов на НИВЕ.
3. «Бросать ли мне курить, и не взорвусь ли я?»
Взорваться (сгореть) можно и на бензине, если не следить за техническим состоянием автомобиля. Газовая смесь, используемая в «газифицированном» автомобиле, как и газ, заправляемый в бытовые баллоны (это кстати одно и то же), содержит сильнопахнущие добавки меркаптанов, поэтому наличие утечки можно отследить даже по запаху. В норме, автомобиль с ГБО НЕ ДОЛЖЕН «пахнуть газом», за исключением специфического «небензинового» выхлопа. Вставляемый в баллон так называемый мультиклапан, через который происходит заправка и отбор газа, оборудован специальным скоростным клапаном, который срабатывает (полностью перекрывает расход газа) при разрыве заправочной или расходной магистрали, что может произойти при сильной аварии. В качестве примера, в интернете ходил рассказ об аварии газифицированного Джипа Чероки. Целым после той аварии остался только газовый баллон :))).
В настоящее время существует множество систем ГБО. Все это многообразие можно условно разделить на два типа: эжекторные и инжекторные. Принцип действия эжекторных систем очень хорошо описан в книге Золотницкого и суммирован в FAQ по ГБО.
Из инжекторных систем следует, на мой взгляд, обратить внимание на ГИГ, информацию по которому можно почерпнуть в FAQ по системе ГИГ или на основном сайте производителя данной системы. Поскольку в настоящее время карбюраторные машины уступают место инжекторным (в случае НИВЫ это особенно хорошо видно), то на мой личный взгляд, на инжекторные двигатели имеет смысл ставить либо систему ГИГ (3DL), либо импортную электронную эжекторную систему. Как показывает опыт эксплуатации ГИГа (по материалам конференции «Автомобиль на газе») потраченное на настройку системы время окупается «бензиновым» расходом и динамикой. В случае эжекторных систем такого добиться не удастся. В случае карбюраторных машин, можно ставить все, что угодно.
5. «Какие особенности эксплуатации автомобиля с ГБО?»
— Следить за техническим состоянием автомобиля и ГБО в частности. — При появлении запаха газа — немедленно найти и устранить причину. — Периодически сливать конденсат из редуктора (эжекторные системы). — Можно поставить зажигание на 3-5 градусов «пораньше». — При температуре воздуха ниже +10 градусов — заводиться только на бензине. Лучше, конечно, так делать всегда (мембраны проживут дольше).
Итак, вопрос об установке этой системы мусолился мною долго. Извечный вопрос «А оно надо?» был в результате решен в пользу ГБО. Основные пункты:
«ЗА» 1. Снижение расходов на топливо. Поскольку система была установлена в 1999 году, в то время (к сожалению не очень продолжительное:)) стоимость газа была в пять (. ) раз меньше стоимости бензина Аи-92. 2. Снижение износа двигателя. Рассуждения на тему того, что бензин смывает масляную пленку со стенок цилиндров (газ — нет), а также, что нагарообразование в случае бензина гораздо выше, чем в случае использования пропана, возымели свое действие. Кроме того, поскольку «октановое число» для газа — это 105-110, то возможность детонации полностью исключается. 3. Увеличение общего пробега без дозаправки. Стартуя с полным баком и полным баллоном (65 л) можно пройти по трассе 800 км за раз.
«ПРОТИВ» 1. «Исчезновение» багажника. Я не стал заморачиваться с переноской глушителя и установкой баллона под днище. Возможно (и даже наверняка) я был не прав, но самостоятельно это делать просто не было времени, а установщики, понятно, это делать не хотели. Поэтому, в багажнике на данный момент размещены только инструменты и ЗиП. Если надо везти груз при наличии трех пассажиров использую прицеп. 2. Некоторое снижение динамики и мощности при езде на газе. Постулат, верный для эжекторных систем ( в то время ничего не знал про газовый инжектор (ГИГ)). 3. Единовременные затраты на установку оборудования. «А окупятся ли они?»
Словом, решение было принято. На автомобиль ВАЗ-21213 1998 года выпуска летом 1999 года при пробеге 18 тыс. км была установлена эжекторная система «Ловато» с вакуумным управлением. Для карбюраторной машины — этого более чем достаточно. Как уже говорилось, баллон емкостью 65 л (заправляется максимум 57 л) установлен в багажнике.
Заправочное устройство выведено справа на бампер. Газовая магистраль идет под днищем справа «вдоль лонжеронов». Газовый клапан установлен в районе маятникового рычага. Редуктор стоит прямо рядом с коммутатором между расширительным бачком и бачком омывателя, тосол отбирается от шлангов, идущих к подогревателю карбюратора.
Подвод газа осуществлен врезкой в диффузоры карбюратора двух штуцеров (в первичную и вторичную камеры соответственно). Бензиновый клапан установлен на левом брызговике кузова (под запаской) после бензонасоса.
Общая стоимость у установщиков на тот момент составила 200 у. е.
За прошедшие с тех пор четыре года и почти 80 тыс. км. данная система потребовала ремонта лишь один раз: на 65 тыс.(53 тыс. км пробега ГБО) были заменены все мембраны редуктора и заодно элемент газового фильтра. Заменять мембраны пришлось так рано, поскольку я не утруждал себя запуском холодного двигателя и прогревом на бензине (даже при — 20). Были периоды, когда я по два-три месяца на бензин вообще не переходил. Обслуживание системы сводится к периодическому сливу конденсата из редуктора и «обмыливанием» (раз в месяц-два) соединений на предмет проверки их герметичности. Все!
Если бы я ставил ГБО сейчас, то, вероятнее всего поставил бы ГИГ, как более прогрессивную систему, позволяющую пользователю настроить ее «под себя».
Установка пропанового газобаллонного оборудования на Lada Niva Travel (Лада Нива 212300-80) 2021 г.в., двигатель ВАЗ-21214, бензиновый, 4-цилиндровый, 1.7 л, 80 л.с. Установлено ГБО 4 поколения GFI Sequent 32 (Италия). Цилиндрический газовый баллон объемом 50 л расположен под днищем кузова в задней части автомобиля. Предварительно произведена замена штатной системы отвода выхлопных газов на специальную, имеющую сертификат соответствия производителя. Баллон оснащен мультиклапаном класса Европа 2 со скоростным, пожарным и запорным электромагнитным клапанами. Автомобиль эксплуатируется в г. Екатеринбург и в Свердловской области.
Индикация уровня топлива в газовом баллоне выведена на кнопку управления ГБО в салоне автомобиля, заправочное устройство (ВЗУ) выведено под люк бензозаправочной горловины. Использована газовая магистраль из нержавеющей стали.
Также выдан комплект документов для регистрации ГБО в ГИБДД.
Цилиндрический газовый баллон 50 л (пропан) под днищем кузова
Подкапотная компоновка, двигатель ВАЗ-21214 1.7 л, 80 л.с., ГБО GFI Sequent 32
ГБО установлено в Элитгазе
Сертифицированная система отвода выхлопных газов для Нивы с ГБО
Салон Lada Niva Travel
Кнопка управления ГБО GFI с индикацией уровня газа в баллоне
Заправочное устройство (ВЗУ) под люком бензозаправочной горловины
ВЗУ с переходником
Установка метанового газобаллонного оборудования на Ниву (Лада 213100, Лада 4х4 5-дв.) 2019 г.в., двигатель ВАЗ-21214, бензиновый, 4-цилиндровый, объем 1.7 л, мощность 83 л.с. Установлено ГБО 4 поколения OMVL New Dream 4 Evo (Италия), облегченный металлопластиковый газовый баллон (тип 2) объемом 80 л/19 м3 размещен в багажнике автомобиля и оснащен вентилем с пожарным и запорным электромагнитным клапанами. Индикация уровня топлива (давления газа) в газовом баллоне выведена на кнопку управления ГБО в салоне автомобиля, заправочное устройство (ВЗУ) выведено в моторный отсек.
Также выдан комплект документов для регистрации ГБО в ГИБДД. Автомобиль эксплуатируется в ХМАО Тюменской обл.
Нива 2019 г.в. (Лада 4х4 5-дв.)
Облегченный металлопластиковый метановый баллон (тип 2) объемом 80 л/19 м3 в багажнике
Вентиль баллонный с пожарным и запорным электромагнитным клапанами
Подкапотная компоновка, двигатель ВАЗ-21214 1.7 л, 83 л.с., ГБО OMVL New Dream 4 Evo
Газовые форсунки OMVL
Заправочное устройство (ВЗУ) в моторном отсеке
ГБО поставлено в Элитгазе
Кнопка управления ГБО OMVL New Dream с индикацией уровня природного газа в баллоне
Индикатор и переключатель режима питания встроен в блок кнопок центральной консоли
Итак, баллон российский, оборудование итальянское, форсунки голландские. Кстати, на форсунках лучше не экономить. В нашем случае всё вместе с установкой обошлось в двадцать пять тысяч рублей. Плюс замена глушителя — ещё три шестьсот. К сожалению, в новой выхлопной нет резонатора, поэтому звук получился немного резковатым. Ну и банка висит низковато. Опять-таки, тут поможет лифт подвески и колёса большего диаметра. Заправочный клапан европейского типа разместили в нише лючка бензобака.
