КАК ГРАМОТНО ОТВЕТИТЬ РАБОТНИКУ АЗС ЧТОБЫ ОН НЕ ПРИДИРАЛСЯ К ПЛАСТИКОВОЙ ТАРЕ

Вы удивитесь, но не все канистры одинаково хороши.

Маленькая пятилитровая канистра — специалистка широкого профиля. Она поможет заправить косилку или снегоуборщик. В ее компании можно смело ездить по тем магистралям, где заправок пока недостаточно. Наконец, если возить в ней заведомо фирменный высокооктановый бензин, то случайная заправка чем-то непотребным в захолустье покажется не такой уж и страшной: выливаем запас в бак, повышая качество его содержимого, и спокойно доезжаем до цивилизованной АЗС. Остается лишь выбрать подходящую канистру.

В нашем тесте участвуют 11 пятилитровых пластмассовых емкостей. Результаты испытаний относятся к конкретным образцам и не позволяют судить о качестве продукции той или иной фирмы в целом.

Авто/Мото / Золото

Согласно правилам технической эксплуатации автозаправочных станций (пункт 14.3 РД 153-39.2-080-01), выдача горючего в пластиковую или стеклянную тару – запрещена. Связано это с тем, что пластиковая тара накапливает статическое электричество в процессе движения автомобиля, из-за чего в перспективе становится пожароопасной. Лить горючее в стеклянную тару запрещено из-за ее банальной хрупкости, а значит ненадежности и как результат — пожароопасности.

КАК ГРАМОТНО ОТВЕТИТЬ РАБОТНИКУ АЗС ЧТОБЫ ОН НЕ ПРИДИРАЛСЯ К ПЛАСТИКОВОЙ ТАРЕ

На сегодняшний день все эти моменты регулируются ГОСТ 58404-2019.

Можно ли как-то-то законно обойти данное препятствие? И да, и нет. Лить горючее на АЗС в обычные пластиковые или стеклянные бутылки, канистры или банки – категорически запрещено. Сотрудники АЗС просто откажутся вас заправлять, и вы не сможете доказать свою правоту не под каким предлогом. Однако, «лазейку» в данном вопросе оставляет сам ГОСТ 58404-2019. Покупать горючее в «пластик» можно, но только при одном единственном условии – в руках у вас специально предназначенная пластиковая канистра для хранения бензина или дизеля.

На пластиковых канистрах для топлива помимо названия марки производителя и литража должно присутствовать соответствующее клеймо, подтверждающее возможность использования данной тары для хранения горючего. Просто покажите его сотруднику АЗС – это должно решить все вопросы. Более того, нередко подобные канистры прямо продаются на заправочной станции. Само собой, на канистре должно быть именно соответствующее пластиковое клеймо. Наклейки с подобной информацией в данном случае будет недостаточно.

NEWS.ru ответили на главные вопросы об АЗС и рассказали о том, как там обманывают водителей

Автомобиль – дорогое удовольствие, и даже обычные бытовые расходы вроде заправки отнюдь не маленькие. Поэтому, отдавая деньги за бензин, водители хотят получить максимум выгоды.

Например, часто бывает так, что пистолет уже прекратил заправку, но водитель хочет еще немного долить. Однако так делать не рекомендуется, поскольку есть риск перелива. В этом случае лучше воспользоваться канистрой.

Каждому водителю стоит знать, что на АЗС могут отказать в заливе топлива в стеклянные банки или пластиковые канистры. И здесь окажутся правы сотрудники заправки, так как заливать бензин разрешается только в специально предназначенную для этого тару. Все дело в ГОСТ Р 58404-2019 – согласно этому стандарту «отпуск нефтепродуктов в тару, выполненную из полимерных материалов, допускается только при наличии на ней маркировки предприятия-изготовителя о возможности ее использования для хранения нефтепродуктов».

А вот в тех случаях, когда заправка прекращается при пустом баке, причин может быть несколько. Первая – сломанный пистолет. Вторая – неправильная установка пистолета в бак. Третья – техническая проблема автомобиля. И, наконец, четвертая проблема – засор вентиляции топливной системы.

Когда же водителя могут обмануть на АЗС?

Самый распространенный способ обмана – перепрограммирование системы сотрудниками заправки. При таком вмешательстве в автомобили действительно недоливают топливо. Однако стоит знать, что такими уловками пользуются только на небольших заправках, а в крупных сетях служба безопасности строго следит за тем, чтобы такого не случалось.

Можно ли наливать бензин на АЗС в пластиковую канистру?

КАК ГРАМОТНО ОТВЕТИТЬ РАБОТНИКУ АЗС ЧТОБЫ ОН НЕ ПРИДИРАЛСЯ К ПЛАСТИКОВОЙ ТАРЕ

Каждый автомобилист должен был видеть на АЗС характерные наклейки и таблички, сообщающие водителям о том, что наливать бензин или дизельное топливо в стеклянную или пластиковую тару – запрещено. Если же автомобилист все-таки попытается сделать нечто подобное, то его будут проблемы с сотрудниками АЗС. При этом у многих наверняка возникает логичный вопрос: а нельзя ли как-то обойти данное ограничение, не нарушая при этом действующего закона?

КАК ГРАМОТНО ОТВЕТИТЬ РАБОТНИКУ АЗС ЧТОБЫ ОН НЕ ПРИДИРАЛСЯ К ПЛАСТИКОВОЙ ТАРЕ

Согласно правилам технической эксплуатации автозаправочных станций (пункт 14.3 РД 153-39.2-080-01), выдача горючего в пластиковую или стеклянную тару – запрещена. Связано это с тем, что пластиковая тара накапливает статическое электричество в процессе движения автомобиля, из-за чего в перспективе становится пожароопасной. Лить горючее в стеклянную тару запрещено из-за ее банальной хрупкости, а значит ненадежности и как результат — пожароопасности. На сегодняшний день все эти моменты регулируются ГОСТ 58404-2019.

КАК ГРАМОТНО ОТВЕТИТЬ РАБОТНИКУ АЗС ЧТОБЫ ОН НЕ ПРИДИРАЛСЯ К ПЛАСТИКОВОЙ ТАРЕ

КАК ГРАМОТНО ОТВЕТИТЬ РАБОТНИКУ АЗС ЧТОБЫ ОН НЕ ПРИДИРАЛСЯ К ПЛАСТИКОВОЙ ТАРЕ

КАК ГРАМОТНО ОТВЕТИТЬ РАБОТНИКУ АЗС ЧТОБЫ ОН НЕ ПРИДИРАЛСЯ К ПЛАСТИКОВОЙ ТАРЕ

А вот интересное видео с нашего канала:

В Ставропольском крае разразился скандал вокруг политики сети АЗС «Роснефть», которая отказывается заправлять бензин в пластиковые канистры, которая сама же и продает. Маркировка «для бензина» на пластиковой таре сотрудников заправки не убедила. С ситуацией столкнулся один из водителей, который обратился в ОНФ для разрешения спора.

Инцидент произошел на заправке в станице Суворовская Ставропольского края. Мужчине заявили, что запрет регламентируется внутренними правилами безопасности. Зачем тогда продавать канистры, если человек сразу после покупки не может ими воспользоваться? А если он встал где-то на трассе и ему нужно донести бензин до машины?

«Сотрудник отказала мне наполнить бензином пластиковую канистру, предназначенную для него же, мотивируя это моей безопасностью и какими-то „внутренними правилами“, как оказалось потом на бумаге оных просто нет. Мои переговоры с управляющей данной АЗС Марченко и „горячей линией“ результатов не принесли», — рассказал эксперт Народного фронта, член регионального штаба ОНФ Карачаево-Черкесии Денис Струговцов.

На горячей линии Роснефти, куда обратился мужчина, тоже не смогли привести официальное обоснование запрета:

«По вашему обращению, поступившему на горячую линию, сообщаем, что данный запрет регулируется рекомендациями Компании относительно запрета отпуска топлива в любую пластиковую тару, не зависимо от ее маркировки», — сказали там.

По словам эксперта, существует ГОСТ, который запрещает разливать бензин в стеклянные емкости, а вот к пластику отношение более лояльное.

«Абсурдность ситуации ещё и в том, что в Карачаево-Черкесии „Роснефть“ с успехом и продаёт, и заправляет пластиковые канистры. Наверное, компании следует разобраться в поведении сотрудников, которые считают внутренние „правила“ выше Российских стандартов. ГОСТ Р 58404-2019 „Станции и комплексы автозаправочные“, пункт 8.2.5. Не допускается отпуск нефтепродуктов в стеклянную тару. Отпуск нефтепродуктов в тару, выполненную из полимерных материалов, допускается только при наличии на ней маркировки предприятия-изготовителя о возможности ее использования для хранения нефтепродуктов и наполнения нефтепродуктами», — отметил водитель.

Просим вас обращать внимание на формулировки и употребления фраз, на которых делается акцент, сильно влияет на суть изложения: дизель и бензин; налив, перевозка, хранение, коммерческая реализация, оказание услуг; единое изделие, неотделимая часть ТС, груз. На данную статью (как и на слова любого менеджера любой компании) Вы не сможете ссылается в правоохранительных и государственных органах, бесплатная статья не является универсальным заключением узкопрофильного юриста и ответом-решением по именно вашей задачи (переменных слишком много).

Уточнения по статье отражены в:

Разберем первый ГОСТ Р58404-2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации». Описаны требования к изготовлению АЗС, размещению, обслуживанию, в частности в пункте 8.2.5 отражено, что налив (дизельного топлива, бензинов) не допускается в полимерную тару, если на ней отсутствует соответствующая маркировка о пригодности (о ней поговорим позже), чтобы не приезжали с бутылками от газировки. Второй свод правил РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций». Пункт 14.3 гласит — запрещается выдача нефтепродуктов (ДТ и АИ) в пластиковую тару (а как же баки французских автомобилей?). При этом, в вышеуказанных документах также отмечено о запрете налива бензина в стеклянную, керамическую тару напрямую.

К тому же имеются вступившее в силу решение №1-460/2015 Ангарского городского суда в отношении оператора АЗС за налив в ненадлежащую тару «оказал услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей», но при этом является обходом и снимает все претензии заправок даже при заправке в стекло, пакеты – налив через металлическую воронку или стальное ведерце (не странно ли, опять вопрос, о том, что не равны значения: можно/законно/безопасно).

Хранение и перевозка топлива в полиэтилене приведет к взрыву из-за статики, в самом деле так? Почему тогда топливные баки в РЕНО, ПЕЖО, ФИАТ делают из пластмассы?

Пластиковых канистр, в которые нельзя заливать топливо, достаточно к примеру бутылки из-под питьевой воды: некоторые пропускают через свои стенки топливные пары, другие — немного растворяются или становятся хрупкими. Основное назначение хранение холодных пищевых продуктов, воды, соков. Изготовлены из видов пластика не предназначенных для нефтепродуктов и имеют предупреждающие обозначение, к примеру: 2х литровые бутылки. Но существуют и такие полиэтиленовые канистры, которые специально предназначены для перевозки и хранения топлива и не агрессивных жидкостей, в зависимости от класса, и даже используются в международных перевозках, в качестве контейнеров упаковки. Сложностей с изготовлением материалов и технических проблем с выдувкой тары нет. Ведь современные топливные баки тоже делают из пластмассы. К такой таре относятся еврокубы (IBS, КСМ), в некоторых перевозят кислоты, спирты, этилен, масла, щелочи. Пригодная тара имеет запас по объёму на случай повышенного парообразования, защитный каркас. Другими словами, физических повреждений резервуара и ухудшения свойств топлива не последует при использование правильного пластика.

Нас «пугают» другим: при использовании любой пластиковой канистры (даже сертифицированной для хранения топлива) возникает статическое электричество, и случайно проскочившая искра может стать причиной пожара. То есть на электризуется поверхность, а никто ничего предпринимать не будет. Любопытно, кто-нибудь фиксировал подобные происшествия (с проскакиванием искр разряда от канистры с топливом) и в курсе: как образуется статическое электричество? Как, по чем и куда «течет» ток и что воспламеняется? Думаю – очень мало, так вот: даже в ДВС дизель и бензин перед воспламенением свечой сжимается и распыляется, а в некоторых случаях подогревается. Тот, кто разводил костры на морозе знает, что дизтопливо иногда сложно поджечь даже спичкой. Тут возникают вопросы – если мы опасаемся паров, то не имеет значение в какой емкости происходит перевозка, пары в любом случае улетучиваются и для них нужна вентиляция, а искра может проскочить и в зарядке от телефона или подключения регистратора в прикуривателе, либо от удала предметов из искрящих металлов (черная сталь, чугун, титан и др), кто молотком попадал по наковальне видел не раз, да и зачем ходить далеко – ударив гранитный камень о камень щебёнку также можно высечь искру. Не говорим о не верно подключенной дополнительной оптике или акустике. В стационарных АЗС и резервуарах более 5000 литров с большим количеством парообразования даже на дыхательные клапана ставят огнепреградитель.

Разность потенциалов появляется при трении поверхностей различных материалов, в том числе жидкостей.  В теории логично выделить типы по месту образования: внешние — коврики, чехлы салона, одежда оператора или водителя, краска кузова, пластиковые бампера, крылья; и статика на стенках сосуда (внутри из-за топлива; снаружи – трение о поверхность). Если мы переживаем за статическое электричество от нас (оператора) к кузову или таре – то в этом случае также тара не сильно имеет значение. То есть вызывает опасение статическое электричество, образованное емкостью при трении топлива о стенки изнутри или самого днища о подложку автомобиля? Но тогда требуется минимизировать подвижность, сделать один из материалов электропроводным либо заземлить емкость или подвести на минимальное расстояние заземляющий проводник, так как ток (разница потенциалов) должен перескочить по пути наименьшего сопротивления.

Самый распространённый материал для «пригодных» канистр и еврокубов HDPE 2 (high-density polyethylene или PEHD) — полиэтилен низкого давления (высокой плотности).

Эта канистра получила сертификат соответствия UN в Польше. 5 литров — максимально допустимый объем канистры (заливаемого дизеля и бензина), хотя реальный объем — 6 литров. Предусмотрено 20% запаса, как того и требует ГОСТ.

Самая распространённая и дешевая пластиковая тара – еврокуб из многослойного полиэтилена высокой плотности (HDPE-полиэтилен) со стенками толщиной 1,5-3 мм, температура использования пластика от -30 до +40°C, объемом 600-640 и 1000 литров (присутствует запас 5-20%). Имеются модели на базе емкости в защитной электропроводной оцинкованной стали. Подробное описание их отличий (более 30 видов кубовиков) читайте в отдельной статье.

Анализируя данные по Российской Федерации за период 2010-2020 гг. нами не установлено ни одного случая воспламенения топлива из-за статического электричества образовавшегося в следствие использования полиэтиленовых емкостей. Также в youtube не нашлось видео с воспламенением горючего при наполнении пригодной пластиковой канистры. Выше вероятность того, что от оператора проскочит иска к металлической части, либо кабелей акустики, чехлов салона, зарядных устройств заискрит — нежели от правильно установленной емкости к чему бы то ни было пройдет разряд. Повторимся, что существует свежий ГОСТ 58404–2019 Цитируем пункт 8.2.5: «Не допускается отпуск нефтепродуктов в стеклянную тару. Отпуск нефтепродуктов в тару, выполненную из полимерных материалов, допускается только при наличии на ней маркировки предприятия-изготовителя о возможности ее использования для хранения нефтепродуктов. Объем тары должен быть больше минимальной дозы, выдаваемой ТРК, установленной ее производителем в эксплуатационно-технической документации».

Проведем эксперимент: попробуем поджечь бензин с помощью статического электричества. В армии раз в году и палка стреляет, - может быть, и нам удастся спровоцировать опасный эффект?!

Отметим, нужно разделить некоторые моменты: пары ДТ и пары бензина (повышенная опасность воспламенения); жидкий бензин и жидкое ДТ (ввиду разной температуры и способа воспламенения); статическое электричество от пластиковой тары и статическое электричество от оператора (в принципе не зависит от тары). Статическое электричество образуется при трении (движении) одной среды о другую, а не просто при нахождении (кстати поэтому на АЗС шланги электропроводные).

Наэлектризовать пустую канистру при помощи третьей среды (коврика) оказалось несложно (но самой жидкостью изнутри – у нас не получилось в принципе!): бумажки на столе она легко заставляет шевелиться. Но любой шерстяной свитер делает это еще лучше. Вас никогда не било током от собственной одежды? Куда логичнее обязать появляться на АЗС раздетыми или водителей и операторов одевать в диэлектрические костюмы перед заправкой.

Таким образом ГОСТ Р 58404-2019 разрешает налив топлива в пластиковые канистры, предназначенные для хранения топлива даже без стальной воронки — с соответствующей маркировкой (запрет, только без маркировки). Иными словами, если емкость предназначена для хранения ГСМ, никакой заправщик не должен отказывать, просить заниматься «переливами» (изначально наливать в стальное ведерце, после самостоятельно переливать в пластик) или всячески воротить от нее нос. Но до сих пор встречаются случаи отказов. Оператор ссылается на внутренний документ запрещающий отпуск топлива в пластиковую тару «так как риск воспламенения от статического электричества велик». Частным организациям дозволено устанавливать ограничения, регламенты и правила поведения и спорить в этой ситуации бессмысленно. Странная ситуация: ГОСТ разрешает заправку, а внутренний «контролер» запрещает, но противоречия нет, ведь закон не требует обслуживать пластиковые канистры в обязательном порядке, а всего-навсего разрешает это делать. Типично российская ситуация, когда левая рука не желает знать, чем занята правая.

Пластиковую канистру наэлектризовали снаружи (а изнутри – нет), но получить хоть какую-то искру с ее помощью нам так и не удалось. Именно поэтому обладателей хороших пластиковых канистр (сертифицированных для хранения топлива) на большинстве фирменных АЗС безоговорочно обслужат. В частности, это подтвердили на некоторых заправках ЛУКОЙЛа и «Газпромнефти».

Резюмировать вышеизложенное однозначно сложно: не опасно ли наливать в пригодную тару Дизельное топливо – ответ утвердительный; разрешено ли это законом Российской Федерации – не запрещено; могут ли вам отказать на АЗС в наливе в пластиковую тару – да.

На нашем сайте в разделе мини АЗС представлены как пластиковые (в том числе от 23 000 еврокуб с заправочным узлом для внутреннего использования без регистрации. В зависимости от реализации и использованного оборудования предоставляется Технологический паспорт (инструкция) и сертификат пригодности под жидкость), так и металлические Мобильные топливные модули для ДТ и Бензина. Можем изготовить мини АЗС от 1000 литров до 50 м3 с различными допусками. Различия по видам еврокубов для топлива и наличию сопроводительных подтверждающих документов – читайте в отдельной статье.

Если вы юридическое лицо (ИП), перевозите дизельное топливо в еврокубе до 1000 литров для внутреннего использования, на автомобиле с грузоподъемностью более 1100 кг, в пригодной таре с обозначением — Вы не нарушаете законодательство по перевозке опасных грузов ДОПОГ, подробно описаны нюансы здесь.

Обязательно проверяйте всю информацию лично, испытывайте, тестируйте, обращайтесь к законам – не доверяйте интернету.

Содержание

Участники

Примерная цена 380 ₽Самая вместительная канистра в выборке: 6,2 л! Она же — один из лидеров по темпу слива жидкости: всего 40 секунд. Реальный объем выше заявленного больше чем на 20%. Рекомендуем.

Примерная цена 450 ₽К механическим параметрам никаких вопросов. А вот скорость расставания с содержимым могла бы быть и побольше. В целом рекомендуем.

Примерная цена 550 ₽Самая «тормознутая» канистра в компании — опустошить ее удалось только через 2,5 минуты! Это в три с лишним раза хуже, чем у лидеров. Прочность нормальная. Пользоваться, конечно, можно, но рекомендовать не можем.

Примерная цена 710 ₽Один из лидеров по времени слива жидкости — всего 40 секунд. А вот с прочностью проблемы: при падении разбилась крышка. До финального испытания давлением канистра не добралась. Рекомендовать не можем.

Примерная цена 400 ₽Выливается быстро. А вот падать не умеет: ­разбилась крышка. С пробега пришлось снять. Рекомендовать не можем.

Примерная цена 910 ₽Отсутствует заправочный носик — нехорошо! И только у этой канистры объем почему-то заявлен в галлонах — и не дотягивает до пяти литров. Скорость слива высокая. Рекомендуем ограниченное применение.

Примерная цена 350 ₽Чемпион по давлению разрыва: аж 4,2 атм! Из претензий — скорость опорожнения маловата. Фактический объем канистры превышает заявленный более чем на 20% — это профессиональный подход к требованиям безопасности. Рекомендуем.

Примерная цена 490 ₽Скорость слива высокая, но с прочностью проблемы: при падении появилась трещина по шву. До проверки давлением дело не дошло. Рекомендовать не можем.

Примерная цена 490 ₽Высокая скорость слива. К прочности претензий нет. Рекомендуем.

Примерная цена 300 ₽Всё бы ничего, но после падения канистра дала течь из-под крышки. Рекомендовать не можем.

Примерная цена 300 ₽Всё хорошо — и скорость слива неплохая, и прочность на высоте. Невысокая цена — дополнительное преимущество. Рекомендуем.

Результаты испытаний

Цены на топливо, увы, растут, а потому желание купить его про запас понятно. Однако современные бензины утрачивают исходные качества даже быстрее, чем их предшественники, в которых применялся тетраэтил­свинец.

Согласно действующему стандарту гарантийный срок хранения бензинов — 1 год со дня изготовления. Разделения по октановым числам и по климатическим зонам при этом нет. Так что АИ‑95, налитый в канистру, через год имеет полное право потерять характеристики.

Кстати, лет сорок назад справочники сообщали, что срок хранения бензинов от 93‑го до 98‑го составляет 24 месяца для северной зоны, 18 — для средней и всего 6 месяцев — для южной.

Вливаем, замораживаем, роняем

В ходе испытаний сначала определяли полный фактический объем каждой канистры — точно ли они пятилитровые? Для этого заливали в них воду «под пробку», используя измерительные мензурки. Если фактический объем превышает заявленный более чем на 20% — очень хорошо. Согласно ГОСТ Р 58404–2019 «Станции и комплексы автозаправочные» объем тары должен быть больше минимальной дозы (как раз 5 л), выдаваемой топливораздаточной колонкой.

Затем сравнивали скорости слива содержимого: не секрет, что одни канистры довольно шустро расстаются с жидкостью, а другие начинают булькать, пытаясь заглотить воздух.

Следующие испытания — на выносливость при падении. Согласно методике ДОПОГ (Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов), для этого канистры надо заполнить на 98% от максимальной вместимости незамерзающей жидкостью, затем их следует заморозить до —18 °С, после чего уронить на испытательную площадку с заданной высоты на угол, на шов и на горловину. Применительно к бензину высота падения составляет 1,2 м.

В конце испытаний каждую канистру, выдержавшую предыдущий тест, проверили на разрушающее давление.

Результаты тестов свели в таблицу и фотогалерею — очевидно, что не все внешне одинаковые канистры на самом деле одинаковы!

Наша справка

Для хранения бензина подходит не всякая пластмассовая канистра. Если продавец подсунет вам канистру для воды, то результат вы почувствуете быстро — в салоне появится резкий запах, затем канистра протечет.

Хорошие канистры делают из HDPE (High-density polyethylene) — полиэтилена высокой плотности. Такие канистры совершенно официально могут использоваться при покупке бензина на АЗС. Цитируем ГОСТ Р 58404–2019:

«8.2.5. Отпуск нефтепродуктов в тару, выполненную из полимерных материалов, допускается только при наличии на ней маркировки предприятия-изготовителя о возможности ее использования для хранения нефтепродуктов. Объем тары должен быть больше минимальной дозы, выдаваемой ТРК, установленной ее производителем в эксплуатационно-технической документации.»

Что касается страшилок о том, что топливо в пластмассовых канистрах может воспламеняться от статического электричества, то это чепуха. Даже топливные баки давно научились делать из пластмассы. На всякий случай мы даже запросили информацию в НАМИ — и нам подтвердили, что ни одного подобного случая у них не зафиксировано.

Выбирайте проверенные емкости, и пусть в дальней дороге они вам никогда не пригодятся.

А еще интересно:  Двигатель от мерседеса на ниву – АвтоТоп
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *