Содержание
Проверка деталей и сборка двигателя ваз-21213, ваз-21214
Разборку двигателя мы рассмотрели в статье – «Разборка двигателя».
После разборки тщательно вымойте детали керосином, продуйте и просушите их сжатым воздухом (особенно масляные каналы деталей).
Осмотрите блок, особенно внимательно – опоры коленчатого вала.
Трещины в любых местах блока не допускаются.
Если есть подозрение на наличие трещин в блоке (попала охлаждающая жидкость в картер или масло в охлаждающую жидкость), проверьте герметичность блока на специальном стенде.
Проверку проводите в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием.
Осмотрите цилиндры с обеих сторон.
Царапины, задиры и трещины не допускаются.
При осмотре цилиндров рекомендуем освещать зеркала цилиндров переносной лампой – при этом дефекты видны значительно лучше.
1. Для определения износа цилиндров нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поясах и двух плоскостях (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала).
2. Для определения износа юбки поршня микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.
3. Микрометром измеряем диаметры шатунных шеек
4. Микрометром измеряем диаметры коренных шеек коленчатого вала.
Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.
5. После шлифования шеек коленчатого вала необходимо удалить заглушки масляных каналов, тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом.
Собираем двигатель в обратной последовательности.
Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).
6. В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками, а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как в крышках коренных подшипников).
7. Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры.
Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.
8. С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).
Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
9. Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет ведется со стороны привода распределительного вала).
При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.
10. Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68,31-84,38 Нм (6,97-8,61 кгс·м).
11. Поршни к цилиндрам подбираются по классам.
Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).
12. Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище
Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.
13. Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня. Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.
14. Смазываем моторным маслом канавки на поршнях. Устанавливаем на поршни кольца.
Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз
Если на кольце около замка нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», то кольцо устанавливаем меткой вверх.
Кольца должны проворачиваться в канавках свободно без заеданий.
https://www.youtube.com/watch?v=d0fKyf0ERK8
Располагаем кольца следующим образом:
— замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;
— замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
— замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).
Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.
15. Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.
16. Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр. Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.
17. При установке крышки шатуна номер на шатуне и крышке должен совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.
18. Гайки крепления шатуна затягиваем моментом 43,32-53,51 Нм (4,42-5,4 кгс·м)
Дальнейшую сборку проводим в последовательности обратной разборке.
Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.
19. При установке маховика ориентируем его так, чтобы установочная (конусная лунка), расположенная на задней плоскости маховика рядом с зубчатым венцом, располагалась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.
Снятие и установка двигателя chevrolet niva
Инструменты:
- Вороток торцовый
- Удлинитель для торцового воротка 2шт
- Карданный шарнир для торцового воротка
- Головка для торцового воротка на 10
- Головка для торцового воротка на 13
- Головка для торцового воротка на 17
- Головка для торцового воротка на 19
- Оправка для центрирования ведомого диска сцепления
- Пассатижи
- Таль или иное подъемное устройство
- Стропы (прочная веревка)
- Отвёртка крестовая
- Отвёртка плоская
- Ключ на 10
- Ключ на 13
- Ключ на 17
- Ключ на 19
- Монтажная лопатка
Расходники:
- WD-40
- Деревянный брусок Охлаждающая жидкость на доливку Герметик Ветошь Тара для слития охлаждающей жидкости 8-10 литров
Примечания: Двигатель вынимают из автомобиля вверх. Для снятия двигателя необходимо подъемное устройство, грузоподъемностью не менее 300 кг. Автомобиль нужно установить на подъемник, смотровую канаву или эстакаду. Перед снятием двигателя необходимо подготовить надежную подставку, на которой двигатель должен стоять устойчиво. Двигатель удобнее вынимать, если снять капот.
Полезный совет: Перед отсоединением шлангов и электрических проводов, рекомендуем их промаркировать, чтобы не перепутать при сборке.
Завод-изготовитель рекомендует снимать двигатель, предварительно разъединив узлы силового агрегата: коробка передач с картером сцепления остается на автомобиле, а при снятии двигателя, передний подшипник первичного вала коробки передач и ступица ведомого диска сцепления, снимаются с первичного вала.
1. Снимите капот, как описано .
2. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи.
3. Снимите декоративный кожух двигателя, как описано .
4. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя, как описано .
5. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя, как описано.
6. Снимите радиатор системы охлаждения, как описано .
7. Отверните гайки крепления подушек передних опор двигателя, к кронштейнам поперечины передней подвески, снимите установленные под ними шайбы.
8. Выверните болты крепления передней крышки картера сцепления.
9. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра гидропривода сцепления, не отсоединяя от него шланг.
10. Отведите цилиндр в сторону (для наглядности передний карданный вал снят).
11. Выверните четыре болта крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя.
12. Отверните гайку болта хомута крепления приемной трубы, выньте болт и отсоедините хомут от кронштейна.
13. Отсоедините колодку жгута проводов отдатчика детонации.
14. Отверните гайку крепления жгута проводов к клемме « » генератора.
15. Снимите провода с клеммы и отведите жгут в сторону.
16. Снимите воздушный фильтр вместе с кронштейном.
17. Ослабьте хомут крепления и снимите левую часть воздухоподводящего патрубка с промежуточного кронштейна.
18. Ослабьте хомут крепления правой части воздухоподводящего патрубка к дроссельному узлу.
19. Выверните болт крепления промежуточного кронштейна и отведите правую часть патрубка в сторону, не отсоединяя от нее шланг вентиляции картера.
20. Отсоедините колодки жгутов проводов отдатчика положения дроссельной заслонки.
21. От регулятора холостого хода.
22. От жгута проводов форсунок.
23. От датчика температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем.
24. Выньте держатели моторного жгута проводов из отверстий кронштейнов на двигателе и кузове и отведите жгут в сторону.
25. Отсоедините колодку жгута проводов, от модуля зажигания.
26. Отверните гайки крепления клемм «массовых» проводов к кронштейну модуля зажигания и отсоедините провода.
27. Отсоедините провода отдатчика аварийного падения давления масла.
28. Отсоедините провода датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.
29. Снимите ремень со шкива насоса гидроусилителя рулевого управления.
30. Отсоедините колодку жгута проводов отдатчика положения коленчатого вала.
31. Выверните болты крепления кронштейна насоса гидроусилителя рулевого управления к двигателю, отведите кронштейн вместе с насосом (не отсоединяя шланги) от двигателя и зафиксируйте его на кузове любым доступным способом (например, закрепив проволокой).
32. Выверните болт крепления провода «массы» двигателя.
33. Отсоедините провод вместе с кронштейном.
34. Отсоедините трос привода дроссельной заслонки, от сектора дроссельного узла и кронштейна на ресивере, и отведите его в сторону.
35. Ослабьте хомут крепления и снимите с патрубка впускной трубы шланг вакуумного усилителя тормоза.
36. Ослабьте хомуты крепления и отсоедините от патрубков рубашки охлаждения двигателя, и термостата, верхний шланг радиатора системы охлаждения.
37. Ослабьте хомуты крепления и отсоедините нижний шланг радиатора системы охлаждения.
38. Ослабьте хомут крепления и отсоедините от патрубка дроссельного узла, шланг продувки адсорбера.
39. Ослабьте хомут крепления шланга к патрубку расширительного бачка.
40. Снимите шланг с патрубка и зафиксируйте на двигателе.
41. Разъедините магистрали подвода и слива топлива.
42. Ослабьте хомуты крепления и отсоедините от патрубков шланги радиатора отопителя.
43. Снимите генератор, так как он мешает снятию двигателя.
44. Выверните болт нижнего крепления передней распорки впускной трубы и отведите ее вперед так, чтобы она не мешала снятию стартера.
45. Выверните болты крепления стартера, выньте его из гнезда в блоке цилиндров, не отсоединяя провода, и закрепите любым доступным способом на нижнем рычаге передней подвески.
46. Отверните гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору, снимите шайбы.
47. Отведите приемную трубу от двигателя.
48. Выверните болт верхнего крепления, задней распорки впускной трубы и снимите распорку.
49. Для закрепления стропы, грузоподъемного механизма, удобно использовать одну из транспортных проушин, установленных на верхних болтах крепления картера сцепления. Снимите проушину с болта и закрепите ее на месте кронштейна «массового» провода двигателя болтом его крепления, как показано на фотографии.
50. Используя штатную и вновь установленную проушины, закрепите стропу грузоподъемного механизма на двигателе.
51. Выверните болты крепления усилителя, передней панели каркаса моторного отсека и снимите усилитель.
52. Приподнимите двигатель, до момента выхода шпилек подушек передних опор двигателя, из отверстий кронштейнов поперечины.
53. Вставьте между картером сцепления и штангой стабилизатора поперечной устойчивости, деревянный брусок подходящего размера (толщиной примерно 60-70 мм), чуть опустите двигатель так, чтобы брусок оказался зажат между картером сцепления и стабилизатором, и сдвиньте двигатель вперед, отодвигая его от картера сцепления.
54. После полного выхода первичного вала из ступицы ведомого диска, аккуратно приподнимите двигатель и извлеките его из моторного отсека.
Примечание: Так выглядит зафиксированная коробка передач, после снятия двигателя.
55. Устанавливайте двигатель в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего: — перед установкой двигателя обязательно проверьте, как отцентрирован ведомый диск сцепления, вставив в его ступицу и в передний подшипник первичного вала оправку;
Полезный совет:
Оправку можно изготовить из сломанной кпп, из первичного вала.
— одевая на первичный вал коробки передач ступицу ведомого диска сцепления, будьте предельно внимательны, иначе при перекосе вывешенного двигателя может быть повреждена ступица ведомого диска; — при монтаже особое внимание обратите на то, чтобы нижний край переднего щитка картера сцепления (показан стрелкой) был заведен за среднюю рулевую тягу.