Лифт, а иначе говоря, увеличение клиренса («подъем» машины) не простое баловство, а весьма насущный вопрос для внедорожника. Ведь запас расстояния от днища до земли во многом определяет проходимость.
Среди
массы автолюбителей ярко выделяются несколько групп, для которых автомобиль не
просто средство передвижения. Для таких людей машина не является ни
утилитарной, ни статусной вещью. Автомобиль есть образ жизни, воплощение
личности. Некое Альтер-эго. Одна из таких групп — джиперы. Для них кайф не в
преодолении наибольшего расстояния за наименьшее время, им неважно, за сколько
секунд машина набирает сотню, сколько киловатт выдает на-гора музыкальная
система и из чьей кожи обивка салона. Зато важнее всего способность преодолеть брод
почти по крышу в воде, переползти болото или глинистое месиво, не зависнуть при
диагональном вывешивании. Большинство из них некогда были вполне обыкновенными
автовладельцами. Но в определенный момент каждый из них решил впервые
попробовать свои силы в преодолении бездорожья. И, если после первого опыта не
появится стойкое неприятие к комьям грязи из под колес, болотной воде под
педалями и порой даже стоянию «на ушах», то велика вероятность, что через
месяц-другой придет понимание: с машиной нужно работать. Чтобы из серийного
внедорожника сделать действительно авто, которому и море по колено, и горы по
плечо, придется основательно поднатужиться. Лебедка, кенгурятники, усиленные
элементы подвески и, конечно же, лифтинг. Вот на последнем мы и остановимся
поподробнее.
Разновидности
лифтинга
Лифт,
а иначе говоря, увеличение клиренса («подъем» машины) не простое баловство, а
весьма насущный вопрос для внедорожника. Ведь запас расстояния от днища до
земли во многом определяет проходимость. Все варианты лифтинга можно разделить
на две большие группы в зависимости от основополагающей концепции:
— Body, т.е.
кузовной
—
Suspension, ориентированный на подвеску.
Кузовной
лифт относительно проще и безопаснее. Во-первых, практически не изменяется
центр тяжести автомобиля, а значит и управляемость меняется не очень сильно.
Во-вторых, даже простая металлическая шайба может быть использована в качестве
проставки.
В
качестве самого простого варианта такого лифтинга для «Нивы» можно привести
следующее решение:
—
металлические проставки под пружины передней и задней подвески
—
пружины передней подвески от автомобиля семейства «Волга»
—
задние амортизаторы с увеличенным ходом штока (например от «ГАЗели»).
Естественно,
такое решение самое примитивное, и результат будет соответствующий.
Единственным плюсом можно считать неизменность центра тяжести автомобиля. В
остальном — сплошные минусы, например, такие как предельные рабочие углы в
ШРУСах, что неизбежно приведет к снижению их ресурса. Да и пыльники будут
постоянно в растянутом состоянии.
Начните
с колес
Поэтому
для достижения максимального эффекта при минимальном снижении ресурса подвески
и трансмиссии все-таки предпочтительно начинать с установки колес большего
размера, и только потом при необходимости вносить изменения в элементы подвески.
Но
при установке больших колес возникает две проблемы. Первая связана с размером
колесных арок, в которые новая резина может просто не влезть. Решение, в
общем-то, простое: взять в руки болгарку, и, уподобясь скульптору, отсечь все
лишнее. Вторая проблема заключается в том, что при повороте передние колеса
большего размера будут цеплять за кузов. Простейший вариант — поставить
колесные диски с увеличенным вылетом. Но, решив, таким образом, одну проблему,
мы тут же создадим новую, ибо изменится распределение нагрузки на ступичные
подшипники. Соответственно и их ресурс основательно сократится, правда при этом
расширяется база автомобиля, повышая тем самым устойчивость к опрокидыванию.
И
нельзя не упомянуть про еще один нюанс. Выбирая новые колеса, не стоит
забывать, что у силового агрегата есть определенный предел по мощности и
крутящему моменту, и если увлечься, то можно попасть в ситуацию, когда ваш
железный конь не сможет тронуться с места даже на пониженной передаче. Как
подсказывает опыт, предельным значением следует считать увеличение размера
колес на 25% от первоначального размера, а все что больше можно отнести уже к
стадии бессмысленного фанатизма.