Если позволяют средства, надо выбирать самые лучшие форсунки из всех, имеющихся у установщика
Газовый клапан и редуктор мешают воздухозаборнику и его вывели с помощью гофрированного шланга наверх
Сразу после установки я проехал почти полторы тысячи километров и проверил расход бензина и газа при одинаковой скорости и нагрузке с помощью бортового компьютера. Получилось 13,3 литра газа при скорости 120 км/ч на белорусском участке трассы М1, где это разрешено. В машине было два человека и килограмм двадцать багажа. Расход на бензине держался в районе 12,5 литров на 100 км. Интересно, что когда скорость снижалась до 90 км/ч, расход тоже снижался до 10–11 литров, что газа, что бензина. Переход с одного топлива на другое происходил автоматически и почти всегда незаметно. И только на высоких оборотах переключение происходит с небольшим рывком.
Средний расход газа машины с двумя людьми и 50 килограммами груза на крейсерской скорости 110 км/ч
По прошествии определённого срока эксплуатации могу сказать, что решение поставить газ было абсолютно верным. Установка давно себя окупила, заправок на любой трассе в избытке, стоимость километра пробега при среднем расходе 11,5 литров газа на сотню составляет примерно 1,85 рубля против почти четырёх на бензине. Совокупный пробег с полными баками и канистрой в багажнике превышает 1200 км. Клиренс под баком превышает 350 мм. Можно путешествовать!
Сам газовый баллон сделан из 4 мм стали и выдерживает очень серьёзные удары. В качестве своеобразной защиты иногда используют продольную трубу фаркопа, которую пускают снизу. Ни дороги, ни бездорожья мы не боимся!
Передвигаясь на ВАЗ-2131 приятно осознавать, что ты – часть истории, практически, оживший экспонат
Установка ГБО на Lada NIVA 2021г
Установка ГБО на Lada Niva Travel 2021г. , ГБО 4 поколения, пропан Landi Renzo (Италия), двигатель 1. 4 цилиндра
Рассрочка 0% Действует рассрочка 0% на 6 месяцев без первоначального взноса
Документы для ГИБДД в подарок При установке ГБО до 31.05.2023 документы для регистрации изменений в ГИБДД в подарок!
Марка ГБО LANDI RENZO (Италия)
Стоимость установки ГБО на автомобиль:
(зависит от выбранного комплекта)
Раньше было дороже: 35250 ₽
Установить ГБО на Lada NIVA
Установка газобаллонного оборудования на Lada Niva Travel 2021г., объем двигателя 1.7л., 80л.с. 4 цилиндра (Распределенный впрыск).
Установлено ГБО 4-го поколения на пропане Landi Renzo (Италия).
Цилиндрический баллон на 61л., установлен в багажное отделение.
Заправочное устройство под лючком бензогорловины.
Мультиклапан класса Евро.
Средний расход на бензине 13л./100км.
Цена комплекта ГБО на момент публикации: 35250р.
Срок окупаемости оборудования:
Затраты на топливо Lada NIVA на бензине, пропане и метане при расходе топлива л на 100км
Какое оборудование мы можем установить:
Landi Renzo (Италия) Гарантия 5 лет без ограничения по пробегу
ВЗУ (Заправочное устройство) под лючок бензобака
Мультиклапан класса Европа с запорным электроклапаном и сенсором уровня газа
Сенсор уровня газа (для вывода информации об остатке газа в баллоне на кнопку переключения «бензин-газ»)
Обтяжка баллона карпетом в цвет салона
Вариатор опережения угла зажигания EG-Dynamic
Digitronic (Турция) Гарантия 2 года без ограничения по пробегу
- ВЗУ (Заправочное устройство) под лючок бензобака
- Мультиклапан класса Европа с запорным электроклапаном и сенсором уровня газа
- Сенсор уровня газа (для вывода информации об остатке газа в баллоне на кнопку переключения «бензин-газ»)
Не включено в комплект
- Обтяжка баллона карпетом в цвет салона
- Вариатор опережения угла зажигания EG-Dynamic
- Монтаж баллона
- Настройка оборудования
- Установка выносного заправочного устройства (ВЗУ)
- Установка ГБО 4 поколения. Подкапотная часть.
OMVL (Италия) Гарантия 2 года или 100 000 км
Всегда в наличии оборудование следующих брендов:
Установленные ГБО на Lada NIVA
Отличия нашей компании от других
Маленькая точка на 1-2 автомобиля
Сотрудники опираются только на опыт
Проверка качества монтажа на глаз
Часто из услуг только установка
Сеть самых крупных установочных центров в Перми
50+ обученных автомехаников-специалистов по ГБО
Отдел контроля качества + регламенты на все виды работ
Полный цикл услуг по ГБО от подбора до регистрации и обслуживания
Фото компании
Мы перевели
на газ более 14 000
автомобилей
Гарантия 5 лет
без ограничения по пробегу!
Работаем 7 дней
в неделю без выходных
Система контроля
качества
Широкий спектр
услуг по ГБО
До 5 лет гарантия на оборудование
До 50% экономии на топливе
Подготовим документы на переоформление
в ГИБДД при установке ГБО
Обращайтесь в Автомастергаз —
компания №1 по установке
и обслуживанию ГБО в Перми