ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Содержание

Какие виды бывают, назначение, устройство, принцип действия

Конструкция коробки передач прошла сложный с инженерной точки зрения путь. Некоторые из первых КПП оказались настолько удачными, что используются по настоящее время. Одновременно инженеры разработали принципиально новые агрегаты с расширенными возможностями и улучшенными техническими характеристиками. Какие коробки передач производители устанавливают на свои модели сегодня, а какие больше не используются? Что такое МКПП, АКПП, РКПП, CVT, DSG, SMG, SRG, в чем между ними разница и какие они имеют преимущества и недостатки?

Что такое коробка передач

Коробка передач (сокращенно “КПП” или просто “коробка”) – агрегат, с помощью которого крутящий момент от двигателя передается на элементы трансмиссии. Коробка не только меняет частоту вращения вала, но и изменяет усилие крутящего момента, позволяет автотранспорту передвигаться в прямом и реверсном (задним ходом) направлениях. С инженерной точки зрения коробка передач – усовершенствованный редуктор. Принципиальные задачи выполняет такие же, но за счет конструктивных особенностей в максимальной степени учитывает требования к техническим характеристикам автомобиля.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Коробка переключения передач автомобиля в разрезе

Первые автомобили не имели коробки передач, что создавало большие проблемы: недостаточная мощность двигателя не позволяла им преодолевать подъемы, а скорость зависела только от оборотов коленчатого вала. Первый прототип коробки передач придумал Карл Бенц в 1887 году. Он установил два шкива различных диаметров с ременным приводом. Скорость менялась за счет механического изменения положения ремней. В дальнейшем ремни заменили цепями, а гладкие шкивы звездочками – это исключило проскальзывание на больших нагрузках.

Гидротрансформатор, заменяющий сцепление, появился в 1903 году, изобретение запатентовал немецкий ученый Герман Феттингер. Его устройства начали использоваться на шведских автобусах, а первый легковой автомобиль с простейшей АКПП был выпущен в 1947 году.

А еще интересно:  M441. Бампер заднийlada-4x4-urban-m441-bamper--zadniy-43

Назначение коробки передач

Главное назначение коробки передач – передавать оптимальные тяговые усилия от мотора к ведущим колесам с учетом условий движения и технических характеристик двигателя. Устройство обеспечивает:

Любая коробка передач, вне зависимости от вида и принципа функционирования, решает вышеописанные задачи, но со своими особенностями.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями

Виды коробок передач

В связи с многообразием конструктивных решений, применяемых в коробках передач, существуют различные способы классификации КПП. Все типы коробок передач можно разделить по методу преобразования крутящего момента от коленвала на привод трансмиссии, способу управления функциями, конструктивными особенностями решения технических задач.

В статье представлено краткое описание видов коробок передач. Подробные разборы устройства каждого из видов КПП – темы для отдельных статей.

Типы КПП по способу преобразования крутящего момента

Существует несколько вариантов преобразования коробкой передач крутящего момента от двигателя на колеса. В соответствии с этими способами различают: ступенчатую, фрикционную и гидромеханическую коробки передач.

Ступенчатая коробка передач

Ступенчатая коробка передач – один из наиболее распространенных видов КПП. Характеристики вращения вала меняются ступенчато за счет изменения передаточного числа шестерней. Могут иметь несколько промежуточных валов и ступеней, для синхронизации угловых скоростей блокировочной муфты и соединяемой шестерни устанавливаются синхронизаторы. Относительная простота позволяет снизить стоимость и повысить надежность агрегата.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Фрикционная коробка передач

Во фрикционной коробке передач включение шестерен в зацепление делается не планетарными редукторами, а фрикционами. Металлические диски в постоянном сцеплении с ведущей шестерней, фрикционы вращают ведомую шестерню после включения привода.

При отключенной передаче фрикционы вращаются свободно, между ними нет трения, ведомая шестерня не вращается. Для включения в работу диски прижимаются друг к другу, за счет большого трения происходит передача усилия вращения шестерен. Одновременно на остальных передачах фрикционы отходят друг от друга, крутящий момент не передается. На фрикционных КПП нет общего сцепления – каждая передача имеет свое.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Фрикционная коробка передач

Гидромеханическая коробка передач

Гидромеханическая коробка передач – классический вариант автоматической КПП. Состоит из двух элементов: механической коробки передач и гидротрансформатора передачи крутящего момента от двигателя на первичный вал КПП. Механические коробки могут быть вальными и планетарными.

Механическая часть имеет классическую конструкцию. Гидротрансформатор состоит из насосного (ведущего) и турбинного (ведомого) рабочих лопаточных колес, выполняет функции традиционного сцепления. Благодаря особой геометрии лопаток гидротрансформатора двигатель нагнетает масло насосным колесом, передавая кинетическую энергия на ведомое, связанное с коробкой передач.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Типы КПП по способу управления переключением передач

По способу изменения усилия крутящего момента и частоты вращения вторичного вала различают механические, автоматические и полуавтоматические виды коробок передач.

В механической коробке передач (сокращенно МКПП, также называют “механика”, “ручная”, “ступенчатая”) переключение скоростей выполняет водитель автомобиля вручную с помощью рычага КПП. Выбор передачи производится водителем согласно условиям движения. Механическая коробка передач состоит из первичного, промежуточных и вторичного вала, скорость и усилие вращения зависит от передаточного числа работающих пар шестерен. Для синхронизации угловой скорости вращения пар имеются синхронизаторы.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Визуально наличие в автомобиле механической коробки передач распознаётся по трем педалям (сцепление, тормоз, газ) и характерному рычагу переключения передач с обозначением и выбором ступеней (их может быть 4, 5, 6 или 7, плюс режим заднего хода и нейтральное положение).

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач (или АКПП, автоматическая трансмиссия, “автомат”) способна самостоятельно менять динамику езды с учетом оборотов и нагрузки двигателя. В настоящее время устанавливается на большинство автомобилей. АКПП бывают с несколькими типами приводов переключения скоростей, передаточное число автоматически меняется в зависимости от условий движения. Классический “автомат” – гидромеханическая коробка передач.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

К автоматическим коробкам передач принято относить все виды КПП, в которых водителю не требуется вручную выбирать скорости. “Вариатор”, “робот”, гидромеханическая КПП – эти все виды считаются автоматическими или “двухпедальными” коробками. Водитель работает только с двумя педалями (газ и тормоз), а с помощью рычага управления (селектора) выбирает только режим работы коробки (движение вперед, движение назад, нейтральное положение, паркинг, спорт-режим).

Полуавтоматическая коробка передач

Полуавтоматическая коробка передач (ПАКП, “полуавтомат”) имеет два сцепления – одно для четных передач, другое для нечетных. Каждое сцепление связано со своей группой шестерней в КПП. Автоматика анализирует параметры передвижения и подготавливает второе сцепление к включению следующей передачи.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Как и у автоматической коробки переключения передач, у “полуавтомата” нет педали сцепления. Переключение передач производится автоматически, когда водитель убирает ногу с педали “газа”. Устройство КПП предусматривает возможность переключения передач в ручной режим.

Типы КПП по конструктивным особенностям

Конструкторы автомобилей постоянно работают над усовершенствованием технических характеристик коробок передач. Используются различные виды приводов и управления, в зависимости от этих характеристик КПП бывают бесступенчатыми, роботизированными, преселективными, секвентальными, безвальными, несинхронизированными.

Бесступенчатая

Бесступенчатая коробка переключения передач (“вариатор”, CVT) дает возможность менять передаточное число между первичным и вторичным валами плавно во всем скоростном диапазоне. Состоит из ведущего и ведомого шкивов с изменяющимися диаметрами рабочих конусов. Увеличение и уменьшение диаметра шкивов позволяет регулировать обороты ведущих колес. Крутящий момент передается особо прочным резиновым клиновым ремнем, есть варианты с металлическими цепями. Вариатор является одной из наиболее сложных конструкций КПП.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Главная особенность вариатора – неограниченное количество передаточных чисел, поэтому они и называются бесступенчатыми. С технической точки зрения называть “вариатор” коробкой передач не совсем некорректно, так как передач здесь нет.

Роботизированная

Роботизированная коробка передач (РКП, “робот”) с одним сцеплением изготавливается на основе механической. Отличие – выключение сцепления и переключение передач выполняют активаторы (сервоприводы). Активаторы могут быть электрическими и гидравлическими, выбор скоростных режимов контролирует электронный блок управления, обрабатывающий сигналы от специальных датчиков. Один сервопривод управляет сцеплением, второй переключает передачи в коробке. Возможно ручное управление с помощью селектора КПП или подрулевых «лепестков».

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Роботизированная коробка передач Easytronic

С технической точки зрения в роботизированной коробке передач механическая часть сходна с классической МКПП, а за работу сцепления отвечает автоматика. С точки зрения управления такой коробкой для водителя отличий от АКПП нет – всё те же стандартные режимы (D, P, N, R). Педали сцепления нет.

Преселективная

Современная преселективная коробка передач (DSG) – роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями, улучшенный вариант “роботов” с одним сцеплением. В своей конструкции имеет два первичных вала с автономными сцеплениями на каждом. Одно из сцеплений используется для четных передач, второе – для нечетных и заднего хода. Главная особенность коробки передач DSG – предварительное (преселективное) включение повышенной или пониженной передачи (в зависимости от условий движения). Это позволяет реализовать быстрое переключение передач без потери мощности.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Переключение скоростей преселективной коробки передач делается автоматикой, встроенной в корпус, сигналы на действие поступают от датчиков. Предусматривается переход на ручное переключение. Работа водителя с такой КПП ничем не отличается от обычного “автомата”.

Секвентальная

Секвентальная коробка передач (последовательная, прямозубая, SMG) является одним из подвидов механических коробок. Главная особенность – прямые зубья шестерен, в традиционных же механических – шестерни косозубые. Переключение делается автоматически специальными гидроприводами или в ручном режиме. Передачи можно включать только последовательно: с первой на вторую, со второй на третью и так далее. Перескакивать и включать после первой третью или после второй четвертую невозможно.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Принцип работы секвентальной КПП исключает включение неоптимальной передачи. Педали сцепления обычно нет – за отключение вала отвечает автоматика. Секвентальные коробки устанавливаются главным образом на гоночных автомобилях и имеют свои достоинства и недостатки.

Безвальная

Безвальная коробка передач (SRG) состоит из нескольких пар шестерен (до пяти), которые находятся в постоянном зацеплении. Наименование «безвальная» означает, что шестерни не имеют общего вала, а каждая работает на своем. Передачи изменяются за счет соединения кулачковыми муфтами шестерен в определенной комбинации. Каждая следующая пара с шестернями количество комбинаций скоростей увеличивает в два раза. Соответственно, четыре пары шестерен дают восемь скоростей, а не четыре. Как в обыкновенных коробках. Для заднего хода используется дополнительная пара, соответственно, и реверс имеет много скоростей.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Безвальная коробка передач полугусеничного тягача Sd.Kfz.10

Для управления безвальной коробкой передач требуется два рычага (смотрите пример на фото выше). Один отвечает за выбор передачи, другой – за направление движения (вперед, назад, нейтраль), есть варианты полуавтоматического включения. Безвальная КПП используется редко, устанавливалась на некоторых типах немецких танков и старых тракторах, в легковых автомобилях не встречается.

Несинхронизированная

Несинхронизированная коробка передач относится к первым разработкам, самая простая и самая неудобная. Не имеет синхронизаторов, соответственно скорости вращения шестерней автоматически не выравниваются – делать это приходится водителю самостоятельно. При переключении с низшей передачи на высшую надо выжать сцепление и выключить передачу, затем включить сцепление и таким образом выровнять скорости вращения шестерен. Включение высшей передачи выполняется после повторного выключения сцепления.

Еще сложнее переключаться с высшей передачи на низшую. После перехода на нейтральную необходимо резко увеличить обороты двигателя (сделать так называемую «перегазовку), опять выжать сцепление и только после этого можно переходить на низшую передачу. Но даже такие манипуляции без серьезного практического опыта и «чувства автомобиля» не гарантируют плавное зацепление шестерней. Скорости включаются со скрежетом, что становится причиной их быстрого износа. В настоящее время этот тип КПП не используется.

Плюсы несинхронизированной КПП:

Минусы несинхронизированной КПП:

Как запомнить отличия коробок передач

Большое количество типов коробок передач и их различные названия могут ввести в заблуждение даже технарей. Как не запутаться? Конструкторы рассматривают все эти устройства как редуктор. Задачи редуктора – изменять количество оборотов вала от привода на входе и на выходе. Меняются обороты – автоматически меняется усилие вращения. Все согласно законам физики: работа = усилие × на путь. Чем меньше оборотов (меньше путь), тем больше усилие на выходном (вторичном) валу при одинаковом значении работы.

Редукторы (КПП) бывают двух типов: шестеренчатые и вариаторные. Соответственно, все типы коробок передач по большому счету можно разбить на две эти категории. Далее названия менялись с учетом совершенствования механизмов. Вместо одного главного сцепления появились два на первичных валах (преселективная), затем каждая шестерня получила свое сцепление и могла включаться отдельно (автоматическая). Вместо дискового сцепления появилось гидравлическое (гидротрансформатор), такие коробки начали называться гидромеханическими. Вместо прямых зубьев шестерен (секвентальная) начали использовать косые. Если ранее шестерни размещались на общих валах (первичный, промежуточный, вторичный), то был разработан вариант размещения каждой шестерни отдельно (безвальная). Вал (ось) у шестерен есть, но общего нет, что позволило изменить принцип изменения угловых скоростей.

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Приводы переключателей скоростей бывают двух видов: механические и гидравлические. Но они не влияют на параметры самой коробки передач, как редуктора. Каждое усовершенствование улучшало эксплуатационные характеристики КПП, но одновременно агрегат становился сложнее в ремонте и обслуживании, и дороже. Согласно аксиоме проектирования любых механизмов – чем больше в нем деталей, тем выше вероятность, что какая-нибудь из них выйдет из строя. Итог – в целом надежность коробок переключения передач уменьшается.

Соответственно, по приведенной выше классификации одну и ту же коробку передач можно одновременно относить к нескольким категориям. К примеру, механическая ступенчатая, вально-шестеренчатая, секвентальная, безвальная, несинхронизированная ­– все относятся к типу шестеренчатых ступенчатых коробок с ручным способом переключения передач (механика). Сюда же следует отнести и гидромеханическую. Только у нее, в отличие от вышеперечисленных, крутящий момент от двигателя передается не дисковым сцеплением, а гидротрансформатором (гидромуфтой). Но тип муфты, строго говоря, отношения к КПП не имеет и с инженерной точки зрения не влияет, из чего состоит коробка.

Page load link

Go to Top

«Коробка передач Камаз в разрезе»

ЧТО ЛУЧШЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Узнать цену
Работаем без НДС по УСН

Узнать о скидках

Информация о товаре носит справочный характер и не является техническим заданием, спецификацией и публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ.

Убедительная просьба — перед заказом согласовать с менеджером размеры, комплектацию, цену и важные для Вас характеристики учебного оборудования.

Описание товара

Учебное оборудование представляет собой коробку передач автомобиля КамАЗ в разрезе закрепленную на жесткой металлической подставке (раме).

Стенд является учебным и предназначен для наглядной демонстрации коробки передач, а также для формирования у учащихся автошкол и других учебных заведений знаний об устройстве МКПП транспортных средств категории «C».

Комплект поставки

Производитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию стендов (учебного оборудования), что может привести к изменению технических характеристик оборудования, его стандартной комплектации, дополнительных принадлежностей и внешнего вида.
Несовпадение внешнего вида и комплектности реального товара с изображением и описанием на сайте не является показателем ненадлежащего качества товара.
Рекомендуем проконсультироваться с нашими специалистами по вопросам подбора учебных стендов и оборудования и его комплектации.
Не является публичной офертой
Стенды выполнены согласно ТУ 32.99.53–001–09519063–2019 и имеют соответствующий сертификат производителя ГОСТ Р на данный вид продукции и сертификат качества ИСО 9001-2015.

Звоните: 8 800 250-36-31Для России бесплатный

Приветствуем вас в ЭнергияЛаб

Мы очень рады, что вы зашли к нам!

Посмотрите, что говорят об ЭнергияЛаб те, кто покупал у нас! Узнайте, в каких сферах применяют оборудование наши клиенты, и как они оценивают его эффективность.

Пишите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы или пожелания.

Решаем давний спор удобства и целесообразности выбора трансмиссии в автомобиле

С механической коробкой передач (МКПП) управление более чуткое. Механика экономичней автомата расходует топливо.Автоматическая коробка передач (АКПП) удобней, переключает передачи не теряя мощности (технология двойного сцепления).

Первая причина выбрать механическую коробку передач, а не автоматическую

Автомобиль с механической коробкой переключения передач дешевле чем автомобиль с АКПП.«Низкая цена – основная причина покупки автомобиля на механике», говорит Александр Клишин, президент сети Automall, сервиса по покупке автомобилей. Александр проводит семинары, на которых учит азам выбора автомобиля. Ученики, после семинара, должны приехать в автосалон четко понимая, какой автомобиль ищут, не покупаясь на маркетинговые уловки.

Ремонт

Ремонтировать механическую коробку передач дешевле, чем автомат. С полной заменой коробки работает то же правило. Восстановление автоматической коробки переключения передач может стоить от 65 000 до 180 000 ₽. Ремонт МКПП обходится примерно от 5 500 до 30 000 ₽. Как правило, достаточно поменять сцепление на новое. То, как часто придется менять сцепление, зависит от стиля вождения, но в среднем одно сцепление служит до 160 000 км и более.

АКПП в разрезе

Расход топлива

Если сравнивать расход топлива двух разных трансмиссий в Chevrolet Cruze Eco модели 2013 года, механическая коробка передач экономит более полулитра топлива на 100 км пути, по сравнению с автоматической коробкой. В моделях Chevrolet Spark, Toyota Yaris, Dodge Dart та же картина, на механике эти модели экономичней, чем на автомате.

Dodge Dart на механике

Но, несмотря на явную победу «механики» в области экономии топлива, удержаться на пьедестале почета придется недолго. Новые АКПП экономичней, за счет улучшенной логики переключения передач. Scion FR-S и Subaru BRZ этому яркий пример: благодаря многообразию передаточных чисел, автоматическая трансмиссия лучше расходует топливо, чем механическая – 8,4 литра на 100 км пути и 9,4 литра на 100 км пути соответственно. Подробней об экономичных коробках передач можно почитать в статье про вариатор (CVT).

Дополнительные преимущества

Машины с МКПП меньше угоняют. «Изучив данные страховых компаний за 2012 год, связанные с угоном автомобилей, только 14 % угнанных машин были с механической коробкой», говорит Александр.

Водители «старой школы» ценят машины на МКПП за чуткость управления скоростями. При обгоне, включив пониженную передачу на МКПП, водитель быстрее преодолеет опасный участок по встречной полосе, так как принудительно увеличит тяговое усилие машины. В автомобилях с автоматом ту же функцию заменяет кнопка под педалью газа «kickdown». Нажав на kickdown, водитель повысит обороты двигателя, ускорив автомобиль.

Недостатки механической коробки переключения передач

Не все умеют управлять автомобилем с МКПП. Для управления машиной с МКПП в автошколе проходят дополнительное обучение, а потом сдают экзамены на машине с механикой. Если отучиться на машине с автоматом, в водительских правах поставят отметку «АТ», после чего управление машиной на механике будет для водителя под запретом.Если за рулем автомобиля будет ездить жена, не умеющая управлять машиной на механике, лучше взять модель с АКПП.Зачастую механическая коробка передач идет в простых комплектациях. Если покупатель хочет двигатель объемом побольше, салон покомфортней, дилер предлагает модели на АКПП. Например, в 2014 Mazda 6 комплектация с электроприводом сидений, 5,8-дюймовым сенсорным экраном, кожаным салоном, би-ксеноновыми фарами идет только в паре с 5-ступенчатым автоматом. 6-ступенчатая механика продается в комплектациях без этих опций.Продавая машину на вторичном рынке, механика может быть причиной торга, ввиду низкой популярности у покупателей.

Итоги

Мнение Zap-online.ru, если берете машину от 2011 года, можно брать на автомате. Разница по расходу и возможностям, не существенная.Если решили сэкономить и машина выпущена до 2011 года, берите механику, она надежней и выигрывает у автомата по преимуществам.

Видео ролик с особым мнением

Механическая коробка передач — это важный компонент автомобиля, который отвечает за передачу мощности от двигателя к колесам. Она состоит из сцепления, системы передач и подшипников. Механическая коробка передач позволяет выбрать оптимальную скорость и обеспечивает плавную передачу мощности на колеса. решил разобраться в устройстве механической коробки передач, ключевых особенностях ее обслуживания и эксплуатации, а также в неисправностях, с которыми может столкнуться автолюбитель.

Устройство механической коробки передач

Механическая КП конструктивно состоит из картера, валов с шестернями, механизма переключения передач, синхронизаторов и рычага. Типы валов: первичный, вторичный, промежуточный и дополнительный (в трехвальных КП). Связь первичного вала с коленвалом мотора осуществляется через комплект сцепления – пару дисков, маховик и выжимной подшипник.

Механическая коробка передач относится к т.н. ступенчатым коробкам – крутящий момент в ней меняется по ступеням (передачам). Для изменения ступени необходимо взаимодействие пары шестерен. Благодаря такому взаимодействию на ступенях изменяется передаточное число, т.е. обеспечивается изменение угловой скорости и крутящего числа.

Передаточное число – это отношение числа зубьев, находящихся на ведомой шестерне, к числу зубьев на шестерне ведущей. Если передаточное число будет больше единицы, передача является повышающей, а вот если меньше – то понижающей. В случае коробки передач чем больше передаточное число, тем ниже ступень. Если ступень является высшей, то передаточное число будет для данного агрегата. Сегодня наибольшее распространение имеют такие коробки передач:

Существует и агрегаты с меньшим или большим числом ступеней, однако их распространенность невелика. Другое дело – конструкции. Выделяют двух- и трехвальные коробки передач. Двухвальными МКПП оснащают переднеприводный легковой транспорт, тем временем как трехвальными – . К этому мы еще вернемся, а пока предлагаем в подробностях изучить устройство механической коробки передач.

Основные элементы агрегата

Как уже было сказано, механическая коробка передач преобразует крутящий момент. Этот момент передается к колесам. В том, чтобы снимать момент с коленчатого вала и сразу подавать его к колесам нет смысла – скорость вращения вала слишком велика. Для того чтобы автомобиль мог нормально двигаться как на низких, так и на высоких скоростях, нужен агрегат трансмиссии, который возьмет на себя задачу преобразования крутящего момента. В случае механической коробки передач изменение момента происходит наиболее простым способом – посредством взаимодействия шестерен разных конфигураций. К основным элементам такого агрегата относят:

Разберем каждый из элементов подробнее. Картер включает в себя основные элементы трансмиссии. Он имеет связь с картером сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. В силу того, что сцепленные шестерни испытывают значительные нагрузки, их необходимо смазывать – это предотвращает сухое трение и позволяет отвести излишки теплоты. Картер частично заполнен трансмиссионным маслом, которое и выступает в роли смазочного материала. Валы механической коробки передач фиксируются подшипниками, которые установлены в картере. Здесь же находятся шестерни с различным числом зубьев. В тандеме с ними работают синхронизаторы, которые позволяют плавно, быстро и без риска возникновения ударов включать передачу. Это становится возможным благодаря уравниванию скоростей вращающихся шестерен.

Крайне важным является механизм переключения. Именно он меняет передачи, однако управление осуществляется водителем при помощи рычага переключения скоростей, находящемся в салоне автомобиля. Замковое устройство предотвращает одновременное включение сразу двух передач, тем временем как блокировочное устройства не дает передачам выключаться самопроизвольно.

Подробнее о трехвальной коробке передач

Теперь вернемся к вопросу числа валов, который мы затронули в одном из разделов выше. МКПП бывают двух- и трехвальными. Для начала разберем трехвальную «механику», а затем вернемся к двухвальной. К основным элементам агрегата отнесем:

Ведущий вал трехвальной МКПП имеет шлицы, обеспечивающие соединение с ведомым диском сцепления. Крутящий момент, получаемый от ведущего вала, передается через соответствие шестерни, которые сцепляются с ним.

Промежуточный вал всегда располагается параллельно ведущему валу. На нем расположен блок шестерен, одна из которых и должно быть сцеплена с параллельно расположенной шестерней ведущего вала. Что касается ведомого вала, то он находится на одной оси в ведущим. Это возможно благодаря использованию торцевого подшипника на ведущем валу, в который также входит . При этом блок шестерен последнего не имеет жесткого крепления и может вращаться свободно. При этом шестерни промежуточного и ведомого вала, так же как и шестерни ведущего, находятся в постоянном зацеплении.

Читатель наверняка догадался, что между шестернями ведомого вала устанавливаются синхронизаторы, иначе называемые . Их работы основана на выравнивании угловых скоростей шестерен за счет сил трений. Синхронизаторы закреплены на ведомом валу, однако они могут двигаться по вдоль вала благодаря шлицевому соединению. В современных агрегатах синхронизатором оснащена каждая из передач.

В трехвальной коробке передач механизм подключения находится прямо в корпусе агрегата. Он представляет собой совокупность рычага управления и т.н. ползунов с вилками. В тандеме с этим механизмом работает и устройство блокировки. Управляется все механизмы дистанционно, т.е. посредством манипуляций с рычагом переключения передач, который выведен в салон автомобиля.

Подробнее о двухвальной коробке передач

В перечне элементов, входящих в коробку передач в разделе «Основные элементы агрегата», мы перечислили аж три вала, однако в двухвальной МКПП, как можно понять из ее названия, валов должно быть два. Все очень просто: здесь нет дополнительного промежуточного вала, так что пара валов с шестернями «работают» друг с другом напрямую. Главные элементы подобной коробки передач это:

В картере агрегата также находится главная передача и дифференциал. О некоторых особенностях последнего мы писали в – рекомендуем ознакомиться с ним, если вы хотите понять, как в принципе работает этот механизм.

Понятие «двухвальная МКПП» описывает агрегат, который использует только и . Реально число валов может быть большим чем два, однако речь всегда именно о валах двух типов. Например, ведомых может быть два или три, однако агрегат от этого не перестает быть двухвальным – промежуточный вал (), выполняющий определенную задачу, в коробке передач все равно не появляется. Увеличения число ведомых валов призвано уменьшить линейные размеры агрегата и увеличить число передач.

Ведущий вал двухвальной МКПП обеспечивает соединение агрегата с автомобильным сцеплением. На нем же жестко закреплен блок шестерен. Параллельно нему располагается ведомый вал с другим блоком шестерен – пары шестерен валов сцепляются, однако вращение шестерен ведомого вала является свободным. Здесь же находится шестерня главной передачи. Между шестернями также располагаются муфты синхронизаторов, которые обеспечивают плавное включение передач. Механизм переключения скоростей в таких коробках передач является дистанционным, т.е. основные элементы такого механизма расположены вне самой коробки передач. Связь с агрегатом реализована с помощью тросов или тяг. Чаще всего встречается тросовое соединение. Сам механизм включает в себя рычаг управления, рычаги выбора и включения, центральный шток, вилки и систему тросов.

Все автолюбители знают, что механические коробки передач крайне надежным. Им лишь незначительно уступают автоматы, о которых мы рассказывали в данном материале. Важно понимать, что основной агрегат трансмиссии в принципе является одним из агрегатов автомобиля. Поломка отдельных его элементов – дело отнюдь не редкое. Вот наиболее характерные неисправности:

Здесь все довольно сложно. Так как коробка передач состоит из множества элементов, неисправность может быть вызвана износом одного из них или сразу несколькими. Разберем некоторые варианты:

Говорить о наиболее часто встречающихся неисправностях и их причинах сложно – в коробке передач может поломаться один элемент, что становится причиной повышенного износа смежного элемента. Таким образом эксплуатация неисправной коробки передач всегда выливается в продолжительный ремонт, который тем сильнее ударит по кошельку автолюбителя, чем дольше проблемы будут игнорироваться. Общие советы: следите за состоянием , и соблюдайте регламенты замены автохимии и запчастей.

Подробнее об эксплуатации и обслуживании

Значительная часть неисправностей МКПП может быть вызвана и игнорированием правил обслуживания агрегата. К примеру, поломки шестерен, валов, подшипников, а также шлицевых соединений, муфт синхронизаторов могут быть вызваны:

Избежать поломок достаточно просто, хотя и стоит учитывать, что периодически они все равно будут случаться – с элементов коробки передач никто не отменял. К примеру, рано или поздно геометрия шестерен будет сильно изменена, что скажется на работе всего агрегата. Процесс является необратимым. Грамотному автолюбителю стоит помнить о том, что:

Механические коробки передач являются лидерами по максимальному сроку службами в сравнении с другими видами агрегатов трансмиссии. Более того, они являются абсолютными лидерами по пробегу от ремонта до ремонта. Само обслуживание коробки и покупка деталей обходится – автолюбители лишь важно обращать внимание на квалификацию и профессионализм ремонтников, которые будут заниматься обслуживанием, а также на качество приобретаемых комплектующих для ремонта.

Последний момент, на котором стоит заострить внимание: выбор и заливка трансмиссионного масла. В подавляющее большинство механических коробок передач заливают масла классов API GL-1 и GL-4. В случае, если автомобиль является грузовым, то подойдет API GL-2 и GL-3. Если трансмиссионный узел имеет большую загруженность, подойдет API GL-5. Отдавать предпочтение стоит маслам от известных производителей. Также сверяйтесь с рекомендациями от автоконцерна и регламентом замены смазочного материала. Стоит внимательно изучить мануал к вашему авто и уже после подбирать трансмиссионное масла. Вместе с заменой масла в коробке передач стоит также заменить и масло в редукторном узле. Помните: в МКПП и АКПП заливают разные масла и они не являются взаимозаменяемыми.

Механическая коробка передач является абсолютным рекордсменом по живучести, надежности и эксплуатационному ресурсу среди всех остальных коробок передач. Фактически, в ней нужно менять лишь масло, уплотнители и узлы сцепления, тем временем как в, например, вариаторах нужно регулярно менять ремень. Однако пользоваться МКПП не так удобно, как другими коробками передач. За повышенный ресурс приходится платить комфортом и стоит ли оно того – решать самому водителю.

//www.youtube.com/embed/oEnE4d_qoa0 — Прошу прощения, но я не могу выполнить этот запрос.

Отображение единственного товара

Нет времени разбираться в деталях?

Оставьте заявку, мы проконсультируем и сделаем лучшее предложение!

Механическая коробка передач в разрезе

Хотя механическая коробка передач (далее МКПП)  уже не является наиболее распространенным типом КПП из применяемых на автомобилях сегодня, однако она все еще остается достаточно востребованной благодаря своей надежности, простоте конструкции и ремонтопригодности.

МКПП получила свое название от “ручного” (или механического) способа переключения передач.

Трансмиссия относится к ступенчатым коробкам, в которых крутящий момент изменяется ступенями (передачами).

МКПП в разрезе

КПП в разрезе позволяют учащимся понять:

Коробка передач механика в разрезе

Самые распространённые стенды “Коробка передач ВАЗ в разрезе” для обучения представлены на территории России, т.к. это простая и несложная в усвоении учебного материала КПП.

Компания “ЭнергияЛаб”  может предоставить следующие стенды:

Изучение КПП в разрезе

Конструктивно коробка передач состоит из следующих элементов:

Суть функционирования МКПП состоит в создании соединений между первичным и вторичным валом путем варьирования шестерней с различным количеством зубьев, что адаптирует трансмиссию под постоянно меняющиеся обстоятельства передвижения транспортного средства.

Принцип работы МКПП

Коробка передач обеспечивает необходимые режимы работы двигателя путем изменения количества оборотов, изменяя передаваемое усилие на ведущие колеса. Соответственно, при уменьшении количества оборотов снижается передаваемое усилие, а при увеличении – увеличивается. Это необходимо при удержании требуемого режима работы двигателя в начале движения, снижении скорости или при разгоне.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *