Информацию по регулировке нашёл в книге Вахламов В.К. Автомобиль «Нива» ВАЗ-2121: Учеб. пособ. для учащихся ПТУ. -2-е изд., перераб. и доп. -М.:
Транспорт, 1987 г.
Внимание!!! Приспособления для Нивы на соболевских дисках, резина 235/60 R16, на других дисках возможно изменение размеров приспособлений.
Приспособление для регулирования развала:
Изготовлен и профильной трубы 20х40 мм, сверху приварен кусочек электрода для фиксации отвеса. По бокам приварены пластины из стали 1,5 мм.
Приспособление для регулировки схождения:
Изготовлено из профильной
трубы 20х20мм, болты 8х100 — 2 шт., для болта к трубе приварены гайки М8. Болт М8 должен находиться на уровне середины диска.
Я выставлял отклонение 1,5-2 мм отвеса от кронштейна (могу ошибаться, надо ещё пересчитать через тангенс угла).
Регулируем схождение колёс:
Выставляем схождение 2-4 мм.
После этого машина хорошо держит дорогу и рулится.
Из книги Ремонтируем Нива ВАЗ-21213, -21214, издательство За рулём:
Дополнение от 19.10.09, автор Pilot.
Нужно не забыть установить машину на идеально ровную поверхность!!! Можно попробовать поставить машину на толстые швеллеры, которые предварительно выровнять по строительному уровню.
Используя свой многолетний опыт работы на
поприще регулировки «схода-развала» (далее
СР), хотел бы поделиться с вами своими
мыслями по этому поводу, дать некоторые
рекомендации и полезную информацию.
Итак, вам необходимо сделать СР. Что нужно
сделать перед визитом на сервис?
- Покрышки слева и справа должны иметь
одинаковую размерность и быть идентичны
по модели. - Все четыре колесных диска должны быть
абсолютно одинаковые по всем параметрам (посадочный
диаметр, ширина, вылет). Это условие
особенно важно для регулировок на
компьютерных стендах. - Параметры дисков должны
соответствовать техническим требованиям
вашего автомобиля. Так, например,
нежелательно ставить на ВАЗ-08(09) диски от
«классики» и наоборот, т. к. они имеют
разный вылет, что приводит к изменению
плеча обката колеса, заданного
конструкцией подвески. То же самое будет
при использовании на Ниве волговских
дисков и вообще — дисков с вылетом меньше
штатного. - Если ваше желание сделать СР связано с
установкой нового комплекта резины, то не
спешите устанавливать резину на
автомобиль, пока как следует не
отдефектуете ходовую часть и не
устраните неисправности. Частенько
бывают такие случаи, когда клиент, «переобувшись»,
приезжает на СР, а мастер находит у него
какую-то неисправность, не позволяющую
сделать эту операцию. Хорошо, если этот
дефект можно устранить на месте, но
бывает так, что неисправность имеет более
глобальный характер, что не позволяет
устранить ее сейчас же, т. к. требует от
клиента больших материальных затрат. И
приходится ему энное количество времени
ездить на новой резине без СР, что иногда
бывает губительно для оной. - Обратите внимание, какое положение
занимает руль вашей машины при движении
по прямой и одинаковое ли количество
оборотов он имеет влево и вправо от этого
положения. Впоследствии, заострите
внимание мастера на этой информации. - Выровняйте давление в колесах согласно
инструкции.
Конечно, все перечисленные выше пункты
хороший мастер по СР должен отследить сам.
Но это уж, как говорится, на кого нарветесь.
Поэтому лучше перестраховаться.
Итак, вы уже у ворот автосервиса. Если вы
здесь впервые и никто из ваших знакомых
здесь тоже не бывал, то основная задача не
нарваться на откровенную «лажу».
Несколько советов.
- Не мешало бы поинтересоваться, имеется
ли у сервиса сертификат качества на
данный вид услуг. - Узнайте, какой объем работ входит в
предложенные расценки. До сих пор еще
существуют «заповедники», где
ограничиваются только развалом и
схождением, а про кастер и слыхом не
слыхивали, не говоря уж о смещениях
передней и задней осей и т. д. - Внимательно наблюдайте за процессом
проверки и регулировки.
Процесс регулировки СР
Перед началом регулировки опытный мастер
должен внимательно осмотреть машину,
произвести диагностику ходовой части,
проверить давление в колесах. При
обнаружении недостатков поставить в
известность клиента и отсрочить выполнение
СР до устранения неисправностей.
Обязательной составной частью
подготовительных операций является
операция «компенсации биения обода
колеса». Практически любой колесный диск
имеет искажения геометрической формы.
Чтобы исключить влияние этих искажений на
результаты регулировки и проводится
операция «компенсации». Внешне это
выглядит так: вывешивается передний (или
задний) мост автомобиля, навешиваются
приборы на колеса, и каждый прибор
индивидуально регулируется под то колесо
на котором он находится. В принципе этих
тонкостей знать рядовому автолюбителю
необязательно. Но если вы вдруг заметили,
что мастер пропустил эту операцию, это
должно вас насторожить. Исключение
составляют стенды последнего поколения (т.
н. 3D-технология), где «компенсация»
производится без вывешивания мостов, а
путем прокатывания машины взад-вперед.
Следующий этап: общая диагностика
геометрии ходовой части согласно
показаниям приборов и выявление
недостатков, которые могут влиять на
устойчивость и управляемость автомобиля
независимо от качества регулировки СР (смещение
лонжеронов, смещение мостов и т. п.).
Понятие СР вмещает в себя не только
регулировку развала и схождения, но и замер
и по возможности регулировку еще
нескольких параметров, о которых я расскажу
ниже.
Оптика или компьютер?
Перед клиентом всегда стоит вопрос, куда
ехать: на оптический или на компьютерный
стенд? Разрешу извечные споры на эту тему:
можно сделать ОДИНАКОВО ПЛОХО как на первом,
так и на втором. В конечном итоге все
зависит от мастерства «развальщика» и
от того, с какой любовью он относится к
своему оборудованию и вообще — к своей
профессии. Стенд может быть наикрутейшим,
но если он не проходит регулярную проверку
и не откалиброван должным образом, то вся
его точность сводится на «нет».
Оптические стенды более просты, но
надежны в эксплуатации. Правда, точность
измерения на порядок ниже. Существенным
недостатком оптических стендов является то,
что он единовременно может диагностировать
только одну ось (переднюю или заднюю). Как
правило делается только «передок» и мы
не видим, что творится с задним мостом.
Между тем, погрешности углов заднего моста
могут влиять на управляемость и
устойчивость автомобиля в несколько раз
сильнее, чем передний мост. На оптическом
стенде не видно очень важного параметра —
повернутости заднего моста, которая задает
т. н. «угол движения» автомобиля.
Поэтому при регулировке на оптическом
стенде всегда остается вероятность того,
что руль будет иметь некоторый наклон при
движении а/м по прямой.
Компьютерный стенд с замкнутым контуром
измерения свободен от этого недостатка.
Кроме того, на нем знающий специалист легко
может выявить все недостатки в геометрии
кузова (была машина в аварии или нет),
поскольку диагностируются оба моста
одновременно, их взаимное расположение по
отношению к оси симметрии автомобиля (повернутость,
смещение и т. д.). Но оговорюсь сразу:
существуют компьютерные стенды с
незамкнутым контуром измерения и стенды
старых годов выпуска с несовершенными
программами. Их функциональность гораздо
ниже предыдущих. Поэтому надо знать, куда
ехать.
Еще один «плюс» компьютерной
регулировки состоит в получении
документальной распечатки результатов
регулировки. Другое дело, что не каждый в
состоянии понять, что обозначают те или
иные напечатанные там параметры. Желающим
могу по возможности разъяснить их.
Развал
передний (Camber) — это угол наклона колеса
по отношению к дорожному покрытию в
вертикальной плоскости (угол «альфа»
на рисунке). Если верхняя часть колеса
наклонена к центру автомобиля, то развал
отрицательный, если наружу, то
положительный. В нашем случае развал
составляет: для левого колеса — +33′ (минуты)
для правого — +36′. Оба значения находятся в
поле допуска. Важно! Левый и правый развал
по величине должны быть максимально
приближены друг другу. Разность между ними
выражает следующий параметр.
Разность развалов не должна превышать
30′, т. к. может вызывать увод а/м от
прямолинейного движения.
Продольный наклон оси поворота — кастер (Caster)
— угол между осью поворота колеса и
вертикалью на виде сбоку. Кастер является
очень важным параметром. Разница в
значениях кастера для левого и правого
колес свыше допустимых значений приводит к
уводу а/м в сторону колеса, имеющего меньшее
значение. Разность значений кастера
выражается следующим параметром.
Разность наклонов — получается в
результате вычитания из большего значения
кастера одного из колес — меньшего и не
должна превышать 30′ (в нашем случае
составляет 7′).
Поперечный наклон оси поворота (King-pin) —
то угол наклона оси поворота колеса в
поперечной плоскости при виде спереди (угол
«бета» на первом рисунке). Задается
конструкторами для т. н. весовой
стабилизации передних колес. На «Ниве»
значения этого угла изменяются вместе с
изменением развала.
Хочу поставить в известность владельцев
Нив о том, что это уникальный в своем роде
автомобиль. На нем предусмотрена
регулировка смещения передней оси
независимо от регулировки кастера (этого я
за свой многолетний опыт работы не встречал
ни на одном другом а/м). Правда, операция эта
довольно трудоемкая и как правило не входит
в цену СР.
Суть проблемы на большинстве а/м состоит в
том, что: теоретически смещение передней
оси изменяется вместе с изменением кастера
(выполняется одним и тем же регулировочным
узлом). При этом получается следующая
картина: при введении значений разницы
кастера для левого и правого колес в
допустимые пределы смещение передней оси
тоже должно автоматически устанавливаться
в допустимых пределах. Но это справедливо
лишь в ситуации, когда у автомобиля все в
порядке с геометрией передка. На а/м с
нарушенной геометрией при нормальном
значении смещения пер. оси получается
большая разница в значении кастера для
левого и правого колес (что неизбежно
приводит к уводу а/м). Выправляем кастер —
уходит значение смещения оси.
На «Ниве» же есть регулировка смещения
передней оси, которая находится на нижнем
рычаге передней подвески. На оси нижнего
рычага имеется два комплекта
регулировочных шайб, переставляя которые
можно сдвигать рычаг вперед или назад,
выравнивая смещение оси. При этом
естественно изменяется и кастер. Но кастер
потом вводится в норму регулировкой в
верхнем рычаге (вместе с регулировкой
развала).
Перейдем к заднему мосту. Следующие
четыре параметра (схождение раздельное,
схождение суммарное, развал и разность
развалов) аналогичны передним.
Угол движения (Trust-angle) — характеризует
повернутость заднего моста относительно
оси симметрии автомобиля. Внимание!
Важный параметр! Чем ближе к нулю, тем
лучше. Положительное значение означает
повернутость вправо, отрицательное — влево.
«Ноль» — мост стоит строго
перпендикулярно оси симметрии автомобиля.
Предельно допустимые величины: до 20 минут (но
это нежелательно, т. к. даже при этих
отклонениях автомобиль едет как бы немного
боком, пусть даже незаметно на глаз, что
приводит к плохому поведению а/м на дороге,
особенно скользкой). Отклонения больше
допустимых требуют оперативного
вмешательства (даже на нерегулируемом
мосту нужно изыскивать способ поставить
его ровно).
Смещение задней оси (Set-back) — см.
смещение передней (аналогично), но
справедливо лишь для машин с независимым
задним мостом.
Значения углов установки
передних колес для Нивы
В мануале указаны значения только для
нагруженного автомобиля: статическая
нагрузка 3140 Н (320 кГ) или четыре человека и 40
кГ в багажнике. Реально при регулировке
салон автомобиля пуст, соответствующие
углы взяты из базы компьютерного стенда.
Наиболее частые огрехи,
проявляющиеся после регулировки СР
Руль стал стоять неровно при движении по
прямой
Причин несколько:
1. Повышенный свободный ход рулевого
управления. СР был выполнен без учета
этого момента и при движении свободный ход
выбирается влево или вправо, что приводит к
небольшому наклону руля.
2. Автомобиль имеет повернутость заднего
моста. СР был выполнен на оптическом стенде
(он не видит и не учитывает этот параметр),
либо на компьютерном стенде, но с
выключенной функцией измерения угла
движения автомобиля.
3. Разное давление в покрышках передних или
задних колес (операцию выравнивания
давления мастер должен был выполнить перед
регулировкой СР).
4. Имеются скрытые дефекты ходовой части,
которые по какой-либо причине не были
обнаружены при дефектовке оной.
5. Иногда бывают случаи, когда руль изменяет
угол своего положения даже при обычной
перестановке передних колес между собой.
Примечание: Если помимо наклона руля
одновременно присутствует увод автомобиля
в сторону, то сначала нужно найти и
устранить причину увода, а затем уже
смотреть истинное положение руля.
Автомобиль уводит в сторону при движении
по прямой
1. Проверьте влияние передних покрышек на
увод, несмотря даже на то, что у вас новая
резина. Поменяйте между собой левое и
правое передние колеса. Если увод при этом
переходит на противоположную сторону, то
дело в резине. Пускайте колеса по кругу и
ищите пару, на которой машина поедет ровно.
Данная причина увода в последнее время
встречается очень часто. Во всем виновато
качество изготовления. Как говорят
специалисты — это т. н. силовая
неоднородность каркаса покрышки.
2. При выполнении СР был продиагностирован
только передний мост автомобиля. Нужно
продиагностировать задний мост. Возможно,
причина кроется в нем (погнутости,
деформации, смещения и т. д.).
3. Имеются скрытые дефекты ходовой части,
которые не были обнаружены при дефектовке.
4. Некачественно выполнен СР. Требуйте
переделать.
До регулировки СР машину не вело, но был
износ резины, после СР появился увод
Скорее всего причина в резине (см. пункт
выше). Автомобиль раньше ехал ровно потому,
что увод, создаваемый резиной, был
уравновешен уводом в противоположную
сторону, создаваемым неправильным СР.
Устраняем одну причину увода (в нашем
случае — СР), вторая остается — появляется
увод.
Основные критерии
необходимости проведения СР на автомобиле
1. После ремонта ходовой части:
— замена рулевых тяг;
— замена шаровых опор;
— замена маятникового рычага;
— замена рулевого редуктора;
— замена рычагов подвески;
— замена сайлентблоков и пружин (обязательна
повторная проверка после 2-3 т. км пробега).
2. После проведения работ по изменению
клиренса автомобиля (осадки).
3. Появился увод, или руль изменил свое
положение при движении по прямой.
4. Автомобиль плохо держит дорогу (рыскает).
5. Автомобиль «тупой» в управлении.
Реакции на движения рулем запоздалые. Тугой
руль.
6. При торможении автомобиль тянет в сторону
или стремится развернуться на скользкой
дороге (при отсутствии неисправности
тормозной системы).
7. После жесткого наезда на препятствия,
сопровождавшегося погнутостью дисков,
пробоем подвески до упоров (и даже если не
присутствуют перечисленные выше явные
признаки, нужно хотя бы провериться).
8. Повышенный износ резины.
9. Если у вас разный радиус поворота влево и
вправо и вы хотите выровнять его (иногда это
сопровождается задеванием колес за
подкрылки при вывернутом до упора руле).
10. Плохой самовозврат руля при выходе из
поворота.
11. После обкатки нового автомобиля или если
вы недавно купили автомобиль бу.
12. Пробег между плановым проведением СР
составляет примерно 15 т. км.
Хотите продать или купить
автомобиль бу?
Какова психология рядового автолюбителя,
покупающего подержанный автомобиль? Что он
смотрит на нем в первую очередь? Внешнее
состояние кузова, работу двигателя, работу
подвески. Факт же наличия геометрических
искажений кузова (последствий аварий или
сильных ударов подвеской о препятствия)
всегда остается фактором риска для
покупателя. Существуют мастера, которые
могут так подготовить машину к продаже, что
«комар носу не подточит»: и блестит как
новая, и дверные зазоры все в норме, а как
начнешь ее диагностировать, так волосы
дыбом встают — не машина , а натуральный «пропеллер».
Поэтому рекомендую, если Вы уверены в своем
«авто» на 100% и хотите хорошо и быстро
продать его, продиагностируйте его на
компьютерном стенде на предмет геометрии
ходовой части и имейте распечатку на руках.
Это зачастую является решающим фактором
для потенциального покупателя. То же самое
при покупке автомобиля. Если у продавца нет
распечатки, предложите ему съездить вместе
с вами на диагностику. Если он решительно
откажется, это должно вас насторожить.
Такую машину лучше не покупать, потом будет
поздно.
Загороднов Борис, 13.02.02.
Рисунки взяты из журнала «За рулем».
От Ведущего FAQ. По последней
информации (29.12.07), подтвержденной Борисом,
он прекратил обслуживание нашемарок.
Эксплуатация каждого автотранспортного средства привод к тому, что в итоге возникает необходимость регулировки развала-схождения колес. Ведь всем известно, что подвеска и рулевой механизм в каждом автомобиле имеют такую конструкцию, которая позволяет обеспечивать повышенные характеристики управляемости и устойчивости на дороге. Внедорожный автомобиль Нива Шевроле предназначен для эксплуатации не только в условиях асфальтного покрытия, но и по пересеченной местности. В ходе такой эксплуатации возникает необходимость чаще прибегать к проверке исправности ходовой части, рулевого управления и подвески. Каждый водитель знает, что периодически необходимо посещать СТО (особенно после того, как “словишь” яму на дороге) для проведения регулировки развал-схождения. Что же это за регулировка, суть ее проведения и можно ли ее сделать для Нивы Шевроле своими руками? Разберемся в этих вопросах подробнее.
Содержание
Что это и зачем нужно
Развал и схождение колес – это основные методики регулирования или выпрямления колес. Со временем, в зависимости от условий эксплуатации Нивы Шевроле, колеса начинают искривляться в разные стороны, что негативно сказывается на ходовке, рулевом управлении и на самой резине, но об этом позже.
Итак, развалом называют угол, который показывает отклонение центральной плоскости колеса от перпендикуляра к горизонтальной плоскости. Если простыми словами, то это параметр, который указывает перекос колес внутрь или наружу. Развал может быть отрицательным или положительным. Отрицательный развал свидетельствует о том, что колеса на Ниве Шевроле наклонены внутрь, а положительный, наоборот, наружу.
Сход – это угол между плоскостью оборота колеса и линией направления движения. Схождение также может быть положительным или отрицательным. Положительное схождение означает, что колеса повернуты внутрь, то есть расстояние между передними точками меньше, чем задними, а отрицательное, наоборот, наружу.
Последствия нарушенного развала и схождения
Развал и схождение – это основные процедуры, которые выполняются на любых СТО. К тому же услуга эта не очень дорогая, поэтому ее может позволить себе выполнить каждый автовладелец. Но вот чтобы убедиться в том, что мастера на СТО все выставили правильно, следует разбираться в принципе регулировке. Но прежде выясним, что страдает в первую очередь, если один из данных показателей на Ниве Шевроле нарушен.
Если нарушен развал колес на Ниве Шевроле, то – это приводит к неравномерному и быстрому износу протектора шин. К тому же неправильное положение колес приводит к проблемам управления автомобиля.
При нарушенном схождении колес возникает также неравномерный износ шин. При положительном схождении быстрому износу подвергается наружная часть шины, а при отрицательном – истирается внутренняя сторона протекторов.
Последствия неправильной регулировки
Когда нужна регулировка колес
Развал и сход колес на Ниве Шевроле, собственно, как и на других автомобилях, потребуется выполнять в следующих ситуациях:
- когда производился ремонт или замена ходовой части;
- подвески;
- рулевого управления;
- после установки амортизаторов и пружин;
- после ремонта шаровых опор, сайлентблоков и т.п..
Также на проверку и регулировку развал-сход колес необходимо заезжать на СТО, когда на дороге была поймана хорошая яма. Конечно, после попадания в яму устранить проблему путем регулировки развала и схождения не обойтись, но – это самое первое, что необходимо сделать. Особенно важно это для автомобилей, которые преодолевают трассы в условиях бездорожья. Хоть на таких автомобилях подвеска рассчитана к агрессивным условиям, но ведь ничто не вечно. Также как утверждают мастера на СТО, автомобили требуют регулировки колес каждые – 5-10 тысяч км пробега, но все зависит от характера эксплуатации.
Признаки того, что требуется регулировка развал-сход колес:
- Замечен неравномерный износ протектора шин.
- При движении по асфальтному покрытию автомобиль поневоле уводит в левую или правую сторону.
- При резком торможении наблюдается занос автомобиля в сторону.
- После поворота руль должен самопроизвольно возвращаться в исходное положение, если этого не происходит, то требуется посещение СТО.
Процесс регулировки сход-развал колес на СТО проводится на современном оборудовании, но вот как провести эти процедуры своими руками на автомобиле Нива Шевроле, рассмотрим подробнее.
Сход-развал своими руками
Прежде чем приступить к мероприятию, необходимо отыскать ровную площадку с ямой. Внедорожник Нива Шевроле устанавливается на яму, после чего рычаг КПП необходимо установить в нейтральном режиме. Ручник при этом должен быть в крайнем нижнем положении. И еще один момент, прежде чем приступить к мероприятию, необходимо колеса расположить в прямолинейном положении.
Дальнейшие процедуры выполняются в следующем порядке:
- Для вычисления схождения колес, необходимо выяснить расстояние между точкой на ободе с передней и задней его частью. Для выявления этого параметра можно использовать цепочку или телескопическую линейку.
- Линейку необходимо расположить так, чтобы спереди между колесами наконечники трубок были уперты в шины, а цепочки должны прикасаться к земле. Стрелку необходимо установить в нулевое положение.
- После этого автомобиль Нива Шевроле перемещается вперед, и линейка оказывается сзади. При этом стрелка показывает расхождение колес. Если расхождение имеется, то следует произвести ее корректировку.
- Корректировка производится путем вращения соединительных муфт боковых тяг. После того, как будут установлены необходимые параметры, контргайки тяг необходимо затянуть.
- Гораздо сложнее произвести своими руками корректировку развала колес на Ниве Шевроле. Мелом сверху и снизу на покрышке с внешней стороны необходимо сделать по две метки.
- Прикладывается леска с грузиком к крылу, чтобы она совпала с метками. После этого снимаются замеры между нижней и верхней точкой. Замер делается к ободу колеса, но не к покрышке.
- Различие полученных параметров не должно быть более 3 мм.
- Теперь следует повернуть колеса на 90 градусов и прокатить автомобиль немного вперед и проделать аналогичную операцию. Затем колеса проворачиваются на 180 градусов и снова проводятся замеры. Результаты необходимо записать.
- Извлекается колесо с автомобиля.
Гайки с помощью которых осуществляется регулировка
На этом корректировка сход развала колес на Ниве Шевроле закончена и можно проверить правильность выполненных процедур путем выезда на асфальт и на скорости отпустив руль посмотреть, ведет ли авто в сторону. Если да, то что-то было сделано неправильно. Заехав на СТО, можно сделать контрольную проверку, и убедится в том, что корректировка своими руками была проведена правильно.
Разрегулированный сход-развал на Ниве 2121, как и других автомобилях, оборачивается последствиями различной тяжести: от преждевременного износа покрышек до ухудшения курсовой устойчивости и управляемости. Чтобы подобного не произошло, рекомендуется регулярно проверять углы установки колес, а также производить настройку схода-развала своими руками, учитывая особенности модели.
Когда требуется регулировка
Нарушение схода и развала может произойти в связи с:
Диагностика Узнать о проблемах с углами установки колес возможно несколькими способами различной степени точности:
Для определения угла схождения используется отвес.
В качестве условий, необходимых для получения истинных сведений: обеспечить нормативное давления во всех шинах, обеспечить правильность геометрических размеров дисков, установить машину на ровную площадку, нагрузить автомобиль 320 кг на сидячих местах и 40 кг в багажнике. В данных условиях необходимо достичь указанных значений:
Видео, схождение своими руками
Ниже описано, как сделать сход развал самому.
Регулировка углов продольного наклона оси поворота и развала колес
Для исправления углов на Ниве 21214 производится изменение числа регулировочных прокладок, установленных на оси верхнего рычага. Так, при использовании шайб из металла 0,75 мм значения будут варьироваться в соответствии с таблицей:
Чтобы провести настройку, откройте капот и ослабьте гайки крепления верхнего рычага с помощью 19 мм накидного ключа.
В зависимости от зафиксированного отклонения, удалив или добавив, установить необходимое количество прокладок, затянуть гайки моментом 70-80 Н*м и произвести повторный замер.
Регулировка схождения
Чем регулируется? Спец приспособлением 67.7813.9504 и 13 мм ключом.
Ослабьте гайки и стяжные хомуты рулевых тяг.
Установите требуемые длины рулевых трапеций слева и справа.
После завершения регулировки стяжные хомуты затягиваются в положении – прорезью в сторону багажника, не допуская соприкосновения кромок и отклонения от продольной оси более 60º.
Видео 2
Здравствуйте скажите какое количество шайб должно быть на верхнем рычаге нива21214.
именно то, которое необходимо для правильной регулировки.
Разрушение схождения колес своими руками — пошаговая аннотация
Хорошего времени суток, почетаемые автовладельцы? Не пожимайте плечами, дескать, а для чего проживая в городке, знать, как самому сделать разрушение схождение. На каждом шагу 100 либо шиномонтаж, там есть оборудование. Нужно сделать разрушение схождение, взял и заехал.
Вы правы, в городке сейчас совсем не надо забивать для себя голову излишними познаниями об устройстве автомобиля и устранении дефектов. Просто готовьте средства, подъезжайте к автосервису, а там вас и «раскрутят» по полной программке.
А если вы оказались за чертой городка, в поселке либо деревне, где понятия не имеют о том, что такое щит для регулировки колесной базы. Либо линейка регулировки угла схождения колес. А ведь не так и издавна, разрушение схождение своими руками являлась обыденной технологической операцией. Правда и машины тогда были поординарнее, и автосервис отсутствовал.
Основные параметры для развала схождения колес
Итак, волею судеб вы оказались в населенном пт, в каком отсутствует такое благо цивилизации, как автосервис. И, закон «падающего бутерброда» вдруг срабатывает, происходит поломка.
Или для вас придётся поменять амортизатор, или отремонтировать подвеску, к примеру, шаровую опору. В любом из этих случаев после ремонтных работ необходимо сделать разрушение схождение колес. А где сделать разрушение схождение? В гараже бывшего совхоза компьютерный щит регулировки колес как-то не прижился. А вот стародавняя линейка регулировки угла схождения найдётся непременно.
Зачем нам необходимо будет делать, хотя бы простый разрушение схождения своими руками? А чтоб можно было ехать и управлять автомобилем, и чтоб доехать до автосервиса на колесах с обычным протектором, а не на лысой в одну сторону резине.
Параметры развала схождения для всех колес:
- Развалом колёс именуется угол меж вертикалью колеса и плоскостью вращения колеса. При отрицательном развале колесо ориентировано вовнутрь вертикали верхней частью, а при положительном развале высшая часть колеса направляется наружу.
- Схождением колес именуется угол меж направлением движения и плоскостью вращения колеса. Схождение колес измеряется в миллиметрах либо в градусах/минутках.
Сход-развал Нива своими руками.
Тренеруемся , выводоим углы фронтальной подвески Нива 21214! Не судите строго!
Параметры развала схождения для управляемых колес:
- Углом поперечного наклона именуется угол меж проекцией оси поворота на вертикальи поперечную плоскость колеса.
- Продольным углом наклона оси поворота колеса (кастр) именуется угол меж проекцией оси поворота колеса на продольной плоскости и вертикалью. Кастр при проведении правильной регулировке разрушение схождения колес, обеспечивает самовыравнивание колеса за счёт скорости. Обычный кастр равен 6 0.
Как сделать развал на ниве своими руками.
Регулировка угла развала колес
Для того, чтобы сделать развал схождение в полевых условиях, вам понадобится: площадка (ровная, ещё лучше со смотровой ямой), стандартный набор инструментов, мел, шнур-отвес, линейка.
- выставить колеса в положение движения прямо.
- мелом сделать отметки на колесе по диаметру вверху и внизу.
- прикладываем к крылу шнур с отвесом и в месте меток измеряем расстояние от обода до шнура. Разница в измерении должна быть ±3 мм.
- прокатить авто вперед, чтобы метки повернулись на 90 0 и повторить процедуру замера (это делается для чистоты проведения замеров, т.к. ни крыло, ни колесо, ни площадка не являются идеально ровными).
- снять колесо, отпустить два болта крепления кронштейна поворотного кулака и амортизатора.
- сдвигаем поворотный кулак наружу или внутрь на расстояние и в направлении полученное в результате замеров.
- закрепить кронштейн и колесо на место.
Этой процедурой мы добьёмся правильной установки угла развала колеса. Допускаются следующие погрешности нормы угла развала переднего колеса: заднеприводные авто. 1/3 мм; переднеприводные авто.1/1 мм.
Регулировка угла схождения колес
Регулировка схождения колес производится специальной телескопической линейкой. Обязательно ровная поверхность и колеса в направлении «прямо».
- мелом на внутренней стороне покрышки, вплотную к диску на обоих колесах ставим метки – точки.
- линейка устанавливается концами в эти точки так, чтобы не касаться никаких деталей кузова, подвески и т.д., и фиксируется. При этом «0» совмещаем с неподвижным указателем шкалы.
- чуть двигаем авто вперед, так, чтобы линейка смещалась назад, не касаясь никаких деталей.
- проверяем показания. Расстояние между колесами стало меньше – укорачиваем рулевые тяги, если больше, то удлиняем рулевые тяги. Регулируем длину тяг с помощью муфты.
Таким образом, проведенная регулировка развала схождения колес своими руками в полевых условиях, позволит вам более-менее благополучно добраться до ближайшего автосервиса и выполнить контрольные замеры развала схождения на стенде.
Удачи вам при проведении операции «развал схождение колес своими руками».
Проверка углов установки колес обязательна, если проводилась замена или ремонт деталей подвески, которые могут изменить установку колес.
Контроль и регулировку углов установки колес проводите на автомобиле под статической нагрузкой 3140 Н (320 кгс) (четыре человека и 40 кг в багажнике).
Углы установки колес должны иметь следующие значения:
— продольный угол наклона оси поворота 3° 30´ ± 30´
— схождение -3 ± 1 мм.
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
— давление воздуха в шинах;
осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес;
— исправность амортизаторов (отсутствие заклинивания штоков);
— радиальное и осевое биение шин;
— зазор в шаровых шарнирах подвески;
— свободный ход рулевого колеса.
Обнаруженные неисправности устраните и проводите необходимые регулировки.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов необходимо «прожать» подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза усилие в 392-490 Н (40-50 кгс) (направленное сверху вниз), сначала на задний бампер, а потом — на передний.
Очередность проверки и регулировки колес должна быть следующей:
1. Угол продольного наклона оси поворота
Если при проверке величина угла не будет соответствовать данным, приведенным выше, необходимо изменить количество регулировочных шайб, установленных между осью верхнего рычага и кронштейном поперечины.
Изменение углов развала и продольного наклона оси поворота при изменении количества шайб толщиной 0,75 мм на болтах крепления оси верхнего рычага
Количество добавленных или удаленных шайб
Данные приведены для шайб толщиной 0,75 мм. Плюс — добавление шайбы, минус — снятие шайбы.
Для регулировки угла продольного наклона оси поворота:
— отверните гайки крепления оси верхнего рычага передней подвески и переставьте шайбы с одного болта на другой до получения нормального значения угла.
Угол продольного наклона оси поворота увеличивается при перестановке шайб с заднего болта на передний и уменьшается при обратной перестановке;
— заверните гайки динамометрическим ключом и проверьте правильность угла продольного наклона оси поворота.
Угол развала передних колес
Если угол развала отличается о нормы, то необходимо отрегулировать его, изменив количество шайб, установленных между осью верхнего рычага и кронштейном поперечины.
Для уменьшения угла развала снимите с обоих болтов одинаковое количество шайб, а для увеличения — добавьте.
Схождение передних колес
Если величина схождения отличается от нормы, то необходимо ослабить стяжные хомутики боковых тяг и ключом 67.7813.9504 повернуть обе муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях; таким образом, муфты навертываются или отвертываются и изменяют длину боковых тяг.
Выполнив регулировку, установите стяжные хомутики прорезью назад, с допустимым отклонением вниз на 60° к горизонтальной плоскости автомобиля.
При затянутых гайках кромки прорезей стяжных хомутиков не должны соприкасаться.
После регулировки схождения колес, проверьте, нет ли задевания колес и деталей рулевого привода за смежные детали подвески и кузова. Для этого поверните до отказа колеса в обе стороны до упора сошки в болты крепления картера рулевого механизма.
11.7 Установка развала-схождения
Иногда этот угол измеряется как схождения ваз 2121 устанавливают на. Как сделать пневмоподвеску на спринтер самостоятельно, установка пневмосистемы на mercedes sprinter. Установка развала-схождения
Установка развала-схождения не может осуществляться без соответственного оборудования. Как установить топливный фильтр на ваз 2110. Потому тут описываются только главные понятия, нужные для установки развала-схождения.
У автомобиля мерседес как фронтальные, так и задние колеса имеют положительное схождение: фронтальные колеса – 0°25′ (спортивная подвеска 0°10′), задние колеса – 0°25′.
Развал и поперечный наклон шкворня поворотного кулака
Развал и поперечный наклон шкворня поворотного кулака уменьшают перенос толчков на рулевое и обеспечивают малое трение на поворотах.
Сход развал своими руками ВАЗ 2121
- заменой ключевых элементов подвески (шаровые опоры, рулевые тяги, рычаги, сайлентблоки и пружины), изменением клиренса;
- сильным механическим воздействием на колеса;
- естественным износом ходовой части автомобиля.
Диагностировать проблему с углами установки колес возможно несколькими способами различной степени точности:
- грубая — по внешним проявлениям (неравномерное истирание резины, увод авто в сторону и т.д.);
- средняя – путем нанесения на места, где износа быть не должно, дорожки клея и контрольного осмотра после 6 км движения по ровному участку дороги;
- точная – натягивая между осями в соответствии с чертежом толстую леску с крючками и используя набор проставок. В качестве последних применяются бруски толщиной 26 и 6 мм. Угол схождения считается нормальным, если при установке широкой проставки леска задевает борт шины, а при увеличении толщины до 32 мм – не касается.
Для регулировки используется спец-приспособление 67.7813.9504 и 13 мм ключ.
Полезное видео
Устройство и замена рулевых тяг и наконечников на Ниве Шевроле своими руками
Нива 2121 отвязка переднего моста своими руками: разбираем плюсы и минусы, чертежи и пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция по регулировке клапанов карбюраторной Нива 2121 своими руками
Углы установки передних колёс
t – угол продольного наклона оси поворота; М – центр колеса; Y – угол развала колес; δ – угол поперечного наклона оси поворота; М – центр колеса;
Б–А – схождение передних колес; А и Б – расстояние (мм) между колесами спереди и сзади; δs – угол схождения передних колес; S – колея.
Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески. Регулируют три угла: угол продольного наклона оси поворота, угол развала и угол схождения колес. Различают еще угол поперечного наклона оси поворота, но он задан геометрией поворотного кулака и не регулируется.
Угол продольного наклона оси – угол между вертикалью и проекцией линии, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения. Этот угол регулируется изменением количества регулировочных шайб на болтах крепления оси верхнего рычага. При удалении шайб с заднего болта или при добавлении на передний он увеличивается, при обратной перестановке – уменьшается. Симптомы отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левом и правом поворотах, односторонний износ протектора шин.
Для того чтобы облегчить себе регулировку схождения колес, развала и продольного наклона оси поворота, следует тщательно выполнять все ремонтные работы. Если при сборке были повторно использованы прежние регулировочные шайбы, то углы развала и продольного наклона оси поворота должны оставаться достаточно точно отрегулированными.
Угол развала колёс – угол между плоскостью вращения колеса в положении «прямо» и вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Угол регулируется изменением количества шайб на болтах крепления оси верхнего рычага. Для уменьшения развала снимают с обоих болтов равное количество шайб (пакеты шайб равной толщины), для увеличения – добавляют. На заводе на каждый болт ставят по одной шайбе толщиной 3 мм, остальные шайбы – 0,75 мм. При необходимости удаляют толстые шайбы. Если все шайбы удалены, но отрегулировать углы не удается, проверьте состояние резинометаллических шарниров и поперечины подвески: расстояние между наружными поверхностями кронштейнов поперечины возле болтов крепления осей верхних рычагов должно быть 736±1,5 мм. Если это не так, замените поперечину, проверьте геометрию кузова на СТО. При сильном отклонении развала от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения и односторонний износ протектора.
Схождение колёс – угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Иногда этот угол измеряется как разность расстояний А и Б (см. рисунок). Схождение способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля. Угол регулируется изменением длины боковых рулевых тяг вращением регулировочных муфт при ослабленных стяжных хомутах. Перед регулировкой сошку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса стоят горизонтально). Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин (даже при небольших отклонениях), визг шин в повороте, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания. Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и нагружают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. (Проверка и регулировка углов на ненагруженном автомобиле допустимы, но дают менее точные результаты.) Перед этим следует убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левом и правом колесе примерно одинаков, отсутствует люфт в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы (радиальное биение – не более 0,7 мм, осевое – не более 1 мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы. В первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала и в последнюю очередь – схождение колес.
У обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 320 кгс (4 человека в салоне и 40 кгс груза в багажнике) углы установки колес должны находиться в следующих пределах:
Регулировка развал-схождения в НИВА-ВАЗ-2121-21213-21214-2131
После ремонта подвески и замены многочисленных узлов ВАЗ-2121 наступило время произвести регулировку развал-схождение колес. Уже не то время, что бы подобную процедуру выполнять самостоятельно и я направился в автосервис с передовыми технологиями по развал/схождению 3D. При выполнении работы, специалисту автосервиса не удалось получить необходимые углы развала колес и даже при полностью убранных шайбах, угол развала правого и левого колес составлял минимум по +1,10 градуса, что разумеется не укладывается в допустимые пределы.
Информация с экрана монитора стенда развал-схождение
Не раз поразмыслив о сложившейся проблеме, о возможных причинах и о способах ее устранения — пришел к следующему решению. Для получения «правильных» углов развала колес необходимо установить нижние шаровые опоры от Шевроле Нивы, т.к. у них палец смещен относительно отверстий крепления в сторону отрицательного развала. Приобрел две шаровые опоры от Шевроле Нивы, изготовителя «Самара-Запчасть».
Шаровая опора Шевроле Нива от Самара-Запчасть
Наглядно видна разница между шаровой опорой Нива 2121/21213/21214 и Шевроле Нива (Нива 21214М).
Слева Нива 2121/21213/21214, справа Шевроле Нива (Нива 21214М)
Вооружившись съемниками, а их благо у меня достаточно, приступил к выполнению работы.
Самое ценное — это рабочий инструмент под рукой
Отделяем колпачок от ступицы. Отворачиваем регулировочную гайку подшипников передней ступицы. Вывешиваем и снимаем переднее колесо.
Устанавливаем упор под нижний рычаг.
Ключом «на 13» отворачиваем гайки болтов крепления шаровой опоры к нижнему рычагу, удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности.
Вынимаем болты и отводим поворотный кулак с шаровой опорой от нижнего рычага. Головкой или накидным ключом «на 22» отворачиваем гайку крепления шаровой опоры к поворотному кулаку и съемником выпрессовываем палец шаровой опоры из отверстия поворотного кулака.
Собираем и устанавливаем шаровую опору в обратной последовательности.
Затягиваем гайку ступицы динаметрическим ключом (в моем случаи с моментом 200 Н*м)
Держим путь к специалистам автосервиса по установке углов развал-схождение колес.
Информация с дисплея монитора по приезду
Информация с дисплея монитора после выполнения работы
Полученные результаты не могут не радовать
Количество добавленных регулировочных шайб.