Первый раз в первый класс: особенности организации процесса обучения и рекомендации по адаптации первоклассников

А если конфликт?

Иногда общение с отдельными нарушителями порядка выходит из-под контроля. Словесная перепалка может затянуться и перерасти в нечто большее, например, в повод для ненависти к учителю и мести. Чтобы этого не происходило, помните:

  • Подайте ученику сигнал (например, невербальный), что видите его действия и слышите его слова. При этом не прекращайте урок и не начинайте спорить.
  • Если видите, что агрессивный школьник завёлся, оставьте его в покое и не выясняйте отношения здесь и сейчас. Соблюдайте дистанцию: не лезьте с поглаживаниями и объятиями.
  • Вы можете попросить старосту позвать другого учителя, завуча или директора, чтобы заручиться поддержкой. Но не вовлекайте при этом в конфликт других учеников. И напротив, – вовлекайте родителей. Сделайте замечание в дневник с описанием проблемы и подробностями случившегося.
  • Сделайте запись о произошедшем и у себя, чтобы при необходимости показать её администрации, а также чтобы обсудить с учениками ситуацию, используя её как поучительный пример.
  • Во время разговора после уроков напомните ребёнку о последствиях нарушения правил. Если видите, что у школьника какие-то проблемы, уделите ему внимание и расспросите о них.
  • Во многих школах создают службы медиации для мирного урегулирования конфликтных ситуациях. Если у вас есть такой орган, не пренебрегайте им и расскажите о нём детям.
  • Не нужно вести с ребёнком войну на равных, стремясь поставить его на место любым путём. В то же время не нужно, уповать на то, что вы непременно победите за счёт возраста, силы, авторитета. Иногда подростковый бунт требует более продуманных и масштабных решений.
  • Когда поведение ребёнка явно асоциальное и девиантное, вы имеете право обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних или потребовать перевода ученика на индивидуальное обучение.

Важность речи учителя

1. Говорите спокойно, но разборчиво. Пусть ученики прислушиваются к вам, пока вы невозмутимо вещаете о своём предмете. В такой атмосфере детям сложнее незаметно переговариваться, а вам – проще контролировать речь, избегая завышенных интонаций, дребезжания или срыва голоса.

2. Перекричать целый класс – бесполезная затея. Но можно пойти иным путём: удивите разбушевавшийся шумный класс неожиданным шёпотом. Ученики замолкнут быстро, потому что захотят вас расслышать. Можно также добавить заговорщицкую интонацию, обращаясь к детям на первых партах.

3. Материал, который вы преподаёте, должен быть лаконичным и содержать минимум воды. В вашей речи не должно быть много вводных предложений, слов-паразитов и т. д. Чем проще речь, тем легче её контролировать, избегая оговорок или длинных пауз. Возьмите себе за правило: одна фраза – одна мысль.

4. Чтобы дети чувствовали, что класс – это единое целое и учитель призван им помочь, старайтесь чаще говорить не «я» и «вы», а «мы», объединяя себя со школьниками.

Не забывайте работать над своей речью. Она должна быть свободной, чистой, динамичной. Не стоит пересказывать учебник слово в слово и просто зачитывать вслух свои записи: монотонные рассказы вгоняют в сон.

Игры, соревнования, мультимедиа

  • Когда вы можете заручиться поддержкой родителей и администрации школы, попробуйте организовать съёмку документального фильма и запечатлеть детей на камеру. Проверено: зная, что за ними наблюдают, школьники демонстрируют не только отличное поведение, но и высокий уровень знаний.
  • При работе с младшими школьниками, можно превратить налаживание дисциплины в полноценную игру. Например, используйте приложение Too Noisy, которое замеряет уровень шума в классе. В зависимости от громкости детей на экране смартфона или компьютера появляются разные смайлики. Можно договориться о цели игры с учениками заранее: избегать появления грустных смайлов больше 2-3 раз подряд или сохранять радостный эмодзи тишины не менее 10-15 минут. Только не забудьте о вознаграждении в случае победы детского коллектива над собственной болтливостью.
  • Если директор школы разрешит, можно превратить поддержание дисциплины в соревнование между классами. Тот коллектив (или несколько коллективов), который получит меньше всего замечаний от учителей за определённый период, станет обладателем бонуса. Это может быть школьная дискотека, поход в кино, выезд на природу и т. д.
  • Помните, что детям нужны не только знания, но и эмоции. Используйте игровые приёмы и средства мультимедиа на уроке. Когда внимание детей начнёт постепенно рассеивается, вы всегда можете изменить формат подачи материала. Например, показать презентацию с мемами, организовать викторину или съёмку образовательного Тик-Тока.

Как вести урок?

  • Рассадите детей самостоятельно. На практике ученики часто садятся с друзьями, чтобы поболтать, или на заднюю парту, чтобы заняться своими делами в телефоне. Вы можете разрешить школьникам свободную рассадку в классе только в том случае, если они справятся с поставленной на уроке задачей. В противном случае, им придётся вернуться за выбранную вами парту. Не допускайте многоголосья и не реагируйте на выкрики с места, давая слово лишь тем, кто спокойно поднимает руку.
  • Чтобы повысить заинтересованность старших школьников в теме урока, используйте примеры из реальной жизни. Важно показать, что знания действительно пригодятся в будущем. Так, учителя русского языка могут попросить детей найти ошибки в журналистской статье, а учителя математики – решить задачи, основанные на суммах коммунальных платежей.
  • Видоизмените систему оценок. Оговорите с детьми заранее, что отметку они будут получать не сразу за ответ, а только в конце занятия на основе всей своей активности и дисциплинированности. Иногда помогает и система штрафов: отнимайте баллы от только что поставленной оценки, если ученик начал отвлекать других и шуметь.
  • Если в рамках урока планируется обсуждение между учениками младших классов, используйте метод светофора. Достаточно повесить на школьную доску круг с нужным цветом. Так, зелёный круг означает время для разговоров, жёлтый – окончание общения, а красный – необходимость тишины.
  • Иногда дети шумят потому, что не поняли задания. Поэтому давайте детям конкретные инструкции, избегая трудных терминов и расплывчатых пояснений. Однако следить нужно не только за восприятием задачи, но и за тем, как её выполняют. Время от времени осматривайте класс с улыбкой. Кроме того, обращайтесь к конкретным ученикам, например, к задним партам или первому ряду. Это создаст впечатление, что вы наблюдаете за всем происходящим в кабинете и видите, кто чем занят.
  • Шум также возникает от того, что некоторые ученики уже справились с заданием (или сделали его дома), скучают и отвлекают других. Не игнорируйте такую ситуацию и позвольте детям уходить немного вперёд по программе. Давайте им небольшие дополнительные задания или разрешите разобраться в следующей теме самостоятельно.

Не ставьте перед собой основную цель бороться с плохой дисциплиной. Ваша задача – провести интересное занятие и вовлечь в него максимум детей, а не выявить нарушителей. Потому что, как правило, их вы при должном старании найдёте на каждом уроке. Переключитесь с поиска виноватых, нотаций и наказаний на то, чтобы занять разбушевавшегося ребёнка, улучшив свои педагогические навыки.

Как должен вести себя учитель с учениками?

  • Не будьте слишком строгим. Нужно, чтобы школьники понимали: дисциплина на уроке – не прихоть вашей скучной натуры. Поэтому показывайте детям, что вы тоже живой человек. Если кто-то из класса сказал смешную шутку, вызвав бурную реакцию коллектива, не надо сразу утихомиривать учеников. Вполне допустимо улыбнуться и посмеяться со всеми, а потом продолжить урок.
  • Не показывайте негативные эмоции и неуверенность. Дело в том, что ученики часто воспринимают это как слабость учителя и ослабление его контроля. Это побуждает детей шуметь и баловаться или, что ещё хуже, самоутверждаться за счёт педагога и смеяться над ним. Так что будьте невозмутимы, даже если школьники сводят вас с ума. Когда начинаете нервничать и закипать, сделайте паузу и успокойтесь. Если что-то пошло не по плану, лучше признаться в этом честно и обернуть ситуацию в шутку первым.
  • Общайтесь с учениками на перемене. Пара добрых фраз, сказанных до урока, настроит на рабочий лад и создаст дружескую атмосферу. Иногда достаточно поприветствовать школьников, заходящих в класс, и поблагодарить за отсутствие опоздавших. При желании в начале урока можно здороваться с детьми объятиями или рукопожатиями, если сами ученики и их родители не против такого сокращения личной дистанции. Тёплое приветствие даёт позитивный заряд на целый день, а ещё, согласно некоторым исследованиям, снижает плохое поведение школьников почти на 10 %.
  • Поощряйте. Вы можете благодарить учеников, демонстрирующих хорошее поведение и следование вашим правилам на уроке. Можно придумать отдельные бонусы или вознаградить целый класс интересной игрой или совместным просмотром фильма. К слову, можно и нужно хвалить ребёнка перед его родителями. Вы можете приходить на собрание или звонить семье ученика отдельно.
  • Замените указания на подсказки и напоминания. Это особенно эффективный метод для старшеклассников. Вы можете говорить детям, чего от них ожидаете или что они могут сделать в данной ситуации, чтобы проявить себя как хорошие ученики. Такие формулировки не выглядят как контроль или требования, поэтому воспринимаются лучше.
  • Не наказывайте. Некоторые психологи считают, что подкрепление хорошего поведения намного эффективнее, чем наказания за плохую дисциплину. Кроме того, в последнем случае ребёнка как будто лишают шанса совершить ошибку. В тех же случаях, когда без наказаний точно не обойтись, надо делать акцент на ответственности ученика за поступки и стараться подробно объяснять, почему его поведение вредное или опасное для него и окружающих.

