Отворачиваем ключом на «22» гайки верхней и нижней шаровых на 1,5- 2 оборота.
За один прием отстреливаются сразу обе шаровых. Сначала (обычно так) отстреливается верхняя шаровая
затем нижняя. Если шаровая не отстреливается,то при помощи мощной стальной выколотки и тяжелого молотка помогаем шаровой отстрелиться,нанеся удар по выступу на поворотном кулаке.
Итак,шаровые отстрелены.
Отворачиваем гайку крепления верхней шаровой, вынимаем шаровую из кулака.
Если палец прокручивается,то прижимам рычаг сверху монтажкой.Отворачиваем крепление шаровой к верхнему рычагу
Очищаем посадочное место под шаровую на рычаге,внимательно осматриваем рычаг на предмет отсутствия трещин. Со старой шаровой снимаем уплотнительную шайбу.
Её поставим на новую шаровую.
Смазываем новую шаровую смазкой ШРБ-4, Литолом-24.
Одеваем пыльник и шайбу.
Прикручиваем шаровую к рычагу СНИЗУ рычага.
Устанавливаем шаровую в кулак, затягиваем гайку
Откручиваем гайку нижней шаровой
В 99,9 % случаях палец начинает проворачиваться.Для того,чтобы палец не крутился,в распор между кулаком и тормозным щитом вставляем монтажку и создаем боковой натяг в соединении палец-кулак.
Иногда это не помогает,тогда в зазор между кулаком и нижним рычагом вставляем ключ типа «кобра» и им удерживаем палец от проворачивания.
Если палец всё равно крутится, то тогда рукоятки «кобры» сжимаем вторым ключом типа «кобра». Вот от этого палец уже не отвертится и встанет как вкопанный.
Итак,гайку открутили,теперь поднимаем кулак наверх и в распор между нижним рычагом и верхней частью кулака устанавливаем ключ на «22», так удобнее работать.
Откручиваем шаровую от рычага.
Очищаем посадочное место,осматриваем рычаг.
Если смазки нет,то пополняем шаровую смазкой при помощи медицинского шприца без иголки. Устанавливаем шаровую на место СНИЗУ рычага.
Прикручиваем её к кулаку.
Аналогично меняются шаровые на левой стороне.
Данная инструкция была любезно предоставлена пользователем нашего форума . Если у вас возникли какие либо проблемы и вопросы по замене шаровых опор вы всегда сможете их задать у нас на форуме в профильном разделе 😉
Шаровые опоры выходят из строя достаточно редко, но продолжительная эксплуатация автомобиля по неровным дорогам может привести к их поломке. Вышедшая из строя шаровая опора часто сопровождается глухими ударами при рулении. Работа подвески, как и управляемость автомобиля, ухудшается, поэтому нужна диагностика и своевременная замена шаровых опор. Но что представляют собой шаровые опоры и как заменить их в домашних условиях? Подробнее об этом и пойдет речь в данной статье.
Что это такое
Шаровая опора – это шарнирный элемент подвески, обеспечивающий перемещение колес транспортного средства в горизонтальной и исключающий движение в вертикальной плоскости. Шаровой опорой колесная ступица крепится к рычагу подвески. Опоры ступиц – это далеко не единственные элементы, где применяются шаровые шарниры. Также их можно встретить в рулевой трапеции или развальных рычагах.
Устройство шаровой опоры
Обратите внимание! Раньше вместо шаровых шарниров использовались шкворневые. Это тяжелая деталь, ухудшающая управляемость транспортного средства.
Шаровая опора ВАЗ
Для чего нужна замена шаровых опор
Недостаточное количество смазки и попадание грязи существенно ухудшают свойства шаровых опор. К тому же эти элементы подвергаются естественному износу и коррозийным процессам. Об износе опор свидетельствует повышенный люфт (показатели выходят за рамки спецификаций производителя детали). Игнорирование признаков износа шаровых может привести к фатальным последствиям – управляемость ухудшается, что грозит безопасности не только водителя, но и других участников движения.
Причины износа шаровых опор
Важно! Исправная опора может смещаться со стороны в сторону. Но перемещение сверху вниз недопустимо. В таком случае нужна замена.
Неисправная шаровая опора
Признаки неисправности
Как определить неисправность шаровой опоры? На самом деле есть несколько признаков, свидетельствующих о выходе опоры из строя:
- езда по неровной дороге сопровождается характерными стуками в подвеске. Чаще всего звуки возникают при медленной езде;
- при поворотах возникает скрип;
- неравномерное изнашивание колесных шин;
- при движении по прямой дороге машина начинает немного вилять, хотя рулевое колесо не двигается.
Признаки неисправности шаровой опоры
Все симптомы не всегда дают однозначный ответ по поводу исправности шаровой опоры, поэтому для подтверждения диагноза требуется дополнительная диагностика. Это несложная процедура, которую можно провести в гаражных условиях.
Признаки износа или повреждения шаровой опоры
Самостоятельная диагностика
Для диагностики шаровых опор автомобиля нужно провести несколько манипуляций. Важна не только правильность, но и последовательность выполнения.
- Визуальный осмотр узла. Если пыльник поврежден, то его следует заменить. Чтобы сэкономить, многие водители обходятся одной лишь заменой пыльника. Но подобные действия не всегда дают желаемый результат, ведь внутрь шарнира попала пыль через поврежденный резиновый элемент, которая губительно влияет на всю конструкцию.
- Постановка автомобиля на упор. Колесо должно вращаться свободно, чтобы в дальнейшем им можно было совершать разные манипуляции.
- Применение монтировки. Между рычагом и цапфой нужно вставить монтировку плоским концом и аккуратно надавить на рукоять. При надавливании необходимо следить за элементами шаровой. Если неисправностей узла нет, то люфта не будет. О необходимости замены опоры также может свидетельствовать постукивание или характерные щелчки, возникающие при нажатии.
Осмотр шаровой опоры
Если диагностика подтвердила неисправность шаровых опор, то их нужно срочным образом заменить. Чтобы работа прошла быстро и организованно, перед ее началом нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы.
Как проверить шаровую опору
Что нужно для работы
Список необходимых инструментов и материалов для работы включает в себя следующие элементы:
- комплект новых шаровых опор;
- графитная смазка;
- домкрат;
- рабочие перчатки;
- набор накидных ключей и головок;
- чистая тряпка;
- лампа с переноской.
Инструменты для замены шаровой опоры
Как только все необходимое будет под рукой, можно приступать к работе. Новичкам, которые ранее не сталкивались с заменой шаровых, нужно придерживаться инструкции. Это позволит избежать распространенных ошибок и произвести замену качественно.
Съемник шаровой опоры
Как заменить шаровые опоры
Ввиду того, что срок службы шаровых опор достаточно большой, владельцы автомобилей часто забывают об их диагностике. Но детали все равно изнашиваются. И рано или поздно приходится выполнять замену. Ниже приведена пошаговая инструкция, соблюдение которой позволит облегчить этот процесс.
Шаг 1. Поставьте машину на ручной тормоз.
Постановка автомобиля на ручник
Шаг 2. Подставьте что-нибудь под задние колеса. Подойдет обычный кирпич или кусок доски.
Установка опор под колеса
Шаг 3. Поднимите машину с помощью домкрата и поставьте на надежные опоры. Неважно, что это будет, главное, чтобы автомобиль стоял надежно и неподвижно.
На заметку! Ни в коем случае не проводите замену шаровых опор на домкрате, даже если он выглядит надежным, а машина – устойчивой на нем.
Шаг 4. Снимите оба передние колеса, чтобы поменять сразу обе опоры. Можно, конечно, поменять опору только на одной стороне, но со временем все равно придется повторять эту процедуру на другой стороне авто.
Снятие передних колес
Шаг 5. Головкой на 17 открутите два болта крепления корпуса шаровой опоры к поворотному кулаку.
Выкручивание болтов крепления корпуса шаровой опоры
Шаг 6. Затем удалите шплинт гайки крепления шаровой опоры к рычагу.
Извлечение шплинта гайки
Шаг 7. Ключом или головкой на 17 открутите саму гайку крепления опоры к рычагу. Гайка должна открутиться достаточно легко.
Выкручивание гайки крепления опоры к рычагу
Шаг 8. Установите специальный съемник, чтобы создать нагрузку на палец шаровой опоры.
Установка специального съемника
Обратите внимание! Иногда шаровая нагрузка из рычага выходит исключительно под нагрузкой от съемника, но порой необходим один очный удар молотком по съемнику.
Шаг 9. Шаровая опора извлечена из рычага подвески.
Извлечение шаровой опоры
Шаг 10. После извлечения старой шаровой опоры установите новую деталь.
Установка новой шаровой опоры
Шаг 11. Наживите гайки крепления опоры к рычагу. Желательно использовать новые крепежные гайки. Но если в комплект входят некачественные элементы, тогда лучше оставить старые гайки.
Наживление гаек крепления опоры к рычагу
Шаг 12. Совместите крепежные отверстия на корпусе шаровой опоры и поворотном кулаке.
Совмещение крепежных отверстий
Шаг 13. Наживите болты крепления шаровой опоры к поворотному кулаку.
Наживление болтов крепления шаровой опоры
Шаг 14. Затяните окончательно гайку крепления опоры к рычагу. Только не нужно переусердствовать с затяжкой. Палец конусный, поэтому эту гайку можно затягивать, пока на нем не закончится резьба.
Фиксация гайки крепления опоры к рычагу
Шаг 15. Затягивайте гайку до момента совпадения прорезей на ней с отверстием под шплинт на пальце шаровой опоры.
Затягивание гайки до момента совпадения прорезей на ней
Шаг 16. Установите в отверстие новый шплинт. При его разгибании старайтесь не повредить пыльник шаровой опоры.
Установка нового шплинта в отверстие
Шаг 17. Окончательно затяните болты крепления опоры к поворотному кулаку. Прикладывать чрезмерные усилия здесь также не стоит.
Окончательная фиксация болтов крепления опоры
Шаг 18. Повторите все те же процедуры на другой стороне автомобиля, затем установите колеса.
Установка передних колес
Шаг 19. Поддомкратив машину, уберите из-под нее опоры, не забыв убрать то, что вы устанавливали под задние колеса.
Извлечение опор из-под автомобиля
На заметку! Обычно после замены шаровых опор регулировать углы установки колес не требуется, но перестраховаться и проверить эти параметры на стенде лишним не будет.
Не всегда в гараже имеется специальный съемник для демонтажа шаровой опоры. Поэтому гаражные умельцы используют альтернативные методы, не отличающиеся эффективностью и скоростью выполнения. Стоит отметить, что в большинстве случаев они используют грубую силу, выбивая опоры из своего гнезда. Но это может навредить элементам подвески. Поэтому намного проще купить обычный съемник в автомагазине для «тазов». Тем более, стоят такие изделия немного.
Ремонт шаровой опоры
Дополнительные рекомендации
Чтобы во время ремонта шаровой опоры проделать дополнительную работу и убить, так сказать, одновременно двух зайцев, нужно выполнить несколько дополнительных процедур.
- Осмотр состояния днища автомобиля на предмет гнили или повреждений разных узлов.
- Проверка троса ручного тормоза (ручника) на качество натяжки. Также необходимо осмотреть и сам тросик.
- Выявление возможных подтеков масла или различных смазывающих жидкостей, осмотр поддона картера.
- Диагностика всех агрегатов на предмет наличия механических повреждений.
- Проверка уровня трансмиссионного масла в коробке.
Как заменить шаровую своими руками
Не обязательно выполнять все эти действия, но это важно для поддержки транспортного средства в полной боевой готовности. К тому же самостоятельно выполненная замена шаровых – это дополнительный опыт для автомобилиста. С полученными знаниями водитель сможет выполнять и более трудные ремонтные работы.
Замена шаровой опоры без снятия
Видео — Замена шаровых опор ВАЗ 2101-2107
Возможность совершать поворот управляемым колесам автомобиля обеспечивается наличием шаровых опор, входящих в состав независимой передней подвески.
Этими опорами осуществляется соединение рычагов подвески со ступицей колеса.
Количество данных элементов зависит от конструкции подвески, но как минимум одна шаровая опора всегда имеется.
Конструкция
Конструктивно шаровая опора не является сложной. Имеется корпус, который либо соединен болтовыми соединениями с рычагами подвески, либо же входящие в конструкцию самого рычага. Внутрь этого корпуса помещен палец.
Выступающая за пределы корпуса часть пальца имеет конусную форму, а на конце нарезана резьба, для закрепления пальца в ступице.
Внутри же корпуса палец имеет шарообразную или грибообразную форму.
Между корпусом и последним помещены пластиковые втулки, которые выступают подшипниками скольжения.
От попадания пыли внутрь шаровой защищает пыльник, надетый на корпус.
Благодаря такой конструкции палец может не только вращаться вокруг оси, но еще и изменять угол относительно корпуса. Этим и достигается возможность поворота колеса.
Простота конструкции обеспечивает шаровой опоре достаточную надежность, но и у нее есть свой ресурс работы, причем зависящий от условий эксплуатации авто.
Значительные ударные нагрузки, которые возникают при движении по неровностям, способны достаточно быстро износить данный элемент подвески.
В целом же срок службы шаровой опоры может варьироваться от 15 до 150 тыс. км, все зависит от аккуратности вождения и дорог, по которым авто эксплуатируется.
При значительном износе данного элемента, начинают проявляться определенные признаки, указывающие на потребность в замене:
- Стук со стороны подвески при передвижении по неровностям;
- Виляние авто при движении;
- Неравномерный износ резины колес.
Увеличение усилия на руле, дополнительно сопровождающееся скрипом со стороны подвески;
Эти признаки являются последствием критического износа шаровой опоры, сопровождающегося увеличением зазора внутри элемента.
Если своевременно не произвести восстановительные работы и продолжать эксплуатировать авто, в конечном итоге это приведет к выскакиванию пальца из корпуса – ступица рассоединиться с подвеской, колесо уйдет вбок и авто «приземлится» на кузов. В итоге ремонт будет очень дорогостоящим.
При проявлении признаков, указывающих на износ опоры, следует провести проверку состояния, чтобы выявить, что стало причиной появления – шаровая или другие элементы подвески.
Проверка состояния
Проверить состояние опоры можно и самостоятельно. Вначале нужно внимательно ее осмотреть. Если при осмотре обнаружено, что пыльник поврежден и имеются на нем трещины, то лучше сразу произвести замену, даже при удовлетворительном состоянии элемента.
Просто со временем все больше пыли и песка будет попадать внутрь, приводя к интенсивному износу, в итоге производить замену все равно придется.
Если пыльник целый, то далее элемент проверятся на наличие люфта. Сделать это можно несколькими способами.
Самый простой – вставить монтировку поверх рычага возле опоры так, чтобы конец монтировки упирался в кузов или подрамник.
Затем с усилием пораскачивать монтировку, создавая ударные нагрузки на рычаг. При изношенной шаровой будет слышать отчетливый стук.
Можно также колесо, со стороны которого доносится стук или скрип, выдомкратить. Затем попросить помощника выжать тормозную педаль, чтобы заблокировать колесо, после чего его пораскачивать.
Значительный люфт колеса будет указывать на износ рассматриваемого нами элемента.
Самой трудоемкой проверкой является снятие шаровой опоры и оценка ее состояния. Если палец свободно ходит в корпусе, имеется осевой люфт – деталь подлежит замене.
Можно конечно провести проверку и при помощи специального оборудования или стендов, хотя зачастую достаточно и простых способов диагностики, указанных выше.
Замена на классических моделях ВАЗ
Далее рассмотрим, как производится замена шаровых опор на разных авто. В качестве примеров будут выступать разные модели автомобилей ВАЗ.
Первыми будут классические модели – ВАЗ 2106-07. По сути, во всех классических моделях, начиная от модели 2101 и заканчивая 2107, данная операция производится идентично.
Конструкция подвески у этих авто такова, что она включает две шаровые – верхнюю и нижнюю.
Следует указать, что при износе хоть одного элемента, придется заменять их все, с обеих сторон.
Но сама операция по замене не особо сложная. Из инструментов и приспособлений понадобиться:
- Набор ключей накидных и рожковых (обязательно наличие ключей на 12, 13, 14, 22);
- Съемник для шаровых опор и рулевых наконечников;
- Молоток;
- Монтировка;
- Зубило;
Естественно, понадобятся и новые опоры как верхняя, так и нижняя. Имея все это можно приступать к работам.
Последовательность действий такова:
- Авто устанавливается на ровную площадку или в гараж. С той стороны, где будет производиться замена, машина выдомкрачивается и ставится на подпорки, затем снимается колесо.
- Чтобы обеспечить доступ к гайкам опор – нужно выкрутить руль в соответствующую сторону (если меняется слева, то руль выворачивается до упора влево, замена с правой стороны сопровождается выкручиванием вправо).
- Чтобы поменять верхнюю опору, вначале ключом на 22 откручивается гайка пальца.
Затем ключами на 13 откручиваются гайки крепления опоры к верхнему рычагу. Для облегчения их откручивания предварительно нужно обработать гайки WD-40.
Последовательность замены нижней опоры несколько иная. Из-за особенностей ступицы полностью выкрутить гайку пальца не получится. Поэтому она сначала откручивается насколько это возможно (ключ на 22).
Затем в работу вступает съемник, чтобы высвободить палец.
После этого пружина отожмет рычаг вниз. Для продолжения работ под рычаг нужно что-то подложить, чтобы он больше не перемещался вниз.
До конца отворачивается гайка крепления пальца. Затем откручиваются гайки крепления опоры к рычагу, и она выбивается.
На место снятой опоры устанавливается новая и производится обратная сборка.
Далее несколько нюансов при выполнении замены опор на этих авто.
Если нет съемника.
Палец можно выбить, но для этого нужна будет помощь. Из инструментов понадобиться молоток или небольшая кувалда, наставка и монтировка.
Помощник должен загнать монтировку между рычагом и ступицей, и создавать усилие на отрыв.
В это время нужно молотком и наставкой быть по специальным отливам в ступице возле посадочного места пальца.
Удары должны быть мощными и хлесткими. Обычно 3-4 ударов бывает достаточно, чтобы палец выскочил.
Не забываем про смазку.
Некоторые автомобилисты советуют перед установкой новой опоры снять с нее стопорное кольцо и пыльник, и внутрь его заложить смазку «Литол».
Также при сборке рекомендуется смазывать все болтовые соединения «Литолом», чтобы при будущих заменах данного элемента болты было легче открутить.
Замена на ВАЗ 2109, 2110, 2114
Далее рассмотрим, как производится замена шаровой на более современных моделях – ВАЗ 2109, 2110, 2114.
Конструктивно в них подвеска схожа, и в ее конструкции используется только одна опора – на нижнем рычаге.
Для проведения операции понадобиться:
- Ключи рожковые и накидные (обязательно на 13, 14, 17, 19);
- Съемник для опор;
- Монтировка;
- Молоток;
Последовательность работ такова:
Машина ставится в гараж, со стороны, на которой будет меняться данный элемент, она поддомкрачивается и снимается колесо. Для удобства доступа можно вывернуть рулевое колесо в нужную сторону.
Рожковым ключом отворачивается гайка пальца. Также сразу следует выкрутить болты крепления опоры к рычагу.
Съемником выпрессовать палец.
После чего монтировкой отжать рычаг вниз, чтобы высвободить палец, и снять опору.
Новая опора ставиться на место и все собирается обратно.
Если съемника нет, то палец можно выпрессовать. Для этого монтировка устанавливается между ступицей и рычагом и создается усилие на отжим рычага вниз.
При этом по концу рычага, где сделано посадочное отверстие под палец, наносятся хлесткие удары молотком, пока палец не выйдет.
Как уже указано раньше, перед установкой нового элемента рекомендуется заложить смазку в пыльник, а также смазать болты и гайки.
Особенности выбора нового элемента
Важным условием хорошего ресурса шаровой любого авто является не правильность его замены, а качество изготовления.
Сейчас на авторынке предлагается большое количество опор для всех моделей ВАЗ самых разнообразных производителей как именитых, так и малоизвестных.
Естественно, знаменитые компании, занимающиеся производством запчастей более предпочтительны, чем неизвестные. Самыми лучшими считаются отечественные производители, которые являются поставщиками запчастей на завод-изготовитель.
При выборе шаровой опоры важно ее хорошо осмотреть. В первую очередь следует обратить внимание на палец. Он должен быть серого цвета, указывающего на то, что он прошел процесс ковки, никакой краски на его поверхности быть не должно.
Он должен ходить в корпусе со значительным усилием. Легкий его ход будет указывать на некачественную сборку.
Нужно обратить внимание на комплектность. Помимо самой опоры в комплект должны входить все крепежные элементы и пыльник.
Итог
В целом, при правильном подходе произвести замену данного элемента на любом авто несложно и вполне выполнить все работы можно и самому.
Своевременная замена обеспечит водителю комфортабельные и безопасные поездки.
https://youtube.com/watch?v=8Y1pNZrVbTk%3Frel%3D0
1. Музыка, что бы было не скучно работать
2. Пиво!!! Обязательно!!! Иначе работа не спорится 🙂 У меня фигурировала банка пива «Kozel», которую мне привезла из Венгрии, а точнее из Будапешта, в аккурат накануне ремонта моя милая подружка, зовут ее Танюшка, фото прилагаются (не подружки а пЫва) 😉
4. Новые шаровые:
5. И конечно же инструмент!
Для удобства проведения работ я бы советовал вывернуть колеса (при работе с правым колесом руль до упора вправо, ну а с левым — влево), хотя это не обязательно. Затем я подстраховываюсь и под машину ставлю страховочного «козла» и дабы разгрузить ходовую я под нижний рычаг поставил брусок и опустил домкратом машину на него.
Затем берем ключик рожковый на 22 и приступаем к процессу откручивания гаек, которые держат пальцы наших шаровых опор. Как видно на фото ниже, я подогнал высоту домкрата так, чтобы ключ проходил между витками пружины, так гораздо удобнее и быстрее 😉
Затем, когда гайка откручена остается «выбить» палец. Берем молоток, но бъем не по самому пальцу (это бесполезно) а вот по этой области, которая выделена красным на фото ниже, и палец шаровой после нескольких хороших ударов (бъем не стесняясь, с пристрастием) выйдет на волю 😉
Затем откручиваем нижнюю шаровую, точнее гайку которая держит палец.
Тут есть нюанс, на фото ниже красным обведено место, где гайка еще не выкрученная застопорится, попросту упрется. Ничего страшного, начинаем «выбивать» нижнюю шаровую ударами молотка в область обведенную синим на фото ниже а когда палец выйдет на волю, то просто дооткручиваем гайку, обычно уже руками 😉
Затем диагностируем еще раз шаровые не снимая с рычага, как крутится палец (в моем случае верхний вообще болтался как гавно в проруби а нижние оказались в норме) и затем приступаем уже к откручиваню шаровых с рычагов, у меня для этого используется 2 ключика — один обычный и «трещетка» на 13
Вуаля, шаровая снята. Нижнюю при необходимости аналогично 😉
Берем новую шарову, наживляем на рычаг. Резьбу на болтах рекомендую чем нить замаслать, что бы в следующий раз при необходимости все это разобрать не возникло ненужных проблем
Затем затягиваем все три болта хорошенько.
И вставляем палец, закручиваем гайку рожковым ключом, готово!
Собственно все, одеваем колесо и готово. Если что не понятно — спрашивайте на форуме в этой теме. Есть дополнения, столкнулись с трудностями, хотите дополнить — всегда рад, пишите!!!
Шаровая опора в конструкции автомобиля – это шарнир, необходимый для крепления ступицы колеса к рычагу подвески. Элемент обеспечивает движение машины в разных направлениях. Кроме подвески, деталь может использоваться в рычагах развала, рулевой трапеции и газовых упорах капота. Разберем, какие бывают варианты конструкций и как поменять шаровую опору самостоятельно.
Разновидности шаровых опор
Есть несколько типов конструкции запчасти, от которых зависит ее качество, долговечность и цена:
- Цельнокованые – отличаются высокой механической стойкостью, способны выдерживать нагрузки до 5 тонн и обладают ресурсом до 100 тыс. км пробега;
- Закатные – более доступные по цене элементы, но тоже достаточно прочные и способные эксплуатироваться при сильных ударных нагрузках;
Обычно в иномарках применяется первый вариант.
Ресурс шаровой зависит не только от прочности металлических ее сегментов, но и от качества защитного пыльника, который необходим для исключения проникновения к опорам влаги и грязи. Некачественный пыльник быстро стирается при трении, что приводит к расшатыванию опор.
В зависимости от типа рычага, на которой используется опора, ее разделяют на четыре вида:
- Рулевого наконечника, который соединяет поворотный кулак и рулевую рейку. В основном используется в передней подвеске. Наконечник выполняется регулируемым, благодаря чему можно настраивать подвеску.
- Прямого рычага (прямой тяги), соединяющего опору с кулаком, амортизатор с рычагом и крепление с кузовом. В некоторых машинах рычаг применяется для фиксации стабилизатора поперечной устойчивости. Обладая несложной конструкцией, такой рычаг дает возможность уменьшить массу неподрессоренных сегментов.
- Треугольного рычага, необходимого для скрепления шаровой, крепления рычага к кузову и стабилизатора поперечной устойчивости. В основном используется для переднего привода и способствует улучшению управляемости транспортного средства.
- Амортизатора, скрепляющего нижний рычаг и стойку амортизатора. Не самый популярный вид шаровой, обычно применяется на автомобилях Мерседес и некоторых других моделях.
Когда требуется замена шаровой?
При износе или повреждении элемента во время езды по неровной дороге возникают посторонние звуки. Затем колесо и вовсе может вывернуться при движении, задеть крыло транспортного средства или дверь, после чего происходит потеря управления и может возникнуть авария.
Поэтому при первых признаках некорректного состояния элемента требуется замена шаровой опоры. Перед этим нужно выполнить диагностику, чтобы точно определить, что она неисправна. Обычно замена старой запчасти не занимает много времени, так как в большинстве современных автомобилей можно выполнить процедуру, не демонтируя рычаг.
Причины неисправности шаровой
Ресурс шаровой опоры – 20-150 тыс. км в зависимости от типа конструкции и качества изделия (оригинальное оно или нет). Деталь изнашивается быстрее при больших эксплуатационных нагрузках, а также при перепадах температур (от этого деформируется резиновый пыльник). Негативно отражается на состоянии опоры и быстрая езда по неровной дороге.
При эксплуатации палец опоры понемногу стачивается и разбалтывается из-за возникающего люфта. При резкой нагрузке, например, проезде по яме, палец может выскочить из гнезда. А при сильном износе такое может произойти при движении на любой скорости.
Основные причины неисправности шаровой:
- Постепенный износ;
- Скапливание под пыльником абразивных частиц;
- Высокие нагрузки при движении по плохим дорогам;
- Отсутствие смазки. Ее нужно периодически добавлять в опору.
Признаки неисправности шаровой
Обычно деталь не «вылетает» сразу (только при сильном износе). Но всегда перед этим о проблемах с деталью можно понять по нескольким признакам:
- Стук при езде по неровной дороге на малой скорости. Звук возникает под передними колесами. Причина – в истирании пальца или недостаточном количестве смазки. Если стук слышен только при низких температурах при начале движения, а затем его нет, это не является признаком неисправности. Причина в том, что смазка на холоде замерзает, но после разогревания трение элементов нормализуется, а стук исчезает.
- При езде авто начинает вилять. Причина в зазоре, который возникает между изношенными деталями шаровой. Это приводит к тому, что колесо начинает шататься. При возникновении такого дефекта нужно сразу провести диагностику транспортного средства.
Говорить о проблемах с опорами может и неравномерный износ резины, а также скрип при повороте рулевого колеса. Но эти признаки могут указывать и на другие повреждения, которые не относятся к шаровой.
Варианты диагностики
Лучший вариант – обратиться в сервисный центр при первых признаках неисправности. Так автомобиль проверят на специальном стенде и точно определят, требуется ли ремонт и нужна ли замена рычага шаровой опоры.
Но оценить состояние детали можно и самому. Для этого нужно использовать метод прослушивания: нужно, чтобы один человек раскачивал авто, а второй прислушивался к шумам, определяя, откуда они идут.
В отдельных моделях автомобилей в основании шаровой расположено специальное отверстие, через которое можно измерять зазор между опорой и основанием пальца. Зная, какой должен быть зазор у исправной детали, можно определить, насколько сильно изношен элемент.
Этапы замены шаровой
Пример замены шаровой для Volvo XC90:
- Приподнимите переднюю часть машины домкратом или на подъемнике и расположите на устойчивых опорах. Заранее поставьте авто на стояночный тормоз. Также потребуется зафиксировать опоры под задними колесами, чтобы машина не откатилась назад при поднятой передней части.
- Ослабьте болты на колесе и снимите его.
- Используя ключ на 21, открутите гайку, соединяющую шаровую с поворотным кулаком. Гайку можно выкинуть, вместо нее нужно будет использовать новый крепеж.
- Ключом на 13 открутите болты, соединяющие шаровую и поворотный кулак. Болты тоже можно выкинуть, на их место устанавливаются новые элементы.
- Отверткой и молотком извлеките шаровую из кулака. Шаровая должна полностью выйти из гнезда.
- С помощью съемника удалите запрессованный палец из нижнего рычага.
- Нажимая монтировкой, отведите нижний рычаг вниз и вытащите шаровую опору.
- На ее место по обратной схеме установите новую деталь.
Понимая, как заменить шаровую опору, вы сможете выполнить работу самостоятельно. После замены желательно проверить корректность углов установки в сервисном центре.
Шаровая опора относится к уязвимым узлам авто. Её предназначение удерживание в вертикальной позиции ступицы на переднем колесе.
Поломка шаровой опоры сулит серьёзные проблемы, особенно если это произошло в дороге. Движение можно будет возобновлено только после замены детали.
Действия при поломке шаровой опоры во время езды
В случае поломки нижней либо верхней опоры в ходе движения авто возможна полная утрата контроля над машиной. Степень риска попадания в ДТП непосредственно определяется скоростью авто, сложившимися условиями на дороге во время поломки, а также действиями водителя.
Нужно выполнить экстренное торможение и убрать машину поближе к обочине. В этом случае сломанное колесо потянет автомобиль в свою сторону, поэтому водителю понадобится приложить немало усилий для удержания равновесия. В случае, высокой скорости авто в момент выхода из строя шаровой опоры, торможение следует выполнять аккуратно, дабы избежать заноса, разворота и опрокидывания машины.
Этого можно избежать, если соблюдать несложные принципы:
- Перед началом движения нужно убедиться в исправности машины.
- Использовать высококачественные автозапчасти. Экономия недопустима. Низкая стоимость шаровой опоры обычно говорит о низком качестве детали.
- Своевременное техническое обслуживание, не дожидаясь полной поломки.
Выбор опоры
Приобретая новую шаровую опору, нужно прежде всего учитывать надежность производителя, а не цену. Цена этой запчасти довольно низкая, по этой причине нет оснований для экономии на ней.
Диагностика шаровой опоры во время движения
Большая часть водителей поручает диагностику шаровой опоры автослесарям. Но есть основания считать самостоятельную диагностику более надёжной. Мастер может спешит, не уделить должного внимания проверке узла и просто оказаться не компетентным. Ответственность за результат ДТП в полной мере несет автовладелец.
Признаки износа шаровой опоры
- Стук в области подвески при движении на маленьких скоростях по неровной дороге с выбоинами.
- Скрип и скрежет возле ступицы в момент поворота авто.
- Виляние передних колес при езде по ровному дорожному покрытию.
- Неравномерный износ протектора.
Зрительная диагностика
В случае обнаружения вышеописанных проявлений следует осмотреть автомобиль. Внимание следует обратить на следующие детали:
- Повреждения пыльников.
- Проверить осевой люфт, подёргав руками за нижнюю и верхнюю части колеса.
- Металлический стук.
Для исключения вероятности неисправности подшипников ступицы, необходимо осуществлять проверку при нажатой педали тормоза. Обнаружив указанные отклонения, нужно немедленно заменить шаровую опору.
Замена шаровой опоры
Замену опоры рекомендуется выполнять с обеих сторон одновременно, это повышает безопасность. Замена шаровой опоры с одной стороны, может ускорить износ опоры со второй.
Автомобиль устанавливают на ровную поверхность. Заднее колесо необходимо застопорить при помощи упора, ослабить гайки крепления колеса, а затем при помощи домкрата поднять необходимую сторону машины. Снять колесо и повернуть руль до упора в сторону, на которой выполняется замена.
Вначале проводят замену верхней шаровой опоры. Для этого берут ключ на 22, откручивают стопорную гайку, которая находится в поворотном кулаке. Палец шаровой опоры имеет конусную форму. По этой причине данная опора в кулаке запрессована весьма плотно. Потребуется съёмник, специально предназначенный для шаровых опор, чтобы можно было извлечь из места посадки палец. Заменой съёмника может стать тяжёлый молоток. Им резко бьют по цапфе, относящейся к поворотному кулаку, в то место, где находится палец. Но таким методом можно повредить цапфу. После того, как палец будет выпрессован, нужно открутить 3 болта, которыми опора крепится к рычагу. Если в ходе вращения пальца не требуется прилагать лишних усилий, можно сделать вывод, что всё сделано верно. Следует выполнить аналогичные действия с нижней опорой.
При установке новой шаровой опоры, следует обратить внимание на достаточное количество смазки ниже пыльника. Чтобы не пришлось проводить вынужденное повторение работ.
Закрепляем на рычаге опору, вставляем в цапфу палец, затягиваем гайку. Затем можно установить на место колесо. После этого приступаем к аналогичным работам с другой стороны.
Заменив шаровые опоры машину необходимо отогнать на СТО для проверки углов установки.
Замена и диагностика рулевой тяги
Регулировка угла продольного наклона оси поворота колеса (кастера), схождения и развала
Простая инструкция для начинающих по замене и восстановлению опор
Замена шаровой опоры может быть необходима, если вы заметили, что ваш автомобиль начал шататься или притормаживать во время движения. Заменить опору можно самостоятельно, следуя этой простой инструкции:
Шаг 1: Подготовка. Перед тем, как начать замену шаровой опоры, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы. Вам понадобится домкрат, подставки, ключи, молоток, отвертка, смазка для опор и новая шаровая опора.
Шаг 2: Поднятие автомобиля. Поднимите автомобиль при помощи домкрата и поставьте подставки для безопасности. Убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности и не может упасть.
Шаг 3: Снятие колеса. Снимите колесо, на котором вы планируете заменить опору, при помощи ключа.
Шаг 4: Снятие рычага. Отверните крепежные болты, которые держат рычаг на месте, используя ключ. Снимите рычаг при помощи молотка.
Шаг 5: Снятие старой шаровой опоры. Снимите старую шаровую опору, используя отвертку. Убедитесь, что вы не повредили другие части автомобиля в процессе.
Шаг 6: Установка новой шаровой опоры. Установите новую шаровую опору на место, используя отвертку. Обеспечьте правильное положение опоры, используя крепежные болты.
Шаг 7: Сборка рычага. Соберите рычаг, следуя инструкциям производителя. Установите рычаг на место и закрепите крепежными болтами, используя ключ.
Шаг 8: Установка колеса. Установите колесо на место и закрепите его крепежными болтами, используя ключ.
Шаг 9: Опускание автомобиля. Опустите автомобиль на землю, используя домкрат. Убедитесь, что колеса крепко закреплены и автомобиль находится на безопасной поверхности.
Шаг 10: Проверка. Проверьте, что шаровая опора была правильно установлена, запустив автомобиль и проехав на короткое расстояние.
Нередко возникает такая ситуация, при которой водитель автомобильного транспортного средства слышит нехарактерный звук и стук. Исправные механизмы так не работают. Один из наиболее распространенных шумов связан с необходимостью проведения замены шаровой опоры. Она предназначена для того, чтобы пары колес поворачивались в одну из сторон. Таким элементом соединяется рычаг от подвески вместе со ступицей колеса.
В такой узловой конструкции присутствует полимерный корпус и «грибообразный» палец. Любую шаровую опору, как сверху, так и снизу можно заменить своими силами, не обращаясь за помощью к мастерам. Когда автомобильное транспортное средство уже прошло сто тысяч километров, то вместо старой шаровой опоры рекомендуется установить новую.
Деталь довольна простая по своей конструкции. В ней нет сложного механизма. Кроме того, это не будет связано с большими финансовыми затратами.
Однако, в условиях эксплуатации авто на дорогах, которые отличаются низким качеством полотна, а также предлагаемых на рынке запасных частей, проводить такую операцию приходится довольно часто.
Инструкция по диагностике шаровой опоры
Выяснять причину возникновения непривычных для авто звуков необходимо как можно раньше. Если возникла мысль, что дело именно в шаровой опоре, то стоит в первую очередь убрать ручную блокировку. Теперь резкими короткими рывками осуществлять покачивание колеса руля то влево, то вправо, при заглушенном двигателе.
Наличие серьезных повреждений будет сопровождаться характерным постукиванием. Главный момент – выявление направления, откуда они слышатся более явственно. Именно эта опора и будет иметь дефект в конструкции.
Незначительность износа подобным образом выявить не удастся. В этом случае обращение к специалистам из технического центра будет наиболее уместным. Они смогут проверить не только рулевые тяги и наконечники, но полностью исправность всех шаровых опор.
Подготовка к замене шаровой опоры
Размещение на подъемнике автомобиля – первое условие, которое необходимо выполнить до начала ремонта. Если в гараже есть смотровая яма, то она также отлично подойдет для замены подвески без съема. Тем более, что это наиболее актуальный вариант для того, кто намерен самостоятельно заняться подобной процедурой без посторонней помощи.
Дополнительно под каждым колесом потребуется установить противооткатный клин. После чего включается вторая передача. Кроме того, ручник для безопасности должен быть обязательно затянут.
Набор рабочих инструментов будет включать в себя:
- Два ключа, один на двадцать два, и один на семь;
- Ключ разводного типа;
- Обычный шприц (медицинский);
- Щетку, которой можно работать по металлу;
- Съемник, который предназначен для шаровых опор.
Алгоритм замены шаровой опоры (пошаговая инструкция)
Для замены любой опоры, как сверху, так и снизу применяют один и тот же порядок действий:
- Колесо должно быть снято в первую очередь;
- Щеткой по металлу зачищаются необходимые крепления, которые затем обрабатываются предварительно подготовленной специальной жидкостью;
- Ключом необходимо немного ослабить гайки. Достаточно будет двух оборотов;
- Для демонтажа за один раз надо будет установить специально съемник;
- Если требуется приложить усилие дополнительно, то всегда можно воспользоваться как выколоткой, так и молотком;
- Чтобы палец не прокручивался, необходимо завершив выпрессовку снять элементы для крепежа, а рычаги потребуется зажать;
- Демонтируется опорная система, а место, куда она будет посажена на рычаг, очищается;
- На новой опоре устанавливается шайба для уплотнения, которую предварительно сняли с устаревшей детали;
- Новый элемент необходимо смазать либо Литолом-24, либо воспользоваться ШРБ-4, до того, как начать монтировать новую деталь;
- Пыльник теперь устанавливается на свое обычное место;
- Фиксирование шаровой опоры в окончательном варианте осуществляется при помощи простого затягивания гайки.
Есть некоторые особенности, которые стоит обязательно учесть при работе с опорой снизу. Если, например, палец начинает прокручиваться во время выкручивания гайки для крепежа, то в этом случае потребуется применить монтажку. Ее нужно просто будет установить промеж тормозного щита и кулака.
Снимая заглушку для проверки наличия смазочной смеси, стоит воспользоваться ключом на семь.
Шприц без иголки – отличное средство для замены смазки или ее добавления.
Замена шаровой опоры без съемника
Переднюю шаровую опорную часть можно заменить другим способом, не применяя съемник. Для этого потребуется плотное покрытие на ровном участке, а также набор инструментов, состоящий из:
- Противооткатных упорных частей;
- Устройств домкрата (две штуки);
- Молотка;
- Накидных и рожковых ключей;
- Монтажки или обыкновенного лома.
Алгоритм будет следующим:
- Домкратами осуществляется поднятие автомобиля, а также его неподвижная установка;
- Под каждое колесо закладывается по кирпичу. Лучше, конечно, воспользоваться упорами для противоотката;
- В месте обнаруженного неисправного элемента подвесного устройства колесо демонтируется;
- Теперь необходимо провести зачистку, как шаровой опоры, так и соединительной рычажной части;
- Палец обрабатывается при помощи средства от ржавчины;
- С пальца надо снять гайку;
- На рычажной участок подвески обеспечивается ломом или монтажкой требуемое давление;
- Молотком, резким ударом выбивается опора. Удар приходится по месту соединения с частью рычага;
- Поворотный кулак отводится. Соединительные болты снимаются.
Когда все действия выполнены правильно, то демонтаж шаровой опоры выполняется безо всяких проблем. Новая деталь ставится в обратном порядке.
Только предварительно обязательно проводится очистка, наряду со смазкой места для посадки. Самостоятельно стоит приступать к проведению замены только в тех случаях, когда все описанные действия понятны и нет сомнений в правильном выполнении работы.
Фото-инструкция по замене шаровой опоры
Добро пожаловать!
Шаровые опоры – при езде по хорошим дорогам они живут гораздо долгую жизнь и меняются редко, так же и остальная ходовка, но в России встретить качественные дорого очень большая редкость, особенно для тех кто живет в небольших деревнях, в небольших городах и сёлах, поэтому то и шаровые опоры менять очень часто придётся, из-за изношенных опор колесо при наезде на кочку больно сильно заваливаться будет, в связи с этим будет происходить потеря сцепных качеств с дорогой а на большой скорости это уже не так то и безопасно.
Примечание!
Опор на классике всего четыре, две в левой части находятся и две в правой, снимаются что верхние, что нижние опоры абсолютно идентично, закреплены они на трёх гайках (Сразу думайте какой инструмент Вам понадобится), но прежде чем эти гайки выкручивать, нужно будет гайку пальца шаровой опоры отвернуть, выбить палец из рычага (Лучше всего в этом случае спец. съёмником воспользоваться, для снятия опор) и уже выкрутив гайки, шаровую снять можно будет, учтите одно Но! Шаровые находятся в самом низу, поэтому со временем закисают и рукой их подцепить просто не получается (Когда откручено всё), в этом случае понадобится небольшой лом или же толстая мощная отвёртка!
