КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Шарниры равных угловых скоростей в автомобиле, ШРУСы или «гранаты», как их для простоты называют механики и автомобилисты, являются частью трансмиссии и служат для передачи крутящего момента между подвижными валами под постоянно меняющимся углом (от 1° до 70°).


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Их износ сопровождается характерным хрустом при вывернутом руле и может привести к появлению металлических обломков в самой трансмиссии. Поэтому ШРУСы необходимо своевременно менять. Разбираемся, как сделать это вовремя и без осложнений для остальных технических узлов автомобиля.

Наружный и внутренний

Прежде чем переходить к практике, немного изучим матчасть. Ш РУС бывает внутренним и наружным, соответственно отличаясь не только конструкцией, но и режимами работы.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Наружный шарнир равных угловых скоростей соединяет вал привода колеса с коробкой передач или мостом, а внутренний – со ступицей колеса. Задачей первого является передача крутящего момента на колесо при любых углах его поворота и наклона, а вот второй компенсирует несоответствие центров вращения приводного вала с трансмиссией. При этом и тот и другой необходимы для передачи крутящего момента на колеса с полной мощностью без каких-либо дефектов и улучшают управляемость транспортного средства.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Из-за разницы конструктива способы проверки наружного и внутреннего ШРУСов, конечно же, будут отличаться. Причем явным признаком неисправности обоих элементов является характерный хруст. А вот идентифицировать дефектный шарнир придется исходя из особенностей работы каждого из них.

На наружный ШРУС наибольшие нагрузки приходятся в момент резкого старта машины с места при вывернутых под максимальным углом колесах. Это актуально для водителей, паркующих авто под уклоном. Выработавшие свой ресурс ШРУСы начнут подавать жалобы громким хрустом из-под передних колес, что и станет первым сигналом для их замены.

А вот чтобы узнать о скорой гибели внутренних ШРУСов, нужно проехать по плохой дороге/грунтовке с характерными для них ямами и промоинами. Движение по такому ландшафту вызовет осевые и угловые смещения в интересующих нас элементах, которые возвестят о наличии неисправности опять же громким хрустом.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

К слову, умирание внутренних «гранат» может вызвать вибрации в трансмиссии даже при езде по ровной дороге. Здесь квалифицированную диагностику, включая люфты и заедания в конструкции шарнира, сможет провести лишь мастер автосервиса, которому для этого, возможно, придется даже частично разобрать подвеску и демонтировать привод.

Почему ШРУС выходит из строя

Чаще всего это случается при надрыве или перетирании резинового (силиконового) гофрированного колпака, так называемого пыльника ШРУСа, который при плотном прилегании защищает узел от попадания влаги и грязи. Любое проникновение в подвижную конструкцию шарнира посторонних внешних примесей приведет к повышенному износу и скорому выходу детали из строя, вплоть до заклинивания, а это уже чревато аварийной ситуацией.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Скоростная езда по дорогам с неровностями (неважно, искусственными или естественного происхождения) и бордюрам также приводит к скорой смерти «гранат». Не исключено и наличие заводского брака в новых элементах, ведь из-за текущей ситуации на рынках запчастей комплектующие попадаются различного, часто не самого лучшего качества.

О надвигающихся проблемах со ШРУСом может намекнуть, к примеру, рваный мокрый пыльник или забрызганное смазкой при вращении колесо. Кстати, перед появлением указанного выше хруста шарнир может начать свистеть, совсем как истертые до металла тормозные колодки. Кроме того, при трогании авто водитель может почувствовать небольшие толчки или услышать звук «сверчка», традиционно свидетельствующий об очередной неисправности.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Впрочем, всех этих проблем можно избежать, если взять за правило осматривать состояние пыльников ШРУСов при регулярном визите в автосервис, включая не только ремонты, но и плановый техосмотр.

Содержание

Как заменить шрус

Обнаружение недостатков, связанных с передними или даже задними управляемыми колесами в случае наличия независимой подвески выполняется путем детального анализа валов с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Эти компоненты считаются известными своей надежностью, но в условиях активной эксплуатации, повреждения защитных пыльников или по прошествии продолжительного периода службы возникает потребность в решении вопроса, как поменять ШРУС.

Вариации ШРУС

Шарниры разделяются на внешние и внутренние в зависимости от того, где они размещаются на приводе. Это разделение имеет важное значение для эффективности работы данных компонентов и оказывает воздействие на их структурное оформление.

Внешний ШРУС, как правило, представляет собой масштабную шестишариковую «гранату» большого размера. В свою очередь, внутренний ШРУС часто обладает структурой трехшарикового шарнира типа «трипоид» с игольчатыми подшипниками.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Впрочем, эти различия практически не влияют на методику замены. Внутренние компоненты ШРУС не оказывают влияния на процесс. Единственное, возможно, потребуется более осторожное обращение с шариками, чтобы избежать их утери при небрежном обращении.

Когда необходимо провести замену

Существует ряд стандартных признаков, которые указывают на износ или поломку шарниров. Эти индикаторы используются при диагностике и определении, какие именно компоненты требуют замены:


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Стоит проводить замену одного шарнира, если имеется уверенность, что остальные компоненты находятся в хорошем состоянии и могут продолжить служить. В противном случае стоит следовать рекомендациям производителя и менять весь привод в комплекте.

Это обусловлено наличием в этих механизмах, помимо ШРУС, двух шлицевых соединений с валом, которые со временем изнашиваются, вызывая появление люфта. В результате такой привод может начать скрипеть или издавать шум даже при использовании новых деталей. В наихудших сценариях могут возникнуть вибрации или даже полное разрушение остатков шлицевого соединения. Такие повреждения могут негативно сказаться на недавно замененных компонентах.

Автоаксессуары

Мастера автомобильного дела знают, как снять внешний ШРУС с привода без необходимости использования специализированных инструментов. Но для тех, кто лишен опыта, может быть полезен психологический подход – применение специализированных приспособлений для снятия «гранаты» с вала. Эти приспособления обладают разнообразными конструкциями, но, как правило, они включают зажим, крепящийся к валу привода, и винтовой съемник, предназначенный для снятия шарнира.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Иногда вместо специализированных приспособлений можно использовать имеющуюся резьбу наружной обоймы, на которую надевается стандартная ступичная гайка. Этот метод может вызывать доверие, однако на практике он может быть неудобным.

Суть процесса заключается в том, что «граната» удерживается на валу с помощью пружинного стопорного кольца, которое вставляется в проточку шлицевой части под давлением от внутренней обоймы. Угол атаки фаски наружной обоймы на кольцо сильно зависит от состояния кольца, уровня смазки и наличия ржавчины, а также формы фаски.

Иногда возникает ситуация, когда кольцо не входит глубоко, а, наоборот, застревает, и чем больше усилий прикладывается, тем сильнее оно сопротивляется. В таких случаях наиболее эффективным оказывается резкий удар, а не значительное давление, создаваемое съемником.

Также следует отметить, что установка инструмента в ограниченном пространстве занимает значительное количество времени. Тем не менее, в некоторых случаях это действительно может оказаться полезным, а также предотвратит перенос нагрузки на соседний шарнир.

Как поменять внешний ШРУС

Наиболее удобным вариантом является работа с полуосью, когда она снята и закреплена на верстаке в тисках. Тем не менее, можно избежать дополнительных операций по сливу масла из коробки передач, просто сняв наружную «гранату» прямо под автомобилем, работая снизу или в арке крыла. Ответ на вопрос, как правильно поставить гранату, можно получить у опытного автомеханика.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Выполнение без снятия полуоси

Главной сложностью в данной задаче является предотвращение передачи излишних усилий через вал на внутренний ШРУС. Ведь внутренний шарнир может разъединиться или даже выйти из коробки. Поэтому при выполнении операции необходимо быть особенно осторожными, предпочтительно действовать вдвоем с помощником:

Рекомендуется заменить пыльник, хомуты, гайку, весь ШРУС в сборе и стопорное пружинное кольцо, которое обычно включено в ремонтный комплект вместе с тюбиком специализированной смазки. Обычная универсальная смазка в данном случае не подходит.

Сначала на вал устанавливается новый пыльник. Затем новый смазанный шарнир надевается на вал и быстрым движением прокладки продвигается до щелчка стопорного кольца. Иногда потребуется легкий удар по концу хвостовика, чтобы предотвратить деформацию с помощью старой гайки.

Подвеска собирается в обратной последовательности, и гайка ступицы затягивается в соответствии с ремонтной документацией для конкретной машины.

Рекомендуется также сменить внутренний пыльник ШРУСа, пока наружный снят. Состояние чехлов существенно влияет на долговечность узла.

Вариант с извлечением полуоси

Для повышения комфорта и удобства выполнения задачи, особенно когда возникают ситуации с заклиниванием стопорного кольца, рекомендуется рассмотреть возможность извлечения привода в комплексе. В этом контексте может понадобиться слив части или полного объема масла из коробки передач, за которым следует провести его пополнение. Более того, целесообразно согласовать данную процедуру с заменой масла для обеспечения оптимальных условий.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

Привод в коробке удерживается схожим стопорным пружинным кольцом, обладающим круглым сечением. Процедура сжатия этого кольца осуществляется после осуществления резкого удара в наружную обойму шарнира через специальную проставку.

Иногда встречаются ситуации, когда возможно применение монтажной палки для выжимания привода. Процесс извлечения шарниров с вала выполняется в тисках и подобен описанной ранее операции.

Не рекомендуется предпринимать попытки удаления полуоси, тянущей за вал. Такие попытки могут привести к авторазборке внутреннего шарнира, поскольку упорное кольцо в данном контексте не выдержит нагрузки.

Как правильно собрать внутренний ШРУС

Процесс данной операции аналогичен процедуре снятия внешнего шарнира, однако в данном случае невозможно обойтись без снятия полуоси. В редких случаях могут встречаться конструкции, где привод закреплен болтами на фланце коробки передач, как это, например, реализовано в модели Audi A6. В этом варианте процедура слива масла не требуется.


КАК ЛЕЧИТЬ ШРУС

В отличие от внешнего шарнира, снятие внутреннего ШРУСа осуществляется без особых сложностей, что предоставляет доступ к стопорному кольцу. Однако сжатие данного кольца также осуществляется с применением резких ударов по внутренней обойме при условии закрепленного привода в тисках.

Кроме того, существуют определенные отличия в процессе установки внутреннего ШРУСа и пыльника. Внутренний шарнир обеспечивает продольное перемещение, поэтому крепление чехла должно учитывать рекомендованное заводом расстояние от конца вала. Этот момент имеет важное значение для обеспечения правильной функциональности пыльника при перемещении шарнира между крайними положениями вдоль его длины.

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС, или «граната») передает крутящий момент от вала на колеса. Если деталь выйдет из строя, автомобиль перестанет двигаться. Ш РУС не ломается в один момент — износ нарастает постепенно, пока изменения не станут необратимыми. Мы расскажем, по каким признакам определить неисправность шарнира.

Причины поломки ШРУСа

Самая частая причина — естественный износ. Шарнир выходит из строя на автомобилях с большим пробегом от 100 тыс. км.

Другие причины поломки:

По регламенту замена ШРУСа на большинстве автомобилей проводится после пробега 100 тыс. км. На практике деталь ремонтируется чаще. Водители, которые часто передвигаются по бездорожью, меняют шарнир равных угловых скоростей 2-3 раза в год.

Как проявляется дефект ШРУСа

Первый признак поломки — характерный хруст. Звук появляется при выработке шариков, которые начинают свободно перемещаться по канавкам. Хруст непривычный, но из-за громкой музыки его можно не услышать. Он усиливается во время руления, набора скорости, проезда через препятствия.

На поломку шарнира также указывает люфт колеса. Если покачать полуось рукой в разные стороны, то на стороне неисправного ШРУСа будет заметное шатание.

При появлении шума необходимо отвезти автомобиль в ремонт в ближайшее время, пока поломка не привела к более серьезным проблемам. На раннем этапе восстановить узел намного проще и дешевле.

Наружный или внутренний

Можно самостоятельно определить, какой шарнир вышел из строя.

Диагностика внутреннего ШРУСа

Есть несколько способов определить поломку внутренней детали:

Проехать по дороге с большими ямами. На выбоинах хрустит именно внутренний ШРУС.

Нагрузить заднюю ось автомобиля по максимуму. Если во время движения слышится хруст, неисправен внутренний шарнир.

Диагностика наружного ШРУСа

Проверить состояние наружного шарнира можно на ровной площадке. Необходимо вывернуть колеса до упора и резко тронуться с места. Если неисправен наружный ШРУС, раздастся характерный хруст.

Если звук слышен при повороте руля налево, значит, поломка расположена справа. И наоборот, при правом повороте хрустит левый шарнир.

Универсальная диагностика ШРУСа

Проверить состояние шарниров равных угловых скоростей можно у себя в гараже или на любой открытой площадке.

После этого можно вернуть автомобиль на нейтраль и заглушить двигатель. Когда очевидно, что узел неисправен, нужно записаться в сервис на ремонт.

Что будет, если не ремонтировать ШРУС

Если не обратить внимания на хруст шарнира, начнут разрушаться роликовые подшипники. Иголки с обоймы попадают в корпус коробки передач, оттуда вместе с потоком масла поднимаются к шестеренкам. Твердые частицы приводят к деформации и поломке зубьев. Придется ремонтировать не только ШРУС, но и коробку передач.

Также существует риск заклинивания колеса. Эту ситуацию невозможно предсказать или спрогнозировать. Колесо может заклинить сразу, как только появился хруст, или спустя некоторое время. В любом случае это большой риск для водителя и пассажиров.

Что делать, если неисправен ШРУС

Следите за состоянием шарнира. Если граната начинает хрустеть, появились рывки при старте, запишитесь на ремонт в наш сервисный центр. Мы заменим запчасть с гарантией качества.

Мы описали основные неисправности ШРУСа. Если вы замечаете хотя бы один из них в вашем автомобиле, приезжайте на диагностику в наш автосервис. Наши специалисты с большим опытом, всегда готовы предоставить вам свои услуги в нашем сервисном центре ЭКСПЕРТ САМАРА на Ново-Урицкой 22. Предварительная запись по номеру телефона 8(846)9 7777 11

А еще интересно:  Кардан: устройство, принцип работы, классификация
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *