Практика показывает, что карбюраторные двигатели более капризны, чем инжекторные, и уменьшить расход горючего на них значительно труднее. Но если открыть капот и приложить определенные усилия, то можно несколько улучшить ситуацию.
Регулировка системы питания
Если на автомобиле установлен карбюратор Солекс, как уменьшить расход топлива – вопрос не праздный.
Одной из основных причин повышенных затрат бензина в карбюраторных моторах является неотрегулированная система питания. Проверить это можно самостоятельно, сняв крышку воздушного фильтра и присмотревшись к положению воздушной заслонки.
Если заслонка приоткрыта хотя бы совсем немного, то она уже создает своего рода экран над диффузором. Это увеличивает истечение смеси из-за повышения разрежения. Многие автомобили, оснащенные Солексами, имеют проблемы с перерасходом именно по этой причине (ВАЗ – 2108, ВАЗ – 2109, ВАЗ — 21213).
Также при проведении этой процедуры следует обратить внимание на состояние самого воздушного фильтра. Забитый, грязный фильтр ведет к переобогащению смеси бензином. Такой фильтр желательно заменить.
Часто мастера-карбюраторщики в погоне за улучшением динамики изгибают трубку форсунки ускорительного насоса вторичной камеры так, что из обеих трубок бензин льется только в первую камеру. Это при водит к большому перерасходу горючего и «нервному» поведению автомобиля.
Карбюратор Солекс. Как снизить расход с помощью подбора жиклеров
Это достаточно простой и действенный способ повышения экономичности бензинового мотора. Суть метода состоит в подборе топливных жиклеров для главной системы дозирования. Жиклер подбирается только для первой камеры и настраивается система холостого хода.
Для проведения манипуляций необходимо приготовить пластиковую бутылку, размеченную по 100 мл, в которую наливается бензин. Нужны также набор жиклеров меньшего сечения по сравнению со стандартными и большего сечения (холостого хода). Выбирается участок относительно ровный и пустынный участок трассы. Методика подбора:
- Двигатель прогревается до рабочей температуры (около 90 градусов).
- Бутылка с бензином устанавливается под капотом. Всасывающий штуцер бензонасоса отключается от топливного шланга и другим шлангом соединяется с бутылкой.
- Проезжается контрольный участок на оптимальной скорости 60-70 км/час и замеряется уровень горючего в бутылке.
- Снимается крышка карбюратора, жиклер меняется на другой, меньшего сечения (например, 107,5 на 105). После этого снова проводится замер использованного топлива на контрольном участке. При этом внимательно отслеживается динамика авто и появление провалов при нажатии на акселератор.
- При штатной ситуации можно поменять жиклер на еще меньший. При появлении провалов эксперименты прекращаются. После этого настраивается холостой ход.
- Топливный жиклер холостого хода меняется на аналогичный, но большего сечения (к примеру, 40 на 42), регулируются обороты, и совершается контрольный заезд.
- Если в результате настройки провалы исчезли – настройка прошла успешно, если нет – жиклер холостого хода меняется на увеличенный и снова проводится заезд.
Результатом всех этих манипуляций должна стать стабильная работа мотора на холостом ходу, отсутствие провала педали газа при трогании с места и езде. Главный итог – сокращение затрат горючего.
Установка момента опережения зажигания
При правильно выставленном моменте зажигания все показатели работы двигателя (приемистость, мощность, холостой ход, расход энергоносителя) находятся в пределах нормы. Для проведения работ необходимо иметь стробоскоп и тахометр, рожковый или накидной ключ на 10. В общих чертах, настройка производится так:
- Двигатель прогревается до рабочей температуры. На слух или по тахометру устанавливаются низкие обороты холостого хода (менее 800 оборотов в минуту), после чего мотор глушится.
- На картере коробки передач ищется лючок с видимой частью маховика и шкалой. Чаще всего он закрыт резиновой пробкой, которую нужно извлечь.
