КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Содержание

Отличия используемого продукта

Любая взаимозаменяемость моторного и трансмиссионного масла недопустима! Жидкости для трансмиссий отличаются от обычных моторных масел способностью выдерживать более экстремальные режимы эксплуатации:

Еще от них требуется обеспечивать химическую стабильность, низкое пенообразование, противодействовать повышенному износу, заклиниванию, окислению и сухому трению. Трансмиссионные масла обязаны сводить к минимуму ударные нагрузки, уменьшать шумы и вибрации, создаваемые при работе шестеренками, исключать агрессию к уплотнениям. Защитная пленка, создаваемая составом, не должна разрушаться при трении. Для этого в них вводят многофункциональные и депрессорные присадки на основе хлора, серы, фосфора, дисульфидов.

Какое трансмиссионное масло лучше выбрать?

Для механических коробок передач и ведущих мостов все, в принципе, просто и оговорено общепринятым стандартом API:

Синхронизированные МКПП, в том числе совмещенные с дифференциалом на переднеприводных автомобилях, должны использовать масла класса GL-4.

Для гипоидных редукторов, где нагрузки в пятне контакта значительно выше, нужны специализированные масла с более высокими противозадирными свойствами – GL-5. В то же время коррозионная активность у таких масел выше, чем у GL-4, из-за чего их прямо запрещено использовать в синхронизированных коробках передач, где установлены бронзовые синхронизаторы.

В принципе, этим можно было бы и ограничиться: в коробку передач льем одно специализированное масло, в мост – другое. Но, естественно, появились и универсальные масла, которые обозначают то GL-4+, то GL-4/5, то GL-4/GL-5, а Liqui Moly и вовсе GL-4+ (GL-4/GL-5). По факту такие масла остаются обычными маслами типа GL-4, но с теоретически лучшей защитой при повышенных нагрузках, что позволяет их использовать и в мостах, и в коробках передач. Однако реальные испытания неоднократно показывали, что «универсальные» масла могут по основным трибологическим характеристикам ничем не выделяться на фоне «чистых» GL-4 – в нашем сегодняшнем рейтинге, как Вы видите, оторваться от общего ряда по защите шестерен при высоких нагрузках смог только Motul.

А еще интересно:  Замена антифриза ВАЗ 21214, 21213 (Нива): слив, промывка, залив

Что же до масел АКПП, то тут все сложно: единой стандартизации как не было, так и нет (даже распространенная классификация Dexron – это, по сути, допуски General Motors), так что совет будет один – или использовать «фирменное», или неоригинальное масло с конкретным допуском (обязательно указываемым в инструкции по эксплуатации автомобиля). Особенно это касается азиатских автомобилей, у которых требования трансмиссий к маслу достаточно специфические, и вдвойне – тех автомобилей, где вместо классической «гидромеханики» стоит вариатор.

В нашем рейтинге мы привели лучшие на сегодняшний день трансмиссионные масла. Найдите среди них своё. Удачных покупок!

Какое трансмиссионное масло лучше для МКПП

Какое трансмиссионное масло лучше выбрать? Это вопрос, которым задаются все водители. Первым делом необходимо исходить из рекомендаций производителя, которые можно найти в технической документации, входящей в комплект поставки. При подборе вязкости и класса API важно правильно выбрать версию, в которой выпущен конкретный автомобиль. Конструкция трансмиссии зависит от модели ДВС.

Какое трансмиссионное масло лучше для МКПП

Следует прислушиваться к рекомендациям производителя, ведь они выработаны квалифицированными специалистами. Главное – выбрать смазку нужной вязкости, если в технической документации допускаются разные варианты. Необходимо исходить из климатических особенностей региона. При жарком климате лучше использовать более вязкую трансмиссионную жидкость, а на Севере специалисты советуют выбирать масло с меньшим индексом вязкости.

Итак, при выборе наиболее важен индекс вязкости трансмиссионного масла. Какой вариант лучше по остальным показателям – вопрос личных предпочтений. Как правило, производители автомобилей не выпускают свои технические жидкости и смазочные материалы, но рекомендуют продукцию компании, с которой сотрудничают. При этом может иметь место наценка. Опытные водители отдают предпочтение известным и проверенным маркам. Также не помешает ознакомиться с рейтингами, которые публикуют профильные СМИ.

Маркировка трансмиссионных масел

Какое трансмиссионное масло лучше заливать? Как и в случае с моторными, этот вопрос периодически встает перед каждым владельцем автомобиля. При выборе можно сверяться со стандартной маркировкой, которую производители указывают на упаковке. Она дает возможность получить необходимую информацию об эксплуатационных характеристиках жидкости и области ее применения.

Маркировка по SAE

Эту систему классификации моторных и трансмиссионных масел разработали специалисты Ассоциации американских автомобильных инженеров (SAE). Она отражает показатели вязкости при разной температуре.

Маркировка трансмиссионных жидкостей чаще всего имеет вид сдвоенного индекса, например, 75W-90, где сначала указана вязкость при низких температурах, а затем – при высоких. Буква W указывает на то, что данное масло – зимнее (от английского Winter). Также возможно присутствие на наклейке условной шкалы, увязывающей применимость той или иной марки с температурой окружающего воздуха.

Какое трансмиссионное масло лучше для «механики»? По системе классификации SAE смазки для МККП могут иметь вязкость девяти уровней, из которых пять – летние (80, 85, 90, 140, 250) и четыре зимние – (70W, 75W, 80W и 85W). Обычно в автомобилях используется продукция, имеющая двойной индекс, однако можно встретить и исключительные случаи, как, например, с механической коробкой передач, устанавливавшейся на предыдущее поколение автомобилей Kia Rio, где трансмиссионная жидкость имела вязкость 75W.

Важно учитывать, что трансмиссионные масла имеют большую, чем у моторных, вязкость и не подвергаются такому сильному нагреванию, а значит, вполне могут иметь минеральную основу. Прочность масляной пленки, от которой зависит надежная работа всех узлов и деталей трансмиссии, определяется вязкостью смазки. Чем она выше, тем лучше поверхность металла защищена от износа. Однако избыточная густота может приводить к внутренним потерям энергии, а значит, и к снижению экономичности транспортного средства.

Также густое масло нередко затрудняет работу механизмов, отвечающих за изменение передаточного числа в КПП и синхронизаторов. В сильный мороз охлаждение смазки может привести к полной потере текучести, а значит, выполнение основной ее функции (формирование защитной пленки) станет невозможным.

Маркировка по API

Виды трансмиссионных масел

Эту классификацию разработали в Американском нефтяном институте. Масла делятся на категории в соответствии с конструктивным назначением, условиями применения, а также в зависимости от содержания специальных добавок, которые препятствуют изнашиванию деталей и образованию задиров на их поверхности. Для обозначения используются литеры GL и соответствующие цифровые обозначения. Чем большее число указано в маркировке, тем на большие нагрузки при эксплуатации рассчитана масляная жидкость. Также существует ряд промежуточных категорий:

К классу GL-5 нельзя отнести поговорку: «Кашу маслом не испортишь». В частности, такие смазки не следует использовать вместо составов класса GL-4 из-за содержания веществ, которые могут повредить детали из цветных металлов, например, синхронизаторы. Это же можно сказать о редком классе GL-6 – масляных жидкостях, которые заливают в ведущие мосты тяжелого грузового автотранспорта.

Подбор трансмиссионных масел в КПП

Решая, какое трансмиссионное масло лучше, дать однозначный ответ невозможно. Это зависит как от производителя, так и от типа коробки переключения передач. В грузовиках могут использоваться составы классов GL1-3, в легковых и микроавтобусах не ниже GL4. Их рекомендованная текучесть 85-260 для районов с теплым климатом, 70-85 для холодных широт.

Самый универсальный вариант: GL4/5 75W-90. Его рекомендовано использовать для МКПП и гидравлических автоматов. Только для механики применяют обозначение MFT, а для автоматов – ATF. Отдельная группа смазочных материалов существует для вариаторов, а в роботизированные коробки заливают специальные гидрожидкости наподобие DEXRON.

Выбрать подходящее трансмиссионное масло в нашем магазине можно в соответствующем разделе Трансмиссионные масла.

Категории (классы) API

Упомянутые выше категории масел GL-4, GL-5 и др. — классификация Американского института нефти API, которую используют все производители масел и автомобилей. Рекомендованные категории API для всех узлов трансмиссии обязательно указаны в инструкции к автомобилю.

Лучшие производители трансмиссионных масел

На современном рынке в широком ассортименте представлены различные машинные масла, в том числе трансмиссионные, относящиеся к бюджетной ценовой категории, среднему и классу премиум. Рассмотрим компании, лидирующие в рейтинге производителей, и их продукцию:

Лучшие производители трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла всех перечисленных производителей широко представлены как на мировом, так и на отечественном рынках.

Синтетика, полусинтетика и «минералка»

Как и моторные масла, трансмиссионные принято делить на минеральные, полусинтетические и синтетические. Нужно отметить, что «полностью синтетическое» масло — это маркетинговый термин, а не буквальное описание состава или технологии производства.

Минеральные трансмиссионные масла производят на основе минеральной базы — продукта вакуумной перегонки нефти. Дальнейшая обработка водородом (в том числе гидрокрекинг) улучшает окислительную стабильность и низкотемпературные свойства базовых масел — на этой основе делают «полусинтетику» и гидрокрекинговую «синтетику».