Как учителю наладить дисциплину отдельных нарушителей?

  • Чтобы привлечь внимание одного ребёнка на уроке, обратитесь к нему по имени во время занятия, но обязательно с привязкой к общему рассказу. Можно использовать ученика как героя своего примера / задачи.
  • Когда нужно сделать таким ученикам замечание, не нужно выкрикивать его на весь класс: подойдите к парте и негромко выскажите свою позицию. Важно, чтобы ученики понимали, что вы выражаете недовольство не ими, а их поступками.
  • Если ребёнок не успевает на уроке, он может отвлекать переспрашиванием, нарушая общую дисциплину. Чтобы этого избежать, обсудите заранее, какие варианты действий есть у учеников, которые отстали. Например, не успели списать таблицу с доски – доделали дома сами, но с обязательной проверкой педагогом в начале следующего занятия.
  • Простой способ справиться с учеником, который мешает, – вызвать к доске. Но при этом не надо смеяться над ребёнком или обвинять в незнании, которое может быть не связано с плохой дисциплиной. Лучше помочь школьнику с затруднениями или попросить о помощи остальной класс.
  • Если ребёнок не собран к школе и отвлекает других детей просьбами одолжить ручку, листок или учебник, поработайте не над его дисциплиной, а над самостоятельностью. Для этого достаточно давать таким школьникам небольшие задания с ответственностью перед всем классом: принести журнал из учительской, собрать контрольные, раздать тетради, протереть доску перед уроком и т. д.

Помните, что, разбирая ситуацию с хулиганами на уроке, вы поддаетесь на провокацию и часто помогаете их плану по срыву занятий. Поэтому любые претензии надо обсуждать только после уроков.

Категория d

Офисы класса D находятся в бывших административных зданиях, институтах и прочих давно построенных учреждениях. Как правило, ремонт в них выполнялся давно.

А еще интересно:  инжекторная нива не тянет

Существуют и такие помещения, которые внешне выглядят довольно солидно. Обычно это строения бывших институтов. В них даже могут быть презентабельные библиотеки и типографии.Офисы класса D

Но внутренняя планировка и системы коммуникаций совершенно не соответствуют современным представлениям об офисных помещениях. Расположены такие постройки могут быть где угодно. Добираться до них порой крайне тяжело.

Привлекает арендаторов этот сегмент своей стоимостью — она в этом случае более чем доступная. Названный класс офисов выбирают мелкие фирмы, для которых вопрос презентабельности не играет существенной роли.

Но погоня за экономией порой оборачивается существенными затратами, так как подобные помещения зачастую нуждаются в капитальном ремонте. На него арендатор потратит значительные суммы. А отсутствие элементарных столовых, парковки и систем нормального жизнеобеспечения делает работу для персонала крайне тяжелой.

Ознакомившись с таким понятием как классы офисов, арендатору будет проще определить, какое помещение лучше подходит для конкретно взятого бизнеса.

Первый раз в первый класс: особенности организации процесса обучения и рекомендации по адаптации первоклассников

По данным, озвученным Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым на брифинге о готовности системы образования к началу учебного года, в этом году в 39 тыс. школ пойдут 17 млн учащихся, что примерно на 300 тыс. школьников больше, чем в прошлом году. Из них около 2 млн – это первоклассники. Для последних начнется новый период в жизни – им не только предстоит привыкать к новым формам организации учебного процесса, но и придерживаться четкого расписания, соблюдать дисциплину, налаживать социальные связи с педагогами и одноклассниками.

ПАМЯТКА
Школьная пора: памятка для родителей 

Пока родители первоклассников были заняты сбором своих детей в школу, немногие из них задавались вопросами о том, какая учебная нагрузка ждет их ребенка в первом классе, каким требованиям должны соответствовать помещения, в которых детям предстоит проводить немало времени, как должно быть обеспечено их питание и предусмотрены ли какие-то особенности организации образовательного процесса именно для первоклассников.

Ответы на эти и другие вопросы попробуем найти в законодательных нормах и санитарных правилах, а также в рекомендациях заинтересованных ведомств.

Общие требования

Несмотря на то что в каждой школе – своя специфика, свои уставы и правила, есть ряд общих, обязательных для всех школ, требований, которые должны соблюдаться всеми общеобразовательными организациями, в том числе теми, которые реализуют программы начального общего образования. Это касается вопросов, связанных с:

  • территориальным расположением школы;
  • обустройством и озеленением ее территории;
  • планировкой, размещением и содержанием помещений;
  • интенсивностью освещения;
  • размерами и расстановкой учебной мебели;
  • периодичностью уборки и т. п.

Об этих требованиях мы рассказывали ранее. Здесь практически нет исключений для обучающихся первых классов, разве что в части:

К первоклассникам частично применимы и общие требования к организации образовательного процесса – например, относительно начала первого урока (не ранее 8.00), недопустимости проведения нулевых уроков и т. п. (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20), продолжительности перемен между уроками – не менее 10 минут, большая перемена (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут или вместо одной большой две перемены по 20 минут каждая.

Максимальное количество обучающихся в классе в настоящее время не ограничено конкретным числом – оно определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20).

Не менее важным является общее положение о запрете включения расходов на реализацию образовательной программы, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (например, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и т. д.) в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях (ч. 9 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации«; далее – Закон об образовании, Письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2022 г. № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня«).

Остальные требования применяются с некоторыми особенностями в отношении обучающихся 1-х классов.

Специфические требования

К требованиям, которые применяются к 1-м классам с учетом некоторых особенностей, можно отнести следующие:

Если в общеобразовательной организации осуществляется присмотр и уход в группах продленного дня, то также должны быть созданы условия, включающие организацию полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения (абз. 19 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Кроме того, установлены конкретные гигиенические нормативы и требования к микроклиматическим показателям, при которых занятия физкультурой для первоклассников должны проводиться на открытом воздухе в холодный период года – они разбиты по климатическим зонам (например, в Средней полосе России таковые допускаются для младших школьников при температуре воздуха -9°С без ветра, -6°С при скорости ветра до 5 м/с, -3°С при скорости ветра 6-10 м/с (Таблица 6.13 СанПиН 1.2.3685-21).

Адаптационный период

Еще в 2000 году Минобразования России совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Институтом возрастной физиологии и Центром начального образования Института общего среднего образования РАО выпустило Письмо от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 с рекомендациями по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. В нем, в частности, содержатся советы по организации обучения первоклассников в адаптационный период. Речь идет о наиболее напряженном для всех детей периоде адаптации – в течение первого месяца, когда не рекомендуется повышать нагрузку и темп работы, а учителю предлагается быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. «Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей», – говорится в письме.

Специалисты ведомства призывают учителей в период адаптации детей в школе не делать им резких замечаний, не одергивать, а стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях. Они полагают, что в начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в привычном для него темпе и без замечаний типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п.

Что касается стиля общения учителя с первоклассниками, то здесь тоже следует учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. «Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т. п.», – подчеркивается в документе.

Требования к выполнению школьных норм поведения рекомендуется вводить постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий, используя при этом игровые и творческие задания, применяя моделирующую деятельность со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п.

В дополнение к указанному письму было выпущено Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13, в котором помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период, акцентировано внимание на специфике организации уроков по отдельным предметам – математике, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, труду.

Отметим, задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Несмотря на то что указанные письма были разработаны давно и носят не нормативно-правовой, а рекомендательный характер, они не противоречат действующим СанПиН и вполне могут быть применены на практике и сейчас. Ведь эксперты утверждают, что если педагог не будет учитывать трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Учебная программа

В соответствии со ст. 66 Закона об образовании начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Первоклассникам предстоит освоить азы чтения, письма, счета, получить основные навыки учебной деятельности, познать элементы теоретического мышления, научиться простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, основам личной гигиены и здорового образа жизни (ст. 66 Закона об образовании). Эти навыки и умения будут закрепляться и в последующих классах начальной школы.

Программа начального общего образования включает три раздела:

  • целевой (определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов);
  • содержательный (состоит из рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, включая внеурочную деятельность, учебных модулей, программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся, рабочей программы воспитания);
  • организационный (определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы) (п. 29 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286; далее – ФГОС).

Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80% (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). При ее реализации допускается применение различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, модульного принципа представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. ФГОС допускает также дифференциацию обучения при реализации программы начального общего образования. Речь идет о делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметов (п. 20 ФГОС). При этом проведение сдвоенных уроков в 1-х классах запрещено, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

В целом общий объем учебной нагрузки для первоклассников при 5-дневной учебной неделе не должен превышать 21 часа, а недельный объем внеурочной деятельности – 10 часов. Сама структура урока в первом классе должна быть «дробной», то есть включать несколько, желательно связанных единой темой, видов деятельности. Их количество может варьироваться в пределах 3-7, при этом чередовать их надо каждые 5-7 минут (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Регламентирована также плотность урока, то есть отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени, – 60-80%. Обязателен минимум двухминутный перерыв во время занятий для гимнастики (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения (п. 21 ФГОС).

Учебники

К использованию при реализации образовательных программ начального общего образования допускаются только те учебники, которые входят в специальный Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254. Этот перечень включает в себя только те учебники, которые прошли экспертизу, проводимую ведомством при участии уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ (ч. 5-6 ст. 18 Закона об образовании). Стоит отметить, что он предоставляет достаточно широкий выбор учебников, выпущенных разными издательствами и подготовленных разными группами авторов.

Перечень учебников для начальной школы был обновлен в 2020 году Приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766. Его актуализированная редакция применяется с 13 марта 2021 года.

В части учебников следует также обратить внимание на положения п. 36 ФГОС, который определяет учебно-методические условия реализации программы начального общего образования. В нем закреплена обязанность образовательной организации предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников и (или) учебного пособия в печатной форме, допускаемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю. Это относится не только к тем учебникам, которые входят в обязательную часть указанной программы, но и к тем, которые необходимы для реализации программы, формируемой самими участниками образовательных отношений (п. 36.1 ФГОС).

А еще интересно:  Фаркоп с квадратом Нива Urban (У-22) - купить с доставкой по России, низкие цены

Дополнительно разрешено предоставлять учебные пособия в электронной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входящему в обязательную и дополнительную части программы. Кроме того, обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее – ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Наконец, необходимыми комплектами учебников и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана должна быть укомплектована и школьная библиотека (п. 36.2 ФГОС). Также в ней нужно сформировать фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию программы начального общего образования.

Что касается веса учебного издания, то для первоклассников он не должен быть больше 300 г, (превышение этого параметра более чем на 10% недопустимо), но учебники, предназначенные для работы только в классе, могут быть и тяжелее – до 500 г, однако на их титульном листе обязательно должно быть указание на специфику использования (п. 197-198 СанПиН 1.2.3685-21). Специфические требования к учебникам для 1-х классов касаются и размера шрифта – при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, шрифты – из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания, а также междусловного пробела – не менее кегля шрифта текста (п. 205 и 208 СанПиН 1.2.3685-21).

Остальные предписания, касающиеся учебных изданий, не отличаются от общих.

Оценки и домашние задания

В части оценки знаний первоклассников имеется существенное отличие от всех остальных школьников – в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся (п. 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115). Кроме того, по мнению специалистов Минобразования России, выраженному в Письме от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы«, недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки, смайлики и т. п.).

Допускается только словесная объяснительная оценка – «молодец», «правильно» и т. п. А вот употреблять формулировки «не думал», «не старался», «неверно» при неправильном ответе ученика нельзя, лучше заменять их фразами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Кроме того, недопустимо оценивать темп работы ученика, его личностные качества, особенности психических процессов (памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Также обучающихся 1-х классов не могут оставить на второй год.

Что касается домашних заданий, то здесь не все так однозначно. Ранее заинтересованные ведомства придерживались позиции, согласно которой в первом классе школы домашние задания не задаются. Такая позиция содержится, например, в Письме Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13. Это же положение прописано в п. 24 вступившего в силу с 1 сентября 2021 года Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115.

Сам же Закон об образовании прямо не регламентирует этот вопрос, хотя он предусматривает, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы (ст. 12 и 28 Закона об образовании), а также дает педагогическим работникам академические права свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины или модуля (п. 2-3 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании). На основании этих норм можно сделать вывод о том, что вопросы обязательности или необязательности домашнего задания относятся к компетенции самой образовательной организации и ее педагогических работников.

В пользу того, что домашние задания в 1-х классах все-таки возможны, говорит и факт закрепления в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» продолжительности выполнения домашних заданий и для 1-х классов. На это отводится максимум 1 час.

Дисциплина

Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение физического или психического насилия по отношению к обучающимся не допускается (ч. 3 ст. 43 Закона об образовании). Хотя закон разрешает применение к обучающимся мер дисциплинарного взыскания за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к первоклассникам они не имеют никакого отношения. Однако ч. 4 ст. 43 Закона об образовании прямо запрещает применять такие меры к обучающимся по образовательным программам начального общего образования.

Это касается не только замечаний и выговоров, но и отчисления из школы за неоднократное совершение дисциплинарных проступков – его применение допускается только в отношении учеников, достигших возраста 15 лет (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании).

Школьная форма

Статья 38 Закона об образовании допускает установление организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия, и правил ее ношения. Такие требования должны быть утверждены соответствующим локальным нормативным актом организации, принятым с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников или обучающихся (при его наличии). Требования к одежде обучающихся устанавливаются в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами госвласти субъектов РФ. Также в регионе могут быть определены особенности обеспечения отдельных категорий обучающихся одеждой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Отмечается, что решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей. А локальный нормативный акт образовательной организации не должен определять конкретную фирму (организацию, хозяйствующего субъекта), в которой родители обязаны приобрести для ребенка школьную форму (ФАС России «Об установлении требований к одежде обучающихся в общеобразовательных организациях«).

Никаких особенностей в отношении первоклассников нет – так же, как и у других обучающихся, их школьная форма должна соответствовать техническим регламентам Таможенного союза в части биологических и химических требований – гигроскопичности (поглощение водяных паров) и воздухопроницаемости ткани. Материалы школьной формы должны быть устойчивы к потере цвета при воздействии влаги, стирке и сухом трении. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют родителям при выборе школьной формы отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, так как именно такая одежда обладает хорошими гигиеническими свойствами (Информация Роспотребнадзора от 15 августа 2022 г. «О рекомендациях по подготовке школьников к новому учебному году«).

Отметим, согласно Модельному нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, сформированному Минобрнауки России и направленному для использования Письмом от 28 марта 2022 г. № ДЛ-65/08, введение единых требований к школьной одежде преследует цели: обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Как правило, требования к школьной форме касаются 3-х видов одежды: повседневной; парадной, используемой в дни проведения праздников и торжественных линеек (обычно это повседневная одежда, дополненная светлой сорочкой или блузкой или праздничным аксессуаром); спортивной одежды для занятий физической культурой и спортом. Не исключены и отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели) – эмблемы, нашивки, значки, галстуки и т. д. При этом не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой.

Горячее питание

В соответствии с ч. 2.1. ст. 37 Закона об образовании обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. Горячее питание финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных законных источников финансирования. Для компенсации этих затрат региональным бюджетам могут предоставляться целевые субсидии из федерального бюджета (ч. 5 ст. 37 Закона об образовании). Для питания обучающихся в расписании занятий должен быть предусмотрен перерыв достаточной продолжительности – как правило, это перемена после 2 или 3 уроков продолжительностью 20-30 минут (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании, абз. 22 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

При этом стоит учитывать, что в школах может быть организовано обеспечение обучающихся начальной школы горячим питанием более одного раза в день, предусматривающим наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда, организованного по СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения«. Напомним, СанПиН определяет количество обязательных приемов пищи в общеобразовательных организациях в зависимости от продолжительности нахождения ребенка в организации: один прием пищи (завтрак или обед) при нахождении в организации менее 6 часов; не менее 2-х приемов пищи (либо завтрак и обед для детей, обучающихся в первую смену, либо обед и полдник для детей, обучающихся во вторую смену) – при продолжительности учебного дня более 6 часов (Приложение № 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Между тем, СП 2.4.3648-20 предписывают, что возможность организации горячего питания обеспечивается уже при нахождении детей в образовательной организации более 4 часов (п. 1.9 СП 2.4.3648-20).

Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юрлиц или ИП, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.

Обеспечение питанием несколько раз в день организуется в соответствии с региональными или муниципальными нормативно-правовыми актами и за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, в том числе родительской платы. Специалисты Минпросвещения России подчеркивают, что бесплатное двухразовое питание может быть организовано для школьников льготных категорий, установленных региональными или муниципальными актами по усмотрению регионов или муниципалитетов (Письмо Минпросвещения России от 9 сентября 2020 г. № ГД-1425/09 «О направлении информации«).

Вместе с тем, в Письме от 5 ноября 2020 г. № АН-1889/09 «О направлении разъяснений» Минпросвещения России разъяснило, что нормы об организации бесплатного горячего питания предполагают его обеспечение общеобразовательными организациями и их учредителями непосредственно в образовательной организации, то есть для тех обучающихся, которые находятся в школе. Это означает, что в расчет субсидии на горячее питание не входят ни периоды выходных и праздничных дней, ни каникулярные периоды, ни периоды действия ограничительных мер, в связи с которыми обучающиеся временно переводятся на карантин или дистанционный формат обучения. «Применение иных подходов к организации мероприятий, реализуемых с использованием средств субсидии, по мнению Минпросвещения России, противоречит целеполаганию предоставления бесплатного горячего питания непосредственно в образовательной организации, а также не позволяет обеспечить контроль за целевым характером использования средств субсидии, то есть гарантировать направление соответствующих средств федерального бюджета именно на организацию горячего здорового питания обучающихся 1-4 классов (содержащего сбалансированный набор питательных веществ и микроэлементов, соответствующих требованиям СанПиН», – подчеркивается в письме.

А еще интересно:  Тюнинг Нивы для бездорожья — Лада мастер

Однако содержится оговорка о том, что указанные ограничения использования средств субсидии не исключают возможностей реализации регионами или муниципальными образованиями мероприятий, предусматривающих иные формы организации питания (выдачу сухих пайков, продуктовых наборов и т. п.) для переведенных на дистанционное обучение или карантин обучающихся начальных классов. Но такие мероприятия должны финансироваться не за счет субсидии, а за счет средств консолидированных региональных бюджетов.

Еще одним возможным вариантом обеспечения младших школьников питанием в период дистанционного обучения может быть включение в контракт на оказание услуг по организации питания условия об обязанности исполнителя обеспечить учеников, переведенных на дистанционное обучение, продуктовыми наборами взамен горячего питания. Положения Федерального закона от 5 апреля 2022 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяют учреждению-заказчику при описании объекта закупки и составлении проекта контракта включить в него такое условие. И исполнитель будет обязан обеспечить предоставление продуктовых наборов в случае перевода детей на дистанционное обучение по санэпидпоказаниям. Однако здесь опять возникает вопрос о целевом характере использования средств субсидии, расчет которой основан исключительно на количестве учебных дней в году для обучающихся с учетом учебной недели без периодов каникул, выходных и праздничных дней (п. 3-4 Письма Минфина России и Минпросвещения России от 25 мая 2021 г. №№ 24-05-06/40032, АН-942/09).

Татьяна Голикова на состоявшемся 30 августа оперативном совещании Председателя Правительства РФ с вице-премьерами отметила, что в результате реализации мероприятий по обеспечению горячим питанием учащихся 1-4-х классов с 1 сентября такое питание будут получать 7,4 млн учащихся начальных классов в 38,8 тыс. школ страны. На указанные цели в федеральном бюджете на 2021-2023 годы зарезервировано более 183 млрд руб. При этом с начала учебного года увеличен объем субсидий на цели предоставления горячего питания бюджетам 10 регионов страны, которые устранили ранее выявленные недостатки.

***

Начальное общее образование является одним из уровней образования, который наряду с основным общим и средним общим образованием должны пройти все дети. Этот важный период просто необходим, поскольку согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании без освоения школьной программы ребенка не допустят к обучению на следующих уровнях образования – в ссузах и вузах.

Несмотря на то что первый класс является лишь маленькой ступенькой на большом пути к знаниям, именно он способен заложить у ребенка стремление к обучению, выработать интерес к получению новых знаний, сформировать такие качества, как старательность, усидчивость, ответственное отношение к учебе, а также наладить социальные связи с педагогами и одноклассниками. В этой связи выполнение законодательных предписаний, сформированных экспертами с учетом психологических и физиологических особенностей и возможностей первоклассников, приобретает особую значимость. И это – не только ответственность руководителей общеобразовательных организаций и педагогического состава, но и родителей, которые не просто вправе, а и обязаны следить за тем, чтобы их дети получали качественное образование, соответствующее нормам федеральных законов, ФГОС и актуальным положениям СанПиН.

Правила нашего класса

1.Наш класс — это дружная семья. Помним слова кота Леопольда:
«Ребята, давайте жить дружно!!!».
2.Учимся уважать друг друга.
3.Соблюдаем школьную дисциплину.
4.Не оцениваем людей, а ценим их.
5.Не обзываемся и не ругаемся.
6.Не жадничаем.
7.Не ябедничаем без серьёзной причины.
8.Не обижаем младших.
9.Знаем о неприкосновенности личности.
10.Соблюдаем чистоту, порядок в классе и личную гигиену.
11.Уважительно относимся к старшим.
12.Нецензурная брань запрещена!!!
13.Воровство и ложь — это подлость!!!
14.Будем честными.
15.Учимся находить общий язык в диалоге.
16.Дежурные — главные помощники учителя.
17.Начальная школа — это фундамент моего образования.
18.Бережно относимся к школьному имуществу.
19. Не нарушаем «границу» на переменах.
20.Мальчики не обижают девочек, а девочки не провоцируют конфликты.
21.Классный руководитель, как капитан на корабле!!! С малейшей проблемой вы обращаетесь в 1 очередь к И.Б.
22. Хвастаться – это плохо.

Установка правил поведения

Иногда действия учителя по поддержанию дисциплины могут быть и предупреждающими, т. е. профилактическими. Особенно это важно, когда вы впервые пришли в новый класс или работаете с маленькими детьми, которые вообще плохо представляют, что такое дисциплина.

  • Попробуйте определить правила поведения на уроке. Принесите маркеры и ватман в класс: пусть каждый ученик по очереди напишет по одному пункту, который, на его взгляд, говорит о высокой дисциплине. Таким образом, вы не только дадите понять, что доверяете детям, но и обрисуете необходимые условия рабочей атмосферы. Кроме того, ватман можно повесить в классе для наглядности и напоминания. Но имейте в виду: если дети сформулировали правило для вас и вы с ним согласились, придётся исполнять неукоснительно.
  • Если создание правил поведения не подходит, можно обсудить с учениками, для чего человек должен вести себя так или иначе. Составьте с детьми список качеств, которые они считают положительными, а потом обсудите, как высокая дисциплина помогает развивать эти свойства. Тогда у школьников появится реальная мотивация хорошо себя вести.
  • С младшеклассниками можно проработать награды за хорошее поведение и наказания за плохое. Только не переборщите: в начальной школе запись в дневник может стать весомым последствием, а возможность первому выбрать, например, стихотворение для заучивания будет отличным поощрением. Нужно, чтобы ученики понимали последствия нарушения установленных правил: за что им сделают предупреждение, а за что – задержат после уроков.
  • Можно обсудить ваши правила дисциплины в формате «вопрос-ответ». Обычно у учеников появляется много вопросов по части поведения в нестандартной ситуации: забытый дома учебник, опоздание, желание исправить плохую оценку и т. д. Если вы сразу объясните, что детям нужно сделать, чтобы исправить произошедшее или минимизировать наказание, вы сэкономите массу времени себе и им.
  • Также с классом полезно обсудить правила общения друг с другом, чтобы снизить вероятность конфликтов. Научите школьников просить вещи и спокойно выражать эмоции и точку зрения в споре.

Чего не стоит делать педагогу?

Дисциплина в классе начинается с самодисциплины самого учителя. Многим ученикам будет просто стыдно вести себя плохо перед честным и справедливым, пусть и строгим преподавателем. Так что не опаздывайте на уроки, одевайтесь опрятно, держите стол в чистоте, готовьтесь к занятиям как можно тщательнее и старайтесь не лгать.

Будьте последовательны: ставьте обещанные оценки или позволяйте их исправлять, вовремя проверяйте и не теряйте школьные работы. Чувствуя уважение и заботу, а также любовь к своему делу, дети спокойнее воспринимают ответную просьбу вести себя адекватно. А вот чего учителю делать точно никогда не стоит, так это:

  • повышать голос и перебивать, обзывать детей, высмеивать и унижать их, переходя на личности;
  • поднимать на ребёнка руку, намеренно занижать оценки или держать детей в страхе другим способом;
  • переходить на панибратство, нарушать личные границы и допускать фамильярности, даже если разница с учениками в старших классах минимальна;
  • выделять любимчиков в коллективе, создавая для них исключения, или наоборот, обобщать поведение учеников, наказывая класс за дисциплину отдельных детей;
  • выгонять школьников из кабинета или ставить в угол, мешая привычному учебному процессу и лишая знаний;
  • демонстрировать вредные привычки на глазах у учащихся (пить, курить, сквернословить и т. д.);
  • отвлекаться на телефонные разговоры и беседы со знакомыми во время урока;
  • постоянно показывать своё превосходство в знаниях, манерах, жизненном опыте и акцентировать на этом внимание;
  • игнорировать вопросы от детей, не связанные с педагогической деятельностью, и ситуации, в которых требуется психологическая поддержка или совет;
  • проявлять чрезмерное любопытство или распространять секреты школьников, которые стали случайно известны.

Важно, чтобы в стремлении поддерживать дисциплину в классе, учитель не пренебрегал педагогической этикой. Это значит, что преподаватель не должен вредить психике детей, проявляя гнев, высокомерие, злопамятность, ненависть. И напротив, учитель должен уметь признавать ошибки и извиняться не только перед родителями или директором, но и самими школьниками.

Хороший учитель принимает детей со всеми достоинствами и недостатками, при этом уважая не только их самих, но и их право на «незнание» каких-либо норм поведения в обществе. Школьникам любого возраста бесполезно приказывать, можно лишь разъяснить необходимость того или иного действия. И помните: педагог должен быть твёрдым, но никто не отменял человечность.

Эффект неожиданности

  • Интрига – залог внимания детей, а значит, и тишины. Вы можете сообщить детям в начале урока, что собираетесь рассказать им огромный секрет. И совсем не важно, что под этой формулировкой будут скрываться, например, правила умножения. Ещё один вариант – изобразить удивление, разглядывая что-то за окном.
  • Если нужно переключить внимание детей на вас, попробуйте игру с хлопками. Попросите похлопать тех учеников, которые вас слышат. Повторить просьбу можно несколько раз, пока весь класс не сконцентрируется на источнике звука и не затихнет. Главное, чтобы в игре сохранялся эффект неожиданности.
  • Есть ещё один метод, основанный на внезапности, но уже не звука. Попробуйте неожиданно выключить на уроке свет (лучше, чтобы за окном уже было темно), призывая детей к порядку. Большинству детей становится неинтересно баловаться и кривляться, когда их никто не видит.
  • Альтернативный вариант призыва к спокойствию – стоп-слово или целая фраза, привлекающая внимание. Вы можете выбирать такую реплику с целым классом и даже превратить это в игру с голосованием и вариантами от каждого ученика.
  • Чтобы тишина в классе воцарилась в нужное время (например, когда наступает контрольная работа), используйте таймер в смартфоне или обратный отсчёт. Ученики должны знать: как только прозвенит сигнал (либо вы сосчитаете до нуля), нужно успокоиться.
  • Дети часто ведут себя вызывающе, желая привлечь внимание. Но вы можете перехватить инициативу, став главным центром притяжения взглядов. Конечно, не нужно эпатировать учеников чем-то неадекватным (например, креативным внешним видом). Зато можно и нужно придумывать от урока к уроку разные неожиданные фишки. Например, декламировать произведения из школьной программы в окно, переносить уроки из кабинета на свежий воздух или в музей и т. д. Некоторые смелые учителя могут даже неожиданно станцевать или запеть, но обязательно – в тему урока.
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.