Замена правого внутреннего ШРУСа и установка внутренних приводов — трипоидов на Шевроле Ниве (ВАЗ 2123)

ШРУСы («гранаты») в приводе Нивы Шевроле передают крутящий момент при изгибе приводного вала. Они обеспечивают возможность поворота передних колес и перемещения их по вертикальной оси при движении по пересеченной местности.

Для передачи крутящего момента от двигателя к колесам в составе переднего привода колес Шевроле Нива используются шарниры равных угловых скоростей: шрусы внутренние через вал работают в паре с гранатами наружными.

Передние приводы – часть трансмиссии Нивы Шевроле. Они передают крутящий момент от редуктора переднего моста ведущим колесам.

Узлы включают внутренние и внешние ШРУСы, вал привода колеса, пыльники, стопорные кольца и хомуты. Под воздействием сильных нагрузок детали изнашиваются и нуждаются в замене.

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) Нивы Шевроле — важная часть переднего привода. Они представляют собой шарнирное соединение, передающее крутящий момент от редуктора к управляемым колесам без потери мощности. В просторечии эти узлы называются «гранатами». Это объясняется их внешней схожестью с одноименным боеприпасом.

Как мы знаем, движение автомобиля происходит за счет передачи крутящего момента от двигателя к колесам. В передней части одним из узлов, принимающих участие в этом процессе, является привод колеса. И перед тем как более детально разбираться в его составляющих начнем с истории модели.

Изменения в семействе ВАЗ-2123, начиная с момента проектирования и заканчивая “возвращением в родную гавань” в 2020 году, не сказать чтобы сильно коснулись данного узла, хотя и здесь уже можно поломать немного голову над цифровыми обозначениями деталей.

Содержание

Основные неисправности приводной гранаты Шеви

Существуют 4 основных признака того, что шарнир равных угловых скоростей необходимо менять или ремонтировать:

  1. Хруст при медленном движении на повороте, усиливающийся с увеличением угла поворота колес.
  2. Стуки или хрустящие звуки при резком (или не очень) старте.
  3. Люфт в шарнире. Его можно определить, если покачать полуось руками.
  4. Рывки при разгоне автомобиля.
А еще интересно:  Тепловой экран (или как его там?) — Chevrolet Niva, 1.7 liter, 2010 year on DRIVE2

Дефектный шрус

Неисправности ШРУСов возникают в результате заводского брака, неправильной установки детали, отсутствия смазки, езды на высокой скорости по выбоинам или естественного износа трущихся деталей.

Важно! Особенно быстро внутренние и внешние шарниры равных угловых скоростей изнашиваются при повреждении пыльника. В этом случае из ШРУСа вытекает смазка, а вместо нее подшипники заполняются абразивными частицами песка и грязи.

Проверка шарниров выполняется в три этапа:

  1. Полностью повернуть руль и попробовать медленно тронуться с места. Если при этом раздается хруст, необходимо менять «гранату». При этом звук исходит с той стороны, где имеется проблема.
  2. Поднять авто на подъемнике или вывесить колесо, со стороны которого слышен хруст. Визуально проверить целостность пыльника и убедиться в отсутствии люфта, с силой покачав полуось рукой.
  3. Вывесить оба колеса переднего моста и включить заднюю передачу. Хруст говорит о необходимости замены «гранат».

При обнаружении поломки детали необходимо заменить новыми.

Содержание статьи:

1. Замена правого внутреннего ШРУСа на Шевроле Ниве (ВАЗ 2123)

2. Установка внутренних приводов — трипоидов в Ниву Шевроле

1. Замена правого внутреннего ШРУСа на Шевроле Ниве (ВАЗ 2123)

Слева Триалли, поставил и забыл. Справа Автовазовский. Начались тук-тук-тук при езде особенно вверх с выворотом вправо. Звуки усиливаются. Симптом известный, лезем менять.
Краткая инструкция для тех, кто еще сомневается менять шпильки в мосту на болты или не менять.