Вариант
лифтинга Нивы
Одним
из наиболее заслуживающих внимание можно считать следующий вариант лифтинга (на
примере автомобиля «Нива»).
В
передней подвеске поднимаются нижние площадки пружин передней подвески, путем
установки соответствующих проставок. Проставки устанавливаются именно под
площадку, а не под сами пружины чтобы сохранить угол наклона пружин. При этом
возрастет нагрузка на верхние рычаги передней подвески. Во избежание их
преждевременного выхода из строя возросшую нагрузку компенсируют (разгружают
рычаги), устанавливая между ними и шаровыми дополнительные проставки.
После
этих работ рулевые тяги начнут упираться в стабилизатор. Поэтому придется
менять местами рычаги поворотных кулаков и переворачивать наконечники рулевых
тяг.
Но
и это еще не все. Требуется также заменить амортизаторы, пружины, РТИ, пыльники
внутренних ШРУСов и перерегулировать отбойники пружин.
Для
задней подвески устанавливают новые чашки задних пружин и кронштейны крепления
амортизаторов (для переноса вверх точек крепления амортизаторов). Но эти
изменения требуют удлинения верхних штанг заднего моста. А в случае, если
планируется менять величину лифта, то можно сделать их регулируемыми.
Реактивные тяги требуют усиления, а вот тягу Панара придется заменить на
регулируемую и навестить пост развал-схождения, т.к. при подъеме мост смещается
в сторону.
В
общем и целом процесс лифтовки на этом можно считать законченным, а в качестве
последнего штриха установить колеса увеличенного размера.
Но
стоит помнить, что, несмотря на практически не изменившееся положение центра
тяжести, в любом случае поведение машины станет другим. Поэтому при первых
поездках следует быть крайне осторожным, увеличивая нагрузку постепенно. И уж
тем более стоит забыть про скоростное движение. Как говориться «или-или»:
нельзя «поднять» проходимость машины, сохранив при этом ее скоростные качества.
В
материале использовались иллюстрации с сайтов: exp4x4.ru, masterniva.ru, nivapower.ru
Дмитрий Евлоев, г.Воронеж.
Как правильно поднять Ниву 2121 своими руками
Теория этой операции основывается на том, что мост авто стоит на реактивной тяге для поперечной устойчивости и двух продольных рычагах. Вертикальное перемещение моста ограниченно вверх до подушек отбойников и вниз — амортизаторами. Длину и мощность пружин при лифте машины Нива 2121 нужно подбирать и устанавливать так, чтобы не нарушить равновесие в этой системе. Для этого профессионалы, выполняя лифт Нивы 21214 своими руками, переносят площадки крепления, амортизаторы и пружины на выверенное равное расстояние. Опыт показывает, что не у каждого любителя получится лифтануть 21214 самостоятельно как раз из-за разбалансировки.
Лифт Нива 21214 практически представляет собой установку на передней части амортизаторов с большим ходом, дополнительных проставок для шаровых опор (ставятся снизу), пружин от Нивы Шевроле. На заднем мосту авто Нива 21214 делается обварка для усиления, и ставится рычаг А-образной формы из квадратного профиля, чтобы зад машины работал симметрично, хорошо держал нагрузки. Рычаг часто делают из нижней подвески от ВАЗ 2108 и крепят на кузов на два болта от верхних тяг заднего моста и на мост через шаровую опору к площадке.
В специализированных магазинах можно купить комплект на Ниву, изготовленный на заводе с гарантией. Например, чулок для заднего моста обойдется в 12-14 тыс. рублей и позволит машине Нива 21213 избежать погнутостей в области стандартного заднего моста в условиях плохих дорог с повышенной загрузкой. Его выполняют по специальной технологии, которая дает возможность повысить прочность без дополнительного утяжеления. Вместе с ним при тюнинге Нивы своими руками можно поставить усиленные нижние штанги и регулируемую поперечную штангу для заднего моста.
Варианты лифтинга
Увеличение просвета колесными редукторами. Наиболее редкий способ подъема: серийно они не выпускаются, отдельные умельцы мастерят их с нуля. К тому же, использование такой модернизации в городских условиях весьма затруднено, она годится только для реально полевых условий.
- Опускание балки направлено на получение возможности установки скатов с большим диаметром. Выполняется двумя способами: в первом довариваются вторые лонжероны, во втором балка режется в рассчитанном месте и туда вваривается своего рода удлинитель. Влечет за собой перенос рулевого;
- Наиболее простой и ничего не нарушающий метод – непосредственная установка больших колес. Переоборудовать практически ничего не нужно, только арки подрезать. Тормоза регулировать после этого не надо, развал/схождение держатся долго, управление авто не осложняется. Недостатком можно считать только незначительное увеличение клиренса – в пределах 4-5 см, однако для многих этого достаточно;
- Те, кому мало добавки от больших скатов, лифтингуют Ниву проставками над верхней шаровой в сочетании со сменой пружин на более жесткие/длинные пружины или с проставками под пружинную чашку.
Тонкости лифтинга
В таком виде тюнинга подвески автомобиля как лифтинг, всегда нужно сохранять здравый смысл и уметь вовремя остановиться. Важно знать, что при доработке изменяется угол излома приводов, что автоматически приводит их к уменьшению срока службы. В большинстве случаев подобный тюнинг на авто выполняется на заказ, так как все зависит от пожеланий каждого автовладельца, на каждую машину составляется индивидуальный проект по модернизации подвески. Также смещается центр тяжести и, вследствие чего, изменяется поведение машины на дороге в целом. Считается, что максимальный размер колеса не должен превышать 235/75 r15. Увеличивать клиренс нужно только с минимальной нагрузкой на ходовую часть, иначе могут возникнуть серьезные проблемы.
Тюнинг подвески такого авто очень популярен среди охотников и рыболовов. Показатели проходимости этой машины и без того уже зарекомендовали себя на высоком уровне, а произведенные модернизации подвески еще сильней увеличивают их. Это делает его еще более популярным и функциональным.
Использовать лифтинг для Шевроле Нивы стоит только в том случае, если вы будете проводить время на бездорожье, ведь на лифтованном автомобилей снижается ресурс подвески, трансмиссии и ресурс деталей ходовой части. Если вы знаете, что будете проводить время на охоте, рыбалке, то стоит проводить такую модернизацию. Помните, что выбор дисков по машине — важный аспект тюнинга. Также лифтинг подойдет для людей, которые любят дикую природу и не боятся трудностей во время езды. Но будьте готовы, что детали будут изнашиваться быстрее во время такой экстремальной езды.
Задний лифт
Более надежен и прост в исполнении подъем заднего моста Нивы чашками. Они укрепляются болтами поверх заводских. Помимо того, добавляются кронштейны – они поднимут сантиметров на 5 точки креплений для задних амортизаторов.
- Верхние штанги при том уже будут слишком короткими для конструкции. Они наращиваются или переделываются в управляемые;
- Реактивные тяги заднемостовые тоже нуждаются в усовершенствовании. Чаще всего их просто усиливают уголком, но иногда и меняют на сдвоенные. Энтузиасты могут усилить систему тольяттинским стабилизирующим устройством, однако это уже другой уровень работ: потребуется переваривание;
- Штанга поперечная модифицируется на разрезную, с регулировкой;
- Возможно, придется поменять тормозной шланг на более длинный. И уж без сомнения потребуется прокачка тормозов и отладка золотника сзади.
Для установки более широких колес надо проверить шаровые опоры и маятник: слабые или изношенные накроются почти сразу. Если вы выберете именно такой способ, как поднять Ниву 2121 своими руками, вы получите в итоге клиренс в 25 см по низу РЗМ и 44,5 – по порожному срезу. При этом будет равно удобно ездить на ней как по нормальному полотну, так и по бездорожью, что делает подобный лифтинг вдвойне привлекательным.
Установка готового комплекта для лифтовки НИВЫ 21212
Для понимания процесса рассмотрим геометрию работы подвески на внедорожниках НИВА (передняя ось). Чертежи наглядно демонстрируют положение элементов относительно друг друга. Если организовать лифт только увеличением длины пружины — радиус ее изгиба уменьшается, появляются боковые нагрузки на крепления рычагов. Для компенсации этого побочного эффекта используются проставки: под чашку пружины и шаровую опору.
Стандартный вариант показывает, что полуось (ШРУС) располагается фактически параллельно земле. Проставка устанавливается между пружиной и рычагом. Радиус искривления упругого элемента небольшой, сохраняется мягкость подвески. Крепление надежное, люфт исключен. Недостаток — дополнительный элемент добавляет не подрессоренные массы (для уменьшения веса можно применить детали из алюминия). Проставка установлена между чашкой и пружиной. Не подрессоренные массы отсутствуют, радиус искривления упругого элемента еще меньше, чем в предыдущем варианте. Недостаток — крепление дополнительного элемента не такое надежное.
Во всех случаях, лифт меняет положение полуоси. Нагрузка на триподы (карданы) увеличивается. При опускании подвески, уменьшается ход верхнего рычага до отбойника. Для восстановления геометрии устанавливается проставка под крепление верхней шаровой опоры. Заводские комплекты разработаны с учетом всех нюансов конструкции передней оси и заднего моста.
В наборе предусмотрено:
Доработка газораспределительного механизма
После замены жиклёров и ускорительного насоса, можно переходить ко второму этапу тюнинга двигателя ВАЗ-2121. Он включает в себя доработку газораспределительного механизма (ГРМ), а именно — увеличение диаметра клапанов с их последующей герметизацией. Такой тюнинг двигателя Нивы 2121 увеличит мощность силовой установки практически на десять процентов.
Имеет смысл во время доработки двигателя Нивы заменить толкатель (на новый с диаметром не менее 1 мм). Работа проводится над увеличением колодцев толкателя каналов впускных и выпускных. Особенно хороший результат такой доработки будет для Нивы 4×4.
Последующие работы касаются замены форсунок и самого блока управления. Тюнинг двигателя ВАЗ-2121 будет неполным, если не произвести замену штатного коленвала на продвинутую модификацию, что значительно увеличит мощность силовой установки. Это связано с увеличением хода поршней. Поршневые кольца также рекомендуется заменить на новые. При замене коленвала следует произвести расточку, так как это даст дополнительную возможность сделать мотор более мощным. Однако будьте готовы к тому, что и расход топлива будет увеличен.
Такой тюнинговый ремонт способен:
- увеличить плавность хода;
- уменьшить износ деталей;
- увеличить мощность.
Полный комплект для Нивы 21213
Все что нужно для переделки
В магазине также можно приобрести полный лифт комплект на Ниву, в который входят:
- проставки под задние амортизаторы для Нива 21214, 2131 и др;
- кронштейн, применяемый при переносе точек крепления от тормозных шлангов;
- доработанная тяга для регулировки тормозных сил;
- штанга для задней подвески (поперечная);
- стальные кронштейны для переноса точек крепления от задних амортизаторов (дают подъем на 5 см);
- штанги для задней подвески (регулируемые, верхние);
- стальные проставки под верхние опоры от задних пружин, включая ограничители хода сжатия верхней задней подвески (с высотой 5 см);
- стальные проставки под верхние шаровые опоры, 2 см толщиной;
- стальные проставки под чашки для верхних пружин, количество 8 шт.;
- кронштейны для стабилизатора поперечной устойчивости модели 2131 и др.
Лифт комплект стоит около 10-11 тыс. рублей, не требует замены амортизаторов и приобретения дополнительных деталей, имеет гарантию на 5 лет. Данный набор предполагает, что оптимальной будет резина 30 х 9,5 R15, которую можно поставить на колеса Нивы своими руками.
Комплект на Ниву, выпускаемый в заводских условиях, различается для моделей, произведенных в разные годы. К примеру, есть сборки для машин, сошедших с конвейера после 2009 года, после 2012 года и др. Отдельный лифт комплект есть на модель 21214 с антиблокировочной системой тормозов. В нем присутствуют такие детали, как удлиненные задние амортизаторы, которых нет в базовом.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Чтобы сделать Ниву более проходимой, необходимо увеличить ее клиренс. Чем выше кузов внедорожника будет над грунтом, тем меньше шансов у него «сесть» на брюхо. Поэтому владелец внедорожника должен знать о способах лифта.
Что влияет на увеличение клиренса
Существует два варианта, которыми пользуются автовладельцы. Их можно комбинировать, а в некоторых случаях один вариант не может существовать без другого. Они разделяют методы лифта Нивы на две категории.
- проставки под пружины;
- проставки под шаровые опоры;
- замена пружин и амортизаторов на более длинные;
- увеличение диаметра колес;
- удлиненные реактивные тяги;
Стоит учитывать, что применение больших колес невозможно без увеличения длины элементов подвески. Кроме того, может возникнуть необходимость в подрезке колесных арок. Поэтому, чтобы один вид тюнинга не перерастал в другой, важно начинать с малого и соблюдать последовательность лифта.
Последовательность лифта подвески Нивы 2121
Начинать следует с вариантов, которые меньше всего будут влиять на конструкцию автомобиля. Далее можно переходить к сложным вариантам, в зависимости от решаемых задач.
Назвать такие колеса большими будет неправильным, но их диаметр чуть больше, чем у стандартного варианта, поэтому клиренс, однозначно, увеличится. На ВАЗ 2121, 21213 и 21214 без каких-либо переделок можно смело устанавливать следующие конфигурации резины:
- 215/65R16;
- 205/75R15;
- 205/70R15;
Стоит учесть, что чем больше колеса, тем хуже будут динамические характеристики. Двигатель Нивы не позволяет поддерживать больше размеры колес без сохранения мощности.
Следующий вариант бюджетнее предыдущего, но позволит уже серьезно поднять Ниву и позволит использовать даже 28-ю резину. Пример таких пружин — от Шевроле Нивы. Их длина составляет 314 мм при стандартном размере Lada 4×4 — 278 мм.
Сравнение пружин от Шевроле Нивы и 3D
При установке увеличенных пружин, необходимо обязательно заменить и амортизаторы. Иначе они попросту не встанут на свое место. А при попытке установить их силой — разорвутся. Впрочем, использовать новые амортизаторы необязательно. Существуют комплекты креплений, которые сдвигают место установки проушины.
Если есть желание установить 30-е колеса, то необходимо использовать предыдущие способы в комплексе с проставками. Проставкой называют полиуретановую поставку, которая устанавливается между пружиной и ее чашкой. Кроме того, существуют специальные проставки, которые монтируются между шаровыми опорами и рычагами, дабы увеличить угол наклона рычагов.
Лифт комплект проставок и креплений
Еще советы по тюнингу подески Нивы 2121:
Когда нужно подрезать арки?
Подрезка арок нужна для использования широкопрофильной резины. Если колеса будут больше в диаметре, чем сама арка, то при эксплуатации они могут задевать друг друга. Это возникает, чаще всего, в поворотах и при широких ходах подвески.
Подрезать арки следует при использовании размеров колес больших, чем стандартные или отличающихся от тех, что представлены в списке ранее.
Нужно ли менять реактивные тяги при лифте Нивы
При увеличении высоты подвески, реактивные тяги станут подвергаться слишком сильным нагрузкам. Кроме того, их длины может стать недостаточно для крепления. Поэтому для регулировки положения моста и увеличения прочности, необходимо поставить регулируемые тяги усиленной конструкции.
Регулируемые тяги заднего моста Нивы
Реактивные тяги следует обязательно менять при использовании:
- пружин большей длины;
- проставок;
Если при тюнинге задействованы колеса большего диаметра, то использовать длинные реактивные тяги нет никакой необходимости, так как колеса не меняют положения кузова относительно углов подвески.
Заключение
После лифт-тюнинга Нивы следует избегать больших скоростей на дорогах общего пользования. Увеличение высоты кузова уменьшает устойчивость автомобиля в поворотах. При прохождении крутых виражей есть большая вероятность перевернуть внедорожник. Для скоростных маршев такой автомобиль больше не годится.