Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Назначение и принцип работы системы зажигания ваз 21213, 2108(частично) от автомастерской "чипмастер" | чипмастер

1. Назначение системы зажигания.

2. Принцип работы.

3. Устройство элементов системы зажигания.

4. Снятие и установка распределителя зажиганияособенность ВАЗ-2120 «Надежда»). Замена датчика Холла.

5. Что такое УОЗ и на что он влияет. Установка УОЗ.

6. Бесконтактная и контактная системы зажигания. Переделка контактной СЗ на бесконтактную.

7. Возможные неисправности и способы их устранения, меры предосторожности и обслуживание СЗ.

8. Двигатель не запускается. Диагностика и устранение неисправностей.

9.Дефекты системы зажигания по мануалу.

1. Назначение системы зажигания

В автомобилях Нива и её модификаций с двигателями объемом 1,7 л и 1,8 л применяется бесконтактная система зажигания высокой энергии.

Назначением СЗ является:

  • создание между электродами свечей зажигания искры, необходимой для воспламенения горючей смеси в бензиновых двигателях;
  • подача напряжения зажигания на свечи в определённом порядке (1-3-4-2);
  • регулировка момента возникновения искры.

2. Принцип работы

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 1. Принципиальная схема зажигания.

1 — свечи зажигания,

2 — датчик-распределитель,

3 — коммутатор,

4 — генератор,

5 — аккумулятор,

6 — замок зажигания,

7 — реле зажигания,

8 — катушка зажигания.

После поворота ключа в замке зажигания 6 через контакты замка, подается напряжение на обмотку реле зажигания, контакты 85-86. Реле срабатывает и подаёт через свои контакты 30-87 напряжение 12 В на клемму «Б» катушки зажигания 8 и на 4-й контакт коммутатора 3. С контактов 3 и 5 коммутатора снимается напряжение для питания датчика Холла. При дальнейшем повороте ключа в положение «старт» валик 1 трамблёра и экран 18, который жёстко закреплен на валике, начинает вращаться по часовой стрелке (экран имеет четыре окошка по количеству цилиндров двигателя). В тот момент, когда прорезь экрана находится напротив датчика Холла, на его центральном, зелёном проводе возникают управляющие импульсы тока. Они подаются на 6-ой контакт коммутатора, в котором они преобразуются в импульсы тока для первичной обмотки катушки зажигания, контакт «К». Коммутатор работает как ключ, включая и отключая цепь первичной обмотки катушки зажигания своим выходным транзистором. В момент выключения происходит прерывание тока в цепи первичной обмотки катушки. В этот же момент во вторичной обмотке катушки зажигания индуцируется ток высокого напряжения, не менее 20 кВ, который по высоковольтному проводу подаётся на центральный контакт 12 (см. рис. 4) крышки распределителя зажигания. Далее ток проходит по угольку 13 на центральный контакт ротора 9. С центрального контакта проходит через помехоподавляющий резистор 14 к наружному контакту 15 ротора. От наружного контакта ротора к боковым электродам 10. От боковых электродов на высоковольтные провода и далее к свечам зажигания. Между электродами свечей образуется электрический пробой. Возникает искра, которая поджигает топливовоздушную смесь.

3. Устройство элементов системы зажигания

Катушка зажигания типа 27.3705 с разомкнутым магнитопроводом, маслонаполненная, герметизированная. Реже используются катушки залитые компаундом. Сопротивление первичной обмотки при 25оС должно быть 0,45± 0,05 Ом, вторичной — 5± 0,5 кОм.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 2. Катушка зажигания.

1 — изолятор, 2 — корпус, 3 — изоляционная бумага обмоток, 4 — первичная обмотка, 5 — вторичная обмотка, 6 — клемма вывода первичной обмотки (обозначения «1», «-«, «К»), 7 — контактный винт, 8 — центральная клемма для провода высокого напряжения, 9 — крышка, 10 — клемма подвода питания (обозначения « Б», «Б», « », «15»), 11 — контактная пружина, 12 — скоба крепления, 13 — наружный магнитопровод, 14 — сердечник.

Катушка зажигания выполняет функцию генератора импульсов высокого напряжения. Она работает по принципу трансформатора, имеет вторичную обмотку — тонкий провод с большим количеством витков, намотанный на железный сердечник, и первичную обмотку — толстый провод с малым количеством витков, намотанный поверх вторичной обмотки. При прохождении тока по первичной обмотке катушки, в ней создается магнитное поле. При размыкании цепи первичной обмотки коммутатором магнитный поток также прекращается, в результате чего в обеих обмотках индуцируется напряжение, которое во вторичной обмотке составляет не менее 20 кВ, а в первичной не более 500 В.

Можно ли использовать для бесконтактной системы зажигания катушку от контактной системы зажигания (ВАЗ 2101 — 2107)? Можно, но высокой энергии зажигания уже не получить, т. к. у «классических» катушек сопротивление первичной обмотки составляет 3-3,5 Ом, что в 6-8 раз больше, чем у систем с высокой энергией. Поэтому запуск двигателя может оказаться невозможным, если в двигателе высокая степень сжатия, а температура воздуха пониженная и/или топливовоздушная смесь обеднённая.

Обслуживание катушки сводится к визуальному осмотру и замеру сопротивления. На ней не должно быть трещин, вмятин. Для проверки обмоток катушки зажигания отключите от её контактов «Б» и «К» провода и снимите высоковольтный провод. Замерьте омметром сопротивление первичной и вторичной обмотки при 25оС. Оно должно быть 0,45±0,05 Ом, (рис. 3,б), вторичной — 5±0,5 кОм (рис. 3,а). Если есть трещины, механические повреждения или сопротивление обмоток не соответствует указанному — замените катушку.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 3. Измерение сопротивления обмоток катушки зажигания:

а — вторичной; б — первичной.

Высоковольтные провода зажигания используются в цепях высокого напряжения системы зажигания, т. е. от вторичной обмотки катушки зажигания к распределителю и свечам зажигания. Эти провода имеют специальную высоковольтную изоляцию. Они не только проводят ток высокого напряжения, но и одновременно подавляют радиопомехи, создаваемые системой зажигания. Наиболее широко распространенные «жигулевские» провода имеют следующую конструкцию. Сердечник провода, представляющий собой шнур из льняной пряжи, заключен в оболочку, изготовленную из пластмассы с максимальным добавлением феррита. Поверх этой оболочки намотан провод диаметром 0,11 мм из сплава никеля и железа по 30 витков на сантиметр. Снаружи провод имеет изолирующую оболочку из поливинилхлорида. Концы высокоомного провода соединены с латунными контактными зажимами, размещенными на концах проводов. Эти зажимы приспособлены для установки в катушку зажигания, распределитель зажигания или наконечники свечей.

Главное в проводах — это величина распределенного по длине сопротивления и величина пробивного напряжения изоляции. В зависимости от величины распределенного сопротивления оболочка провода имеет различную окраску.

Для систем зажигания высокой энергии (ВАЗ-21213, 2108) применяют провода синего цвета (силиконовая изоляция) с распределенным сопротивлением 2,55 кОм/м (2,28 — 2,82 кОм/м) и пробивным напряжением до 30 кВ. Зарубежные высоковольтные провода как правило отличаются повышенным распределенным сопротивлением (из-за более строгих требований к подавлению радиотелепомех). Их величина распределенного сопротивления может быть в пределах 9-25 кОм на метр, т. е. заметно больше, чем у наших синих проводов.Силиконовая изоляция таких проводов лучше, сами провода мягче.

Увеличение распределенного сопротивления уменьшает время горения искры между электродами свечи (разница до 20%) и энергию высоковольтного импульса (до 50%). Такое снижение может свести на нет все «запасы» в системе зажигания, и запуск двигателя при неблагоприятных условиях может оказаться затрудненным.

Большое значение имеет жесткость проводов. Чем провода более жесткие (особенно при низких температурах), тем быстрее ослабляются их контакты в соединениях. Кроме того, в жесткой изоляции чаще образовываются трещины.

Диагностика проводов высокого напряжения. Если в темноте, открыв капот при работающем двигателе, вы обнаружили «северное сияние» — светящиеся высоковольтные провода, то их необходимо заменить. Если за высоковольтные провода иномарок можно свободно браться руками, то до наших проводов лучше не дотрагиваться. При обычной системе зажигания «дотрагивание» может вызвать просто неприятные ощущения, при системах зажигания высокой энергии искра может пробить кожу, т. е. велика вероятность получения электротравмы.

Высоковольтные провода должны быть чистыми, иначе снаружи может образоваться токопроводящий слой грязи, который будет уменьшать максимальное напряжение во вторичной цепи. На изоляции и резиновых колпачках не должно быть трещин, разрывов, которые способствуют утечке тока, плохому запуску и неустойчивой работе двигателя. Иногда этих трещин и разрывов не видно. Для того чтобы их обнаружить, возьмите подходящий по длине отрезок провода, зачистите его с двух сторон. Один конец соедините с «массой», а вторым поочерёдно ведите вдоль высоковольтных проводов, от начала до конца, включая резиновые колпачки с обеих сторон проводов. Проведите концом этого провода сверху между электродами и вокруг крышки 11 (рис. 4) распределителя, а также по крышке 9 (рис. 2) катушки зажигания. Внимание! Ни в коем случае не касайтесь контактов «Б» и «К» катушки. Если где-то есть трещины, разрывы, то в этом месте проскочит серия искр между концом оголённого провода, которым вы ведёте, и, например, резиновым колпачком третьей свечи. В этот момент двигатель начнёт «троить» — работать неровно, неустойчиво. Это означает что именно в этом месте неисправность. При обнаружении этого дефекта замените неисправные части высоковольтной системы.

На обрыв высоковольтные провода можно проверить омметром, подключив его к наконечникам провода.

Распределитель зажигания (трамблер) показан на рис. 4.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 4. Датчик-распределитель зажигания 38.3706.

1 — валик;

2 — маслоотражательная муфта;

3 — бесконтактный датчик;

4 — корпус вакуумного регулятора;

5 — мембрана;

6 — крышка вакуумного регулятора;

7 — тяга вакуумного регулятора;

8 — опорная пластина центробежного регулятора;

9 — ротор распределителя зажигания;

10 — боковой электрод с клеммой;

11 — крышка;

12 — центральный электрод с клеммой;

13 — уголек центрального электрода;

14 — резистор;

15 — наружный контакт ротора;

16 — пластина центробежного регулятора;

17 — грузик;

18 — опорная пластина бесконтактного датчика; 19 — экран;

20 — корпус.

Крышка датчика-распределителя зажигания сделана из специального токонепроводящего материала. Она имеет центральный электрод с клеммой, подпружиненный уголёк центрального электрода и боковые электроды с клеммами. Крышка на датчике-распределителе закрепляется с помощью двух пружинных защёлок расположенных друг напротив друга. С целью уменьшения конденсации паров, внутри крышки предусмотрена вентиляция полости корпуса распределителя через два небольших отверстия в крышке и на дне корпуса.

Высоковольтное напряжение подаётся от катушки к центральному электроду крышки. Ток проходит через подпружиненный уголёк и попадает на центральный электрод ротора распределителя. Далее ток проходит через помехоподавляющий резистор к боковому электроду ротора. Ротор жёстко связан с валиком датчика-распределителя. При вращении валика ротор вращается с ним же, передавая ток к боковым электродам крышки распределителя.

Обслуживание крышки сводится в поддержании её в чистоте как снаружи, так и внутри. Концом плоского надфиля зачищают боковые электроды в крышке распределителя. Этим облегчается стекание высоковольтного импульса с наружного электрода ротора на боковой электрод крышки, что предупреждает нежелательное стекание в другом месте и способствует подводу повышенного напряжения к электродам свечи. Необходимо обратить внимание и на подвижность центрального подпружиненного угольного электрода крышки. Были случаи, когда «уголек» заклинивался в отверстии крышки и уже не прижимался пружиной к центральному контакту ротора. Это приводило к сгоранию угольного электрода и отказу системы зажигания.

При обслуживании системы зажигания обратите внимание на ротор. При необходимости центральный контакт ротора протереть тряпкой смоченной в бензине, ацетоне или растворителе, а боковой можно зачистить надфилем или наждачной бумагой. Если на роторе обнаружено обугливание, замените его.

Если у вас в пути перегорел помехоподавляющий резистор, то его можно заменить кусочком провода подходящим по длине. А если ротор коротит на «массу», подложите под него полиэтиленовый пакет, свёрнутый в два-три слоя. Поставьте на место ротор, а торчащие концы пакета обрежьте ножом.

Датчик Холла — магнитоэлектрический, получил свое название по имени Э. Холла, американского физика, открывшего в 1879 г. важное гальваномагнитное явление. Бесконтактные клавишные переключатели на основе эффекта Холла применялись за рубежом довольно широко уже с начала 70-х годов. Достоинства этого переключателя — высокая надежность и долговечность, малые габариты, а недостатки — постоянное потребление энергии и сравнительно высокая стоимость.

Рассмотрим принцип действия датчика Холла. Он имеет щелевую конструкцию. С одной стороны щели расположен полупроводник, по которому при включенном зажигании протекает ток, а с другой стороны — постоянный магнит. В щель датчика входит стальной цилиндрический экран с прорезями. При вращении экрана, когда его прорези оказываются в зазоре датчика, магнитный поток воздействует на полупроводник с протекающим по нему током, и управляющие импульсы датчика Холла подаются в коммутатор.

Датчик Холла не обслуживается, неисправный заменяют новым.

Проверка датчика Холла. С выхода датчика снимается напряжение, если в его зазоре находится стальной экран. Если экрана в зазоре нет, то напряжение на выходе датчика близко к нулю. 

На снятом с двигателя датчике-распределителе зажигания датчик можно проверить по схеме, приведенной на рис. 5, при напряжении питания 8-14 В. 

Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, измерьте вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания).

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис 5. Схема для проверки датчика Холла на снятом распределителе зажигания.

1 — датчик-распределитель, 2 — резистор 2 кОм, 3 — вольтметр.

На автомобиле датчик можно проверить по схеме, приведенной на рис. 6. Между штепсельным разъемом датчика-распределителя зажигания и разъемом жгута проводов подключается переходной разъем 2 с вольтметром. Включите зажигание и медленно поворачивайте специальным ключом коленчатый вал. Вольтметром проверьте напряжение на выходе датчика. Оно должно быть в указанных выше пределах.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 6. Схема для проверки датчика Холла на автомобиле.

1 — датчик-распределитель зажигания, 2 — вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В, 3 — разъём датчика Холла.

Внимание! Проверять работу датчика Холла пробником с лампочкой нельзя! Выходной ток датчика слишком мал, чтобы зажечь даже лампу мощностью 3 Вт, а из-за перегрузки ДХ может выйти из строя.

Центробежный (ЦБ) регулятор и вакуумный регулятор служат для автоматической регулировки угла опережения зажигания.

Взаимодействие этих устройств обеспечивает получение соответствующего угла опережения зажигания для существующих в данный момент частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя.

Центробежный регулятор (см. рис. 7) вращается вместе с ротором аппарата зажигания, который расположен асимметрично с кулачком 3 (ротора нет на рисунке).

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 7.Принцип действия центробежного регулятора: а — статическое состояние, б — рабочее состояние.

1 — пружина, 2 — грузики, 3 — кулачок, 4 — ось грузика, 5 — нижний диск, б — штифт грузика, 7 — сегмент, 8 — корпус аппарата зажигания.

Грузики 2 установлены на осях 4, укрепленных на нижнем диске 5, жестко связанном с осью регулятора. Кулачок 3 и соединенный с ним верхний сегмент 7 надеты на ротор распределителя. Верхний сегмент шарнирно соединен с грузиком 2 с помощью штифта 6, который входит в отверстие. 

Регулятор работает на принципе использования центробежных сил, воздействующих на грузики. При увеличении частоты вращения ротора аппарата зажигания грузики, отклоняясь наружу, приводят к повороту кулачка в направлении вращения. Величина угла поворота кулачка определяется равновесием между центробежной силой, воздействующей на грузики, и силой натяжения пружин. Дальнейшее увеличение частоты вращения приводит к тому, что состояние равновесия этих сил происходит при другом угле поворота кулачка.

А еще интересно:  Закипел!!! И сильно @ Нива 4x4 «

Поворот кулачка в том же направлении, что и вращение ротора, приводит к подаче более раннего управляющего импульса датчика Холла. Таким образом, угол опережения зажигания увеличивается, и зажигание происходит раньше. Уменьшение частоты вращения приводит к уменьшению угла опережения зажигания.

Если в регуляторе обе пружины одинаковы, то характеристика угла опережения зажигания как функция числа оборотов линейна. Если же используются две разных пружины, то при малой частоте вращения больше вытягивается более слабая пружина, а при достижении определенной частоты в работу включается более сильная пружина, замедляя увеличение угла опережения зажигания. При этом характеристика последнего становится нелинейной.

Максимальный угол опережения зажигания ограничен механически в результате ограничения поворота кулачка в крайнем положении. Кулачок может поворачиваться грузиками на 15-15,5о градусов относительно валика. Соответственно угол опережения зажигания по коленвалу будет 30-31о, т. к. частота его вращения в два раза больше частоты вращения валика датчика-распределителя.

Вакуумный регулятор служит для увеличения угла опережения зажигания при уменьшении нагрузки двигателя (и наоборот). Для этого используется разрежение, создаваемое в диффузоре карбюратора. Расположение входного отверстия трубопровода, соединяющего карбюратор с регулятором, выбрано так, чтобы при полной нагрузке, холостом ходе и запуске двигателя разрежение не поступало на регулятор или было незначительным. Вследствие этих соображений входное отверстие размещается перед дроссельной заслонкой. При открывании дроссельной заслонки ее край проходит мимо входного отверстия трубопровода и разрежение в нем увеличивается.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 8. Принцип действия вакуумного регулятора.

а — холостой ход;

б — частичная нагрузка;

в — полная нагрузка.

Разрежение через эластичный трубопровод 1 поступает в вакуумную камеру регулятора, находящуюся с левой стороны от диафрагмы 3.  

При работе двигателя на холостом ходу разрежение невелико и регулятор не работает (рис. 8, а). По мере увеличения нагрузки (т. е. по мере открытия дроссельной заслонки) увеличивается разрежение в вакуумной камере регулятора. Вследствие разницы давлений (разрежения в вакуумной камере и атмосферного давления) эластичная диафрагма 3 прогибается влево, преодолевая сопротивление пружины 2 и увлекая за собой тягу 5. Эта тяга шарнирно соединена с диском 6, на котором расположен датчик Холла. Перемещение тяги влево (при увеличении разрежения) приводит к повороту опорной пластины вместе с датчиком Холла 7 в направлении, противоположном направлению вращения экрана (рис. 8, б). Происходит более ранняя подача управляющего импульса с датчика Холла на коммутатор, а, значит, и более раннее зажигание. Максимальный поворот диска, а, следовательно, и максимальный угол опережения зажигания ограничены механически. При перемещении дроссельной заслонки в полностью открытое положение разрежение уменьшается, пружина 2 вызывает перемещение диафрагмы, тяги и диска в противоположном направлении, в результате чего уменьшается угол опережения зажигания (более позднее зажигание). При полностью открытой дроссельной заслонке регулятор не работает (рис. 8, в).

Проверка ЦБ и вакуумного регуляторов.

Проверка ЦБ регулятора «на ходу»:

— снять крышку с датчика-распределителя; 

— повернуть рукой до упора ротор и отпустить;

— наблюдать возвращение ротора в исходное положение. Если он не возвращается, значит, растянуты или оборваны пружины, большое трение на валу кулачка и т. д.

С появлением в продаже различных диагностических приборов появилась возможность проверки характеристик регуляторов прямо на автомобиле. Для проверки автоматических регуляторов необходимо знать диапазоны их регулирования и характеристики (рис. 9 и 10), которые обычно представлены в виде диаграмм (графиков), показывающих изменение угла момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала (ЦБ регулятор) и разрежения (вакуумный регулятор). Перед проверкой регуляторов всегда проверяется начальный УОЗ. 

Для проверки центробежного регулятора необходим стробоскоп и тахометр, для вакуумного регулятора – вакуумный насос.

Чтобы на характеристику центробежного регулятора не наложилась характеристика вакуумного, вакуумные шланги отсоединяют и заглушают (отключают вакуумный регулятор).

Работу центробежного регулятора проверяют по нескольким точкам характеристики (как правило достаточно четырех). За контрольные точки принимают значение углов опережения при частоте вращения: 1000, 1500, 2500 и 3000 об/мин.

Нанесите белой краской 4 тонкие линии на шкиве коленвала через каждые 13 мм, которые соответствуют 10 градусам поворота коленвала. Эти метки должны располагаться против часовой стрелки от метки 4 (рис. 13). Запустите двигатель, наведите пучок света стробоскопа на метку 3 (рис. 13). Повышайте ступенчато частоту вращения коленвала на 500 об/мин. Определяйте по шкиву коленвала с нанесёнными метками число градусов опережения зажигания. Из этого значения не забудьте вычесть начальный УОЗ. Полученную характеристику центробежного регулятора опережения зажигания сопоставьте с характеристикой на рис. 9. 

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 9. Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания.

А — угол опережения зажигания (градусы), N-частота вращения шкива коленвала (об/мин).

Если характеристика отличается от приведённой, то её можно привести в норму подгибанием стоек пружин центробежного регулятора. До 3000 об/мин подгибайте стойку с тонкой пружиной, а выше 3000 об/мин – с толстой. Для уменьшения угла увеличивайте натяжение пружин, а для увеличения — уменьшайте.

Для снятия характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания соедините штуцер вакуумного регулятора с вакуумным насосом. Включите двигатель и установите обороты коленчатого вала 2000 об/мин. Наведите пучок света стробоскопа на метку 3 (рис. 13). Плавно увеличивая разрежение. Через каждые 26,7 гПа отмечайте число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. Полученную характеристику сравните с характеристикой на рис. 10. Обратите внимание на четкость возврата после снятия вакуума в исходное положение пластины, на которой закреплен бесконтактный датчик. Нарушение работы вакуумного регулятора чаще всего происходит из-за износа подшипника его подвижной пластины.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 10. Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания.

А — угол опережения зажигания (градусы), Р — разрежение (гПа).

Если у вас нет вакуумного насоса, тогда для проверки вакуумного регулятора воспользуйтесь ссылкой от Egorа

Свечи устанавливаемые на двигатель — А17ДВР, А17ДВРМ с помехоподавляющим резистором и зазором между электродами 0,7-0,8 мм.

Одним из важнейших элементов, определяющих качественную работу двигателя, являются свечи зажигания. От состояния свечи зависит качественный запуск двигателя, стабильность его работы на холостом ходу, приемистость автомобиля, максимально достижимая скорость, расход топлива.

Воспламенение топливовоздушной смеси происходит следующим образом. Высокое напряжение на электродах ионизирует пространство между ними и вызывает проскакивание искры. Искра нагревает некоторое небольшое по объему количество смеси до температуры воспламенения. Далее пламя распространяется по всему объему камеры сгорания. При нормальных условиях (состав смеси, давление, влажность, температура) для воспламенения смеси требуется весьма незначительная энергия и «пробивное» напряжение не более 10 кВ. В целях получения более надежного зажигания cмеси при любых условиях применяют системы зажигания высокой энергии (энергия увеличена в 100 и более раз, «пробивное» напряжение — до 25 кВ).

Условия работы свечи очень напряженные. На работающем двигателе она контактирует с продуктами сгорания при температуре до 2700oС и давлении 5…6 МПа (50…60 кгс/см2). В камере сгорания температура газовой среды колеблется от 70 до 2000…2700oС. Окружающий изолятор воздух подкапотного пространства может иметь температуру от -60 до 80oС.

При всем этом температура нижней части изолятора у современных свечей должна быть в пределах 400-900oС (ранее 500-600oС). Диапазон 400-900oС — тепловые пределы работоспособности (температуры самоочистки и перегрева) свечей зажигания. 

При температуре ниже 400oС даже при нормальном составе смеси, маслоотражательных колпачках и кольцах на тепловом конусе возможно отложение нагара. Искры между электродами временами вообще не будет — в работе двигателя появятся перебои.

При температуре теплового конуса более 900oС происходит воспламенение рабочей смеси уже не искрой, а от соприкосновения с раскаленным изолятором, электродами, с частицами сгоревшего нагара. В этом случае наступает калильное зажигание. Двигатель продолжает «работать» и при выключенном зажигании. Из-за перегрева начинаю выгорать (сплавляться) электроды, изолятор, появляется эрозия торца корпуса. Теплоотдача свечи определяется целым рядом параметров: длиной резьбы и теплового конуса, зазором между тепловым конусом и корпусом, длиной верхней части изолятора и ребра (канавки) на нем, теплопроводностью материалов (изолятора, электродов, корпуса и т. д.).

Теплоотдача свечи характеризуется калильным числом (входит в обозначение свечи). Калильное число условно означает время в секундах, по истечении которого на свече, установленной на специальном двигателе (работающем в определенном режиме), возникает калильное зажигание, т. е. воспламенение рабочей смеси не от искры, а от раскаленных изолятора, электродов, корпуса.

Расшифровка обозначения свечей следующая: А — резьба М14х1,25-бе; цифра после буквы — калильное число; буквы после цифры Д — длина резьбы 19 мм («длинная резьба»); В — выступающий за торец тепловой конус; через черточку сообщается порядковый номер разработки.

Зарубежные аналоги для свечей А17ДВР, А17ДВРМ — Bosch WR7DC, Brisk LR15TC, Champion RN9YC, Motor Kraft AG252, NGK BP6ES, Beru Z20.

Нельзя устанавливать свечи с короткой резьбой вместо свечей с длинной резьбовой частью.

Перед тем как вывернуть свечу, отверните её так, чтобы она осталась ввернутой на 1-2 ниточки своей резьбы. Продуйте сжатым воздухом гнездо свечи. После этого выверните её совсем.

Проведите диагностику, которая может рассказать о состоянии двигателя почти все. Поводом для осмотра свечей, не считая очередного обслуживания, обычно являются отклонения в работе двигателя. Устройство обычной свечи зажигания показано на рис. 11.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 11. Основные элементы свечи зажигания:

1 — резьба;

2 — торец корпуса (ободок);

3 — боковой электрод;

4 — центральный электрод;

5 — тепловой конус изолятора («юбочка»).

Все нормально, если: резьба 1 сухая, а не мокрая; ободок 2 — темный с тонким слоем нагара (копоти); цвет электродов 3, 4 и изолятора 5 — от светло-коричневого до светло-желтого, светло-серого, белесого.

О неисправностях говорит: мокрая резьба (бензин, масло); ободок покрыт черным рыхлым нагаром с пятнами; электроды и изолятор темно-коричневые с пятнами, иногда на сгибе бокового электрода желтое пятно.

У неработающей свечи ободок, электроды и конус изолятора покрыты нагаром и мокрые. Если свеча негерметична, появляется темный ободок снаружи изолятора у металлического корпуса.

Если черной копотью покрыты корпус, изолятор и электроды, то возможные причины: длительная работа на холостом ходу, переобогащение смеси, нарушение зазоров между электродами свечи, неисправность свечи.

Замасленная свеча. Если двигатель с большим пробегом, и все свечи примерно в одинаковом состоянии, вероятнее всего «виноват» износ цилиндров, поршней, колец. Бывает появление масла в период обкатки двигателя, но это явление временное.

Если масло обнаружено на одной свече, скорее всего, подгорел выпускной клапан. При этом двигатель работает на холостом ходу неравномерно. Ремонт лучше не откладывать, так как за клапаном может обгореть седло. 

Выгоревшие или сильно корродированные электроды, поясок, изъязвленный тепловой конус изолятора говорят о перегреве свечи. Перегрев бывает при использовании низкооктанового бензина, неверной установке момента зажигания, слишком бедной смеси.

Оплавленные электроды, поврежденный тепловой конус изолятора — слишком раннее зажигание.

Поменяв свечи местами, можно узнать нечто большее. Если свеча продолжает «зарастать» нагаром и в другом цилиндре — значит, она неисправна. А если нормальная свеча из соседнего цилиндра в данном цилиндре покрылась нагаром, как и предыдущая, значит неисправность в кривошипно-шатунном механизме цилиндра.

Установка свечей в рациональное положение позволяет улучшить процесс сгорания, практически ничего не делая.. Для этого перед установкой новых свечей нужно сделать отметку маркером в верхней части свечи напротив бокового электрода и на свечном ключе. Совместите метки и заверните свечу так, как показано на рис. 12. Выбор положения свечи при затяжке определяется допустимым моментом — 30,6-39 Н.м.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 12. Нерациональное (слева) и рациональное положение свечи зажигания (справа).

Рациональное положение более благоприятно сказывается на устойчивой работе двигателя на холостом ходу, мощности, экономичности. При нерациональном положении нагар покрывает все стенки камеры сгорания, при рациональном — нагар образуется только на краю днища поршня.

У некоторых владельцев вызывают интерес свечи с тремя электродами. Бытует мнение, что на свече с тремя электродами образуется сразу фейерверк искр. К сожалению, это не так — всего одна. Высокое напряжение пробьёт только тот воздушный зазор, между центральным и боковым электродом, у которого наименьшее расстояние между электродами и, соответственно, сопротивление. Тем временем другие электроды фактически препятствуют нормальному распространению пламени и ухудшают охлаждение теплового конуса.

У новых или очищенных свечей проверьте круглым щупом зазор между электродами свечи, он должен быть 0,7-0,8 мм. Если зазор не соответствует норме, отрегулируйте его, подогнув центральный электрод. Вверните свечи рукой на несколько оборотов. Для затяжки свечей используйте свечной ключ. Его размер ~20,6 мм (20,638мм = 13/16 дюйма).

Восстановление резьбы в ГБЦ.

Случается, из-за перекоса свеча идет не по резьбе, и три-четыре нитки в гнезде оказываются поврежденными. Потом ввернуть правильно свечу не удается. Для того чтобы поправить резьбу, возьмите свечной метчик М14х1,25, густо намажьте его литолом и “прогоните” резьбу. Метчик вворачивайте очень аккуратно, рукой на первые нитки резьбы.

Для восстановления полностью разрушенной резьбы продаются специальные ремонтные вставки, похожие на обычную пружину. Вверните вставку на необходимую длину, лишнюю часть откусите кусачками.

Теперь, в обоих случаях, можно завернуть свечу. Эти методы позволят избежать дорогостоящего ремонта со снятием головки цилиндров, сберегут время и деньги. 

Коммутатор служит для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по управляющим импульсам от датчика Холла. В схеме коммутатора имеется устройство для автоматического регулирования периода накопления тока в катушке зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Величина импульсов тока составляет 8-9 А. Кроме того, предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании. Через 2-5 сек, после остановки двигателя, выходной транзистор запирается, не создавая при этом искры на свечах зажигания. Коммутатор сложное электронное устройство, содержащее в себе микросхему, мощный выходной транзистор, стабилитроны, конденсаторы, резисторы. При выходе из строя он не ремонтируется, заменяется новым.

4. Снятие и установка распределителя зажигания. Замена датчика Холла.

Если вы хотите снять датчик-распределитель зажигания для замены датчика Холла, то рекомендую сначала снять крышку с распределителя и посмотреть, какой датчик установлен в распределителе, отечественный или импортный. И только потом ехать в магазин за датчиком. Дело в том, что наши и импортные датчики не совместимы по креплениям, поэтому они не взаимозаменяемые. Если у вас стоит импортный датчик Холла, а в магазине вы не можете его купить, тогда купите отечественный датчик Холла вместе с опорной пластиной.

Внимание! Датчик Холла 2108-09 не взаимозаменяем с датчиком Холла 21213!

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 13. Расположение меток для установки зажигания: 

1 — метка опережения зажигания на 10о,

2 — метка опережения зажигания на 5о,

3 — метка опережения зажигания на 0о,

4 — метка ВМТ поршней первого и четвертого цилиндров на шкиве коленчатого вала.

  • Очистите от грязи и промойте бензином, соляркой и т. д. поверхность посадочного места корпуса распределителя зажигания.
  • Поверните коленчатый вал так, чтобы метка 4 на шкиве коленвала совпала с меткой 3 на передней крышке двигателя.
  • Снимите крышку распределителя и обратите внимание на положение бокового электрода ротора. Он должен быть направлен в сторону клеммы 4-ой свечи крышки распределителя.
  • Вниманию владельцев автомобилей ВАЗ-2120 «Надежда». На этих машинах шкив коленвала имеет две одинаковые метки, расположенные через 180 градусов. Чтобы не ошибиться и правильно установить метку, ориентируйтесь на положение бокового электрода ротора.
  • Нанесите маркером метки на корпусе распределителя и блоке цилиндров относительно друг друга.
  • Отсоедините от распределителя клеммную колодку датчика Холла.
  • Отверните гайку крепления распределителя и снимите прижимную скобу. Осторожно выньте распределитель. Не потеряйте уплотнительное металлическое кольцо и две прокладки, по форме и размерам одинаковые с металлическим кольцом.
  • Выньте шплинт из маслоотражательной муфты. Снимите её.
  • Выньте валик вместе с ротором.
  • Снимите стопор с тяги вакуумного регулятора и опорной пластины датчика Холла (маленькая пружинная вилочка).
  • Отверните два болтика крепления вакуумного регулятора и снимите его.
  • Отверните два болтика крепления колодки, два болтика крепления датчика Холла и снимите его.
А еще интересно:  Замена пыльника кулисы кпп нива шевроле

Сборку проводите в обратной последовательности.

  • Положите на блок прокладки или наденьте их со стороны валика на нижнюю часть корпуса распределителя в последовательности паронитовая — металлическая — паронитовая.
  • Перед установкой распределителя сориентируйте боковой контакт ротора в сторону четвертого контакта крышки, т. е. 4-ой свечи.
  • Установите распределитель согласно нанесённым ранее меткам маркера.
  • Поставьте прижимную скобу распределителя и слегка затяните гайку.
  • Наденьте клеммную колодку датчика Холла и крышку. распределителя зафиксировав её пружинными защелками.
  • Запустите двигатель и отрегулируйте УОЗ.
  • Затяните гайку крепления датчика-распределителя.

Если двигатель неохотно или вообще не запускается, поверните датчик-распределитель «против часовой — по часовой» стрелке и попробуйте ещё раз.

5. Что такое УОЗ и на что он влияет. Установка УОЗ.

Зажигание топливной смеси должно происходить в течение такта сжатия, перед верхней мёртвой точкой. Угол между положением коленчатого вала в момент появления искры и положением его в ВМТ на такте сжатия называется углом опережения зажигания (УОЗ).

Этот угол должен быть таким, чтобы в данных условиях работы двигателя обеспечивалась максимальная мощность при наименьшем потреблении топлива. Начальный угол опережения зажигания нужно устанавливать с максимальной точностью. В противном случае отклонения при больших частотах вращения коленчатого вала резко возрастают, снижается мощность, ухудшается тепловой режим, увеличивается расход топлива и содержание СО, возникают детонационные стуки, которые не всегда слышно.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Рис. 14. Момент зажигания. 

а — до ВМТ;

б — в ВМТ;

в — за ВМТ;

ВМТ — верхняя мёртвая точка;

« » — опережение зажигания;

«-» — запаздывание зажигания.

Установка момента зажигания — это возможность воспламенения смеси при определённом положении поршня относительно ВМТ. Момент зажигания топливовоздушной смеси в камере сгорания — момент образования искры между электродами свечи.

Так как ориентироваться проще по коленчатому валу (шкиву), то зажигание до ВМТ (опережение), в ВМТ и за ВМТ (запаздывание) принято оценивать в угловых градусах по коленчатому валу со знаком « » или «-«. Для двигателей 1,7 л и 1,8 л УОЗ должен быть 1±1 градус, при частоте вращения коленвала 750-800 об/мин. Наиболее точно установить УОЗ можно при помощи стробоскопа. Для лучшей видимости метку шкива коленчатого вала можно обозначить белой краской с помощью иголки или зубочистки. Направьте мигающий поток света на метку 4 (рис. 13) шкива коленвала, которая при правильно установленном моменте зажигания на холостом ходу двигателя должна находиться на передней крышке двигателя ближе к метке 3. Если метки не совпадают, ослабьте гайку крепления датчика-распределителя и поверните его на необходимый угол. Для увеличения УОЗ (в сторону « ») корпус датчика-распределителя нужно повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения (в сторону «-«) — по часовой стрелке. Снова проверьте УОЗ. Затяните гайку крепления датчика-распределителя.

Для бензина с октановым числом 95, УОЗ устанавливают больше, чем для АИ-92 (т. е. раньше).

6. Бесконтактная и контактная системы зажигания

Основные достоинства бесконтактных систем относительно контактных систем очевидны.

Во-первых, контакты прерывателя не обгорают (как при КСЗ) и не загрязняются (как при КТСЗ). Нет необходимости длительное время устанавливать момент зажигания, не контролируется и не регулируется угол замкнутого (разомкнутого) состояния контактов, так как контактов просто нет. В результате двигатель не теряет мощности.

Во-вторых, так как нет размыкания контактов кулачком и нет биения и вибрации ротора распределителя — не нарушается равномерность распределения искры по цилиндрам.

В-третьих, повышенная энергия разряда в свече при БТСЗ надежно обеспечивает воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. Это особенно важно при разгоне, когда условия для воспламенения смеси неблагоприятны из-за ее временного обеднения, не компенсируемого ускорительным насосом. Примерно на 20% снижается содержание СО в отработавших газах и на 5% расход топлива. 

В-четвертых, обеспечивается уверенный пуск холодного двигателя при низких температурах при падении напряжения до 6 В. 

Переделка контактной СЗ на бесконтактную проста. Необходимо купить:

— датчик-распределитель зажигания 21213-3706010;

— катушку зажигания (для 2108);

— коммутатор (для 2108);

— свечи с зазором 0,7-0,8 мм;

— блок управления ЭПХХ (маркировка «5013»);

— жгут проводов трамблер-коммутатор 21213-3724026.

Установите все части на место. Проложите жгут рядом со жгутом основной, штатной электропроводки. Подключите новый жгут проводов:

— провод голубой с черным — к клемме “Б” катушки зажигания;

— красный с коричневым — к клемме “К” катушки зажигания;

— черный провод — к “массе” под гайку крепления коммутатора;

— провод серый с красным – к ЭМ-клапану карбюратора;

— разъединить двухконтактный разъём (находится между АКБ и катушкой) и подключить ответную часть разъёма от нового жгута.

После монтажа запустить двигатель и установить УОЗ 1±1 градус.

7. Возможные неисправности и способы их устранения. Меры предосторожности и обслуживание системы зажигания

Причины неисправности

Способ устранения 

Двигатель не запускается 

1. На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика: 

обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания и коммутатором 

проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените 

замыкание провода датчика на «массу»

устранить замыкание или заменить датчик

оторван экран от опорной пластины

закрепить новыми заклёпками.

неисправен бесконтактный датчик 

проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный датчик замените 

2. Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания: 

обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с выключателем или с катушкой зажигания 

проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените 

неисправен коммутатор 

проверьте коммутатор осциллографом; неисправный коммутатор замените 

не срабатывает выключатель или реле зажигания 

проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя или реле зажигания 

3. Не подается высокое напряжение к свечам зажигания: 

неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения или повреждена их изоляция 

проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода 

износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке датчика-распределителя зажигания 

проверьте и при необходимости замените контактный уголек 

утечка тока через трещины или прогары в крышке или роторе датчика-распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки 

проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор, если в них имеются трещины 

перегорание резистора в роторе датчика-распределителя зажигания 

замените резистор 

повреждена катушка зажигания 

замените катушку зажигания 

4. Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не соответствует норме 

Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами 

5. Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе) 

Замените свечи новыми 

6. Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к выводам крышки датчика-распределителя зажигания 

Присоедините провода в порядке зажигания 1-3-4-2 

7. Неправильная установка момента зажигания 

Проверьте, отрегулируйте момент зажигания 

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу. 

1. Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя 

Проверьте, отрегулируйте момент зажигания 

2. Большой зазор между электродами свечей зажигания

Проверьте, отрегулируйте зазор между электродами

Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала. 

1. Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажигания 

Замените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде 

2. Плохо состыкованы колодки разъёмов датчика Холла, коммутатора, окислились клеммы в разъёмах 

Проверить соединения, очистить контакты.

3. Люфт экрана

Устранить люфт

Перебои в работе двигателя на всех режимах. 

1. Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники 

Проверьте провода и их соединения. Поврежденные провода замените 

2. Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный нагар; трещины на изоляторе свечи 

Проверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи замените 

3. Износ или повреждение контактного уголька в крышке датчика-распределителя зажигания 

Замените контактный уголек 

4. Сильное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя зажигания 

Зачистите центральный контакт 

5. Трещины, загрязнения или прогары в роторе или крышке датчика-распределителя зажигания 

Замените ротор или крышку 

6. Неисправен коммутатор — форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме 

Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените 

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. 

1. Неправильная установка момента зажигания 

Отрегулируйте момент зажигания 

2. Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков 

Проверьте, замените поврежденные детали 

3. Неисправен коммутатор — форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме 

Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените 

Стрелка тахометра «прыгает».

Плохой контакт в разъёмах коммутатора, датчика Холла, соскочил один край разъёма. 

Устранить плохой контакт. Правильно соединить разъёмы. 

Неисправен коммутатор.

Заменить коммутатор

В двигателе появляются стуки при разгоне и на высоких скоростях 

Неправильно установлено зажигание

Отрегулировать УОЗ

Не работает или работает неправильно центробежный и/или вакуумный регуляторы

Проверить регуляторы. Если они внешне исправны, проверить их характеристики на диагностическом стенде

Неисправны свечи зажигания

Заменить свечи

Высокий расход топлива 

Неправильно установлено зажигание

Отрегулировать УОЗ

Не работает или работает неправильно центробежный и/или вакуумный регуляторы

Проверить регуляторы. Если они внешне исправны, проверить их характеристики на диагностическом стенде

Неисправны свечи зажигания

Заменить свечи

Обратные вспышки при запуске

Неправильно установлен УОЗ, слишком раннее зажигание

Отрегулировать УОЗ

Двигатель перегревается 

Неправильно установлено зажигание

Отрегулировать УОЗ

Не работает центробежный или вакуумный регулятор

Проверить исправность регуляторов

Самопроизвольное зажигание

Неправильно установлено зажигание

Отрегулировать УОЗ

Неподходящие свечи

Заменить свечи

Неисправен блок управления ЭПХХ и/или ЭМ-клапан

Заменить неисправные части

Низкооктановый бензин

Слить бензин, залить новый

Внимание! На автомобиле применяется система зажигания высокой энергии с широким применением электроники. Поэтому, чтобы не получить травм и не вывести из строя электронные узлы, необходимо соблюдать следующие правила. На работающем двигателе не следует касаться элементов системы зажигания (коммутатора, катушки зажигания и высоковольтных проводов).

Не производить пуск двигателя с помощью искрового зазора и не проверять работоспособность системы зажигания «на искру» между наконечниками проводов свечей зажигания и массой.

Не прокладывать провода низкого напряжения системы зажигания в одном жгуте с проводами высокого напряжения.

Следить за надежностью соединения с «массой» коммутатора через винты крепления. Это влияет на его бесперебойную работу.

При включенном зажигании не отсоединять провода от выводов аккумуляторной батареи и не отсоединять от коммутатора штепсельный разъем, так как при этом на отдельных элементах его системы может возникнуть повышенное напряжение, и он будет поврежден.

8. Двигатель не запускается. Диагностика и устранение неисправностей.

Рассмотрим две неисправности, двигатель не запускается и остановка двигателя на ходу. Сразу же условимся, что:

  • неисправности не связаны с системой топливоподачи, а только с системой зажигания;
  • компрессия в норме;
  • фазы газораспределения не нарушены;
  • аккумулятор полностью заряжен;
  • высоковольтные провода правильно вставлены в крышку распределителя, катушку зажигания, свечи.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Если система питания двигателя исправна и есть искра на свечах, а двигатель не запускается, проверьте компрессию и фазы газораспределения.

9. Диагностика системы зажигания по мануалу.

Причины неисправности 

Способ устранения 

Двигатель не запускается 

1. На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика: 

обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания и коммутатором 

проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените 

замыкание провода датчика на «массу»

устранить замыкание или заменить датчик

оторван экран от опорной пластины

закрепить новыми заклёпками.

неисправен бесконтактный датчик 

проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный датчик замените 

2. Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания: 

обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с выключателем или с катушкой зажигания 

проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените 

неисправен коммутатор 

проверьте коммутатор осциллографом; неисправный коммутатор замените 

не срабатывает выключатель или реле зажигания 

проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя или реле зажигания 

3. Не подается высокое напряжение к свечам зажигания: 

неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения или повреждена их изоляция 

проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода 

износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке датчика-распределителя зажигания 

проверьте и при необходимости замените контактный уголек 

утечка тока через трещины или прогары в крышке или роторе датчика-распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки 

проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор, если в них имеются трещины 

перегорание резистора в роторе датчика-распределителя зажигания 

замените резистор 

повреждена катушка зажигания 

замените катушку зажигания 

4. Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не соответствует норме 

Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами 

5. Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе) 

Замените свечи новыми 

6. Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к выводам крышки датчика-распределителя зажигания 

Присоедините провода в порядке зажигания 1-3-4-2 

7. Неправильная установка момента зажигания 

Проверьте, отрегулируйте момент зажигания 

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу. 

1. Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя 

Проверьте, отрегулируйте момент зажигания 

2. Большой зазор между электродами свечей зажигания

Проверьте, отрегулируйте зазор между электродами

Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала. 

1. Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажигания 

Замените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде 

2. Плохо состыкованы колодки разъёмов датчика Холла, коммутатора, окислились клеммы в разъёмах 

Проверить соединения, очистить контакты.

3. Люфт экрана

Устранить люфт

Перебои в работе двигателя на всех режимах. 

1. Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники 

Проверьте провода и их соединения. Поврежденные провода замените 

2. Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный нагар; трещины на изоляторе свечи 

Проверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи замените 

3. Износ или повреждение контактного уголька в крышке датчика-распределителя зажигания 

Замените контактный уголек 

4. Сильное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя зажигания 

Зачистите центральный контакт 

5. Трещины, загрязнения или прогары в роторе или крышке датчика-распределителя зажигания 

А еще интересно:  Лада 4х4 3д купить в г. Красноярск по цене от 300 316 руб, все комплектации, автокредит - официальный дилер Lada

Замените ротор или крышку 

6. Неисправен коммутатор — форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме 

Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените 

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. 

1. Неправильная установка момента зажигания 

Отрегулируйте момент зажигания 

2. Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков 

Проверьте, замените поврежденные детали 

3. Неисправен коммутатор — форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме 

Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените 

Стрелка тахометра «прыгает».

Плохой контакт в разъёмах коммутатора, датчика Холла, соскочил один край разъёма. 

Устранить плохой контакт. Правильно соединить разъёмы. 

Неисправен коммутатор.

Заменить коммутатор

В двигателе появляются стуки при разгоне и на высоких скоростях 

Неправильно установлено зажигание

Отрегулировать УОЗ

Не работает или работает неправильно центробежный и/или вакуумный регуляторы

Проверить регуляторы. Если они внешне исправны, проверить их характеристики на диагностическом стенде

Неисправны свечи зажигания

Заменить свечи

Высокий расход топлива 

Неправильно установлено зажигание

Отрегулировать УОЗ

Не работает или работает неправильно центробежный и/или вакуумный регуляторы

Проверить регуляторы. Если они внешне исправны, проверить их характеристики на диагностическом стенде

Неисправны свечи зажигания

Заменить свечи

Обратные вспышки при запуске

Неправильно установлен УОЗ, слишком раннее зажигание

Отрегулировать УОЗ

Двигатель перегревается 

Неправильно установлено зажигание

Отрегулировать УОЗ

Не работает центробежный или вакуумный регулятор

Проверить исправность регуляторов

Самопроизвольное (калильное) зажигание

Неправильно установлено зажигание

Отрегулировать УОЗ

Неподходящие свечи

Заменить свечи

Неисправен блок управления ЭПХХ и/или ЭМ-клапан

Заменить неисправные части

Низкооктановый бензин

Слить бензин, залить новый

Внимание! На автомобиле применяется система зажигания высокой энергии с широким применением электроники. Поэтому, чтобы не получить травм и не вывести из строя электронные узлы, необходимо соблюдать следующие правила. На работающем двигателе не следует касаться элементов системы зажигания (коммутатора, катушки зажигания и высоковольтных проводов).

Не производить пуск двигателя с помощью искрового зазора и не проверять работоспособность системы зажигания «на искру» между наконечниками проводов свечей зажигания и массой.

Не прокладывать провода низкого напряжения системы зажигания в одном жгуте с проводами высокого напряжения.

Следить за надежностью соединения с «массой» коммутатора через винты крепления. Это влияет на его бесперебойную работу.

При включенном зажигании не отсоединять провода от выводов аккумуляторной батареи и не отсоединять от коммутатора штепсельный разъем, так как при этом на отдельных элементах его системы может возникнуть повышенное напряжение, и он будет поврежден.

Вы можете заказать у нас чип-тюнинг иномарок.

Подготовил и дополнил Володюшка.

Рывки при установившемся движении

Такие рывки чаще бывают вызваны неисправностью системы зажигания. Необходима диагностика, обратитесь на автосервис. Единственное, что можно попробовать сделать самостоятельно:

— внимательно осмотреть подкапотное пространство. Выключить зажигание и проверить надежность крепления и посадки всех проводов и разъемов у коммутатора, катушки и распределителя зажигания. Запустить двигатель и прислушаться к его работе — треск при пробое высокого напряжения “на массу” слабый, но отчетливый.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213Провал – внезапный перебой в работе двигателя автомобиля. Повсеместно распространенная неисправность.

Может возникнуть на разных режимах работы при нажатии на педаль «газа». Сопровождается падением ускорения автомобиля и даже его остановкой. Возможны — короткий провал (2-3 секунды), глубокий провал (3-10 сек.), рывок (1-2 сек), подергивание (серия рывков), раскачивание (серия провалов).

А так же приведены основные причины его появления.

Причины провала при нажатии на педаль «газа» на карбюраторном двигателе

В основе всех причин «провала» лежит либо переобеднение, либо переобогащение топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя при нажатии на «газ». В результате такого нарушения двигатель либо недополучает необходимого объема топлива и работает с провалами, либо его попросту заливает топливом с аналогичным результатом.

От этого следует отталкиваться при диагностике данной неисправности.

К переобеднению топливной смеси приводит уменьшение подачи топлива через карбюратор в следствии засорения его жиклеров и каналов, «подсоса» постороннего воздуха, утечки бензина, низкого уровня в поплавковой камере.

К переобогащению топливной смеси приводит нарушение регулировки положения заслонок карбюратора, не герметичность игольчатого клапана, соединений и уплотнений.

Подробно о признаках и причинах провала в работе карбюраторного двигателя автомобиля: «Признаки и причины «провала» в работе карбюраторного двигателя автомобиля».

Способы устранения провалов в работе карбюраторного двигателя автомобиля при нажатии на педаль газа

Проверяем состояние сетчатого фильтра очистки топлива на входе в карбюратор

Загрязненный и засоренный фильтр затрудняет поступление топлива в поплавковую камеру карбюратора, что приводит к снижению в ней уровня, обеднению топливной смеси на разных режимах работы двигателя и как следствие возникновению провалов. Загрязнение сетчатого фильтра происходит по причине засорения и коррозии топливного бака, топливных магистралей, применения некачественного топлива.

Прочистка топливного фильтра на карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс и 2105, 2107 Озон практически идентична. Отверните рожковым или накидным ключом пробку фильтра (2108 Солекс – ключ на 13, 2105, 2107 Озон – ключ на 19). Извлеките вставленный в неё сетчатый фильтр.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

При обнаружении сильного засорения сетчатого топливного фильтра карбюратора следует обратить внимание на чистоту фильтра тонкой очистки топлива, фильтра бензонасоса, сетчатого фильтра на заборнике топлива в бензобаке. Стоит провести ревизию топливной системы автомобиля, при необходимости прочистить топливные магистрали и бензобак.

Проверяем соединения на предмет «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор

В результате попадания лишнего воздуха в карбюратор топливная смесь обедняется, вызывая «провал» в работе двигателя при открытии дроссельной заслонки и на холостом ходу. Осмотрите шланги и трубки ведущие к карбюратору. Они не должны быть повреждены (переломаны, протерты…), посадка на штуцерах должна быть плотной.

Отдельное внимание целостности прокладок под карбюратором и (или) деформации фланца (нижней части) карбюратора. Это наиболее распространенное место «подсоса». Для проверки на работающем двигателе обрызгиваем водой зону прокладок под карбюратор. Если двигатель стал работать ровнее (вода закупорила щели), то проверяем прокладки и фланец.

На изображении ниже вероятные места «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор 2108 Солекс (кроме прокладки под карбюратор).

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

На классических автомобилях ВАЗ 2105, 2107, оснащенных выносным пневмоклапаном системы ЭПХХ карбюратора зачастую повреждение или неплотная посадка трубок идущих к пневмоклапану приводит к «подсосу» постороннего воздуха и вызывает провал.

На карбюраторах оборудованных электромагнитным клапаном, «подсос» постороннего воздуха возможен через его посадочное гнездо, в случае если клапан неплотно завернут или через его изношенное уплотнительное кольцо.

Так же следует обратить внимание на целостность резинового уплотнительного кольца на винте «качества» топливной смеси.

Ощутимый провал при трогании с места возможен также при не герметичной или соскочившей трубке вакуумного регулятора опережения зажигания.

Статья на нашем сайте по устранению «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор – «Подсос постороннего воздуха в карбюратор».

Проверяем уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

При повышенном уровне топлива в поплавковой камере карбюратора смесь сильно переобогащена и поступая в цилиндры двигателя может «заливать» свечи зажигания, что вызывает провалы в его работе.

При низком уровне – топливная смесь наоборот обеднена и нажимая на педаль «газа» взамен ожидаемого ускорения водитель получает ощущает провал, так как двигатель не получает топливо необходимого качества.

Необходимо дать двигателю немного поработать и потом быстро снять крышку (верхнюю часть) карбюратора. В результате, можно наблюдать реальный уровень топлива в поплавковой камере. Следует сразу же измерить его. Пока бензин не испарился. На карбюраторе 2105, 2107 Озон приблизительный уровень топлива проходит посередине наклонной поверхности передней стенки поплавковой камеры (на изображении он отмечен красной линией).

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

На карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс уровень топлива составляет 29±1 мм от дна поплавковой камеры (любой, первой или второй). Можно измерить линейкой или штангенциркулем. На изображении уровень топлива отмечен красной линией. Цифра эта весьма условна, хотя многие карбюраторщики, выставляя уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, ориентируются именно на неё, не признавая регулировку по положению поплавка.

Подробности регулировки уровня топлива:

Проверяем, не засорены ли топливные и воздушные жиклеры, эмульсионные колодцы, каналы в малых диффузорах главных дозирующих систем карбюратора (ГДС)

Их чистота напрямую влияет на процесс смесеобразования на разных режимах работы двигателя. Обеднение или обогащение топливной смеси топливной смеси из-за засорения этих жиклеров приводит к «провалу» при нажатии на педаль «газа».

Необходимо, при снятой крышке карбюратора, вывернуть топливные и воздушные жиклеры главных дозирующих систем (ГДС), прочистить их, промыть, продуть сжатым воздухом. На карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс воздушные жиклеры ГДС объединены с эмульсионными трубками и извлекаются вместе с ними.

На 2105, 2107 Озон эмульсионные трубки можно извлечь, слегка ввернув в них саморез и потянув вверх пассатижами. Прочистите и промойте эмульсионные колодцы, прочистите каналы малых диффузоров обеих камер, обратите внимание на их маркировку и правильность установки.

Здесь же следует обратить внимание на то, насколько плотно завернуты топливные жиклеры ГДС. Если они завернуты не до конца, топливная смесь будет сильно обогащаться.

Топливные жиклеры ГДС выворачиваем и прочищаем.

Диффузоры извлекаем, прочищаем, продуваем их каналы.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Проверяем, не засорены ли выходные отверстия переходных систем первой и второй камер карбюратора

Просвет отверстий со временем сужается из-за накопившихся отложений и нагара и постепенно может исчезнуть вовсе. В результате, при нажатии на педаль «газа» и начале открытия дроссельных заслонок сначала первой, а затем второй камер (когда работают переходные системы) топливо не поступает в достаточном объеме, топливная смесь обедняется, наступает провал.

Прочистить отверстия переходных систем лучше всего сняв карбюратор и перевернув его вверх дроссельными заслонками. Чистить удобно тонкой деревянной палочкой или медной проволокой, промывать ацетоном, продувать сжатым воздухом. Можно прочистить переходные отверстия, проведя безразборную прочистку системы холостого хода (так как они взаимосвязаны). См.:

На изображении выходные отверстия переходных систем первой и второй камер карбюратора 2105, 2107 Озон.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

На карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс расположение выходных отверстий переходных систем идентично, только в первой камере вместо двух отверстие одно в виде щели.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

На карбюраторе Озон можно немного доработать дроссельную заслонку первой камеры для предупреждения возникновения «провала» при плавном нажатии на «газ» и более четкой работы системы: «Доработка переходной системы первой камеры карбюратора Озон».

Провал при резком нажатии на педаль «газа»

В этой ситуации «провал» может возникнуть из-за неисправности ускорительного насоса (УН) карбюратора. В первую очередь необходимо проверить его распылитель, потом каналы клапана и диафрагму. Вообще стоит обратить внимание на работу ускорительного насоса при возникновении любых разновидностей «провалов», так как он участвует в работе карбюратора и двигателя автомобиля на всех режимах кроме холостого хода.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ 21213

Помимо этого на работу ускорительного насоса влияет величина уровня топлива в поплавковой камере карбюратора. При низком уровне производительность УН снижается, так как в него не поступает достаточное количество топлива.

Примечания и дополнения

— Если после проведения перечисленных выше манипуляций провал при нажатии на педаль «газа» не исчез, следует искать его причину в других системах автомобиля. Например, неисправные свечи зажигания или «пробитые» высоковольтные провода имеют практически аналогичные симптомы.

Причины провала при нажатии на педаль «газа» не связанные с карбюратором (система зажигания, топливная система, неисправность самого двигателя) рассмотрены на нашем сайте в статье:

Еще статьи на сайте по теме «провала» в работе карбюраторного двигателя автомобиля

Лучше использовать как есть, если на вашем автомобиле она установлена штатно.

Как лучше использовать обратку, как есть или врезать тройничек перед бензонасосом ?

Заметил что такая ерунда часто бывает из за забитой или заглушенной обратки , бензонасос продавливает иглу игольчатого клапана и образуется небольшой , но перелив . В основном это на почти изношенном клапане или из новых ремкомплектов произведённых в подвале непонятно где и непонятно кем :(( .

Всё рассказанно грамотно. Причины и действия.

Если подразумевается. что новый карбюратор соответствует двигателю и полностью настроен и правильно подключен то скорее всего проблема в топливоподаче (засорение в топливной магистрали, неисправен бензонасос) или в системе зажигания (угол опережения, свечи, «где-то пробивает на массу»). А еще «подсос» воздуха под карбюратор.

https://www.youtube.com/watch?v=NbtcE2rEgPQ

А если провал на новом карбюраторе, что делать подскажите

Рег.: 21.03.2022
Сообщений: 12
Откуда: Россия, г Сочи
Возраст: 27
Авто: Нива 21213 год 1999

Все начилось пару месяцев назад сам незнаю из-за чего.
1) начинаю разгонятся на первой 1-1,5 обаротов норм едет, а стоит дать две тыщи и выше то начинает дергаться раз 5-7 и только после этого идет набор скорости не торопливо, а вот стоит остановится на развилке и попытаться резко выехать она выезжает не спеша и стоит выровнить руль пряма и газ в пол на первой передаче то по ощущениям как буд то я когото тащу на буксире и временами при этих же действиях она пытается полностью остановиться и я отпускаю педаль газа и заного нажимаю и после этого идет медленный набор скорости

Добавлено спустя 8 минут 27 секунд:

Во общем жму педаль газа в пол она дергается раз 6-7 не считал особо и потом разгоняется до трех с половиной тс и машина при этом уже прогрета до 70 градусов.

На братого ниве классике такой ерунды нет как у меня и он ее даже не греет вытащил подсос до тсячи оборотов и поехал как нагреется до 50 гр уберает и не дергается во обще

Добавлено спустя 6 минут 44 секунды:

С соседом зажигания выставляли из-за того что я трамблер полностью снимал и по отметкам не получилось выставить машина просто не заводилась, а стоило выстовить по второму поршню все заработало завелась и то что я ваккум менял на трамблере не помогло и как я только не крутил трамблер без полезно

Добавлено спустя 3 минуты 30 секунд:

Да карб новый стоит 21073 изменений никаких

Добавлено спустя 7 минут 41 секунду:

Забыл написать топливный насос тоже новый стоит двух клапанный чтоб не перегревался, у меня такой и стоял и после замены чуть лучше стал работать движок, но все ровно не то

Добавлено спустя 2 минуты 8 секунд:

Скажите из-за короткого замыкания может быть эта беда?

1020 сообщений на предыдущих страницах
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.