Полностью синтетическая основа масел — это полиальфаолефины (ПАО) и сложные эфиры (эстеры). Такая база имеет широкий температурный диапазон, высокую окислительную стабильность, создаёт прочную масляную плёнку. Но у неё есть и недостатки: плохая растворяемость присадок, агрессивность к сальникам и очень высокая стоимость. Поэтому синтетическую базу всегда смешивают с минеральной и гидрокрекинговой.

Минеральное трансмиссионное масло часто залито в трансмиссионные узлы с завода. Оно недорого стоит, но быстро теряет смазывающие и защитные свойства — менять «минералку» нужно регулярно. Интересно, что изношенные зубчатые передачи работают на минеральных маслах лучше и тише. Также минеральные масла менее требовательны к состоянию сальников, поэтому хорошо подходят для старых автомобилей.

Полусинтетическое трансмиссионное масло — это улучшенная «минералка» с более крепкой базой и усиленным пакетом присадок. Такие масла имеют больший ресурс по сравнению с минеральными и являются хорошим выбором в средней ценовой категории.

Синтетическое трансмиссионное масло наиболее качественное, ресурсное и дорогое. Имеет лучшую текучесть, поэтому отлично показывает себя при зимней эксплуатации. Обеспечивает надёжную защиту узлов трансмиссии, уменьшает потери на трение и расход топлива.

В целом, отличия трансмиссионных масел на разной основе аналогичны особенностям моторных масел, которые описаны в отдельной статье:

Как выбрать моторное масло

Bardahl T&D Synthetic Oil 75W – масло с синтетической основой. Оно прекрасно подходит для использования в авто с механической КПП и дифференциалами. Формула Polar Plus Fullerene C60 разработана для обеспечения максимального уровня защиты, а также точного и плавного переключения скоростей.

EUROL Transyn 75W-90 5 л

Популярная марка универсального трансмиссионного масла для МКПП любого типа.

EUROL Transyn 75W-90 5 л

Минусы: умеренная защита от изнашивания.

Castrol Syntrans Multivehicle

Всесезонное трансмиссионное масло малой вязкости на синтетической основе. Относится к классу API GL-4. Предназначено для использования в механических КПП и трансмиссии легковых автомобилей. Благодаря низкому пенообразованию эффективно обеспечивает смазку на больших оборотах двигателя.

Товары из категории


КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Перейти в каталог

Как подобрать лучшие трансмиссионные масла

Поддержание коробки передач в хорошем состоянии является неотъемлемой частью ухода за автомобилем, независимо от типа передач (механическая, автоматическая, роботизированная или вариативная). Этот уход включает в себя регулярное обслуживание, такое как замена масла в коробке передач, замена масляного фильтра, очистка поддона от накопившихся загрязнений, а также замена уплотнений и другие меры.

Особое внимание следует уделить выбору подходящего трансмиссионного масла, учитывая различные условия и особенности. Ранее мы рассматривали выбор масла для автоматических коробок передач. В этой статье мы обсудим, как выбрать подходящее трансмиссионное масло для механической коробки передач и какие факторы следует учесть при выборе смазочного материала.

Минеральное, полусинтетическое трансмиссионное масло и синтетика


КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Итак, задачей трансмиссионного масла является создание защитной масляной пленки на поверхностях соприкасающихся и нагруженных деталей коробки передач, чтобы предотвратить сухое трение и предсказуемый износ.

Кроме того, смазочное масло служит как хранилище для накапливающихся загрязнений и частиц, образующихся в процессе естественного износа коробки передач (например, стружка и мелкие частицы), и предотвращает коррозию внутренних элементов коробки передач.

Существует широкий ассортимент трансмиссионных масел на рынке моторных масел и смазок. Очевидно, многие автолюбители задаются вопросом о том, какое трансмиссионное масло лучше всего выбрать.

Прежде всего, важно отметить, что наилучшей практикой является использование масел, рекомендованных производителем автомобиля или коробки передач. Если по каким-либо причинам вам приходится выбирать аналогичное масло, следует учесть несколько ключевых аспектов.

Начнем с основного различия — типа масла. Аналогично моторным маслам, трансмиссионные масла могут быть:

Определенное масло может быть более доступным по цене (например, минеральное масло), в то время как другие варианты, такие как синтетические масла, могут быть более дорогими. Однако нельзя однозначно утверждать, что синтетические масла всегда лучше минеральных для коробок передач. Давайте разберемся в деталях.

Важно учитывать общее состояние вашей коробки передач, ее степень износа и наличие утечек или конденсации уплотнительных колец, сальников и других элементов. Минеральные масла, хотя и имеют тенденцию к загустеванию в холодную погоду и более быстрому старению, могут оставаться более вязкими при низких температурах и менее текучими даже при рабочих температурах.

Синтетические масла имеют свои особенности. Они менее подвержены воздействию низких температур, но становятся менее вязкими при нагреве, что может привести к потере масла из коробки передач.

Иными словами, если внутренние уплотнительные элементы коробки изношены или потеряли свою упругость, синтетическое масло может начать утекать. Даже если изначально коробка не имела масляной смазки, и синтетическое масло было использовано вместо минерального, это также может вызвать утечки.

Это связано с тем, что минеральное масло образует на резиновых деталях характерное покрытие, которое действует как дополнительный уплотнитель. Синтетическое масло, обладая более сильными моющими свойствами и менее вязким составом, может удалять такие отложения и вызывать утечки масла из коробки передач.

Таким образом, более важным фактором для коробки передач является не только тип масла (минеральное или синтетическое), но и его уровень в коробке.

Также стоит отметить, что менее вязкая синтетика может изменить характер работы коробки передач, которая ранее работала с минеральным маслом. Это может проявиться в виде более выраженного шума и вибрации коробки из-за образования тонкой масляной пленки на деталях.

Если ваша коробка передач хорошо функционирует с синтетическим маслом, то использование такого продукта является оптимальным выбором. Синтетические масла обладают более длительным сроком службы, так как они медленнее окисляются, и имеют стабильную вязкость как при высоких, так и при низких температурах. Единственным недостатком является их более высокая цена.

Что касается использования минерального масла в коробке передач, стоит отметить, что при низких температурах оно значительно загущается, что может увеличить нагрузку на двигатель и снизить эффективность работы трансмиссии до полного прогрева. Поэтому важно подбирать минеральное масло с учетом вязкости и условий эксплуатации конкретного автомобиля.

Однако правильно подобранное минеральное масло может обеспечить надежную защиту коробки передач и обеспечить нормальную работу автомобиля. Учитывая, что минеральное масло стоит значительно дешевле по сравнению с синтетическим, это может быть решающим фактором для многих владельцев.

Если владелец автомобиля стремится к универсальному решению, то полусинтетическое масло для коробки передач может быть хорошим вариантом. Оно обладает основными преимуществами синтетических масел, но при этом может оставаться менее текучим, что может быть положительным аспектом.

Кроме того, полусинтетические масла для коробки передач обычно стоят меньше, чем синтетические. Основным недостатком полусинтетических масел можно считать их срок службы, который не сильно отличается от минеральных масел.

Вязкость, стандарты и маркировка трансмиссионных масел

В настоящее время большинство масел для двигателей и коробок передач являются всесезонными. Маркировка трансмиссионного масла с буквой «W» непосредственно указывает на его пригодность для использования круглогодично.

Например, в индексе SAE 75W90 значение до буквы «W» указывает на текучесть при низких температурах, в то время как значение после этой буквы относится к текучести при высоких температурах. Если после буквы «W» нет других обозначений, это означает, что масло предназначено для зимнего использования, а отсутствие буквы «W» указывает на летнее масло.

Что касается классов вязкости, масла для коробок передач бывают разной вязкости: густые (SAE 85W-90), средней вязкости (SAE 80W-90) и более текучие (SAE 75W-90). Обычно, масла на минеральной основе бывают более густыми, в то время как синтетические и полусинтетические масла обладают меньшей вязкостью.

Например, синтетическое масло SAE 75W90 остается наиболее текучим в диапазоне температур от -40 до +35 градусов по Цельсию, тогда как минеральное масло SAE 85W90 становится гуще при температуре около -12 градусов. В результате в случае использования более густого масла зимой, может быть затруднено переключение передач до тех пор, пока коробка не прогреется, что также может увеличить износ коробки передач из-за плохой текучести смазки.

Масла для коробок передач классифицируются по стандарту GL (Gear Lubricant) от GL-1 до GL-5. Для различных типов трансмиссий и мостов на разной технике рекомендуются масла из разных групп. В случае легковых автомобилей, в коробках передач обычно используют масла GL-4 и GL-5.

Трансмиссионное масло GL-4 считается универсальным, а GL-5 представляет собой его улучшенный вариант. Однако следует иметь в виду, что не все коробки передач могут принимать масла GL-5, поэтому всегда важно следовать рекомендациям производителя автомобиля относительно класса масла, подходящего для вашей коробки передач.

Масла класса GL-4 предназначены для использования в коробках передач и механизмах, которые подвергаются средним нагрузкам и оборотам, с постоянно меняющимися нагрузками. С другой стороны, масла класса GL-5 разработаны для высокоскоростных гипоидных передач и узлов, работающих при высоких температурах, с кратковременными ударными нагрузками. Масла GL-5 также обеспечивают улучшенную защиту при высоком давлении.

На первый взгляд, масла класса GL-5 кажутся лучшими по всем показателям, чем масла GL-4. В них содержится большое количество серо-фосфорных присадок, которые создают защитный слой на деталях коробки передач, предотвращая износ. Однако это может оказать негативное воздействие на детали из меди и других мягких сплавов.

Синхронизаторы, которые присутствуют во многих коробках передач, изготавливаются из меди. Поэтому масла GL-5 не рекомендуется для коробок передач с синхронизаторами из меди и аналогичных материалов. Эту особенность следует учитывать при выборе масла не только для коробки передач, но и для других узлов автомобиля, таких как мосты, редукторы и раздаточные коробки.

Иногда неквалифицированные специалисты в автосервисах могут ошибочно заливать масло класса GL-5 или GL-4 в узлы, что может привести к проблемам с работой этих агрегатов в будущем. Чтобы избежать таких проблем, важно уделить особое внимание выбору правильного типа смазки для конкретных узлов автомобиля, а также узнать рекомендации производителя автомобиля по этому вопросу.

Что в итоге

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что при выборе подходящего масла для коробки передач следует придерживаться следующих принципов:

Забота о правильном масле для коробки передач и следование рекомендациям производителя поможет вам сохранить надежность и эффективность работы вашего автомобиля.

Реклама наших партнеров

Для того чтобы понять, какое трансмиссионное масло будет лучше всего заботиться о коробке передач вашего авто, оценивайте его по основным рабочим характеристикам.

Назначение средства

Выбор продукта для смазки трансмиссии прежде всего зависит от типа коробки передач. Для механических и автоматических КПП нужны жидкости с разной вязкостью, значительно отличающиеся друг от друга рабочими характеристиками.

Для смазки компонентов МКПП предназначен широкий спектр трансмиссионных масел. Основная задача средств для механических коробок передач – качественно смазывать детали КПП и создавать на них защитную пленку. Других требований к таким продуктам не предъявляют.


КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Трансмиссионное масло для АКПП допустимо заливать в механическую коробку передач, но средство для механики не подойдет для автоматической коробки

Для автоматических коробок выпускают жидкости другого типа с обозначением ATF.

Масло для АКПП должно обладать выраженным охлаждающим эффектом, антикоррозионными свойствами. Ему нужно иметь более высокий показатель вязкости, быть устойчивым к пенообразованию и окислению. Обычно цена трансмиссионного масла ATF выше стоимости жидкости для МКПП.

Состав трансмиссионной жидкости

По составу жидкости для трансмиссии можно разделить на 3 большие группы: на минеральной основе, синтетические, полусинтетические.

Самая бюджетная разновидность трансмиссионных масел – минеральные. Такие средства получают при перегонке нефти, в процессе ее очистки от масляных фракций. Невысокая стоимость минеральных масел объясняется тем, что для их производства не требуется дорогостоящих технологий.

Трансмиссионные жидкости на минеральной основе обладают хорошей вязкостью. При этом их качество уступает качеству масел для трансмиссии других типов. Минеральные средства содержат примеси, требуют частой замены, они сохраняют рабочие качества в достаточно узком температурном диапазоне.

Полусинтетические трансмиссионные масла представляют собой жидкости на минеральной основе, к которым добавляют синтетические присадки. Эксплуатационные свойства таких продуктов выше, чем свойства минеральных средств.

К плюсам полусинтетики можно отнести высокую вязкость и хорошую совместимость с другими видами масел. Недостатками являются необходимость частой замены и более низкий диапазон температур, чем у синтетики.


КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Широкий ассортимент трансмиссионных масел позволяет выбрать жидкость любого типа, максимально подходящую под характеристики авто и условия его эксплуатации

Синтетические продукты – самый качественный и долговечный тип трансмиссионных масел. Они сохраняют стабильные рабочие характеристики при продолжительном использовании, обладают хорошей текучестью и вязкостью, которые сохраняются в широком температурном диапазоне.

Также синтетическая жидкость для трансмиссии меньше подвержена окислению.

Вязкость по SAE

Один из основных параметров масла для трансмиссии – класс вязкости по SAE, по которому можно определить рекомендуемую температуру использования. От правильно подобранного индекса вязкости зависит качество смазывания компонентов КПП.

Бесперебойная смазка продлевает срок службы коробки передач, увеличивает ее КПД, экономит расход горючего.

Зимние трансмиссионные жидкости обозначаются цифрой и буквой W (Winter-Зима), например, 5W или 80W. Чем больше цифра в маркировке, тем гуще масло. Средства с более низким значением подойдут для эксплуатации при более низкой температуре.


КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Расшифровку маркировки по SAE можно легко найти в интернете, но опытные автомобилисты без труда ориентируются в нужных показателях

Летние средства для трансмиссии обозначаются просто цифрой без буквенных обозначений, например, 90, 140 или 250. Чем выше число маркировки, тем более густую консистенцию имеет жидкость в условиях высокой температуры.

Всесезонные масла имеют двойную маркировку, состоящую из зимнего и летнего показателя, например, 5W-20, 15W-50 или 20W-60.

Классификация API

Индекс API четко привязан к типу транспортного средства, он обозначает группу автомобилей с определенными эксплуатационными особенностями, для которой подходит промаркированное трансмиссионное масло.

Маркировка по API состоит из аббревиатуры GL и цифры от 1 до 6. Индексы GL-1, GL-2 и GL-3 считаются устаревшими и практически не встречаются. Маркировкой GL-4 помечаются жидкости для МКПП и механизмов ведущих мостов, работающих при умеренной нагрузке.


КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Классификация API относится только к механическим КПП, при выборе масла для автоматической трансмиссии этот параметр не используется

Масло с маркировкой GL-5 предназначено для высокоскоростных трансмиссионных механизмов, регулярно подвергающихся значительной нагрузке и работающих при высокой температуре.

Некоторые производители выпускают универсальные средства с маркировкой по API GL-4/5, подходящие для использования в большинстве трансмиссий.

Рекомендации производителя автомобиля

Если вы пока не обладаете нужным опытом в выборе трансмиссионной жидкости по ее параметрам и классификационным индексам, проще всего будет обратиться к сервисной документации вашего автомобиля.


КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Использование дешевых аналогов рекомендованного трансмиссионного масла может вывести из строя вашу коробку передач и повлиять на срок ее службы

Каждый производитель указывает в инструкции по эксплуатации наиболее подходящее масло для трансмиссии и его количество. Используйте средство рекомендованной марки и вы избежите проблем, связанных с заливкой в коробку передач неподходящего продукта.

Классификация предлагаемой продукции

Чтобы понять, какое трансмиссионное масло выбрать, необходимо разобраться в его классификации. Согласно действующим международным стандартам оно имеет 7 классов (3 летних и 4 зимних), а различается по следующим характеристикам:

Основа может быть минеральной, полусинтетической и синтетической. Для производства первой используется нефть, она недорогая, хорошо противостоит износу, но быстро теряет свойства от отрицательных температур. Синтетика не имеет таких недостатков, долго служит, но и дорого стоит. Полусинтетика – усредненный вариант, объединивший как преимущества, так и недостатки своих «соседей».

Текучесть (бывает от 70 до 260) и вязкость (от 80 до 170) подбираются в зависимости от времени года и места применения. Качество (GL) предусматривает разделение на 6 групп: чем выше индекс, тем оно лучше. К примеру, аббревиатура GL5 80W-90 означает, что перед нами смазка для легковых автомобилей с текучестью 80 и вязкостью 90.

Индекс вязкости трансмиссионных масел

По аналогии с моторными маслами вязкость трансмиссионных масел указывается согласно международному стандарту SAE J306 и зашифрована в индексе. В зависимости от сезонности масла индекс SAE имеет разный формат.

В таблице приведены показатели вязкости и температуры для наиболее распространённых индексов вязкости SAE.

Вязкость масла напрямую влияет на толщину и прочность масляной плёнки, защиту узла под высокой нагрузкой, а также на шумность его работы и расход топлива. Вязкое (густое) масло обеспечит шестерням хорошую защиту под нагрузкой и тихую работу, но увеличит расход топлива, а на морозе почти потеряет текучесть. Масло с низкой вязкостью (жидкое) уменьшит потери энергии в узле и сэкономит топливо, но его масляная плёнка под большой нагрузкой окажется не такой прочной. Поэтому индекс вязкости — это компромисс, который выбирается инженерами исходя их конструктивных особенностей узла и региона эксплуатации. Рекомендованная вязкость трансмиссионных масел всегда указана в инструкции к автомобилю.

Синтетическая основа и современные пакеты присадок позволяют достигать необходимых защитных и смазывающих свойств масел при меньшей вязкости, что отражается и на рекомендациях автопроизводителей. Например, до 2007 года Toyota рекомендовала для задних мостов своих внедорожников масла вязкостью 85W-90, но затем перешла на синтетические масла 75W-85 и рекомендует их даже для некоторых моделей, выпущенных ранее.

Синхронизаторы МКПП и раздатки

У механических КПП и раздаточных коробок требования к смазке отличаются от высокоскоростных гипоидных редукторов. Во многих МКПП и раздатках применяются синхронизаторы с блокирующими кольцами из меди или её сплавов (бронзы, латуни). Принцип их действия основан на силе трения, но антифрикционные присадки масел GL-5 препятствуют нормальной работе синхронизаторов и вызывают их повышенный износ. А большое количество серы и фосфора в составе масел GL-5 губительно для медных сплавов.

Также обилие присадок в гипоидных маслах вызывает в некоторых МКПП питтинг-коррозию — образование мелких острых каверн на повреждённых металлических поверхностях. Поэтому в синхронизированных МКПП и раздаточных коробках обычно используют менее агрессивные масла категории GL-4.

Применение масла категории GL-5 в узлах с синхронизаторами возможно, если его коррозионное воздействие на медь и медные сплавы уменьшено специальными присадками-ингибиторами. По международному стандарту ASTM D130/IP 154 (продублированному и в российском ГОСТе 2917) степень коррозионного воздействия указывается в баллах:

Масла со слабым коррозионным воздействием на медные сплавы часто маркируют сдвоенной категорией GL-4/GL-5 (GL-4/5) или GL-4 Plus (GL-4+). По эксплуатационным свойствам они ближе к маслам GL-4, но формально отвечают требованиям обоих стандартов и безопасны как для синхронизаторов МКПП, так и для гипоидных редукторов. Хотя антифрикционные присадки масла, необходимые скоростной гипоидной передаче, всё равно мешают нормальной работе синхронизаторов и ускоряют их механический износ. Но «мультиклассовые» масла — хороший выбор для автомобилей, где синхронизированная МКПП совмещена с гипоидной главной передачей в едином корпусе, и масло должно одновременно отвечать требованиям обоих узлов.

В МКПП и раздатках без синхронизаторов используют масла категории MT-1. Они схожи с маслами GL-5, но имеют повышенную термическую стабильность, надёжно защищают детали от износа и предотвращают повреждение сальников. Однако в узлы с медными, бронзовыми и латунными синхронизаторами масла MT-1 заливать нельзя.

⚠️ Для большинства синхронизированных МКПП и раздаток рекомендуются трансмиссионные масла API GL-4, для несинхронизированных — API MT-1.

Виды трансмиссионных масел

Для того чтобы понять, какое трансмиссионное масло лучше использовать, необходимо разобраться в функциях, выполняемых им в трансмиссии автомобиля. Главная из них – смазывать металлические детали для предотвращения их изнашивания. В автоматические и механические коробки переключения передач его заливают для обеспечения гидравлического давления и трения, позволяющих шестерням и другим элементам в полной мере выполнять свою работу.

В зависимости от конструктивных особенностей трансмиссии используются различные виды смазки, каждый из которых имеет свои особенности. Трансмиссионное масло может быть:

Минеральным называют натуральное масло, состоящее из смеси углеводородов, полученных при переработке нефтепродуктов.

Относительно недорогие минеральные трансмиссионные масла отличается низкой вязкостью, что позволяет им истончаться при нагревании и формировать на поверхности деталей тонкий слой смазки.

Для очистки и расщепления синтетических масел в ходе их производства применяется специальное химическое оборудование, что делает их более дорогостоящими. Однако этот недостаток компенсируется рядом преимуществ. Им свойственна термостабильность – под действием высокой температуры в их составе накапливается меньше осадка, углеродов и кислот, что делает синтетические смазки более долговечными.

Отвечая на вопрос о том, какое трансмиссионное масло лучше использовать зимой, можно уверенно рекомендовать «синтетику», в составе которой отсутствует воск.

Какое трансмиссионное масло лучше: минеральное или синтетическое? Это предмет жарких споров между водителями. Золотой серединой являются полусинтетические масляные жидкости, которые сочетают в себе более высокое, чем у минеральных, качество и низкую (по сравнению с «синтетикой») стоимость. От чистых натуральных смазок, с которыми их при необходимости даже можно смешивать, полусинтетические отличаются большей действенностью.

Полусинтетические трансмиссионные масла обладают высокой эффективностью и предназначены для эксплуатации в сложных условиях.

Акционные товары

Трансмиссионное масло в коробках переключения передач, раздаточных коробках, мостах и дифференциалах выполняет следующие функции:

Каковы основные характеристики трансмиссионных масел?

Совокупность антифрикционных и защитных свойств трансмиссионных масел при использовании в механизмах с зубчатыми зацеплениями принято называть трибологическими. Рассмотрим их подробно. Масла характеризуются:

Каковы основные характеристики трансмиссионных масел?

Главные характеристики трансмиссионных масел:

Из чего следует исходить, выбирая трансмиссионное масло?

Какое трансмиссионное масло лучше – синтетика или минеральное? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Важно учитывать все технические характеристики. Для МКПП отлично подходят универсальные смазки вязкостью SAE 75W-90. Для маловязких смазывающих жидкостей, подходящих для любой коробки переключения передач, отличный вариант – SAE 75W-80 (такие заливаются в трансмиссию автомобилей Renault).

Многие производители выпускают трансмиссионное масло с низкой высокотемпературной вязкостью, так как этого требует экологическая безопасность. Такие составы обладают худшими характеристиками, но их применение дает возможность добиться определенного снижения количества вредных выбросов и снизить расход топлива.

Можно ли смешивать трансмиссионные масла разного типа?

Этого делать нельзя. В противном случае можно нанести деталям и узлам трансмиссии серьезный вред, вплоть до полного выхода из строя. Если же долить масло другого типа пришлось из-за случившейся в дороге утечки, следует максимально быстро слить смесь и заменить ее новой.

Как должно храниться трансмиссионное масло?

Рекомендованная температура хранения – от +10 °C до +25 °C. Помещение должно быть сухим. Емкости с маслом нельзя хранить под прямыми солнечными лучами. Соблюдая эти условия, канистры с трансмиссионной жидкостью можно складировать в течение пяти лет.

Какое трансмиссионное масло лучше – минеральное, синтетика или полусинтетика? Выше мы рассмотрели все нюансы, возникающие при ответе на этот вопрос. Главное при выборе – рекомендации производителя автомобиля и использование продукции проверенных компаний.

Дифференциалы повышенного трения (LSD)

В любом автомобиле классической конструкции (за исключением электромобилей с отдельным мотором на каждое ведущее колесо) есть как минимум один дифференциал — устройство, позволяющее колёсам ведущей оси вращаться с разной скоростью. В полноприводных автомобилях дифференциалов может несколько — межколёсные и межосевые. Дифференциалы обеспечивают плавность движения в поворотах, где колёса автомобиля движутся по разным траекториям и проходят разное расстояние. Межколёсный дифференциал обычно находится в одном корпусе с редуктором (главной передачей) и образует с ним единый узел — ведущий мост.

Чаще всего в автомобилях используются дифференциалы открытого типа — наиболее простой и дешёвой конструкции. Но в спортивных машинах и внедорожниках встречаются самоблокирующиеся дифференциалы, улучшающие разгон и проходимость. Такие дифференциалы называют LSD — дифференциалами ограниченного проскальзывания (Limited-Slip Differential), дифференциалами повышенного внутреннего сопротивления (ДПВС) или повышенного трения.

В обиходе аббревиатурой LSD чаще называют самоблокирующийся дифференциал с конкретной конструкцией блокировки — дисковой. Ей необходимо масло со специальными модификаторами трения, которые обеспечивают нормальную работу блокировки, отсутствие толчков и вибраций дифференциала.

⚠️ Дифференциалам повышенного трения с дисковой блокировкой (LSD) нужны специальные трансмиссионные масла с маркировкой LS, LSD или Limited Slip.

⚠️ В самоблокирующихся дифференциалах с винтовой или червячной блокировкой (Torsen и др.) применяются обычные трансмиссионные масла подходящей категории и вязкости. Заливать в них дорогие масла Limited Slip не нужно.

Узнать тип дифференциала автомобиля можно с помощью подборщика запчастей Гиперавто. Также на корпусе дифференциала с дисковой блокировкой обычно присутствует наклейка Only LSD Oil.

Как часто менять трансмиссионное масло

Ресурс трансмиссионного масла зависит от условий эксплуатации автомобиля и типа используемого масла. На рекомендации автопроизводителей в этом вопросе нужно опираться в меньшей степени — некоторые из них вообще заявляют срок службы трансмиссионных масел «на весь период эксплуатации». Если верить в «необслуживаемые» узлы трансмиссии, то период их эксплуатации закончится сразу после окончания гарантии на автомобиль.

Любое масло со временем стареет и окисляется, а его присадки вырабатываются. Сказывается и негерметичность узлов трансмиссии — для выравнивания давления в них обязательно есть сапун (воздушный клапан), через который внутрь попадает уличный воздух с влагой и пылью. Также в масле накапливаются продукты механического износа зубчатой передачи.

Cрок службы трансмиссионных масел:

Эксплуатация в тяжёлых условиях дополнительно сокращает срок службы масла. Помимо пробега важен и срок эксплуатации — рекомендуется менять трансмиссионное масло каждые 3 года, даже если вы проехали на автомобиле немного.

И не забывайте о необходимости экстренной замены трансмиссионного масла во всех узлах после преодоления глубоких бродов. Даже если сапуны мостов, раздатки и КПП выведены наверх (распространённый тюнинг внедорожников), горячие узлы трансмиссии втягивают холодную воду через сальники из-за разницы температур. Смешиваясь с маслом, вода превращает его в светлую эмульсию, неспособную нормально смазывать узел. Поэтому после форсирования глубоких луж или речек придётся купить трансмиссионное масло для всех узлов и заменить его как можно скорее.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *