Содержание
Диаметр заливной горловины ваз нива | хитрости жизни
Описание конструкции системы питания двигателя ВАЗ-2123 (Niva Chevrolet)
Запас топлива находится в баке, расположенном под задним сиденьем. Топливный бак состоит из двух сваренных между собой стальных штампованных частей. В пробке заливной горловины встроены клапаны, предотвращающие деформацию бака при изменении давления внутри него. Наливная труба и гравитационный клапан выполнены единым блоком из пластмассы и соединены с баком тремя резиновыми шлангами разного диаметра. Шланг большего диаметра (наливной трубы) служит для заливки топлива, среднего — для вентиляции топливного бака, а меньшего — для слива конденсата топлива
из гравитационного клапана в бак. Вентиляционный шланг предназначен для отвода воздуха, вытесняемого из бака при заправке, и для отвода паров бензина через гравитационный клапан в адсорбер системы улавливания паров топлива. Гравитационный клапан при опрокидывании автомобиля предотвращает попадание топлива из бака в моторный отсек через шланг подвода паров топлива к адсорберу.
В баке установлен топливный модуль, в состав которого входят топливный насос, регулятор давления топлива и датчик указателя уровня топлива. Для доступа к топливному
модулю под подушкой заднего сиденья в крышке топливного бака выполнен лючок.
Датчик указателя уровня топлива прикреплен к корпусу топливного модуля и представляет собой переменный резистор, сопротивление которого изменяется при перемещении рычага поплавка, контролирующего уровень топлива. Указатель уровня топлива передает сигналы на манометр и сигнализатор, расположенные на приборной панели.
Система питания двигателя: 1 — адсорбер; 2 — топливный фильтр; 3 — штуцер; 4 — шланг подвода паров топлива к адсорберу; 5 — заливной шланг; 6 — сливной шланг; 7 — заливная трубка; 8 — гравитационный клапан; 9 — вентиляционный шланг; 10 — топливный модуль; 11 — топливный бак; 12 — форсунки; 13 — топливная трубка; 14 — дроссельная заслонка; 15 — электромагнитный клапан для удаления воздуха из адсорбера.
Топливные насосы — это электрические, погружные насосы. Помимо двух постоянных магнитов, расположенных на статоре, это коллекторный двигатель. Под нагрузкой он потребляет ток до 6 А. Насос относится к вихревому типу. Во время вращения рабочего колеса насоса, имеющего большее количество лопастей, создаются топливные вихри, что приводит к увеличению кинетической энергии и, как следствие, повышению давления. Топливо, проходящее через насос во время работы, смазывает и охлаждает насос. Топливный насос расположен в корпусе топливного модуля. На входе в насос установлен сетчатый фильтр для предотвращения попадания абразивных частиц в коллектор насоса и подшипники. При выходе насоса из строя требуется замена насоса на новый, так как он сконструирован как неразрушимый. Насос включается по команде контроллера системы управления (при включении зажигания) через реле. Под давлением топливо поступает из насоса в топливный фильтр. Топливный фильтр тонкой очистки состоит из металлического корпуса и бумажного элемента, который обеспечивает очистку топлива с тонкостью до 10 микрон. Фильтр крепится на кронштейне к днищу с правой стороны перед топливным баком. На корпусе фильтра имеется стрелка, которая должна совпадать с направлением потока топлива. После фильтра в магистраль впрыска топлива встроен тройник, через который топливо поступает к топливной рейке с форсунками и регулятору давления топлива, расположенному в топливном модуле.
Регулятор давления топлива поддерживает давление топлива в топливной рампе в заданных пределах. Закреплен на крышке топливного модуля и представляет собой
клапан, реагирующий на давление топлива. Клапан открывается при превышении давления топлива в магистрали, стравливая часть топлива обратно в бак. При включенном зажигании и неработающем двигателе давление топлива в рампе должно составлять от 3,6 до 4,0 бар. Регулятор давления неразборный, при выходе из строя подлежит замене. Топливная рампа представляет собой металлическую трубку с установленными на ней форсунками. Рампа прикреплена к впускной трубе двумя винтами.
Топливо под давлением подается в полость рампы, а оттуда — через форсунки в каналы впускной трубы. Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной
пружины при обесточивании. Во входном штуцере каждой форсунки установлен индивидуальный топливный фильтр. Управляет работой форсунок контроллер. Форсунки уплотняются в рампе и во впускной трубе резиновыми кольцами и фиксируются на рампе металлическими скобами. На выходе форсунки выполнен распылитель с четырьмя отверстиями, через которые под давлением впрыскивается топливо. При обрыве или замыкании обмотки форсунки последнюю следует заменить. Если форсунки засорились, их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО.
Воздух поступает к дроссельному узлу двигателя через воздухозаборник, воздушный фильтр, датчик массового расхода воздуха и гофрированные резиновые шланги. Воздушный фильтр установлен на трех резиновых держателях внутри моторного отсека с левой стороны. Фильтрующий элемент — бумажный.
Дроссельный узел представляет собой корпус дроссельной заслонки (с выполненными в нем каналами), на котором установлены регулятор холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки. Во избежание обмерзания дроссельного узла при низкой температуре и высокой влажности воздуха в узел встроен блок подог-
рева, через который циркулирует жидкость системы охлаждения. При нажатии педали «газа» дроссельная заслонка открывается, изменяя количество поступающего в двигатель воздуха (подача топлива рассчитывается контроллером в зависимости от расхода воздуха).
Регулятор холостого хода управляет всасыванием воздуха, когда двигатель работает на холостом ходу (дроссельная заслонка закрыта). Шаговые двигатели перемещают клапан регулятора холостого хода. Именно запорный элемент клапана (игла) изменяет сечение канала и позволяет регулировать поток воздуха в обход дроссельной заслонки. В результате, если контроллер решает увеличить частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, он открывает клапан, увеличивая поток воздуха через дроссельную заслонку, и, наоборот, если он хочет уменьшить частоту вращения, он закрывает клапан. Помимо управления оборотами холостого хода, контроллер может управлять регулятором для снижения токсичности выхлопных газов: когда двигатель тормозит, дроссельная заслонка резко закрывается, в этом случае регулятор увеличивает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки, что приводит к обеднению топливной смеси. Это помогает снизить выбросы углеводородов и окиси углерода. Регулятор холостого хода является неразрушимым и подлежит замене в случае выхода из строя.
Во впускном трубопроводе воздух подводится к головке цилиндра через отдельные четыре канала ресивера и впускной трубы, которые, в свою очередь, соединены отдельными четырьмя каналами.
Для снижения токсичности двигателя в системе питания применяется система улавливания паров топлива, которая включает в себя адсорбер, электромагнитный клапан его продувки, соединительные трубки и шланги.
В адсорбер, расположенный в моторном отсеке слева перед щитком передка, пары топлива поступают из топливного бака по трубке через штуцер адсорбера (с надписью TANK). В адсорбере пары поглощаются и удерживаются активированным углем при неработающем двигателе. Второй штуцер адсорбера (с надписью AIR) соединен с атмосферой, а третий (с надписью PURGE), через электромагнитный клапан продувки адсорбера, -с дроссельным узлом. Электромагнитный клапан продувки адсорбера установлен на кронштейне ресивера впускного трубопровода. При выключенном зажигании электромагнитный клапан закрыт, и в этом случае адсорбер не сообщается с дроссельным узлом. Контроллер, управляя
электромагнитным клапаном, осуществляет продувку адсорбера, после того как двигатель проработает заданный период времени с момента перехода на режим управления топливоподачей по замкнутому контуру (управляющий датчик концентрации кислорода должен быть прогрет до необходимой температуры). Электромагнитный клапан сообщает полость адсорбера с дроссельным узлом — и происходит продувка сорбента: пары бензина смешиваются с воздухом, отводятся через дроссельный узел во впускной трубопровод и далее в цилиндры двигателя.
Чем выше расход воздуха в двигателе, тем больше длительность управляющих импульсов контроллера и тем интенсивнее продувка.
480 сообщений на предыдущих страницах | |
Схема двухтопливной системы (Нива длинная колесная база)
Запас топлива находится в баке под задним сиденьем, закрытом металлическим кожухом. Бак штампуется из стального листа со свинцовым покрытием, верхняя и нижняя половины свариваются вместе. Заливная горловина соединена с баком двумя шлангами; нижний (более толстый) шланг используется для заливки топлива, верхний (более тонкий) — для удаления вытесненного воздуха при заправке.
Хомуты удерживают шланги на месте. Пробка бака герметична. В верхней части бака имеются фитинги, прикрепленные к тонким пластиковым трубкам, которые используются для вентиляции бака с каждой стороны. Они соединены с сепаратором, который, в свою очередь, сообщается с атмосферой через трубку, выходящую рядом с заливной горловиной. На автомобилях с системой очистки выхлопных газов сепаратор соединен шлангами и трубопроводами с адсорбером в моторном отсеке. Устройство и работа этой системы описаны в разделе Топливная система (впрыск).
Топливный коллектор с датчиком уровня топлива крепится к верхней части топливного бака на шести болтах через резиновое уплотнение. Топливо всасывается из бака под действием вакуума, создаваемого топливным насосом. Сетчатый фильтр на конце впускной трубы используется для предварительной очистки топлива.
Топливо поступает из бака через резиновый шланг в трубу, ведущую в моторный отсек, а затем через резиновый шланг в фильтр тонкой очистки. Фильтр представляет собой бумажный фильтрующий элемент и имеет прочную конструкцию. На его корпусе имеется стрелка, которая должна следовать направлению потока топлива (вперед).
После фильтра топливо поступает в топливный насос, а затем в карбюратор (эти узлы также соединены резиновыми шлангами). Избыток топлива из карбюратора (насос предназначен для подачи избыточного топлива) отводится через шланги, топливопровод и сливную магистраль в топливном баке с указателем уровня топлива обратно в бак. Циркуляция топлива предотвращает блокировку паров в топливной системе. В сливной магистрали моторного отсека установлен обратный клапан, позволяющий топливу течь только в одном направлении. Все шланги в топливной системе прикреплены к ниппелям и трубкам кабельными стяжками.
Мембранный топливный насос с ручным рычагом подкачки приводится в действие эксцентриковым толкателем масляного насоса и приводным валом распределителя зажигания. Нижний корпус с рычагами привода, верхний корпус с клапанами и фитингами, мембрана в сборе и крышка составляют насос. Он устанавливается между верхним и нижним корпусами.
Одна мембрана установлена внизу (предохранительная мембрана), а две мембраны расположены вверху — это предотвращает попадание бензина в картер в случае разрыва. Как и в данном случае, утечка бензина сливается через отверстия во внешней проставке между предохранительной и рабочей мембранами.
Мембраны вместе с внутренней проставкой и дисками (снаружи) устанавливаются на шпинделе и фиксируются гайкой. Шпиндель вставляется в окно балансира с Т-образным шпинделем. Между мембранным узлом и нижним корпусом находится пружина. Верхний корпус закрывается винтовой крышкой. Под ним находится топливный фильтр.
Два болта крепят насос к двигателю через термопрокладку, уплотненную с обеих сторон картонными прокладками. Мы предлагаем прокладки трех толщин: 0,30*0,03, 0,75*0,05 и 1,20*0,10. Прокладка на внутренней стороне прокладки (обращенной к бензонасосу) должна быть 0,30 мм, а прокладка на внешней стороне прокладки (обращенной к топливному насосу) должна быть 0,75 мм. Проверьте также минимальное выступание толкателя из прокладки, которое должно составлять 0,8-1,3 мм. Медленно вращайте коленчатый вал двигателя, надавливая пальцем на толкатель. Периодически проверяйте, выступает ли он над плоскостью прокладки или нет. В случае минимального выступания меньше указанного, наружную прокладку заменяют более тонкой, в случае большего выступания — более толстой.
Воздушный фильтр представляет собой сухой, заменяемый бумажный фильтрующий элемент. Корпус фильтра соединен с фланцем карбюратора резиновой прокладкой. Он крепится к четырем болтам карбюратора и фиксируется самоконтрящимися гайками с помощью стальной пластины. Для уменьшения натяжения гаек на болты устанавливаются стальные прокладки.
В корпус воздушного фильтра может поступать холодный воздух (через пластиковое входное отверстие, прикрепленное к корпусу воздушного фильтра), теплый воздух (через гофрированную трубу, соединенную со стальной трубой выпускного коллектора) или смесь воздуха. Потоки переключаются вручную путем поворота термостатического клапана, прикрепленного к корпусу воздухоочистителя. Для средней температуры воздуха в помещении выше 15°C следует подавать холодный воздух, ниже 0°C теплый воздух, в диапазоне 0-15°C смешанный воздух (заслонка в центральном положении).
Разборка и сборка коробки передач автомобиля ваз-21213
Разборка и ремонт коробки передач требуется при следующих неисправностях
1. непреднамеренное выключение или неосторожное включение передач :
— Износ отверстий шарика штока, поломка предохранительных пружин;
— износ стопорного кольца синхронизатора
— Сломана пружина синхронизации;
— износ зубьев муфты синхронизатора или его кольцевой шестерни.
2. Повышенный шум коробки передач :
— Износ подшипников ;
— износ зубьев шестеренок и синхронизаторов;
— осевые движения валов.
3. затрудненное переключение передач:
— Износ шарового соединения зубчатой рейки, отсутствие смазки в машине;
— деформация рычага коробки передач;
Имелись заусенцы, изгибы, загрязнение посадочных мест штоков и заклинивание стопорных хомутов;
— грязь на скользящей муфте и шлицах ступицы;
— деформация вилки переключения передач.
4. Низкий уровень масла или утечка масла:
— Износ уплотнений первичного и вторичного вала ;
— Ослабление крышек коробки передач, повреждение уплотнений;
— Ослабьте картер сцепления на картере коробки передач.
Перечисленные выше неисправности могут быть вызваны и другими факторами, которые не требуют снятия и разборки трансмиссии.
Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «13», «17», удлинитель, гаечный ключ, ключи «10», «13» (два), «17», «19», «30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальный съемник.
Извлеките из коробки передач выжимной подшипник, вилку и масло.
Снимите фланец гибкой муфты с конца вторичного вала и выключатель фонаря заднего хода.
Селектор передач можно снять с автомобиля без демонтажа коробки передач. Для наглядности выполните эти операции при снятой коробке передач.
Снимите зажим селектора трансмиссии.
Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение
Открутите три гайки, крепящие корпус рычага переключения передач, с помощью отвертки с головкой 10×10.
Снятие механизма селектора переключения передач
Соединение уплотнено прокладкой
Руководство по разборке и сборке селекторного механизма коробки передач вы найдете в статье — «Разборка селекторного механизма КПП».
Положите коробку передач с картерным сцеплением на верстак.
Возьмите головку 10х10 и ослабьте десять гаек, удерживающих нижнюю часть коробки передач.
Удалите крышку
Удалите уплотнитель.
С помощью отвертки в отверстии селектора передач нажмите на шток вилки I-II вниз (который включает передачу II).
С помощью гаечного ключа на 13 мм открутите гайку крепления задней крышки, расположенную в корпусе.
С помощью ключа на 13 мм открутите пять гаек на задней крышке на внешней стороне корпуса.
Постучите молотком по плоским поверхностям крышки, удерживая задний подшипник вторичного вала отверткой (или подходящим куском трубы со снятым сальником вторичного вала)
Сдвиньте крышку шпильки и снимите ее, поворачивая по часовой стрелке (если смотреть со стороны контрвала), чтобы крышка не зацепилась за штоки и узел V-образной шестерни и передачи заднего хода.
Снимите уплотнение с крышки.
Чтобы заменить подшипник V-образной коробки и шестерни заднего хода, вытолкните ролики из обоймы с помощью отвертки.
Извлекаем сепаратор.
С помощью крючка снимите наружное кольцо подшипника с посадочного места задней крышки.
Снятие упорного кольца заднего подшипника вторичного вала
Снимите внешнее кольцо подшипника и сепаратор вместе с роликами.
Удалите внутреннее кольцо подшипника.
Снимаем распорную втулку
Удалить масляный осадок.
Для остановки вращения валов необходимо включить две шестерни. После снятия задней крышки включается II передача.
Прежде чем включить задний ход или V, отпустите вилку, чтобы включить эти передачи.
Ключом на 10 мм ослабьте болт, крепящий вилку к стержню.
Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу
С помощью накидного ключа «17» ослабьте винт, удерживающий шестерню V и шестерню заднего хода.
Удаление шурупа
Выньте звездочку из пазов промежуточного вала.
Зажмите клиноременную передачу и реверс-редуктор в сборе в тисках с губками из мягкого металла.
С помощью двух отверток снимите внутреннее кольцо с подшипника редуктора.
Снимите внутреннее кольцо.
Снимите втулку V-образной коробки передач.
Снимите саму звездочку со стопорным кольцом синхронизатора.
Снимаем ступицу
Снимите синхронизацию.
Поворачивая вилки включения V-образной и задней передач на штоке вторичного вала, снимается промежуточная шестерня задней передачи.
Выкрутите два винта крепления крышки накидным ключом на 13 мм.
Снимите крышку и уплотнительную прокладку.
Выньте пружины фиксаторов (пружина V-образной шестерни и штока заднего хода длиннее, чем две другие, и имеет темное покрытие)
Используя намагниченную отвертку, снимите все три зажима.
Снимите шток с вилки V-образного переключения передач и вилки заднего хода.
Снимаем вилку со штока.
С помощью намагниченной отвертки извлеките стопорное устройство из отверстия коробки передач, расположенного между пазами толкателей коробки передач V и заднего хода, а также коробки передач III-IV.
С вторичного вала снимите ведомый диск задней передачи.
Шпонка должна быть извлечена из паза вала.
Вам понадобится головка 10х10, чтобы выкрутить болт из штока вилки переключения передач III-IV передач.
Удалите плодоножку.
В отверстии штока находится блокирующая втулка. Выньте ее.
С помощью намагниченной отвертки выньте стопорный блок из отверстия в картере коробки передач, которое находится между гнездами картера шатунов I-II и III и IV передач
(Эта перемычка значительно длиннее, чем перемычка между шестерней заднего хода V и штоком редуктора III-IV).
Выверните винт на валу вилки переключения I-II с помощью отвертки 10х10.
Удалите стебель.
С помощью крестообразной отвертки открутите три винта, крепящие стопорную пластину промежуточного подшипника к вторичному валу.
Винты крепятся специальными шайбами.
Снимите монтажную плату.
Открутите гайку вала звездочки накидным ключом (ключ на 19 мм), удерживая вал ключом 24 мм.
Снимите вал-шестерню реверсивной передачи.
Открутите гайки крепления корпуса сцепления и разделите корпуса сцепления и коробки передач.
Удалите уплотнительную прокладку.
Снимите коническую пружинную шайбу с первичного вала (меньший диаметр направлен в сторону подшипника).
Зажмите зубчатую часть главного вала в тисках с мягкими металлическими пластинами.
С помощью торцевого ключа «19» открутите болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.
Снимите шайбу подшипника
С помощью двух отверток подденьте передний двухрядный подшипник промежуточного вала за монтажное кольцо
Снимите подшипник. После снятия на валу может остаться заднее внутреннее кольцо подшипника.
С помощью двух отверток отожмите внутреннее кольцо заднего подшипника и извлеките его.
Снимите упорное кольцо с заднего подшипника центрального вала.
Вставьте отвертку между поверхностями подшипников и шестерней первой передачи на промежуточном валу и вставьте задний подшипник
Снимите наружное кольцо подшипника вместе с сепаратором и роликами
Снимите внутреннее кольцо подшипника с торца вала.
Сдвинув промежуточный вал назад, извлеките его из корпуса редуктора
Подденьте установочное кольцо заднего подшипника первичного вала двумя отвертками, чтобы снять узел первичного вала с подшипниками и стопорными кольцами синхронизатора.
Снимите с переднего конца вторичного вала игольчатый подшипник.
Снятие вилок для зацепления шестерен I и II, III и IV.
С помощью двух отверток выбейте промежуточный подшипник из вторичного вала и снимите его.
Вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и стопорными кольцами синхронизаторов следует извлечь из картера коробки передач, наклоняя его.
Соберите коробку передач в обратном порядке.
Если передняя двойная внутренняя дорожка была снята, а задняя внутренняя дорожка осталась на оси, ее необходимо собрать перед установкой.
Для этого отверткой аккуратно снимите шарик и сепаратор с наружного кольца подшипника и установите его на внутреннее (снятое с вала).
Вставьте сепаратор с шариками и внутренним кольцом в наружное кольцо подшипника
При установке главного вала используйте подходящий кусок трубки, чтобы напрессовать подшипник на вал так, чтобы он упирался во внутреннее кольцо.
После установки контрвалов и промежуточных валов в коробку передач, запрессуйте передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник контрвала и внутреннее кольцо подшипника коробки передач.
С помощью насадки подходящего размера (кусок трубы) вставьте наружное кольцо V-образной шестерни и блок подшипников шестерни заднего хода в гнездо на задней крышке.
Вставьте сепаратор и ролики во внешнее кольцо подшипника.
Нанесите резьбовой герметик на резьбу болтов, чтобы предотвратить ослабление шестеренок.
Установите узел заднего подшипника на вторичный вал, чтобы облегчить монтаж задней крышки.
Рекомендуется смазать все стыки тонким слоем силиконового герметика. При сборке селектора передач нанесите смазку Литол-24 на шарикоподшипник.
Разборка главной и вспомогательной осей описана в статье — «Разборка оси коробки передач».
С 1992 года в пятиступенчатых коробках передач была устранена шайба на вторичном валу, а также изменено расположение вторичного вала и ступицы муфты синхронизатора V передачи.
Диаметр под ступицей вторичного вала уменьшился с 28 до 25 мм, размер посадочной части ступицы увеличился, а посадочный диаметр уменьшился с 28 до 25 мм.
Замененные детали не могут быть заменены на ранее изготовленные, поэтому при ремонте редукторов «старой» конструкции необходимо соблюдать следующие правила:
— Если заменена шайба, то вторичный вал и ступица имеют «старую» конструкцию;
— Если вторичный вал или ступица заменяются «новым» одноименным компонентом, они должны быть заменены целиком, т.е. при замене ступицы должен быть заменен и вторичный вал, и наоборот. В этом случае стиральная машина не собирается.
Соберите V-образную ступень, передачу заднего хода и селектор передач в порядке, обратном порядку разборки.
Перед установкой валов в коробку передач затяните вал шестерни заднего хода моментом 78 Нм (8 кгс/см).
Установите распорную втулку на шток вилки пятой передачи и заднего хода перед их установкой в картер.
Вдавите внутреннее кольцо подшипника в клиноременную передачу и шестерню заднего хода в сборе, а наружное кольцо подшипника — во втулку задней крышки.
Напрессовав задний подшипник на вал, будет легче устанавливать заднюю крышку.
Одновременно установите промежуточную звездочку, звездочку V-образного привода и ее вилку. Затяните болт крепления блока звездочек с моментом 78 Нм (8 кгс∙м).