Содержание
Что и куда заливать?
Что стоит и чего не стоит использовать в наших условиях, мы уже неоднократно писали, а вот так, по крайней мере, предписывает производитель:
АКПП | Объем | Масло | Раздатка | Объем | Масло |
---|---|---|---|---|---|
A245E | 7,6 | ATF Type T-IV | — | — | — |
A247E | 7,7 | ATF D-II | — | — | — |
A241F | 8,1 | ATF D-II | MF1A | 0,9 | ТМ GL-5 75W-90 |
A243F | 8,1 | ATF D-II | MF1A | 0,9 | ТМ GL-5 75W-90 |
U140F | 8,1 | ATF Type T-IV | MF2AV | 1,0 | ТМ GL-5 75W-90 |
МКПП | Объем | Масло | Раздатка | Объем | Масло |
C58 | 1,9 | ТМ GL-3 SAE75W-90 | — | — | — |
S55F | 2,1 | ТМ GL-3 SAE75W-90 | MF1A | 0,9 | ТМ GL-5 75W-90 |
E150F | 5,2 | ТМ GL-5 SAE75W-90 | EF1AV | картер КПП объединен с картером раздатки |
* — ТМ — трансмиссионное масло.
** — во всех указанных коробках передний дифференциал «интегрированный» (т.е. совмещен с картером КПП и отдельно заливать в него масло не надо).
*** — «GL-3» у нас сразу принято читать как «GL-4».
Задний дифференциал — трансмиссионное масло для гипоидных передач GL-5 SAE85W-90 (0,5 л — V-Flex, 0,9 л — GT-T).
В вискомуфте подключения заднего моста залито «LSD-масло», но на самом деле пытаться ее разбирать и выковыривать заглушки не стоит.
Surf 130 не включается передний привод surf 130
§
Любители lite/town ace 4вд
Gennadi 78 28.12.2022 — 03:36
Сейчас есть Лит Айс Ноах в кузове SR50, бензин 3S-FE, автомат, 4ВД.
Совсем не тот уже Лит Айс, абсолютно другой автомобиль!
Салон удобнее, шумка получше. Всё.
Клиренс ниже, длинный нос/свес (как и на старом автобчике). Ходовка слабже (одни только вечно умирающие линки что стоят). Перёд не отключается (фул тайм). Понижайки нет.
Вездеходность на троечку, да и жалко машину. (тяжёлый, низкий, без локов и понижаек) 4ВД — чисто для зимы.
Комфортный крейсер асфальтовых дорог. Отлично, как семейный авто.
Koba1974 28.12.2022 — 07:24
Gennadi 78
Сейчас есть Лит Айс Ноах в кузове SR50, бензин 3S-FE, автомат, 4ВД.
Совсем не тот уже Лит Айс, абсолютно другой автомобиль!
Салон удобнее, шумка получше. Всё.
Клиренс ниже, длинный нос/свес (как и на старом автобчике). Ходовка слабже (одни только вечно умирающие линки что стоят). Перёд не отключается (фул тайм). Понижайки нет.
Вездеходность на троечку, да и жалко машину. (тяжёлый, низкий, без локов и понижаек) 4ВД — чисто для зимы.
Комфортный крейсер асфальтовых дорог. Отлично, как семейный авто.
У меня поднят,а самое главное движка не под задом 😊
Gennadi 78 28.12.2022 — 10:03
Koba1974
У меня поднят
Накручивал впереди торсионы, подкладывал назад вставки. Итог: жёстко, шатко, ходовка и привода убиваются на раз. Резину ставил АТ 205/70/15 больше не лезет (чиркает подкрылки) Жрёт бенз как бык помои.
Вернулся к стоковым характеристикам. Осознал — Ноах — НЕ ДЛЯ БЕЗДОРА. Его удел город/трасса.
Максимум, снег, лёд, песок (пляж без фанатизма), грунтовка (без гребёнки).
В тайгу, по полям, по камышам и болотам теперь гоняем Сузуки Джимини или Дайхатсу Териос.
То что движка не под жопой и в салоне тихо, вначале воспринимается как благодать. Потом привыкаеш 😊 Но плюс безусловно огромный.
Gennadi 78 28.12.2022 — 16:41
Koba1974
у меня дизель на коробке но тоже кушает А Джимник если лифтован то огонь!!
На коробасе ест конечно поменьше, но масса авто и постоянный полный привод, как не крути, не способствует экономии топлива.
Уход от заводских значений в пользу тюнинга для бездора, на микробасе, совершенно бессмыслен.
Я когда продал старый автобус, купил новый, залез под него, глянул рычаги (сравнив толщину), карданы (с подвесным), раздатку торчащую вниз. Я плакал, ожидая увидеть прежний танчик. Но Японцы, к сожалению сейчас, слишком разделили ниши автобусов и джипов.
Микробас более не джип. (и даже Делика 😞)
Каждой машине своё предназначение. Смиритесь.
Автобусу возить жену и детей на море (в деревню).
Джименику, возить хозяина и собаку на болото и в тайгу. Кстати смысла лифтовать Джиминик пока не видим. Он и в «стоке» прёт дай бог. Нормальная грязёвка. Рама. Брюхом не цепляет. Впереди мост, защита во всё брюхо, лебёдка. Масса позволяет проезжать болота, даже не примяв камыши.
Вторая наша машина, Дайхатсу Териос (она же Тойота Ками) — Японская «Нива». Тоже весьма достойный агрегат. Как вариант город/бездор, мне даже больше нравиться. С движком К3 (1.3) экономно, комфортно, проходимо.
Резюме:
Каждой вещи — своё предназначение.
Особенности 4wd на caldina 215
Калдины в 210-х кузовах с августа 1997 года выпускались в комплектациях:
Кузов | Исполнение | Двигатель | Привод |
---|---|---|---|
211G | E | 7A-FE | 2WD |
216G | E | 3C-TE | 4WD |
210/215G | E | 3S-FE | 2WD/4WD |
210/215G | G | 3S-FE | 2WD/4WD |
210G/215G | GT | 3S-GE | 2WD/4WD |
215W | GT-T | 3S-GTE | 4WD |
Схемы полного привода на вариантах 215G и 215W различаются радикально. В старых добрых тойотовских традициях FullTime 4WD, устанавливаемый на исходно-переднеприводные модели, действительно был постоянным и полным, с тремя дифференциалами, в том числе межосевым, расположенным в общем картере с коробкой передач.
Принципиальные схемы реализации полного привода Caldina 215.
На калдинах
215G
полный привод реализован по новой моде, известной под общим названием V-Flex Fulltime 4WD. «Честным» его назвать сложно — реально это схема с подключаемым задним мостом (точнее, колесами). Межосевой дифференциал ушел в небытие, и момент, отбираемый в коробке передач, через раздатку (скорее, представляющую собой просто угловой редуктор), сразу отправляется по кардану назад.
Но теперь перед задним редуктором установлена вязкостная муфта, срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора только если передние колеса начинают «обгонять» задние (то есть при пробуксовке). В остальное время машина остается переднеприводной.
215W
схема построения полного привода традиционная и полноценная, с блокируемым межосевым дифференциалом, размещенным в картере КПП (хотя блокировка теперь, увы, только с помощью «закрытой» вискомуфты). Момент передается карданом непосредственно на вход редуктора, где установлен обычный свободный дифференциал (на версии с автоматической коробкой) или же самоблокирующийся дифференциал Torsen (на машине с механикой).
Стандартная схема — difflock
Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, принудительная жесткая блокировка.
Пожалуй, это самый ранний тип тойотовского FullTime 4WD для «исходно-переднеприводных» моделей. Привод действительно постоянный, с симметричным межосевым дифференциалом и принудительной жесткой блокировкой.
Нажатие кнопки «C.DIFF LOCK» активирует электропневмоклапан, подающий разрежение к пневмоприводу, который сдвигает тягу блокировки дифференциала. Если тяга переместилась успешно и дифференциал заблокирован, то срабатывает концевой выключатель и на комбинации приборов загорается соответствующий индикатор. В некоторых случаях вместо кнопки использовался вытяжной переключатель.
С одной стороны, это единственный способ обеспечить стопроцентную блокировку, с другой — он накладывает ряд ограничений и требует внимания от водителя: не рекомендуется двигаться более одного часа или развивать скорость более 60 км/ч с заблокированным дифференциалом, блокировку нельзя включать непосредственно во время буксования.
Данная схема практически всегда использовалась на моделях без ABS, отчасти и поэтому с середины 90-х она стала постепенно сходить на нет. В настоящее время подобных машин не выпускается.
Источник
Схема atc
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес электромеханической муфтой.
Система ATC (Active Torque Control) используется на тойотах с 1998 г. и в многом похожа на V-Flex, но вместо вязкостной муфты для подключения задних колес применена электромеханическая. Система управления автоматически поддерживает запрограммированное значение передаваемого на задние колеса момента. После 2022-го на некоторых моделях система получает обозначение DTC (Dynamic Torque Control).
Стоит отметить, что с активным внедрением VSC (у японских марок — со второй половины 2000-х) и появлением эмуляции блокировок межколесных дифференциалов с помощью тормозной системы начался новый этап развития полного привода. У некоторых производителей связка подключаемого 4WD и ESP может дать больший эффект, чем даже иные варианты постоянного полного привода, неспособные бороться с «диагональным вывешиванием».
- быстрый перегрев и отключение муфты под нагрузкой;
- посредственная эффективность;
- износ опорных подшипников муфты.
Система может иметь несколько вариантов реализации управления:
- С кнопкой «AUTO» (легковые модели и минивэны) — режимы «AUTO 4WD» и «2WD». В выключенном состоянии привод осуществляется только на передние колеса, во включенном — блоку разрешается управление автоматическим подключением задних колес.
- С кнопкой «LOCK» (паркетники) — режимы «AUTO 4WD» и «LOCK». Обычным является режим автоматического управления подключением полного привода, нажатие кнопки заставляет блок поддерживать максимально возможную степень блокировки электромеханической муфты.
- Без кнопок (некоторые модели японского рынка) — постоянно задействован режим автоматического управления полным приводом.
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
---|---|---|---|
Alphard / Vellfire 20 | 2008-.. | U660F | — |
Auris 150 | 2007-2022 | K310F,K311F | — |
Auris 180 | 2022-.. | K310F | — |
Blade 150 | 2007-2022 | K112F | — |
Corolla Axio / Fielder 160 | 2022-.. | K310F | — |
Corolla Rumion 150 | 2007-.. | — | — |
Estima 40 | 1999-2006 | U140F»’ | — |
Estima 50 | 2006-.. | U660F»’ | — |
Gaia | 1998-2004 | A243F MF1A | — |
Harrier 60 | 2022-.. | — | — |
Ipsum 10 | 04.1998-2001 | A243F MF1A | — |
Ipsum 20 | 2001-2009 | A243F MF1A | — |
Isis | 2004-.. | K111F | — |
Ist 110 | 2007-.. | — | — |
Lexus RX GGL15 | 2008-.. | U660F | — |
Mark X Zio | 2007-.. | K112F | — |
Matrix 140 | 2008-2022 | U140F» | — |
Nadia | 1998-2003 | A243F MF1A | — |
Noah / Voxy 60 | 2001-2007 | K111F,A248F | — |
Noah / Voxy 70 | 2007-.. | K111F | — |
Porte / Spade 140 | 2022-.. | K310F | — |
Ractis 120 | 2022-.. | K310F | — |
RAV4 / Vanguard 30 | 2006-.. | K111F,K112F,U151F,U660F | — |
RAV4 40 | 2022-.. | K111F,U660F,U760F | — |
Sienna 30 | 2022-.. | U660F | — |
Venza 10 | 2008-.. | U660F, U760F | — |
Vitz 130 | 2022-.. | K310F | — |
Wish 10 | 2003-2009 | U341F | — |
Wish 20 | 2009-.. | K311F | — |
Привод ATC моделей с ручной коробкой передач полностью аналогичен таковому на моделях с автоматическими коробками передач.
Модель | Выпуск | КПП/РК | Блокировка |
---|---|---|---|
RAV4 30 | 2006-.. | E352F, E359F, EA64F, EB61F | — |
Urban Cruiser 110 | 2009-.. | EC65F | — |
Схема full-time h (i-four)
Постоянный полный привод, с несимметричным межосевым дифференциалом, блокировка гидромеханической муфтой.
На легковых топ-моделях Toyota используется продвинутая схема 4WD, аналогичная по принципу работы STD I исходнопереднеприводных машин. Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом (распределение момента между передней и задней осями — 30:70), блокировка — гидромеханической муфтой с электронным управлением (коэффициент блокировки переменный).
Система полного привода, носящая фирменное обозначение «i-Four», впервые появилась на автомобилях Toyota в 1992 году. С тех пор она успешно применяется на моделях семейств Mark II и Crown разных поколений, а с середины 2000-х — на родственных им моделях Lexus GS и IS.
Схема использовалась на АКПП A340H (второго поколения) и A341H, а затем и на более современных автоматах A750H, A760H, A761H, совмещенных с раздаточной коробкой UF1AE.
Тип привода — постоянный полный. Межосевой дифференциал — цилиндрический, несимметричный (распределение момента между передней и задней осями — 30:70).
Раздаточная коробка (принципиальная схема). 1 — солнечная шестерня, 2 — эпицикл, 3 — водило, 4 — сателлит, 5 — задний выходной вал, 6 — многодисковая муфта блокировки, 7 — выходной вал коробки передач, 8 — цепь, 9 — передний выходной вал.
Блокировка — многодисковой гидромеханической муфтой с электронным управлением, коэффициент блокировки переменный.
Многодисковая муфта. 1 — входной вал раздаточной коробки / выходной вал коробки передач, 2 — пакет фрикционов, 3 — ступица муфты, 4 — задний выходной вал, 5 — поршень.
Управление осуществляется электронным блоком ABS, на основании показаний датчиков частоты вращения колес, датчика положения рулевого колеса и датчика положения дроссельной заслонки. Непосредственное управление — с помощью линейного электромагнитного клапана, модулятора и золотникового клапана в блоке клапанов раздаточной коробки.
« » Постоянный полный привод, не требует вмешательства водителя.
«-» Не обеспечивается полная блокировка, переусложненная конструкция (кроме гидро/электронной части, система тесно связана с ABS/VSC).
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
---|---|---|---|
Aristo 140 | 1992-1997 | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Brevis 10 | 2001-2007 | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Crown 140 | 1992-1995 | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Crown 150 | 1995-1999 | A340H,A341H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Crown 170 | 1999-2004 | A340H,A341H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Crown 180 | 2003-2008 | A750H,A760H,A761H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Crown 200 | 2008-2022 | A760H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Crown 210 | 2022-.. | A760H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Lexus IS 20 | 2005-2022 | A760H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Lexus IS 30 | 2022-.. | A760H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Lexus GS 190 | 2005-2022 | A760H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Lexus GS 10 | 2022-.. | A760H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Mark II 90 | 1993-1996 | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Mark II 100 | 1996-2000 | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта, задний — LSD (опция) |
Mark II 110 | 2000-2004 | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта, задний — Torsen (опция) |
Mark II Blit 110 | 2002-2007 | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Mark X 120 | 2004-2009 | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Mark X 130 | 2009-.. | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Progres 10 | 1999-2007 | A340H UF1AE | межосевой — г/м муфта |
Схема full-time tl (dual range diff lock)
Постоянный полный привод, несимметричный межосевой дифференциал LSD Torsen с возможностью жесткой принудительной блокировки, понижающая передача.
Современные средне- и полноразмерные джипы/внедорожники получили постоянный полный привод с несимметричным механическим дифференциалом типа Torsen, жесткой блокировкой дифференциала, цепной передачей к валу привода передних колес, понижающей передачей.
На младших комплектациях переключение выполняется одним рычагом (LC 120) или контроллером, обеспечивая три режима — H4F, H4L, L4L. В других версиях управление понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала разделено, позволяя дополнительно реализовать режим L4F.
- H4↔L4 — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
- Блокировка межосевого дифференциала — до 100 км/ч.
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
---|---|---|---|
4Runner 285 | 2009-.. | A750F | межосевой — LSD Torsen механика, задний — механика (опция) |
Fortuner 50 | 2005-.. | A340F,A750F VF4B | межосевой — LSD Torsen механика, задний — LSD/механика (опция) |
Land Cruiser Prado 120 | 2002-2022 | A340F,A343F,A750F VF4BM | межосевой — LSD Torsen механика, задний — фрикционный LSD или механика (опция) |
Land Cruiser Prado 150 | 2009-.. | A343F,A750F VF4BM | межосевой — LSD Torsen механика, задний — механика (опция) |
Land Cruiser 200 | 2007-.. | A750F,AB60F JF2A | межосевой — LSD Torsen механика, задний — фрикционный LSD или механика (опция) |
Lexus GX 150 | 2009-.. | A750F,A760F VF4BM | межосевой — LSD Torsen механика |
Lexus LX 200 | 2007-.. | AB60F JF2A | межосевой — LSD Torsen механика |
Схема full-time v
Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка вязкостной муфтой.
Основная для вэнов Toyota схема постоянного полного привода — с межосевым дифференциалом, блокирующимся при помощи вискомуфты закрытого типа.
« » Постоянное использование полного привода, нет необходимости в управлении.
«-» Вискомуфта не обеспечивает полной блокировки, нет понижающей передачи.
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
---|---|---|---|
HiAce KZH10#..12# | 1993-1995 | A340F TF1BV | межосевой — вискомуфта задний — LSD (опция) |
HiAce/RegiusAce 100 | 1995-2004 | A45DF,A340F TF1BV | межосевой — вискомуфта задний — LSD (опция) |
HiAce/RegiusAce 200 | 2004-.. | A340F,A343F TF1BV | межосевой — вискомуфта задний — LSD (опция) |
Regius/Touring HiAce 40 | 1997-2004 | A43DF,A45DF,A343F TF1BV | межосевой — вискомуфта задний — LSD (опция) |
Granvia/Grand HiAce 10..20 | 1995/97-2004 | A343F TF1BV | межосевой — вискомуфта задний — LSD (опция) |
Estima 20 | 1990-1999 | A46DF,A340F TF1AV | межосевой — вискомуфта |
Estima Emina/Lucida 20 | 1992-1999 | A43DF,A45DF,A46DF TF1AV | межосевой — вискомуфта |
LiteAce/TownAce 85 | 1999-2007 | A44DF TF1BV | межосевой — вискомуфта |
LiteAce/TownAce Noah 50 | 1996-2007 | A44DF,A45DF TF1BV | межосевой — вискомуфта |
Схема multi-mode
Постоянный полный привод с возможностью отключения передних колес, несимметричный межосевой дифференциал с жесткой принудительной блокировкой или LSD типа Torsen.
В данной схеме тоже присутствует подключаемый (точнее — «отключаемый») передний привод с системой ADD, но в раздаточной коробке появился несимметричный межосевой цилиндрический дифференциал (соотношение момента на передних и задних колесах — 40:60). Благодаря этому использовать полный привод можно постоянно в любых условиях, и отключать передок только при необходимости максимальной экономии.
« » Постоянный полный привод в сочетании с потенциальным экономичным режимом.
«-» Явное и откровенно лишнее переусложнение конструкции.
На современных моделях система дополняется функциями «AUTO LSD» (в режиме 2WD подтормаживает при пробуксовке одно из задних колес, эмулируя частичную блокировку заднего дифференциала) и «A-TRAC» (противобуксовочная система, ограничивающая отдачу двигателя при старте или ускорении на скользком покрытии).
- H2↔H4 — до 100 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
- H4H→H4L — до 100 км/ч, не включать во время буксования.
- H4L↔L4L — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
- H2↔H4 — до 100 км/ч (при температуре ниже -15°C — до 70 км/ч).
- H4↔L4 — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
- Блокировка межосевого дифференциала — до 100 км/ч.
Схема part-time — add
Постоянный задний привод, подключаемые передние колеса, без межосевого дифференциала.
Чтобы максимально облегчить подключение переднего привода и при этом уйти от электрических хабов, тойотовцы внедрили систему ADD (Automatic Disconnecting Differential), которая с помощью пневмопривода разъединяет одну из передних полуосей. В результате вращение от колес уже не передается на передний кардан, однако механизм редуктора постоянно смазывается.
Управление полным приводом здесь или чисто электрическое (кнопка «4WD» на рычаге раздаточной коробки) или полу-механическое при помощи рычага, аналогичного PT-Hub. На более современных моделях рычаг заменен контроллером.
- 2WD→4WD — до 80 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
- 4WD→2WD — при любой скорости.
- 4WD-H↔4WD-L — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
---|---|---|---|
4Runner 185 | 1995-2002 | A340F | задний — механика (опция) |
FJ Cruiser | 2006- | A750F | задний — механика (опция) |
Hilux NG 20 | 2004- | A340F,A343F,A750F | задний — механика/LSD (опция) |
HiLux Surf 130 | 1989-1995 | — | задний — LSD (опция) |
HiLux Surf 185 | 1995-07.1998 | A340F | задний — LSD (опция) |
HiLux N16#,17# | 1997-2004 | A343F | задний — LSD (опция) |
Land Cruiser 90 (GX) | 1996-2002 | A343F | задний — LSD (опция) |
Tacoma 160-170 | 1995-2004 | A340F | задний — механика (опция) |
Tacoma 200 | 2004- | A340F,A750F | задний — механика/LSD (опция) |
Tundra 40 | 1999-2006 | A340F,A750F | задний — LSD (опция) |
Tundra 50 | 2006-.. | A750F,AB60F | — |
Схема part-time — hub
Постоянный задний привод, подключаемые передние колеса, без межосевого дифференциала.
Один из самых простых видов полного привода — с жестко подключаемым передним мостом. Для тяжелых условий в раздаточной коробке имеется понижающая передача (планетарного типа), работающая в режиме полного привода.
Управление раздаточной коробкой осуществляется рычагом, а соединение передних приводных валов с колесами — механическими муфтами свободного хода («хабами») с ручным включением.
Во втором варианте этой схемы используются электроприводы хабов и подключения 4WD в раздаточной коробке.
« » Относительная простота конструкции, понижающая передача.
«-» Использовать режим «4WD» можно только на скользком покрытии (в дождь, на льду, на снегу) и ограниченное время. В противном случае растет шум, расход топлива, ухудшается управляемость, а главное — сильно изнашивается резина и собственно элементы трансмиссии. Механические хабы достаточно надежны, но не слишком удобны, электрические — далеки от идеала по надежности и живучести.
- 2WD→4WD — на скорости до 80 км/ч при сброшенном газе, не включать во время буксования (только после полной остановки).
- 4WD→2WD — при любой скорости.
- 4WD-H→4WD-L — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП (все переключения, связанные с переходом через нейтраль раздаточной коробки, должны выполняться при отсоединенном от колес двигателе).
- 4WD-L→4WD-H — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
---|---|---|---|
4Runner 185 | 1995-2000 | A340F | задний — механика (опция) |
HiAce H10#..12# | 1989-1995 | A45DF,A340F HF1A | задний — LSD (опция) |
LiteAce/TownAce 30 | 1992-1996 | A45DF HF1A | задний — LSD (опция) |
Tacoma 160-170 | 1995-2000 | A340F | задний — механика (опция) |
Схема std ii
Постоянный 4WD с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка вязкостной муфтой.
Во второй половине 90-х Toyota начала переход к новым типам трансмиссий и в стандартной схеме 4WD второго поколения блокировка межосевого дифференциала стала осуществляться «закрытой» вискомуфтой (STD II). Упрощение конструкции отнюдь не повысило надежность, зато существенно ухудшило эксплуатационные характеристики — за счет слишком низкой эффективности вязкостной муфты по сравнению с гидромеханической (замедленное «срабатывание» и отсутствие полной блокировки).
Компоновка с совмещенными передним межколесным и межосевым дифференциалами и вискомуфтой применялась на Toyota и ранее — на моделях с МКПП (см. ниже). Схема нового типа отличается лишь в межосевом дифференциале, где появились пять сателлитов вместо четырех.
Задний дифференциал при стандартной схеме мог быть или свободным, или (опционально) самоблокирующимся дифференциалом типа Torsen.
Примечание. Необходимо пояснить — технический английский язык все самоблокирующиеся дифференциалы называет единым понятием LSD (Limited Slip Diff. — ограниченного проскальзывания или повышенного трения), однако на самом деле они разделяются, как минимум, на блокирующиеся с «закрытой» вискомуфтой, с «открытой» вискомуфтой, фрикционные и механические.
«Закрытая» вискомуфта начинена силиконовой жидкостью, но ее внутренняя полость не сообщается с картером редуктора. Во фрикционных частичная блокировка осуществляется за счет осевого смещения шестерен приводных валов и трения о корпус дифференциала (здесь как раз и используется LSD-масло). Дифференциалы Torsen работают на ином техническом принципе и используют обычное трансмиссионное масло.
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
---|---|---|---|
Alphard 10 | 2002-2008 | U140F MF2AV | межосевой — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Caldina 215W GTT | 1997-2002 | U140F MF2AV | межосевой — вискомуфта |
Caldina 246 GT4 | 2002-2007 | U140F MF2AV | межосевой — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Harrier 10 | 1997-2003 | U140F MF2AV | межосевой — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Harrier ACU35/GSU3# | 2003-2022 | U140F MF2AV U151F MF2AV | центральный — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Highlander 20 | 2000-2003 | U140F MF2AV | межосевой — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Kluger | 2000-2007 | U140F MF2AV | межосевой — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
RAV4 20 | 2000-2006 | U140F MF2AV | межосевой — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Lexus RX MCU3# | 1998-2003 | U140F MF2AV | межосевой — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Lexus RX350 GSU3# | 2006-2008 | U151F MF2AV | межосевой — вискомуфта |
Та же схема (постоянный 4WD с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка вязкостной муфтой) на исходно-переднеприводных моделях с МКПП:
Несколько позднее появилась наиболее распространенная версия с автоматической блокировкой при помощи вязкостной муфты закрытого типа, аналогичная стандартной схеме второго поколения на моделях с АКПП (см. выше).
Модель | Выпуск | КПП/РК | Блокировка |
---|---|---|---|
Corolla/Sprinter 90 | 1987-1991 | E55F,E59F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Corolla/Sprinter 100 | 1991-2002 | E55F,E59F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Corolla/Sprinter 110 | 1995-2000 | EF55F,E59F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Sprinter Carib 95 | 1990-1995 | E57F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Sprinter Carib 110 | 1995-2002 | E55F,E59F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Carina 170 | 1990-1992 | E55F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Carina 190 | 1992-1996 | E56F,E57F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Carina 210 | 1996-08.1998 | E56F,E57F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Corona 170 | 1989-1992 | E55F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Corona 190 | 1992-1996 | E56F,E57F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Corona 210 | 1996-12.1997 | E56F,E57F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Caldina 190 | 1992-2002 | E56F,E57F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Caldina 215W | 1997-2002 | E150F | центральный — вискомуфта, задний — Torsen |
Carina ED 205 | 1993-1998 | E56F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Corona Exiv 205 | 1993-1998 | E56F EF2AV | центральный — вискомуфта |
Celica 185 | 1989-1993 | E150F,E151F,E152F | центральный — вискомуфта, задний — Torsen |
Celica 205 | 1993-1999 | E154F | центральный — вискомуфта, задний — Torsen |
Camry/Vista 20 | 1988-1990 | E56F2 EF2AV | центральный — вискомуфта |
Camry/Vista 30 | 1990-1994 | E56F2 EF2AV | центральный — вискомуфта |
Camry/Vista 40 | 1994-1998 | E59F EF2AV | центральный — вискомуфта |
RAV4 20 | 2000-2005 | E352F | центральный — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Схема v-flex
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вискомуфтой.
С 1997 года Toyota на большинстве моделей стала реализовывать полный привод по новой моде, известной под общим названием V-Flex Fulltime 4WD. «Честным» его назвать нельзя — реально это схема с подключаемыми задними колесами. Межосевой дифференциал ушел в небытие, а раздаточная коробка упростилась до простого углового редуктора, через который момент отбирается от коробки передач и отправляется по кардану назад, где перед задним редуктором установлена вязкостная муфта (V-Flex II), срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора только если передние колеса начинают «обгонять» задние, то есть при существенной пробуксовке. В остальное время машина остается переднеприводной.
На моделях класса «B» (семейства Starlet, Tercel, а затем первый Vitz) подобная схема упрощенного полного привода с подключаемыми задними колесами появилась еще раньше (в 1990-м), основное отличие — вискомуфта не закреплена на заднем редукторе, а соединяет две части карданного вала (V-Flex I).
- позднее и замедленное «срабатывание» вискомуфты,
- невозможность полной блокировки,
- потенциальная опасность при активной езде,
- низкая долговечность и надежность самой вязкостной муфты.
Вариант V-Flex на моделях с ручной коробкой передач полностью аналогичен V-Flex, применяемому на моделях с автоматическими коробками передач. Внутренние различия заключаются в установке вискомуфты: у B-класса (Starlet, Tercel, Vitz 10) — между двумя частями кардана, у D-класса (Corona/Carina/Caldina 210) — на заднем редукторе.
Модель | Выпуск | КПП/РК | Блокировка |
---|---|---|---|
Starlet 80,90 | 1989-1999 | C50F CF1A | — |
Tercel 40,50 | 1990-1999 | C50F CF1A | — |
Vitz/Platz 10,20 | 1999-2005 | C50F CF1A | — |
Probox/Succeed 50 | 2002-.. | C50F CF1A | — |
Carina 210 | 08.1998-2001 | S55F EF2A | — |
Corona 210 | 12.1997-2001 | S55F EF2A | — |
Caldina 215G | 1997-2002 | S55F EF2A | задний — Torsen (GT) |
Схема vsc
Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, электронная эмуляция блокировок.
VSC является вариацией стандартной схемы второго поколения без муфт блокировки дифференциалов. Вместо них эмуляция блокировок осуществляется при помощи системы VSC/TRC/ABS — буксующее колесо принудительно подтормаживается, тем самым момент на другом колесе той же оси увеличивается.
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
---|---|---|---|
Harrier MCU35 | 2003-2006 | U140F’ | — |
Highlander 20 | 2003-2007 | U140F’ | — |
Highlander 40 | 2007-.. | U151F | — |
Sienna 20 | 2003-2022 | U151F | — |
Lexus RX MCU35 | 2003-2006 | U140F’ MF2A | — |
Тойота исис 4вд как работает задний привод
Eugenio,77
mail@newniva.ru
© newniva.ru
Feb 2004 — Feb 2021
Краткий обзор основных схем реализации полного привода на автомобилях Toyota начнем с наиболее массового варианта — с поперечным расположением двигателя и автоматической трансмиссией.
1.1. Постоянный полный привод |
Постоянный полный привод. Межосевой дифференциал — симметричный конический (распределение момента между передними и задними колесами 50/50), блокировка — многодисковой гидромеханической муфтой.
A241H — коробка передач с простым гидравлическим управлением и контроль блокировки в ней достаточно примитивен (подробное описание — «АКПП A241H»), тогда как в более совершенной A540H реализовано полноценное электронное управление с обратной связью (подробное описание — «АКПП A540H»).
Максимальный коэффициент блокировки реализуется системой управления в диапазонах «L» и «R».
Включаемый с помощью кнопки режим «C.DIFF AUTO» разрешает блоку управления автоматически выбирать коэффициент блокировки в зависимости от условий движения, при его отключении межосевой дифференциал остается в свободном состоянии. Кнопка присутствует на всех моделях с A241H и на ранних моделях с A540H (на моделях после 1994 г. кнопка отсутствует и автоматический режим задействован постоянно).
Номинальным для повседневной езды является именно автоматический режим, его отключение предусматривается только при буксировке машины или использовании запасного колеса-докатки (выдержка из инструкции).
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
Caldina 190 | 1992-2002 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Carina 190 | 1992-1996 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Carina 210 | 1996-08.1998 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Carina ED 200 | 1993-1998 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Corolla / Sprinter 90 | 1987-1992 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Corolla / Sprinter 100 | 1992-2002 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Corolla / Sprinter 110 | 1995-2000 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Corolla Spacio 110 | 1997-2002 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Corona 190 | 1992-1996 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Corona 210 | 1996-12.1997 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Corona Exiv 200 | 1993-1998 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Ipsum 10 | 1996-04.1998 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
RAV4 10 | 1994-2000 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением, задний — Torsen (опция) |
Sprinter Carib 95 | 1988-1995 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Sprinter Carib 110 | 1995-2002 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Vista / Camry 20 | 1988-1990 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Vista / Camry 30 | 1990-1994 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Vista / Camry 40 | 1994-1998 | 4AT A540H AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Постоянный полный привод. Межосевой дифференциал — симметричный конический (распределение момента между передними и задними колесами 50/50), блокировка — вязкостной муфтой.
В данной схеме часто использовался опциональный задний самоблокирующийся дифференциал типа Torsen.
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
Alphard 10 | 2002-2008 | 4AT U140F MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Caldina 215W GTT | 1997-2002 | 4AT U140F MF2AV | межосевой — вискомуфтой |
Caldina 246 GT4 | 2002-2007 | 4AT U140F MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Harrier 10 | 1997-2003 | 4AT U140F MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Harrier ACU35/GSU3# | 2003-2022 | 4AT U140F MF2AV 5AT U151F MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Highlander 20 | 2000-2003 | 4AT U140F MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Kluger | 2000-2007 | 4AT U140F MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Lexus RX MCU3# | 1998-2003 | 4AT U140F MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Lexus RX350 GSU3# | 2006-2008 | 5AT U151F MF2AV | межосевой — вискомуфтой |
RAV4 20 | 2000-2006 | 4AT U140F MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Постоянный полный привод. Межосевой дифференциал — симметричный конический (распределение момента между передними и задними колесами 50/50), свободный.
Эмуляция блокировок осуществляется при помощи системы стабилизации (VSC) — буксующее колесо принудительно подтормаживается, тем самым момент на другом колесе той же оси увеличивается. Аналогичным образом момент перераспределяется между передней и задней осями.
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Harrier MCU35 | 2003-2006 | 4AT U140F’ |
Highlander 20 | 2003-2007 | 4AT U140F’ |
Highlander 40 | 2007-2022 | 5AT U151F |
Sienna 20 | 2003-2022 | 5AT U151F |
Lexus RX MCU35 | 2003-2006 | 4AT U140F’ MF2A |
1.2. Подключаемый полный привод |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вязкостно-фрикционной муфтой.
Муфта RBC соединяет две части промежуточного карданного вала и срабатывает при пробуксовке передних колес, в остальное время машина остается переднеприводной.
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
bB 30 | 2000-2005 | 4AT U340F |
Funcargo | 1999-2005 | 4AT U340F |
Ist 60 | 2002-2007 | 4AT U340F |
Platz | 1999-2005 | 4AT U340F |
Porte 10 | 2004-2022 | 4AT U340F |
Raum 10 | 1997-2003 | 4AT A244F CF1A |
Raum 20 | 2003-2022 | 4AT U340F |
Starlet 80 | 1989-1996 | 4AT A244F CF1A |
Starlet 90 | 1996-1999 | 4AT A244F CF1A |
Tercel / Corsa / Corolla II 40 | 1990-1994 | 4AT A244F CF1A |
Tercel / Corsa / Corolla II 50 | 1994-1999 | 4AT A244F CF1A |
Vitz 10 | 1999-2005 | 4AT U340F MF1A |
Will Cypha | 2002-2005 | 4AT U340F |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вязкостно-фрикционной муфтой.
Вискомуфта соединяет две части промежуточного карданного вала и срабатывает при пробуксовке передних колес, в остальное время машина остается переднеприводной.
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Probox / Succeed 50 | 2002-2022 | 4AT U340F |
Probox / Succeed 160 | 2022-.. | CVT K310F |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вязкостной муфтой.
Вискомуфта, заполненная силиконовой жидкостью, соединяет карданный вал с входным валом заднего редуктора, срабатывает при существенной пробуксовке передних колес, в остальное время машина остается переднеприводной.
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Avensis 250 | 2003-2008 | 4AT A248F |
bB 20* | 2006-2022 | — |
Belta | 2005-2022 | 4AT U441F |
Caldina 215G | 1997-2002 | 4AT A241F,A243F MF1A |
Caldina 240 | 2002-2007 | 4AT A248F MF1A |
Camry / Camry Gracia / Mark II Qualis V20 | 1997-2001 | 4AT A541F |
Camry V30 | 2001-2006 | 4AT U140F» |
Camry V40 | 2006-2022 | 4AT U140F» |
Carina 210 | 08.1998-2001 | 4AT A241F,A243F MF1A |
Corolla / Fielder / Runx / Allex 120 | 2000-2006 | 4AT U340F,U341F MF1A |
Corolla Axio / Fielder 140 | 2006-2022 | CVT K310F, K311F |
Corolla Spacio 120 | 2001-2007 | 4AT U341F |
Corona 210 | 12.1997-2001 | 4AT A241F,A243F MF1A |
Duet* | 1998-2004 | — |
Matrix 130 | 2002-2006 | 4AT U341F |
Opa | 2000-2005 | 4AT U341F MF1A |
Passo 10* | 2004-2022 | — |
Passo 20* | 2022-2022 | — |
Passo 700* | 2022-.. | — |
Pixis Epoch LA310* | 2022-2022 | — |
Pixis Epoch LA360* | 2022-.. | — |
Pixis Joy* | 2022-.. | — |
Pixis Mega* | 2022-.. | — |
Pixis Space* | 2022-.. | — |
Premio / Allion 240 | 2001-2007 | 4AT U341F MF1A |
Premio / Allion 260 | 2007-2022 | CVT K311F |
Ractis 100 | 2005-2022 | 4AT U340F |
Sienta 80 | 2003-2022 | 4AT U340F |
Tank / Roomy* | 2022-.. | — |
Vista 50 | 1998-2003 | 4AT U240F MF1A |
Vitz 90 | 2005-2022 | 4AT U441F |
Voltz | 2002-2004 | 4AT U341F |
Will VS | 2001-2004 | 4AT U341F |
* — модели Daihatsu, реализуемые под маркой Toyota
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес электромеханической муфтой.
Муфта соединяет карданный вал с входным валом заднего редуктора. В большинстве случаев машина остается переднеприводной, однако при необходимости система управления автоматически поддерживает запрограммированное значение момента, передаваемого на задние колеса.
Изначальное наименование — «Active Torque Control», после 2022-го на некоторых моделях система получает обозначение «Dynamic Torque Control».
Существует несколько вариантов реализации управления со стороны водителя:
• С кнопкой «AUTO» (легковые модели и минивэны) — режимы «AUTO 4WD» и «2WD». В выключенном состоянии привод осуществляется только на передние колеса, во включенном — блоку разрешается управление автоматическим подключением задних колес.
• С кнопкой «LOCK» (паркетники) — режимы «AUTO 4WD» и «LOCK». Обычным является режим автоматического управления подключением полного привода, нажатие кнопки заставляет блок поддерживать максимально возможную степень блокировки электромеханической муфты.
• Без кнопок (некоторые модели японского рынка) — постоянно задействован режим автоматического управления полным приводом.
—>
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Alphard / Vellfire 20 | 2008-2022 | 6AT U660F |
Alphard / Vellfire 30 | 2022-.. | CVT K115F |
Auris 150 | 2007-2022 | CVT K310F,K311F |
Auris 180 | 2022-2022 | CVT K310F |
Blade 150 | 2007-2022 | CVT K112F |
C-HR | 2022-.. | CVT K313F |
Camry V70 | 2020-.. | — |
Corolla Axio 160 | 2022-.. | CVT K310F |
Corolla Fielder 160 | 2022-.. | CVT K310F |
Corolla Rumion 150 | 2007-2022 | CVT K311F |
Corolla Sport 210 | 2022-.. | CVT K310F |
Corolla Cross | 2021-.. | — |
Estima 40 | 1999-2006 | 4AT U140F»’ |
Estima 50 | 2006-2022 | 6AT U660F»’ |
Gaia | 1998-2004 | 4AT A243F MF1A |
Harrier 60 | 2022-2020 | CVT K114F |
Harrier 80 | 2020-.. | CVT K120F |
Highlander 50 | 2022-2022 | 6AT U660F |
Highlander 70 (lo grade) | 2022-.. | 8AT UA80F |
Ipsum 10 | 04.1998-2001 | 4AT A243F MF1A |
Ipsum 20 | 2001-2009 | 4AT A243F MF1A |
Isis | 2004-2022 | CVT K111F, K311F |
Ist 110 | 2007-2022 | CVT K310F |
Lexus NX GZ15 | 2022-.. | 6AT U661F |
Lexus RX GGL15 | 2008-2022 | 6AT U660F |
Lexus RX AL20 | 2022-.. | 6AT U661F, 8AT U881F |
Mark X Zio | 2007-2022 | CVT K112F |
Matrix 140 | 2008-2022 | 4AT U140F» |
Nadia | 1998-2003 | 4AT A243F MF1A |
Noah / Voxy 60 | 2001-2007 | CVT K111F, 4AT A248F |
Noah / Voxy 70 | 2007-2022 | CVT K111F |
Noah / Voxy / Esquire 80 | 2022-.. | CVT K114F |
Porte / Spade 140 | 2022-2020 | CVT K310F |
Premio / Allion 260 | 2022-.. | CVT K311F |
Ractis 120 | 2022-2022 | CVT K310F |
Raize* | 2022-.. | — |
RAV4 30 / Vanguard | 2006-2022 | CVT K111F,K112F, 5/6AT U151F, U660F |
RAV4 40 | 2022-2022 | CVT K111F, 6AT U660F,U760F |
RAV4 50 (low grade) | 2022-.. | 8AT UB80F, CVT K120F |
Sienna 30 | 2022-2020 | 6AT U660F |
Sienta 170 | 2022-.. | CVT K310F |
Venza 10 | 2008-2022 | 6AT U660F, U760F |
Vitz 130 | 2022-2020 | CVT K310F |
Wildlander | 2020-.. | CVT K120F |
Wish 10 | 2003-2009 | 4AT U341F |
Wish 20 | 2009-2022 | CVT K311F |
Yaris 210 | 2020-.. | — |
Yaris Cross | 2020-.. | — |
* — модели Daihatsu, реализуемые под маркой Toyota
Постоянный передний привод, без межосевого и заднего дифференциалов, подключение задних колес независимыми муфтами.
В большинстве случаев машина остается переднеприводной, при необходимости система управления автоматически регулирует значение момента, передаваемого на каждое из задних колес. Кроме того, предусмотрено размыкание силовой передачи в раздаточной коробке и заднем редукторе, чтобы в режиме 2WD карданный вал и шестерни не вращались впустую.
Официальное наименование — «Dynamic Torque Vectoring AWD», схема представлена в 2022 году.
Подробное описание и неисправности — «Полный привод Toyota. DTV AWD»
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Highlander 70 (hi grade) | 2022-.. | 8AT |
RAV4 50 (hi grade) | 2022-.. | 8AT UB80F, CVT K120F |
Wildlander (hi grade) | 2020-.. | CVT K120F |
1.3. Электрический полный привод |
1.3.1. Схема E-4WD (E-Four) |
Постоянный передний привод, без механической связи между осями, подключаемый привод задних колес отдельным электродвигателем.
Применяются два типа задних силовых модулей с электродвигателем и редуктором — классический трехвальный (в нескольких вариантах мощности и крутящего момента) и компактный двухвальный с маломощным электромотором (HV4WD).
Модель | Выпуск | Задний электромотор (кВт/Нм) |
Alphard ATH10 | 2003-2008 | 1FM (18/108) |
Alphard/Vellfire ATH20 | 2008-2022 | 2FM (50/130) |
Alphard/Vellfire AYH30 | 2022-.. | 2FM (50/139) |
Camry AXVH75 | 2022-.. | 1MM (5.3/55) |
Corolla ZWE214W | 2022-.. | 1MM (5.3/55) |
Corolla Touring ZWE214W | 2022-.. | 1MM (5.3/55) |
Estima AHR10 | 2001-2006 | 1FM (18/108) |
Estima AHR20 | 2006-2022 | 2FM (50/130) |
Harrier MHU38 | 2005-2022 | 2FM (50/130) |
Harrier AVU65 | 2022-2020 | 2FM (50/139) |
Harrier AXUH85 | 2020-.. | 4NM (40/121) |
Highlander MHU28 | 2005-2007 | 2FM (50/130) |
Highlander MHU48 | 2007-2022 | 2FM (50/130) |
Highlander GVU48 | 2022-2022 | 2FM (50/130) |
Highlander GVU58 | 2022-.. | 2FM (50/139) |
Highlander AXUH78 | 2022-.. | 4NM (40/120) |
Kluger MHU28 | 2005-2007 | 2FM (50/130) |
Lexus RX400h MHU38 | 2005-2008 | 2FM (50/130) |
Lexus RX450h GYL15 | 2009-2022 | 2FM (50/130) |
Lexus RX450h GYL25 | 2022-.. | 2FM (50/139) |
Lexus NX300h AYZ15 | 2022-.. | 2FM (50/139) |
Lexus UX250h MZAH15 | 2022-.. | 1MM (5/55) |
Mitsuoka Buddy | 2020-.. | 4NM (40/121) |
Prius ZVW55 | 2022-.. | 1MM (5.3/55) |
RAV4 AVA44 | 2022-.. | 2FM (50/139) |
RAV4 AXAH54 | 2022-.. | 4NM (40/120) |
RAV4 PHV AXAP54 | 2020-.. | 4NM (40/121) |
Sienna 40 | 2020-.. | — |
Suzuki Across | 2020-.. | 4NM (40/121) |
Venza | 2020-.. | — |
Wildlander | 2020-.. | 4NM (40/120) |
Yaris MXPH15 | 2020-.. | 1MM (5.3/52) |
Yaris Cross MXPJ15 | 2020-.. | 1MM (5.3/52) |
Условные обозначения: TM — трансмиссия (коробка передач, вариатор), TR — раздаточная коробка, FD — передний дифференциал, RD — задний дифференциал, CD — межосевой дифференциал, CDC — гидромеханическая муфта, VC — вязкостная муфта, EC — электромеханическая муфта.
Развитие, эффективность, надежность |
Отсчет времени для тойотовского 4WD на исходно-переднеприводных машинах можно вести с 1988 года.
Схема STD I, появившаяся в самые «тучные годы» японского автомобилестроения, так и осталась наиболее совершенной, надежной и эффективной среди всех вариаций полного привода легковых тойот. Этот «Full-Time 4WD» действительно был постоянным, полным и, что немаловажно, строился на базе беспроблемных и выносливых автоматических коробок. Единственный принципиальный недостаток (по современным меркам) — это отсутствие каких-либо межколесных блокировок, что делает машины чувствительными к условному диагональному вывешиванию. К сожалению, выпуск последних моделей с STD I завершился еще в 2002 году.
Для моделей самого младшего B-класса тойотовцы ограничились подключаемым полным приводом по схеме V-Flex I и придерживались этой концепции с конца 1980-х вплоть до 2022-х. В настоящее время схема применяется на единственной, утилитарной модели Toyota.
Затяжной кризис 1990-х сделал новым трендом тотальную экономию — на материалах, на полезных опциях, и, конечно же, на совершенстве конструкций. Для тойотовского 4WD перелом наступил после 1997-го — с запуском и массовым внедрением схемы V-Flex II одна из самых продвинутых систем менялась на самую примитивную. Ее врожденные недостатки общеизвестны:
— запаздывающее «срабатывание» вискомуфты,
— ограниченная степень блокировки,
— потенциальная опасность при активной езде,
— низкая долговечность самой муфты.
Разумеется, даже такой сомнительный 4WD оставался предпочтительнее монопривода, но проблема в том, что опытным тойотовладельцам было с чем его сравнивать. После 2022-го на собственных тойотовских разработках V-Flex II больше не применяется, оставаясь атрибутом только ребейджинговых моделей Daihatsu.
Наиболее распространенный сегодня в мире тип полного привода — с электромеханической муфтой подключения задних колес — появился на тойотах еще в 1998-м (ATC). Изначально — на минивэнах, но постепенно он пришел и в младшие классы, вытеснив V-Flex, и на паркетники, ликвидировав остатки full-time. Недостатки схемы:
— ограниченная степень блокировки,
— ограниченное время работы под нагрузкой,
— износ опорных подшипников муфты (подробнее см. «Ремонт муфты ATC 4WD»).
В целом, по эффективности ATC не дотягивает до постоянного полного привода, но ощутимо превосходит V-Flex.
Стоит отметить еще один момент — конец 1990-х ознаменовался появлением новых моделей автоматов Toyota/Aisin (последние версии серии A24#, U-серии), ресурс которых по сравнению с предшественниками радикально уменьшился, что было особенно ощутимо в условиях повышенных нагрузок от полного привода. В итоге, 4WD-трансмиссии стали не только менее эффективными, но одновременно и менее надежными.
Для только набиравшего в то время обороты класса паркетников/кроссоверов тойотовцы сохранили постоянный полный привод в максимально упрощенном варианте (STD II), который фактически позаимствовали у прежних моделей с механическими коробками (разве что поместив в межосевой дифференциал пять сателлитов вместо четырех). Ожидаемо низкая эффективность вязкостных муфт по сравнению с гидромеханическими отразилась на эксплуатационных характеристиках и в этом случае.
К середине 2000-х развитие технологий позволило полностью отказаться от вискомуфт, оставив все три дифференциала свободными (VSC ) — теперь блокировки эмулировались с помощью тормозной системы. Такое решение оставалось в производстве не слишком долго и уже спустя поколение все паркетники получили полный привод типа ATC.
Вообще, с активным внедрением систем стабилизации (у японских марок — со второй половины 2000-х) и появлением эмуляции блокировок межколесных дифференциалов с помощью тормозов, в мире начался новый этап развития полного привода. У некоторых производителей связка подключаемого 4WD и ESP дает лучший эффект, чем даже некоторые варианты классического постоянного полного привода с излишне «мягкой» блокировкой центра или ее эмуляцией. Но не в случае Toyota — сравнивая реальное поведение современных паркетников разных марок нужно признать — тойотовские настройки подключаемого полного привода и эмуляции межколесных блокировок являются крайне неудачными. Некоторые качественные улучшения здесь наметились только с выходом новых моделей в самом конце 2022-х.
Не лучшим образом отразился на возможностях полного привода отказ от автоматов в пользу вариаторов, постепенно идущий с середины 2000-х (моноприводные версии получали их еще раньше). Если для легких машин младших классов это не так принципиально, то для минивэнов и, тем более, кроссоверов именно вариатор становится наиболее узким, уязвимым и дорогим местом в цепи передачи мощности от двигателя к колесам.
Еще один тип условно полного привода, известный еще с 2001-го, сформировали многочисленные гибридные модели (E-4WD). При внешней заманчивости идеи, красивых цифрах и графиках крутящего момента заднего электромотора, в реальности тяговые возможности не оправдали ожиданий — по эффективности E-4WD не дотягивает даже до ATC аналогичных не-гибридных моделей.
Собственную схему, работающую по принципу «torque vectoring» (DTV) Toyota представила только в 2022-м, лет на восемь позже ниссана, почти на пятнадцать позже хонды и спустя два десятилетия после MMC. Potius sero quam nunquam.
Источник
Чем плох v-flex?
- Чтобы муфта начала работать, по определению необходима пробуксовка передних колес. Только при этом появится ощутимая разность частоты вращения между ее дисками, начнется разогрев и «затвердевание» рабочей жидкости. Но вот машина может «закопаться» быстрее, чем ее успеют стронуть задние колеса.
- Блокировка вязкостной муфтой никогда не бывает стопроцентной и при максимальном усилии диски все равно будут проскальзывать.
- Перегрузку легче переносят массивные элементы настоящего 4WD с жесткими связями, чем элементы довольно нежной муфты.
- Подключаемый вискомуфтой задний привод потенциально опасен при быстрой езде, особенно в повороте — поэтому во избежание случайного подключения моста (с забросом машины и всеми вытекающими последствиями) муфту делают с «мягкой характеристикой», чтобы она реагировала только на достаточно большую и длительную разницу в частоте вращения — что совсем не идет на пользу проходимости.
В общем, по своей функциональности V-Flex хуже полноценного 4WD, который стоял на 195-й Caldin’е, но тем не менее лучше, чем ничего — просто «полный привод на всякий случай».