Устройство рулевого управления показано на рис. 5-1 и 5-2.
Возможны два варианта установки ротика вала сошки: на игольчатом или шариковом подшипнике. В тексте даны цифровые данные для обоих вариантов, при этом под знаком * они относятся к первому варианту (ролик вала сошки установлен на игольчатом подшипнике).
Рис. 5-1. Рулевое управление: 1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – нижний шаровой шарнир подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – верхний шаровой шарнир подвески; 9 – рычаг правого поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага; 11 – подшипник верхнего вала; 12 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 – втулка замка; 14 – труба кронштейна крепления вала; 15 – верхний вал рулевого управления; 16 – картер рулевого маханизма; 17 – промежуточный вал; 18 – облицовочный кожух вала рулевого управления; 19 – рулевое колесо; 20 – стяжной болт крепления карданного шарнира; 21 – лонжерон кузова
Рис. 5-2. Разрез рулевого механизма: 1 – пластина регулировочного винта; 2 – регулировочный винт вала сошки; 3 – гайка регулировочного винта; 4 – пробка маслоналивного отверстия; 5 – крышка; 6 – червяк; 7 – картер; 8 – сошка; 9 – гайка крепления сошки к валу; 10 – пружинная шайба; 11 – сальник; 12 – бронзовая втулка; 13 – вал сошки; 14 – ролик вала сошки; 15 – вал червяка; 16 – верхний шарикоподшипник; 17 – нижний шарикоподшипник; 18 – регулировочные прокладки; 19 – нижняя крышка подшипника червяка; 20 – ось ролика; 21 – игольчатый подшипник; 22 – сальник вал а червяка; В, С – метки
Видео к материалу
Рулевая колонка Ваз 2121 Нива
Тяжело крутить руль Все причины. Кастер Регулировка рулевого редуктора НИВА. Диагностика подвески 2ч
1. Боковая тяга; 2. Сошка; 3. Средняя тяга; 4. Маятниковый рычаг; 5. Регулировочная муфта; 6. Нижний шаровой шарнир подвески; 7. Поворотный кулак; 8. Верхний шаровой шарнир подвески; 9. Подшипник верхнего вала рулевого управления; 10. Кронштейн крепления вала рулевого управления; 11. Верхний вал рулевого управления; 12. Кронштейн маятникового рычага; 13. Правый лонжерон кузова; 14. Нижнее контактное кольцо; 15. Держатель нижнего контактного кольца; 16. Держатель включателя сигнала; 17. Верхнее контактное кольцо; 18. Пружина включателя сигнала; 19. Включатель звукового сигнала; 20. Облицовка крышки включателя сигнала; 21. Провод; 22. Верхняя шайба; 23. Уплотнитель; 24. Втулка оси маятникового рычага; 25. Нижняя шайба; 26. Пробка маслоналивного отверстия; 27. Защитный колпачок; 28. Картер рулевого механизма; 29. Уплотнитель вала рулевого управления; 30. Промежуточный вал рулевого управления; 31. Фиксирующая пластина передней части кронштейна; 32. Верхняя часть облицовочного кожуха; 33. Рычаг переключения стеклоочистителя и омывателя; 34. Рулевое колесо; 35. Рычаг переключателя указателей поворота; 36. Рычаг переключателя света фар; 37. Нижняя часть облицовочного кожуха; 38. Стяжной болт вилки карданного шарнира; 39. Левый лонжерон пола кузова; 40. Нижняя крышка картера рулевого механизма; 41. Регулировочные прокладки; 42. Ось ролика вала сошки; 43. Упорная шайба ролика; 44. Ролик; 45. Пластина регулировочного винта; 46. Стопорная шайба; 47. Регулировочный винт; 48. Контргайка; 49. Верхняя крышка картера рулевого механизма; 50. Червяк; 51. Подшипник червяка; 52. Вал червяка; 53. Сальник вала червяка; 54. Втулка вала сошки; 55. Сальник вала сошки; 56. Вал сошки; 57. Защитный чехол шарового пальца; 58. Вкладыш шарового пальца; 59. Шаровой палец; 60. Пружина вкладыша; 61. Заглушка.
Устройство рулевого управления показано на рис. 5-1, 5-2.
Рис. 5-1. Рулевое управление
1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная Муфта; 6 – нижний шаровой шарнир подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – верхний шаровой шарнир подвески; 9 – рычаг правого поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага; 11 – подшипник верхнего вала; 12 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 – втулка замка; 14 – труба кронштейна крепления вала руля; 15 – верхний вал рулевого управления; 16 – картер рулевого механизма; 17 – промежуточный вал; 18 – облицовочный кожух вала рулевого управления; 19 – рулевое колесо; 20 – стяжной болт крепления карданного шарнира; 21 – лонжерон кузова.
Рис. 5-2. Разрез рулевого механизма
1 – пластина регулировочного винта; 2 – регулировочный винт вала сошки; 3 – колпачок; 4 – гайка винта; 5 – пробка маслоналивного отверстия; 6 – крышка; 7 – червяк; 8 – картер; 9 – сошка; 10 – гайка крепления сошки к валу; 11 – пружинная шайба; 12 – сальник; 13 – бронзовая втулка; 14 – вал сошки; 15 – ролик вала сошки; 16 – вал червяка; 17 – верхний шарикоподшипник; 18 – нижний шарикоподшипник; 19 – регулировочные прокладки; 20 – нижняя крышка подшипника червяка; 21 – ось ролика; 22 – шариковый подшипник; 23 – сальник вала червяка; В, С – метки.
С ноября 1998 года на автомобилях устанавливается телескопирующий промежуточный вал вместо цилиндрического промежуточного вала 17 (рис. 5-1) и рулевое колесо 19 стало крепиться самоконтрящейся гайкой.
Возможны два варианта установки ролика вала сошки: на игольчатом или на шариковом подшипнике. В тексте даны цифровые данные для обоих вариантов, при этом под знаком «*» они относятся к первому варианту – ролик вала сошки установлен на игольчатом подшипнике.
Ремонт рулевого механизма на ниве
- Автокаталог
- Легковые автомобили
- ВАЗ
Винт 4,9х12,7 самонарезающий
Заводской номер: 17671101Количество на модель: 1Заводской номер: 2121-3401155Количество на модель: 3Заводской номер: 2121-3401165-10Количество на модель: 1Заводской номер: 2121-3403090Количество на модель: 1Заводской номер: 21212-3401155Количество на модель: 3Заводской номер: 21212-3403090Количество на модель: 1Заводской номер: 21213-3400010Количество на модель: 1Заводской номер: 21213-3400010-01Количество на модель: 1Заводской номер: 21216-3400010Количество на модель: 1
Шайба 6 пружинная
Заводской номер: 10516470Количество на модель: 2
Шайба 8 пружинная
Заводской номер: 10516670Количество на модель: 4
Гайка М16х1,5 низкая
Заводской номер: 10791411Количество на модель: 1
Гайка М10х1,25 самоконтрящаяся
Заводской номер: 12574511Количество на модель: 3
Шайба 4 стопорная
Заводской номер: 12598011Количество на модель: 4
Заводской номер: 12605170Количество на модель: 3Заводской номер: 13272111Количество на модель: 4Заводской номер: 13272401Количество на модель: 3Заводской номер: 2121-3401092Количество на модель: 1Заводской номер: 2121-3400010Количество на модель: 1Заводской номер: 23767491Количество на модель: 3Заводской номер: 16042631Количество на модель: 2Заводской номер: 16100811Количество на модель: 2Заводской номер: 16100821Количество на модель: 2Заводской номер: 2101-3402068Количество на модель: 2Заводской номер: 2101-3704324-10Количество на модель: 2Заводской номер: 2103-3403044Количество на модель: 2Заводской номер: 2103-3403048Количество на модель: 2Заводской номер: 2105-3401120Количество на модель: 2Заводской номер: 2105-3401126Количество на модель: 2
Заводской номер: 2105-3401160Количество на модель: 1Заводской номер: 2105-3403010Количество на модель: 1Заводской номер: 2105-3403070Количество на модель: 1Заводской номер: 2105-3403072-01Количество на модель: 1Заводской номер: 2107-3402015Количество на модель: 1Заводской номер: 2107-3402070Количество на модель: 1Заводской номер: 13311201Количество на модель: 4
Номер детали на чертеже:
Заводской номер: 2105-3403010-10Количество на модель: 1
Устройство рулевого управления ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 травмобезопасное. С рулевым механизмом, включающим в себя червячный редуктор, с механической связью и гидроусилителем. Рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка-сектор» с распределительным клапаном. Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковые), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков.
Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой. На внутреннем (коротком) наконечнике — правая резьба. На наружном — левая. В соединительной муфте резьба также соответственно разного направления. Поэтому при ее проворачивании длина боковой тяги увеличивается или уменьшается. Благодаря чему регулируется схождение колес. Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами.
На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры. Их пальцы имеют конусную посадку в поворотных рычагах и зафиксированы гайками со шплинтами. Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками. Корпус кронштейна литой из алюминиевого сплава. В нем установлены две пластмассовые втулки, в которых вращается ось маятникового рычага.
Узлы и детали рулевого управления ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.
Сверху и снизу на ось надеты шайбы, которые поджимают втулки к корпусу кронштейна. Нижняя шайба упирается в маятниковый рычаг, закрепленный на оси самоконтрящейся гайкой. Верхняя — в гайку со шплинтом. Эту гайку затягивают на снятом кронштейне так, чтобы маятниковый рычаг не проворачивался под собственным весом, а лишь под нагрузкой 1-2 кгс.
Наименование и каталожные номера узлов и деталей привода рулевого управления ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.
На рабочие поверхности втулок и в пространство между осью и корпусом закладывают смазку Литол-24. Для защиты от грязи служат два резиновых уплотнительных кольца, установленные между шайбами и корпусом рычага. При износе втулок их заменяют, при износе корпуса или оси заменяют кронштейн.
Рулевой механизм прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону с его внутренней стороны. В рулевом механизме возможны два варианта установки ролика вала сошки — на игольчатом или на шариковом подшипнике.
Устройство рулевого механизма без гидроусилителя.
После ремонта установите рулевой механизм в порядке, обратном снятию. Перед тем как затянуть гайки болтов, сориентируйте специальным устройством рулевой механизм так, чтобы угол а не превышал 32 градуса, а расстояние X равнялось 33,1 мм.
Наименование и каталожные номера узлов и деталей рулевого механизма ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.
Гидравлический усилитель рулевого управления ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.
В систему гидравлического усилителя входят:
— Лопастный насос. — Бачок для рабочей жидкости. — Шланги подвода и отвода жидкости и рулевой механизм.
Насос гидроусилителя закреплен на кронштейне с левой стороны двигателя. Вал насоса приводится во вращение ремнем от шкива на коленчатом валу двигателя. Натяжение ремня регулируется путем поворота (с последующей фиксацией) пластин насоса вокруг оси болта крепления к кронштейну натяжного устройства, благодаря чему увеличивается или уменьшается расстояние между шкивами насоса и коленчатого вала.
Гидравлическая жидкость из бачка подается насосом под давлением к распределителю, расположенному в рулевом механизме и механически соединенному с валом рулевой колонки. При повороте рулевого колеса распределительный клапан соединяет одну из полостей силового цилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую полость — со сливом.
Устройство системы гидроусилителя рулевого управления ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.
Силовой цилиндр преобразует перепад давлений в дополнительное усилие, воздействующее через гайку-поршень на сектор сошки рулевой трапеции и далее на передние колеса. Затем гидравлическая жидкость возвращается в бачок. При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
В крайних положениях рулевого колеса возможно появление шума, вызванного работой перепускного клапана. Это не является неисправностью. При возвращении рулевого колеса к среднему положению перепускной клапан выключается и шум исчезает. При работающем двигателе не удерживайте рулевое колесо более пяти секунд после его поворота в крайнее правое или крайнее левое положение. Это может привести к повреждению насоса гидроусилителя рулевого управления.
Рулевой вал рулевого управления ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.
Рулевой вал двухзвенный. Состоит из верхнего вала рулевого управления и промежуточного вала. Верхний вал вращается на двух подшипниках, установленных в трубе кронштейна вала. На верхнем шлицевом конце вала самоконтрящейся гайкой закреплено рулевое колесо.
Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стянутыми болтами. Нижний вал соединен с валом винта рулевого механизма. Верхний — с верхним рулевым валом. Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается сокращением длины промежуточного рулевого вала, а также за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала.
С ноября 1998 года для повышения пассивной безопасности на автомобили устанавливают телескопический промежуточный вал вместо цилиндрического промежуточного вала, а рулевое колесо крепят самоконтрящейся гайкой.
В рулевом управлении любого ТС используется много узлов и деталей. Одним из таких немаловажных элементов является рулевой редуктор. Он применяется с тех самых пор, когда автомобилестроение еще только начинало свой путь к сегодняшним достижениям.
Рулевой редуктор выполняет передачу вращательного момента от руля на передние колеса при помощи червячной передачи. Основные элементы конструкции — винт, зубчатое колесо. Данную систему автомобильные инженеры используют в большинстве конструкций до сих пор.
Схема и описание конструкции
Рулевой редуктор — это отдельный узел в системе РУ, основным элементом которого является червячный вал. Он увеличивает усилие, прикладываемое водителем на управляемые колеса в момент вращения руля.
Типовая схема рулевого редуктора Нива Шевроле:
Данная деталь имеет оригинальный заводской номер: 2123-3400010-20.
Механизм выпускается на рынок в сборе с сошкой в фирменной бело-синей картонной упаковке с сертификатом качества и годовой гарантией.
На а/м Chevrolet Niva применен механизм, в котором установлен червяк глобоидного типа (переменный диаметр вала). Данная конструкция обеспечивает надежное управление ТС на любых скоростях и разном дорожном покрытие.
В редукторе рулевой системы червячный вал опирается на 2 подшипника качения, такое же количество подшипников поддерживают вращение вала сошки.Шариковые подшипники выполняют функцию снижения трения основных деталей, также облегчая поворот руля в разные стороны.
В момент вращения рулевого колеса осуществляется передача вращающего момента от валов рулевой колонки на червячный узел, который находится в зацепление с роликом, расположенным на валу сошки.
Справка! Передаточное число редуктора составляет 16,4.
Сошка соединяет систему тяг рулевого управления через шарнирные пальцы. Передача движения со средней тяги к правой боковой происходит через маятниковый рычаг.
Червячный рулевой механизм, применяемый на ТС повышенной проходимости, достаточно ударостойкий. Он легко воспринимает все вибрации и неровности от дорожного покрытия
За счет простоты своей конструкции, он обладает высокой степенью износостойкости, обеспечивая ВАЗ 2123 неплохую маневренность при разных условиях дорожного движения и любых скоростях.
К небольшим недостаткам данного механизма можно отнести сложность изготовления. Также из-за большого количества подвижных и трущихся элементов, червячную передачу необходимо с определенной периодичностью подтягивать.
В процессе эксплуатации ТС в червячном редукторе со временем происходит выработка подвижных элементов и увеличивается технологический зазор. В результате чего появляются посторонние звуки. Первыми признаками нарушения регулировки является биение и значительное увеличение свободного хода руля, теряется четкость управления транспортного средства.
Все это прямо пропорционально сказывается на безопасности вождения данного автомобиля.Если вовремя не выполнять регулировку, подтяжку данного люфта главной пары, то из-за появившегося биения начинают образовываться задиры на металле червяка и сошки и привод полностью выходит из строя.
Важно! Рулевое управление относится к основным системам автомобиля, отвечающим за безопасность. Поэтому эксплуатация автомобиля с неисправной рулевой системой запрещена Правилами Дорожного Движения.
Рулевое управление авто ваз НИВА ВАЗ21213 и ВАЗ-21214
1. Боковая тяга. 2. Сошка. 3. Средняя тяга. 4. Маятниковый рычаг. 5. Регулировочная муфта. 6. Нижний шаровой шарнир подвески. 7. Поворотный кулак. 8. Верхний шаровой шарнир подвески. 9. Подшипник верхнего вала рулевого управления. 10. Кронштейн крепления вала рулевого управления. 11. Верхний вал рулевого управления. 12. Кронштейн маятникового рычага. 13. Правый лонжерон кузова. 14. Нижнее контактное кольцо. 15. Держатель нижнего контактного кольца. 16. Держатель включателя сигнала. 17. Верхнее контактное кольцо. 18. Пружина включателя сигнала. 19. Включатель звукового сигнала. 20. Облицовка крышки включателя сигнала. 21. Провод. 22. Верхняя шайба. 23. Уплотнитель. 24. Втулка оси маятникового рычага. 25. Нижняя шайба. 26. Пробка маслоналивного отверстия. 27. Защитный колпачок. 28. Картер рулевого механизма. 29. Уплотнитель вала рулевого управления. 30. Промежуточный вал рулевого управления. 31. фиксирующая пластина передка кузова. 32. Верхняя часть облицовочного кожуха. 33. Рычаг переключателя стеклоочистителя и смывателя. 34. Рулевое колесо. 35. Рычаг переключателя указателей поворота. 36. Рычаг переключателя света фар. 37. Нижняя часть облицовочного кожуха. 38. Стяжной болт вилки карданного шарнира. 39. Левый лонжерон пола кузова. 40. Нижняя крышка картера рулевого механизма. 41. Регулировочные прокладки. 42. Ось ролика вала сошки. 43. Упорная шайба ролика. 44. Ролик. 45. Пластина регулировочного винта. 46. Стопорная шайба. 47. Регулировочный винт. 48. Контргайка. 49. Верхняя крышка картера рулевого механизма. 50. Червяк. 51. Подшипник червяка. 52. Вал червяка. 53. Сальник вала червяка. 54. Втулка вала сошки. 55. Сальник вала сошки. 56. Вал сошки. 57. Защитный чехол шарового пальца. 58. Вкладыш шарового пальца. 59. Шаровой палец. 60. Пружина вкладыша. 61. Заглушка.
Различают две основные части рулевого управления: рулевой механизм и рулевой привод.
Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, вал рулевого управления с кронштейном крепления и рулевое колесо.
Редуктор, передаточное число которого 16,4, собран в картере 28, отлитом из алюминиевого сплава. Картер крепится к левому лонжерону 39 пала кузова тремя болтами. Червяк 50, напрессованный на вал 52, опирается на два шариковых радиально-упорных подшипника 51, зазор в которых регулируется прокладками 41, расположенными под нижней крышкой 40. Правильность регулировки подшипников червяка проверяется динамометром по величине момента трения вала червяка. Он должен быть в пределах 20-50 Н.м (2-5 кгс.м) в положении, когда ролик не входит в зацепление с червяком (при сборке рулевого механизма). Выступающий из картера конец вала червяка уплотнен сальником 53. На шлицах червяка при помощи стяжного болта закреплен карданный шарнир.
Двухгребневой ролик 44 вращается на оси 42 в игольчатом или двухрядном шариковом подшипнике. Ось ролика расположена в отверстиях вала 56 сошки, и концы ее после сборки расклепаны с применением электроподогрева. Зацепление ролика с червяком происходит со смещением на 5,5 мм, что позволяет регулировать зазор в зацеплении червячной пары. Вал сошки 56 установлен в двух бронзовых втулках 54, запрессованных в картер рулевого механизма. Конец вала 56 на выходе из картера уплотнен сальником 55. Зазор в зацеплении ролика с червяком регулируется винтом 47, головка которого расположена в Т-образном пазе верхнего торца вала сошки 56. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется установкой пластины 45. В запасные части эти пластины поставляются толщиной от 1,95 до 2,20 мм.
Регулировочный винт 47 ввернут в крышку 49 и фиксируется от проворачивания фигурной шайбой 46 с усиком, входящим в паз винта, и контргайкой 48. Зазор между роликом и червяком устраняется при завертывании регулировочного винта 47 в крышку 49. При регулировке зазора сошка должна занимать среднее положение, что соответствует движению автомобиля по прямой (метки на валу червяка и на картере 28 должны совпадать).
Вал рулевого управления состоит из верхнего 11 и промежуточного 30 валов. Промежуточный вал имеет два карданных шарнира, одним из которых он соединяется с валом червяка, другим — с верхним валом рулевого управления. Чтобы предотвратить перемещение промежуточного вала, наружные вилки шарниров стянуты болтами, которые проходят через кольцевые проточки валов. Опорами для верхнего вала 11 служат два игольчатых подшипника, расположенных в трубе кронштейна 10 крепления вала рулевого управления. На верхний конец вала 11 в строго определенном положении, которое обеспечивает сдвоенный паз в ступице колеса и сдвоенный шлиц на валу, устанавливается рулевое колесо 34 и крепится гайкой. Гайка после затягивания моментом 50 Н.м (5 кгс.м) кернится в одной точке. На верхней части трубы кронштейна 10 хомутом закреплен трехрычажный переключатель света фар, указателей поворота, стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла.
Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается особенностью крепления кронштейна вала рулевого управления и применением промежуточного вала с карданными шарнирами. Кронштейн 10 крепится четырьмя болтами к кронштейну кузова автомобиля. Передняя часть кронштейна 10 крепится через две фиксирующие пластины 31. Края этих пластин при определенной нагрузке сгибаются и проскакивают через прямоугольные отверстия кронштейна, т. е. происходит поворот кронштейна 10 относительно задних точек крепления за счет деформации кронштейна кузова. При этом, если происходит столкновение автомобиля с каким-либо препятствием, то верхняя часть рулевого вала и рулевое колесо перемещаются назад незначительно, а сила воздействия рулевого управления на туловище водителя резко уменьшается, что обеспечивает безопасность водителя при аварийных ситуациях. Вал рулевого управления вместе с кронштейном 10 закрываются облицовочным кожухом 37, который состоит из верхней и нижней частей, скрепленных между собой винтами.
Рулевой привод состоит из средней поперечной тяги 3, двух боковых поперечных тяг 1, поворотных рычагов, маятникового рычага 4 и сошки 2. Средняя тяга 3 цельная, на концах имеет шаровые шарниры, которыми она соединяется с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга имеет два наконечника с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфта фиксируется на наконечниках тяги двумя стяжными хомутами. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения передних колес. Наружные наконечники боковых тяг 1 шаровыми шарнирами соединены с поворотными рычагами, каждый из которых крепится болтами к поворотному кулаку 7, внутренний наконечник правой боковой тяги соединен с маятниковым рычагом, а левой боковой тяги с сошкой.
Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца 59, сферическая головка которого опирается на конусный вкладыш 58, изготовленный из пластмассы с высокими противозадирными свойствами. Пружина 60, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 59, создает необходимый натяг в шаровом шарнире. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой.
Шаровые шарниры при сборке заполняют смазкой ШРБ-4 и герметизируют с одной стороны заглушкой 61, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой — армированным защитным колпачком 57. Пополнение или замена смазки при эксплуатации не требуется.
Кронштейн 12 маятникового рычага закреплен с внутренней стороны правого лонжерона двумя болтами с самоконтрящимися гайками. В отверстии кронштейна 12 расположены две пластмассовые втулки 24, на которых поворачивается ось маятникового рычага. К торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба 22 насажена на лыски оси и поджата корончатой гайкой. Нижняя шайба 25 поджата к втулке самоконтрящейся гайкой. Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг 4. Между торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронштейна маятникового рычага установлены резиновые уплотнительные кольца 23. При сборке полость между втулками заполняется смазкой Литол-24, а втулки смазываются этой же смазкой.
Снятие, установка и ремонт своими руками
Для ремонта или замены элемента РУ необходимо произвести демонтаж червячного узла.
- слесарный ключ на «17»;
- набор инструмента 1/2 с трещеткой и головками;
- шлицевая отвертка.
- переносная лампа для подсветки зоны ремонта.
Последовательность выполнения демонтажа:
- Установить Ниву на подъемник или смотровую канаву. Для обеспечения безопасности используем противооткатные упоры.
- Удалить всю рабочую жидкость из системы.
- Открутить крепежный болт нижнего наконечника карданного шарнира промвала.
- Выполнить поддомкрачивание передней части а/м, демонтируем левое колесо.
- Извлекаем из посадочных отверстий сошки шарнирные соединения средней и боковой тяг. Для удобства дальнейшей работы рекомендуем вывести боковую тягу в сторону.
- Головкой на «19» отворачиваем шланг высокого давления.
- Снимаем уплотнительные медные шайбы.
- Накидной головкой на «22» отворачиваем болт-штуцер наконечника шланга подвода жидкости к радиатору.
- Далее ослабляем гайки болтов фиксации картера рулевого механизма к лонжерону. Извлекаем все крепежные болты.
- Аккуратно снимите упорный шайбы, которые находятся между корпусом рулевого редуктора и левым лонжероном кузова ТС. При сборке в обратной последовательности не забудьте поставить их на свои места.
- После этого следует вывести открепить шаровой палец средней тяги из от сошки.
- Снимите рулевой редуктор.
- Сборку рулевого механизма следует производить в обратной последовательности. Не затягивая полностью крепежные элементы проверить работоспособность всей системы и отсутствия перекосов.
- Требуемые моменты затяжки гаек рулевого редуктора:
- крепежная гайка картера червячного механизма: 33,3-41,2 Нм;
- гайка шарового пальца тяг рулевого привода: 42,1-63 Нм;
- гайка сошки: 199,9-247 Нм.
После сборки всех деталей и протяжки крепежа, необходимо произвести прокачку гидроусилителя рулевого управления.
Примечание! Перед затяжкой крепежных болтов корпуса червячного редуктора , отрегулируйте расположение рулевой механизм так, чтобы угол “а”, указанный на приведенном ниже рисунке составил 28°.
Сальник червячного привода установлен в самой крышке рулевого редуктора со стороны салона авто. При обслуживании и ремонте приводного узла своими руками, необходимо:
- произвести замену всех кольцевых уплотнителей опорных подшипников в корпусе.
- выполнить замену сальника червяка.
77 Нива ВАЗ 21213 рулевое управление схема устройства проверка Рулевое управление ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рулевое управление 1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – нижний шаровой шарнир подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – верхний шаровой шарнир подвески; 9 – рычаг правого поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага; 11 – подшипник верхнего вала; 12 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 – втулка замка; 14 – труба кронштейна крепления вала руля; 15 – верхний вал рулевого управления; 16 – картер рулевого механизма; 17 – промежуточный вал; 18 – облицовочный кожух вала рулевого управления; 19 – рулевое колесо; 20 – стяжной болт крепления карданного шарнира; 21 – лонжерон кузова Разрез рулевого механизма 1 – пластина регулировочного винта; 2 – регулировочный винт вала сошки; 3 – колпачок; 4 – гайка винта; 5 – пробка маслоналивного отверстия; 6 – крышка; 7 – червяк; 8 – картер; 9 – сошка; 10 – гайка крепления сошки к валу; 11 – пружинная шайба; 12 – сальник; 13 – бронзовая втулка; 14 – вал сошки; 15 – ролик вала сошки; 16 – вал червяка; 17 – верхний шарикоподшипник; 18 – нижний шарикоподшипник; 19 – регулировочные прокладки; 20 – нижняя крышка подшипника червяка; 21 – ось ролика; 22 – шариковый подшипник; 23 – сальник вала червяка; В, С – метки Осмотр, контроль и корректировка рулевого управления Общие Сведения При появлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, неестественный свободный ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое проворачивание и т. д.. исследуйте части рулевого управления. Осмотр производите на эстакаде или смотровой канаве в следующем порядке. Порядок Осуществления 1. Очистите от загрязнения части рулевого привода и картер рулевого устройства. Поставьте колеса в положение, соответствующее движению по беспристрастный. 2. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, удостоверьтесь в том, что: – свободный ход рулевого колеса не преувеличивает 5° (при замере по ободу колеса не наиболее 18–20 мм). При выполнении этой манипуляции пользуйтесь приспособлением 67.8720.9501; – в шарнирах, соединениях и рулевом механизме не возникает стуков; – крепление картера рулевого устройства и кронштейна маятникового рычага прочно (при необходимости подтяните резьбовые соединения); – в шаровых шарнирах тяг и в кронштейне маятникового рычага отсутствует свободный ход, а вал червяка не перемещается в осевом направлении; – старание поворота рулевого колеса (при монтаже передних колес на гладкой плите не преувеличивает 196 Н (20 кгс), 245* Н (25* кгс). 3. Поворачивая регулировочные муфты боковых тяг, удостоверьтесь в надежности затягивания их хомутов. 4. Измерьте положение шаровых шарниров и защитных колпачков (см. подраздел 5.2.1).
Возможны 2 варианта установки ролика вала сошки: на игольчатом или на шариковом подшипнике. В тексте даны цифровые данные для обоих вариантов, при этом под знаком * они относятся к первому варианту (ролик вала сошки размещен на игольчатом подшипнике). Промежуток в зацеплении ролика с червяком рулевого устройства Контроль и корректировка
Порядок Осуществления 1. Убедившись, что нет осевого движения червяка в подшипниках, съемником А.4703. выпрессуйте пальцы шаровых шарниров из отверстий в сошке и отделите тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейность передних колес. 2. Покачивая сошку за головку, проверьте, нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка. В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения, зазора, то есть ощутимого свободного хода сошки, не должно быть. 3. Допустим ощущается свободный ход сошки, демонтируйте колпачок 3 (см. рисунок. Разрез рулевого механизма) , ослабьте гайку 4 корректировочного винта и, приподняв шайбу, заверните регулировочный винт 2 вплоть до устранения зазора. 4. Регулировочный винт слишком не закручивайте. Затем, придерживая регулировочный винт отверткой, зажмите гайку 4. 5. Убедившись, что сошка не перемещается, состыкуйте с ней пальцы шаровых шарниров. Измерьте напряжение поворота рулевого колеса. Допустим оно преувеличивает 196 Н (20 кгс), ослабьте регулировочный винт 2 и насадите колпачок 3. Нива ВАЗ 21213 рулевое управление схема устройства проверка Следующая страница»»»»»»
Обслуживание и регулировка червячного узла
Как и любой другой узел, рулевой редуктор требует проведения регулярного обслуживания. Наши рекомендации помогут Вам избежать крупных затрат на ремонтные работы и преждевременную замену узла:
- Ежесезонный визуальный осмотр позволяет своевременно обнаружить течь масла через уплотнения и сальники, механические микротрещины и другие эксплуатационный дефекты каркаса редуктора.
- Своевременная настройка зазора червяка привода поможет избежать повышенного биения всего механизма, повышенного уровня шума при вращении, избежать появления эффекта ”тугой руль”ю
- Регулярный мониторинг требуемого уровня масла в в корпусе червячной передачи и соблюдение периодичности замены масла по пробегу.
Базовый рулевой редуктор оснащен червячной парой, в которой в процессе работы происходит механическое трение червяка и червячной шестерни.
Для продления срока безотказной эксплуатации узла является применение только качественной смазки в редукторе и контроль состояния рабочих поверхностей.
После процедуры ремонта или замены червячного привода руля необходимо произвести регулировочные настройки.
- Открываем капот и находим в левой части подкапотного пространства ( по движению ТС) необходимый нам агрегат. На верхней части крышки редуктора установлен регулировочный винт и стопорная гайка.
- Ослабляем стопорную гайку. Шлицевой отверткой вращаем регулировочный винт по часовой стрелке, при этом люфт РУ должен уменьшаться.
Если длины винта уже не хватает для регулировки, то узел необходимо заменить.
Правильное и своевременное обслуживание рулевого редуктора — залог продолжительной безотказной работы в любых условиях.
Рулевое упр. НИВА и Лада 4х4
Рулевое управление ВАЗ 21213 «Нива» – с механической связью, без усилителя. Рулевой механизм – глобоидальный червяк – двухгребневой ролик, передаточное число редуктора – 16,4. Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков. Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой. На внутреннем (коротком) наконечнике – правая резьба, на наружном – левая. На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги может увеличиваться или уменьшаться, что нужно для регулировки схождения колес. Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами.
На некоторых модификациях а/м ВАЗ 21214 «Нива» и на а/м «Лада 4х4» применяется рулевое управление с гидроусилителем. В состав подобного рулевого управления входят: рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка» со встроенным гидроусилителем, масляный насос лопастного типа, бак масляный и шланги высокого и низкого давления.
а/м ВАЗ 21213, 21214 и 2131 (без ГУР)
Схема а/м ВАЗ 21214 ( с ГУР) и «Лада 4х4»
Показать
Сбросить фильтр