Тех устройство грузового автомобиля

Введение

Основной задачей автомобильного транспорта, которым перевозится до 80 % грузов, является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения и хозяйства страны в перевозках, повышение эффективности его работы, что особенно важно в условиях рыночной экономики в связи с коммерциализацией перевозок.

Эффективное использование автотранспортных средств (АТС) невозможно без широкого применения специализированных грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, уменьшения непроизводительных простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок, дальнейшего развития и совершенствования централизованных перевозок грузов, обеспечения преимущественного развития транспорта общего пользования и улучшения структуры парка подвижного состава.

Одно из главных направлений научно-технического прогресса на грузовом автомобильном транспорте — широкая специализация АТС с учетом требований строительства, промышленности, торговли, бытового обслуживания, здравоохранения и других отраслей народного хозяйства.

Расширение выпуска специализированных АТС за счет применения самосвалов, цистерн, рефрижераторов, контейнеровозов, панелевозов, автомобилей с автономным погрузочно-разгрузочным оборудованием и других позволяет повысить сохранность перевозимых грузов, снизить потери при перевозке, механизировать погрузочно-разгрузочные работы, уменьшить время на перевозку и разгрузку, т.е. в наибольшей степени реализовать основное преимущество автомобильного транспорта — принцип «от двери до двери».

Широкому применению специализированного подвижного состава способствует укрупнение автотранспортных предприятий, развитие централизованных перевозок грузов, увеличение объема перевозок грузов торговли и общественного питания.

Эффективное использование специализированного подвижного состава в данных условиях эксплуатации зависит от того, насколько учтены требования, предъявляемые к конструкции кузова или вспомогательным устройствам АТС.

Автомобили-тягачи и сочлененные автобусы

РАЗДЕЛ I УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОПОЕЗДОВ


Глава 1. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ-ТЯГАЧЕЙ, ПРИЦЕПОВ И
ПОЛУПРИЦЕПОВ

1.1. Автомобили-тягачи и сочлененные автобусы

Автопоездом называют автотранспортное средство, состоящее из
автомобиля-тягача, буксирующего один или несколько прицепов или
полуприцепов. Автомобили-тягачи делятся на прицепные и
седельные.

Прицепными называют автомобили-тягачи, которые передают тяговое
усилие на буксируемый прицеп через крюк. Эти автомобили-тягачи
имеют кузов, в котором для увеличения массы автомобиля-тягача
располагают груз или балласт.

Седельными называют автомобили-тягачи, передающие тяговое усилие
на полуприцеп через седельносцепное устройство и воспринимающие
часть общей массы полуприцепа.

Согласно ОН 025270—66, принята следующая система обозначения
(индексации) грузовых автомобилей и автобусов. Вначале ставят
буквенные обозначения завода-изготовителя (БелАЗ, МАЗ, КамАЗ,
ЗИЛ и т. д.), а через тире — индексы самой модели. Индекс модели
состоит из шести цифр. Первая цифра указывает класс автомобиля
(табл. 1). Всего существует 7 классов. Для грузовых и
специальных автомобилей класс определяется полной массой, а для
автобусов — его длиной. Вторая цифра характеризует вид
автомобиля: 1 —

легковой автомобиль; 2 — автобус; 3 — грузовой автомобиль; 4 —
автомобиль-тягач; 5 — автомобиль-самосвал; 6 —
автомобиль-цистерна; 7 — автомобиль-фургон;

8 — резерв (т. е. пока не используется) и 9 — специальный
автомобиль. Третья и четвертая цифры обозначают номер модели
автомобиля (от 01 до 99); пятая — номер модификации (от 1 до 9)
базовой модели автомобиля (при отсутствии модификации ставят
ноль), а шестая — присваивается экспортным вариантам исполнения.
Например, обозначение автомобиля-тягача КамАЗ-5410
расшифровывается следующим образом: КамАЗ — Камский
автомобильный завод, цифра 5 обозначает, что полная масса
буксирного прицепа от 14 до 20 т (см. табл. 1), цифра 4 — что
это автомобиль-тягач, а цифра 10 — номер модели автомобиля.

Обозначение автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-4502 расшифровывается
так: ЗИЛ — завод имени Лихачева; ММЗ — Мытищинский
машиностроительный завод; 4 — полная масса от 8 до 14 т (см.
табл. 1); 5 — автомобиль-самосвал; 02 — номер модели.

Автомобиль-тягач (рис. 1) состоит из трех основных частей:
двигателя, шасси и кузова.

Двигатель. Он преобразует тепловую энергию, получающуюся . при
сгорании рабочей смеси в цилиндрах, в механическую работу.

Шассн. У автомобиля-тягача шасси состоит из трансмиссии, ходовой
части и механизмов управления, включающих рулевое управление и
тормозную систему.

Автомобильный двигатель, его виды

Сердцем авто, его главным узлом является двигатель. Именно эта часть автомобиля создаёт крутящий момент, который передаётся на колёса, заставляя машину перемещаться в пространстве. Сегодня существуют следующие основные виды автодвигателей:

  • ДВС или двигатель внутреннего сгорания, который для получения механической энергии использует энергию сжигаемого в его цилиндрах топлива;
  • электродвигатель, работающий от электрической энергии аккумуляторных батарей или водородных элементов (автомобили на водородных элементах сегодня уже имеются у большинства ведущих автостроительных компаний как опытные образцы и даже имеются в мелкосерийном производстве);
  • гибридные двигатели, соединяющие в одном агрегате электродвигатель и ДВС, соединительным звеном между которыми выступает генератор.
Рабочий процесс двигателя главным образом осуществляется благодаря работе кривошипно-шатунному механизму
Он являет собой комплекс механизмов, которые преобразуют тепловую энергию сгорающего в его цилиндрах топлива в механическую

По типу сжигаемого топлива все ДВС делятся на следующие разновидности:

  • бензиновые;
  • дизельные;
  • газовые;
  • водородные, в которых топливом выступает жидкий водород (устанавливаются лишь на опытных моделях).

По конструкции ДВС бывают:

  • поршневые;
  • роторно-поршневые;
  • газотурбинные.

Где можно купить

Продается седельно-сцепное устройство у официальных представителей компании-производителя. Дилеры предлагают комплектующие на заказ, в фирменных магазинах представлены детали в наличии.

Цены на ССУ зависят от модели грузовика, параметров «сцепки», страны-изготовителя.

Деталь на КАМАЗы в среднем стоит 25–30 тысяч рублей.

Стоимость «европейцев» выше. Седла для тягачей «Мерседес», «МАН», «Скания», «Вольво» стоят от 45 тысяч рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=LaEVsfJUpFU

Цена на механизмы последнего поколения известной марки jost – около 350 тысяч рублей.

Найти ССУ можно на сайтах купли-продажи автомобильной техники и комплек-тующих. Там представлены б/у детали. Цены на них в разы ниже, вполне реально подобрать почти новый механизм. Покупая деталь с рук, важно проверить ее состояние, прикрепить ССУ к тягачу, «прощупать» реакцию техники на комплектующую.

Такой вариант подойдет для перевозок в черте города. Для международных рейсов желательно покупать новые, гарантийные детали.

Как крепится седельно-сцепное устройство тягача
Устройство ССУ.

Итак, принцип работы автоматических и полуавтаматических ССУ одинаков. Детали отвечают за крепление полуприцепа к седельному тягачу.

Параметры седельно-сцепных устройств регулируют ГОСТы и международные стандарты, это делается для обеспечения безопасности на дороге.

Для стабильной работы ССУ следует регулярно проходить технический осмотр, смазывать детали, очищать их от грязи и пыли. Минимум раз в неделю прицеп от тягача отсоединяют.

Изношенную деталь обязательно меняют. Купить ССУ можно у официальных дилеров, заказать через интернет или приобрести на сайтах купли-продажи автотехники. При покупке б/у деталей важно соблюдать осторожность, не отправляться сразу в дальний рейс, протестировать деталь на коротких расстояниях.

Двигатель

Автомобили этой линейки агрегатируется шестицилиндровыми рядными дизельными моторами D2066 (рабочий объем 10,5 л), D2876 (12,8 л) и V-образным десятицилиндровым D2840 (18,3 л). Наиболее часто в Россию поставляются седельные тягачи TGA с 12-литровыми моторами.

Шестицилиндровые движки оснащены четырмя клапанами на цилиндр и системой рециркуляции охлажденных газов (AGR). Глушитель оснащен дополнительным фильтром PM-Kat. Все моторы оборудованы системой впрыска дизтоплива Common Rail, обеспечивающей меньший его расход, и моторными замедлителями EVB или EVBec.

Шасси

Техника линейки TGA — это седельные тягачи и шасси. Первые — предназначены для осуществления международных перевозок с полной массой восемнадцать, двадцать четыре и двадцать шесть тонн.

Тягачи «восемнадцатитонники» — двухосные с приводом на задний мост и колесной базой (КБ) 3 900, 3 500 и 3 600 мм.

Грузовые авто с максимально допустимой массой двадцать четыре и двадцать тонн производятся с тремя осями (2 задние спарены, из них ведущей является только одна). Они могут быть с 2 вариантами КБ: с расстоянием 2 800 и 2 600 мм, управляемая ось может быть одна (колесная формула 6×2/2) или две (6×2/4).

Линейку шасси дополняют еще автомобили с четырьмя осями полной массой тридцать пять и тридцать девять тонн, с 3 или 2 управляемыми осями, КБ 2980-4 105 мм. Электронно-управляемая пневмоподвеска ECAS отвечает за регулировку высоты рамы шасси, которая может подниматься на 190 мм и опускаться на 90 мм.

Жесткость

Жесткость – специфическое качество каждого ТС, посредством которого оно во время эксплуатации может противостоять статическим и динамическим нагрузкам. Жесткость непосредственно влияет на управляемость автомобилем. Чем она выше, тем лучше.

От чего зависит жесткость? Здесь важны такие параметры, как геометрия авто, типа его корпуса, число дверей, размер окон и самого транспортного средства. Кроме того, огромное значение имеет специальное крепление и положение хвостового и переднего стекол.

Самые надежные модели авто — это седаны, а также хэтчбеки и купе. Это часто трехобъемная компоновка, у которой есть вспомогательные перегородки между мотором и отделением для багажа. Определенно низкие показатели жесткости у корпусов типа универсал, а также микроавтобус и пассажирский.

Важно. Для определения степени жесткости машины есть два важных параметра – на кручение и на изгиб. В первом случае выполняется проверка сопротивления при давлении в разных противоположных точках от продольной оси корпуса. У современных машин, в основном, используется несущий цельный корпус. Жесткость в нем обеспечивается благодаря ряду балок, а также лонжеронам.

Ключевые конструктивные отличия грузовиков от легковых авто

Большинство грузовиков занято в грузоперевозках. Этот процесс подразумевает наличие ограничений по времени доставки. При этом, как правило, сроки срывать ни в коем случае нельзя. Например, продукты питания имеют свой ограниченный период годности, превышение которого приведет к порче товара и убыткам.

Поэтому первостепенной задачей при проектировании грузового автомобиля является достижение максимальной надежности при сохранении ремонтопригодности и невысокой цены. Подчиняясь правилам, диктуемым спецификой работы, устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей имеет определённые отличия от легковых авто. Рассмотрим основные особенности в конструкции, присущие почти всем грузовикам:

  1. Рамная конструкция кузова. В легковых авто почти все кузова являются несущими. Грузовики не могут себе этого позволить. Тяжесть перевозимых грузов несовместима с концепцией несущего кузова из-за низкой жесткости и в целом малой прочности этого технического решения. Поэтому подавляющее большинство грузовых авто строится на жестких рамах.
  2. Шкворневая конструкция подвески. Шаровые опоры в многорычажной подвеске или конструкции Макферсон позволяют автомобилю быть более мягким и управляемым.

    В условиях больших нагрузок на ось надежнее и долговечнее являются шкворни.

    Кроме того, шкворневое соединение дешевле и зачастую позволяет проводить техническое обслуживание этого узла, что в шаровых опорах почти всегда исключено.

  3. Рессоры вместо пружин. Рессорная подвеска более жесткая, чем пружинная, но в то же время более надежная. Также рессоры способны выдерживать бóльшие нагрузки.
  4. Надежные дефорсированные дизельные моторы с большим крутящим моментом и внушительным рабочим объемом. Для грузовиков важна не мощность двигателя, а наличие большого крутящего момента, желательно смещенного в сторону невысоких оборотов. Это позволяет грузовикам без проблем трогаться с места и преодолевать крутые уклоны.

Эти и некоторые другие особенности накладывают свои ограничения на эксплуатацию и техобслуживание грузовых авто.

Кузов авто

Основой любой машины является её кузов, представляющий собой корпус автомобиля, в котором размещаются водитель, пассажиры и грузы. Именно в кузове располагаются и все остальные элементы авто. Одно из главных его назначений – это защита находящихся в нём людей и грузов от воздействия внешней среды.

Именно от нее зависит срок службы автомобиля, и именно на несущую систему приходятся все нагрузки, которым подвергается автомобиль во время движения
Несущая система автомобиля.Она является скелетом автомобиля, к которому в последующем крепятся все детали

Обычно кузов крепится на раме, но встречаются авто и с безрамной конструкцией, и тогда кузов одновременно выполняет функции рамы. Конструкция кузова автомобиля бывает:

  • однообъёмная, когда в одном объёме располагаются моторный, пассажирский и грузовой отсек (примером могут служить минивэны или фургоны);
  • двухобъёмная, в котором предусмотрен моторный отсек, а места для пассажиров и груза объединены в одном объёме (универсалы, хэтчбеки, кроссоверы и внедорожники);
  • трёхобъёмная, где предусмотрены отдельные отсеки для каждой части кузова автомобиля – грузовой, пассажирской и моторной (пикапы, седаны и купе).

В зависимости от характера нагрузки кузов может иметь три типа:

  • несущий;
  • полунесущий;
  • разгруженный.

Кстати, хотим напомнить, что для автомобилей и не только вы можете недорого покупать интересные вещи на Алиэкспресс.

Большинство современных легковых автомобилей имеет несущую конструкцию, которая воспринимает все действующие на машину нагрузки. Общее устройство кузова легкового автомобиля предусматривает наличие следующих основных элементов:

  • лонжеронов, представляющих собой несущие балки в форме прямоугольной профильной трубы, они бывают передние, задние и лонжероны крыши;
Есть, конечно, у нее и недостаток — это достаточно плохая изоляция шумов извне
Кузовная несущая система. Данная система позволяет понизить массу автомобиля, снизить центр тяжести, а значит, повысить устойчивость при движении
  • стоек – элементов конструкции, поддерживающих крышу (передние, задние и средние);
  • балок и поперечин, которые бывают у крыши, лонжеронов, под опорами двигателя, и каждым рядом сидений, имеется также передняя поперечина и поперечина радиатора;
  • порогов и пола;
  • надколёсных ниш.

Кузов грузового автомобиля

Кузов грузового автомобиля включает в себя кабину с оперением и сам грузовой кузов. Типы кабин грузовых автомобилей представлены на рис. 19.10. Одноместные кабины могут быть у карьерных самосвалов или автокранов.

Типы кабин грузовых автомобилей

Рис. 19.10. Типы кабин грузовых автомобилей

Капотная кабина отделена от двигателя в отдельный объем. Двигатель располагается впереди кабины и огражден оперением.

Бескапотная кабина объединяет отделение для водителя и отделение для двигателя, которое, как правило, находится под кабиной. Бес-капотные кабины позволяют рациональнее использовать длину автомобиля (рис. 19.11), улучшить обзорность и доступ к двигателю, так как кабина откидывается вперед по ходу движения.

Тех устройство грузового автомобиля

|

г

Г

1

Мт

______

ап

1 11 «М И * 1

~

«1 *4 у’* “V Г»

н

Рис. 19.11. Наложение компоновочных схем капотного и бескапотного автомобилей

для сравнения

Капотная цельнометаллическая сварная кабина автомобиля ГАЗ-3302 (рис. 19.12, б) состоит из каркаса 5, крыши 8, верхней 7, задней 9 и боковых 6 панелей.

Боковые стекла кабины — опускающиеся с помощью стеклоподъемника, ветровое стекло — панорамное гнутое. Двери кабины кроме боковых стекол имеют поворачивающиеся форточки. Сиденье кабины — общее для водителя и пассажира, двухместное. Кабина устанавливается на раме на резиновых подушках.

Оперение кузова грузового автомобиля (рис. 19.12, а) включает в себя капот 2 двигателя, крылья 3, подножки 4 и облицовку 1 радиатора.

Кузов грузового автомобиля ГАЗ-3302

Рис. 19.12. Кузов грузового автомобиля ГАЗ-3302: а, в — кабины; б — оперение; г — платформа; 1 — облицовка; 2 — капот; 3 — крыло; 4 — подножка; 5, 14 — каркасы; 6, 7, 9, 10 — панели; 8, 12 — крыша; 11 — крышка люка; 13 — спальное место; 15, 23 — стремянки; 16, 18 — брусья; 17, 20, 21 — борта; 19 — пол; 22 — запирающее устройство; 24 — планка; 25 — петля

У бескапотных автомобилей кабина (рис. 19.12, в) располагается, как правило, над двигателем, а для доступа к нему откидывается вперед. Так, кабина автомобилей марки «КамАЗ» откидывается на 42°. Чтобы обеспечить доступ к приборам электрооборудования, омывателя и очистителя стекол, отопителю и передним опорам двигателя, кабина имеет открывающуюся переднюю облицовочную панель, которая навешивается на петлях на панель 10. Облицовочная панель, как и задние крылья, брызговики, аэродинамические устройства, также относится к оперению. В крыше кабины предусмотрен вентиляционный люк, закрываемый крышкой 11.

Кабина — трехместная с тремя раздельными сиденьями для водителя и пассажиров. Позади сидений предусмотрено спальное место 13. Сиденье водителя регулируемое (рис. 19.13). В продольном направлении оно перемещается по направляющим 9, которые крепятся к полу кабины. Стопор 10, управляемый рычагом 11, обеспечивает фиксацию сиденья в одном из десяти положений. Угол наклона спинки может занимать три фиксированных положения. Фиксация положения спинки осуществляется язычками кронштейнов спинки сиденья, которые входят в пазы гребенок, расположенных на обеих боковинах спинки.

Для освобождения язычков кронштейнов необходимо рычаг 5 гребенки опустить вниз и зафиксировать спинку в необходимом положе-

Тех устройство грузового автомобиля

12 11 Ю

Рис. 19.13. Сиденье водителя грузового автомобиля марки «КамАЗ»: 1 — подушка; 2, 5, 11 — рычаги; 3 — спинка; 4 — боковина; 6 — амортизатор; 7 — труба; 8 — остов; 9 — направляющая; 10 — стопор; 12 — основание

нии. Сиденье водителя имеет механизм подрессоривания с телескопическим амортизатором 6. Жесткость подвески сиденья регулируется в зависимости от массы водителя, для чего поворачивают один конец торсиона с помощью рычага 2. Подрессоривание осуществляется пластинчатым торсионом, установленным в трубе 7. Один конец торсиона закреплен неподвижно, второй соединен с рычагом 2 механизма регулирования жесткости подвески. Среднее пассажирское сиденье закреплено неподвижно, а крайнее может регулироваться по углу наклона спинки и в продольном направлении.

Кабина крепится к раме в четырех точках — двух спереди и двух сзади. Впереди кабина крепится на шарнирах, а сзади на четвертных листовых рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для облегчения откидывания кабина оборудована уравновешивающим механизмом. Кабина опрокидывается вперед на передних шарнирных опорах (рис. 19.14, а). Нижние кронштейны / передних опор прикреплены к поперечине 11 рамы, а верхние кронштейны 5 — к балке 6 пола. Верхние кронштейны входят в проушины нижних кронштейнов, сочленяясь через пальцы 4. Для уплотнения такого шарнира в отверстия верхних кронштейнов устанавливаются резиновые кольца. Нижние кронштейны передних опор соединены с механизмом уравновешивания кабины, который предназначен как для облегчения опрокидывания кабины, так для и уравновешивания ее массы в любом положении. Механизм состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12, один конец которых закреплен в соответствующем кронштейне 1, а другой конец — в рычаге 7. Рычаг 7 шарнирно соединен с опорой 8, прикрепленной к поперечной балке 6 пола кабины.

Задние опоры (рис. 19.14, б) кабины представляют собой две листовые рессоры 18, работающие с гидравлическими телескопическими амортизаторами 25. Рессоры закреплены на кронштейнах 16, а те — на раме 17. Амортизаторы закреплены верхним концом в обойме 23 рессоры, а нижним — в кронштейне 26, связанном с кронштейном 16. Перемещение рессоры ограничивается резиновым буфером 24, который при ходе рессоры более 25 мм упирается в раму.

Для ограничения угла опрокидывания кабина снабжена ограничителем (рис. 19.14, в) подъема. Нижняя стойка 29 ограничителя вращается в скобах 28, закрепленных на правом лонжероне 27 рамы. Верхняя стойка 31 через удлинитель 32 крепится к скобе 34, закрепленной на продольной балке 35 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительная защелка 30. Подняв кабину, необходимо нажать на стойку ограничителя так, чтобы защелка вошла в зацепление с язычком верхней стойки. При опускании кабины необходимо эту защелку оттянуть и подать ограничитель на себя, придерживая кабину рукой.

Тех устройство грузового автомобиля

б) в)

Рис. 19.14. Переднее крепление (а), задняя опора (б), ограничитель подъема (в) кабины автомобиля марки «КамАЗ»: I, 16, 20, 26 — кронштейны; 2— стяжной болт; 3 — замочная шайба; 4, 33 — пальцы; 5 — верхний кронштейн; 6 — поперечная балка пола: 7 — рычаг торсиона; 8 — опора рычага торсиона; 9 — втулка опоры; 10 — усилитель пола; 11 — передняя поперечина рамы; 12 — торсионы; 13 — резиновая втулка; 14 — пластина; 15 — вставка; 17 — лонжерон рамы; 18 — рессора; 19 — стремянка; 21 — резиновая подушка; 22 — скоба запора; 23 — обойма рессоры; 24 — резиновый буфер; 25 — амортизатор; 27 — лонжерон рамы; 28, 34 — скобы стоек; 29 — нижняя стойка; 30 — защелка; 31 — верхняя стойка; 32 — удлинитель; 35 —

продольная балка пола кабины

Для того чтобы опрокинуть кабину на угол 60°, при снятом буфере необходимо вынуть палец 33.

Запорный механизм (рис. 19.15) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве.

Корпус 11 запора прекреплен болтами к балке 6 задка и продольной балке 3 пола кабины. На оси 9 запора вращается крюк 10 и рукоятка 8. При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу 12, приваренную к кронштейну 14, который закреплен на обойме 15 рессоры, а крюк входит в зацепление со скобой. Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание кабины к резиновой подушке на кронштейне скобы. Предохранительный крюк 5 с помощью пружины 4 автоматически защелкивается за скобу 1 при опускании кабины.

Запорное устройство кабины грузового автомобиля марки «КамАЗ»

Рис. 19.15. Запорное устройство кабины грузового автомобиля марки «КамАЗ»: / — скоба предохранительного крюка; 2 — рессора; 3 — продольная балка пола кабины; 4 — пружина; 5 — предохранительный крюк; 6 — балка задка кабины; 7 — упор; 8 — рукоятка; 9 — ось запора; 10 — запорный крюк; 11 — корпус; 12 — скоба; 13 — резиновая подушка; 14 — кронштейн; 15 — обойма

В качестве кузова на грузовых автомобилях может быть установлен кузов общего назначения или специальный.

Кузов общего назначения предназначен для перевозки различных грузов, кроме жидких без тары. Он выполняется в виде бортовой деревометаллической или металлической платформы, которая состоит из основания и пола бортов (см. рис. 19.12). В основании к продольным 16 и поперечным 18 брусьям крепятся пол 19, неподвижный передний борт 17, откидные боковые 20 и задний 21 борта. Доски бортов скреплены между собой металлическими планками 24. Откидные борта установлены на основании на петлях 25, а в транспортном положении они закрепляются запорами 22. Бортовая платформа в сборе закреплена на раме автомобиля стремянками 15 и 23. Для перевозки пассажиров и грузов бортовые платформы оборудуются решетчатыми надставными бортами, жесткими откидными сиденьями и тентом.

Специальный кузов предназначен для перевозки грузов только определенного вида. К таким кузовам относятся самосвальные кузова, цистерны и фургоны.

Самосвальные кузова предназначены для перевозки сыпучих и полужидких грузов, а также грузов, не требующих осторожности при разгрузке. Эти кузова выполняются цельнометаллическими. В бортах данных кузовов иногда делают каналы для прохода отработавших газов для предотвращения примерзания влажных грузов.

Грузовые кузова-цистерны предназначены для перевозки и временного хранения жидких, газообразных и сыпучих грузов. Цистерны снабжаются насосами, клапанами, шлангами и другим необходимым технологическим оборудованием. Цистерны выполняются сварными из листовой стали, а также из алюминиевых сплавов и пластмасс. Цистерна для перевозки нефтепродуктов (рис. 19.16) сварная. Днища цистерны выполняют гофрированными. В верхней части цистерны 1 приварена горловина 9 с крышкой 3. Кронштейн 5 внутри горловины является упором поплавка 8 ограничителя наполнения цистерны. Закрепленный в горловине угольник 4 служит указателем верхнего максимального уровня нефтепродукта в цистерне. Крышка горловины имеет наливной люк, закрываемый крышкой 6, а также два дыхательных клапана 7, сообщающих полость цистерны с окружающей средой. Крышка наливного люка запирается с помощью винтового запора. Крышка люка и дыхательные клапаны уплотняются резиновыми прокладками.

Подножка 10 служит для удобства работы на крышке горловины. Волнорезы 15, расположенные внутри цистерны, предназначены для уменьшения нагрузки на днища цистерны при разгонах и торможениях

34567 89 10 11 12

Кузов-цистерна для перевозки нефтепродуктов

Рис. 19.16. Кузов-цистерна для перевозки нефтепродуктов: 1 — цистерна; 2 — патрубок; 3 и 6 — крышки; 4 — угольник; 5 — кронштейн; 7 — клапан; 8 — поплавок; 9 — горловина; 10 — подножка; 11 — трубка; 12 — шкаф; 13, 14 и 16 — трубопроводы; 15 — волнорез; 17 и 19 —

опоры; 18 — указатель уровня

автомобиля. Всасывающе-нагнетательные трубопроводы 16, 14 и 13 закреплены на кронштейнах. Воздушная трубка 11 служит для отвода воздуха и паров нефтепродукта из пространства около днищ при заполнении цистерны и ее продольных наклонах во время движения. К переднему днищу цистерны приварен патрубок 2 для крепления поплавкового указателя 18 уровня нефтепродукта. Опора /7 служит для предохранения поплавка указателя уровня от повреждений. Шкаф 12, приваренный к заднему днищу цистерны, используется для размещения аппаратуры и трубопроводов гидросистемы цистерны. В нижней части находится отстойник для сбора механических примесей и воды, слив которых производится через специальный патрубок отстойника. Цистерна устанавливается на раму автомобиля на опорах 19.

Грузовые кузова-фургоны служат для перевозки грузов, которые требуют защиты от внешнего воздействия. Фургоны выполняют вагонными, многодверными с расположением дверей на заднем, правом или на заднем и правом бортах одновременно. Крыша у фургонов бывает глухой, раздвижной, шарнирно-подъемной. Фургоны имеют деревянный или металлический каркас с облицовкой из фанеры, стали, алюминия или пластмассы.

Моторная зона

Так называется перед легковой машины.

Моторная зона содержит в себе следующие компоненты корпуса:

  • Лонжероны. Это ключевые силовые составляющие моторной зоны. Полые и продольные, они фиксируются ближе к низу моторной зоны. Это наиболее прочные компоненты каркаса транспортного средства, так как сделаны из высокопрочной ста­ли. Чтобы эффективно гасить фронтальные удары во время аварий у лон­же­ро­нов есть зоны возможного смятия.
  • Верх­нее усиление брызговика. Находится спереди. Именно на него прикручивают на передние крылья.
  • Усилитель бампера. Он нужен для гашения удара в случае ДТП. Элемент прикручивают непосредственно к перед­у лон­же­ро­нов.
  • Чашки. Усиленные компоненты, удерживающие верх стоек подвески. Они сделаны как часть брызговиков.
  • Рам­ка радиатора. Она находится спереди конструкции и нужна, чтобы удерживать различные элементы авто, вроде радиатора системы охлаждения или замка капота. Радиаторная рамка крепится прямо к брызговикам и лон­же­ро­нам. Как поперечный эле­мент, она придает переду большей жесткости.
  • Передняя пере­го­род­ка. С помощью этой панели разделяется передняя секция и цен­траль­ная. Она надежно защищает пас­са­жи­ров и водителя при воз­ник­но­ве­нии в мотор­ном отсе­ке пожара. За перегородкой находится сило­вая кон­струк­ция. Это тоже элемент защиты пассажиров и водителя в случае ДТП.
  • Брыз­го­ви­ки перед­них кры­льев. Это внутренние панели вокруг коле­са, частич­но при­ва­ре­ны к лон­же­ро­нам, которые защи­ща­ют его от гря­зи. Они добав­ля­ют корпусу большей жест­ко­сти.
  • Перед­ние кры­лья. Эти компоненты находятся возле перед­ни­х дверей и дохо­дят непосредственно до перед­не­го бам­пе­ра. Передние крылья, прикрученные к корпусу болтами, закры­ва­ют перед­нюю под­вес­ку и брыз­го­ви­ки.

Назначение и требования

Сердце машины — это ее мотор. Кузов – ее тело.

Эта составляющая ТС — самая дорогостоящая. Главная ее задача заключается в размещении мест посадки и других компонентов, а также в хорошей защите всех механизмов и пассажиров от негативных факторов извне.

Из чего делают кузов

В сегодняшних авто кузов принято делать из очень качественной и прочной стали. При этом его обязательно обрабатывают необходимым образом для защиты от коррозии. Малая толщина металла авто позволяет существенно снизить вес автомобиля. А это очень хорошо отражается на его общей динамике. Кузов, вопреки малой толщине металла, рассчитан так, что он и надежный, и легкий.

Детали конструкции на подавляющем большинстве ТС скрепляют сваркой точечного типа. Это обеспечивает надежность фиксации всех компонентов и сокращение числа острых углов. В будущем производители автомобилей для сварки механизмов планируют использовать сверхточный лазер.

Детали кузова скрепляют сваркой точечного типа1
Детали кузова скрепляют сваркой точечного типа1

Ученые не устают искать любые методы уменьшения массы без ущерба надежности и жесткости. Перспективным материалом, к примеру, считается алюминий. В транспортных средствах Европы масса деталей из него пятнадцать лет назад составила всего 130 кг.

Корпус — это одна из самых важных частей. Толщина и качество материалов влияет на устойчивость к ржавчине и долговечность.

Все чаще современные компании по производству авто переходят на алюминий и углепластик. Это помогает существенно уменьшить массу продукции. Главное здесь, чтобы конструкция могла обеспечить наибольшую безопасность для самого водителя и всех пассажиров при возможном столкновении.

Вдобавок, рынок начинает завоевывать пеноалюминий. Это прочный и легкий материал, отлично поглощающий удар во время аварии. Благодаря пенистой структуре, у него высокий уровень звукоизоляции и термостойкости. Однако здесь есть и недостаток. Пока что пеноалюминий очень дорогой.

Так, за счет специфических сплавов алюминия вес модели Ауди А8 удалось снизить до невероятных 810 кг.

Помимо упомянутого алюминия сегодня начинают активно использовать материалы из прочного пластика. К примеру, специфический сплав под названием Fibropur. По своей жесткости он фактически не уступает настоящей стали.

Корпус любой легковой машины должен соответствовать следующим нормам:

  • Стойкость к появлению ржавчины.
  • Не самая большая масса.
  • Соответствие передовым дизайнерским тенденциям.
  • Большая жесткость.
  • Подходящая форма для выполнения ремонта и постоянного обслуживания, а также погрузки груза.
  • Высокий уровень удобства для водителя и всех пассажиров.
  • Высокая безопасность при аварии.

Общее устройство кузова

Корпус машины может быть разным. Сейчас распространены следующие его разновидности и названия:

  • Седан. Это наиболее популярная вариация легковой машины. У нее есть отдельный багажник, закрытый корпус и четыре двери.
  • Внедорожник. Большое ТС с большим дорожным просветом и с особой подвеской. Такие модели используются там, где требуется хорошая проходимость. На качественных ровных дорогах в городе внедорожник менее эффективен.
  • Кроссовер. Это внедорожная разновидность хэтчбека. Передвигаться на таком ТС можно как в городе, так и за городом. Модель отличается от настоящего внедорожника меньшим дорожным просветом и более слабой проходимостью.
  • Фургон. Это модификация, которая прежде всего применяется для всевозможных коммерческих задач. У фургона есть большой отсек для багажа за перегородкой, а также один либо два ряда кресел.
  • Универсал. У модификации объединены в одно пространство багажник и салон. У них общая крыша, которая продлена прямо до хвостового края.
  • Родстер. Это весьма редкая спортивная разновидность на два места, с жесткой крышей либо без нее.
  • Лимузин. Его очертания похожи на удлиненный седан. Место водителя обязательно отделено от салона с пассажирами стеклом либо перегородкой из другого материала.
  • Купе. У такого ТС две двери, а также только один ряд кресел. Багажник от пассажирского салона авто отделен, однако сзади никакой дверцы нет.
  • Кабриолет. Специфическое купе с крышей, которая при потребности откидывается. Последнюю делают складной из жести либо мягкой из текстиля.
  • Пикап. Легковая машина с один либо двумя рядами сидений, а также открытым отсеком для багажа. В основном, такие машины применяют для поездок куда-нибудь за город и для всевозможных коммерческих задач.
  • Минивэн. От фургона такая модификация отличается общим числом кресел для пассажиров – четыре ряда. Кроме того, у минивэна больший салон и багажник.
  • Хэтчбек. В эту модель ставят как один, так и целых два ряда сидений. В тыльной стенке при этом всегда есть еще одна дверь. У данных ТС задний свес короче, нежели у универсала и седана.
  • Лифтбек. Редкая модификация, которая внешне похожа сразу и на седан, и на хэтчбек. Крышка отсека для багажа здесь выступает больше, нежели у хэтчбека, однако меньше, нежели у седана.

Общие сведения, назначение и особенности конструкции тягачей

Тягач — это самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки прицепов и полуприцепов, несамоходных машин (строительных, сельскохозяйственных), грузов на санях и волокушах, а также для буксировки неисправных самоходных машин (автомобилей, танков и проч.) и самолетов на аэродромах.

В качестве тягача может выступать автомобиль, трактор или специальная самоходная машина. Тягачи классифицируются по типу машины, тяговому классу, числу осей. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом. Седельный тягач — вид тягача, работающий с полуприцепами, присоединяемыми к машине с помощью специального сцепного механизма — седельно-сцепного устройства (рис.1).

Седельный тягач КамАЗ-5490

Рис.1 — Седельный тягач КамАЗ-5490

Седельный тягач получил такое название из-за того, что прицеп присоединяется к автомобилю с помощью особого сцепного механизма — седла. Превосходством такой конструкции является возможность транспортировки длинномерных грузов, а также выгрузка назад или сбоку.

Благодаря большой мощности двигателя по сравнению с обычными грузовиками, седельный тягач может без особых трудностей возить длинномерные грузы. Их с успехом применяют и для магистральных автоперевозок, и для развозных перевозок на коротком плече, и для работы в строительстве.

Преимущество использования седельных тягачей перед обычными грузовыми автомобилями — это высокий КПД, который складывается из отношения грузоподъёмности к собственному весу. Экономически это выражается в более низком расходе топлива в расчете на тонну перевозимого груза, что примерно на 25% ниже, чем у грузовика.

Кроме того, эти машины рассчитаны на эксплуатацию в транспортном режиме до 90% общего времени. Для большинства автомобильных концернов, в состав которых входит грузовое направление, седельные тягачи являются локомотивами продаж. Все большие производители грузовой техники выпускают тягачи, схожие по своим техническим параметрам.

На российском рынке пользуются популярностью такие марки тягачей, как французская Renault, шведские Volvo, Iveco из Италии, немецкая MAN и Mercedes-Benz , отечественный КамАЗ и прочие. Каждая марка за долгие годы существования успела зарекомендовать свою продукцию и найти своего потребителя.

Тягачи бывают американского и европейского видов. Технические характеристики у них приблизительно одинаковые, отличие лишь в устройстве кабины. Американцы устанавливают двигатель перед кабиной из химических волокон и пластика (рис.2), а производители-европейцы делают кабину без капота, двигатель располагается под водителем (рис.3).

У каждой модели свои преимущества, к примеру, европейские кабины более сложные в устройстве и делаются из стали, но их конструкция позволяет уменьшить длину грузовика. Это очень важная характеристика, потому что во многих странах существует ограничение по длине транспортных средств.

Седельный тягач «американской» (капотной) схемы

Рис. 2 Седельный тягач «американской» (капотной) схемы: 1. Тягач; 2. Полуприцеп; 3. Моторный отсек; 4. Кабина; 5. Спальное место сменщика (может отсутствовать); 6. Обтекатель; 7. Топливные баки; 8. Седло; 9. Кузов; 10. Выдвижная опора.

Такая схема принята в странах, где нет жёстких ограничений на длину транспортного средства (США, Канада, Австралия).

Рис.3 Седельный тягач «европейской» (бескапотной) схемы. 1. Тягач; 2. Полуприцеп; 3. Моторный отсек; 4. Кабина; 5. Спальное место сменщика (может отсутствовать); 6. Обтекатель; 7. Топливные баки; 8. Седло; 9. Кузов; 10. Выдвижная опора.

Тех устройство грузового автомобиля

Особенности устройства и обслуживания грузового автомобиля

Со спецификой конструкции грузовиков тесно связаны некоторые моменты обслуживания. Неподготовленные автомобилисты, пересевшие с легковушек на грузовые машины, не сразу вникают во все нюансы ТО.

На первый взгляд, почти все в устройстве и обслуживании грузовых автомобилей такое же или очень схоже с легковыми авто. Есть регламенты для ЕО, ТО-1, ТО-2 и так далее. Действительно, основные пункты ТО не отличаются от аналогичных для легковых авто. Но здесь все же имеются некоторые ключевые различия.

Кратко рассмотрим важные моменты при проведении техобслуживания грузовиков, которым не всегда уделяется достаточно внимания:

  1. Обязательная проверка рамы и кузовных соединений. Большие массы, перевозимые грузовиками, создают серьезные нагрузки на раму. И нередки случаи, когда на маршруте происходит обрыв важных несущих элементов.
  2. Смазка рессор, шприцовка шкворней, карданных крестовин и других подвижных узлов, оснащенных масленками. Обязательно стоит ознакомиться с картой смазки грузовика и не забывать смазывать все подвижные узлы.
  3. Тщательная проверка не только тормозных колодок, но и магистралей, рабочих цилиндров, уровня жидкости в бачке (для гидравлической системы), работоспособности тормозного крана и целостности ресиверов (для пневматической системы). Груженый автомобиль с проблемами в тормозной системе — опаснейший участник дорожного движения.

Пассажирская часть

Если говорить про пассажирскую часть, то в нее входят следующие компоненты:

  • Салон. Это цен­траль­ная часть конструкцию машины, которая для повышения уровня без­опас­но­сти пас­са­жи­ров и водителя окру­же­на уси­лен­ны­ми пане­ля­ми. В центральной боковой стойке есть уси­ле­ние, в дверях и за приборной пане­лью тоже. Кроме того, у кры­ши машины есть уси­лен­ная попе­ре­чи­на, которая оберегает салон в случае пере­во­ро­та.
  • Зад­няя пол­ка. Это панель, которая находится под хвостовым стек­лом, за зад­ни­ми сиденьями.
  • Зад­няя пере­го­род­ка. Она раз­де­ля­ет отде­ле­ние для багажа и салон для пассажиров.
  • Две­ри. Конструкция этого компонента — состав­ная. Это внеш­няя пане­ль, внут­рен­ний уси­ли­те­ль и элемент, на кото­ром кре­пят­ся различные составляющие дверей, вроде стек­ло­подъ­ем­ни­ков.
  • Стой­ки. Вер­ти­каль­ные компоненты для надежного удержания кры­ши и защиты салона при перевороте транспортного средства. Эти элементы состо­ят из внеш­них частей и внут­рен­не­го стального уси­ле­ния. В седанах есть целых три вида сто­ек. Так, перед­ние пере­хо­дят непосредственно в рам­ку лобо­во­го стек­ла. Средние удер­жи­ва­ют кры­шу меж­ду разными две­рь­ми, а также обеспечивают места фиксации шар­ни­ров для хвостовых две­рей. Кроме того, они рас­пре­де­ля­ют всю нагруз­ку с низа корпуса на верхнюю часть, а также защищают салон при боко­вых уда­рах. Хвостовые стой­ки необходимы, чтобы удер­жи­ва­ть зад­ кры­ши. Также они являются местом для зад­не­го стек­ла ТС.
  • Боко­вая панель. Это общая кон­струк­ци­ей, где проемы дверей выполнены без сва­ри­ва­ния, то есть одним элементом. Боковая панель такого устройства надежно защищена от коррозии.
  • Поро­ги. Уси­лен­ные компоненты внизу про­емов дверей удер­жи­ва­ют низ сред­них сто­ек и под­держ­ивают дни­ще по бокам. С фланцами днища их соединяют кон­такт­ной свар­кой. Внут­ри лице­вой части поро­гов есть надежное уси­ле­ние.

Рулевое управление

Для нормального перемещения на автомобиле водителю необходимо совершать повороты, развороты или объезды, то есть отклоняться от прямолинейного движения, или просто контролировать свою машину, чтобы её не увело в сторону. Для этого в её конструкции предусмотрено рулевое управление.

  • руля с рулевой колонкой, так называется обычный вал, на котором жёстко насажено рулевое колесо;
В большинстве современных авто применяются бортовые компьютеры, сами контролирующие управление в ряде случаев, и даже вносящие нужные изменения
Эти устройства состоят из рулевого управления, которое связано с передними колесами рулевым приводом и тормозами
  • рулевого механизма, состоящего из зубчатой рейки и шестерни, насаженной на вал рулевой колонки, он преобразовывает вращательное движение рулевого колеса в поступательное перемещение рейки в горизонтальной плоскости;
  • рулевого привода, передающего воздействие от рейки рулевого механизма колёсам, для их поворота, и включающего в себя боковые тяги, маятниковый рычаг и поворотные рычаги колёс.

В современных авто используется дополнительный элемент – усилитель руля, позволяющий водителю прилагать меньшее усилие для обеспечения поворота рулевого колеса. Он бывает следующих видов:

  • механический;
  • пневмоусилитель;
  • гидравлический;
  • электрический;
  • комбинированный электрогидроусилитель.

Система безопасности

Как устроено седельно-сцепное устройство тягача
Основы крепления устройства.

Для контроля качества сцепления тягача с полуприцепом производители устанав-ливают на ССУ дополнительные элементы. Чаще всего сцепной механизм снабжают сенсорной системой.

Датчики фиксируют заданные расстояния, вся информация подается на монитор, установленный в водительской кабине.

Тормозная система

Важной частью машины, обеспечивающей безопасность управления, является тормозная система. Главное её назначение состоит в том, чтобы принудительно остановить движущееся транспортное средство. Она также используется, когда необходимо резко сбросить скорость движения авто.

Основным узлом управления автомобилем и сохранения его в безопасности является рабочая тормозная система
Существует три варианта системы торможения: рабочая, стояночная, запасная

Тормозная система бывает следующих видов по типу привода:

  • механическая;
  • гидравлическая;
  • пневматическая;
  • комбинированная.

На современных легковых авто устанавливается тормозная система с гидроприводом, которая состоит из следующих элементов:

  • педали тормоза;
  • главного гидроцилиндра тормозной системы;
  • заправочного бачка главного цилиндра, для заправки тормозной жидкости;
  • вакуумного усилителя, имеющегося не во всех моделях;
  • системы трубопроводов для переднего и заднего тормоза;
  • тормозных цилиндров колёс;
  • тормозных колодок, прижимаемых колесными цилиндрами к ободу колеса при торможении транспортного средства.

Тормозные колодки бывают дисковые или барабанные и имеют возвратную пружину, которая отжимает их от обода колёс при завершении процесса торможения.

В состав электрооборудования входят источники и потребители тока
Электрооборудование, которое представляет собой совокупность электрических приборов и аппаратов, обеспечивающих нормальную работу двигателя

Трансмиссия

Главное назначение трансмиссии состоит передаче крутящего момент от коленчатого вала двигателя на колёса. Элементы, из которых она состоит, носят такие названия:

  • Сцепление, представляющее собой два фрикционных диска, прижатых друг к другу, которые соединяют коленвал двигателя с валом редуктора. Это соединение валов двух механизмов выполнено разъёмным, чтобы, отжимая диски, можно было разорвать связь двигателя и редуктора, для переключения передачи и изменения скорости вращения колёс.
Различают несколько видов трансмиссии: механическая (наиболее распространена), электрическая, гидрообъемная и комбинированная
Это силовая передача, осуществляющая взаимосвязь двигателя с ведущими колесами автомобиля
  • Коробка передач (или редуктор). Этот узел служит для изменения скорости и направления движения авто.
  • Карданная передача, представляющая собой вал с шарнирными соединениями на концах, служащий для передачи крутящего момента задним приводным колёсам. Она используется только в заднеприводных и полноприводных машинах.
  • Главная передача, расположенная на приводном мосту автомобиля. Она передаёт крутящий момент от карданного вала полуосям, изменяя направление вращения на 90о.
  • Дифференциал – это механизм, служащий для обеспечения разных скоростей вращения правого и левого приводных колёс при поворотах автомобиля.
  • Приводные валы или полуоси – элементы, передающие вращение колесам.

В полноприводных машинах имеется раздаточная коробка, распределяющая вращение на обе оси.

Устройство ссу

Функции седельно-сцепного устройства тягача
Седельно-сцепное устройство тягача.

В состав ССУ входит ряд элементов, каждый из которых играет свою роль в процессе сцепки. Совокупный вес сцепного устро-йства составляет 100–300 килограммов.

Управление ССУ делят на полуавтома-тическое и автоматическое. Во втором случае деталь сцепки снабжают датчиками, их показатели выводят на табло в водительской кабине.

Независимо от способа управления каждое ССУ оснащено основными деталями системы. Давайте рассмотрим их подробнее.

Ходовая часть

Комплекс механизмов и деталей, служащих для перемещения автомобиля и погашения, возникающих при этом вибраций и колебаний, называется ходовой частью. К ходовой части относятся:

  • рама, к которой крепятся все остальные элементы ходовой части (в безрамных машинах для их крепления используются элементы кузова автомобиля);
Сюда входят колеса, а также задняя и передняя подвески
Ходовая часть – это комплекс устройств, при взаимодействии которых осуществляется перемещение автомобиля по дороге
  • колёса, состоящие из дисков и шин;
  • передняя и задняя подвеска, которая служит для гашения колебаний, возникающих во время движения, и бывает рессорная, пневматическая, пружинная или торсионная, в зависимости от применяемых демпфирующих элементов;
  • балок мостов, служащих для установки полуосей и дифференциалов, они имеются только в авто с зависимой подвеской.

Большинство современных легковых автомашин имеют независимую подвеску, и балки мостов у них отсутствуют.

А еще интересно:  РЕСТАЙЛИНГ ДОБРАЛСЯ ДО ТРЕХДВЕРНОГО LAND CRUISER 70
Закладка Постоянная ссылка.