Обнаружение Неисправностей в Вакуумном Усилителе Тормозов
Что такое вакуумный усилитель тормозов является важной частью тормозной системы автомобиля. Он облегчает процесс торможения, создавая необходимое давление для безопасной остановки. К сожалению, как и любой другой механический компонент, он может выйти из строя и привести к проблемам с тормозами. В этой статье мы расскажем, как обнаружить неисправности вакуумного усилителя тормозов и что делать дальше.
Важность Вакуумного Усилителя Тормозов
Вакуумный усилитель тормозов упрощает управление автомобилем, так как педаль тормоза не требует больших усилий для остановки. Однако, неисправность в усилителе может привести к обратному эффекту.
Как Проверить Вакуумный Усилитель Тормозов
Прежде всего, важно понять устройство вакуумного усилителя тормозов и какие компоненты отвечают за его работу. Проверку можно выполнить несколькими простыми способами.
Почему Возникают Неисправности в Тормозной Системе
Частые причины неисправностей в вакуумном усилителе тормозов включают:
- Проблемы с клапанами и трубками
- Утечка вакуума
- Неисправности в электронасосе, если он установлен
- Регулировочный болт, отвечающий за работу усилителя
Если вы заметили признаки неисправности, важно обратиться к специалистам для их выявления и ремонта. Иногда требуется замена усилителя, в других случаях достаточно замены отдельных компонентов.
Регулировочный Болт в Вакуумном Усилителе Тормозов
На некоторых автомобилях, таких как ВАЗ 2108, 2109, 21099, есть специальный регулировочный болт в вакуумном усилителе. Он отвечает за корректную работу тормозной системы. Регулировка этого болта может улучшить производительность усилителя.
Для обнаружения регулировочного болта необходимо снять главной тормозной цилиндр с корпуса усилителя. Регулировка этого болта позволяет точно настроить тормозную систему автомобиля.
Важно следить за состоянием вакуумного усилителя тормозов и проводить регулярную проверку на предмет неисправностей. Качественная работа тормозной системы обеспечит безопасность на дороге.
Регулировка тормозов на автомобиле: важные моменты
Этот болт необходим для точной регулировки усилия нажатия на поршни главного тормозного цилиндра. Чем обеспечивается эффективное торможение автомобиля, а так же разблокировка колесных тормозных механизмов после отпускания педали тормоза. Определенное положение болта настраивается на заводе. И изменять его следует только в случае крайней необходимости (при возникновении определенных неисправностей, описанных ниже).
Неисправности тормозов, при которых необходимо крутить болт регулировки:
- Подклинивание тормозов колес автомобиля.
- Накладки колодок остаются прижаты к тормозному диску или барабану.
Подтормаживание колес автомобиля сопровождается износом тормозных колодок, перегревом тормозных механизмов и ступиц колес, снижением расстояния выбега автомобиля при движении на спуске или накатом, повышением расхода топлива.
Возможные причины неисправности:
- Чрезмерное выступание регулировочного винта на штоке вакуумного усилителя тормозов.
- Отсутствие свободного хода у педали тормоза.
Регулировка тормозов при помощи вакуумного усилителя
Шаги:
- Снимаем главный тормозной цилиндр.
- Измеряем выступание регулировочного болта.
- При необходимости, немного заворачиваем болт.
- Проверяем выступание и собираем все обратно.
- Проводим проверку растормаживания колес при движении автомобиля.
Примечания и дополнения:
- Подклинивание тормозов может быть вызвано несколькими причинами, включая выступание регулировочного болта и другие.
- Другие статьи по тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно найти здесь.
— Проверка исправности вакуумного усилителя тормозов
— Тугая (жесткая) педаль тормоза автомобиля, почему?
— Проверка тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как изогнуть тормозную трубку без переломов?
— Восстановление работоспособности тормозных цилиндров суппортов
Подписывайтесь на нас!
У современных машин с ЭБУ устройство может фиксировать ошибку с кодом Р1479 — Механическая неисправность тормозной вакуумной системы. С подобным встречаются водители разных марок авто: Ford, Volkswagen, Audi и др. Причиной возникновения ошибки могут быть различные неисправности вакуумного усилителя тормозов, например разгерметизация вакуумного шланга, проводящего разрежение.
Датчик разрежения может зафиксировать недостаточный уровень вакуума в системе. Такое происходит, когда внутрь вакуумного усилителя тормозов и/или в его каналы и трубки попадает влага. Проблема решается прочисткой и сушкой трубок. Если из строя вышел сам датчик, его необходимо заменить.
Кроме того, стоит проверить состояние предохранителя, расположенного между ЭБУ и датчиком разрежения. Точное местоположение предохранителя зависит от электросхемы конкретной модели автомобиля, чтобы найти его, необходимо изучить техдокументацию на машину.
Подобная ошибка может возникнуть при отказе электровакуумного насоса. В таком случае нужно искать неполадки его электродвигателя, реле, предохранителя или клемм, проверить крыльчатку, подшипники и крепление.
Самые распространенные неисправности
Наиболее часто водители встречаются со следующими неполадками вакуумного усилителя тормозов:
- Разгерметизация системы
- Поломка герметичности мембраны
- Утечка вакуума
Первые две неисправности случаются с вакуумником чаще всего. Водитель может распознать, что произошла разгерметизация системы, по звуку и поведению двигателя. При нажатии на тормозную педаль обороты мотора учащаются или, наоборот, резко падают вплоть до полной остановки двигателя. Дело в том, что попадающий в ВУТ и проникающий в другие части авто атмосферный воздух влияет на состав и качество топливной смеси, из-за чего силовой агрегат начинает вести себя иначе.
Прислушайтесь: при нажатии тормозной педали можно услышать шипение. Этот звук явно указывает на разгерметизацию системы. Внутрь всасывается воздух, что и становится источником такого шипения. Полный выход вакуумника из строя распознать еще легче.
При этом становится очень тяжело давить на педаль тормоза — для этого требуется примерно такое же усилие, как при заглушенном двигателе. Но зачастую отказывает не вся система, а ее отдельные части, и причину неполадки определить становится сложнее. Однако опытный и внимательный автомобилист сможет успешно решить подобную проблему.
Часто задаваемые вопросы о неисправности вакуумного усилителя тормозов
Неисправности механизма снижают эффективность торможения, увеличивают тормозной путь. Могут быть повреждены прочие элементы тормозной системы. Высок риск попасть в аварию.
Необходима ли установка вакуумного усилителя тормозов на ваш автомобиль?
Некоторые модели автомобилей не оснащены вакуумным усилителем тормозов, и водители этих машин могут ездить без проблем. Однако для повышения безопасности и комфорта вождения все же стоит установить такую систему.
При попытке замедлить автомобиль без вакуумного усилителя тормозов вам придется изо всех сил нажимать на тормозную педаль, порой используя обе ноги. Тормозной путь у таких автомобилей значительно длиннее, и в случае аварийного торможения остановить транспортное средство практически мгновенно оказывается практически невозможно.
Сколько стоит диагностика вакуумного усилителя?
Стоимость проверки вакуумного усилителя может различаться в зависимости от модели автомобиля и самого автосервиса. Обычно за такое обследование придется заплатить от одной до трех тысяч рублей.
Какие разновидности вакуумных усилителей существуют?
Существуют одинарные, двойные и гидравлические усилители. Механизмы отличаются друг от друга конструкцией и принципом работы.
Как продлить срок службы вакуумного усилителя тормозов?
Чтобы вакуумный усилитель тормозов служил дольше, рекомендуется регулярно проверять состояние тормозной системы, проводить тесты на наличие вакуума, менять изношенные прокладки и фильтры, не тормозить слишком резко и не перегружать автомобиль. При появлении признаков неисправностей в усилителе, следует незамедлительно обратиться в автомастерскую для ремонта или замены запчастей.
Как работает вакуумный усилитель тормозов?
Вакуумный усилитель тормозов выглядит как металлический цилиндр с воздушными клапанами, открывающимися при нажатии на педаль тормоза и закрывающимися при ее отпускании. Давайте рассмотрим подробнее, из каких деталей состоит вакуумный усилитель и каковы их функции.
Виды товаров из данной категории
- Товар 1: Ссылка
- Товар 2: Ссылка
Затем водитель начинает движение и в дороге нажимает на тормозную педаль. При нажатии активируется расположенный в центре ВУТ шток и начинает двигаться вперед. При этом давление в камерах становится разным. Вакуумный патрубок мешает уравновешиванию давления. Открывается воздушный клапан, соединяя атмосферную камеру с воздухом окружающей среды.
Конструкция вакуумного усилителя тормозов
Металлический корпус вакуумника имеет цилиндрическую форму. Внутри расположены следующие элементы системы:
Диафрагма делит корпус устройства на две камеры. В одну из них через вакуумный шланг подводится разрежение, во второй давление равняется давлению атмосферы. Рабочие камеры соединяются между собой каналами воздушного клапана, открываемыми и закрываемыми при воздействии на педаль тормоза.
Часто задаваемые вопросы о вакуумном усилителе тормозов
Чтобы проверить обратный клапан вакуумного усилителя тормозов, нужно демонтировать шланг, извлечь клапан из цилиндра ВУТ, а затем надеть на него резиново грушу. Она насаживается с наружной стороны, где подсоединяется трубка. После этого груша сдавливается и отпускается. Если она осталась в сжатом положении, то обратный клапан работает нормально.
Если же груша распрямилась, то клапан неисправен и требует замены. Аналогичным способом можно продиагностировать состояние впускного патрубка, если нет компрессора.
Можно ли ездить без вакуумного усилителя тормозов?
В принципе, это возможно, но необходимо учитывать, что многие бортовые системы современных транспортных средств реагируют на состояние тормозной системы и всех входящих в нее узлов.
Если ВУТ неисправен, то при торможении придется давить ногой на педаль со значительным усилием. Если же попытаться остановится на высокой скорости, то такого усилия может оказаться просто недостаточно, и удлинившийся тормозной путь способен привести к серьезной аварии.
Должен ли шипеть вакуумщик при нажатии на тормоз?
В принципе, вакуумный усилитель тормозов может шипеть при работе в исправном состоянии. Насторожиться следует, если это шипение стало сильнее, чем обычно. В этом случае не исключено, что агрегат придется заменить, иначе проблема будет только усугубляться.
Любые неисправности ВУТ нельзя игнорировать. Удобнее проверять вакуумный усилитель тормозов, снятый с автомобиля, однако при демонтаже необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить шланг, который соединяет коллектор с усилителем.
Вакуумный усилитель тормозов является одним из важнейших узлов тормозной системы. Благодаря ему значительно уменьшаются усилия, которые необходимо приложить к педали для прижатия колодок к дискам. Конструкция ВУТ довольно проста, его диагностика не требует высокой квалификации, поэтому проверять работоспособность этого агрегата нужно регулярно. Как и любой механизм, вакуумный усилитель со временем изнашивается и выходит из строя, что может негативно повлиять на безопасность эксплуатации автомобиля.
Устройство и принцип работы вакуумного усилителя тормозов
Первые автомобили не оснащались вакуумными усилителями тормозов. При нажатии на педаль требовалось значительное усилие – примерно 80 килограмм.
Современные транспортные средства всегда оснащаются вакуумными усилителями, которые позволяют не прикладывать много усилий, стоит легко коснуться педали ногой, и этого достаточно для прижатия колодок к дискам.
Чтобы проверить работу вакуумного усилителя тормозов, необходимо понимать устройство данного механизма. ВУТ представляет собой металлический цилиндр, в который помещены следующие детали:
Металлический цилиндр разделен мембраной на две камеры – вакуумную и атмосферную. Их соединяет канал воздушного клапана. Опускание и нажатие педали тормоза вызывает поочередное открытие каждой из камер.
Устройство и принцип работы вакуумного усилителя тормозов
Рассмотрим более подробно принцип работы вакуумного усилителя тормозов, который установлен на большинстве моделей автомобилей.
На некоторых автомобилях может быть предусмотрен отдельный вакуумный насос, обеспечивающий разрежение. Такое решение полезно при небольшом атмосферном давлении, в частности в горах.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов
Чтобы проверить исправность вакуумного усилителя тормозов, много времени не потребуется. Обычно подобные неисправности не заметить невозможно, причем они серьезно нарушают комфорт вождения. На неполадки указывают следующие признаки:
Нажатие педали тормоза требует значительных усилий
Чтобы представить эту проблему лучше, попробуйте при исправном ВУТ нажать на педаль три-четыре раза подряд. На последнем нажатии потребуется гораздо большее усилие, чем при первом. Также иногда встречается противоположная проблема – чрезмерная мягкость хода педали. Это может говорить о завоздушивании системы.
Влияние вакуумного усилителя на работу мотора
В связи с тем, что вакуумный усилитель разрежается от впускного коллектора, при торможении мотор может изменить режим работы. Причина в том, что коллектор подсасывает воздух, который меняет состав топливно-воздушной смеси в двигателе.
ВУТ издает шипящий звук
Это явление обычно отмечается при нажатии на педаль тормоза. Такой звук говорит о разгерметизации в вакуумном усилителе (в частности, если порвалась диафрагма), или в трубопроводе, либо в обратном клапане (бывает при серьезном износе резиновых прокладок).
Стук вакуумного насоса
В случае неисправности вакуумного насоса об этом можно узнать по характерному гулу, возникающему при движении приводного штока. На сканере эта неисправность обычно отображается как ошибка р1479. При использовании электрического вакуумного насоса иногда возникает перегрев электродвигателя.
Стук при резком торможении
Стук сопровождается вибрациями, поскольку вызывается ослаблением креплений мембраны.
Любой из этих симптомов говорит о том, что пришло время провести проверку и ремонт вакуумного усилителя тормозов.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов
У современных автомобилей имеется электронный блок управления. При неполадках ВУТ он может выдать ошибку с кодом p1479 — «Вакуумная система усилителя тормозов механическая неисправность». Такое можно увидеть на многих моделях – Audi, Volkswagen (Touareg, Passat), Ford. Объяснение этой неполадки может быть разным, например, следует проверить вакуумный усилитель тормозов на подсос воздуха в шланге между вводным коллектором и самим ВУТ.
Также можно увидеть результаты измерения степени вакуума датчиком разрежения. Как правило, проблемы возникают при попадании влаги внутрь ВУТ или его патрубков. Обычно для ремонта необходимо прочистить и высушить трубки, но иногда требуется замена самого датчика.
Также полезно протестировать предохранитель, который идет от блока управления к самому датчику. Здесь нужно учитывать особенности схемы бортовой электросети автомобиля, более полные сведения можно найти в руководстве по эксплуатации.
Еще одна причина кроется в неисправности электровакуумного насоса. Проблема может заключаться в работе крыльчатки, подшипников, колодки подключения, крепления, реле, предохранителя.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов
С проверкой вакуумника способен справиться даже начинающий водитель. Определить состояние механизма можно, не демонтируя его с автомобиля. Достаточно будет провести три небольших теста, результаты которых укажут на наличие (или отсутствие) проблемы.
Тест №1
Заведите мотор и дайте ему минут семь поработать вхолостую, затем выключите. После этого нужно до упора выжать тормозную педаль, чтобы создать в усилителе вакуум. Отпустите педаль и вновь полностью выжмите.
Если вакуумный усилитель тормозов неисправен, для второго нажатия на педаль понадобится большая нагрузка, чем для первого. Это значит, что в системе больше не может создаваться вакуум. Если ход педали при первом и втором нажатии не отличается, возможно, неисправностей нет, но для уверенности стоит провести следующий тест.
Тест № 2
При отключенном моторе нажмите 6–8 раз на тормозную педаль. Затем максимально выжмите педаль и заведите машину. Когда с усилителем все в порядке, в системе в этот момент начинает образовываться вакуум. При этом диафрагма давит на шток, соединенный с тормозной педалью. Вследствие этого, даже если максимально выжата педаль, вы почувствуете, что получилось опустить ее еще ниже.
Но если педаль после запуска мотора не сдвинулась с места, значит, вакуум создан не был. Следует выяснить, неполадки каких элементов ВУТ привели к подобным последствиям, и отремонтировать узел.
Тест № 3
Третий тест позволит выяснить, нет ли утечек воздуха в атмосферу. Сначала нужно завести двигатель. Полностью выжмите тормозную педаль и заглушите автомобиль.
Теперь нужно наблюдать, как поведет себя педаль. Если спустя 30 секунд ее местоположение не отклонится от максимально выжатого, разгерметизация системы отсутствует. Но если возвратная пружина приводит педаль в начальное положение, это свидетельствует о росте давления в рабочей камере. Стоит проверить вакуумный усилитель тормозов в шиномонтажной мастерской.
Что делать с неисправным устройством
Теперь вы знаете, как самостоятельно определить, что с вакуумником произошли какие-либо неполадки. Что делать дальше, если вся система или ее элементы выйдут из строя? В автосервисе, скорее всего, вам сообщат, что выгоднее будет демонтировать ВУТ и поставить новый. Однако в большинстве случаев, чтобы вернуть усилитель в строй, достаточно отремонтировать или заменить отдельные детали системы. Полная замена узла понадобится только в по-настоящему серьезных случаях.
Регулировка
Чтобы отрегулировать усилитель, требуется корректно выставить свободное движение педали тормоза. Для этого нужно подогнать длину штока ГТЦ. Регулировочным болтом проверьте ширину зазора/выступа. Положение самого болта также должно быть настроено правильно, чтобы можно было обнаружить точный момент открытия/закрытия клапанов.
Ремонт и замена
Если патрубок вакуумного усилителя тормозов потерял свою герметичность, его нужно заменить. Ослабленные держатели требуется затянуть. Для установки новых резиновых прокладок вакуумного шланга взамен изношенных используйте ремонтный набор, однако сначала убедитесь, что другие детали системы исправны. Если проблема только в обратном клапане, его проще заменить, чем ремонтировать, — сэкономите и деньги, и время.
Что делать с неисправным устройством
Обнаружив во время самостоятельной диагностики более серьезные повреждения ВУТ, следует отправиться в автомастерскую. Ремонт узла не стоит баснословных денег, зато вы будете уверены в полной безопасности и машины, и пассажиров, и собственной. Не забудьте после работ по реконструкции усилителя выполнить проверку антиблокировочной системы и системы стабилизации, а также синхронизацию вращения колес при торможении. Сделать все это, скорее всего, можно будет, не уезжая из автосервиса, на специальном диагностическом стенде.
Признаки возникновения неполадок
Стоит заранее изучить все признаки, указывающие на то, что те или иные детали ВУТ вышли из строя. Своевременно распознав причину неисправности, можно в ближайшие сроки отремонтировать или заменить механизмы, не дожидаясь критических ситуаций.
О том, что с вакуумным усилителем тормозов не все в порядке, свидетельствуют следующие симптомы:
Если вы заметили один или несколько из этих симптомов, стоит проверить состояние вакуумника. Легкие неисправности можно отремонтировать, в более сложных случаях придется полностью менять узел.
Способа проверить вакуумный усилитель тормозов
Чтобы проверить работоспособность вакуумного усилителя тормозов, обращаться в автосервис совсем необязательно. С этой работой легко справится даже малоопытный автомобилист. Задача упрощается тем, что снимать агрегат полностью не требуется, достаточно выполнить несколько несложных тестов.
Тест № 1. Алгоритм действий следующий:
В случае если обнаружены неполадки в работе ВУТ, следует протестировать шланг передачи вакуума. Для этого патрубок отключается и проверяется на наличие повреждений. Также следует осмотреть хомуты. При обнаружении повреждений замените соответствующие детали на новые.
Тест № 2. Запустите двигатель и подождите, пока он прогреется примерно в течение 7 минут. Мотор также должен работать на холостых оборотах. После этого заглушите силовую установку, а затем до упора выжмите педаль тормоза. Так вы создадите вакуум в ВУТ. После этого отпустите педаль и сразу же выжмите ее полностью еще раз.
4 способа проверить вакуумный усилитель тормозов
При неисправности ВУТ второе нажатие педали вызовет меньший ее ход. Если при обоих нажатиях ход педали одинаковый, то усилитель работает нормально. Если получить точные результаты не удалось, то проверить, работает ли вакуумный усилитель тормозов, поможет еще один тест.
Тест № 3. Мотор автомобиля запускать не нужно. Нажмите на педаль тормоза примерно восемь раз, после чего нажмите еще раз и запустите двигатель. Если система работает нормально, то произойдет образование вакуума в ВУТ, мембрана надавит на шток и сместит толкатель, сочлененный с педалью. В результате педаль должна еще немного опуститься вниз.
Если педаль не сдвинулась, то это говорит об отсутствии вакуума в системе. Соответственно, ВУТ имеет какую-то неисправность. Нужно выполнить следующий тест.
Тест № 4. Эта проверка вакуумного усилителя тормозов даст ответ на вопрос, есть ли в системе утечка воздуха. Сначала запустите мотор, нажмите до конца педаль тормоза, а затем заглушите силовую установку.
Если ВУТ полностью исправен, то примерно в течение 30 секунд педаль не будет отклоняться от максимально выжатого положения.
Если же происходит возврат педали в исходное положение, значит, на нее давит возвратная пружина. Это говорит о росте давления в рабочей камере и неисправности в работе вакуумного усилителя.