Что может пойти не так
Залогом долгой эксплуатации машины является своевременное техобслуживание. Поскольку Дастер часто используется в экстремальных дорожных условиях, следует периодически проверять натяжение ремня и исправность подвески. Слабым местом могут оказаться крестовины карданного вала.
Следует не забывать о своевременной замене масла в раздатке (переднем угловом редукторе) и редукторе заднего моста. Сроки зависят от условий эксплуатации. Если автомобиль часто подвергается перегрузкам при езде по бездорожью, то масло в указанных агрегатах меняется каждые 30000-40000 км.
Почему вредно буксовать на кроссовере в моноприводном режиме
Сегодня основная масса кроссоверов с полным приводом имеет реализацию этого самого полного привода с помощью электромагнитной муфты. Конструкция получается удобная, нажатием кнопки или переводом шайбы в другое положение можно менять привод. У многих автомобилей есть даже режим с запретом подключения муфты, машина принудительно эксплуатируется с крутящим моментом только на переднюю ось. Водители часто пользуются этим режимом, мотивируя этим экономию топлива. Однако далеко не все владельцы полноприводных кроссоверов знают, что тут кроется подвох – допускать пробуксовку колес в режиме «2WD» вредно для автомобиля. Удивлены? Тогда эта статья для вас, рассказываем почему этот так.
Чтобы понять, в чем нюанс, нужно разобраться в устройстве электромагнитной муфты. Наш пример на базе муфты Renault Duster, но сам принцип у многих кроссоверов одинаковый. С виду это очень невзрачная запчасть, считай кусок трубы, но внутри ее находится сложный пакет фрикционов и электромагнит, который либо притягивает фрикционы и тогда крутящий момент передается дальше, либо находится в свободном режиме, и тогда задняя ось не подключена.
У муфты есть так называемы колокол, которым агрегат крепится к кардану. Агрегат обычно устанавливается перед задним мостом, а кардан подключен к раздатке жестко, межосевой дифференциал в такой конструкции не предусмотрен, поэтому кардан при движении авто всегда вращается. Включен ли полный привод или наоборот, стоит режим «2WD», мощность на кардан все равно передается, прерывание момента для моноприводного режима происходит только в муфте.
Почему это важно? А потому, что когда машина буксует в режиме «2WD», сама муфта работает на износ. Автомобиль стоит, значит задние колеса у него не крутятся, а вот с буксующих передних крутящий момент приходит. В такой ситуации очень большая нагрузка идет на подшипник муфты. Такие подшипники обычно и так не очень мощные, а тут еще и ударная нагрузка. Она существенно увеличивает вероятность того, что подшипник разрушится, залюфтит или заклинит.
Не сладко приходится и фрикционам. Они получаются меж двух огней – вала, который подсоединяется к заднему мосту и зафиксирован некрутящимися колесами, и проставки, которая крепится к корпусу муфты и вращается от кардана. В такой ситуации фрикционы проскальзывают, что тоже не увеличивает им срок жизни.
Да, от нескольких пробуксовок, скорее всего, ничего страшного не случится, но если постоянно совершать одну и ту же ошибку, то это рано или поздно скажется. Ресурс муфты и ее компонентов и так не поражают воображение на многих кроссоверах, а тут еще и водитель своими действиями их дополнительно сокращает.
У читателей может возникнуть резонный вопрос, а кто вообще в здравом уме будет долго буксовать с передним приводом, когда можно включить полный? Откуда, мол, проблема? Но она есть. Многие владельцы полноприводных кроссоверов включают режим «2WD», чтобы сэкономить топливо. Они вроде и не ездят на бездорожье, но и без него есть немало способов допустить пробуксовку колес. Например, при старте в горку, парковке в бордюр, легком гололеде и так далее. Вроде бы мелочи, они даже могут быть не заметны из салона автомобиля, но свое дело делают – создают нагрузку на муфту. Если включить полный привод, то пробуксовка уже не оказывает такого пагубного воздействия, ведь на заднюю ось тоже передается крутящий момент и она перестает быть стопором для муфты.
Вывод из этой ситуации на самом деле простой – нужно как можно реже пользоваться режимом «2WD» и основным выбрать режим «Авто», в котором муфта сама подключится при пробуксовке передних колес. Расход топлива от этого если и увеличится, то на мизер, зато электромагнитная муфта сможет прослужить дольше.
Какая максимальная скорость на дастере
Минимум, по официальным техническим характеристикам составляет 158 км/ч. По факту уже 140 — ощутимая скорость, но до 150 он уверенно держится на дороге. Лучше не экспериментировать с поездками при скорости 165 км/ч, выше — при таких показателях автомобиль теряет устойчивость, поскольку изначально разрабатывался совсем для иных целей. Тем более опасно гонять от 170 км/ч.
Разогнаться же до сотни по факту удается секунд за 11-12. Это нормальный показатель для машин этой категории, он лишь подчеркивает, что все так и было задумано разработчиками. Насторожить должен показатель от 15 секунд — это считается плохим признаком.
Принцип работы
Принцип работы полного привода Рено Дастер аналогичен моделям фирмы Nissan: Terrano, Qashqai, X-Trai. Двигатель и коробка передач расположены поперек оси машины. Для переброски крутящего момента на задние колеса к коробке передач добавлена раздаточная коробка с угловым редуктором. Последний необходим, т. к. карданный вал, подключенный к заднему мосту, проходит по продольной оси автомобиля.
Карданный вал сопряжен с электромагнитной муфтой, которая управляет передачей нагрузки на задние колеса. Поскольку требуется передать крутящий момент на поперечную заднюю ось, сзади установлен еще 1 угловой редуктор, совмещенный с дифференциалом. Тот, в свою очередь, позволяет распределять усилия на колеса таким образом, чтобы не допускать проскальзывания на поворотах. Такова схема устройства редуктора заднего моста.
Управляющая муфта не блокируется, если на катушку не направляется напряжение. При этом усилие на задний мост не передается. И наоборот, заблокированная, она позволяет передавать на задний мост до 50% мощности. Это делается автоматически (AUTO) или по выбору водителя (LOCK).
Разгон дизеля и бензина до 100 — 1,5, 1,6, 2,0
Автомобиль рено дастер бывает с двумя видами двигателей, топливом может быть бензин и дизель, разгон до 100 у них разный. Для иллюстрации данных сведем их в таблицу. Полноприводные версии рено дастер, в которых топливом выступает дизель, имеют больший по времени разгон до 100, а максимальная скорость у них меньше. Это видно из таблицы (модели начиная с 2021 года):
Модификация | Максимальная скорость, км/ч | Разгон до 100 км/ч, сек |
1, 5 dCi МКПП | 158 | 11,8 |
1, 5 dCi 6 АКПП | 171 | 11,9 |
1,5 dCi полный привод МКПП | 169 | 12,4 |
1,6 МКПП бензин | 170 | 11,3 |
1,6, бензин полный привод | 173 | 12,9 |
Впрочем, и у моделей первого поколения Рено Дастер показатели почти такие же. Рестайлинг мало что изменил. Из этого понятно, что производитель ориентируется скорее на то, чтобы повысить проходимость Дастера, нежели заставить его побивать скоростные рекорды.
По заявке производителя рено дастер 2.0 л имеет разгон до 100 10.4 сек. Хотя владельцы отмечают, что реальный показатель меньше заявленного.
Технические особенности муфты
Муфтовое соединение состоит из 2 частей: ведущей и ведомой. Первая соединена с карданным валом, а вторая – с главной передачей редуктора заднего моста. Когда на соленоид подается напряжение от бортового компьютера (2-8 V), части притягиваются друг к другу.
Электромагнитная муфта функционирует (передает крутящий момент) при движении как вперед, так и назад. Она срабатывает в тот момент, когда через датчики ABS на блок управления поступает информация о задержке вращения задних колес по отношению к передним (ведущим).
Если на электромагнит подается не полное напряжение, то и соединение частей будет неполным. В этом случае усилие на задние колеса будет менее 50%. Датчики температуры отсутствуют. Отключение по температуре происходит автоматически, согласно данным от датчиков ABS.
Подведение итогов
По отзывам владельцев, полный привод на Рено Дастер надежен. Чтобы система работала долго и без поломок, водитель должен обратить внимание на манеру езды. Следует помнить, что основной режим движения – 2WD (или AUTO).
Подключение полного привода требуется не так часто даже на сложной дороге. Пользоваться режимом LOCK следует только при крайней необходимости. После преодоления опасного места нужно незамедлительно перейти на AUTO. Это избавит раздаточную коробку и задний редуктор от избыточной нагрузки и позволит избежать поломки. Замена данных агрегатов – это дорого.
Полноприводный Renault Duster имеет хорошую проходимость. Модель в полной мере отвечает требованиям, которые предъявляются к бюджетным внедорожникам.