Алгоритм действий при смене цепи
Необходимо предпринять следующие действия:
- Установить автомобиль на яму, поставить на ручной тормоз и подложить под колеса противооткатные упоры.
- Демонтировать защитный экран картера двигателя и коробки передач.
- Слить охлаждающую жидкость и снять радиатор с установленными на нем вентиляторами. При наличии на машине кондиционера следует слить хладагент из системы. Можно избежать слива жидкостей путем аккуратного отведения блока радиаторов в сторону.
- Отключить привод управления дроссельной заслонкой.
- Убрать корпус воздушного фильтра, сняв его с корпуса дроссельной заслонки.
- Снять датчик положения коленчатого вала, и ослабить крепление генератора.
- Убрать ремень привода вспомогательных агрегатов.
- Демонтировать натяжной и обводной ролики.
- Снять верхнюю крышку распределительного вала и накрыть двигатель сверху чистой тряпкой.
- Отогнуть отверткой стопорную шайбу и сорвать с места 17-мм болт.
- Открутить крепление помпы и снять ее с двигателя.
- Начать снятие лобовой крышки — отвернуть две гайки на верхней части и семь болтов по периметру.
- Выкрутить один болт крепления кронштейна генератора.
- Поставить машину на четвертую или пятую передачу и сдернуть 38-мм гайку на шкиве.
- Выкрутить свечи и выставить метки на коленчатом валу и шестерне распределительного вала.
- Снять шкив и отвернуть три гайки нижнего крепления лобовой крышки. Они расположены на поддоне двигателя.
- Отвернуть два болта крепления успокоителя и снять его.
- Отогнуть фиксаторы шайбы на шестерне масляного насоса и сдернуть 17 мм болт крепления.
- Снять масляные магистрали с натяжителя при помощи ключа для трубок тормозов.
- Открутить из тройника 22-мм гайку датчика низкого давления масла. Эта операция необходима при запланированной установке натяжителя «Пилот».
- Снять при помощи свечного ключа тройник и установить на его место датчик давления.
- Отвернуть две 10-мм гайки крепления натяжителя и убрать его. Снимать верхнюю гайку удобнее всего трубчатым ключом и пассатижами.
- Демонтировать цепь и все три шестерни.
- Вынуть отверткой старый сальник коленчатого вала из лобовой крышки.
- Тщательно протереть крышку и посадочное место для сальника от грязи ветошью.
- Запрессовать новый сальник. Для облегчения задачи его можно смазать маслом и использовать старую деталь в качестве оправки.
- Установить новый башмак натяжителя. При установке необходимо обеспечить минимальный зазор между корпусом и болтом — натяжитель должен легко ходить по болту, но не иметь люфта. Только в этом случае будет обеспечиваться правильная натяжка цепи.
- Надеть шестерни масляного насоса и коленчатого вала. При установке деталей необходимо ставить дистанционные и стопорные шайбы.
- Загнуть шип шайбы фиксатора под прямым углом, и затянуть болты. Если фиксирующий шип плохо входит в отверстие шестерни, то его необходимо немного подточить.
- Одеть шестерню на вал привода клапанов. Метка на шестерне (на задней части) должна располагаться напротив метки на головке.
- Смонтировать успокоитель.
- Выставить коленчатый вал в ВМТ (верхнюю мертвую точку). Для этого на шестерне есть метка, расположенная напротив шпоночного паза.
- Надеть новую цепь, предварительно смочив ее моторным маслом. Цепь правильно надевать от коленчатого вала, далее через масляный насос к распредвалу. Такой метод позволит равномерно натягивать цепь между шестернями. При этом необходимо следить за соответствием меток на шестернях, вращать можно только вал масляного насоса.
- Поставить натяжитель, смазав привалочные поверхности герметиком. Отверстие в корпусе натяжителя, через которое видна рабочая пружина, должно быть направлено вверх.
- Проверить метки и степень натяга. Выдернуть чеку из натяжителя, установив его в рабочее положение.
- Провернуть вал двигателя на несколько оборотов для проверки меток.
- Затянуть болты шестерен распредвала и насоса, и загнуть стопоры.
- Установить лобовую крышку, предварительно смазав привалочные поверхности и прокладку герметиком.
- Наживить крепежные гайки и установить кронштейн генератора.
- Установить на место шкив и затянуть все болты крепления крышки.
- Установить на место клапанную крышку.
- Параллельно можно отремонтировать привод вспомогательных агрегатов, заменив натяжные ролики и сам ремень.
- Установить помпу с новой прокладкой. Для надежности поверхности нужно промазать герметиком.
- Затянуть 38-мм гайку шкива.
- Надеть ремень агрегатов и присоединить все снятые разъемы.
- Поставить на место радиаторы. При этом рекомендуется проверить состояние шлангов и хомутов. Изношенные детали необходимо заменить новыми.
- Залить охлаждающую жидкость.
- Провести пробный пуск двигателя. Если он завелся нормально, то его необходимо прогреть.
- Заглушить двигатель и убедиться в отсутствии течей через патрубки.
- Установить оставшиеся детали.
- Если автомобиль оснащен кондиционером и был слит хладагент, то его необходимо заправить в специализированном сервисе.
На фото продемонстрированы некоторые моменты при замене цепи на Шевроле Нива.
Сняты гайки и шкив
Лобовая крышка демонтирована
Снятая крышка с сальником
Новый датчик давления масла
Разница в длине цепей
Установлен новый сальник
Фиксатор гайки вставлен в отверстия шестерни
Замена ГРМ завершена
При установке шкива необходимо проверить правильность установки зажигания, которое может выставляться по венцу на шкиве. На зубчатом венце шкива имеется участок без одного зуба. При нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ этот участок находится в нижнем положении. При этом двадцатый зуб при отсчете против часовой стрелки должен находиться напротив датчика положения коленчатого вала.
Взаимное положение меток на шкиве