Снимаем колесо, откручиваем нижнюю шаровую, подходящим приспособлением вывешиваем кулак со ступицей-диском. Я использую ремень генератора от Нивы. Цепляю за крепление амма и за 2 шпильки на ступице.

Замена правого внутреннего ШРУСа на Шевроле Ниве (ВАЗ 2123)

На шрусе откручиваем гайку, снимаем гровер чтобы высвободить больше длинны резьбы, накручиваем гайку обратно. Закручиваем сверху еще одну гайку и зажимая гайку на гайку выкручиваем шпильку. Я попробовал, получается, даже на верхней гайке на половину закрученной. Фото для примера.

clip_image002.jpg

Выкручиваем болты крепления ушей.

clip_image003.jpg

clip_image004.jpg

Откручиваем лыжу от стабилизатора. Кардан не трогаем.

clip_image005.jpg

Откручивание левого уха и лыжи нам нужно для того чтобы немножко можно было покрутить мост при вытаскивании шруса.
Проворачиваем по оси вверх правое ухо.

clip_image006.jpg

Вытаскиваем шрус, смещая мост немного по часовой стрелке если смотреть сверху и немного вниз.

clip_image007.jpg

На разбор у меня ушло около получаса.
Всем удачи на дороге и вне дорог и тишины в машинах)

clip_image008.jpg

Сборка в обратной последовательности. На место выкрученных шпилек отлично подходят длинные болты от шаровых.

2. Установка внутренних приводов — трипоидов в Ниву Шевроле

Лдной из задач моей текущей модернизации нивы является повышение надежности и живучести автомобиля. в целом о надежности и живучести узлов нивы\шнивы по сравнению со стоковыми агрегатами я позже распишу отдельно, но сейчас пойдет речь о таких узлах как внутренние привода колес типа трипоиды.

В стоковом исполнении на нивы\шнивы ставятся ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей), конструктивно из себя представляющие гранату (корпус) привода, в котором крутится по канавкам сепаратор с шариками, в который втыкается вал приводов соединяющий его с наружным приводом.

Установка внутренних приводов — трипоидов в Ниву Шевроле

ШРУСЫ обеспечивают передачу крутящего момента с РПМ на колесья под довольно существенными углами. Это достаточно критично для лифтованных машин (особенно лифтованных методом проставок под пружины либо чашки) — считается, что чем больше лифт и соответственно больше угол работы ШРУСов, тем меньше у них ресурс. В принципе, это справедливо, но по опыту могу сказать, что если не использовать экстремальные лифты (когда рычаги стоят совсем уж крутым «домиком»), то жизни ШРУСов вполне хватает года на 3 и эксплуатации в жестких условиях (гораздо больше на ресурс приводов влияет наличие целых пыльников и отсутствие песка\грязи\влаги в гранате привода). чтобы сохранить адекватные углы работы ШРУСов так же используют лифтовку методом опускания балки — тогда углы работы ШРУСов сохраняются более приближенные к стоковым (расчетным при проектировании).

Об собственном опыте живучести ШРУСов могу сказать вот что — захрустел у меня ШРУС в поворотах и под нагрузкой, и я решил поставить эксперимент и доездить до того момента, когда он у меня уже совсем развалится. так вот, с тех пор проездил 1,5 года и судя по всему еще столько бы проездил, но стал на глобальную перетряску всей ходовой.

Но в использовании ШРУСов меня не устраивало несколько моментов:
а) если в ШРУСах разваливается сепаратор и шарики высыпаются, то палка с внутренней частью сепаратора просто крутится стуча по гранате и уже не передает крутящий момент с редуктора на колеся. более того, с редуктора весь момент (если не стоит самоблок или принудительная блокировка) уходит именно на эту гранату — и машина банально не едет и превращается в заднеприводную. Такое положение дел не может радовать где-нибудь в далеких краях.
б) при таком положении дел, в ЗиП класть нужно всю гранату целиком в сборе (причем и левую и правую), т.е. в случае развалившегося сепаратора вставить новый сепаратор на те же места с сохранением положения шариков представляется геморройным занятием и проще тогда уж менять гранату целиком. а замена гранаты целиком в этом случае так же является геморройным занятием со сливом масла, откручиванием крышки привода и т.д.
в) процедура замены пыльника со ШРУСами так же представляет собой весьма сложное занятие в следствие того, что нужно контролировать наличие шариков и обеспечивать их сохранность и расположение каждого в своей прикатанной канавке (теоретически), а они все в смазке и т.д. т.е. риск уронить шарик в пыль\грязь при этом весьма высоки
г) у меня присутствует некая тяга к экспериментам и любопытству по новым агрегатам и узлам)

Альтернативой использования внутренних приводов типа ШРУС является использование т.н. трипоидных приводов. конструктивно они из себя представляют аналогичные гранаты с тремя канавками, а вместо сепаратора с шариками используется трехшип, на шипах которых крутятся три ролика на игольчатых подшипниках.

Насколько я в курсе, трипоиды были разработаны для легковых машин с целью как раз повышения живучести их приводов — чтобы с развалившимся приводом машина могла громыхая, но так или иначе доехать самостоятельно до СТО. но отрицательной стороной использования трипоидов являются малые углы работы трипоидов в следствие конструктивных ограничений. при работе на больших углах наблюдались такие эффекты — палка привода цепляла за выступы канавок на гранате и ресурс игольчатых подшипников был малым — слетало запорное кольцо и иголки высыпались, появлялись большие люфты работы привода. плюсами же трипоидов на мой взгляд являются:
а) живучесть — даже если подшипники или ролики развалятся, трехшип громыхая и стуча будет так или иначе все равно передавать крутящий момент с редуктора на колесья
б) при замене игольчатых подшипников на втулки, собственно, там ломаться уже нечему (если не брак в железе и не огромные колесья, сворачивающие шлицевую или вал привода) — а это надежность
в) в ЗиП для обоих приводов (левого и правого) можно класть только один маленький по размеру трехшип с роликами. причем процедура его замены весьма проста — отпустить нижнюю шаровую, отвести кулак в сторону вынув трехшип с роликами из гранаты и заменить его. риски уронить все это хозяйство в грязь\пыль минимальны по сравнению со ШРУСами
г) процедура замены пыльника так же весьма проста по аналогии с пунктом в.

У меня для экспериментов были привода испанского производителя ESPRA. их внешние привода типа ШРУС (уже с моим пыльником и смазкой ТРЕК для картинки и нормальными хомутами) выглядят так:

clip_image003.jpg

внешний привод ВАЗ 21213\2123 ESPRA

комплект внутреннего привода ESPRA включает в себя все необходимое — гранату привода + трехшип с роликами + стопорное колечко трехшипа + хомуты + пыльники + смазка. сразу скажу, что все пыльники я поменял на силиконовые ТРЕК, хомуты поставил наши «рассейские», а мазку использовал синюю от ЛиквиМолли.

clip_image004.jpg

внутренний трипоидный привод ВАЗ 2123\2123 ESPRA

Трехшип с роликами на игольчатых подшипниках:

clip_image005.jpg

трехшип трипоида с игольчатым подшипником и стопорным колечком

граната привода с канавками под трехшип. обратите внимание на выступы канавок — именно за них цепляется вал приводов при больших углах работы:

clip_image006.jpg

корпус (граната) трипоидного привода

Идея доработки трипоидов была вот в чем:

· сточить острые углы канавок, чтобы вал приводов не цеплялся за них и не мешал свободно крутиться колесьям на максимальных углах работы

· заменить игольчатые подшипники на точеные прикаленные втулки, чтобы повысить надежность этого момента. ниже все в картинках:

clip_image007.jpg

доработанный комплект внутренних трипоидных приводов ВАЗ 21213\2123

Как оказалось, отторцевать гранату и сточить канавки не так просто — при первом подходе у местного токаря в гараже, было свернуто два резца обычных и один керамический за счет ударных нагрузок на них. в итоге отвез гранаты другим токарям и так или иначе они их проточили:

clip_image008.jpg

доработка гранаты трипоида

далее втулки — крепкая сталь 30Х + прикалили + шлифовка. ясное дело, что в игольчатых подшипниках смазка будет получше, но сажал втулки на смазку + обильная смазка в гранатах, посмотрим, как жить будут. Там, собственно, они постоянного вращательного движения с большими скоростями не должны выполнять и трение их убить не должно. В общем, практика покажет:

clip_image009.jpg

прикаленные втулки вместо игольчатых подшипников

трехшип с игольчатым подшипником и втулкой. Запорное колечко оставили родным. посадка — скользящая и на сам трехшип и на ролик.

clip_image010.jpg

трехшип с игольчатым подшипником и со втулкой

трехшип со втулкой без ролика:

clip_image011.jpg

втулка на трехшипе

По процедуре инсталляции (т.к. у меня был разобран весь передок, потому и порядок работ описан такой) — надеваем трехшип на вал привода и стопорим колечком из комплекта привода. чтобы легче садился на шлицы, все предварительно обработал смазкой:

clip_image012.jpg

трехшип на вале приводов

далее, запрессовываем сальник с обработанной посадочной поверхностью герметиком через проставку в крышку привода:

clip_image013.jpg

сальник в крышке привода

Сажаем крышку на вал привода и набиваем в сальничек смазки:

clip_image014.jpg

крышка на приводе со смазкой в сальнике

Используя специальные инструменты, напрессовываем подшипник привода на вал привода:

clip_image015.jpg

запрессовка подшипника на вал привода

не забываем стопорить подшипники стопорными колечками (ох и побегал я по магазинам разыскивая их.):

clip_image016.jpg

привода в сборе с крышками

Используя деревянную проставку запрессовываем привод с крышкой в посадочные места подшипников на редукторе (у меня тут на картинках СРПМ), предварительно не забыв о прокладке и герметике. Щелей быть не должно:

clip_image017.jpg

установка привода в редуктор

прикручиваем все болтами:

clip_image018.jpg

установленный привод в редуктор (СРПМ)

редуктор с приводами в сборе:

clip_image019.jpg

редуктор с приводами в сборе

Далее, вставляем внешний привод в ступицу, притягиваем его чутка гайкой для удобства, отпускаем нижнюю шаровую, отводим в сторону нижнюю часть поворотного кулака и совмещая трехшип на валу приводов с канавками в гранате привода, покачивая, сажаем все на место (предварительно набив смазки в гранату):

clip_image020.jpg

установка вала привода с трехшипом в гранату (корпус) привода

Собственно, при полностью вывешенных колесьях вот такое положение дел с валом приводов и краями канавок гранаты:

clip_image021.jpg

зазор между валом приводов и корпусом привода

Набиваем смазки сверху трехшипа, смазываем пыльник изнутри смазкой (чтобы он не перетирал сам себя) и одеваем пыльник, контрим все хомутами. Угол работы трипоидов при полностью вывешенных колесах:

clip_image022.jpg

углы работы приводов при вывешенных колесьях (максимальном ходе подвески вниз)

теперь резюме:
а) едет, как ни странно
б) за выступы канавок не цепляет даже при максимальных ходах подвески
в) втулки пока живые, по крайней мере с пробегом 500 км пока люфтов не видно. окончательно буду смотреть при пробеге в 2000 км.
г) по надежности и живучести я теперь спокоен больше, чем со ШРУСами + в ЗиП надо организовать один трехшип.
д) но есть и нюансы: при скоростях до 100 км\ч проблем не наблюдается, а вот при скоростях приближенных к сотне машина как бы входит в резонанс и появляется мелкая вибрация. неудобства не доставляет, но все же факт ее наличия есть. от трипоидов ли она или от карданов — пока не могу проверить, свой тестовый кардан на ШРУСах отдал знакомому на такую же проверку. По вибрации и люфтам будет ясно при бОльшем пробеге и когда поэкспериментирую.

https://www.drive2.ru/l/3757297/

https://www.drive2.ru/l/6812746/

Количество шлицев

Количество шлицовНа первые Нивы Шевроле с карбюраторными моторами устанавливались «гранты» с 22 шлицами. На машины с более мощными инжекторными двигателями устанавливаются ШРУСы с 24 шлицами.

Информация! Отличаются детали и толщиной: 22 шлица имеют внешний диаметр 24 мм, а 24 — 26 мм.

Приводы LADA Niva и Niva Travel c 2020 года

Возвращение именитого бренда под крыло уже не совсем отечественной, но все еще Lada, анонсировало изменение Нивы. Опять же, вероятнее всего, именно это изменение готовили еще для GM, когда те пару лет назад намекнули на Шниву 2. Но не везет американскому бренду на русской земле, не приживается. И обновление уже было сделано в рамках сотрудничества с французами. И если внешний облик действительно изменился, то, что касается рассматриваемого здесь узла, изменение было одно- отказ от комплектаций без АБС.

Детали привода передних колес Niva Travel
Детали входящие в узел переднего привода Niva Travel

Полезные видео о замене приводов Шнивы

Про замену правого привода.

Про замену левого привода.

Полезное видео

Посмотрите интересный видео сюжет про разборку шруса и выявления возможных причин хруста:

Приводы передних колес ВАЗ-2123 – до 2002 года

В последнем каталоге для этой модели от Автоваза, датируемом 15 июня 2002 года (за пару месяцев до старта выпуска машин от имени GM), указаны две комплектации 23 семейства:

  • 2123-21-10 — с расположением генератора
  • 2123-21-16 — с расположением генератора

И не то чтобы это было правдой и насколько мы знаем не было там строго соответствия фактической комплектации автомобиля технической документации, а машины могли приходить владельцу как в каком-то одном, так и смешанном исполнении, но, допустим, что именно так инженеры ВАЗ видели свои автомобили и именно так они должны были быть проданы в те уже далекие годы.

Главными отличиями приводов ВАЗ 2123 были используемые в их конструкции гранаты, внешние соединения которых отличались количеством шлиц. 24-х шлицевые обеспечивают лучшее соединение шарниров с другими элементами и, как мне подсказывает один из наших старожилов, владельцы автомобилей с этой конструкцией реже обращались за покупкой новых деталей.

На -10 комплектации использовались приводы на 24 шлица
На -16 — приводы на 22 шлица

К слову, конструкция привода передних колес ВАЗ-2123 была основана на базе 213 модели, но не повторяла ее, что получило отражение в номерных обозначениях деталей.

Детали привода передних колес ВАЗ-2123
Сравнение деталей в узлах передних приводов ВАЗ-2123

Замена

Перед проведением работы необходимо обеспечить доступ к нижней части автомобиля, установив его на эстакаду  или смотровую яму.

Чтобы поменять приводы, понадобятся:

  • Баллонный ключ.
  • Домкрат.
  • Ключи на 13, 17 и 27.

Замена привода выполняется так:

Установка выполняется в последовательности, обратной снятию.

Важно: при затяжке ступиц колес необходимо отрегулировать зазоры в ступичных подшипниках.

Приводы Chevrolet Niva c 2002 по 2020

Несмотря на указание в каталогах 23 модели информации о двух модификациях автомобиля, на старте продаж GM предлагал только 22-х шлицевые версии. По крайней мере так заявлено в их документации. Но и это можно поставить под сомнение — времена были интересные. В 2002 году в каталогах появляются первые записи:

  • Chevrolet Niva L 12 – с нижним расположением генератора
  • Chevrolet Niva GLS 13 – с нижним расположением генератора

Базируемые на комплектации 2123-21-16 первые ШНивы все же имели стандартный нивовский привод передних колес, стоявший на тот момент на 214 модели. СП отказалось от дизельных 215 внутренних шрусов и использовало обычные 21 (более подробно в статье про шрусы). Данные приводы также оснастили обновленными чехлами.

Детали привода передних колес ВАЗ-2123 и Chevrolet Niva с 22-мя шлицами
Сравнение деталей в узлах передних приводов ВАЗ-2123 и Chevrolet Niva с 22-мя шлицами

А вот Шевроле Нивы с приводом на 24 шлица появились только в октябре 2003 года и просуществовала данная конструкция почти без изменений до 2016 года. Что касается деталей приводов колес в этих автомобилях, они полностью повторяли то, что было реализовано в модификации 2123-21-10 за одним исключением: вместо индекса 23 был присвоен 213 индекс. Вероятнее всего по факту деталь была одна и та же.

Одно изменение, которое упоминается в каталогах, было связано с чехлом наружной гранаты. В 2007 году на завод поставили опытную партию пыльников производства «Трек» из Миасса, использование которых позволило отказаться от установки кожухов наружных шрусов 2121-2215038. Правда по какой-то причине это изменение узла нашло отражение в номерах только спустя 4 года.

Привод колес Шевроле Нива с АБС

Дальнейшая модернизация Chevrolet Niva связана с внедрением ABS и датируется выпуском первых автомобилей с этой системой в августе 2011 года. Фактически, на существующую наружную гранату установили ротор («кольцо АБС»), а индексы для новых изделий присвоили 23. И вот здесь как раз появляется указание на разные чехлы:

  • Приводы с окончанием -10 были укомплектованы чехлом от Трека (и, как мы говорили выше, не нуждались в установке кожуха);
  • А с окончанием -11 — имели стандартное оснащение 21 чехлом и кожухом.

Визуальное отличие приводов 21230-2215010-10 и 21230-2215011-10 от -11-х это белый чехол наружного шарнира от бренда «Трек».

Детали привода передних колес ВАЗ-2123 и Chevrolet Niva с 24-мя шлицами
Сравнение деталей в узлах передних приводов ВАЗ-2123 и Chevrolet Niva с 24-мя шлицами

Следующее изменение номенклатуры произошло в апреле 2016 года и связано не более чем с укрупнением узла привода в сборе и дополнением его крышкой подшипника. В номерах это изменение отображено как -30 в конце номера, а у деталей без кольца АБС переход на индекс 23. Также где-то в этот период отказались от Трековских чехлов. И с тех пор в составе Шевроле Нива, ничего не менялось.

Привод шевроле нива с крышками в сборе
Комплектация с крышками в сборе

Конструкция и принцип работы

В приводе передних колес используются два приводных вала (полуоси), на которых установлены четыре ШРУСа (2 внутренних и 2 внешних).

Конструктивно они состоят из следующих деталей:

  • две обоймы (внешняя и внутренняя), в которых сделаны канавки;
  • шарики подшипника;
  • сепаратор.

Готовый набор приводов

Конструкция заключена в резиновый гофрированный пыльник, который предотвращает утечку смазки и попадание грязи в подшипниковый узел.

Шарики передают крутящий момент между обоймами и, передвигаясь по канавкам, обеспечивают работу узла при изменении угла между осями вращения.

У внутренних шарниров угол изгиба может достигать 30, а у внешних 60 градусов.

Примечание! Кроме привода передних колес, шрусовые передачи используются в промежуточном и карданных валах Нивы Шевроле.

Цены и производители

Стоимость ШРУСов на НИву Шевроле зависит от производителя и начинается от 1250 рублей.

Эти детали производят несколько компаний:

  • LADA — российский производитель, не нуждающийся в представлении;
  • Trialli — итальянская торговая марка, под которой поставляются детали для тормозов, привода и других систем автомобиля;
  • Pekar — известный российский завод, который уже почти 100 лет производит автозапчасти;
  • ДМЗ — димитровградский механический завод, выпускающий запасные части для российских автомобилей;
  • Aurora — польская торговая марка, объединяющая производителей запчастей из разных стран.

Замена сальников

Чтобы поменять сальники привода, кроме перечисленного инструмента понадобятся:

  • монтировка;
  • плоская отвертка;
  • деревянный брусок;
  • молоток;
  • шестигранный ключ на 12;
  • съемник (двух- или трехлапый);
  • оправка (отрезок трубы, диаметр которой соответствует размеру сальников);
  • съемник для стопорных колец;
  • динамометр.

Перед заменой сальников придется демонтировать приводы.

Для замены уплотнения ведущей шестерни, необходимо выполнить такие действия:

  • Используя динамометр, измерить момент начала вращения ведущей шестерни.
  • Зафиксировать фланец: закрутить в его отверстия пару болтов и вставить в них монтировку.
  • Открутить гайку крепления.
  • Снять шайбу и фланец со шлицов (здесь придется использовать съемник).
  • Используя плоскую отвертку, вытащить сальник из посадочного отверстия.

Замена сальника привода выполняется так:

Учитывая низкую цену и высокую трудоемкость замены сальника, во время ремонта нужно не экономить на комплектующих и использовать детали от проверенных производителей.

Заменяем наружный и внутренний на ВАЗ 2123 своими руками

Шарниры, как правило, изнашиваются равномерно.

Полезное! Поэтому менять левый и правый ШРУСы лучше одновременно.

Перед началом работ нужно подготовить соответствующий инструмент:

  • баллонный ключ;
  • отвертка;
  • домкрат;
  • молоток;
  • надставка;
  • тиски;
  • опора под днище машины;
  • ключи на 13, 17, 27.

Замена шруса Шевроле

Сначала нужно демонтировать привод, а после — менять внутренний и внешний шарниры. Порядок выполнения работ:

  • открутить гайки крепления и отсоединить кардан от переднего моста;
  • поднять машину, вывесить и демонтировать передние колеса;
  • открутить нижние крепления амортизаторов от рычагов;
  • отвернуть гайки, удерживающие корпуса подшипников внутренних шарниров равных угловых скоростей;
  • открутить крепление редуктора к поперечине. Приподнять узел и зафиксировать его, подвязав или подставив опору.

Дальнейшие действия выполняются последовательно для левого и правого приводов.

  • снять колпачок, защищающий ступичный подшипник;
  • открутить гайку;
  • снять втулку;
  • поднять нижний рычаг, сжав пружину подвески;
  • открутить крепления нижней шаровой опоры;
  • отвести поворотный кулак в сторону, освободив шлицы внешнего ШРУСа;
  • открутить приемную трубу от выпускного коллектора и отвести ее в сторону (эта операция нужна лишь для замены ШРУСов правого привода);
  • отвести редуктор немного назад;
  • вытащить привод.

Демонтаж шруса

Далее необходимо заменить шарниры новыми. Для этого придется отсоединить их от приводов. Делается это так:

  • зажать ось в тиски;.
  • демонтировать старый пыльник;
  • используя надставку, сбить ШРУС со шлицов оси;
  • очистить зубья от загрязнений;
  • надеть новый шарнир;
  • смазать деталь;
  • надеть новый пыльник и зажать с помощью хомута.

Далее остается лишь собрать привод. Детали устанавливаются в порядке, обратном снятию.

ШРУСЫ при лифте Шевроле Нива

При подготовке автомобиля к покорению неезжанных пространств и для обеспечения работы переднего привода нужно соблюсти одну простую вещь – гранаты должны быть установлены так, чтобы обеспечивать рабочий угол. Так что при выборе той или иной конструкции стоит смотреть именно на максимальный угол измененной геометрии. Чем он больше, тем выше нагрузки и выше вероятность поломки, да и у каждой конструкции есть свои ограничения.

Что касается вала, то здесь может быть стоит подумать о замене на усиленный и/или удлиненный. Особенно если поднимаете машину больше чем на 5 см. Уже готовые варианты есть на рынке и с этим проблем возникнуть не должно. Стандартный можно оставить при небольшом лифте.

Какую систему использовать предпочтительней? Весьма сложно давать советы там, где уже давным-давно все обговорено и для многих решение уже принято. Будем честны, в вопросе выбора между триподом и шариком найдутся махровые апологеты последних и не менее заматерелые сторонники первых. Так что пришлось запросить информацию у нашего СТО по статистике установки шрусов при лифтовке.

И по результатам чаще при наличии лифта у нас устанавливают триподные валы. Но и тут есть одно «но». До этого у нас в продаже были под брендом Trialli и никаких особых манипуляций с ними мы не делали. С недавнего времени мы заменили ассортимент на магнитогорские от БелМаг, с которыми приходится повозиться: мы протачиваем корпус для увеличения углов.

Резюмируя все вышесказанное, отличий не так уж и много и при выборе шрусов на Ниву Шевроле нужно только посчитать количество шлиц и убедиться в наличии (или отсутствии) АБС.

Неисправности

Существует три  основных признака проблем в работе узла:

  1. Хруст, возникающий со стороны переднего моста, который усиливается при повороте руля в крайнее положение. Он возникает при износе шарниров равных угловых скоростей. Ремонт этих деталей не предусмотрен, поэтому их следует заменить новыми.
  2. Вибрация и шум в районе переднего моста, возникающая при деформации вала привода колеса. Устранить ее можно только путем замены поврежденной детали.
  3. Утечка смазки из ШРУСов. Причина неисправности – поврежденный пыльник, который нужно немедленно заменить. Если этого не сделать вовремя, придется менять и ШРУС, который быстро изнашивается при попадании грязи.

Полезное видео

Посмотрите ниже наглядное видео о том как можно произвести замену ШРУСа на Ниве Шевроле своими руками:

Шрусы внутренние Шевроле Нива

История заводских изменений внутренних шрусов Шевроле Нивы и того меньше: началась и закончилась на технических решениях инженеров в конце того века. Для первых двух модификаций используются 21-е на 22 шлиц, ну а для автомобилей с 2003 года – шрусы на 24 шлиц. В таком состоянии они и дошли до современной Niva Travel.

Номера внутренних шрусов Шевроле Нива
Номерные обозначения внутренних шрусов до Lada Niva Travel

Как и во внешних здесь используется тот же тип – Бирфилд, однако уже довольно давно имеет место спор о вариантах замены, особенно когда вопрос касается лифтованных автомобилей. И наиболее часто встречающаяся вариант замены – трипод.

Детали привода передних колес ВАЗ-2123
Триподы – «трипойдные шрусы». Конструкция куда более поздняя, 63 года, в основе которой лежат игольчатые подшипники. Угол у универсальных триподов — до 25o.

Гранаты наружные Шевроле Нива

Начиная с первых серийных автомобилей ВАЗ-2121 и по сей день все модификации в приводе передних колес имеют шарниры равных угловых скоростей типа Бирфилд. В случае с наружными гранатами здесь нет крайней необходимости искать иную систему, ведь шарики одна из лучших конструкций для данного узла.

Конструкция внешних шрусов Шевроле Нива
Бирфилд (ориг. Birfield) – это одна из разновидностей шариковых шарниров. Конструкция представляет собой корпус с нарезанными делительными канавками, сепаратор, внутреннюю обойму и 6 стальных шариков и является модификацией запатентованной в 1927 году системы «Рцеппа». Высокий КПД, рабочий угол до 45o.

Значимые изменения, как уже говорилось ранее в статье про привод передних колес, в устройстве наружных гранат на 23 модели производилось дважды: первый раз при изменении количества шлиц на 24, а во второй — при оборудовании автомобилей системой АБС.

Номера наружных гранат
Номерные обозначения наружных гранат в составе модификаций ВАЗ-2123

Артикулы

Маркировка ШРУСов у разных производителей может различаться. Стандартный артикул внутреннего шарнира — 2123-2215057-86, наружного — 2123-2215012-86.

Разборка и смазка

Обойтись без замены можно, если повреждение пыльника было вовремя обнаружено. В этом случае подшипники «гранаты» могут не успеть разрушиться из-за попадания воды и песка.

Важно! Ремонт состоит в разборке ШРУСа и тщательной промывке в керосине. После этого нужно заложить в подшипники новую смазку и надеть новый чехол.

Однако проблема состоит в том, что для своевременного обнаружения дефекта пыльника нужно ежедневно проводить его тщательный осмотр. Это трудновыполнимо в обычных условиях.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *