Тормозные механизмы передних колес Шевроле-Нивы дисковые, задних – барабанные. Система привода тормозов – гидравлическая, двухконтурная, с вакуумным усилителем, регулятором давления и датчиком контроля уровня жидкости.
Один из контуров связан с рабочими цилиндрами передних и задних колес, другой контур – только с рабочими цилиндрами передних колес. При исправной системе работают оба контура. В случае отказа (разгерметизации) одного из контуров, второй продолжает обеспечивать торможение автомобиля, но с меньшей эффективностью.
Жидкость, заполняющая тормозную систему, выполняет главную функцию – передает по трубопроводам и шлангам усилие нажатия педали тормоза к рабочим цилиндрам, прижимающим колодки к барабанам или дискам, из-за чего и происходит снижение скорости и остановка автомобиля.
Безопасность вождения автомобиля Шевроле Нива на прямую зависит от состояния тормозной системы. Потеря возможности остановить машину значительно увеличивает риск попадания в аварийную ситуацию.
На работоспособность контура непосредственное влияние оказывает тормозная жидкость. Она должна соответствовать всем требованиям производителя. При этом важно соблюдать периодичность ее замены и не допускать снижения ее уровня ниже допустимого.
Производитель рекомендует заливать исключительно тормозную жидкость DOT 4. В экстренных случаях допускается применение DOT 3 и DOT 5.1. При этом не должно быть смешивание между разными типами жидкости.
По поводу бренда производителя тормозной жидкости жесткой привязки нет. Расходник может быть как отечественного, так зарубежного изготовления. При этом главным критерием остается принадлежность продукции к типу DOT 4. В таблице ниже представлены хорошие производители тормозухи.
Таблица — Хорошие тормозные жидкости для Шевроле Нива
Заменяйте тормозную жидкость в гидроприводе тормозов раз в два года независимо от пробега автомобиля.
Перед заменой тормозной жидкости проверьте герметичность гидропривода и устраните неисправности.
Вам потребуются: ключ «на 8», тормозная жидкость, резиновый или прозрачный шланг, прозрачный сосуд.
Замену тормозной жидкости рекомендуется проводить с помощником, установив предварительно автомобиль на смотровую канаву, эстакаду или подъемник.
Применяйте только те тормозные жидкости, которые рекомендует завод-изготовитель.
Очередность замены жидкости в тормозных механизмах:
– задний правый;
– передний левый;
– задний левый;
– передний правый.
Не используйте слитую из системы жидкость повторно: она загрязнена, насыщена воздухом и влагой. Всегда доливайте в систему только новую жидкость той марки, которая была залита прежде. Тормозная жидкость гигроскопична (впитывает влагу из окружающего воздуха), поэтому ее нельзя хранить в открытой таре.
1. Отверните крышку бачка гидропривода с поплавком датчика уровня.
2. Долейте в бачок чистую тормозную жидкость до нижней кромки наливной горловины.
3. Снимите передние колеса.
6. Если вы работаете на подъемнике (задние колеса вывешены), предварительно разблокируйте регулятор давления задних тормозных механизмов, вставив отвертку между кронштейном 1 и винтом 2.
7. Наденьте резиновый шланг на клапан выпуска воздуха правого заднего тормозного механизма и погрузите конец шланга в чистый прозрачный сосуд.
8. Помощник должен резко нажать на педаль тормоза 4–5 раз (с интервалом между нажатиями 1–2 с), после чего удерживать педаль нажатой.
9. Отверните на 1/2–3/4 оборота клапан выпуска воздуха. Из шланга начнет вытекать старая (грязная)
тормозная жидкость. При этом педаль тормоза должна плавно дойти до упора. Как только жидкость перестанет вытекать, заверните клапан выпуска воздуха.
Постоянно следите за уровнем жидкости в бачке, не допуская ее снижения до нижнего края кронштейна крепления бачка, и при необходимости доливайте новую тормозную жидкость, чтобы не допустить попадания воздуха в гидропривод. Этим вы обеспечите постепенное вытеснение старой жидкости новой без осушения гидросистемы.
При замене тормозной жидкости в тормозных механизмах передних колес используйте оба клапана: как верхний, так и нижний.
12. Повторяйте операции 8–11 до полной замены жидкости в приводе (из шланга должна выходить чистая жидкость без пузырьков воздуха).
13. После замены тормозной жидкости обязательно наденьте защитные колпачки на клапаны выпуска воздуха.
14. Долейте тормозную жидкость до уровня между метками «MIN» и «MAX» на стенке бачка. Заверните крышку бачка.
15. Проверьте качество выполненной работы: нажмите несколько раз на педаль тормоза, при этом ход педали и усилие на ней должны быть одинаковыми при каждом нажатии. Если это не так, проведите прокачку гидропривода тормозной системы.
16. Проверьте работу датчика недостаточного уровня тормозной жидкости, установленного в крышке бачка. Для этого включите зажигание и нажмите на кнопку на крышке бачка – должна загореться контрольная лампа в комбинации приборов.
Замена тормозной жидкости.
Хоть тормоза и не досаждают, но решил заменить жидкость в тормозной системе. Машина 2009 года, пробег около 97т.км. По сервисной книжке положено менять через 3 года, слегка припозднился. Менять решил без помощника. Есть несколько способов, остановился на использовании воздуха под давлением, подаваемым в тормозной бачок. Многие используют крышку бачка сцепления с вставленным вентилем от б/к шины. Или крышка хреновая попалась, или уплотнительное кольцо, до конца не закручивается, воздух сифонит со свистом. Искать новую не стал, так как завалялась крышка от Калины, которая не подходит на Шевика из за длины поплавка.
немного работы ножом и напильником, вентиль вживлен в корпус крышки.
Заранее прикупил тормозную жидкость, три банки по 455гр.
Примеряем сей колхоз к бачку. Все красиво.
Подключаем шланг к вентилю бачка, второй конец подсоединяем к колесу, в котором предварительно сбросил давление до 1 атм. Многие пишут, что и при 2атм. ничего не будет, не знаю, что то нет желания испытывать прочность бачка. Одной атмосферы хватило на весь процесс замены. Выкачиваем шприцем из бачка старую тж, доливаем новую, закручиваем крышку, подключаем шланг от колеса и топаем к штуцеру, цепляем шланг слива с банкой, приоткрываем штуцер, наблюдаем процесс и уровень тж в банке. При достижении необходимого уровня(или появлении чистой жижи) закрываем штуцер, и отключив шланг от колеса, доливаем тж в бачок.
Единственное, что сделал заранее (с вечера), это побрызгал все штуцера WD-40. Все открутились без проблем, головкой на 8.
Порядок прокачки следующий: заднее правое-переднее левое(низ-верх), заднее левое-переднее правое (низ-верх). Для удобства снимал колеса по диагонали, из ямы не совсем удобно, особенно на передних суппортах. Шланг магазинский от системы омывайки полная лажа, дубовый, на втором штуцере начинает коробится и пока не обрежешь кончик, герметичности нет. Лучше найти силиконовый. На баночке для отработки нанес метку, по объему тормозного бачка, что бы лишний раз не бегать к капоту и не смотреть уровень тж. После заливки очередной порции в бачок, давал отстоятся пару минут, что бы воздух вышел из жидкости. На все ушло около литра тормозухи. Сам процесс замены происходит быстро, больше время уходит на снятие-установку колес.
Слилась не такая уж и грязная жидкость, как многие здесь демонстрируют, немного темнее свежей.
Ремонт автомобилей Нива Шевролет
Очистите от грязи клапаны выпуска воздуха и снимите защитные колпачки клапанов рабочих цилиндров передних и задних тормозных механизмов.
Помощник должен резко нажать на педаль тормоза 4-5 раз (с интервалом между нажатиями 1-2 с), после чего удерживать педаль нажатой.
Отверните на 12-34 оборота клапан выпуска воздуха. Из шланга начнет вытекать тормозная жидкость.
Таким же способом замените тормозную жидкость в левом переднем тормозном механизме а затем во втором контуре (сначала в левом заднем тормозном механизме, затем в правом переднем). Нажмите несколько раз на педаль тормоза.
При этом ход и сопротивление педали должны быть постоянными при каждом нажатии. Если эти условия не выполняются, значит, в тормозную систему попал воздух и ее необходимо прокачать.
Повторяйте операции 8-11 до полной замены жидкости в приводе (из шланга должна выходить чистая жидкость без пузырьков воздуха).
Долейте тормозную жидкость до уровня между метками «MIN» и «МАХ» на стенке бачка. Заверните крышку бачка.
Проверьте работу датчика недостаточного уровня тормозной жидкости, установленного в крышке бачка. Для этого включите зажигание и нажмите на кнопку на крышке бачка — должна загореться контрольная лампа в комбинации приборов.
Тормозная жидкость на Chevrolet Niva
Согласно официальному техническому регламенту замена тормозной жидкости на Шевроле Нива требуется каждые 45 тыс. км. При этом важно поменять весь объем жижи, а не сколько получится откачать из бачка. В тяжелых условиях эксплуатации рекомендуется сократить интервал относительно официального до 30-35 тыс. км. При этом существуют причины, по которым замена тормозной жидкости может потребоваться раньше. Внештатная заливка тормозухи выполняется в нижеперечисленных случаях:
- в процессе эксплуатации периодически возникает закипание жидкости в контуре;
- нет точной информации о пробеге, при котором выполнялась замена ТЖ;
- тормозной контур напротяжении длительного времени был завоздушненый;
- в бачке наблюдается налет на стенках;
- от ТЖ исходит запах горелого;
- бачок имеет механическое повреждение;
- жидкость существенное уходит из контура, что сопровождается его завоздушиванием;
- в ТЖ попала вода или другая техническая жидкость;
- существенная смена цвета тормозной жидкостью.
Несоблюдение рекомендаций по интервалам замены тормозной жидкости может привести к нижеперечисленным негативным последствиям:
- отказ тормозов в результате закипания ТЖ из-за экстренной или интенсивной остановки Шевроле Нива;
- ощутимая зависимость тормозов от температуры окружающей среды;
- возникновение очагов коррозии на металлических элементах с которыми контактирует ТЖ;
- заклинивание тормозных поршней, приводящее к неравномерной остановки транспортного средства.
Правила заливки тормозной жидкости
Свежая и старая ТЖ весьма токсичны и загрязняют окружающую среду. с которой контактируют. Поэтому при замене тормозной жидкости своими руками запрещается сливать ее в речку или на землю. Также нежелательно выливать жижу в унитаз. Правильная утилизация тормозухи производится путем ее сдачи в специальные пункты приема ядовитых и токсичных отходов.
При работе с тормозной жидкостью может потребоваться ветошь. Она не должна оставлять ворс. Категорически запрещено использовать тряпки, которые раннее контактировали с моторным или трансмиссионным маслом. Попадание даже незначительного количества смазки в контур существенно снижает эффективность тормозов.
Тормозная жидкость обладает сильной гигроскопичностью. Поэтому она должна хранится исключительно в закрытой таре. Даже непродолжительный контакт с окружающей средой ведет к впитыванию влаги с воздуха. В результате значительно снижается порог закипания ТЖ.
Если в процессе работ с тормозным контуром довелось слить некоторое количество тормозухи, то повторное ее использование запрещено.Данное правило актуально даже если пробег на слитой жижи минимален. Для доливки можно использовать исключительно свежую жидкость из герметично закрытой упаковки.
Требуемые инструменты
Для того чтобы поменять тормозуху на Шевроле Нива необходимы инструменты из таблицы ниже.
Таблица — Перечень инструментов, требуемых для замены тормозной жидкости
Для проведения работ необходим доступ со стороны днища. Поэтому потребуется смотровая яма или эстакада. Выполнять замену ТЖ удобней с напарником, но существуют способы произвести мероприятие в одиночку.
Замена тормозной жидкости на Шевроле Нива
Для замены тормозной жидкости на автомобиле Шевроле Нива рекомендуется воспользоваться пошаговой инструкцией, которая представлена ниже.
Химический состав и свойства ТЖ
Применяемая в автомобилях «Шевроле-Нива» тормозная жидкость соответствует стандарту DOT4 и почти на 98% состоит из полигликоля. Оставшиеся проценты составляют присадки, улучшающие характеристики основы и выполняющие ряд ценных функций: защита металлических деталей от коррозии, и уменьшение окисления ТЖ под воздействием высоких температур.
Все виды жидкостей характеризуются двумя параметрам – кинематической вязкостью и температурой кипения.
Первый отвечает за способность жидкости циркулировать в магистралях при эксплуатационных температурах от -40 до +100 градусов.
Второй – за предотвращение паровых пробок, которые возникают при кипении ТЗ и неизбежно приводят к отказу тормозов.
Различают две тепловых характеристики ТЖ – температура кипения без примесей воды («сухая» ТЖ) и температура кипения при содержании до 3.5% воды («увлажненная» ТЖ).
Все тормозные жидкости на основе полигликоля очень гигроскопичны, т.е. склонны к поглощению влаги из окружающей среды.
Необходимость замены ТЖ
Независимо от того, стоит ли автомобиль в гараже или круглосуточно эксплуатируется, залитая в его системы «тормозуха» постоянно впитывает влагу (вспомните «дыхательное» отверстие в крышке бачка!).
За какое-то время содержание воды в полигликоле повысится выше допустимого, соответственно, катастрофически упадут вязкостные и температурные свойства ТЖ.
Используемая в Шевроле-Ниве жидкость DOT4, по сравнению с DOT 3, более умеренно впитывает воду, имеет улучшенные температурные показатели:
Согласно стандарту FMVSS 116, указанные в таблице 150 градусов – предельная температура, до которой может нагреться, без кипения и образования паровых пробок, тормозная жидкость при экстренном торможении автомобиля со скорости 160 км/час до полной остановки.
Просьба запомнить. Что бы ни говорили коллеги о том, что со скоростью 160 они никогда в жизни не ездили и ездить не будут, им не стоит забывать, что с каждым днем воды в «тормозухе» все больше и больше, и однажды педаль может «встать колом» при минус 20, или летом, при затяжном спуске с горы, «провалиться» до пола. Со всеми печальными последствиями.
Периодичность замены жидкости
Изготовитель Шевроле-Нивы рекомендует полностью заменять тормозную жидкость каждые три года.
Эти рекомендации основываются на темпах гидратации ТЖ и утрате ей основных качеств в усредненных климатических условиях.
Что именно нужно заливать при замене
Для первой заливки на заводе используется тормозная жидкость DOT4, SAEJ 1703, FMSS 116, брендов РОСДОТ («Тосол-Синтез», г. Дзержинск) и КАПРОС-ДОТ («Сибур-Нефтехим», г. Дзержинск).
При желании, можно применять продукцию других брендов, если их маркировка совпадает с «оригиналом».
Категорически не рекомендуется использовать ТЖ других марок, например DOT3 или DOT5.
- DOT3, кроме низкой цены, других достоинств не имеет, хотя уплотнения и манжеты разъедает гораздо эффективнее.
- У DOT5 в основе силикон, и смешивать его с полигликолем – значит, гарантированно вывести тормозную систему Шнивы из строя.
Фото с сайта zr.ru
Самостоятельная замена жидкости в тормозной системе
Подготовка к работам по замене:
- Приобретите 1,0 л ТЖ необходимой марки. Вместимость тормозной системы нашего авто 0,5 литра, но поверьте, у вас останется совсем немного.
- Подготовьте инструмент – ключ «на 8» или, желательно, специальный накидной ключ с прорезью и болтиком для фиксации, тупую плоскую отвертку.
- Изготовьте из бесцветной пластиковой бутылки 0,35-0,5 л и резинового шланга длиной около 0,5 м и внутренним Ø6,5 мм сосуд для сбора «отработки».
- Установите автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Разгрузите задний мост и колеса, поддомкратив кузов с двух сторон.
- Найдите сообразительного помощника и проинструктируйте его. Помощник нужен обязательно, крутить штуцеры под машиной и одновременно давить на педаль не удавалось еще никому.
- Перед началом работ, утопите отверткой шток регулятора давления (для этого и разгружены задние колеса).
Процесс самостоятельной замены
- Очистите от грязи и снимите защитный колпачок со штуцера прокачки, ввернутого в тормозной цилиндр (вообще-то, правильное его название «клапан выпуска воздуха»).
- Оденьте на клапан шланг пластиковой бутылки.
- По вашей команде помощник 3-5 раз нажимает педаль тормоза и удерживает её. Нажимает резко, отпускает плавно, держит нажатой терпеливо и ждет команды «Отпускай!».
- Из шланга вытечет грязная «тормозуха». Затяните штуцер. Дайте команду «Отпускай».
- Оставьте шланг и ключ на штуцере. Загляните под капот и долейте в бачок свежую ТЖ.
- Вернитесь под машину, и повторите цикл прокачки и доливки, пока из шланга не начнет вытекать чистая, прозрачная ТЖ.
Будьте внимательны. Не допускайте падения уровня жидкости в бачке ниже «Min». Если система засосет воздух – все придется начинать сначала.
Предупредите помощника: По мере выхода старой «тормозухи», педаль под его ногой будет подаваться вперед(проваливаться).
Не забудьте вернуть на место защитные колпачки штуцеров прокачки!
Очередность прокачивания рабочих тормозных цилиндров
Работаем с учетом двух контуров системы по принципу «крест-накрест» и «первым – дальний от главного цилиндра»:
- Правое заднее колесо.
- Левое переднее колесо, верхний клапан.
- Левое заднее колесо.
- Правое переднее колесо, верхний клапан.
- Правое переднее колесо, нижний клапан.
- Левое переднее, нижний клапан.
Всё. Тормозная система заполнена свежей жидкостью. Но рано радоваться. Осталась еще
Прокачка системы гидропривода сцепления
Главный и рабочий цилиндры, соединительный трубопровод и бачок системы заполнены такой же тормозной жидкостью, выполняющей те же функции – передавать усилие педали на диафрагменную пружину, включая и выключая сцепление.
Фото с сайта drive2.ru
На Шевроле-Ниве гидропривод сцепления конструктивно схож с «классикой» ВАЗа, и, в принципе, в него можно залить и DOT3, но не будем отступать от требований завода.
Тем более, что в систему вмещается 0,153 л, а мы купили целый литр.
Порядок выполнения прокачки такой же:
- Снимаем защитный колпачок, настраиваем ключ и шланг «приемного сосуда».
- Помощник 2-3 раза нажимает педаль и удерживает её в нижнем положении.
- Отворачиваем штуцер, выпускаем грязную жидкость, заворачиваем штуцер.
- Доливаем жидкость в бачок.
Уже освоенные действия осложняются тем, что доступ к выпускному клапану (штуцеру) рабочего цилиндра сцепления достаточно затруднен.
При работах с тормозной жидкостью, помните:
- Попадание ТЖ на лакокрасочное покрытие, пластмассовые детали и проводку, может вызвать их повреждение. Немедленно удалите ее чистой ветошью.
- Тормозная жидкость ядовита. Храните её в закрытой заводской таре, вне доступа посторонних.
В некоторых весьма уважаемых источниках можно найти описание и других способов замены тормозной жидкости, по аналогии с применяемой на автозаводах технологией заправки новой системы под давлением.
К сожалению, среди коллег и работников действующих автосервисов пока не довелось встретить людей, реально выполнявших такие работы в одиночку.
Так что, будем испытывать глубокое удовлетворение от работы, выполненной традиционным способом.
- Установить машину над смотровой ямой или на эстакаду.
- Отвернуть крышку бачка с тормозной жидкостью.
Крышка бачка с поплавком
- Откачать старую жижу с помощью шприца.
- Залить свежую жидкость до максимального уровня.
Заливка свежей жидкости
- Работу по прокачке системы следует начинать с заднего правого колеса. Сперва требуется очистить штуцер от грязи.
- Снять защитный колпачек.
Снятие защитного колпачка
- Надеть на штуцер шланг, а его второй конец поместить в тару для слива.
- Ослабить затяжку штуцера.
Послабление затяжки штуцера
- Попросить напарника нажать на педаль тормоза до конца.
- При зажатой педали тормоза закрутить штуцер.
- Отпустить педаль.
- Повторно послабить штуцер и нажать на педаль. Повторить данное действие до тех пор, пока по трубке побежит свежая жидкость.
- Повторить аналогичное действие сперва для противоположного переднего колеса, потом для заднего и последнего оставшегося.
При самостоятельной замене рекомендуется выдавливать тормозную жидкость с контура с помощью подключенного через специальный переходник к бачку колеса.