Резинометаллические шарниры передней подвески имеют ресурс не более 80-100 тыс. км. В зависимости от условий эксплуатации срок жизни до замены сайлентблоков на Ниве 2121 и Урбан сокращается в разы.
Чтобы заменить сайлентблоки на «Нива Шевроле» достаточно элементарных слесарных навыков и стандартного набора инструментов. Вы узнаете как поменять шарниры своими руками, прочитав данную статью.
- Назначение и конструкция
- Какие лучше выбрать?
- Диагностика неисправности
- Замена
Нива Шевроле получила от своей старшей родственницы переднюю подвеску практически в полном комплекте, а раз так, то конструкции без малого 40 лет. Особых требований к элементам подвески потенциального внедорожника никто не предъявляет, главное — надёжность. За этих четыре десятка лет подвеска, действительно, показала себя вполне неплохо, если не считать качество расходников, шаровых опор и сайлентблоков. Замена сайлентблоков Нива Шевроле своими руками стоит сегодня у нас на повестке дня.
- Старые и новые сайлентблоки для Нива Шевроле После 2008 года Чем лучше полиуретановые сайлентблоки?
- После 2008 года
- Чем лучше полиуретановые сайлентблоки?
- Меняем сайлентблоки на Шевроле Нива своими руками
- Важное замечание
Снимаем рычаг в сборе с осью.
На болтах между осью рычага и поперечиной установлены шайбы для регулировки углов продольного наклона оси поворота и развала колеса.
Враспор между проушинами рычага вставляем оправку, изготовленную из подходящего отрезка толстостенной трубы (длиной 160 мм, внутренним диаметром 42 мм, шириной прорези 32 мм).
Упираем чашку съёмника в торец наружной втулки сайлент-блока.
Наворачивая болт съёмника на ось рычага, запрессовываем сайлентблок.
При отсутствии съёмника опираем торец проушины рычага на губки тисков.
Запрессовываем сайлент-блок инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы).
Устанавливаем рычаг в обратной последовательности.
Гайки оси верхнего рычага окончательно затягиваем в положении «автомобиль на колесах».
Замена нижних сайлентблоков
Помимо вывешивания автомобиля, снятия колеса, отсоединения от нижней шаровой опоры, демонтируйте амортизатор из нижнего крепления к чашке пружины.
Отсоедините обойму стабилизатора от тяги.
Опустив рычаг, выдерните пружину.
Зафиксировав ось рычага 19 мм ключом, отверните 24 мм гайку и снимите шайбу.
Аккуратно выколотите ось посредством металлического стержня.
Удалите упорные шайбы.
Выньте нижний рычаг, убирать чашку пружины не следует.
Используя съемник либо тяжелый молоток, выпресовать сайлентблок.
Замена сайлентблоков передних и задних рычагов на новые производится в аналогично процессу разборки. Для запрессовки используйте съемник или инструментальную головку.
Окончательную затяжку и регулировку проведите на машине, вставшей на колеса. По окончании процесса не забудьте посетить стенд для регулировки параметров «развала-схождения».
Назначение и конструкция
Резинометаллические шарниры (сайлентблоки) применяются для соединения деталей подвески автомобиля (рычагов, осей, реактивных тяг задней подвески). Они гасят колебания и ударные нагрузки, возникающие во время езды.
Детали изготавливаются в виде пары втулок с эластичной вставкой между ними.
В магазинах имеются сайлентблоки передних рычагов на Шеви Нива двух типов. Первый предназначен для моделей, выпущенных до 2008 года.
Далее конструкция верхних резинометаллических шарниров не изменилась, а у нижних передних выросли внутренний и внешний диаметры на 2 и 7 мм соответственно. Это позволило вдвое увеличить ресурс деталей.
Важно: верхние сайлентблоки нового и старого образца на «Шниву» взаимозаменяемы с нижними от «классики». При покупке нужно обращать внимание на диаметр нижних «нивовских» шарниров.
Замена сайлентблоков верхних рычагов на Ниве
Ниже приведено видео с подробной инструкцией по снятию и монтажу резинометаллических шарниров:
Важное замечание
И ещё одно важное замечание: после сборки подвески окончательная затяжка сайлентблоков должна проводиться только на стоящей на земле машине. Это аксиома и игнорированию не подлежит.
В противном случае сайлентблоки протянут не более тысячи километров. Кроме того, существует номинальное усилие затяжки гайки нижней оси. Для Нива Шевроле оно составляет . Это достаточно большое усилие и без длинного рычага правильно зажать гайку не получится. Удачной всем замены и по возможности ровных дорог!
Какие лучше выбрать?
Увеличенные нижние шарниры не подходят к рычагам и осям передней подвески автомобилей, выпущенных до 2008 года. Поэтому выбирать можно лишь тип вставки — классическая (резина) или новая (полиуретан).
Преимущества и недостатки полиуретановых сайлентблоков
Применение полиуретановых шарниров имеет следующие положительные моменты:
- полиуретан медленнее стирается;
- материал не рассыхается при нагреве;
- полимер не теряет свои свойства под воздействием моторного масла и другой агрессивной химии.
Однако полиуретановые сайлентблоки на «Шевроле Нива» имеют заметные недостатки:
- нагрузки на скручивание, возникающие в узле, быстро разрушают материал (чтобы это не происходило, в шарнирах нового образца применяется более толстый слой полиуретана);
- полиуретановые сайлентблоки стоят значительно дороже резиновых (до 5 раз);
- низкая морозоустойчивость — при морозе ниже -20 градусов материал становится твердым и часто рвется при скручивании.
Поэтому невозможно однозначно сказать какие шарниры лучше подойдут вашему авто. Все зависит от условий эксплуатации и конструкции крепления нижних передних рычагов.
Mitsubishi MB633820 на «Шниву»
Верхние сайлентблоки Mitsubishi заслуженно считаются одними из лучших полиуретановых шарниров.
Производитель с мировым именем сумел учесть физические особенности полимера и представил на рынок морозостойкие детали, поэтому MB633820 — лучший сайлентблок для тех, кто не жалеет средств на комфорт и безопасность передвижения.
Видео процесс монтажа сайлентблоков
Для выполнения работ вам понадобится гараж с ямой, а также стандартный набор инструментов.
Необходимые инструменты и материалы
Прежде всего, нужно запастись новыми сайлентблоками. Также рекомендуется купить болты и гайки крепления рычагов, чтобы не использовать старые.
Из материалов и инструмента понадобится:
- воротки на ½” и 1/4″;
- рожковые ключи и головки с 13 по 24;
- крепкий вороток и труба, чтобы увеличить момент кручения;
- домкрат бутылочного типа;
- съемник;
- зубило;
- молоток.
Порядок проведения замены
Работа выполняется последовательно для правых и левых передних рычагов в следующем порядке:
1. Поднять авто на домкрате и снять колесо. 2. Установить опору под нижний рычаг; 3. Поднять нижний рычаг домкратом или немного опустить автомобиль, чтобы нагрузить подвеску; 4. Отвернуть гайки болтов, которыми шаровый шарнир крепится к верхнему рычагу (3шт)
5. Отвернуть гайки болтов, которыми ось верхнего рычага крепится к кронштейну поперечины передней подвески
6. Снять рычаг, и обязательно нужно обратить внимание на регулировочные шайбы, установленные на болтах крепления оси, запомнить их расположение и количество;
7. Отвернуть гайки крепления оси верхнего рычага;
8. Далее снять с оси гайки и шайбы;
9. Выпрессовать старые сайлентблоки из проушин рычага с помощью специального съемника;
10. Запрессовать новые сайлент-блоки
Сборка узла выполняется в последовательности, обратной разборке.
Важно! Окончательно затягивать сайлентблоки нужно после того, как авто будет снято с домкрата.
Старые и новые сайлентблоки для Нива Шевроле
Верхний рычаг и сайлентблоки.
Резинометаллические шарнирные втулки (сайлентблоки) на всех Нивах до 2008 года имели отличную от современной конструкцию, причём конструкция и размеры изменились только для нижних передних.
Верхние остались взаимозаменяемыми с нижними сайлентблоками классических ВАЗов.
Разбитые сайлентблоки старой конструкции
Ресурс сайлентблоков старой конструкции составлял от двух до трёх лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации и климатических условий.
После 2008 года
После 2008 года нижние сайлентблоки получили другую конструкцию, что позволило увеличить их ресурс почти вдвое, но проблемы с качеством деталей разных производителей остались прежними.
На новых деталях диаметр внутренней втулки вырос на 2 мм, а внешний диаметр на 7 мм, что не могло не сказаться на ресурсе. Старые втулки неплохо получались у балаковского завода «Тадем» и димитровградские сайлентблоки, их паковали в фирменные ВАЗовские упаковки. У остальных производителей качество плавает.
Новые втулки на конвейер поставляет завод «». И о новых артикулах: верхние сайлентблоки, взаимозаменяемые со старыми, получили номер , новые нижние, усиленные — .
Чем лучше полиуретановые сайлентблоки?
Не так давно стали популярны полиуретановые втулки, демпферы и сайлентблоки. Вещь хорошая и полезная, но не стоит воспринимать полиуретан безоговорочно восторженно и дело вот в чём.
Полиуретан отлично отрабатывает, как демпферный материал на сжатие.
Классический обычный сайлентблок
К примеру, амортизаторные втулки из него получаются довольно долговечными. Но сайлентблок в основном работает на скручивание, а артикуляция подвески внедорожника подразумевает большие углы поворота рычагов. И с этим лучше справляются резиновые детали, на бездорожье они отрабатывают мягче и дольше.
А чем они хуже?
К тому же полиуретан боится высокой температуры, а на верхних рычагах с правой стороны условия как раз такие, что могут привести сайлентблоки из полиуретана в негодность за тысячу километров.
Полиуретановые сайлентблоки в верхнем рычаге
Делаем вывод: для города, асфальтовых дорог, возможно, установка полиуретана имеет смысл. Если же Нива Шевроле используется в основном на бездорожье, нужно однозначно отдавать предпочтение резиновым деталям.
Диагностика неисправности
Чтобы проверить состояние сайлентблоков реактивных тяг и передних рычагов, необходимо:
- поддомкратить автомобиль либо вывесить на подъемнике;
- произвести визуальный осмотр (вставка не должна иметь трещин и разрывов);
- покачать рычаги, чтобы убедиться в отсутствии люфта.
Видео возможная причина поломки
Нередки ситуации, когда сайлентблок, несмотря на усилия, не поддается. Кроме универсальной смазки WD-40 и керосина, поменять элемент помогут ножовка или горелка (паяльная лампа).
В первом случае постарайтесь, не задев рычаг, распилить резиновый элемент, после чего удалите фрагменты отверткой или другим подходящим инструментов. Во втором – нагревайте полимер до тех пор, пока он не выгорит, затем выбейте обойму кувалдочкой и отверткой.
Признаки неисправности сайлентблоков
Провести диагностику следует при следующих симптомах:
- потеря прямолинейности движения, «уход» автомобиля в сторону при постоянной скорости или торможении;
- самопроизвольное изменение углов установки колес, неравномерный износ резины;
- наличие гулких звуков, дребезжания при отработке неровностей;
- появление трещин, задиров, разрывов на резиновых и металлических элементах конструкции.
Отсутствие своевременного внимания к проблеме приводит к повреждению смежных деталей подвески, ухудшению управляемости и безопасности вождения.
Открутите болты колесных дисков, снимите колесо, предварительно установив надежную опору.
Так, выглядит запчасть, не пригодная к дальнейшей эксплуатации.
Освободите болтовое соединение верхней шаровой опоры (3 шт), после чего отведите деталь вверх. Внимание, недостаточно разгруженный элемент может стать причиной травмы.
Демонтируйте верхний рычаг в сборе, используя 2 ключа на 19. При закисании воспользуйтесь WD-40.
Установите элемент в тиски, отверните 22 мм гайки с торцов, снимите упорную шайбу.
Вооружившись съемником, выпрессуйте сайлент-блок.
В отсутствии специализированного приспособления допустимо использование зубила. В этом случае при помощи молотка подденьте кромки и извлеките шарниры.
Для монтажа новой детали необходимы съемник и распор либо инструментальная головка.
При первом наборе инструментов закрепите один из сайлент-блоков в проушине.
Закрепите рычаг, вставьте комплектную ось, зафиксируйте установленный резинометаллический шарнир гайкой. Установите на свое место оставшийся сайлентблок, а также 160 мм отрезок трубки (оправку) между ними.
Приложите чашку съемника к свободному торцу.
Закрутите гайки до полной установки элементов в первоначальное положение.
Во втором случае положив проушину на опору, забейте сайлентблок трубой подходящего размера или инструментальной головкой.
Второй этап с помощью подручных средств.
Установив деталь на машину, опустите автомобиль таким образом, чтобы полностью нагрузить конструкцию. Затяните гайки до конца.
Меняем сайлентблоки на Шевроле Нива своими руками
С выбором сайлентблоков разобрались, теперь по процедуре замены. Работа хлопотная и длительная, но выполнив её своими руками, мы сэкономим как минимум 4–5 тысяч рублей. Именно такая цена замены сайлентблоков у специалистов.
Скорее всего Вам понадобится болгарка.
Если выполнить все правильно и соблюдать рекомендации, можно справиться и самому.
Для выпрессовки и запрессовки сайлентблоков желательно иметь специальный съёмник.
Стоит он недорого и в арсенале каждого нивовода такая штука должна быть. На СТО втулки меняют с помощью пресса, а некоторые умудряются обойтись кувалдой и трубой подходящего диаметра. Тем не менее для замены нижних сайлентблоков пригодится ещё две стяжки для пружин и дополнительный домкрат.
Точный алгоритм верхний рычаг
Процесс работы проходит следующим образом:
- Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или на эстакаду, так будет удобнее добираться до деталей подвески. Включаем первую передачу, устанавливаем упоры под задние колёса.
- Срываем гайки крепления колеса, вывешиваем передок на домкрате.
- Снимаем колесо и устанавливаем второй домкрат под нижний рычаг. Максимально высоко поднимаем его, чтобы пружина максимально сжалась.
Используем домкрат как рычаг - Аккуратно устанавливаем две стяжки на пружину диаметрально противоположно. Проверяем крепление зацепов стяжки и поджимаем пружину ещё не 10–15 мм.
Используем стяжки для пружин. - Опускаем дополнительный домкрат (вместе с ним опустится и нижний рычаг) чтобы снять напряжение со стабилизатора поперечной устойчивости.
- Раскручиваем гайки крепления хомута стабилизатора и освобождаем от него рычаг.
- Откручиваем болт крепления амортизатора и вынимаем его из проушины.
Тут может пригодится болгарка. - Откручиваем три гайки крепления шаровой опоры.
- Убираем дополнительный домкрат и вынимаем пружину.
- Откручиваем гайку оси нижнего рычага, выбиваем проставкой ось, запоминая количество и расположение регулировочных шайб и снимаем рычаг.
Старый сайлентблок. Готовься к бою! - Выпрессовываем старые сайлентблоки из рычага. Если не получается, их можно просто выжечь газовой горелкой или паяльной лампой.
Если сайлентблок не выпрессовывается, то можно его выжечь. Стандартное решение. - Тщательно очищаем посадочные места рычага и запрессовываем новые сайлентблоки, предварительно смазав и рычаг, и сайлентблок графитовой смазкой, Мовилем или Литолом.
Запрессовываем новые сайлентблоки. - Устанавливаем нижний рычаг в обратной последовательности, не забыв про пакет регулировочных шайб.
Снятие верхнего рычага
Верхний рычаг снимается ещё проще — нужно открутить два болта крепления оси и три болта крепления рычага к шаровой опоре.
При этом, если нижний рычаг ещё не собран, нужно подвязать переднюю ступицу с суппортом к кузову, чтобы не повредить тормозной шланг.
Верхние сайлентблоки запрессовываются аналогично нижним
Верхние сайлентблоки выпрессовываются и запрессовываются по такой же технологии, как и нижние, крайне желательно применение съёмника, чтобы не искать приключений на свои сайлентблоки.