Угол опережения регулируется вращением трамблера (корпуса распределителя зажигания). По часовой стрелке – угол опережения увеличивается (раннее зажигание), против часовой стрелки – уменьшается (позднее зажигание). При установке нужного угла двигатель глушится, стробоскоп отключается, трамблер закрепляется.
Назначение и конструкция карбюраторов «Солекс»
Выпуск лицензионных карбюраторов «Солекс» начался с выходом на отечественный рынок переднеприводных малолитражек.
На поворотах, крутых подъёмах и максимальных ускорениях предыдущие модели не могли обеспечить топливно-воздушной смесью двигатель, расположенный перпендикулярно направлению движения.
Особенности карбюраторов «Солекс»
Карбюраторы семейства «Солекс» не являются взаимозаменяемыми с другими моделями карбюраторов ДААЗ.
Но внутри семейства различные модификации очень похожи друг на друга, незначительно различаясь размерами дозирующих элементов и формой управляющих рычагов.
Различные модификации «Солекс» отличаются размерами дозирующих элементов и формой управляющих рычагов
Так, карбюраторы 21083 двигателей объёмом 1,5 л отличаются от карбюраторов 21081 двигателей объёмом 1,1 л, увеличенными на доли миллиметра диаметрами пусковых зазоров заслонок.
Кроме этого, некоторые модели 21083 имеют дополнительные узлы и функции.
Особенности различных моделей карбюраторов
Карбюратор — навесной узел, который смешивает воздух с бензином в оптимальной для эффективной работы двигателя пропорции.
Неисправности карбюратора затрудняют запуск двигателя, увеличивают расход топлива, снижают мощность и ухудшают динамику автомобиля.
Воздух и бензин смешиваются в специальной камере. В карбюраторах «Солекс» таких камер две.
Обычно используется только первая, а вторая подключается только на высоких оборотах.
Бензонасос доставляет топливо в поплавковую камеру через игольчатый клапан.
При избытке топлива поплавки поднимаются, давят язычком на иглу и прекращают подачу бензина.
Излишки топлива возвращаются в бак через возвратный штуцер.
Затем топливо смешивается с воздухом. Для предотвращения избыточного обогащения смеси поток топлива замедляется жиклёрами и эмульсионными трубками.
Все эти элементы — поплавок с игольчатым клапаном, воздушный и топливный жиклёры, эмульсионные трубки и смесительные камеры с заслонками — образуют главную дозирующую систему.
В карбюраторе воздух смешивается с бензином в оптимальной для эффективной работы двигателя пропорции
Карбюра́тор — узел системы питания ДВС, предназначенный для приготовления горючей смеси наилучшего состава путём смешивания (карбюрации, фр. carburation) жидкого топлива с воздухом и регулирования количества её подачи в цилиндры двигателя. Имеет широчайшее применение на разных двигателях, обеспечивающих работу самых разнообразных устройств.Википедияru.wikipedia.org
Кроме неё, в состав карбюратора входят:
- пусковое устройство;
- система холостого хода;
- экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ);
- переходные системы смесительных камер;
- ускорительный насос;
- экономайзер мощностных режимов (ЭМР);
- эконостат;
- механизм блокировки.
Провод винта количества
Удивление многих автолюбителей вызывает провод с разъёмом, торчащий из карбюратора.
Этот провод относится к экономайзеру принудительного холостого хода.
Если двигатель стоит без нагрузки, по этому проводу поступает сигнал от карбюратора, и ЭПХХ перекрывает подачу топлива.
По проводу винта количества поступает сигнал от карбюратора и ЭПХХ прекращает подачу бензина
Работает эта система следующим образом. Когда водитель отпускает педаль акселератора, заслонка перекрывает поток воздуха, рычаг управления возвращается в исходное положение и упирается в регулировочный винт количества.
К этому винту и подсоединён провод. Касание рычагом винта — это и есть сигнал , посылаемый на ЭПХХ для прекращения подачи топлива.
ВАЗ 2107 расход топлива на 100 км карбюратор
Чтобы говорить о том, много ли ест бензина машина, необходимо знать, каким должен быть расход на самом деле.
В зависимости от двигателя, устанавливаемого на автомобили, расход может быть следующим (подробней с расходом карбюраторных автомобилей вы можете ознакомиться в нашей таблице расхода топлива для карбюраторных автомобилей):
Разница очевидна. Однако мощность первого мотора 72 л.с. , а второго – 80. Поэтому он жрет так много бензина. Однако в случае, когда на лицо повышение расхода выше номинального, стоит говорить о слишком большом потреблении топлива.
Неисправности карбюратора и их причины
Двигатель автомобиля — сложная система, в которой одинаковые симптомы неисправностей могут быть обусловлены различными причинами.
Двигатель не запускается или запускается с трудом
Двигатель не заводится или заводится с трудом — иногда «схватывает», но пуск не происходит.
Чаще всего неисправность следует искать в системе зажигания. Однако причиной этого может стать и карбюратор.
Подаваемая в двигатель смесь может быть излишне обогащена или, наоборот, обеднена.
То есть бензина в смеси может быть больше или меньше нормы. В первом случае свечи зажигания становятся мокрыми от топлива, во втором — абсолютно сухими.
Свечи могут оставаться сухими и в том случае, если из карбюратора полностью испарился бензин.
Это может произойти после длительной стоянки на жаре.
Причиной отсутствия топлива в карбюраторе может стать грязная сеточка — фильтр под пробкой на входе.
Грязная «сеточка» тоже может стать причиной отсутствия топлива в карбюраторе
Гораздо хуже, когда подачу бензина перекрывает залипшая игла клапана поплавковой камеры.
Если лёгкое постукивание по корпусу карбюратора не помогает, и игла не становится на место, для восстановления работоспособности придётся снимать верхнюю крышку.
Подачу бензина может перекрыть залипшая игла клапана поплавковой камеры
После снятия крышки следует проверить, не заедают ли поплавки при перемещении внутри камеры.
Это тоже может стать причиной отсутствия топлива в карбюраторе.
Хуже всего, когда топливо не попадает в двигатель по причине засорённых жиклёров карбюратора. В этом случае требуется чистка жиклёров.
Смесь может быть бедной не только из-за недостатка бензина, но и из-за избытка воздуха.
Если всё отрегулировано правильно, воздушная заслонка почти полностью закрыта.
Она слегка приоткрывается во время пуска, регулируя состав смеси.
Если механизм заедает, заслонка открыта — воздух неограниченно поступает в карбюратор и меняет состав смеси.
В «нормальном» состоянии воздушная заслонка почти полностью закрыта
Необходимо снять воздушный фильтр, осмотреть заслонку и проверить, насколько свободно она перемещается.
Затем следует оценить состояние привода и отрегулировать его в случае необходимости.
Неправильное положение заслонки может быть вызвано нарушением регулировки пускового механизма.
Он должен лишь слегка поворачивать заслонку, предотвращая избыточное обогащение. Следует проверить настройку пускового механизма.
С помощью электромагнитного клапана экономайзер перекрывает подачу бензина в карбюратор во время торможения двигателем и после выключения зажигания.
Если этот клапан не включается, двигатель не запустится. Для проверки клапана нужно при включённом зажигании снять, а затем вернуть на место управляющий провод.
Важно не перепутать это провод с проводом винта регулировки количества. Если при этом слышны щелчки — клапан работоспособен.
Если щелчков нет — нужно, отсоединив проводку, подать на клемму питание отдельным проводом с плюса батареи.
Если щелчки появились, причину неисправности следует искать в ЭПХХ. Если нет — нужно заменить клапан.
Может случиться и так, что электромагнитный клапан немного открутился, или засорился жиклёр, которым он управляет.
В первом случае клапан нужно затянуть, а во втором — снять клапан, вытащить жиклёр и прочистить канал.
Электромагнитный клапан может стать причиной ещё одной неприятности.
Если под ним износилось уплотнительное кольцо, в карбюратор начинает поступать избыточный воздух и обеднять смесь.
К аналогичным результатам приводит износ уплотнителя винта качества и любой подсоединённой к карбюратору трубки.
При мокрых свечах в смеси настолько много топлива, что оно не воспламеняется от искры.
Причин может быть всего три:
- неправильная регулировка пускового устройства;
- завышенный уровень топлива в поплавковой камере;
- неисправность игольчатого клапана.
Первые два случая устраняют регулировкой карбюратора. При выходе из строя игольчатого клапана его заменяют.
Мокрая прокладка под крышкой карбюратора
Избыток бензина в смеси, обусловленный неисправными элементами поплавковой камеры, часто виден по мокрой прокладке под крышкой карбюратора.
В обычных условиях прокладка сухая. Если бензина в камере больше нормы, она пропитывается топливом.
Причину мокрой прокладки определить довольно сложно. При этом уровень бензина в камере после снятия крышки может быть в норме.
Свечи могут быть сухими, но покрытыми чёрным нагаром. Прежде чем перебирать карбюратор, следует внимательно осмотреть поплавковый механизм с игольчатым клапаном.
Если клапан неисправен, его нужно заменить.
Однако существуют и скрытые неисправности, которые легко не заметить.
Это прежде всего нарушение герметичности камеры и незначительные заедания поплавка.
Именно они часто служат причиной мокрой прокладки.
Нестабильный холостой ход
Неисправности карбюратора, являющиеся причиной нестабильной работы на холостом ходу, часто проявляют себя аналогично неправильно выставленному зажиганию.
Прогретый до рабочей температуры двигатель «троит», «стреляет» в карбюраторе или в глушителе, из выхлопной трубы вырываются клубы чёрного дыма.
Если зажигание в порядке, причину следует искать в качестве смеси. «Хлопки» в карбюраторе являются следствием недостатка топлива, обеднённой смеси.
«Выстрелы» же в выхлопной трубе, напротив, происходят по причине слишком богатой топливом смеси.
В другом случае двигатель не держит обороты на холостом ходу, глохнет при выключении «подсоса».
Иногда ситуацию можно на время исправить регулировкой винтов качества и количества.
Однако полностью стабилизировать холостой ход практически невозможно, если по какой-то причине воздушная заслонка не открывается полностью.
Нередко такое поведение двигателя связано с нарушением герметичности и поступлением дополнительного воздуха через изношенные уплотнители и подсоединённые к карбюратору трубки, а также с загрязнением жиклёров.
Причиной нестабильной работы на холостом ходу может стать сильно загрязнённый воздушный фильтр.
Проверить это очень просто. Достаточно сравнить работу двигателя с фильтром и без него.
Для принудительного обогащения смеси в карбюраторах «Солекс» предусмотрен подсос — закрытая воздушная заслонка.
Обычно он включается при запуске и держится до достижения двигателем рабочей температуры.
По мере прогрева мотора воздушная заслонка постепенно закрывается.
С полностью убранным подсосом двигатель сможет работать ровно, если прогреется до 80–90оС.
Провалы двигателя
Провалами называют перебои в работе двигателя, возникающие при нажатии на педаль акселератора.
Часто малозаметные провалы следуют один за другим, вызывая лишь незначительные вибрации, но бывает, что двигатель глохнет.
Провалы двигателя и их возможные причины
Поплавковый карбюратор составляет подавляющее большинство современных карбюраторов. Поплавковые карбюраторы при прочих равных условиях обеспечивают самые стабильные параметры смеси на выходе и обладают самыми высокими эксплуатационными качествами.