ГРЕЮТСЯ ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ

В чем проблема? Износ тормозных дисков – естественное явление, рано или поздно каждому автовладельцу их придется менять. Однако есть факторы, ускоряющие или, наоборот, замедляющие этот процесс. Например, агрессивный стиль вождения и наличие АКПП приблизят замену, а ABS, напротив, слегка ее отодвинет.

Что делать? Определить износ можно несколькими способами. Обратить внимание на контрольные метки, измерить остаточную толщину, осмотреть диск на наличие царапин и сколов, понять, есть ли вибрации при торможении.

В этой статье:

Тормозные диски — это неотъемлемые составляющие тормозной системы дискового и дискового-барабанного типа. При движении авто вращаются синхронно с колесами, образуя с тормозными колодками рабочие пары. В момент, когда водитель нажимает на педаль тормоза, давление, передающееся тормозной жидкостью, воздействует на колесные тормозные цилиндры. Их поршни выдвигаются, обеспечивая прижатие колодок к рабочей поверхности (ротору) диска. Так обеспечивается замедление или окончательная остановка машины.

Тормозные диски производят из прочных износостойких металлов, в частности, чугуна. При трении, возникающем в момент прижатия колодок к вращающемуся диску, выделяется тепло, нагревающее диск. При эксплуатации нормальная температура нагревания металла диска варьируется в пределах 200-350 градусов Цельсия. Если температурные показатели превышают норму, делаем вывод о чрезмерном нагреве, из-за которого снижается эффект торможения и ухудшается управляемость авто. Рассмотрим подробно ключевые причины перегрева.

Содержание

Почему греются тормозные диски

В легковых машинах с тормозной системой дискового типа диски предусмотрены на всех 4 колесах. В моделях с дисково-барабанными тормозами устанавливаются лишь на передней оси. Интенсивный, превышающий норму, нагрев тормозных дисков может наблюдаться и на одном, и на всех колесах одновременно. Определяется он по следующим признакам:

При перегреве снижается общая эффективность работы тормозной системы. Проблема проявляется заносом автомобиля в сторону при попытках замедлить машину или остановиться, биением в руль, скрежетом при торможении, нарушением хода педали тормоза. Узнаем, что вызывает чрезмерный нагрев металла тормозных дисков.

А еще интересно:  ВИНТОВКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ M 4 ЗАВОЕВАЛ СЕРДЦА СПЕЦНАЗОВЦЕВ

Греются только передние диски

Колеса передней оси подвергаются более высоким, если сравнивать с задними колесами, нагрузкам в момент торможения. В первую очередь, такая особенность характерна для моделей с барабанно-дисковыми тормозами. Перегрев исправных и не изношенных дисков может возникнуть из-за продолжительной езды со спусков под уклоном, езды с нагруженным прицепом. Также передние диски разогреваются до температуры, превышающей норму, если часто приходилось тормозить на перегруженном автомобиле.

Греются только задние диски

Чрезмерный нагрев рабочей поверхности только задних тормозных дисков часто связывают с перетягиванием или заклиниванием троса ручного тормоза. Заклинивший трос провоцирует увеличение тормозного усилия, передающегося на заднюю ось, впоследствии чего диски нагреваются больше установленной нормы.

Греются новые тормозные диски после замены

Тормозные диски не входят в перечень расходных запчастей. Но несмотря на это, их необходимо менять не реже, чем один раз на каждые 120-150 тыс км пробега, причем обязательно с тормозными колодками. Новые детали, не имеющие каких-либо признаков износа, могут нагреваться непосредственно в процессе работы. К распространенным причинам проблемы относят:

Если замечаете признаки чрезмерного нагревания недавно установленных тормозных дисков, обратитесь в автосервис для выяснения причины проблемы.

Греются диски после замены колодок

Эксплуатирующиеся тормозные диски могут заметно перегреваться после плановой установки новых колодок, и причиной этого становится не только неправильная прикатка.

Почему наблюдается перегрев после того, как поменяли колодки:

Планово устанавливая новые тормозные колодки, оцените самостоятельно или со специалистом степень естественного истирания тормозных дисков. Измеряют толщину материала ротора высокоточным механическим или электронным штангенциркулем в как минимум 10-12 разных участках, после чего сравнивают полученные значения с регламентированными изготовителем показателями. Если металл истончен до критических показателей, нужно незамедлительно заменить выработанный диск новым.

При агрессивном стиле езды и частых экстренных торможениях

Резкие торможения, особенно на высокой скорости или попытки вынести авто в дрифт, провоцируют сильное нагревание металла диска из-за слишком интенсивного трения колодок. При агрессивной манере управления автомобилем диски подвержены быстрому износу.

При заклинивании суппорта

Суппорт представляет собой одну из ключевых составляющих частей тормозного узла. Отвечает за прижатие тормозных колодок к диску при попытке сбросить скорость или остановить авто. Выглядит как массивная металлическая скоба, охватывающая диск с обеих сторон. В самом суппорте находятся колесные (рабочие) тормозные цилиндры.

Под воздействием гидравлического давления, передающегося тормозной жидкостью, поршни цилиндров выдвигаются, обеспечивая сведение и прижимание колодок к диску. При правильной работе цилиндров поршни двигаются свободно и после отпускания педали тормоза, благодаря пружинам, возвращаются на исходные места в корпусе цилиндра. Если поршни покрываются коррозией, загрязняются или закисают в цилиндре, это приводит к нарушению их движения. Как результат, поршни, после отпускания педали тормоза не возвращаются в первоначальное положение, а так и остаются выдвинутыми. Диск удерживается колодками после торможения, в результате чего при попытках продолжить движение колесо заклинивает, а сам диск перегревается.

Другие причины заклинивания суппорта:

К признакам заклинивания суппорта относят не только перегрев металла дисков, но и занос автомобиля в сторону при торможении, скрежет, подтормаживание при движении авто.

Разгерметизация одного из контуров ГТЦ

При разгерметизации одного из двух контуров главного тормозного цилиндра нарушается баланс давления, из-за чего неправильно распределяется тормозное усилие. Это приводит к неправильному отводу колодок от диска, что вызывает чрезмерный нагрев ротора.

Деформация тормозного диска

Свыше установленной температурной нормы нагреваться могут закаленные при неправильной эксплуатации тормозные диски. Закаливание становится следствием температурного шока, которому подвергается металл.

Для производства тормозных дисков используется чугун, с характерной кристаллической структурой. Если при резком снижении скорости разогреть чугунный диск до температуры свыше 400 градусов Цельсия, а затем въехать колесом в лужу или налить на колеса воду, металл из-за температурного шока приобретет структуру, аналогичную цементиту. Это более твердый, если сравнивать с чугуном, материал. Как результат, поверхность чугуна становится скользкой, как корка льда, а ее коэффициент трения снижается. Поэтому при нажатии на педаль тормоза не обеспечивается необходимое трение фрикционного слоя колодок об металл. Диск будет выскальзывать при сведении колодок к нему, а само торможение станет малоэффективным.

Чугунные тормозные диски, имеющие измененную вследствие резких колебаний температур структуру материала, деформируются. Из-за появления неровных участков на рабочей поверхности диски не рассеивают, а, наоборот, накапливают тепло, в результате чего перегреваются при эксплуатации. Кроме того, перегретый и деформированный диск при резком торможении может разорваться на отдельные фрагменты, из-за чего авто потеряет управляемость.

Греется тормозной диск с одной стороны

Диск может перегреваться лишь на одном колесе. К наиболее распространенным причинам проблемы относят:

Также перегрев диска одного колеса может провоцироваться трещинами, возникшими из-за критического износа ротора, как продемонстрировано на фото.

Определение степени износа тормозных дисков

Когда снимают колесо, убирают колодки и опускают суппорт, тормозной диск становится полностью видимым и доступным для проверки. Существует несколько методов, как определить износ тормозных дисков:

Определение степени износа тормозных дисков

Чтобы определить, насколько изношены диски, и поставить взамен новые, лучше всего будет обратиться к профессионалам. Даже в простых вопросах могут быть тонкости, которые водитель-новичок наверняка упустит. Кроме того, при этом требуется не только замена дисков, но и смазка суппорта, а также установка свежего комплекта колодок.

Часто задаваемые вопросы об износе тормозных дисков

Как правило, диски изнашиваются равномерно при условии исправности суппорта и колодок. Однако иногда, если с самого начала был установлен дефектный или поврежденный диск, возможна его отдельная замена. Кроме того, при каждой замене дисков обязательно устанавливают новый комплект колодок.

При каком износе пора менять тормозные диски?

Обычно тормозные диски прослужат от 120 до 140 тыс. км, а колодки лучше менять через 30–60 тыс. км в зависимости от материала. Современные запчасти часто имеют метки, чтобы было легче понять, как скоро понадобится замена.

Какие проблемы проявляются при критическом износе тормозных дисков?

Когда на диске видны царапины и трещины от износа, сцепление с колодками ухудшается, что увеличивает риск аварии. Износ колодок тоже ускоряется, придется их менять. Если не следить за дисками, проблемы могут усугубиться, появятся еще и другие дефекты.

Чтобы тормоза работали отлично, рекомендуется осматривать диски каждые 50–60 тыс. км или при возникновении проблем с тормозной системой. Для оценки состояния пригодится штангенциркуль и микрометр. Допустимое уменьшение толщины изделия для большинства современных авто — 1,5–2 мм по одной плоскости или около 3–4 мм в целом. Не забывайте контролировать износ и снаружи, и изнутри диска. Обычно внутренняя сторона изнашивается немного больше, примерно на полмиллиметра. Датчик износа колодок и тормозныхдисков подскажет, когда пора провести диагностику.

Признаки износа тормозных дисков

Диски изнашиваются по естественной причине — вследствие трения колодок по рабочей поверхности. Насколько быстро это произойдет, зависит от множества обстоятельств: от того, как часто водитель нажимает на педаль тормоза, как ездит, сколько проехал на машине, какие диски использует, и даже от времени года. Пыль, вода и химические вещества на дороге вредят работе тормозов. Изготовители предоставляют информацию о предельной степени износа тормозных дисков, располагая соответствующую маркировку на рабочей поверхности изделия.

Признаки износа тормозных дисков

Как проверить износ тормозных дисков по косвенным признакам — вопрос, требующий внимательного анализа поведения авто. Потребуется измерить толщину изделий в следующих ситуациях:

При выявлении любого из упомянутых выше дефектов настоятельно рекомендуется провести полную проверку всех компонентов системы тормозов, уделив особенное внимание износу тормозных колодок и дисков.

Допустимый износ тормозных дисков

Каждому водителю важно осознавать разницу между допустимым уровнем износа передних и задних тормозных дисков, не влияющим на безопасность движения, и предельным уровнем, когда необходимо произвести замену дисков.

При достижении максимальной степени износа тормозных дисков появляется риск попасть в аварию. От того, как устроена тормозная система, зависят возможные проблемы с поршнем – он или застревает, или, наоборот, выпадает из суппорта. Если подобное случится при движении на высокой скорости, то может стать серьезной угрозой для водителя и авто.

Каждый изготовитель запчастей тормозной системы устанавливает свои собственные критерии для определения степени изношенности. Эти характеристики зависят от того, насколько мощный двигатель, от размеров и типа дисков. Следовательно, предельные значения могут различаться в зависимости от параметров тормозных систем конкретного производителя.

Давайте рассмотрим пример для тормозов Chevrolet Aveo. Исходная толщина диска равна 26 мм, и предполагается, что критическая ситуация наступает, когда толщина уменьшается до 23 мм. Следовательно, предельная степень износа равна 24 мм, учитывая уменьшение на один миллиметр с каждой стороны.

Допустимый износ тормозных дисков

На рабочей поверхности диска есть указания от изготовителя о том, какой износ считается допустимым. Это можно узнать двумя способами. Во-первых, на ободе находится простая маркировка, например MIN THK 20.0 mm. А, во-вторых, на торцевой части (изнутри, чтобы не мешали колодки) может быть предусмотрена специальная выемка. По опыту водителей выяснилось, что этот способ является более удобным. Когда диск уже достиг критичного состояния, торможение начинает сопровождаться рывками, ощутимыми водителем.

Минимальныйизнос тормозных дисков определяется как не превышающий 1–1,5 мм. Уменьшение толщины изделия на 2–3 мм от номинальной уже считается довольно опасным.

Как избавиться от перегрева тормозных дисков

Если выявили чрезмерный нагрев дисков после езды по горным дорогам, перевозки большого количества грузов или вождения с частыми циклами “разгон-торможение”, достаточно устранить факторы, провоцирующие проблему. Не поливайте диски водой в попытках остудить металл, поскольку это приведет к закаливанию рабочей поверхности!

Как избавиться от перегрева, учитывая его причину:

Для предотвращения перегрева после замены тормозных дисков и колодок серьезно отнеситесь к правильной установке и прикатке. Меняйте диски вместе с колодками при пробеге, указанном в руководстве к эксплуатации машины. Важно устанавливать диски и колодки, рекомендованные для автомобиля вашей марки и модели. После каждой установки новых тормозных колодок уделяйте внимание смазыванию направляющих суппорта специальной термостойкой смазкой. Используйте тормозную жидкость, которая подходит модели и марке вашего автомобиля. Сохранить рабочий ресурс и предотвратить излишний нагрев тормозных дисков поможет размеренная манера вождения без резких торможений.

Факторы, влияющие на скорость износа тормозных дисков

Что влияет на ресурс тормозных дисков:

Место установки

Факторы, влияющие на скорость износа тормозных дисков

Диски, размещенные на передней оси, имеют средний пробег в 80 тыс. км, в то время как задние диски пройдут 120 тыс. км. Ускоренный износ передних тормозных дисков обусловлен тем, что спереди тормозные механизмы подвергаются более значительной нагрузке.

Тип коробки передач

В машинах с АКПП и вариаторами диски теряют ресурс в 1,5–2 раза быстрее по сравнению с моделями, оснащенными роботизированной или механической трансмиссией. Это происходит потому, что в последних случаях двигатель активно участвует в замедлении автомобиля, что снижает нагрузку на тормозную систему и увеличивает срок службы ее компонентов.

Антиблокировочная система

ABS оптимизирует силу нажатия тормозных колодок, что позволяет примерно на 20 % снизить износ как колодок, так и тормозного диска.

Вес автомобиля

Машины, которые перевозят тяжелые грузы или часто буксируют прицеп, более подвержены риску поломки тормозов. Износ передних и задних тормозных дисков возрастает пропорционально увеличению нагрузки из-за повышенного механического воздействия при значительном весе и трении.

Условия эксплуатации

Поездки по холмистому рельефу с крутыми спусками и извилистыми дорогами сильно влияют на состояние тормозной системы. В таких условиях диски часто требуется заменять после 30–50 тыс. км пути из-за повышенной механической нагрузки.

Манера вождения

Агрессивное вождение с частыми резкими торможениями сокращает срок службы дисков и колодок, повышая вероятность деформации из-за перегрева. В таких случаях может потребоваться замена, даже если толщина деталей остается в пределах нормы.

Качество колодок и дисков

Правильный выбор запчастей предполагает, что тормозные диски подлежат замене после 2–3 смен колодок. Важно отметить, что применение слишком жестких тормозных накладок или монтаж запчастей низкого качества может привести к досрочному выходу дисков из строя уже после единичного цикла эксплуатации.

Продолжительность службы дисков тесно связана с состоянием остальных компонентов системы тормозов. Заклинивание направляющих, окисление цилиндров и промедление в замене тормозных колодок может привести к преждевременному и неравномерному износу тормозного диска.

Резкое изменение температуры, например, происходящее при интенсивном торможении на мокрой дороге, когда на нагретый диск попадает холодная вода, вносит существенные изменения в геометрию данной детали. Этот процесс может привести к образованию трещин в структуре диска. Такие дефекты, возникающие под воздействием термических напряжений, в конечном итоге могут привести к снижению эффективности тормозной системы.

Товары из категории

ГРЕЮТСЯ ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ

ГРЕЮТСЯ ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ

Перейти в каталог

У дисков-«барабанов» с течением времени не уменьшается, а наоборот, увеличивается внутренний диаметр. Для оценки степени изношенности следует регулярно измерять этот параметр и избегать превышения установленных норм. Допустимый внутренний диаметр барабанных тормозов обычно указан на внутренней стороне и зависит от типа диска и марки автомобиля – может быть и 180 мм, и 250.

Если на форуме или в автомагазине спросить, какой уровень износа тормозных дисков является приемлемым, можно услышать, что допустимая степень не должна превышать 25 %. В действительности же уровень изношенности измеряют только в миллиметрах. В качестве иллюстрации приведем таблицу, похожую на те, что обычно есть в технической документации и книгах по ремонту для разных марок машин.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *