Нива 21214, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости —

Основные особенности двс

Силовой агрегат оснащается микропроцессорной схемой управления. Иными словами, мотор оснащен системой распределительного впрыска, характеризующийся функцией обратной связи. Именно благодаря этому воедино объединены подсистемы зажигания и питания. Для управления этими узлами применяется специальный блок, на который поступают сигналы о состоянии мотора от регуляторов, следящих за рабочими параметрами того или иного узла.

Впрыск считается распределенными потому, что для каждого цилиндра бензин попадает с помощью определенной форсунки. Сама схема впрыска дает возможность уменьшить уровень токсичности газов. Микропроцессорная схема с контроллером BOSH дает возможность обеспечить все нужные нормы токсичности в соответствии со стандартом Евро 2. В самой схеме применяется синхронный метод подачи топлива.

https://www.youtube.com/watch?v=Ghzz6V5Ht3k

Сами форсунки активируются по парам и по очереди — сначала первого и четвертого цилиндров, после того, как коленвал повернется на 180 градусов — второго и третьего цилиндров. Это значит, что так или иная форсунка активируется однажды за оборот коленвала, то есть дважды за полный рабочий цикл мотора (автор видео — Любитель Автомобилей).

Для того, чтобы уровень токсичности соответствовал стандарту Евро 4, на внедорожнике может быть реализован метод фазированного впрыска. В данном случае силовой агрегат будет оборудован датчиком фаз. Датчик фаз определяет момента конца такта сжатия в первом цилиндре, а само топливо передается по форсункам в определенном порядке.

Двигатель

1 — указатель уровня масла;

3 — пробка сливного отверстия поддона картера;

4 — масляный насос;

5 — шестерня трансмиссии масляного насоса;

6 — ведущий ролик масляного насоса;

7 — вкладыш коренного подшипника коленчатого вала;

8 — коленчатый вал;

9 — передний сальник коленвала;

10 — гайка крепления шкива;

11 — шкив коленчатого вала;

12 — ремень привода насоса охлаждающей жидкости;

22 — шестерня распределительного вала;

23 — корпус подшипника распредвала;

24 — распределительный вал;

25 — клапанные пружины;

26 — крышка ГБЦ;

27 — крышка маслозаливной горловины;

28 — рычаг клапана (коромысла);

29 — регулировочный болт;

38 — крышка коренного подшипника;

40 — блок цилиндров;

41 — крышка картера сцепления;

42 — поддон картера.

Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним распредвалом. Топливная система — карбюратор. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, считая от шкива коленвала.

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех резинометаллических упругих подшипниках.

С правой стороны двигателя (по направлению к автомобилю) расположены: впускной патрубок и выпускной коллектор с системой рециркуляции выхлопных газов, генератор, термостат, стартер (на корпусе сцепления), карбюратор и воздушный фильтр. Корпус. Слева: датчик распределителя (трамблера), свечи зажигания и высоковольтные кабели, указатель уровня масла, масляный фильтр, топливный насос, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла. Спереди: насос охлаждающей жидкости и привод генератора (клиноременной), вентилятор нагнетателя.

Блок цилиндров отлит из специального низколегированного чугуна, цилиндры просверливаются непосредственно в блоке. Номинальный диаметр 82 мм, при ремонте его можно увеличить на 0,4 или 0,8 мм. Класс цилиндра обозначается латинскими буквами на нижней плоскости блока в соответствии с диаметром цилиндра в мм: A — 82.00-82.01, B — 82.01-82.02, C — 82.02-82, 03, D — 82, 03-82.04, Э — 82.04-82.05. Максимально допустимый износ цилиндра 0,15 мм на диаметр.

Внизу блока цилиндров расположены 5 опор коренных подшипников со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия в подшипниковом блоке цилиндров обрабатываются с установленными крышками, поэтому крышки не являются взаимозаменяемыми и обозначены опасностями на внешней поверхности, чтобы их можно было различить.

Задняя опора оснащена посадочными местами для упорных полуколец, предотвращающих осевое перемещение коленчатого вала. Спереди установлено сталеалюминиевое полукольцо (белое), а сзади — металлокерамическое (желтое). В этом случае канавки на них должны быть обращены к коленчатому валу.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников выполнены из тонкостенного стали-алюминия. Вкладыши верхних коренных подшипников (устанавливаются в блоке цилиндров) 1, 2, 4 и 5 подшипников — с проточкой на внутренней поверхности. Нижние вкладыши коренных подшипников и верхние вкладыши третьего подшипника не имеют канавки, как и вкладыши шатуна.

Доступны ремонтные вкладыши для пальцев коленчатого вала, уменьшенные на 0,25, 0,5, 0,75 и 1,00 мм. Расчетный номинальный диаметральный зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами подшипников должен составлять 0,026–0,073 мм для коренных подшипников, 0,02–0,07 мм для шатунных подшипников, максимально допустимый зазор между штифтами и кожухами должен составлять 0,15 мм и 0,1 мм соответственно.

Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного чугуна, имеет 5 основных штифтов и 4 шатуна. Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми за одно целое с валом (полный противовес). Для подачи масла из основных газет к шатунам просверливаются каналы, закрываются запрессованными и заглушками.

Эти каналы также служат для очистки масла: под действием центробежной силы твердые частицы и смолы, прошедшие через фильтр, выбрасываются к крышкам. Поэтому при ремонте вала и балансировке обязательно очищайте каналы от скопившихся отложений. Заглушки нельзя использовать повторно: их заменяют на новые.

На переднем конце (наконечнике) коленчатого вала на сегментной шпонке установлены шестерня для привода распределительного механизма и шкив для привода генератора и насоса охлаждающей жидкости. Шкив зажат между гайкой на переднем конце вала и звездочкой.

На ее поверхности установлен передний сальник коленвала, установленный в крышке распредвала трансмиссии, отлитой из алюминиевого сплава. Задний сальник запрессован в держатель, также отлитый из алюминиевого сплава, который крепится к заднему концу блока цилиндров.

Маховик крепится к фланцу коленчатого вала шестью самостопорящимися болтами через общую шайбу. Он отлит из чугуна и имеет штампованный стальной венец для запуска двигателя стартером. Маховик установлен так, чтобы коническое отверстие возле его короны было напротив шатунной шейки 4-го цилиндра — это необходимо для определения ВМТ после сборки двигателя.

Шатуны — стальные, сечение I, обработанные вместе с крышками. Чтобы не перепутать крышки при сборке, на них, а также на шатунах нанесен номер цилиндра (он должен быть с одной стороны шатуна и крышки). В отверстия нижней головки шатуна запрессовываются специальные болты; при разборке их нельзя выбрасывать из головы.

В верхнюю головку шатуна запрессована втулка сталь-бронза. По диаметру шатуны делятся на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса проштампован на крышке шатуна. Кроме того, шатуны делятся на классы по весу, который маркируется краской или буквой на крышке шатуна. Все шатуны двигателя должны быть одной весовой категории.

Поршневой палец изготовлен из стали, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно вращается в бобышках поршня и в головке поршня), от падения он защищен двумя упругими стопорными кольцами, размещенными в канавках бобышек поршня. По внешнему диаметру различают три класса пальцев (каждый по 0,004 мм), которые маркируются краской: 1 — синие (самые тонкие), 2 — зеленые, 3 — красные.

Поршень изготовлен из алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет сложную форму: в продольном сечении она коническая, а в поперечном — овальная. В верхней части поршня имеется три канавки для поршневых колец. В канавке скребкового кольца имеются отверстия для подачи масла, собранного с кольца, от стенок цилиндра к поршневому пальцу.

По внешнему диаметру (измеренному в плоскости, перпендикулярной оси пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня) поршни, как и цилиндры, делятся на 5 классов (буквы внизу). Диаметр поршня в мм (для номинального размера): A — 81.965-81.975, B — 81.975-81.985, C — 81.985-81.995, D — 81.995-82.005, E — 82.005-82.015.

Запасные части поставляются с поршнями классов А, С и Е (номинальные и межремонтные размеры), чего вполне достаточно для подгонки поршня к цилиндру: расчетный диаметральный зазор между ними составляет 0,025-0,045 мм и максимально допустимый зазор при износе это 0,15 мм.

При этом не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без отверстия: канавка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может быть немного выше старого и кольцо может сломать «ступеньку» образуется в верхней части цилиндра при ношении.

По диаметру отверстия (в мм) для пальца поршни делятся на 3 класса: 1 — 21.978-21.982, 2 — 21.982-21.986, 3 — 21.986-21.990. Номер класса также проштампован на головке поршня. Новый поршневой палец, поршень и шатун должны быть одного класса. При замене подбираются детали: палец, смазанный моторным маслом, должен от усилия руки входить в отверстие в поршне и верхней головке шатуна и не падать с них под собственным весом.

Поршни двигателя 21213 выпускаются в одной весовой категории, поэтому их отдельно выбирать не нужно.

Поршневые кольца расположены в канавках поршня. Два верхних кольца представляют собой компрессионные кольца. Они предотвращают утечку газа в картер и способствуют передаче тепла от поршня к цилиндру. Нижнее кольцо — маслосъемник. Масло, собранное со стенок цилиндра, направляется в отверстия под штифт и служит для смазки штифта.

Зазор по высоте между поршневыми кольцами и поршневыми канавками измеряется серией щупов. Номинальный зазор: для верхнего компрессионного кольца — 0,04–0,07 мм, для нижнего — 0,03–0,06 мм, для скребкового кольца — 0,02–0,05 мм. Максимально допустимый износ игры — 0,15 мм.

Головка блока цилиндров — это алюминиевый сплав, общий для всех четырех цилиндров. Он центрируется на блоке цилиндров двумя втулками и фиксируется 11 болтами. Если длина стержня болта превышает 120 мм, его необходимо заменить на новый. Между блоком и головкой устанавливается безусадочная прокладка, армированная металлом. Его повторное использование не допускается.

В верхней части головки блока цилиндров на девяти шпильках закреплен алюминиевый корпус подшипника распределительного вала. Он центрируется на двух втулках, установленных на крайних штифтах.

Распредвал — чугун, чугун, пять подшипников, с выбеленными кулачками; приводится в движение двухрядной цепью от звездочки коленчатого вала. Осевое перемещение ограничено упорным фланцем, который входит в канавку шейки переднего подшипника вала. Для правильной установки распредвала относительно коленчатого вала на звездочках есть метки.

Если метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на крышке привода распределительного вала, метка на звездочке распределительного вала должна совпадать с буртиком на корпусе подшипника. Звездочка распределительного вала устанавливается только в одном положении и затягивается болтом держателя и стопорной шайбой. Антенна последней входит в отверстие шестерни, а боковая часть загибается за край гайки.

А еще интересно:  Замена поршневой lada 2121 4x4 2121 (ваз нива) своими руками

Седла и направляющие клапана выполнены из чугуна, запрессованы в головку блока цилиндров. Запасные части комплектуются ремонтными втулками с внешним диаметром увеличенным на 0,2 мм. Отверстия во втулках окончательно обрабатываются разверткой после запрессовки.

Диаметр посадочного отверстия втулок впускных клапанов 8,022-8,040 мм, выпускных клапанов 8,029-8,047 мм. На внутренней поверхности втулок для смазки выполнены канавки: для втулок впускных клапанов — по всей длине, для выпускных — до половины длины отверстия.

Клапаны — стальные; отвод — с головкой из жаропрочной стали с приварной фаской. Они расположены в ряд, наклонно к плоскости, проходящей через оси цилиндров. Диск впускного клапана шире (37 мм), чем выпускного клапана (31,5 мм). Управление клапанами осуществляется от кулачков распределительных валов через рычаги («коромысла»).

Один конец рычага опирается на шаровую головку регулировочного болта, а другой воздействует на конец штока клапана. Рычаги прижимаются к головкам болтов пружинами, входящими в паз на головках рычагов. Клапан закрывается за счет действия двух противолежащих винтовых пружин, установленных соосно (соосно).

Нижними концами они опираются на опорные шайбы, а верхними концами — на пластину, которая фиксируется двумя коническими трещинками, входящими в канавку на конце штока клапана. Зазор в срабатывании клапана (0,15 мм на входе и 0,20 мм на выходе) регулируется путем закручивания или откручивания регулировочного болта, который после регулировки фиксируется контргайкой.

Для уменьшения вибрации цепи привода ГРМ на ее левом ответвлении между звездочкой ведущего вала масляного насоса и звездочкой распределительного вала на двух болтах установлен пластиковый амортизатор. Для предотвращения падения цепи в картер при снятии звездочки распределительного вала справа от звездочки коленчатого вала в блок цилиндров ввинчивается стопорный штифт.

Правая сторона цепи натягивается полуавтоматическим пружинным натяжителем, установленным на двух штифтах в головке. Чтобы натянуть цепь, ослабьте накидную гайку натяжного ролика и проверните коленчатый вал двигателя. В этом случае поршень натяжителя под действием пружины входит в контакт с резино-металлическим башмаком, натягивая цепь.

После регулировки гайка затягивается. Толчки и небольшие колебания цепи при работе гасятся за счет плунжерного устройства натяжителя, обеспечивающего прогиб ее хвостовика под нагрузкой 0,2-0,5 мм. Башмак натяжителя вращается на оси, вкрученной в блок цилиндров.

Приводной вал масляного и топливного насосов и распределитель зажигания также приводятся в движение цепью привода ГРМ. Крепление его звездочки аналогично креплению звездочки распределительного вала. Размеры звездочек тоже такие же.

Ролик вращается во втулках блока цилиндров, он удерживается от осевых перемещений упорным фланцем, который входит в канавку на его передней шейке. Звездочка ролика входит в зацепление со звездочкой привода масляного насоса и распределителем зажигания, установленными вертикально во втулке в пазу блока цилиндров.

Масляный насос — шестеренчатый, одноступенчатый, с редукционным клапаном; установлен в корпусе, закрепленном на нижней части блока цилиндров. Впускная трубка сплавляется за одно целое с нижней частью корпуса и закрывается формованной перфорированной сеткой для грубой очистки масла от механических примесей.

Номинальные зазоры: между зубьями шестерен — 0,15 мм, между шестернями (по внешнему диаметру) и стенками корпуса насоса — 0,11-0,18 мм, между торцами шестерен и плоскостью корпуса — 0,066–0,161 миллиметра. ; предельные зазоры, соответственно, составляют 0,25 мм, 0,25 мм и 0,20 мм (измерены с помощью набора датчиков).

Смазка двигателя — комбинированная: коренные и шатунные подшипники, пары «опора — штифт распредвала», роликовые подшипники (втулки) и шестерни привода масляного насоса смазываются под давлением; распылением масло подается на стенки цилиндров (помимо поршневых колец и пальцев), на пару «распредвал — рычаг» и на стержни клапанов;

Система вентиляции картера — закрытая, принудительная, с отсосом газа через маслоотделитель.

Системы подачи топлива, охлаждения, выпуска и зажигания описаны в соответствующих разделах.

О том, как выбрать будильник, читайте здесь.

Снимаем обшивку двери. Устанавливаем в дверь электроприводы (фото 1).

Просверливаем отверстия в стойках и дверях (фото 2) под кабельные вводы для протягивания кабелей в салон.

Устанавливаем под капот сирену (фото 3) и кнопку (концевой выключатель) (фото 4). Закрепляем датчик температуры (фото 4).

Приклеиваем антенну к лобовому стеклу (фото 5). Как вариант, чтобы не просверливать отверстия, можно закрепить светодиод между опорой и панелью (фото 6).

Заземление можно подключить под гайку за панелью приборов (фото 7). Подключаем поворотники на разъем панели приборов (синий, синий и черный провода (фото 8)).

Подключаем тахометр (коричневый и красный (фото 9)) и ручник (коричневый и синий (фото 10)).

Соединяем дверные кнопки (черный и белый (фото 11)). Для снятия равномерного затемнения внутреннего освещения (вежливой подсветки) можно перекусить провод на блоке АПС (черно-белый (фото 12)).

Подключаем цепи питания автостарта к замку зажигания (красный стартер, густо синий зажигание, плюс постоянный розовый (фото 13)).

Видео «ваз замена датчика фазы»

В этом видео рассказывается о замене определителя фазы (автор ролика — Иван Васильевич).

Итак начнем с датчика положения коленчатого вала ДПКВ. (на фото выше)

Без этого крайне важного датчика и в случае его неисправности автомобиль просто не заведется. ДПКВ формирует сигналы на ЭБУ при помощи специального зубчатого диска, на котором при внимательном рассмотрении, можно увидеть как бы «недостающий» зуб, этот диск установлен непосредственно на коленвале.

Этот датчик работает в связке с регулятором холостого ходя, и определяет насколько открыта дроссельная заслонка. Если данный датчик начинает глючить или вообще выходит из строя, то устойчивого холостого хода нам не видать и обороты двигателя будут жить своей жизнью. Так же могут ощущаться провалы, двигатель будет тянуть рывками, в общем мало приятного.

Теперь нашему взору представлен датчик фаз, или Датчик положения распределительного вала ДПРВ.

Он определяет положение распредвала. Не применялся на 8 клапанных моторах ранних инжекторных ВАЗов. Участвует в формировании фазированного вспрыска, то есть работает в нужный момент нужная форсунка конкретного цилиндра. Если датчик неисправен, то система работает словно его нет, и подача топлива происходит в попарно-параллельном режиме, что приводит к перерасходу бензина со всеми вытекающими. То есть ездить можно, но не нужно, лучше заменить неисправный датчик.

Теперь рассмотрим Датчик Детонации ДД.

Он устанавливается непосредственно на блоке двигателя между третьим и вторым цилиндром. Бывает двух типов – резонансный и широкополосный. Эти два типа датчиков не взаимозаменяемы. Соответствует своему наименованию целиком и полностью, следит за детонацией двигателя и в зависимости от наличия и силы детонации помогает «мозгам» корректировать УОЗ (угол опережения зажигания). В случае выхода датчика из строя двигатель будет тупить и возрастет расход бензина.

Теперь перейдем ко всем нам хорошо знакомому датчику, который и в карбюраторных авто играл немаловажную роль – это датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ.

Контролирует температуру ОЖ, передает информацию об этом в ЭБУ, и тот, помимо включения-выключения вентилятора радиатора использует ее еще для массы нужд, начиная от работы клапана адсорбера и заканчивая регулировкой оборотов на холодном двигателе

Теперь следующий датчик – Датчик скорости.

Формирует импульсы в зависимости от скорости автомобиля, устанавливается на КПП, на всех инжекторных ВАЗах используются исключительно шести импульсные ДС. Помимо показаний спидометра и одометра влияет так же на смесеобразование, так что не пренебрегайте его исправностью.

Следующий в нашем мануале датчик – это датчик массового расхода воздуха ДМРВ.

Датчик играет весомую роль в работе двигателя, так что очень часто симптомами его неверной работы является плавающий холостой ход, неровная работа двигателя на малых оборотах, ухудшение тяги, в общем мало приятного. Расположен сразу после воздушного фильтра и контролирует количество воздуха забираемое извне.

Лямбда зонд или датчик концентрации кислорода

определяет количество кислорода в выхлопных газах, принимает активное участие в смесеобразовании двигателя. На евро-2 установлена 1 лямбда, на евро-3 уже две, но вторая не участвует в смесеобразовании а просто исполняет контролирующую функцию. При пробеге 80-100 тысяч километров вполне может выйти из строя или засориться и давать неверные показания, соответственно гарантировано ухудшение динамики двигателя и перерасход топлива.

данный датчик отвечает за стабильный холостой ход. Пропускает воздух в двигатель на холостых оборотах в обход ДПДЗ. Именно от него в первую очередь зависит стабильный ХХ на нужных оборотах, очень часто выходит из строя, так же очень большой процент брака среди новых датчиков.

Нива 21214, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости -
На современных автомобилях практически невозможно встретить механический привод для измерения скорости. В том числе и на Ниве 21213 на данный момент устанавливается без тросовый датчик скорости (ДС).

Это электронной устройство, которое считывает параметры работы двигателя, исходя из которых бортовой компьютер рассчитывает скорость автомобиля. Рассмотрим принцип действия данного датчика и возможные неисправности, возникающие во время его работы.

Замена датчика температуры lada 2131 (ваз 2131)

Датчик температуры охлаждающей жидкости на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 расположен на головке блока цилиндров и необходим для контроля температуры. Датчик представляет из себя цельный корпус, внутри которого имеется чувствительный элемент, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры окружающей среды, а значит по средством смены сопротивления, происходит смена силы тока в цепи питания указателя температуры на приборной панели в салоне автомобиля у водителя, тем самым осуществляется его информирование.

Для выполнения ремонтных работ потребуется стандартный набор инструментов, после чего проделайте следующую последовательность действий:

  • После чего вынимаем со своего посадочного гнезда вместе с уплотнительной медной шайбой.
  • Далее опускаем датчик в сосуд с водой и нагревая, контролируем прибором температуру и сопротивление. При нагреве сопротивление должно падать вплоть до нуля и наоборот при остывание оно возрастает.

На этом ремонтные работы по снятию и проверке датчика температуры охлаждающей жидкости на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 завершены. Выполните его замену, после чего установку проведите в обратной последовательности.

Устанавливаем датчик ваз 2131 в обратной последовательности. … Устройство карбюраторной и инжекторной системы питания нива 2131., Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Испытание на работоспособность

Самый эффективный способ проверки – это диагностика с помощью диагностического оборудования, в простонародье – «автосканер». Это наиболее точный способ для выявления любых неисправностей автомобиля, и здесь есть 2 варианта – ехать на сервис либо приобрести сканер для личных нужд.

Если ваш бюджет ограничен либо вы просто не хотите тратить больших сумм на приобретение устройства, то можем порекомендовать вам адаптер Корейского производителя Scan Tool Pro Black Edition.

Адаптер совместим с 99% авто, начиная с 1993 года выпуска, подключается по Bluetooth либо Wi-Fi к любому устройству на Android и iOS и Windows. Примечательным является тот момент, что, несмотря на свою невысокую стоимость в районе 2 – 2,5 тыс.руб. устройство видит не только двигатель, как большинство бюджетных адаптеров, но и другие узлы, и агрегаты автомобиля. Так же показывает работу всех имеющихся датчиков в вашем авто в режиме реального времени.

А еще интересно:  Шевроле Niva купить новый 2022 года у официального дилера в Москве, цены

Если подобных устройств у вас нет, а ближайший сервис очень далеко, то есть и другой способ проверки, в домашних условиях.

Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:

  1. Дайте двигателю остыть до 40—50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
  2. Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
  3. Отсоедините от термоэлемента колодку с проводами.
  4. Выкрутите деталь, пользуясь ключом подходящего размера.

Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.

Для проведения испытаний вам понадобится:

  • мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
  • небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
  • термометр со шкалой до 100 °С.

Термометр необходим, если вы хотите провести точные замеры сопротивления, сверяясь с эталонной таблицей для вашего автомобиля. Когда таблицы нет, то исправность детали проверяется без термометра по ее принципу работы: чем горячее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление на контактах.

Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.

А еще интересно: Датчик дождя ДДА15 на ВАЗ 2108-21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112, Шевроле Нива

Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.

Ищем самостоятельно причину, по которой плавают холостые обороты на ваз 21214

  • Первое на что рекомендую обратить внимание — датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или расходомер). Как проверить ДМРВ читайте в этой статье.
  • Вторым “подозреваемым” обычно становится регулятор холостого хода (РХХ), если после проверки расходомера вы ничего не обнаружили проверьте РХХ.
  • После этого осмотрите проводку датчика скорости (ДС). Как проверить и заменить ДС читаем тут.
  • Следующий датчик, который может вызвать плавающие холостые обороты — датчик положения коленвала (ДПКВ). Сам датчик вряд ли вышел из строя, скорее всего причина в проводке или фишке. Если не нашли ничего странного в проводке проверяем ДПКВ.
  • Дроссельный узел также часто может влиять на обороты холостого хода, поэтому не будет лишним проверить ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), а также саму дроссельную заслонку, возможно она нуждается в очистке. Как почистить дроссельную заслонку писал здесь.
  • Свечи, высоковольтные провода и модуль зажигания могут быть причиной проблемы с холостыми, поэтому первым делом проверьте высоковольтные провода, а после и свечи зажигания.
  • Плавают холостые обороты двигателя нередко по причине неисправного электромагнитного клапана холостого хода. Для проверки этого клапана снимите с него питание, затем включите зажигание и подключите провод питания к контакту на клапане. При этом вы должны услышать отчетливый щелчок, если этого не произошло подсоедините проводок к контакту, который соединен с “плюсовой” клеммой аккумулятора. Если даже при этом вы не услышали щелчок, можно сделать вывод, что клапан неисправен. Если щелчок был, но обороты двигателя плавают как и прежде, проверьте его жиклер.

Среди прочего проверьте в каком состоянии находится воздушный фильтр, возможно его необходимо заменить. Убедитесь, что система зажигания работает как следует, а также отсутствует подсос воздуха.

Если вышеописанные советы и рекомендации не дали результата или вы не уверены, в том, что сможете осилить подобную работу — обратитесь за помощью к профессионалам, специалисты быстро и точно установят источник неисправности и стабилизируют плавающие холостые обороты двигателя.

Спасибо за внимание, буду рад, если кому-то помогло. Если вам известны другие причины или способы проверки, вы смело можете дополнить эту статью используя форму комментариев. До новых встреч, берегите себя и свой автомобиль.

Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.

Полезное видео

В моделях с механическим вентилятором важно контролировать появление возможного люфта оси водяного насоса. При его наличии следует максимально быстро менять помпу.

Контакты везде проверял? Может, показометр плохо прикручен к плате? Венгерскую панель уже не найти — только если с разборки.

Кстати, а ты уверен, что при таких показаниях температура движка нормальная?

Алексей aka ALER.

Рег.: 06.12.2004 Тем / Сообщений: 628 / 51730

Контакты везде проверял? Может, показометр плохо прикручен к плате? Венгерскую панель уже не найти — только если с разборки.

Кстати, а ты уверен, что при таких показаниях температура движка нормальная?

Рег.: 06.12.2004 Тем / Сообщений: 4030 / 23190 Откуда: Москва Возраст: 65 Авто: 21214M, 2022 гв.

Это действительно везение!

Мне когда-то так же повезло: на первой Нивке через 400 км пробега после покупки сдох основной счетчик километража. В гарантийном сервисе Элекс-полюса меня поставили на очередь (двадцатым или тридцатым), и за год эта очередь не продвинулась ни на одного человека.

Это цепь начального возбуждения генератора. Он действительно сильно греется, были даже случаи самопроизвольного отпаивания этого резистора из-за перегрева припоя. Можешь поставить туда резистор помощнее того же номинала.

Указатели магнитоэлектрические (как обычный микроамперметр), но сильно задемпфированные.

Патрубок (тройник) выше термостата — хорошее место. Именно туда у инжекторных Нив поставлен датчик температуры для контроллера. Но конструкция этого датчика другая, поэтому не пытайся найти этот тройник от 21214: я не уверен, что в него встанет родной датчик 21213, а у инжекторного — совсем другое сопротивление, на пару порядков выше).

Принцип работы

Датчик холостого хода относится к системам замкнутого типа, и имеют обратную связь, то есть все составляющие представляют собой условный замкнутый круг:

Принципиальная схема системы стабилизации холостого хода

Соответственно, по схеме:

  • Исполнительный механизм – датчик холостого хода;
  • Датчик – любое устройство считывающее скорость вращения двигателя (датчики коленчатого или распределительного вала);
  • Объект регулирования – частота вращения двигателя.

При работе двигателя на холостом ходу дроссельная заслонка находится в закрытом положении, необходимое же количество воздуха поступает через байпас («bypass» – миновать мимо) за ширину канала которого и отвечает датчик ХХ. Количество проходящего за заслонкой воздуха считывает датчик его массового расхода, а это непосредственно влияет на количество топлива подаваемого через форсунки.

  • Схема сравнения – это электронный блок управления работой двигателя. Он сравнивает заданную механизмами и реальную частоту вращения двигателя, а так же выдает команду на открытие/закрытие байпасного воздушного канала в обход дроссельной заслонки, что и обеспечивает равномерную работу двигателя.

Замена датчика холостого хода на ваз 21074

То есть, датчик ХХ за счет открытия воздушного канала увеличивает обороты двигателя, тем самым обеспечивая его прогрев на повышенных оборотах, что значительно сокращает время прогрева. После чего получая команду из электронного блока управления, в зависимости от температуры двигателя, постепенно перекрывает канал байпаса до достижения двигателем устойчивых холостых оборотов.

Принцип работы датчика холостого хода.

Датчик холостого хода, по-другому – регулятор (РХХ), позволяет выбрать оптимальную частоту вращения коленчатого вала в зависимости от заданных условий. При поломке данной детали нарушается ритм работы двигателя, поскольку в камеру сгорания не поступает достаточное количество воздуха, либо образуется слишком бедная смесь, в результате чего обороты двигателя начинают плавать, особенно это заметно на холостых оборотах.

Принцип работы заключается в следующем: датчик расхода воздушной смеси (ДМРВ) определяет, сколько воздуха поступило в камеру сгорания, после чего электроника рассчитывает, сколько нужно топлива подать на форсунки. Обороты двигателя считываются датчиком коленчатого вала (ДПКВ), и если этот показатель мал, РХХ увеличивает подачу воздуха, имитируя нажатие педали газа.

На Ниве 2123 регулятор холостого хода выполнен в виде маленького электропривода с пружиной и штоком, имеющим окончание в виде иглы, которые заключены в одном корпусе. Крепиться РХХ на корпусе дроссельного узла. Датчик начинает работу во время поворота ключа в замке зажигание. В этот момент шток упирается в специальное отверстие, чтобы считать необходимые шаги, после чего клапан уходит в изначальное положение.

Датчик скорости на Ниву 21214 основан на действии, описываемым физиком Холлом. Он считывает электромагнитные импульсы, которые затем обрабатываются бортовым компьютером. Один километр пути равен 6000 импульсам, посылаемым ДС, и, если увеличивается скорость – увеличивается частота импульсов.

А еще интересно: Реле зажигания Нива Шевроле где находится

Принцип функционирования

Система охлаждение моделей ВАЗ Нива не контактирует с атмосферой в рабочем состоянии, поэтому требует давления. Охладительной жидкостью выступает антифриз с точкой замерзания – 40 градусов Цельсия. Состав раствора – вода и этиленгликоль. Общий объем контура охлаждения – 10,7 литра. Закипание антифриза возможно после температуры в 110 градусов Цельсия.

Основным функциональным узлом в системе стал термостатический клапан, который распределяет поток охладителя в зависимости от температуры двигателя. Термостат, управляемый термочувствительным датчиком, регулирует направления движения антифриза. Упрощенно схема работы выглядит следующим образом:

  1. До разогрева ДВС до рабочей температуры ( 90 градусов Цельсия) охладитель с помощью помпы двигается по малому контуру (радиатор отопления салона, термостат, силовая установка).
  2. Заслонка открывается в сторону большого контура, где расположен радиатор, при температуре 80 градусов Цельсия. После фактически весь охладитель перемещается по большому контуру, в основном охлаждаясь через радиатор.
  3. Малое кольцо не блокируется, но поступает в него минимум антифриза за счет патрубков более малого диаметра.
  4. В модели 2121 вентилятор смонтирован на ось водяного насоса и постоянно направляет поток воздуха на (БЦ). Вентиляторы охлаждения в Ниве 21214 и 2131 парные с электрическим приводом. Активируются поочередно или вместе с помощью температурного датчика (температура включения – около 100 градусов Цельсия).
  5. Избыток антифриза при нагреве направляется в расширительный бачок, повышается давление в системе, что снижает порог закипания охладителя.

Летом и в переходные периоды в моделях с инжектором движение охладителя ограничено специальным краном. В модели Нива Шевроле отсутствует такой блокиратор, поэтому отключение обогрева реализуется направлением воздушных потоков мимо теплообменника.

А еще интересно:  Какой размер шин на Ниву доступен к установке, доступные версии и рекомендации

Распиновка щитка приборов ваз 2121

№ штекераАдрес штекера
Колодка X1 (красного или оранжевого цвета)Колодка Х2 (белого или другого цвета, кроме красного/оранжевого)
1.
2.К клемме «15» выключателя зажиганияКонтрольная лампа дальнего света
3.Низковольтный вход тахометраК габ. освешению (контрольная лампа)
4.К регулятору освещения приборовК клемме «15» замка зажигания
5.Высоковольтный вход тахометраК выключателю аварийной сигнализации
6.Корпус (масса)К выходу «D» генератора
7.К клемме «50» замка зажигания (стартер)
8.К выключателю контрольной лампы стояночного тормозаКонтрольная лампа противотуманных фонарей
9.Контрольная лампа обогрева заднего стекла
10.К лампе резерва топливаCheck Engine
11.К датчику блокировки дифференциалаК датчику уровня топлива
12.К датчику аварийного давления маслаCheck Engine
13.К датчику уровня тормозной жидкостиК датчику температуры охлаждающей жидкости

1 – колодка штекерного разъема с условной нумерацией штекеров; 2 – тахометр; 3 – стабилизатор напряжения; 4 – лампа освещения комбинации приборов; 5 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 6 – указатель уровня топлива; 7 – резистор 470 Ом, 0,25 Вт; 8 – резистор 36 Ом, 5 Вт; 9 – контрольная лампа системы снижения токсичности;

А еще интересно: Нива шевроле датчик скорости — Автожурнал MyDucato

10 – контрольная лампа обогрева заднего стекла; 11 – контрольная лампа противотуманного света; 12 – контрольная лампа дальнего света фар; 13 – контрольная лампа наружного освещения; 14 – контрольная лампа указателей поворота; 15 – вольтметр; 16 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 17 – диод IN4002;

1 – тахометр; 2 – стабилизатор напряжения; 3 – лампа освещения комбинации приборов; 4 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 5 – указатель уровня топлива; 6 – контрольная лампа системы снижения токсичности; 7 – контрольная лампа обогрева заднего стекла; 8 – контрольная лампа противотуманного света;

9 – контрольная лампа дальнего света фар; 10 – контрольная лампа наружного освещения; 11 – контрольная лампа указателей поворота; 12 – вольтметр; 13 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 14 – контрольная лампа давления масла; 15 – контрольная лампа блокировки дифференциала; 16 – контрольная лампа резерва топлива;

Напомним, на сайте можно найти отчеты по доработке или ремонту отечественного внедорожника.

Ключевые слова: панель приборов 4х4

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter..

Расположение элемента и принцип работы

В действительности термин «датчик» не слишком подходит к названию данного элемента, поскольку он не измеряет никаких параметров. Правильнее называть устройство регулятор холостого хода ВАЗ-21214. Это небольшой блок со встроенным внутри шаговым двигателем, к которому присоединен выдвигающийся шток.

Как и в карбюраторах, работу двигателя с инжектором на холостом ходу обеспечивает отдельная система, где главную роль играет регулятор, управляемый контроллером. В блоке управления подачей воздуха устроен специальный канал, идущий в обход дроссельной заслонки.

То есть силовой агрегат Нивы работает на холостом ходу при полностью закрытой заслонке, при этом воздух поступает в инжектор через байпас. Здесь и стоит датчик холостого хода ВАЗ-21214, его задача — увеличивать или уменьшать проходящий через байпас воздушный поток по команде контроллера.

Для пуска холодного двигателя всегда необходимо подавать в цилиндры обогащенную смесь, а по мере прогрева постепенно обеднять ее до нормы. Раньше вопрос решался перекрыванием первичной камеры с помощью заслонки, отчего в коллекторе возникало разрежение и мотор втягивал большее количество горючего.

Сейчас топливо подается в цилиндры методом впрыскивания, поэтому при запуске двигателя алгоритм работы топливной системы другой, хотя принцип используется тот же:

  1. При включении зажигания водителем срабатывает бензонасос, поднимающий давление в топливном тракте. Одновременно включается в работу контроллер и снимает показания со всех датчиков, отвечающих за функционирование силового агрегата.
  2. Ориентируясь на показания датчика температуры, массового расхода воздуха и положения дроссельной заслонки, контроллер понимает, что мотор холодный и для запуска нужно приготовить обогащенную смесь.
  3. После включения стартера контроллер дает команду регулятору холостого хода перекрыть большую часть канала, чтобы топливовоздушная смесь была максимально обогащенной (много бензина и мало воздуха). После чего производит впрыск горючего в цилиндры, подавая искру на свечи.
  4. Двигатель запускается, процессор тут же выводит его на режим 1000-1200 оборотов в минуту для прогрева, ориентируясь по датчику массового расхода воздуха и положению коленвала. При этом регулятор холостого хода приоткрывает проход для воздуха в канале.
  5. По мере прогрева мотора его температура повышается, что и «видит» контроллер с помощью датчика температуры. Он дает команду регулятору открыть большее сечение для воздуха, а сам подает в цилиндры меньше топлива. Таким образом, смесь постепенно обедняется, обороты двигателя на холостом ходу снижаются до отметки 850 об./мин.

Вот почему так важно не трогать педаль акселератора во время пуска и прогрева силового агрегата.

Открывая дроссельную заслонку на холодном двигателе, вы сбиваете с толку контроллер, который тут же стремится уменьшить поток воздуха в коллектор, закрывая посредством регулятора канал холостого хода. Мотор работает нестабильно, пока вы не отпустите педаль.

Система охлаждения двигателя

Система охлаждения карбюраторного двигателя

Система охлаждения впрыскового двигателя

1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя; 4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя; 5 – кран отопителя; 6 – радиатор отопителя; 7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя;

8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора; 9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора; 10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции; 11 – перепускной (байпасный) шланг термостата; 12 – крышка насоса охлаждающей жидкости;

16 – радиатор; 17 – пробка радиатора; 18 – сливная пробка радиатора; 19 – кожух вентилятора; 20 – отводящий шланг радиатора; 21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 22 – корпус насоса охлаждающей жидкости; 23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;

24 – термостат; 25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска; 28 – крыльчатка электровентилятора; 29 – электродвигатель; 30 – кожух электровентиляторов.

68493d

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом.

На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса.

Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.

Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой.

Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).

На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (см. тут).

Система отопления описана тут.

Видео

Источник

Устройство системы охлаждения двс и узлов

Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21213 Нива (а также моделей 2131, 21214) вполне проста и фактически не менялась с момента разработки. Узел относится к жидкостному типу с закрытой принудительной циркуляцией охладителя. На карбюраторных системах вентилятор имеет механический привод. В инжекторной схеме предусмотрены 2 электровентилятора на Ниве 2131. Основные узлы схемы охладительного узла:

  1. Помпа механическая. Монтируется в блоке цилиндров (БЦ) спереди, крыльчатка частично погружена в жидкость охлаждения (работает с помощью ременной передачи).
  2. Термостат смонтирован справа от (БЦ). Его патрубки отходят к радиатору и водяной рубашке.
  3. Радиатор и два пластиковых бачка с обеих сторон с передней части двигателя.
  4. Вентилятор с воздушным диффузором на внутренней стороне радиатора.
  5. Расширительный бачок с крышкой и клапанами, подключенный к радиатору патрубком.
  6. Теплообменник отопления салона с краном.

Контроль за температурой в системе охлаждения в разных моделях Нивы отличается. В модели 21213 с карбюраторным двигателем датчик встроен в головку цилиндров с индикатором на приборной панели. В ВАЗ Нива 21214 (инжекторный двигатель) датчик расположен в патрубке на головке цилиндров.

https://www.youtube.com/watch?v=EK7_GSpECNo

Он также связан с узлом, который готовит топливную смесь относительно температуры силовой установки и включает вентиляторы. Еще одно отличие от общей схемы присутствует в ВАЗ 2131: радиатор не оборудован краном слива и рассчитан на постоянную циркуляцию антифриза.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.