Нива 4×4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Кран отопителя (печки). Замена, выбор
Рег.: 17.02.2005Тем / Сообщений: 1 / 75Откуда: Москва, ЮЗАОВозраст: 42Авто: Daewoo Matiz 05гв. 0.8л. Инж. ; Тагаз Тагер 2.3
Вобщем потёк радиатор печки, течёт неслабо а в вых. далеко ехать. Вопрос — можно ли временно убрать радиатор печки как класс, т.е. перекинуть шланг от помпы срау на вход в двигатель ?
Рег.: 09.12.2004Тем / Сообщений: 3 / 2810Откуда: Каменск-УральскийВозраст: 46Авто: 212180 1,7 карб
Можно. А можно вообще заглушить патрубки печки.
Рег.: 06.12.2004Тем / Сообщений: 627 / 51708
Лучше соединить патрубки. Когда-то была статья (очень давно), в этом случае улучшается тепловой режим двигателя в районе 4 цилиндра.Я даже заготовил кран двухходовой, кот. при закрытии печки поток жидкости не прерывает, а пускает его через байпас, т.е. охл. жидкость продолжает циркулировать.
Рег.: 16.03.2005Тем / Сообщений: 2 / 535Откуда: СтолицаВозраст: 39Авто: GMC Truck )
так он вообще то краном должен перекрываться!
несчастное животное — осьминог. У него и ноги от ушей, и руки из жопы, и сама жопа — с ушами. и мозги, собственно говоря, тоже в жопе.
Рег.: 09.12.2004Тем / Сообщений: 6 / 770Откуда: МоскваВозраст: 58Авто: Паджеро 1
2МихалыччБлин,а поподробнее?А то я тоже об этом подумываю,особено в свете установки эл.помпы как дополнительной.Хотелось бы что бы была возможность запускать её и летом,дабы улучшить теплообмен,но не включая печку,а усиливая циркуляцию через основной радиатор.И идея приходила именно про кран переключающий.Но кроме идеи пока ничего небыло.Так что делись.P.S.Кроме всего прочего у меня на автомате управления вентилятором есть выход на управление эл.помпой.Она включается автоматом при выключении движка совместно с эл.вентилятором на ~ 20-30 секунд.
Темнота — это не отсутствие света
я просто отсоединял шланги от печки и просто патрубки которые к ней идут закорачивал
Хочу поднять тему по сабжевому вопросу. Потек радиатор и в результате коммутацией патрубков исключил его из круга. ТО есть жидкость циркулирует, но только «под капотом», в печку не идет. И заметил, что плюсов от этого только больше стало. У меня стоят 214-ые вентиляторы, так что проблемы перегрева нет в принципе. Зато в салоне не так жарко и при включении вентиляторов печки идет более прохладный воздух с улицы, помогает в пробках )
В связи с изложенным выше и в качестве превентивной меры в случае повреждения радиатора или крана я задумался о возможности легкой модернизации системы, чтобы можно было легко исключать радиатор печки. Самый простой, на мой взгляд, способ — установка крана, используемого в отопительных системах, который будет перенаправлять ОЖ из патрубка входа в печку сразу в патрубок выхода, минуя саму печку. А чтобы не было обратного оттока и чтобы вообще перекрыть радиатор печки, на патрубке выхода поставить клапан обратки из тех же отопительных систем.
Таким образом, в случае пробоя в печке или просто наступления весенне-летнего сезона, можно будет одним движением исключить печку из круга. Вот для наглядности набросал доходчивую схемку:
Рег.: 25.06.2007Сообщений: 28Откуда: СочиВозраст: 50Авто: Нива 21213
По моему обратный клапан лишнийэсли он между треходовым клапаном и печкой, то лучше заменить его простым краном, тогда печку можно снять (перекрыть поступление в нее ож) не сливая ож, в этом случае стоит подумать о воздухоспускной пробке
если взять трехходовой клапан с термоголовкой, то можно регулировать температуру воздуха зимой автоматически,тока при покупке треходового клапана обратите внимание как он устроен, они бывают разные по типу и назначению. самый простой и эфективный вариант шаровый, у него большое проходное сечение и не зависит от направленности потоков (смешивающий, ответвляющий, транзитный), как в пробковых, но регулировать его придется электроприводом, а это дороже. зы: осторожно есть пробковые поворотные типа шаровых, но они не перекрывают полностью, они только для регулировки!
А по поводу электропривода — если я его таки решусь ставить, то тоже плюс. Кран один, управляется кнопкой. Таким образом можно будет полностью перекрыть печку, не выходя из машины. Это во-первых удобно, а во-вторых позволит, в случае утечки, очень быстро пустить жидкость в обход печки, не спустив весь тосол на проезжую часть.
И клапан будет не на патрубке с краном, а на том, куда врезается третий выход из крана
имел ввиду между тройником и печкой
ну не нравится мне клапан
можно попробовать посадить 2 трехходовых на один электропривод, разместить все это под капотом и управлять кнопками или вручную.
и доделки, переделки печки станун проще
если электропривод с возвратной пружиной, то при снятии с него напряжения он сам вернется «байпасное» положение
интересно, хватит ли расширяющихся возможностей подводящих трубок для компенсации тепловых расширений ОЖ в закупоренной печке?
ЗЫ: спасибо за идею! я уже загорелся
представте глаза наших товарищей когда они тебе — «у тебя печка потекла!!!», а ты не сбавляя газу — «комъпютер, отключить печку!», и незаметно тумблер клац
К возможным сложностям следует, думаю, отнести то, что места там, возле патрубков, не очень много и расположены они довольно близко друг к другу. И очень короткие. Нужно будет ещё подумать, как туда эти усовершенствования «врезать». Если повезет, то хватит 2х комплектов патрубков стандартных, чтоб извоять всё. Надо еще диаметр этих кранов и прочего посмотреть.
И у меня параллельно возник второй вопрос. Я в 99% случаев краник печки либо полностью открывал, либо полностью закрывал. Вот и думаю, а что если вообще убрать этот крайне малонадежный элемент из конструкции? Ведь если будет кран, полностью отключающий печку, то можно и им одним справляться.
вчерась наконец сподобилсяфотик одолжил другу на Донбай гдето до конца августа — пока схемка
коекак впихнул, задрал по максимуму катушку, маловато
трехходовой имхо странный (обычно один проход идет прямой, второй на ответвление), но какой нашел
трубки были 2 комплекта — вышло, но внатяглучше взять 4 простых уголка (из комплектов
соответственно вопросы:- почему катушка (и комутатор) возле аккумулятора, а не возле трамблера?- куда ее (их) можно перенести?- можно ли ее устанавливать не вертекально?- гнутся ли трубки идущие от двигла (металл мог подгнить, в общем обратку я гнуть побоялся)?
А пометь на всякий случай какой куда выход.( а то схемка не совсем доделанная)И ещё вопрос какие шаровые применил(особенно интересен трёхходовой) и какой фильтр?
- Инструкция по доработке
- Схема подключения
- Что получилось улучшить?
Пришло время заниматься отоплением салона, а то в морозы как-то перестала машинка радовать теплом, да и уж очень шумный родной вентилятор:( Идея поставить вентилятор от восьмерки известна была достаточно давно, но никак руки не доходили воплотить это дело в жизнь. Первым на это решился мой приятель Игорь. Он купил нивку 213-ю, и пока она стоит у него в гараже, он решил переоборудовать свой отопитель. Копался сам, по вечерам. Потом настал и мой черед. Итак, был закуплен стандартный вентилятор отопителя от ВАЗ 2108, расчищен гараж от снега и дело закипело. Так как мы делали все вдвоем, было гораздо удобнее монтировать и демонтировать печку.
Для того, чтобы снять верхний кожух достаточно открутить четыре болта, которые его держат. После того, как пластик снят, необходимо удалить крышку, перекрывающую поток воздуха.
Мы думали, сделать какой-нибудь вариант, чтобы крышку оставить, но, после долгих размышлений пришли к выводу, что она особенно и не нужна:) Чтобы ее снять, надо открутить две гайки крепления скобы, а саму крышку можно просто выломать, если мешает:) Далее, берем штангель и делаем разметку на пластике. Сразу оговорюсь, нужно сместить немножко вентилятор в сторону, иначе установке будет мешать замок капота. Нужно учитывать этот момент.
Выпиливать пластик рекомендую с помощью отрезной машинки. Очень быстро и удобно.
Думаю с пилочкой пришлось бы повозиться до хохота:) Заднюю стенку также придется подпилить, иначе вентилятор просто не влезет так, как это необходимо. Теперь о вентиляторе.
Надо отрезать все торчащие детали крепления вентилятора. Его корпус идет на нескольких защелках, что, мягко говоря, не устраивает. Поэтому, перед монтажом проходимся по стыку паяльником.
Для крепления вентилятора в кожухе мы использовали полоски металла, нарезанные из облицовки старых колонок. Получается такая сеточка, которая легко и надежно вплавляется в пластик с помощью паяльника.
Все стыки промазываются пистолетом для термопластика, а если нет такового, то герметиком. В нижней части делаем дополнительную перегородку из пластика или дюраля для предотвращения оттока воздуха и попадания воды напрямую в радиатор печки.
Крепится все аналогично, пластик — с помощью полосок металла, дюраль — саморезами. Потом все обмазывается герметиком.
После того, как основной монтаж вентилятора закончен, устанавливаем кожух с вентилятором на место, предварительно не забыв сделать вывод проводов. Земля очень удобно крепится на болт крепления не помню чего ???? см. фото. Плюс, соответственно, уводим в салон.
Пока, в качестве переключателя скоростей вращения использовал стандартную кнопку, но более удобно — поставить переключатель от все той же восьмерки, вкупе с сопротивлением, так как после тестового выезда выяснилось, что двух скоростей явно недостаточно.
И, что пока еще не сделано, но надо будет, это к обеим сторонам вентилятора сделать пластинки от прямого попадания воды. Делаются из дюраля, прикручиваются саморезами.
Нижнюю часть печки, где находился вентилятор, убирать не стал, т. к. имхо она особо не мешает и в нее потом удобнее будет крепить гофры для подвода обогрева к ногам. Пока были вырезаны только отверстия для тока воздуха в ноги, а сама заслонка для подачи воздуха в ноги прикручена и замазана герметиком.
Попутно был перебран и смазан регулятор подачи охлаждающей жидкости в печку вместе с тросиком, почищен и уплотнен воздуховод и убран весь мусор из печки. Результат превзошел все ожидания. Первое, что поразило — это тихо! На первой скорости вообще слышен только шум воздуха. Во-вторых, стало действительно дуть, а не то жалкое подобие тока воздуха, что было в стандартной печке.
Ну и разумеется, общая удовлетворенность от проделанной работы:) Удачи всем!
Подъемник для авто в гараж своими руками
ИТОГ: двигатель холодный — обдув замечательный! двигатель прогрелся — обдув замечатель-ный, НО ГДЕ ТЕПЛО? Стало заметно холоднее. Так поездив два дня (не было свободного времени), начал разбираться «что к чему».
ТАНЦЫ С БУБНОМ: Сняв нижний кожух отопителя (который за бородой), выясняю, что радиатор (а радиатор у меня штатный. алюминиевый) продувается насквозь с большой скоростью, и воздух просто-напросто не успевает прогреваться! При этом эффективно используемая площадь радиатора не превышает 30% (!).
Вывод: накосячил во время установки вентилятора в сапог — часть выходного сопла вентилятора перекрыта кожухом радиатора и плюс ко всему практически отсутствует распределение воздушного потока т.к.
- Удалив все лишнее перед радиатором, совместно с шурином (Рустам, спасибо) путем подбора углов наклона пластин, изготовили вот такую штуку:
- Собирал я ее на следующий день один:
Все, на этом успокаиваюсь.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ: на улице утром -20 о , завожу мотор. Долго прогревается (но это другая история), при 50 о быстро отошло лобовое стекло, пока доехал до работы в машине стало более чем тепло. И радиатор медный, трехрядный, который уже почти было купил, мне теперь не нужен!
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Краник печки от ВАЗ 2108 на Ниву
Доброго времени суток форумчане! С момента покупки своей нивушки краник печки менял два раза, первый просто заклинило, второй начал течь, третий недавно опять потёк. И самое гадкое антифриз течет в салон, чтобы положить конец форменному безобразию, было решено поменять на краник от ВАЗ 2108 и вывести его в подкапотное пространство. На авторынке был куплен керамический краник печки ЯВВА, тросик капота от 2108, новые патрубки и радиатор печки для Нивы.
Начались танцы с бубном вокруг машины :)) 1. Сливаем ОЖ. 2. Снимаем корпус воздушного фильтра (для облегчения работ в подкапотном пространстве) 3. Снимаем печку. 4. Отпиливаем короткую трубку которая прикручивалась к старому кранику, она теперь будет прикручиваться на радиатор печки.
5. С помощью напильника увеличиваем нижнюю часть проходного отверстия для трубок печки. 6. Разбираем краник убираем пластмасс, собираем краник
7. Берём жену болгарина и стачиваем фаски на кранике с обоих сторон.
8. ВАЖНО! Ставим краник в закрытое положение и начинаем продувать, двигая рычагом заслонки краника до тех пор пока воздух вообще не будет проходить через краник, затем фломастером ставим риски на рычаге заслонки краника и корпусе краника, далее с помощью ножа или полотна от ножовки по металлу ставим метки. С учетом того, чтобы их было видно после установки краника в подкопотное пространство.
1. Прикручиваем трубки к радиатору печки, длинная выходная, короткая входная, не забываем про прокладки и герметик (на любителя). 2. Меняем тросик закрытия краника на купленный тросик от ваз 2108 и проводим его в подкапотное пространство. 3. Ставим радиатор печки на место.
4. Устанавливаем новый краник в выходное отверстие и соединяем с помощью патрубка краник и радиатор печки.
5. Ставим ручку закрытия краника печки на панели и рычаг на кранике в положение закрыто и одеваем тросик. 6. Одеваем и закручиваем патрубок к выходной трубке печки. 7. Собираем панель и заливаем ОЖ.
8. Забываем про течь ОЖ из краника в салоне.
Отзыв об эксплуатации в течении 3 месяцев. 1. Перекрывает наглухо. Радиатор печки холодный. 2. В открытом состоянии дает больше напор горячей ОЖ из за большего диаметра и как следствие увеличивается КПД печки, в общем греть стала лучше. :))
Основной причиной неприятных звуков вентилятора является тот факт, что он установлен под радиатором, да еще и в вертикальном положении.
Проходя через него, уже нагретый воздух, сильно нагревает двигатель самого вентилятора и вся смазка постепенно стекает с ротора.
Как следствие моторчик начинает визжать, так как втулки со временем остаются почти без смазки. Думаю многие знакомы с этой проблемой!
Но проблема решаема! Ставим «улитку» от ВАЗ-2108 и получаем увеличение производительности, тишину, и при желании три скорости управления.
При желании иметь три скорости, в нижнюю часть корпуса, со стороны водителя, врезаем резистор печки от ВАЗ-2108/М2141
Все стыки корпуса, а особенно место установки радиатора, проклеиваем резиновым уплотнителем (его можно купить в любом строительном магазине)
Собираем нижнюю часть. Сам вентилятор туда не ставим, просто выкидываем, он нам больше не нужен!
И аккуратно с минимальными зазорами вырезаем место под «улитку» от ВАЗ-2108. Устанавливаем ее так, как показано на фото ниже (вид изнутри)
Оставшуюся полость, так же аккуратно, заполняем монтажной пеной, заклеив все «ненужные» места малярным скотчем, что бы избежать склеивания самого вентилятора! Затем, после застывания, срезаем ее вровень с нижней частью корпуса воздухозаборника.
Вот такой воздухозаборник должен получиться в итоге:
Как видите усилий требуется не так много и результат того стоит! Производительность значительно увеличивается и салон быстрее прогревается.
Авто инсталяции: Артур Тевс (aka Fast)
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Замена крана печки на 2108
Потек в очередной раз у меня краник печки. Это уже вторая Нива в моих руках, и третий кран, просящий замены. Поскольку надоело мне при каждой замене краника снимать печной радиатор, разбирая при этом бороду, решил я модернизировать систему – воткнуть какой-нибудь другой кран. Причем ставить его хотел сразу под капот, чтоб если и потек – то не в салон. Изначально хотел ставить электрический, от Газели. Но, почитав форумы и отзывы про него отказался от этой идеи – ценник на такой кран около 700 руб, а качество не очень – многие говорят, что часто течет. От шарового водопроводного крана отказался по следующим причинам: невозможность частичного закрытия и сложность управления со штатного рычажка. Отсутствие же удаленного управления не вариант. Зимой и летом оно бы и ничего – он летом закрыт, зимой открыт, хотя и зимой бывают теплые дни, когда, особенно в дальней дороге, приходится немного прикрывать. Да и летом бывает, надо подогреть салон. В межсезонье же приходится его дергать достаточно часто. В итоге выбор пал на кран 2108. Сначала решил его ставить, как описано во многих статьях в интернете. Открутил от радиатора старый кран, патрубок, который шел от крана под капот обрезал, оставив сантиметра 4, выровнял подошву (обязательная операция, иначе может потечь из-под прокладки). Прикрутил к радиатору на герметик. Прокладки в этом месте не использую, был печальный опыт.
На кране обрезал патрубок, перекрутил винты на 5х30, получилось вот что:
Поставил. Сложности получаются при сверлении отверстий для крепежа в моторном щите. Даже при наличии шаблона получилось очень криво (руки-то золотые, только не из того места растут). Пришлось дорабатывать напильником, в итоге получилось коряво. Тросик управления пока заводить не стал, т.к. выяснилось, что неудачно сделал крепеж для оболочки тросика на пластине крана – при выводе троса под капот он бы переламывался под прямым углом. При установке пришлось еще сильнее обрезать вывод крана, оставив буквально сантиметра полтора, иначе не вставал шланг. Но это полбеды: даже при том, что патрубок крана был обрезан прям по самы булки с лампасАми, получился сильный перелом шланга между краном и выходом с блока. Зафотать установленный кран не догадался. В итоге, проездив несколько дней, понял, что греет совсем плохо – переломленный шланг не пускает достаточное количество тосола в печку. Да и натягивание шланга 16 на короткий патрубок 18 на кране внушало определенные опасения. Такой же шланг получился в салоне, но там патрубки намного длиннее, поэтому внезапно соскочить не должен. Также мне не понравилась слабая повторяемость конструкции: чтобы заменить текущий кран (а рано или поздно он потечет), потребуется долгая доработка напильником нового крана. В итоге было принято решение ставить кран без отпиливания патрубков. Чтобы не было перегиба шланга, он должен повторять форму вопросительного знака. Также крайне желателен переход с 16 (выход из блока) на 18 (вход в кран). Таких шлангов в наши магазины не завозят, заказывать где-то — уменьшение повторяемости конструкции и сильное увеличение бюджета. Для решения этого вопроса был куплен какой-то шланг от 2107 (на нем есть цифры 2107), имеющий 2 изгиба под прямым углом и г-образный шланг 18 диаметра (от Калины или Приоры, не интересовался). Для соединения их был сделан уголок из медных водопроводных труб 18 диаметра. Брал угол труба-раструб, муфту раструб-раструб и кусок трубы на 18. На 18 трубу отлично заходит 16 шланг, на муфту, внешним диаметром 20, заходит 18 патрубок. Пайка производилась с применением специального флюса и припоя. Покупать его смысла нет, так как и того и другого надо буквально 2 капельки, можно найти у водопроводчиков, занимающихся медной разводкой. Со мной любезно поделился товарищ, недавно делавший разводку водопровода у себя в квартире.
Лада 4×4 3D ❦Клубничка❦ › Бортжурнал › Установка крана печки 2108 в Ниву.
Всем привет! На днях занялся установкой нового радиатора печки и сразу решил сделать “тюнинг” краника — заменить штатный на керамический, восьмёрочный. О минусах штатного крана уже сложились легенды — постоянные течи в салон (мой правда не тёк), “закисание” и самое главное — низкая производительность. Восьмёрочный кран лишён всех этих недостатков, т.к. установлен под капотом, а не в салоне и имеет сквозное проходное отверстие, из-за которого производительность печки возрастает в разы! Работёнка с подгонкой — та ещё, скажу я Вам! Но справился! Дело в том, что большинство ставит восмёрочный кран на обратке из печки, но хоть теоретически разницы быть и не должно — у многих летом при закрытом кране, печка всё же поддувает тёплым воздухом, а при установке на подачу — такого эффекта нет. На классике установка крана на подачу проще, т.к. места там больше, а с Нивой нужно повозиться. Руководствовался я этим фото из журнала “За рулём”:
Лада 4×4 3D “яшма” › Бортжурнал › Доработка системы отопления Нивы 4х4. Часть 1
Всем привет! Спустя неделю, придя в себя после длительного ремонта, решил написать про свою доработку Нивы (замена крана печки, термостата и водяного насоса). Сподвиг меня к этому потекший краник печки. И это будет 1-ая часть “марлезонского балета”:
Решил начать именно с него, по ошибке взял в магазине вначале родной пр-ва Luzar (Китай). Но посмотрев на него внимательно и почитав о нём отзывы, решил не искушать судьбу и вернуть обратно откуда взял:
Коллега по работе, зовут его Владимир, посоветовал взять краник печки от ВАЗ-2108, у которого диаметр проходного отверстия больше, соответственного теплообмен будет интенсивнее.
Далее по совету бывалых драйвовчан был полностью разобран краник печки:
Отшлифованы на верстаке наждачной бумагой привалочные поверхности обоих половинок корпуса крана, вынут шток, смазан смазкой Unipac
и перед сборкой промазан по контуру термостойким красным герметиком:
Затем переходим к автомобилю и сливаем антифриз. Увы, у меня аккуратно это сделать не получилось и большая часть тупо ушла в яму. В принципе, раз в 5 лет его по-любому нужно менять.
Снимаем полку под бардачком и подбираемся к месту примыкания краника к радиатору печки. Отворачиваем гаечным ключом на десять.
тут на помощь приходит нам ножовочное полотно по металлу
Затем отворачиваем два болтика с другой стороны, крепящие трубку, идущую из моторного отсека и оп-ля кран у нас в руках.
Затем я вытаскивал подводящую ОЖ трубку, для этого из подкапотного пространства ослабил хомуты:
и вообще снял оба патрубка — подводящий и отводящий. После чего стал соображать, как повернуть кран от “восьмёрки”, чтобы удобнее было им пользоваться, но нужно было решать: либо резать отводящую трубку и вставлять угловой резиновый патрубок на “выход” из печки перед краном, либо резать краник 2108 — я пошёл по второму пути, т.к. решил, что лишний стык в салоне мне не нужен.
Приладил по месту, повертел-покрутил, пришлось ещё немного пластик покромсать.
Далее, сверлим в моторном щитке пару отверстий под крепёжные болты крана 2108, устанавливаем кран и затягиваем. Чтобы было к чему присоединять подводящий патрубок от краника к печке, пришлось отрезать кусок металлической подводящей трубки (фотка процесса резки есть, но увы лимит). Сажаем отрезок трубки на красный герметик и прикручиваем к печке. Затем всё собираем, вот что получается:
Доработка печки
Чтобы доработанный агрегат работал более эффективно, необходимо установить на него качественные запасные части. Делается это следующим образом:
- Под новый отопитель от ВАЗ-2108 вырезается посадочное место. Делайте это аккуратно, чтобы оно проваливалось или находилось выше воздуховодов. При этом двигатель должен располагаться так, чтобы он не упирался в капот, то есть как можно ниже. В противном случае, вентилятор его выйдет из строя очень быстро.
- Через выходное отверстие в воздуховоде плавно выведите питание двигателя.
- Уплотните места крепления отопителя герметиком. Не пропустите ни одного крепежа, иначе во время работы двигателя от вибрации питание двигателя будет нарушено.
- Две пластины из нержавеющей стали вырежьте под размеры сопла и верхнего проема. Несколько раз отмерьте, прежде чем разрезать сталь.
- Кран(заслонку) снимите при помощи гаечного ключа и отвертки. Делайте работу аккуратно, чтобы вам не пришлось покупать новую печку.
- Завершите работу установкой новых воздуховодов и сборкой системы.
Не стоит устанавливать дополнительный отопительный агрегат на вашу Ниву, она не даст много тепла, но повысить нагрузку на двигатель. Рекомендуется после завершения монтажа проверить деталь на нескольких режимах. Если нет вибрации и шума, то можно пользоваться обновленной печкой без ограничений.
Хочу поделиться с читателями приобретенным мною опытом эксплуатации автомобиля «Нива». Болезнью всех «Жигулей» (с самого их рождения в 1970 году) является краник отопителя салона, который всегда норовит потечь в самый неподходящий момент с целью оставить всю система охлаждения двигателя без охлаждающей жидкости. Во многих журналах и книгах приводились различные способы ремонта и переделки этого злосчастного узла. Больше всего мне понравилась, опубликованная в одном из журналов «За рулем» за 1998 год, идея переделки системы отопления салона «Жигулей» путем замены крана отопителя на более надежный кран от -08. В статье предлагалось установить кран от «восьмерки» в моторном отсеке и использовать для его подсоединения резинотканевые шланги. Решив применить эту идею на своей «Ниве», я обнаружил, что в отличие от «Жигулей» в ее моторном отсеке кран расположить негде. Тогда и пришлось методом проб и ошибок изобретать свой способ установки крана от «восьмерки» на «Ниву». В той журнальной статье о «Ниве» не упоминалось вообще. Поэтому думаю, что мой опыт пригодится многим владельцам «Нив».
Итак, приступая к замене ненадежного крана, первым делом приобрел ряд деталей от «восьмерки»: резиновые шланги, соединяющие кран с системой охлаждения двигателя, трос привода крана и пружинный фиксатор для крепления троса к крану. Понадобились также штатные «нивские» резиновые прокладки под фланцы радиатора отопителя; резиновые шланги, соединяющие штатные трубки радиатора отопителя с системой охлаждения двигателя, 10 червячных хомутов на диаметр 20. 30 мм. «Нивские» детали подойдут и старые, снятые при демонтаже отопителя, но надежнее все-таки поставить новые, так как в случае выхода «поработавших» деталей из строя (что произойдет с ними скорее всего гораздо быстрее, чем с новыми), возни с их заменой будет достаточно много.
Приступив к переделке системы отопления салона «Нивы», сначала снимают пластмассовое дно вещевого ящика («бардачка»), чтобы облегчить доступ к перегородке моторного отсека. Затем освобождают радиатор отопителя, предварительно слив тосол из системы охлаждения двигателя. Далее, отвернув два самореза, удаляют резиново-металлическую прокладку, стоящую на перегородке со стороны моторного отсека, и герметизирующую трубку радиатора отопителя. Круглым напильником, двигая его влево-вверх, расширяют продольное отверстие в перегородке моторного отсека так, чтобы в него вошел кран от «восьмерки» с учетом надетых на него резиновых шлангов. Затем для шпилек крепления крана в перегородке сверлят отверстия диаметром 6,5 мм.
Рис. 1. Примерные размеры поролоновой прокладки (металлической пластины): D=200 мм (для поролоновой прокладки); D=28 мм (для металлической пластины).
Для обеспечения герметичности перегородки моторного отсека делают из поролона или другого аналогичного материала две прокладки толщиной 5 мм, а также одну металлическую пластину толщиной 2 мм. Прокладки и пластина аналогичны по форме и размерам, назначение пластины — прижать корпус крана от «восьмерки» и поролоновые прокладки к перегородке моторного отсека, то есть закрыть образовавшиеся при установке крана щели. Примерные очертания и размеры поролоновых прокладок (металлической пластины) приведены на рис. 1.
Кран устанавливаю на перегородке моторного отсека со стороны салона так, чтобы рычаг привода его заслонки находился внизу слева. В этом положении наиболее удобно располагается трос его привода (рычага). Перед окончательной установкой крана к нему крепят трос привода от «восьмерки», предварительно смазав его моторным маслом. На кране трос зажимается пружинным фиксатором. Перед установкой крана не забудьте также расположить на стороне корпуса крана, прилегающей к перегородке моторного отсека, поролоновую прокладку. Вторую же поролоновую прокладку ставят на корпус крана уже со стороны моторного отсека, накрывает ее металлической пластиной и прижимают весь этот «бутерброд» к перегородке моторного отсека винтами М6 с гайками и шайбами. Второй конец троса управления краном подсоединяют к соответствующему рычагу на блоке управления отопителя с помощью пружинного фиксатора.
Теперь переходим к работе с радиатором отопителя, снятым с машины. Удаляем с радиатора изогнутую трубку с фланцем и краник с трубкой. Изогнутую трубку укорачиваем на 150 мм. С краника снимаем трубку (тоже с фланцем) и уменьшаем ее длину до 25 мм. Запиливаем заусенцы на концах обрезанных трубок, очищаем их от грязи и опилок, не забыв промыть внутренние поверхности. Предварительно очистив фланцы на трубках и посадочные места на радиаторе отопления, крепим трубки, не забыв резиновые прокладки. Короткую трубку, понятно, ставим на место старого штатного краника. Один резиновый штатный шланг от «восьмерки» обрезаем примерно на 160 мм, а другой — на 240 мм. Таким образом, применяемые для установки части шлангов должны быть длиной 135 мм (прямой шланг) и 140 мм (изогнутый). Учтите, что на трубки радиатора отопителя надевают концы резиновых трубок меньшего диаметра. Так как внутренний диаметр резиновых шлангов от «восьмерки» несколько больше наружного диаметра металлических трубок радиатора отопителя, то при их сборке ставим для герметичности на каждый шланг (со стороны радиатора отопителя) по два червячных хомута. Прежде, чем окончательно затягивать хомуты, чтобы не мучиться при монтаже радиатора отопителя, обязательно нужным образом сориентируйте шланг относительно нового крана, уже установленного на перегородку моторного отсека. Итак, резиновые шланги на радиаторе отопления укреплены. Теперь, надев на их свободные концы (увеличенного диаметра) по червячному хомуту, ставим радиатор отопителя на место и надеваем шланги на соответствующие патрубки крана и затягиваем ранее надетые хомуты.
«Переходим» в моторный отсек. С помощью штатных «нивских» Г-образных шлангов соединяем кран с системой охлаждения двигателя. Так как диаметр «нивских» резиновых шлангов несколько меньше, чем диаметр патрубков крана от «восьмерки», то рекомендую перед их установкой смазать сопрягаемые детали мылом. Кроме того, перед использованием червячных хомутов, обязательно смажьте их трущиеся части моторным маслом, что ощутимо облегчит работу с ними. Трос привода крана удобно смазывать моторным маслом, используя одноразовый медицинский шприц объемом 5 мл с надетой на него эластичной трубкой.
Рис. 2. Крепление крана отопителя салона от «восьмерки»: 1 — корпус крана; 2 — поролоные прокладки; 3 — перегородка моторного отсека; 4 — металлическая пластина; 5 — патрубки крана (трубки, идущие к радиатору отопителя, для ясности увеличены).
Переделанная таким образом система отопления моей «Нивы» (рис. 2) работает безотказно уже второй зимний сезон.
Кран печки на Ниве 21214 – функциональный элемент отопительной системы автомобиля, предназначенный для регулировки потока охлаждающей жидкости, проходящей через него. Данная деталь располагается на подающем патрубке с антифризом, ведущем ко входу в радиатор печки.
Признаки неисправности крана отопителя на Ниве 21214
О том, что указанный элемент системы отопления внедорожника вышел из строя и требует замены, свидетельствуют следующие неполадки:
- печка перестает подавать в салон горячий воздух;
- невозможность регулировки температуры в салоне;
- появление в салоне характерного запаха антифриза;
- подтекание детали, сопровождающееся появлением в салоне потеков и следов охлаждающей жидкости на полу и сбоку центральной консоли со стороны пассажирского сидения.
Замена крана печки на ниве 21214 может быть выполнена на любой станции технического обслуживания, однако при желании автолюбитель способен произвести эту процедуру самостоятельно. Даже у неопытного автовладельца замена вышедшего из строя элемента потребует не более двух часов.
Подготовительный этап
Прежде чем приступать к разборке конструкции и установке нового крана, необходимо точно установить причину возникшей проблемы. Часто протечки антифриза в салон появляются вследствие износа резиновых прокладок, находящихся между краником печки и радиатором. Устранить неполадку в этом случае можно за счет смены изношенных изделий на новые.
Если причина кроется именно в поломке крана, то имеет смысл предварительно ознакомиться с моделями и вариантами конструкций, представленных в продаже. Современный ассортимент включает в себя как металлические, так и керамические краны, различающиеся между собой по цене и эксплуатационным характеристикам. По мнению, большинства автолюбителей керамические изделия обладают более высоким ресурсом прочности и продолжительным сроком службы.
В качестве альтернативного решения некоторые владельцы внедорожников Нива 21214 используют для замены изношенной детали не специальное изделие, а обычный водопроводный кран 1/2″ (диаметр 15 мм). Практика показывает, что такой нестандартный подход к устранению проблем с печкой вполне оправдывает себя (за исключением некоторых неудобств с дальнейшим управлением вентилем), поскольку сантехнические изделия оптимально подходят для смены непригодного заводского запорного элемента на печке автомобиля, обладают хорошими эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью.
Процедура замены
Приступая к такой процедуре, как замена крана отопителя нива 21214, на подготовительном этапе соблюдают следующие условия:
- работы выполняют только на холодном двигателе (от момента выключения мотора должно пройти не менее трех часов);
- демонтируют вещевой ящик с пассажирской стороны;
- сливают охлаждающую жидкость из системы.
Слив антифриза осуществляют следующим образом:
- под двигателем устанавливают таз или любую другую емкость;
- максимально открывают кран печки;
- откручивают пробку на блоке цилиндров и подставляют шланг, направленный в таз;
- придерживая шланг, не спеша открывают крышку расширительного бачка, регулирующую давление в системе охлаждения (действовать необходимо осторожно, так как поток антифриза значительно усилится).
Далее осуществляют подготовку необходимого для процедуры инвентаря. Здесь, помимо основного элемента, предназначенного на замену, потребуются такие вспомогательные инструменты и материалы как:
- фторопластовая уплотнительная лента (фум лента);
- патрубки и штуцера соответствующего размера;
- прокладки;
- хомуты;
- герметик;
- полиэтиленовый пакет или резервуар для слива остатков антифриза;
- пассатижи;
- набор ключей;
- отвертка.
Подготовив комплект инструментов, переходят непосредственно к процессу разборки узла и замены крана отопителя на Ниве 21214. Для этого:
- под капотом находят патрубки, ведущие в салон, ослабляют на них хомуты, снимают со штуцеров;
- снимают уплотнительную прокладку, выкрутив саморезы;
- со стороны салона подбираются к крану, снимают крепление тяги;
- собирают оставшийся антифриз в пластиковый резервуар или пакет;
- отвинчивают болты крепления (либо гайки – на старых моделях радиаторов) крана к печке и извлекают деталь;
- снимают металлический патрубок с крана, снимают с него крепление тяги;
- при необходимости – тщательно чистят от мусора и промывают радиатор.
На новый элемент устанавливают крепление тяги и металлический патрубок, используя новые прокладки. Монтаж новой детали к отопителю выполняют, производя все перечисленные действия в обратной последовательности.
Полезное видео
При разборке узла важно следить гайкой крепления крана с нижней стороны радиатора. Часто при демонтаже и разборке конструкции эта деталь выпадает из гнезда, поэтому во избежание потери гайку рекомендуется закрепить в пазу пластилином или другим сцепляющим материалом.
Модернизация отопления Нивы не ограничивается заменой какой-то одной детали. К сожалению, для достижения нужного результата придется переделать большую часть этой системы, заменить некоторые узлы.
Воздуховоды
Неплотное соединение рукавов воздуховодов приводит к тому, что теплый воздух рассеивается через щели, не попадая в салон автомобиля. Для предотвращения этого нужно обработать силиконовым герметиком места сочленений рукавов. Основная проблема при этом – затрудненный доступ к воздуховодам. Как вариант, можно заменить воздуховоды и выходящие сопла на аналоги с других моделей автомобилей ВАЗ.
Замена вентилятора
Самая главная причина низкой температуры в машине – плохая работа вентилятора печки, нагнетающего теплый воздух через нее в салон. К тому же он, находясь непосредственно в салоне автомобиля, на повышенной скорости достаточно громко работает, неприятно свистит, особенно зимой. Поэтому его меняют на вентилятор от автомобиля ВАЗ-2108 («восьмерки»), который вместе с кожухом часто называют «улиткой». Их размеры отличаются незначительно, поэтому новый установить достаточно просто, с небольшими доработками конструкции. Ставят вентилятор в моторном отсеке, внутри воздухозаборника. Это значительно снижает шум от него. Заслонку радиатора печки нужно удалить.
Можно оставить штатный, двухскоростной переключатель режимов обдув
а или заменить его на трехпозиционный (а при желании и на четырехпозиционный), устанавливавшийся на 2108, добавив в цепь вентилятора дополнительный резистор с «восьмерки».
Ставят его внутри воздуховода, так как он нуждается в обдуве.
Сечение подходящих к нему проводов нужно увеличить, так как новый моторчик потребляет большую мощность.
Крайние отверстия для прохода воздуха в крышке капота нужно заклеить, чтобы вполовину уменьшить приток холодного воздуха через них к печке.
Замена крана отопителя
Штатный кран отопителя на Ниве 21213 не справляется со своей работой. Так как он имеет маленькое сечение, охлаждающая жидкость по радиатору течет достаточно медленно. К тому же он часто становится местом протечки охлаждающей жидкости в салон. Поэтому автовладельцы предпочитают менять его на аналогичные модели с других автомобилей АвтоВАЗа, Фольксвагена, Тойоты или Опеля. Так, например, керамический кран, устанавливаемый в 2108, имеет проходное отверстие большого диаметра, что увеличивает производительность печки. Устанавливать его лучше в патрубок, подающий охлаждающую жидкость в печку, иначе даже при его перекрытии в теплое время года нагретый воздух все равно будет поступать в салон.
Очень важно тщательно отрегулировать тросик управления краном сразу, чтобы не заниматься этим потом на морозе.
Другие детали
Меняют также штатный радиатор печки и термостат. Предпочтение отдается трехрядным медным радиаторам. Они более эффективны в работе и реже протекают. Термостат меняют на аналог или дорабатывают его термовставку.
Самостоятельная переделка печки на Ниве 21213 своими руками достаточно трудоемка, занимает немало времени. Для модификации системы отопления этого автомобиля в продаже можно найти готовые наборы, облегчающие эту работу. Порядок действий представлен в видеосюжете «Переделка печки на Ниве 21213 своими руками: видеоинструкция».
https://youtube.com/watch?v=xZDoW3p3qKM%3Ffeature%3Doembed
Ремонт и замена печки автомобиля «Нива Шевроле» своими руками
Печка является центральным элементом системы отопления салона любого автомобиля. Любая её неисправность, особенно в холодное время года, приводит к весьма неприятным ощущениям. Хорошо работающая печка является залогом комфортного климата в салоне автомобиля.
Устройство печки автомобиля «Нива Шевроле»
Автомобиль «Нива Шевроле» оснащён отопителем жидкостного типа. Он обеспечивает подачу тёплого воздуха в салон и охлаждение двигателя, перегрев которого может привести к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту.
Без кондиционера
Система отопления «Нивы Шевроле» состоит из следующих элементов:
- вентиляционный воздуховод;
- воздуховод обогрева лобового стекла;
- промежуточный корпус;
- фильтр воздухозаборника;
- вентилятор;
- воздуховод обогрева салона;
- воздуховод обогрева ног;
- радиатор отопителя.
Интенсивность подачи горячего воздуха регулируется с помощью заслонок. Система воздуховодов распределяет поток тепла на различные участки салона: ветровое стекло, боковые стёкла, ноги, двери и пр. Кроме этого, имеется четырёхскоростной переключатель подачи воздуха.
Система отопления салона автомобиля «Нива Шевроле», где 1 — воздуховод бокового дефлектора; 2 — воздуховод ветрового стекла; 3 — промежуточный корпус; 4 — промежуточный воздуховод; 5 — корпус фильтра очистки наружного воздуха; 6 — корпус вентилятора системы отопления и вентиляции; 7 — центральный дефлектор; 8 — воздуховод обдува ног переднего пассажира; 9 — облицовка блоков управления; 10 — передний воздуховод обдува ног пассажиров заднего сиденья; 11 — задний воздуховод обдува ног пассажиров заднего сиденья; 12 — отопитель в сборе; 13 — воздуховод обдува ног водителя; 14 — боковой дефлектор
С кондиционером
Система кондиционирования позволяет регулировать температуру и влажность воздуха в салоне. Перед включением кондиционера запускается включается вентилятор отопителя, а рукоятка регулятора температуры устанавливается на минимум. Практически вся система кондиционирования расположена в подкапотном пространстве. В салон между отопителем и электромотором выведен лишь испаритель, обеспечивающий теплообмен между поступающим воздухом и хладагентом.
Схема отопителя и кондиционера, где 1 — корпус отопителя; 2 — подводящий патрубок радиатора отопителя; 3 — отводящий патрубок радиатора отопителя; 4 — корпус испарителя кондиционера; 5 — отводящий патрубок испарителя; 6 — подводящий патрубок испарителя; 7 — корпус вентилятора; 8 — трос управления заслонкой подачи внешнего воздуха
Хладагент при движении по трубкам испарителя поглощает тепло и переходит в газообразное состояние. Рёбра испарителя охлаждаются, и холодный воздух вентилятором направляется в салон и снижает температуру. Газообразный хладагент из компрессора под давлением поступает в конденсатор, охлаждается и переходит в жидкое состояние. После этого жидкость подаётся в ресивер, а из него — в редуктор испарителя, где снова переходит в газообразное состояние. Начинается новый цикл.