Где находятся шаровые опоры?
В подвески классического автомобиля присутствуют такие элементы которых в передне приводных машинах нет, так в классике есть рычаги, а именно нижний и верхний рычаг, между которыми находятся пружины и амортизаторы, на данных же рычагах закрепляются ещё и шаровые опоры, одна шаровая располагается сверху, другая же шаровая находится внизу, обе они указаны стрелками на фото ниже:
Когда нужно менять шаровые опоры?
Шаровая опора состоит из пыльника (Так называемая резинка, указана она синей стрелкой) под которым находится вся сердцевина (Главная часть) шаровой опоры, если быть более точнее то там расположен шар который может перемещаться, кроме этого туда набита ещё и смазка, так вот это главная часть у шаровой опоры и если внутри всё разобьётся или попадёт грязь, то такая опора будет подлежать сразу же замене, иначе колёса как мы уже сказали будут заваливаться уже при наезде на небольшую яму, что очень опасно при наезде на скорости на кочку и ещё кой что, изношенные опоры будут издавать различного рода звуки, в основном это стук и скрипы, поэтому если Вы начали слышать постоянно при езде что то из перечисленного, то в таком случаем займитесь проверкой шаровой опоры, это очень легко, главное чтобы инструмент нужный под рукой был (Как проверить опору, показано в видео-ролике в самом конце этой статьи).
1. Сперва поднимите автомобиль (Ту часть на которой будет производиться замена) и после чего открутите болты которые колесо крепят (см. «Снятие колёс на автомобиле»), перед вашими глазами будет две шаровых опоры, найдя каждую из них и разобравшись с тем какая будет подлежать замене, приступайте к работе, пару слов по нижней опоре скажем, если приняли решение её менять то ослабьте каким ни будь ключом гайку крепления пальца шаровой опоры на рычаге (см. фото ниже), взяв молоток произведите столько, сколько будет нужно ударов, по наружной поверхности рычага (До того пока палец у опоры ней выйдет из зацепления с рычагом, смотрите маленькое фото) и после этого нагрузите переднюю подвеску (Там где меняете опору, нагрузить подвеску – это значит, подложить что то под рычаг или под тормозной диск, доски например и снять после этого машину с домкрата тем самым подвеска будет нагружена) и отверните три гайки (Одна указана синей стрелкой) которые крепят шаровую (Во время отворачивания, болты этих гаек от проворачивания вторым ключом удерживайте) и после чего её полностью снимите с рычага автомобильного.
Примечание!
Чтобы проблем с шаровой не было и гайки все нормально выкрутились, рекомендуем перед началом работы очистить шаровую при помощи металлической щётки и в конце, нанести проникающую смазку WD-40 и тогда гайки более менее легко отвернуться!
2. С нижней опорой разобрались, теперь верхняя, если Вы не стали читать пункт 1 из-за того что там всё про нижнюю опору рассказывалось, то очень и очень зря, в общем этот пункт всё же прочтите (Обязательно) ну и в двух словах, верхняя опора снимается абсолютно точно так же как и нижняя, вся последовательность действий, все абсолютно идентично, только есть одно небольшое Но! Нагружать подвеску при замене верхней опоры нужно изначально, потом ослаблять гайку пальца, выбивать его (Ударами молотка по рычагу) ну и конечно же выкручивать гайки, которые крепят шаровую опору на верхнем рычаге автомобиля (Только это делать будет нужно, когда рычаг верхний вверх можно будет отвести, то есть после выбивания пальца из рычага, потому что так гораздо удобней будет).
Примечание!
Молотком нужно воспользоваться только в том случае, если спец. съёмника шаровых опор нет, если он есть то про молоток вообще можете забыть, сразу же выкручивайте гайку крепления пальца и при помощи съёмника, выпрессовывайте его из рычага, отвернув три гайки, снимите полностью шаровую опору с автомобиля!
Дополнительный видео-ролик:
Два очень поучительных и интересных ролика, мы закрепили чуть ниже, в одном из них рассказывается о том каким образом можно проверить шаровые опоры на исправность, а в другом показывается процесс по их замене.
Каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда в автомобиле слышны посторонние стуки и звуки, которые нехарактерны для исправных механизмов. Среди множества факторов, которые могут быть их причиной, особого внимания заслуживает износ шаровой опоры. Это самый распространенный случай появления шумов, требующий замены шаровой опоры транспортного средства, иначе последствия могут быть плачевными.
Шаровая опора
Рассматриваемый элемент автомобиля соединяет ступицу колеса и рычаг подвески, обеспечивая колесным парам возможность поворачиваться. Конструктивно данный узел состоит из корпуса, выполненного из прочного полимера, и пальца, по форме напоминающего гриб.
При выходе из строя шаровой опоры авто, можно обратиться за помощью к специалистам ближайшего автосервиса, или же заменить её своими руками нижнюю, так и верхнюю). В последнем случае вы сможете существенно сэкономить на услугах автомеханика.
Когда нужно менять шаровую
Профессионалы рекомендуют производить замену шаровой после прохождения автомобилем 100 000 км. Это оптимальный вариант, который не требует особых финансовых затрат, поскольку деталь не отличается сложным механизмом или конструкцией. Но это в идеале. В реальности, в силу плачевного состояния российских дорого и низкого качества используемых запчастей, замена шаровых шарниров производится намного чаще.
Услышав нехарактерные звуки автолюбителю необходимо выяснить причину их появления. Для того, чтобы убедиться в неисправности шаровой опоры, нужно снять блокировку руля, после чего покачать рулевое колесо в разные стороны резкими короткими движениями. Двигатель автомобиля в это время должен быть заглушен.
Если шаровая опора имеет существенные повреждения, то во время манипуляций с рулем будут слышны стуки. Тут нужно определить, с какой стороны они доносятся, чтобы понимать, какая опора имеет конструктивный дефект.
В случаях, когда износ незначителен, данный метод может не выявить неисправности. Тогда своими подозрениями лучше поделиться со специалистами техцентра, которые смогут проверить целостность каждой шаровой опоры, а также наконечников и рулевых тяг.