Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)

Почему машина называется "нива"

Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)

Не так давно я с большим интересом узнал, что название «Лукойл» расшифровывается далеко не «look oil». А вот сегодня я с не меньшим удивлением узнал, что оказывается название машины «Нива» совершенно не имеет никакого отношения к засеянным полям и селу.

А как же оно образовалось я вам сейчас расскажу …

Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)

Еще в 2022 году с конвейера «АвтоВАЗа» сошел двухмиллионный экземпляр трехдверного внедорожника Lada 4×4, более известный россиянам под прежним названием «Нива». Случай этот можно назвать почти исключительным, ведь за 36 лет производства автомобиль ни разу не поменял свой внешний вид: «Нива» продолжает взирать на мир большими «глазами»- фарами, удивленно приподняв «брови» поворотников.

В своеобразный день рождения «Нивы» хочется вспомнить, как создавался тольяттинский «вездеход», ставший первым доступным джипом в СССР и удостоившийся всемирного признания. Ведь даже сейчас «Нива» остается самым экспортируемым отечественным автомобилем. В 2022 году завод отправил за границу более десяти тысяч внедорожников! Более того, в Германии несколько месяцев назад появилась специальная серия Lada 4×4. Покупателям предлагают трехлетнюю гарантию и сервис помощи при поломке на дороге на такой же срок, а также дополнительную защиту кузова от сколов и царапин. В целом, на выбор немцам предлагают больше версий 4×4, чем россиянам. В Германии можно приобрести модель со снегоуборочным ковшом спереди или со специальным отсеком для дичи в багажнике.

Но вернемся в 1970 год. Именно тогда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и «АвтоВАЗ» создать принципиально новую модель, сочетавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника.

Спустя пару лет конструкторы и дизайнеры АЗЛК представили на суд комиссии внедорожник «Москвич-2150», однако в серийное производство машина не пошла. Называются разные причины, но так или иначе автомобиль являлся скорее «облагороженным» УАЗиком, чем действительно современным комфортабельным джипом. В итоге в 1974 году в решающей схватке на государственных испытаниях сошлись ИЖ-14 и «Нива».

Как я уже упоминал, название автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» не имеет отношения к засеянным полям. Оно получилось сложением первых букв имён детей главных конструкторов: у одного были дочери Наталья и Ирина, а у другого — сыновья Вадим и Андрей.

Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)

Впрочем, конкурентов у ИЖа могло и не оказаться, ведь изначально спроектированная «Нива» выглядела весьма удручающе и даже среди вазовцев получила шутливое название — «крокодил». Страшненький тентованный автомобиль ВАЗ-Э2121 являл собой по сути шасси с простейшими кузовами. Знакомый миллионам людей облик «Нива» принимает к 1973 году стараниями дизайнера Валерия Семушкина. Вот как описывает ситуацию вокруг создания новой модели ведущий конструктор, а ныне ведущий инженер-конструктор Петр Прусов:

«По «Ниве» в то время сложилась критическая ситуация. При обсуждении концепции автомобиля ВАЗ-2121 было очень много споров. Маститые специалисты отстаивали классический вариант… То есть, все склонялось к традиционному открытому джипу. И это понятно — в то время по-иному никто и не мыслил. Но мы, молодые, видели эту машину совсем другой (такой, какой она в итоге и получилась — не в деталях, конечно). Но на художественном совете традиционная точка зрения возобладала и был принят открытый вариант (по закрытому у нас тогда ещё не хватало полновесных аргументов).

Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)

И я пошел к Соловьеву (главный конструктор ВАЗа ) и положил ему на стол заявление с просьбой освободить меня от обязанностей ведущего конструктора в связи с несогласием с основной концепцией проекта. На тот момент полномасштабный пластилиновый макет открытого варианта был уже, что называется, «вылизан». Наш с Скмушкиным макет (закрытого джипа) до такой кондиции мы довести еще не успели и в сравнении он явно проигрывал.

Но Соловьев посоветовал мне не горячиться, а подготовить убедительную аргументацию к ближайшему техсовету. Очевидно, внутренне он уже был со мной согласен, но хотел еще раз все взвесить. К техсовету были подготовлены оба варианта. И как только совет начался, Соловьев сделал гениальный ход. Он подошел сначала к открытому макету: «Конечно, этот вариант более проработан. Но он, увы, неперспективен. Поэтому давайте сделаем так — накроем его чехлом, чтобы он нас не отвлекал, и внимательнее посмотрим второй, закрытый вариант, который я считаю гораздо более перспективным».

А еще интересно:  Нива джунгли цена и характеристики - Все о Лада Гранта

И началось нормальное, спокойное обсуждение, которое и привело в итоге к тому, что наша точка зрения победила! Надо сказать, что после утверждения концепции все споры прекратились, и далее работа шла в соответствии с принятым направлением».

Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)

Интересными представляются и воспоминания самого дизайнера Валерия Семушкина, который в интервью рассказывал о своей симпатии к малолитражке FIAT-127. Сложно сказать наверняка, отталкивался ли художник при создании «Нивы» от этого автомобиля, но при большом желании сходство между ними найти можно.

Итак, в 1974 году комиссии предстояло сделать нелегкий выбор — «Нива» или ИЖ-14? Однако, как это зачастую бывало в Стране Советов, настоящие «бои» проходили в ведомственных кабинетах, а не на полигонах, заснеженных трассах или зыбучих песках. Судьба ижевского внедорожника на тот момент была уже решена. Министерство Обороны, которому принадлежал завод, средств на освоение «сырого» автомобиля не выделяло, поэтому «Нива» оставалась единственным жизнеспособным проектом с перспективами серийного производства…

Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)
FIAT-127

В 1977 году ВАЗ-2121 встает на конвейер и попадает в продажу. Цена — 9000 рублей, это немногим дешевле «Волги» и намного дороже «копейки». Колхозники и труженики села покупать новый автомобиль не спешили: и цена кусалась, да и выбор был не велик, так как 80 процентов выпущенных машин уходило на экспорт. Нужно отметить, что на Западе автомобиль нового класса приняли очень тепло. Вот что вспоминает об этом главный конструктор автомобиля Петр Прусов:

«…Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская „Нива“ проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии „Нив“ продали в четыре раза больше, чем годом ранее! „Нива“ успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на „Ниву“, а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же „Нива“ была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей „Нив“, а в Англии поклонники „Нивы“ даже издают свой журнал!»

Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)

Конечно, экспортная «Нива» разительно отличалась от советского варианта. В зависимости от пожеланий и возможностей дилера, «Нивы» получали «кенгурятники», «противотуманки», панорамные зеркала, винилы на дверях и крыше, задний дворник (на первых наших авто их не было), пластиковые молдинги и расширители колестных арок, литые диски и люки, напрочь перешивался салон, срезалась крыша. Машина становилась пикапом, кабриолетом или даже тягачем для кемпера…

В Германии на покупку «Нивы» нужно было записываться в очередь, как на «Мерседес». В странах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х — вообще нормальное явление. В 1978 году австрийский журнал Austromotor писал: «То, что этой „Ладе“ нет равных, показывает — русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу…»

Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)

Популярности «Ниве» добавляли и успехи в автоспорте. В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж — Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки — «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а еще через год в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум!

Как придумывали и разрабатывали Ниву (рассказ ведущего испытателя)

В условиях серьезного спроса на автомобиль было бы логичным задуматься о выпуске нового поколения внедорожника. И это было сделано, однако дальше изготовления макета дело не пошло. Пожалуй, самый современный дизайн имел «концепт» 1987 года, впрочем, СССР уже начинал разваливаться и дизайнеры стали осознавать, что работают «в стол».

А еще интересно:  Ваз 2131 как подключить розетку прицепа

За свою долгую конвейерную жизнь «Нива» заметно модернизировалась лишь дважды — в 1994 и 2009 годах. Впрочем, с дизайнерской точки зрения, обе эти модернизации сложно даже рестайлингом назвать — в ходе первой понизился проем задней двери вкупе с появлением вертикальных задних фонарей, а в ходе второй подретушировали «шестерочные» поворотники. В 2006 году название «Нива» применительно к старому автомобилю вовсе исчезло из прайс-листов: теперь модель называется просто «4×4».

На сегодняшний день Lada 4×4 продается в России с трех- и пятидверным кузовом. Модель оснащается единственной 83-сильной бензиновой «четверкой». Начальная стоимость пятидверки составляет 386 тысяч рублей, трехдверки — 345 тысяч 700 рублей. По итогам прошлого года внедорожник разошелся тиражом 54 тысячи 656 экземпляров, что стало пятым результатом среди всех моделей «АвтоВАЗа».

Вместо эпилога

За тридцать с лишним лет «Нива» послужила базой для создания такого количества модификаций, что наверно, может претендовать на попадание в Книгу Рекордов Гиннеса.

история модели, нива, lada 4x4

На базе «Нивы» хотели выпускать амфибию ВАЗ-2122. Однако военные отказались выделить средства на закупку автомоблей, и необычный проект остался «на полке». На фото один из промежуточных образцов во время плава

С 2000 по 2002 год LADA 4х4 производилась и в Эквадоре. На фото автомобили первой партии, собранные на заводе в городе Кито. В дальнейшем нестабильная политическая ситуация в Эквадоре не позволила продолжить реализацию проекта

история модели, нива, lada 4x4

Вариант с открытым кузовом для использования в теплом климате и курортных зонах – носил имя «Ландоле»

история модели, нива, lada 4x4

LADA Niva Marsh. Автомобиль более чем пригоден для охоты, рыбалки, проведения инспекций нефте и газопроводов, для доставки груза и людей в труднодоступные места и т.д.

история модели, нива, lada 4x4

Модификация «Скорая помощь»

история модели, нива, lada 4x4

В актив «Нивы» следует записать и покорение Северного полюса: в апреле 1998 года она, будучи сброшенной с парашюта, завелась и дошла до макушки Земли

история модели, нива, lada 4x4

Обычная «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде, на станции Беллинсгаузен. Сейчас автомобиль-герой восстановлен и находится в музее АвтоВАЗа

история модели, нива, lada 4x4

Автомобиль «Рысь» с повышенными внедорожными характеристиками. Машины собирают под конкретного заказчика

история модели, нива, lada 4x4

Спецкомплектация News Hunter для журналистов

история модели, нива, lada 4x4

Экспедиция Тибет-99. «Нива» в Гималаях взяла высоту в 5726 метров над уровнем моря

история модели, нива, lada 4x4

LADA 4×4 бульдозер

история модели, нива, lada 4x4

[источники]источники
http://sovross.ru/articles/888/14900
http://svpressa.ru/auto/article/65479/

А вот еще из истории советского автопрома: давайте почитаем Как и зачем создавали Lada Samara, а вот были же Миллион «шишиг» с конвейера. Вот был такой малоизвестный ГАЗ — Торпедо и очень актуальный на тот момент вопрос — Почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего «сердца». Давайте вспомним еще Советский автомобильный самострой,а вот Последний минивэн АЗЛК и про САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ СССР.

§

§

Характеристики нива снегоболотоход на базе lada 4×4

lada 4x4 нива снегоболотоход

Читайте так же:
Обзор на Ниву Снегоболотоход
Снегоболотоход Нива Марш — ралли в тундру
Снегоболотоход Марш — экпедиция на Северный полюс

ВТС— вездеходное транспортное средство.

КУЗОВОСТРОИТЕЛЬ: ВИС-АВТО

нива на огромных колёсах    нива в камуфляжной окрасен на больших колёсах

лада нива 4x4 на больших шинах низкого давления    снегоболотоход на гигинтских колёсах

Технические характеристики

Двигатель1,7 л 8-кл. (83 л.с.), 5МТ
КУЗОВ
Колесная формула / ведущие колеса4х4 / все
Расположение двигателяпереднее продольное
Тип кузова / количество дверейуниверсал
3
универсал
5
комби
5
Бортовая платформа с жесткой надстройкой 
2
Бортовая платформа с жесткой надстройкой 
2
Количество мест45525
Длина / ширина / высота, мм4375 / 2550 / 21604850 / 2550 / 21604850 / 2550 / 23604850 / 2550 / 24204850 / 2550 / 2420
База, мм26853160316031603160
Колея передних / задних колес, мм1950…1900 / 1950…1900
Дорожный просвет, мм470
Объем багажного отделения в пассажирском / грузовом вариантах, л265 / 585420 / 780625 / 9850/27000/2130
ДВИГАТЕЛЬ
Код двигателя21214
Тип двигателябензиновый
Система питаниявпрыск топлива с электронным управлением
Количество, расположение цилиндров4,рядное
Рабочий объем, куб. см1690
Максимальная мощность, кВт (л.с.) / об. мин.61 (83) / 5000
Максимальный крутящий момент, Нм / об. мин.129 / 4000
Топливобензин, min 95
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Максимальная скорость, км/ч70
РАСХОД ТОПЛИВА
Смешанный цикл, л/100 км18,8
МАССА
Снаряженная масса, кг17001900190019001900
Полная масса, кг21002300230023002300
Объем топливного бака, л4265654242
ТРАНСМИССИЯ
Тип трансмиссии5МТ
Передаточное число главной пары4,7
ПОДВЕСКА
Передняязависимая на полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами
Задняя
ШИНЫ
Размерность49х23, 5х2Ш (1220×570-533)
А еще интересно:  Система управления двигателем Нива Шевроле


Габаритные размеры
(кузовостроитель Бронто)

габариты снегоболотохода нива марш бронто на больших колёсах
Габаритные размеры ВТС 192200-00

габариты снегоболотохода lada 4x4 с удлинённым кузовом
Габаритные размеры ВТС 192200-51

габариты вездехода марш бронто
Габаритные размеры ВТС 192200-52

габариты нива марш 1922-53 пикап
Габаритные размеры ВТС 192200-53


КОЛЁСА И ШИНЫ

На BTC разрешается использовать шины, указанные в таблице 1.

В базовой комплектации устанавливаются шины 1300x600x533.
Рекомендуемые предельные эксплуатационные параметры шин указаны в таблице 2.

Таблица 1

НаименованиеОбозначение
1Шина бескамерная1300x600x533
2Шина бескамерная AVTOROS, X-TRIM1244x596x533
3Шина камерная АРКТИКТРАНС1270x490x506

Таблица 2

Дорожные условияДавление воздуха в
шинах КПа (кг/см2)
Скорость движения
Км/ч
Полезная нагрузка
Н (кг)
Дороги с твердым покрытием44,1 (0,45)704900(500)
Грунтовые дороги39.2 (0.4)604400 (450)
Песок, пахота29.4 (0.3)404400 (450)
Снежная целина, тундра14,5 (0,15)203920 (400)
Заболоченные участки5.9 (0,06)103920 (400)


КОМПЛЕКТАЦИИ
(2022)

КузовУниверсалКомбиБортовая платформа с жесткой надстройкой
ИсполнениеStandard
Комплектация19220-00-01019220-50-01019220-54-01019220-58-01019220-57-010
КОНСТРУКТИВ
Дифференциал самоблокирующийся передний/задний
Мосты с колесными редукторами
Антигравийная защита арок и крыльев
Защита рулевых тяг
БЕЗОПАСНОСТЬ
Крепления для детских сидений ISOFIX
Дневные ходовые огни
ИНТЕРЬЕР
Прикуриватель
Розетка 12V в багажном отделении
КОМФОРТ
Гидроусилитель рулевого управления
Легкая тонировка стекол
Электростеклоподъемники передних дверей
Подогрев передних сидений
Аудиоподготовка
ЭКСТЕРЬЕР
Декоративные наклейки на боковинах (логотип БРОНТО)
Точки крепления прицепного устройства
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ *
Дополнительные топливные баки
Дополнительная антикоррозийная обработка кузова
Фары дополнительные на решетке ограждения 2 шт.
Дуга с дополнительными фарами 2 шт./4 шт.
Фары на багажнике экспедиционном 2 шт./4 шт.
Фара-искатель
Облицовка потолка с плафоном освещения
Дополнительная шумоизоляция
Предпусковой подогреватель двигателя
Электропривод и электрообогрев наружных зеркал
Кондиционер
Лебедка съемная передняя
Лебедка съемная передняя и задняя
Крюк буксирный
Багажник экспедиционный грузовой
Люк вентиляционно-эвакуационный съёмный
Защита радиатора
Оригинальная окраска кузова
Оригинальная окраска кузова камуфляж

* Не входит в стандартное исполнение

Видео

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *