Колеса К-139, ВЛИ-10 и «Кама-Пламя» на пути к «Ниве»

Необычный тест резины для НИВЫ

Всевозможные тесты резины — не редкость на страницах автомобильных изданий. И, как правило, авторы претендуют на достоверность полученных результатов и на справедливость предлагаемых выводов. А результаты эти и выводы, зачастую, расходятся от теста к тесту для одних и тех же покрышек.

Да и сами выводы по результатам таких испытаний едва ли могут удовлетворить непосредственного потребителя этих покрышек— то есть нас с вами. Мне, к примеру, мало интересно, на сколько (в процентах) тот или иной тип отечественной резины уступает зарубежному аналогу. Уступает в торможении на голом льду— %,уступает в разгоне на снежном накате— %,уступает в преодолении снежной целины — %; короче,уступает безнадежно во всем и вся. Но чрезвычайно редко авторы подобных испытаний приводят розничную цену исследуемых образцов. И напрасно. Если бы каждый читающий материал видел из таблицы что цена на возводимый на пьедестал заморский экземпляр превосходит цену аналогов не на считанные проценты как их технические характеристики, а в разы или даже на порядок ? Вполне вероятно, что читатель мог бы в этом случае не воспринять серьезно проступающие между строк навязчивое предложение «покупать только лучшее» и призыв «не экономить на безопасности». Ну а тем из нас, кто привык изучать все что связано с эксплуатацией нашего автомобиля детально, копаясь в мелочах, остается трезво соразмерить долю практической ценности пресловутых тестов и хорошо проточенного рr-материала.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Ставим условия.

Проведенный нами тест во многом необычен. Прежде всего потому, что мы поставили ряд граничных условий. Вопервых, нас интересовала резина только российского производства. Во-вторых, комплект любых попавших в поле нашего внимания покрышек стоит не более трех-четырех процентов стоимости автомобиля, а потому доступен рядовому автолюбителю. В-третьих, покрышка должна вставать на стандартных колесный диск Нивы в 16 дюймов. Ставшее модным увлечение ставить на Ниву легкосплавные диски в 15 дюймов с широкими колесами иностранного производства мы не разделяем. Думаем, что большинство владельцев внедорожника, живущего за пределами Москвы такая переделка не придется по душе хотя бы потому, что облегчив кошелек на 700-900 у. е, вы получаете взамен лишь сомнительные эстетические достоинства, жертвуя при этом проходимостью, надежностью и ресурсом.

Суть эксперимента.

Перед участниками теста стояла задача преодолеть сто метров тяжелого бездорожья за минимальное время. Каждый участник-испытатель совершал зачетные заезды на своем автомобиле, последовательно меняя на нем комплекты тестируемых покрышек. Бездорожье мерного участка можно назвать не просто тяжелым, но жестоким.

Стометровый участок трассы проложили в теперь уже знаменитом месте, давно ставшем меккой любителей бездорожья и полного привода. На узком заболоченном участке, зажатом между Москвойрекой и Гребным каналом. Именно здесь еще каких-то несколько лет назад проходили регулярные клубные покатушки московского «4х4-клуба» под названием «Крылатские холмы». И два раза в год, весной и осенью, сюда съезжалась не одна тысяча любителей активного отдыха на автомобилях. Каждые такие покатушки были настоящим праздником. Там царила атмосфера восторга и радости. Желающих поучаствовать всегда оказывалось больше, чем спортивных номеров, и записываться на участие приходилось заранее. Теперь здесь собираются неформальные клубы, команды, компании, просто друзья — пообщаться «вживую», а то и показать возможности своей техники. К сожалению, кризис 98 года подкосил не только рубль, но, наверное, и «души прекрасные порывы» организаторов «Крылатских холмов». Президент «4х4-клуба» Михаил Снарский отдал предпочтение соревнованиям, входящим в официальный календарь автофедераций. К сожалению, подвижническая деятельность Снарского не пользуется поддержкой серьезных спонсоров, и в этих условиях проводить соревнования для любителей ему сложно.

Рис. Схема трассы теста. Через лужу с ямой в канал за забором-сеткой протекает ручей с талой водой

Вернемся к нашей стометровой трассе (см. схему на рис. Каков был ее характер? Пересекая стартовый створ, Нива на тестируемых покрышках движется по участку твердого дерна, где можно набрать нужную скорость (фото 1).

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

После этого необходимо съехать (фото 2) в лужу с зыбким дном (фото 3-5) и ямой на выезде (фото 6).

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Следует оговориться, что весь участок, на котором проложена трасса, является естественной ступенькой для стока воды, в нашем случае — талой, с близлежащих полей в канал.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Поэтому находящаяся на участке грязь — это не чисто болотная грязь или грязь-глина, а грязь-чернозем. Состоит она, преимущественно, из смытого тонкого плодородного слоя почвы с большим количеством остатков растительности. И если по «скользкости» такая грязь, пожалуй, уступает глинистой, то по степени ухватистости — силе сопротивления проезду — с такой грязью едва-ли что другое может сравниться. Основной расход стока воды проходит как раз через яму первой лужи. На выезжающую из ямы машину действует колоссальное сопротивление. Если по каким-то причинам машина не преодолела выезд из ямы — эвакуировать ее оттуда оказывалось задачей непростой.

Следующий характерный участок нашего мерного отрезка — движение по криволинейной траектории твердой, но мокрой и скользкой поверхности (фото 7).

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Радиус закругления — примерно десять метров. Здесь весьма наглядно определялась способность той или иной покрышки держать боковой снос, противодействовать боковому скольжению. Как вы понимаете, последнее возникало по причине воздействия на машину центростремительного ускорения. Здесь испытатель имел редкую возможность быстро увеличить скорость и сократить время пребывания на мерном отрезке (если резина это позволяла!). И, наконец, последний участок. Эта грязная глубокая колея по прямой. Здесь возможность маневра была практически исключена.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Машина тяжело плюхалась левым боком в колею (фото 8) и далее двигалась по ней со значительной пробуксовкой. На выезде из грязи мерный отрезок заканчивался (фото 9), секундомер останавливался. Автомобиль уходил на смену колёс. По мере готовности заезд возобновлялся.

Из приведенного выше нетрудно понять следующее. В предлагаемых условиях влияние водительского опыта, пола, количества штампов в паспорте, а также силы ветра и фаз Луны на результат не существенно. А что-же будет влиять на результат более существенно? По мнению организаторов теста — ничего. Ничего, кроме одной, малозначительной вещи. А именно: насколько хорошо замысловатые рисуночки на «подошвах» колес, по-научному — протекторы — работают в предлагаемых непростых условиях.

Принявшие участие в тесте покрышки приведены в табл.

Табл. Характеристики тестированных покрышекмодельшинный заводразмертип покрышкиВЛИ-5Владимирский6,95×16диагональнаяВЛИ-10Нижнекамский175R16радиальнаяК-139Кировский195R16CрадиальнаяVS-17Белоцерковский185R16радиальнаяKAMA-FLAMEНижнекамский205/70R16радиальнаяИ-511Нижнекамский175R16радиальнаяИ-77Омский6,00×16диагональная

Как это было. Добровольцы — вперед!

Мы с Мишей поняли, что если сейчас же мы сами не «сделаем» это бездорожье, то все мероприятие окажется под угрозой срыва. Справедливости ради надо отметить, что и мы сами, и наша боевая вишневая Нива были вполне готовы к такому повороту.

Сначала мы пытаемся проехать трассу «против шерсти», от финиша к старту. Но грязь около финишной лужи оказалось настолько цепкой, а колея настолько глубокой, что несмотря на серию методичных попыток уйти из грязи влево на трассу мы лишь углубили колею и взбодрили болотную жижу. Покрышки К-139 от полноприводной «Газели», задающие более высокий, чем у штатной Нивы, дорожный просвет и с подчеркнуто грязевым протектором спасли нас от окончательного фиаско. Вздымая фонтаны грязной жижы, мы двигались по бамперы в грязи. И никакие повороты руля не приводили к столь желаемому изменению траектории. Машина на глазах у ободренных испытателей поменяла цвет с красного на коричневый, а стекла быстро потеряли прозрачность — пробиться сквозь липкую грязь, ведрами летящую из-под передних колес, стеклоочистителю было не под силу. Я вдоволь накрутился баранку, и в один момент, похоже, даже понял переживания рулевого на зловещем «Титанике». Выезжаем назад. Отмываем стекла и, совершив полукилометровый крюк объезда, заходим на старт с нужной стороны. Заезд прошел удачно, хотя выезд из ямы-лужи, скорее, напоминал выход спортивного скуттера на режим глиссирования. Порядок, слава Богу. Можно начинать.

«Твое пустое, вот у меня — вещь!»

Для нашего грязевого мероприятия были изначально приглашены владельцы Нив, отдавших предпочтения различным покрышкам нивского размера. И первый заезд машины совершали на своей резине — «кто в чем пришел». Вот здесь и проявился один интересный психологический аспект. Как известно, любой нормальный автолюбитель, тем более владелец Нивы, не скажет плохого о своем автомобиле. Как гласит народная мудрость, «всяк кулик свое болото хвалит». В нашем случае болото было общее, а хвалили каждый свою резину. И нередко кто-то болезненно реагировал на дружеское подтрунивание товарища. Это — субъективная оценка. С другой стороны. Свои колеса — ближе к телу. Передние — совсем близко, задние — чуть дальше. И при таком уровне близости каждый знает, что от них, любимых, ожидать можно, и общаться с ними (через педаль газа и другие педали) умеет лучше, чем посторонний. Это уже вещь объективная. Поэтому в первых грязевых заездах мы смогли наблюдать не только степень подвластности удручающей грязи различным колесам, а еще и уровень мастерства владения автомобилем своей комплектации. Но это, конечно, в меньшей степени.

Покрышки и испытатели

Одна за другой разноцветные машины, разбрасывая грязь, окутанные клубами пара, совершают заезды. Проложенная в показательных проездах колея задает однозначность траектории. Днище машины, и все, что там у нее ниже порогов, протралили фарватер. Это сделало трассу вполне стабильной, но, как вскоре станет ясно, не менее коварной. Убедительно продемонстрировал внедорожные качества «Кама-флейм» Кирилл на свежей Ниве-мурене. Боковой снос машины на криволинейной траектории был, все-таки, значительным.

А еще интересно:  Генератор 110A от автомобиля LADA 4x4 3D, 1.7L, в AZ 21214

Приехавший чуть позже остальных Саша оперативно поменял масло в двигателе своей белой 21-й (кстати, единственной в нашем тесте) Ниве, обутой в штатные ВЛИ-5, и так активно принялся за тестирование покрышек, что после первого-же заезда оторвал бампер (фото 10).

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Но настоящий сюрприз преподнесла Лена, она же Тигра, она же Агафонтус.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Лена приехала на тест на белоснежной инжекторной Ниве (фото 11), одетая, как и положено стильной красавице, во все белое. На креслах — тигровые чехлы, на ногах — белые кроссовки. На ногах у инжекторной красавицы — покрышки ВЛИ-10 с чисто шоссейным протектором. Когда белый силуэт обоих красавиц замаячил в стартовом створе, никто из окружавших меня не скрывал иронии по поводу результата заезда. Но они проехали! Причем проехали уверенно, несколько флегматично, но без надрывов и суеты. Ай-да Лена! Ай-да ВЛИ-10!!

Очередная Нива на спецучастке. Это машина необычного для ВАЗов цвета морской волны, украшенная желтыми клыками бамперов и того же цвета намордником с очками.

Андрей достаточно резво разгоняется на коротком участке суши. Желтые очки глубоко ныряют в лужу (фото 12). Однако двигатель не залит, и машина начинает карабкаться на подъем по склизкому, залитому грязью подъему (фото 13).

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Обращает на себя внимание необычайно быстрое падение скорости. «Да, движитель слабоват», — проносится в голове. А машина тем временем замирает на самом выезде из лужи. Беспомощно вращаются колеса, обутые в VS-17. Но руками махать, читай, колесами крутить — похоже, поздно. Ни на какие повороты руля и задний ход машина не реагирует. Последнее — странно. Нива стоит с приличным уклоном вниз. По идее, подталкиваемая нами спереди, она должна скатиться в седловину невидимой нам ямы. Но этого не происходит. Ощущения такие, будто толкаешь бетонный забор. Продолжаем эвакуацию с использованием буксира. Андрей облачился в резиновые сапоги и с укоризной обходит вокруг машины. Сидит она неглубоко (фото 14) — вода ниже дверей, и лищь сильно наклоненная задняя часть задевает бампером водную гладь. Отражение желтых клыков игриво дрожит в болотном зеркале.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Банальное застревание, не грозит серьезными проблемами. Кто думал так (в их числе был и я) глубоко ошибался. Первые попытки Кирилла вытащить терпящего бедствие обнажили остроту ситуации. Буксирующий автомобиль, находясь на твердом, но скользком грунте, не мог развить достаточного тянущего усилия. Принимаем решение тянуть двумя нивами. Для этого я подъехал сзади и сцепил тросом передок своей машины с кормой «мурены» Кирилла (фото 15).

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Согласованным рывком мы рвем трос, идущий от застрявшей Нивы. Надвязанный и укрепленный каким-то образом трос вскоре опять рвется. После этого Андрей сноровисто выпрыгнул из-за руля в лужу, с грацией водолаза вздымая грязевые волны, зашел к задней двери своей машины и извлек оттуда новенькую стропу толстенных размеров. Хозяин новой белой стропы с красными флажками победно потряс ею над головой, подтверждая свою уверенность фразой «Держит пять тонн!». Через несколько минут наши вольные Нивы эту толстенную стропу, держащую пять тонн, изорвали в лоскуты в виде коротких коричневых ремней. Использовать результат нашего ударного труда можно было разве что для украшения новогодней елки где-нибудь в отдаленном уголке Якутии в качестве оригинального серпантина. Лицо Кирилла выражало олимпийское спокойствие, но ему не вторили горящие глаза, выражавшие звериную решимость довести начатое дело до конца. Но это жизнеутверждающее устремление не разделяли все имеющиеся в нашем распоряжении буксирные средства. Они были частично сброшены в мокрую кучку, частично закатаны в грязное дно лужи шинами наших славных автомобилей.

В сложившихся условиях оставалось не более двух вариантов дальнейших действий. Первый — сесть подумать. В глазах же Кирилла легко угадывалась склонность ко второму варианту — радикальному. А он означал ни больше, ни меньше, как вышибить решительным таранным ударом со злополучного места застрявший автомобиль. Последователь Александра Македонского и Семена Буденного уже искал, похоже, место для разгона. Поначалу хотелось предложить хотя бы запаску подложить меж бамперов или что-нибудь еще, но вижу — поздно. В лучшем случае успею убрать свой автомобиль из опасной зоны. Одним прыжком оказываюсь в кабине и с тяжелым чувством завожу мотор. Рык басовитого выхлопа заставляет содрогнуться.

Фото 18. «Твердый» участок трассы. Хорошо видны отпечатки протектора Kama-Flame (выше и левее) и И-77 (ниже правее), что свидетельствует о хорошей самоочищаемости этих покрышек.

Фото 19. Так выглядели колеса машин после проезда мерного участка.

Фото 20. А это — после снятия колеса. Каждому испытателю за время проведения теста пришлось снять и поставить 20 колес, открутив и закрутив, соответственно. 100 гаек

Не сразу соображаю, что это не мой мотор. Это подает голос наша доблестная техничка ГАЗ-69. Когда бледно-рыжий силуэт газика гордо покачиваясь из стороны в сторону выехал из кустов, плохие предчувствия исчезли так же внезапно, как и появились, Все поздравляли сидящего за рулем Дениса, как будто он уже вытащил не одну машину, а целую колонну. Причем не из болота, а из под обстрела чеченских боевиков. Растроганный таким вниманием, он тут же приступил к делу. Результаты его работы не заставили ждать. Не медля ни минуты и не спуская паров своего ГАЗ-69, Денис порвал собственноручно привезенный трос. Не скажу, что этот подвиг достался автомобилю-ветерану легко. Покрышки шириной 235 мм, вращаемые могучей трансмиссией, неистово вгрызались в грунт на протяжении двух попыток (фото 16). Застрявшая Нива стойко держалась. Во всяком случае, кузов полупогруженного в грязь автомобиля не сдвинулся ни на миллиметр. На третьей попытке ГАЗ-69 порвал свой свежий (и еще совсем сухой!) трос. Тут уж мы задумались, а не послать ли кого в ближайшую воинскую часть за полноприводным трехосным ЗИЛом, но вовремя поступило предложение попробовать потянуть ниву-неудачницу назад в лужу (фото 17). Денис и ГАЗ-69 реализовали это спасительное предложение, и салатовая Нива нехотя последовала за чадящим, но по-прежнему гордым и сильным автомобилем из нашей Истории.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

А интересные события нашей маленькой истории на этом не закончились. Обнаружилась еще одна машина-неудачница. От Игоря и его холеной Нивы, обутой в популярные шины И-511, мы ожидали большего. И не без оснований.

Игорю, несмотря на все старания, так и не удалось закончить ни одной зачетной (с секундомером) попытки. Его Нива останавливалась в самых разных точках короткой трассы. В ответ же на неистовые старания хозяина сделать это, автомобиль вдруг взвыл сигнализацией на каких-то нерасчетных тонах и продолжал кричать довольно долго, пока заботливый владелец не отправился отмывать от грязи свое капризное авто. Так уж сложилось, что испытатели, не совладавшие с трассой на своих родных покрышках, отказались продолжить участие в тесте. Наши настойчивые уговоры забыть о мнимой неудаче и продолжить заезды на любых других шинах по выбору — успеха не имели. Таким образом, полный цикл заездов (на всех шинах) совершили четыре автомобиля на пяти комплектах покрышек. Два других типоразмера, VS-17 и И-511 мы рискнем назвать аутсайдерами нашего теста как несправившихся с предложенным заданием.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Фото 21. Вид тестированных покрышек после прохождения мерного участка (слева направо: К-139, ВЛИ-10, Kama-Flame, ВЛИ-5, И-77)

Табл. Результаты тестовых заездовиспытательВЛИ5вли10FLAMEК-139И-77Александр23,5429,1324,4024,6025,64Кирилл26,4627,8323,6024,1827,44Лена28,0732,2932,1129,7430,32Саша24,2726,5727,5725,9526,39среднее25,5928,9726,9226,1227,45погрешность±2,1±2,5±3,8±2,5±2,1

Средние значения для каждого типа резины

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Сводная таблица результатов перед Вами. Но более наглядны графики. Нам же остается привести обобщенные отзывы испытателей и наши выводы относительно каждой покрышки, прошедшей столь суровое испытание.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Типично грязевая резина.

Опасений по поводу застревания за рулем Нивы на К-139 не испытываешь. Стиль езды по грязи — не имеет особенностей. Боковой снос минимален. Торможение машины при въезде в грязь не ощущается. Самоочищаемость протектора — хорошая. Обеспечивает повышенный дорожный просвет.

Покрышки, на которых если не в огонь, то в грязь и в воду — в самый раз.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Типично универсальная резина. Хотя до испытаний все единодушно считали ее шоссейной. К своим хорошим асфальтовым показателям эти покрышки добавили способность преодолевать грязевые участки. Происходит это, видимо, потому, что «десятка» совершенно не зарывается в грязь даже при значительной пробуксовке. И все же даже опытный водитель на этой резине имеет меньше шансов на преодоление опасного участка, чем его менее опытный коллега на более «грязевых» колесах. Очень значителен боковой снос. Самоочищаемость протектора — низкая.

Держите высокие обороты двигателя. Не опускайтесь ниже второй передачи пониженного ряда. Будьте готовы к активному рулению, т. машина будет неизбежно вилять кормой. Наиболее правильный стиль вождения по глубокой грязи — на высоких оборотах около 3,5 — 4 тысяч со значительной пробуксовкой.

ВЛИ-10 — не только для асфальта.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Это типично универсальная резина сочетает в себе ряд компромиссов. Ее глубокие ламели протектора, по замыслу создателей, скорее всего предназанченные для снега, обеспечивают хорошую самоочищаемость в грязи. Однако падение скорости при въезде в грязь велико. Неприятный факт, отмеченный многими — машина сильно скачет. Это затрудняет управление. Если переборщить с «газом», Нива легко срывается в боковой занос. Отпускание педали акселератора сразу восстанавливает управляемое движение.

Не перебарщивайте с «газом» и не разгоняйтесь чрезмерно. На этих покрышках велик риск повредить диски колес. При нектором навыке грязевые участки не вызовут у Вас серьезных проблем.

Владельцы Нив эту покрышку так долго ждали, что склонны приписывать ей несуществующие преимущества перед штатными. Наверное, она больше хороша на асфальте и на снежной целине.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Бесспорный лидер нашего теста. Нива на «пятерке» не тормозится, не прыгает и не скачет. Не велияет и не буксует. Она просто едет. Едет уверенно и охотно отзывается на действие рулем. Самоочищаемость — лучше некуда. Боковой снос держит хорошо.

А еще интересно:  Шевроле нива не включается вентилятор «

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Эти шины, которым уже более полувека, стали настоящей сенсацией нашего теста. Несмотря на почтенный возраст и гладкий с виду протектор, они показали себя выше всяких похвал. Хотя никто из участников теста не имел опыта езды на этой резине, «оружие «Победы» в буквальном смысле оказалось таковым. Нива на этих покрышках имеет хорошие шансы на преодоление «кислых» мест и глубоких луж. Незамысловатый советский протектор И-77 цепляется за самую склизкую грязь, при этом прекрасно самоочищается (см. фото 21). Видимо по причине узкого пятна контакта Нива, приняв эстафету «Победы», уверенно идет по скользкому радиусу, великолепно управляется. Даже если Вы с испуга остановились по бамперы в грязи, у Вас остается шанс выехать своим ходом.

Езжайте вперед и ничего не бойтесь. Оружие «Победы» — в Ваших руках.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

АР-НАТИ 2 — так назывался легковой армейский автомомбиль повышенной проходимости типа 4×4, созданный перед войной (1941 г. ) на базе основных узлов и агрегате шасси ГАЗа. Запустить в серию этот уникальный по своим техническим данным автомобиль, во многом превосходивший знаменитый ГАЗ-64, помешала война. Обратите внимание на протектор покрышек — он очень похож на протектор протестированной нами И-77 (фото из книги «Вездеходы РККА»)

Размеры шин на Ниву (ВАЗ) разных моделей

Несмотря на то, что у Нивы нет усиления в виде рамы или неразрезного переднего моста, она всё равно относится к категории внедорожников, а не паркетников, и прекрасно справляется даже с полным бездорожьем.

Хотя это понятие может быть абсолютно разным: грунтовая поселковая дорога без покрытия; гористая местность; глубокие колеи, которые после дождя становятся непролазными; болото, где грунт торфяной и достаточно рыхлый.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Со всеми этими вариантами сталкиваются автолюбители:

  • поклонники отдыха в лесу и в горах,
  • участники ягодно-грибных марафонов,
  • любители летней и зимней рыбалки.

Приобретая машину, которая призвана помочь преодолеть все тяготы активного отдыха, в первую очередь хозяин стремится испытать её в суровых реалиях местного рельефа.

Чтобы избежать разочарования при первых же трудностях, желательно сразу после покупки автомобиля озаботиться выбором хорошей резины. Та, которая производится в России — в отличие от самой Нивы, к данной категории не относится, и конкурировать с импортной не может вообще.

Сначала выясним, какие колеса на Ниву без резки арок можно поставить в соответствии с рекомендациями производителя, а потом пройдёмся по моделям шин.

ВАЗ-21214 (LADA 4×4)

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Эта модель одна из немногих, которая выпускалась на экспорт. В том числе её поставляли и в Японию, поэтому руль у неё правый. И это единственный российский автомобиль, допущенный в страну, являющуюся королевой мирового автопрома.

Для справки: У Нивы 4х4, независимо от модели и рестайлинга, все четыре колеса ведущие и должны иметь одинаковый профиль.

То есть автомобиль имеет полный привод. Какие колёса подойдут:

Заводские параметры – 175/80 R16.

  • 185/75 R16,
  • 195/80 R15,
  • 195/70 R15,
  • 205/75 R15,
  • 205/70 R15.

ВАЗ-21213

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Имя Тайга, которое эта модель получила изначально, так и не прижилось. Хотя сам автомобиль довольно популярен, выпускается с 94 года, и стал прототипом для многих экспортных моделей. Колеса на Ниве 21213 такие же, как и у предыдущей модели.

ВАЗ-21215

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Эта машина с дизельным двигателем от Пежо, выпускалась только до 2007 года. Тоже шла на экспорт, поэтому партии производились небольшие и комплектовались лучше, чем для внутреннего рынка. Тем не менее, по нашим дорогам такие Нивы тоже бегают.

Заводские размеры: 175/80 R16.

  • 185/75 R16,
  • 205/75 R16,
  • 195/80 R15,
  • 195/70 R15,
  • 205/75 R15,
  • 205/70 R15.

Нива 2121

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

В серийное производство эта модель Нивы пошла ещё в конце 70-х, и за столь долгий срок она доказала своё право на жизнь. Как бы ни ругали автомобилисты сборщиков АвтоВАЗа, очень многие ездят именно на такой версии. Шины для Нивы 2121 будут иметь всё те же размеры.

С завода: 175/80 R16.

ВАЗ-212180 «Фора»

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Форой эту модель Нивы назвали за удлинённый на 30 см кузов, увеличенную ширину дверных проёмов и более широкое, чем у прочих моделей заднее сиденье. В том числе, «фора» коснулась и размерности колёс – 15-дюймовые сюда уже не ставят.

Заводские шины: 175/80/R16, 205/75 R16.

Для замены подойдет резина с размерами 215/70 R16.

Нива 2131

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Ещё одна удлинённая модель, но уже с 5-ю дверями. Её популярность, если судить по проданным экземплярам, ещё не превзошла ВАЗ-2121, но уже близка к этому.

Заводской размер резины – 175/80R16.

Шины на замену:

  • 185/75R16,
  • 195/70R16,
  • 205/70R16,
  • 215/65R16.

Нива 2123

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Выпуск опытной партии этого автомобиля был осуществлён в 2002-м году. Однако в серию он попал поле того, как в связи с возникшими финансовыми трудностями лицензия на выпуск была продана General Motors.

В результате на бампере машины стал красоваться шевролетовский значок. Сказалось это и на размерности колёс.

  • 205/70R15,
  • 205/75R15,
  • 215/65R15.
  • 215/75R15,
  • 215/70R15,
  • 225/65R16,
  • 225/60R17.

Chevrolet Niva

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Позднее американцы внесли в конструкцию ВАЗ-2123 кое-какие изменения, из-за которых он стал считаться другой моделью и получил к названию Нива гордую приставку Шевроле.

  • 205/70R15,
  • 205/75R15,
  • 215/65R16.

Chevrolet Niva FAM-1 (ВАЗ-21236)

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

В 2006 году была выпущена новая модель Нивы Шевроле, теперь уже с опелевским двигателем. Правда, через пару лет она была снята с производства. Какие колеса ставить на Ниву Шевроле FAM-1? Такие же, как и на предшественницу.

На заводе устанавливается резина с размерами:

Размеры шин для замены:

Chevrolet Niva Trophy

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Предыдущие модели Шеви Нивы не были адаптированы к бездорожью так, как это сделано в модели Trophy.

Здесь использовано много фишек, помогающих ездить по плохим дорогам: шноркель, защищающий машину от гидроудара при движении по воде, натяжитель цепи, который стал механическим (а был гидравлический), трансмиссионные сапуны под капотом и многое другое.

Резина с завода:

Шевроле Нива после рестайлинга

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

В 2009-м Chevrolet Niva был подвергнут обновлению, над чем работали итальянские дизайнеры. В основном это коснулось внешнего вида – автомобиль стал выглядеть так, как это принято в стройных рядах General Motors. Колеса для Нивы Шевроле остались всё те же.

Некоторые читатели интересуются, какие большие колеса можно поставить на Ниву? Если разрезать мост и убрать арки, можно получить и вот такое чудо техники, как на фото. Но прежде хорошо подумайте, а нужно ли это, и в какую сумму выльется?

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Кое-кто считает, что лучшие колеса на Ниву можно снять с трактора

«Походные» шины для Нивы

Так как старые модели уже не выпускаются, про резину, на которой они выходили с конвейера, можно не вспоминать. ВЛИ-5 уже давно снята с производства, и вряд ли у кого-то дожила до настоящего дня. Поэтому рассматривать их — даже как колеса для Нивы б/у, мы не будем.

Ярославская Я-192, которая тоже фигурировала как шина первой комплектации, может и стоит ещё на стареньких Нивах. Но она хороша только на твёрдом грунте, а стоит машине попасть на песок или торф, она непременно встрянет.

Есть и другие сугубо отечественные шины – не плоды совместного производства с именитыми компаниями, а придуманные российскими умами. Даже те модели покрышек, которые заявляются их создателями как OFF ROAD (шина для бездорожья), на самом деле таковой не являются.

Например, Cordiant. Рядом с хорошей внедорожной шиной он имеет бледный вид – не только по внешнему виду, но и по характеристикам.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

На фото грязевые шины Cordiant Off Road справа

Протектор того же Cordiant Off Road вроде и глубокий, но в силу посредственного состава резины, когда вместо натурального каучука применяется искусственный, покрышки получают совсем не те свойства, которые им нужны.

К тому же, они очень не приспособлены к работе при низком давлении, что ухудшает самочувствие автомобиля на реальном бездорожье. Для первой комплектации эту шину не используют, и если вы будете ездить не в городе, то и ставить её на подобную машину не советуем.

Тогда какие колеса можно поставить на Ниву, чтобы она максимально хорошо справлялась с поставленной задачей?

Какой бывает шина для бездорожья

Все внедорожные шины для Нивы и других машин этого класса, делятся на три больших категории:

  • Н/Т – дорожные;
  • М/Т – грязевые;
  • А/Т – повышенной проходимости.

Эти значки можно увидеть на боковине – там, где указана дата производства шины и страна-производитель.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Mud-Terrain – это и есть М/Т

Если перед вами стоит вопрос, какие колеса на Ниву лучше установить для езды по раскисающим колеям, однозначно нужно брать М/Т.

У них самый агрессивный протектор и высокий уровень шумности и вибрации, поэтому для езды по трассе – во всяком случае, длительной, они будут некомфортны. Но на суровом бездорожье им просто нет цены.

Для трассы нужны дорожные шины, которые выдают и более высокое сцепление с асфальтом, и отличаются высокой скоростью. Но на бездорожье такие покрышки тянут плохо и быстро повреждаются, так как боковины у них очень мягкие.

Шины с повышенной проходимостью являются той самой золотой серединкой, когда автомобиль равное количество времени может проводить как на асфальте, так и на просёлках. Чаще всего А/Т шины для Нивы – лучший выбор.

Есть также модели, в которых объединены качества А/Т и М/Т, и одну из них вы видите на фото выше.

Стандарт размеров

Стандартным размером колеса считается R16. Вылет обода не превышает 58 миллиметров. На автомобиль можно также устанавливать и другие модели, отличающиеся меньшим габаритом – R15. Они очень востребованы в гористых районах.

А еще интересно:  Какое давление должно быть в шинах 16 радиуса у нивы

Резина характеризуется большой толщиной, поэтому не происходит повреждения диска. Покрышки отлично амортизируют, когда машина двигается по большим выбоинам или ямам.

На Ниву 2121 можно устанавливать диски от Нивы Шевроле, причем без проведения дополнительных работ. Можно также устанавливать колеса с высоким профилем, размером 215 R15. Вылет покрышки не должен превышать 40 миллиметров.

Можно устанавливать колеса большого радиуса, но чтобы не было касания подкрылков, необходимо правильно подобрать размер диска и покрышки. Обычно такие работы выполняются при тюнинговых операциях.

Новая модель, выпускаемая в нескольких вариантах. Габариты остались неизменными. Точно так же, как и у обычной Нивы, используются колеса R16. Основным считается 185 / 75 / R16.

Для облегчения выбора размера колес для Нивы Урбан приводим сводную таблицу популярных параметров.

Рекомендации по шинамРекомендации по дискам
Заводской р-рЗаводской р-р
2205/70R156J15 5×139. 7 ET48 Dia98
205/75R156J15 5×139. 7 ET40 Dia98
175/80R166J15 5×139. 7 ET58 Dia98
185/75R166. 5J16 5×139. 7 ET40 Dia98
205/70R166J16 5×139. 7 ET50 Dia98
205/70R166J16 5×139. 7 ET50

В заводской комплектации автомобиль выпускается с дисками, крепление которых осуществляется пятью болтами.

  • Диаметр окружности – 139,7 мм;
  • Болты М12х1,25 мм;
  • Вылет ЕТ58;
  • Диаметр отверстия ступицы – 98,5 мм.

Безусловно, на автомобиль можно устанавливать и другие модели, но только с определенным типоразмером:

РазмерШирина обода и вылет
175/80 R165J, 51/2J – 48-50
195/70 R1551/2J, 6J, ET 45
205/70 R156J, 61/2J, ET 40

Нива Шевроле

Стандартным размером колеса на этот автомобиль считается R15. В основном устанавливают литые диски, завоевавшие большую популярность. Но если машина будет эксплуатироваться в условиях российского бездорожья, более перспективно устанавливать колеса большего диаметра – 16-17.

Надо сказать, что их установка потребует проведения дополнительных работ. Чтобы увеличить размер дорожного просвета, придется выполнить установку специальных проставок.

Потребуется также несколько изменить конструкцию ходовой части.

ДиаметрВылетШиринаСтупичное отверстие колесного диска, ммКол-во крепежных отверстий ступицыРазболтовка отверстийРазмер колеса
R15 – R17ЕТ 40 -486,0 – 6,5J98,65139,7205/75R15

Маркировка колес может иметь несколько буквенных и цифровых обозначений. Для того, чтобы правильно выбрать колесо на Шевроле Ниву, нужно хорошо понимать значение всех указанных на нем параметров. Возьмем, к примеру, маркировку 6,5Jх16Н2 PCD5х139,7 ЕТ48 DIA98,6.

  • J – тип обода и вид его профиля
  • 16Н2 – монтажный диаметр, равный 16 дюймам
  • Н2 – кол-во выступов, предупреждающих сползание резины
  • PCD – английское обозначение размеров крепления к поверхности ступицы
  • 5 – количество крепежных отверстий
  • 139,7 – диаметр их расположения
  • ЕТ – показатель вылета диска за плоскость автомобиля.

От размера шин и дисков сильно зависит поведение автомобиля на дороге. АвтоВАЗ рекомендует устанавливать на Ниву шины и диски строго определенного размера, только в этом случае производитель гарантирует срок службы узлов и агрегатов ходовой и подвески. В обзоре мы расскажем на что влияет размер колес в ходе эксплуатации машины и какие рекомендации дает завод-производитель.

Зимняя резина

При выборе шин на зиму руководствуйтесь таблицей выше. Кроме этого, допускается применение зимних шин (M+S) вышеуказанных размерностей и индексом Q с соответствующим ограничением максимальной скорости автомобиля (до 160 км/ч).

Выбирайте зимние шины на Ниву максимально узкими, чтобы давление машины на поверхность было больше, это позволит улучшить сцепления с дорогой. Также не забывайте, что широкие шины более чувствительны к колее на дороге.

Советы по выбору

Выбор шин для дисков R16 не велик, чаще всего останавливаются на размерах 185/75 R16, 175/80 R16, либо 215/65 R16. Из-за скудности выбора многие владельцы внедорожников устанавливают на Ниву диски R15.

Диски R15 можно позаимствовать колеса от Нивы Шевроле, которые подходят без доработок. Таким образом, выбор шин существенно увеличится и вы сможете подобрать подходящую резину под определенные условия эксплуатации. Кроме этого автомобиль с такими колесами будет смотреться более стильно. Кроме штатных шин для дисков R15 можно установить резину 205/75 R15.

Мечтаете о Ниве на больших колесах, но резать арки не собираетесь? Максимальный размер резины для Нивы без доработок — 215/75 R15, причем диски должны быть с вылетом 40, в противном случае резина будет задевать о подкрылки. В завершении установите на Ниву литые диски и вы получите стильный внедорожник!

Не забываем и про ширину обода:

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

На что влияет размер шин и дисков?

Увеличение
диаметра
дискаУвеличение
ширины
диска
Увеличение
ширины
шины

Стиль автомобиляулучшитсяулучшитсяулучшится
Удержание дорогиулучшитсяулучшитсяулучшится
Точность рулевого управленияулучшитсяулучшитсяулучшится
Сцепление шин с дорогойне изменитсяне изменитсяулучшится, но только на сухой дороге
Устойчивость к аквапланированиюне изменитсяне изменитсяухудшится
Комфорт на неровной дорогеухудшитсяне изменитсяулучшится
Шум от дорогине изменитсяне изменитсяусилится
Расход бензинане изменитсяувеличитсяувеличится
Износ шинне изменитсяне изменитсяувеличится

Чем меньше величина неподрессоренных масс (к ним относится масса шин и дисков), тем лучше автомобиль будет держать дорогу и быстрей разгоняться. Например, если на машину поставить колеса, которые будут легче на 2 кг каждый, то разгон до 100 км/ч сократится на 0,2 секунды.

https://youtube.com/watch?v=HxrRJDRezcI%3Ffeature%3Doembed

Напомним, что для безопасности и увеличения срока службы шин следует поддерживать рекомендуемое давление в шинах. Другие доработки Нивы 4х4 можно найти в категории тюнинг и по содержанию.

Шины под лифтовку и без

Краеугольным камнем преткновения в вопросе подбора резины является необходимость дополнительных модификаций. Существует целый ряд предложений, которые отлично устанавливаются на стандартный автомобильный диск ВАЗ 21214 и не требуют расширения колесных арок и т. работы. Важно понимать, какая резина требует обязательной лифтовки, а какая станет как родная на вашу Ниву без особых проблем.

Если вы из тех нивоводов, кому не нужна лишняя головная боль, то практически штатный вариант резины типа 205/70 R15 или 205/75 R15 — это именно ваш выбор. Имея большую ширину и высоту профиля, они абсолютно безболезненно заменяют собой стандартные колеса, серьезно добавляя проходимости и эстетической мощи вашему железному коню. Если подбирать резину под штатные колесные диски, то отлично подойдет вариант 215/65 R16, дальнейшее увеличение профиля шины, даже путем уменьшения радиального диаметра, непременно приведет к затиранию резины при глубоких поворотах о протекторы колесных арок (речь идет о 215/75 R15 и выше, такие колеса без доработок уже лучше не ставить).

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

Несколько расширяет ассортимент выбора, а также существенно увеличивает проходимость вашего автомобиля, лифтовка. Спартанский набор, позволяющий поднять высоту подвески, стоит порядка 4 тыс. рублей и легко монтируется своими руками прямо в гараже благодаря подробной инструкции. Увеличивается клиренс ВАЗ 2121 и становится возможным поставить действительно серьезную внедорожную резину (235/70 R16, 235/75 R15 или 240/80 R15).

Выбираем между MT и AT

Пару слов стоит также сказать про правильную маркировку резины для ВАЗ 21214. Изначально она идет нескольких типов:

  • универсальная, AT (от английского слова All Terrain — Любая Местность), хорошо подходит для случаев, когда водитель рассекает больше по асфальтированной дороге и в меньшей степени по бездорожью;
  • грязевая, MT (от английского слова Mud Terrain — Грязевая Местность), это уже тяжелое русское бездорожье, болота, песчаное покрытие и прочее.

Проблема выбора заключается в том, что нормальная резина для бездорожья на ВАЗ 2121 хороша только на бездорожье. На ней не особо разгонишься на асфальтированной дороге, она крайне быстро и неэкономично расходуется на жестком асфальте, имеет увеличенный тормозной путь, плохо показывает себя на поворотах и в управлении. Но все это касается только городских дорог и трассы, на грязевой и болотистой местности MT резина просто расцветает, позволяя уверенно штурмовать даже самые нереальные для обычных AT колес препятствия.

Основные отличия грязевой резины на ВАЗ 2121:

Спасибо за подписку!

  • повышенная проходимость авто по бездорожью;
  • особый рисунок протектора, напоминающий больше тракторный, особая окантовка резины;
  • специальный каучуковый состав, обеспечивающий повышенную мягкость (грязевые шины ВАЗ 21214 также могут эксплуатироваться с пониженным давлением, легко переносят наезды на камни, буксировку по глине, песку, грязи и прочему);
  • самоочищающаяся система защиты от загрязнения;
  • повышенный расход топлива.

Колеса К-139, ВЛИ-10 и "Кама-Пламя" на пути к "Ниве"

В самом классе резины Mud Terrain для ВАЗ 21214 (Lada 4×4) имеются целый ряд специальных предложений. Например, грязевые шины для Нивы с припиской Lite — самые простые, легче всего переносят вынужденную езду по асфальту, но имеют не достаточно глубокий и сложный рисунок протектора. Classic — для любителей рационального выбора и целая кипа специализированной резины: Экстрим — максимально глубокий протектор с крупными и разряженным узором; Особой формы рисунка, а также Модерн — хорошо зарекомендовавший себя в управлении на асфальтированной дороге.

Парочка достойных кандидатов

3 500-4 500 рублей. Минимальный красный ценник, за который вполне можно найти целый ряд достойных предложений для ВАЗ 21214 Тот же “Медвед” серии Я-569 (хорош в бездорожье, но крайне подвержен износу на летнем асфальте и абсолютно неуправляем на льду), Cordiant “офф роад” — здесь уже проблемы с асфальтированной дорогой менее выражены. Все это отечественные производители с хорошей репутаций).

8 000-12 000 рублей. За американское качество на отечественной Ниве придется заплатить порядка 8 тысяч “деревянных”, отлично зарекомендовала себя марка BF GOODRICH, серии Mud Terrain типа KM1 и KM2. Цена, конечно, кусается, но проходимость реально оправдывает заявленный ценник. Ну, а с “Олимпа“ самых дорогих предложений нам машет экстремальная резина от Silverstone типа MT-117 (вот только пригодна она исключительно для езды по бездорожью, на асфальте данное “сокровище” просто безбожно быстро изнашивается).

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.