Посадка шкива на вал — как быть с люфтом?

Как увеличить диаметр вала двигателя

Засада по сборке вылезла. У китайцев диаметры валов посадочные в глухих игольчатых подшипниках меньше.

Погуглил — пишут через раз, что этот малый диаметр проблема китайских коробок.

Вот совет прошу, если заказать токарю на вал кольца с горячей посадкой, под старые подшипники, как выкрутиться с маркой металла/термообработкой, в Сочи токаря то найти проблема, не то что термичку и шлифовку.

Делаешь чертеж вала, отсылаешь проверенному токарю с термичкой А лучше, купи японца

Mower_man

Поршневую ставлю 72 сс, родная сносилась. Раз поршневая больше, поставить 4-х ступку самое оно, тем более копирный вал треснул.

Тут подумал, ща пойду гляну, а не поменять ли валы шлицевые, там только проточки новые сделать под разжимные шайбы, шестеренок то больше стало.

Вторичный вал оставлю родной Хондовский, только сделать проточку новую под пружинное кольцо, на вал переедут шестерни с китайского.

первичный вал, два варианта

1) проточить новую проточку на Хондовском вале, но расстояние между старой и новой под пружинное кольцо будет 1 мм. В принципе, это не должно сказаться никак.
придется подрезать по торцу еще шестеренку оригинальную (заодно с валом выполнена)

2) китайский вал, проточки не нужны, но как раз торец вала для игольчатого подшипника меньшее чем нужно, да еще и ступенькой. Тогда, если токарь сможет, конец вала надо обточить до 11 мм, напрессовать на горячую втулку, и проточить ее до 13 мм с полировкой и сталь нужна подкаленная, там явно не напильник по твердости, но надфилем не проверял.

Знал бы точно, что бронза смогла бы работать по игольчатому подшипнику — не парился бы, что токарь не возьмется, но.

Mower_man

Будут два родных хондовских шлицевых вала (вопрос с подшипниками отпадает) и комплект китайских шестерен с другими передаточными числами.

Впереди изобразить самодельный патрубок между ГБЦ и карбюратором или если повезет, с помойки купить похожее.

Mower_man

А китайские подшипники по наружному диаметру тоже меньше? Может их легче поменять, если они по посадочному подойдут.

vic06111979
Mower_man

На одометре 55 тыс км замерло, и японские роликовые еще живые, а китай роликовый сыпется говорят за 10 ткм не выхаживает.

Завтра посмотрим, что наваял токарь, лишь бы не запорол.

Движка простая как три рубля, посчитаю передаточные соотношения, потом будет уже выбор, какие брать, если эти не устроят. Разобрать собрать на второй раз — пол дня работы с пивом. Вот отмыть килограммы гуано изнутри и снаружи, зачистить, покрасить — это да, основной труд, нуднятина и медлено. Воьбще кайф получаю, не лазил в агрегаты лет 10, но руки помнят )) Появился веский повод купить еще инструментов в дом )))

Токарь не подвел, собралась коробочка.

Mower_man
vic06111979Вот и чудно. Главное, чтоб и ходовые испытания прошли успешно, а там и тест ресурса не за горами. Скоро весна.
Mower_man

quote: Изначально написано goust:
ты че там в механики подался? Посадка шкива на вал - как быть с люфтом?

в прошлой жизни автомехаником работал, и свой центнер гаек открутил и обратно прикрутил 101 кг )))

Сто лет не занимался подобной работой, многого инструмента не хватает, вместо динамометрического ключа по чутью кисти затягивать приходится, аж страдаю )) Но по кайфу.

Собрал картер, примерил горшок, опять двадцать пять. (( шатун длиннее чем надо на 1,5 мм. Придется деремелить прокладку из люмини проставочную под горшок, и да хрен с ней, два часа работы до идеала, но пойди купи кусок нужного размера и с первого раза. надо до всего 100х120. И уплотнительное кольцо масляного канала придется из шланга резать, еще и шланг найти надо правильного сечения и маслостойкий и не абы какой.

Поршень над зеркалом цилиндра на 0,2-0,3 торчит, прокладка под голову 1,5 мм — должно хватить с учетом обжатия.

Нахрена такую толстую прокладку?!
СС посадишь, ни мощи, ни динамики не будет

SDR
vic06111979

quote: Нахрена такую толстую прокладку?!

quote: шатун длиннее чем надо на 1,5 мм.

Верю, заведется и поедет.

Топливо на слух подбирать придется, скорее всего 92, а может 80 с учетом увеличения зазоров в прокладках, но не факт, надо детонацию слушать.

Вот только сомнения берут, а 125-ка кабовская, китайская не дешевле, бы, обошлась? В 2-а раза мощнее, ресурснее, того , что получилось, купить можно практически везде, да и по крепежу должна была подойти. Вот такой тюнинг, я бы понял. А по факту получили «колхоз».
ХЗ, конструкция, как себя поведет.

Заведется и поедет. Выбора у него нет.

В общем дело в поршне, есть два варианта на два варианта длины шатуна.

Пришлось померить дважды ход шатуна на двух цилиндрах и поршнях (50 сс и 72 сс), он одинаков 40,5 мм, как одинакова высота цилиндров — 67 мм.

Методом «настоятельного» (от — Я настаиваю!) подбора, продавец был оконфужен, но требуемый поршень нашел. И пометил разницу на упаковках в своем «зоопарке».

Но кольца опять блин не подходят со старого на новый, надо тоньше искать.

quote: Изначально написано Mower_man:
коротко — прокладка лишняя, сильно поспешил с ней.
Разобрался, когда цепь ГРМ на 82 не смог накинуть на звездочку головки а цепь 84 звена длиннее, чем надо и слабина натяжителем не выбирается.

В общем дело в поршне, есть два варианта на два варианта длины шатуна.

Пришлось померить дважды ход шатуна на двух цилиндрах и поршнях (50 сс и 72 сс), он одинаков 40,5 мм, как одинакова высота цилиндров — 67 мм.

Методом «настоятельного» (от — Я настаиваю!) подбора, продавец был оконфужен, но требуемый поршень нашел. И пометил разницу на упаковках в своем «зоопарке».

Но кольца опять блин не подходят со старого на новый, надо тоньше искать.

Насадка на вал электродвигателя из болта

Простейшую насадку – переходник на вал электродвигателя можно сделать из обычного болта за 15 минут. Для этого совершенно не нужны услуги токаря. Нужно просверлить ровное отверстие под вал – точно по центру болта. Подбираем сверло – чуть меньшего диаметра вала, чтобы его не увело в сторону, и зажимаем болт в патрон дрели, а сверло в тиски – или в другую дрель.

Резьбу болта – насадки желательно обернуть изолентой, чтобы не повредить ее при зажиме в патроне. Сверло старайтесь подобрать максимально близкое к диаметру вала, чтобы болт одевался вплотную и биение было минимальным. Для фиксации переходника, чтобы он не прокручивался, сверлим боковое отверстие и нарезаем резьбу подходящего диаметра.

Болт мастер взял старый советский, повидавший много гаек на своем веку, но по крепости стали с ним не сравнится ни один современный пластилиновый блестящий близнец. Не стал чистить его от ржавчины, а лишь обновил ветерану леркой резьбу. Современный металл очень мягкий и насадка из него долго не прослужит, поэтому у настоящего мастера в мастерской есть банка, или тазик с подобным богатством разного калибра.

Дальше – просто. Две шайбы, гайка и кусочек войлока от старых валенок. Чтобы придать войлоку круглую форму, прорезаем боковую канавку ножом, и по наметившейся линии срезаем остатки войлока ножницами. Если вам для полировки нужен широкий войлочный круг, его можно набрать, нарезав несколько тонких, и затем подровнять только уже не ножом, а крупным абразивным камнем.

Заметьте, никакого биения нет, а сам переходник легко снимается – поэтому их можно изготовить сразу несколько штук – как под полировку, так и под заточные абразивные круги. В следующем видео мастер покажет насадку с белым корундом, он мелкозернистый и отлично подходит для заточки ножей.

Смотрите ролик про насадку на электродвигатель.

Обозначение шлицевых эвольвентных соединений

Варианты условных обозначений эвольвентных шли­цевых соединений на чертежах показаны на рис 17.

Центрирование по боковым сторонам

Рисунок 17. Шлицевое эвольвентное соединение при центрировании по боковым сторонам зубьев.

Шлицевое эвольвентное соединение с D = 65мм; т = 3 мм, при центрировании по боковым сторонам зубьев с посадкой 9H/9g.

Центрирование по наружному диаметру:

Центрирование по внутреннему диаметру:

здесь: D=65, m=3, центрирование по внутреннему диаметру с посадкой H7/g6, посадки остальных поверхностей предусмотрены в табл.5.

Предельные значения радиального биения должны соответствовать значениям табл…., а ориентировочно это половина суммарного допуска

А еще интересно:  Как Поставить Шноркель На Карбюраторную Ниву

T ( т.е. Fr = 0,5 T ).

Пример выбора параметров эвольвентного шлицевого соединения.

Для подвижного шлицевого соединения D = 50 мм, с модулем т = 2 мм, без повышенных требований к соосности, выбрать геометрические параметры, определить предельные размеры вала и втулки, представить схему расположения полей допусков с оценкой предельных зазоров.

Принимаем центрирование шлицевого соединения по боковым поверхностям зубьев. По номинальному (исходному) диаметру соединения D = 50 мм и модулю т = 2 мм, по табл. 2 определяем число зубьев z = 24.

  • Геометрические параметры получаем в соответствии с табл. 1,
  • где:
  • для вала толщина зуба по делительной окружности
  • s =(π/2) m 2 Xm tgα,
  • здесь смещение исходного контура будет:

Xm=0.5(D — m z -1.1 m)

Xm=0.5 · (50 — 2·24 -1.1·2) = -0,1мм

  1. Теперь:
  2. s =(3,1415/2) · 2 2· (-0,1) · 0,5773
  3. s =3,1415 (-0,11547)=3,026мм
  4. для шлицевой втулки ширина впадины по делительной окружно­сти
  5. s=e=3,026мм
  6. диаметр окружности вершин зубьев:
  7. da =d-0,2m
  8. da =50-0,2·2=49,6 мм.
  9. диаметр окружности вершин зубьев втулки
  10. Da = D – 2m
  11. Da = 50 – 2·2 = 46мм.
  12. Диаметр делительной окружности вычисляем
  13. d = mz = 2·24 =48мм.

Принимаем плоскую форму дна впадины и согласно примечанию к табл. 4. определяем, диаметр окружности впадин вала

  • df тах = D­- 2,2т = 50 — 2,2·2 = 45,6 мм
  • Диаметр окружности впадины втулки будет
  • Df = D = 50 мм.

Учитывая заказанную подвижность соединения выбираем посадки с зазорами. на каждый размер шлицевых деталей по табл.4.

Для центрирования по боковым сторонам предусмотрены предпочтительные посадки 9H/9h и 9H/9g,больший зазор у 9H/9g, её принимаем и получаем формулу соединения.

По таблице приложения 22 выписываем параметры, для шлицевой втулки c полем 9H при D = 50 мм, и модуля т = 2 мм, ES= 71, ESe= 26, EI=0, для шлицевого вала c с полем 9g: es=-11, ese=-37, ei=-82.

Для большего диаметра примем посадку H16/d9 по таблице 4. Параметры шлицевой втулки по Df=50 ,будут определены по таблицам приложения: EI=0, ES= 1600, шлицевого вала по da= 49,6,es=-80,ei=-142.

Для меньшего диаметра по табл. 4 принимаем посадку H11/h16 определяя характеристики по таблицам допусков и посадок, приложения. Параметры шлицевой втулки при Da=46, будут EI=0, ES= 160, шлицевого вала при df= 45,6, es=0, ei=-1600мкм,

По полученным значениям отклонений не трудно получить предельные размеры поверхностей соединения. Результаты удобно представить в виде таблицы табл.6. Подсчитываем предельные размеры и допуски, занося в таблицу.

Таблица 6. Результаты.

  Параметр мм   Поле допуска Предельные отклонения мкм Предельные размеры мм   Допуск мм
ES (es) ESe (ese) EI (ei) max min
Шлицевый вал
s=3,026 9g -11 -37 -82 2,989 2,944 0.045
da=49,6 d9 -80 -142 49,520 49,458 0,062
df=45,6 h16 -1600 45,6 44,0 1,6
Шлицевая втулка
e=3,026 9H 71 26 3,097 3,052 0,045
Df=50 H16 1600 51,6 50,0 1,6
Da=46 H11 160 46,16 46,0 0,16

Схемы расположения полей допусков изображены на рис.9.

  1. Рисунок 18. Графическое представление посадок шлицевого соединения 65x3x 9H/9g Гост 6033-60
  2. Определяем наибольший Smax и наименьший Smin зазоры для посадки 9H/9g по боковым поверхностям зубьев:
  3. Smax =eimax — Smin = 3,097 — 2,944 = 0,153мм;
  4. Smin =eimin — Smax = 3,052 — 2,989 =0,063 мм.

Обозначения шлицевых соединений валов и втулок на чертежах

Обозначения шлицевых прямобочных соединений валов и втулок на чертежах должны содержать: букву, обозначающую поверхность центрирования; число зубьев и номинальные размеры d, D и b; обозначения полей допусков или посадок по диаметрам или по ширине b, помещенные после соответствующих размеров.

Примеры условного обозначения прямобочного шлицевого соединения с числом зубьев z = 8, внутренним диаметром d = 52 мм, наружным диаметром D = 58 мм, шириной зуба b = 10мм:

при центрировании по внутреннему диаметру d, с посадкой по центрирующему диаметру и по ширине зуба

– при центрировании по наружному диаметру, с посадкой по центрирующему диаметру и по ширине зуба

  1. Пример условного обозначения вала того же соединения при центрировании по внутреннему диаметру .
  2. Обозначения на чертежах шлицевых эвольвентных соединений валов и втулок должны содержать: номинальный диаметр соединения D; модуль m; обозначение посадки соединения (полей допусков вала и втулки), помещаемое после размеров центрирующих элементов; обозначение стандарта.
  3. Обозначение поля допуска ширины впадины втулки и толщины зуба вала состоит из числа, обозначающего степень точности, и буквы, обозначающей основное отклонение, например: 9H; 10p; 9n; 7f.
  4. Примеры условных обозначений:
  5. – эвольвентного шлицевого соединения с D = 50 мм; m = 2 мм при центрировании по боковым сторонам зубьев (по ширине зуба b), с посадкой по боковым поверхностям зубьев :
  6. 50×2× ГОСТ 6033-80;
  7. втулки того же соединения:
  8. 50×2×9H ГОСТ 6033-80;
  9. вала того же соединения:
  10. 50×2×9g ГОСТ 6033-80;
  11. – эвольвентного шлицевого соединения с D = 50 мм; m = 2 мм при центрировании по наружному диаметру Df, с посадкой по центрирующему диаметру :
  12. 50 × × 2 ГОСТ 6033-80;
  13. – втулки того же соединения:
  14. 50 × H7 × 2 ГОСТ 6033-80;
  • – вала того же соединения:
  • 50 × g6 × 2 ГОСТ 6033-80;
  • – эвольвентного шлицевого соединения с D = 50 мм; m = 2 мм при центрировании по внутреннему диаметру df, с посадкой по центрирующему диаметру :
  • 50 × 2 × ГОСТ 6033-80.
  • 4. Контроль шлицевых соединений

Контроль шлицевых прямобочных соединений.Шлицевые изделия контролируют дифференцировано (поэлементно) с помощью предельных калибров или универсальных измерительных средств отдельно по каждому параметру и комплексно (по всему контуру) – с помощью комплексных проходных калибров, выполняемых по подобию сопрягаемых деталей.

  1. Дифференцированный контроль шлицевых валов с прямобочным профилем по наружному и внутреннему диаметрам и толщине зубьев производится предельными скобами (рисунок а).
  2. Дифференцированный контроль шлицевых отверстий с прямобочным профилем по наружному и внутреннему диаметрам и ширине впадины производится предельными пробками (рисунок б).
  3. Все комплексные калибры являются проходными.
  4. Шлицевые изделия с эвольвентным профилем проверяются комплексными калибрами и дифференцировано предельными калибрами по следующим размерам: внутреннему диаметру отверстия, наружному диаметру вала, толщине зубьев у вала и ширине впадин у отверстия (втулки).

Контроль толщины зубьев валов и ширины впадин отверстий ГОСТ 6528-80 рекомендует производить путем измерения расстояния между измерительными роликами, закладываемыми в противоположные впадины . Допускается контроль толщины зубьев и ширины впадин предельными калибрами.

Подшипники шариковые радиальные однорядные (гост 8338-75)

  • Пример условного обозначения подшипника средней серии диаметров 3, узкой серии ширин, с d=30мм, D=72мм.
  • «Подшипник 306 ГОСТ 8338-75».
  • Особо легкая серия
  • Окончание табл. 61
  • Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
  • Сервис бесплатной оценки стоимости работы
  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Купить ГОСТ 6033-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Посадка шкива на вал — как быть с люфтом?

Rostaks 30.03.2022 — 01:24

ocherednoy
Шкив растачивать и втулить. Токарь желателен с руками и головой из нужных мест.

Отталкиваться надо от реалий, а они таковы, что хорошие токари повымирали вместе с динозаврами ещё (а вместе с ними вымерли и станки). Чтобы такой шкив расточить и завтулить не только нормальный токарь нужен, но и станок не убитый. А где найти и то и другое сразу? А если они есть, то цена за такую работу будет равнозначна цене нового колеса. Мне у нас в городе называли цену работы (небольшой вал с двумя посадочными под подшипник), которую я сам могу сделать за час, от 2000р без материала. А тут извините, колесо проточить с допуском, кулачки поменять, втулку с двумя допусками…Вам насчитают… Фольгу пожёстче и в размер подобрать. На Ганзе видел 0,2 продают (0,1 вроде тоже видел) Такой, как у ТС зазор, можно и штангелем прикинуть с обычным классом точности 0,05мм

vityuxa 30.03.2022 — 15:56

Джаш
Вам подавай «чистую»,»настоящую»,»возвышенную» любовь,Нееее.Нам лучше …уй в руках,чем пзда на горизонте.

Да не …Алибек, любовъ познавалась с 7 класса, в подвале, где в буру играли, на водопроводных шлангах! Ну и понеслось и в пивняке, и в сарае с курами, зимой в кочегарке… а ты о каком то возвышенном толкуешь! Ну а то что в руке… не спорю надежней, да и под рукой завсегда!!!

Посадка шкива на вал - как быть с люфтом?

Но токарь лучшее решение!

El Diesel 31.03.2022 — 18:07

где там три отверстия, транспортир и сверлильный?
подтверждает, не подтверждает… Вы сами попробуйте сделать то, что предложили ТСу…
grafolog рассверливал готовые пазы. попробуйте сделать такое без них. сверло либо уведет, либо закусит и сломает.
эту операцию можно попробовать проделать при плотной посадке шкива на вал, в данном же случае я бы даже пробовать не стал, без фрезера… и то не факт, что что-нибудь путное выйдет. просто попробуйте себе представить систему креплений и зажимов всего этого фестиваля 😊, чтобы и неподвижность обеспечить, и соосность…

А еще интересно:  Особенности замены замка зажигания в Ниве Шевроле: как поменять своими руками - Автомобильный журнал

Правила конструирования шлицевых соединений — inzhener-info

Правила конструирования шлицевых соединений

Правила конструирования шлицевых соединений.

В шлицевых валах наиболее напряженным является сечение А—А (рис. 599, а), в котором действуют полный крутящий момент, передаваемый соединением, и напряжения изгиба шлицев. Степень концентрации напряжений зависит от формы перехода от шлицев к валу.

Для снижения напряжений в этом сечении целесообразно увеличивать внутренний диаметр шлицев Dвн (вид б) на 15—20% по сравнению с диаметром d вала.

Равномерность нагрузки по длине шлицев сильно зависит от формы ступицы и вала. Следует избегать резких изменений сечений, а там, где они необходимы по конструкции, учитывать направление силового потока. Конструкция в насадной детали нецелесообразна. Нагрузка на шлицы передастся преимущественно в узле жесткости (участок перехода ступицы в диск); остальная часть шлицев нагружена слабо. Нагрузка на шлицы выравнивается, если диск перенести к переднему обрезу ступицы и сделать переход диска в ступицу более плавным (вид г).

Входные кромки шлицев как на валу, так и во втулке должны иметь фаски для облегчения монтажа во избежание концентрации силы на кромках, а также с целью предупреждения случайного забоя шлицев при монтаже, демонтаже и транспортировке.

Усиление шлицевых соединений

Снятие фасок на угловых кромках шлицев (рис. 600, а) недостаточно. Правильнее выполнять шлицы со скосом (вид б) под углом β = 15—30° так, чтобы наружный диаметр D1 фаски на ступице был несколько больше диаметра Dнар впадин шлицев, а внутренний диаметр d2 фаски на валу — несколько меньше диаметра dвн впадин на валу.

Заправка торцов шлицев

Наиболее целесообразно делать фаски или галтели по всему контуру шлицев (вид в). Эту операцию в массовом производстве выполняют на специальных заправочных станках.

Заправка торцов по контуру обязательна в шлицах, предназначенных для переключения (например, в муфтах сцепления).

Шлицы ступиц рекомендуется утапливать по отношению к торцу (вид г). Эта мера предупреждает забой шлицев, увеличивает прочность участка выхода шлицев и облегчает сборку, особенно при соединении тяжелых деталей в горизонтальном положении.

Если шлицевой вал имеет продолжение, то можно облегчить сборку, выполнив на ближайшей к шлицам части вала центрирующий поясок m (вид д) диаметром, несколько меньшим внутреннего диаметра шлицев.

Сила затяжки чаще всего воспринимается упорными буртиками на валу. Если необходим упор в сплошную кольцевую поверхность, то буртик делают на гладкой части вала (рис. 601, а); шлицы полного профиля заканчивают на расстоянии l от буртика.

Формы шлицев вала

Впадина на участке l1 выхода фрезы очерчена по эллипсу, малая ось которого равна Dфр, а большая Dфр·соs ϕ, где Dфр — наружный диаметр фрезы; ϕ — угол скрещивании, т. е. угол установки фрезы в плане относительно заготовки вала (рис. 602), определяемый из соотношения

Pravila konstr 4

где D0фр — средний диаметр зубьев фрезы; t — шаг фрезы.

Схема установки червячной фрезы относительно заготовки

По уравнению эллипса

Pravila konstr 6

где Н — высота шлицев.

Поскольку угол ϕ мал (обычно ϕ = 3—5°) и соs ϕ близок к единице, можно считать, что участок выхода очерчен дугой окружности диаметром Dфр. Тогда

Pravila konstr 7

Минимальное расстояние, при котором не происходит подрезания буртика,

Pravila konstr 8

где H1 — высота буртика.

Диаметр фрезы определяют по ГОСТ 9324—80 или по сортаменту червячных фрез, применяемых на заводе. Ориентировочно Dфр можно принимать равным диаметру вала.

Шлицы ступицы рекомендуется не доводить до начала подъема впадин, предусматривая страховочный зазор s = 1—2 мм (рис. 601), предупреждающий упор шлицев в днище впадин. Обычно с этой целью торцы шлицев скашивают под углом α = 15—20°, начиная от точки, соответствующей крайнему положению фрезы.

Для увеличения прочности шлицы отверстия на участке выхода соединяют с телом ступицы пологими переходами m (вид в).

Участок вала l (вид б) иногда используют для центрирования ступицы, выполняя на нем центрирующий поясок n (вид г), или для установки насадных деталей, например, подшипников качения (вид д).

В конструкциях, где наличие сплошной кольцевой опорной поверхности необязательно, буртики прорезают частично (вид е) или насквозь (виды ж, з), что позволяет приблизить шлицы ступицы вплотную к упорному буртику (вид и) и сократить тем самым общую длину шлицевого соединения.

На шлицевых валах, подвергаемых шлифованию по внутреннему диаметру или по боковым граням шлицев, гладкая поверхность вала для возможности обработки напроход должна быть расположена ниже впадин шлицев (вид к). Прочность таких шлицев на изгиб несколько меньше чем в конструкциях видов ж, з. При сквозном прорезании буртика применяют фрезу с повышенной высотой f режущих зубьев (вид ж). Для повышения прочности и стойкости зубьев высоту H1 буртика рекомендуется делать не больше 0,5H (рис. 603, виды в, б).

Обработка шлицев с прорезными упорными буртиками

У эвольвентных шлицев высота буртиков ограничена утонением шлицев к вершине (вид в). При угле исходного профиля α = 30° предельная высота буртика Н1 ≈ 0,5m (m — модуль) или ~0,25 высоты шлица; при α = 20° высота буртика H1 ≈ 0,6m или ~0,3 высоты шлица.

Для треугольных шлицев упор и прорезной буртик неприменим.

Плотное прилегание торца ступицы к упорному буртику вала обеспечивают фаской (рис. 604, а), выточкой (вид б) в ступице или канавкой на шлицах вала (вид в).

Упор буртиков шлицев

На чертежах шлицевых валов численное значение радиуса подъема впадины обычно не указывают, ограничиваясь надписью Rфр (рис. 605, а) и нанося длину L участка шлицев с полным профилем.

Нанесение размеров на чертеже шлицевого соединения

Если необходимо точно выдержать полную длину шлицев L l1, то наносят радиус фрезы или, предпочтительнее, указывают координату l’ точки выхода впадин.

У валов со шлифуемым внутренним диаметром или рабочими гранями шлицев указывают длину подлежащих шлифованию участков (рис. 605, б).

Длина l2 участка подъема шлицев должна быть достаточной для выхода шлифовального круга и определяется из соотношения

Pravila konstr 12

где Dкр — диаметр шлифовального круга; Н — высота шлицев.

Помимо упора в буртик, применяют другие способы. Упор на штифт, запрессованный в вал (рис. 606, а), не позволяющий осуществить силовую затяжку, применим только в слабонагруженных соединениях. Целесообразнее конструкции с упором в кольцевой стопор прямоугольного (вид б) или круглого (вид в) сечения, заведенный в выточку в шлицах или цилиндрической части вала.

Способы упора в шлицевых соединениях

В конструкции (г) на участке выхода шлицев проточена кольцевая канавка. Шлицы ступицы упираются в стенку канавки. При этом способе сильно снижается прочность шлицев вала на изгиб.

В конструкции (д) упор воспринимает шлицевая шайба 1, заводимая в кольцевую канавку шлицев вала (вид д, I). Шайбу надевают через шлицы вала, проворачивают в канавке так, чтобы ее шлицы стали против шлицев вала, и фиксируют в этом положении выступающими за торец ступицы удлиненными концами 2 шлицев ступицы (вид д, II).

На виде (е) показан пример использования шлицевой шайбы 3 для крепления двух насадных деталей на валу. Ступицы деталей стягивают винтами, которые одновременно фиксируют угловое положение шайбы в канавке (шлицами против шлицев вала). Затяжки соединения эта конструкция не обеспечивает.

Надежную фиксацию обеспечивает упор шлицев отверстия на участки n подъема впадин вала (вид ж). Для того чтобы упор распространялся на всю окружность, необходимо на последней стадии фрезерования шлицев дать валу несколько оборотов при выключенной продольной подаче.

Осевое положение ступицы на валу при этом способе упора зависит от диаметра фрезы и угла фаски на упорном участке шлицев ступицы. Для повышения точности осевой фиксации и уменьшения растягивающих напряжений в ступице целесообразно принять наружный диаметр фаски (рис. 607, а, точка л) равным диаметру D шлицев, а внутренний (точка м) расположить на расстоянии 0,5H от наружного диаметра D, где Н — высота шпицев.

Pravila konstr 14

Угол θ наклона фаски целесообразно делать равным среднему углу наклона профиля шлицевых впадин на участке л—м выхода шлицев вала (рис. 607, б). Тогда осевое положение ступицы определяется координатой l1 точки (л) выхода шлицев, подсчитываемой по уравнению (161).

Угол θ находится их соотношения cos θ = 1—1,5H/Dфр.

Нерабочий участок (м—н) шлицев ступицы (рис. 607, а) следует срезать под углом θ1, определяемым из соотношения cos θ1 = 1—Н/Dфр.

Значения θ и θ1 в зависимости от Н/Dфр показаны на рис. 608.

Pravila konstr 15

В крупношлицевых соединениях шлицы облегчают с помощью продольных выемок на нерабочих поверхностях (рис. 609), для чего режущим зубьям червячных фрез и протяжек придают специальный профиль. Прочности шлицев выемки не снижают.

Облегченные шлицы

Применение

Изготовление эвольвентных шлицев требует высокой точности. Нарезание зуба по втулке выполняется в основном протяжкой. Остальные способы дают меньшую точность и большую шероховатость поверхности. Часто производится ручная доводка по шаблону зачистка выступов.

Сложность обработки оправдывается применением шлицевых соединений с эвольвентным профилем в узлах с динамическими и переменными нагрузками. Например, в полых валах клетей прокатных станов, редукторах крупногабаритных строгальных и фрезерных станков, грузоподъемных механизмов, поднимающих вагонетки на доменные печи.

А еще интересно:  Дым из выхлопной трубы, белый, черный, синий, сизый, причины

  Станок свч для натяжных потолков

Кроме принятых стандартов на эвольвентные соединения по ГОСТ, имеются и другие исполнения деталей.

Например в немецких станках встречается din параметры по стандартам, разработанным германским институтом стандартизации.

На машинах, изготавливаемых на экспорт, встречается маркировка эвольвентных соединений с ссылкой на ISO – международный стандарт.

В обсуждениях автомобилистов часто можно услышать asa 24 48. Такую маркировку имеют эвольвентные шлицевые соединения на карданных валах. Встречаются они у переднеприводных фиатов, изготовленных по старым стандартам.

В настоящее время на передние карданы делается эвольвентный шлиц по ГОСТ 6033-80 или отраслевому стандарту ОСТ 1 00086-73. Старый стандарт актуален и сегодня. По нему работают многие машиностроительные и автомобилестроительные предприятия.

Расчет соединений

Расчет прямобочных шлицев и таблица нормированных размеров заложена в ГОСТ 1139-80. Для эвольвентных шлицевых соединений применяется ГОСТ 6033-80. В нем предусмотрена посадка по наружному диаметру и боковой поверхности.

Центрирование по внутреннему радиусу эвольвентных соединений используется только для теоретических расчетов. Практическое изготовление таких эвольвентных соединений очень сложное, требует специальной доводки шлифовкой до нужных размеров и форм зуба.

  • Посадка при центрировании по наружному диаметру:
  • Df – размер по вершине зуба;
  • da –размер наибольший по втулке.
  • Для использования в качестве центрирующей боковой эвольвентной поверхности:

Перед тем как определить модуль, рассчитывается номинальный диаметр вала и выбирается ближайший нормализованный. Затем проводится проверочный расчет, подтверждающий правильность выбора эвольвентного соединения.

В таблице нормализованных эвольвентных валов имеются 2 вида цифр. Жирным шрифтом или цветом выделяются предпочтительные значения модуля для различных диаметров. Например, не рекомендуется к исполнение минимальный модуль для данного диаметра и максимальный по значению.

Сами значения диаметров также расположены в 2 ряда. Размеры из первого предпочтительнее. Они широко применяются, проще в обработке, имеется набор стандартного инструмента, используемого для нарезки зубьев.

Детали из первого ряда обеспечиваются стандартизированными кольцами, крепежом и другими деталями для сборки узла.

  1. Расчет на сечение эвольвентного соединения, определение радиуса вала, делается по наименьшему диаметру на крутящий момент, прочность на изгиб и динамические нагрузки. Расчет номинального диаметра соединения производится по формуле:
  2. Где D – наружный диаметр;
  3. Dɑ – номинальный диаметр;
  4. При центрировании эвольвентного соединения – боковой поверхности
  5. с учетом зазоров

Угол профиля зуба зацепления эвольвентного соединения по ГОСТ 30°, в случае выполнения по Отраслевому Стандарту допускается наклон эвольвенты 20°. Такое зацепление встречается в старом оборудовании отдельных предприятий, работающих по отраслевым стандартам тяжелого машиностроения.

При проведении расчетов на прочность зуба по сечению, построение эвольвенты и расчет нагрузок на шлицы осуществляется по методике для прямозубых зацеплений. Вводится корректирующий коэффициент, поскольку рабочая площадь больше.

Одновременно и постоянно взаимодействуют под нагрузкой все зубья. Погрешность исполнения при обработке не может обеспечить одинаковое соединение практически всех боковых поверхностей.

Вводится расчетный коэффициент 0,75 при центрировании по боковой поверхности с точностью исполнения по 9 и 8 квалитетах.

Установка втулки( )

Fleetwood 09.02.2005 — 04:37

Расточить дома можно так: берешь гвоздь (сотку или больше), головку нах, зажимаешь в тисках и делаешь ножовкой пропил с на 10-15 мм. Отрываешь шкурку (не очень крупную) полоской в 10-15 мм. шириной и длинной ~100 мм., вставляешь в пропил и накручиваешь так, чтобы при вращении внутри втулки не разматывалась. Гвоздь с наждаком в дрель, втулку обернуть, чтоб не царапать, и в тиски. И давай сувать туда-сюда-обратно. Контролировать процесс штангелем. Так можно немножко подогнать размер и заодно подшлифовать. И, по моему мнению, лучше иметь возможность снять быстро и вернуть ствол в исходное состояние.

Марципам 09.02.2005 — 05:07

Fleetwood
Расточить дома можно так: берешь гвоздь (сотку или больше), головку нах, зажимаешь в тисках и делаешь ножовкой пропил с на 10-15 мм. Отрываешь шкурку (не очень крупную) полоской в 10-15 мм. шириной и длинной ~100 мм., вставляешь в пропил и накручиваешь так, чтобы при вращении внутри втулки не разматывалась. Гвоздь с наждаком в дрель, втулку обернуть, чтоб не царапать, и в тиски. И давай сувать туда-сюда-обратно. Контролировать процесс штангелем. Так можно немножко подогнать размер и заодно подшлифовать. И, по моему мнению, лучше иметь возможность снять быстро и вернуть ствол в исходное состояние.

Да, в домашних условиях -это хороший способ.
На мой взгляд лучше доводить притиром с доводочной пастой, во-первых чистота лучше, а во-вторых геометрия отверстия не нарушается

Характеристика соединения

Шлицевые эвольвентные соединения на практике доказали свою надежность и прочность. Основание зуба шире и его не смогут сломать даже динамические нагрузки. Смятие происходит только при очень больших перегрузках, поскольку по эвольвенте площадь контакта – рабочая, больше, чем у других видов шлицов.

В отличие от прямых шлицов, которые рассчитываются на смятие и проверяются на срез, эвольвентный профиль имеет большую площадь контакта, и расчет на прочность производится на срез, затем делается проверка на смятие.

Чаще всего основным параметром выбора типа соединений эвольвентных является наименьший в сечении размер вала. Именно он испытывает наибольшие нагрузки.

Крутящий момент, динамические удары, вибрация, которые он способен выдержать, не критичны для зубьев.

Чертеж эвольвентного шлицевого вала совпадает с изображением зубчатой шестерни того же радиуса и модуля. Нарезка производится на одном оборудовании червячными фрезами. В отличие от прямобочных шлицев, когда для каждого диаметра вала необходимо подбирать свой инструмент, эвольвентные зубья выполняются одной фрезой с соответствующим модулем.

  Тип патрона sds plus что этоШлицы эвольвентные: обозначение, расчет, ГОСТ, черчение

В обозначении шлицевого эвольвентного соединения свои отдельные маркировки имеют обе сопрягаемые детали:

Шлицевые зубчатые эвольвентные соединения центрируются по эвольвентной поверхности зуба, реже по наибольшему диаметру. Центровка по внутреннему размеру по впадине эвольвентного зуба на практике не осуществляется. Обозначение свое имеют шлицевые соединения каждого вида центрировки по:

  • боковым поверхностям – D×m×9H/9g ГОСТ 6033-80;
  • наружному диаметру – D×H7/g6 ГОСТ 6033-80;
  • внутреннему –iD×m×H7/g6 ГОСТ 6033-80.
  • D – наружный диаметр, который имеют эвольвентные валы до нарезки зуба;
  • i – обозначает центрировку по внутреннему размеру эвольвентного соединения;
  • H и g, с соответствующими цифрами – класс точности обработки.

Можно встретить таблицу размеров на шлицы эвольвентные с din параметрами. Это означает, что соединение сделано по нормативам немецкого института стандартизации. Они частично соответствуют международному стандарту ISO, имеют переводные таблицы.

Кроме неподвижных соединений, изготавливаются скользящие. В них втулка перемещается вдоль вала, и входит в зацепление с различными колесами в коробке передач. Для этого с торца по эвольвенте делается срез на конус – заходная фаска для включения эвольвентного шлицевого соединения.

В неподвижных соединениях только снимаются острые углы, и втулка запрессовывается на вал.

Центрирование и посадки

  1. Если шлицевое эвольвентное соединение центрируется по наружному радиусу, по формуле рассчитываются основные размеры:
  2. где d – диаметр делительной окружности;
  3. m – модуль зуба выла и впадины втулки;
  4. z – число зубьев.
  5. Расчет номинальной делительной окружности для настройки инструмента рассчитывается по формуле:
  6. s =е=0,5π m 2х m tg α;
  7. s – номинальная делительная окружность на валу;
  8. e – делительная окружность по впадине втулки;
  9. x – смещение формы исходного контура;
  10. ɑ – угол наклона эвольвенты зуба, для шлицевых соединений он равен 30°.
  11. На эвольвентные шлицы рассчитывается размер смещения от исходного контура:
  12. И номинальный размер по впадинам втулки равен максимальному диаметру при центрировании по нему:
  13. При центрировании по боковым поверхностям зубьев:
  14. da – номинальный диаметр вала, вершин зубьев;
  15. D – наружный размер впадины втулки;
  16. Допуск на нецентрированные размеры зависит от типа термической и поверхностной обработки и определяется по таблице предельных отклонений, которая имеется в ОСТ 1 00086-73
  17. На сборочном чертеже они указываются формулами, например узел прибора и деталями в соединении: вала с диаметром делительной окружности 4 мм и модулем зуба 0,5.
  18. При центрировании по наружному диаметру –
  19. При центрировании по боковой поверхности эвольвентного соединения –
  20. Где – 8 число зубьев;
  21. S4 – коэффициент, учитывающий исполнение по форме эвольвенты.
  22. В технической сопроводительной документации указываются характеристики на шлицы:
  23. На чертеже детали обозначение обозначение для вала:
  24. Аналогичное значение для отверстия втулки:
  25. Все обозначения приведены для соединения с наружным диаметром вала 6 мм.
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.