Снятие-установка стартера

Стартер на ВАЗ 21213, установленный с завода, достаточно надежен и первые 60-100 тыс. Км. По «пробегу» автомобиль не требует ремонта.

Но со временем потребуется ревизия, замена щеток и подшипника. С этой электрической частью автомобиля существует ряд общих проблем.

Снятие-установка стартера

Описание проблем со стартером и способы их решения на ВАЗ 21213

На Ниве большинство комплектующих достаточно надежны и не требуют частого ремонта. Но есть ряд типовых неисправностей, присущих рассматриваемому транспортному средству. Чаще всего стартер не включается по следующим причинам:

  • межвитковая цепь в обмотке втягивающего — необходимо заменить реле;
  • обрыв цепи питания — необходимо проверить соединения между контактами №. 50 и п. 86 (наиболее частые места окисления);
  • замерзает якорь реле — требуется замена якоря.

Если втягивающее реле сработало, но стартер не вращается или вращается очень медленно, необходимо:

  • плохой контакт на наконечниках, на выводах АКБ — необходимо растянуть, очистить от пластины;
  • обгорели контакты коллектора, свисают щетки: необходимо почистить коллектор и заменить угольные щетки;
  • в щеткодержателе короткое замыкание — необходимо заменить крышку со стороны коллектора.

Иногда случается, что стартер крутится. Но маховик двигателя остается неподвижным. Возможно, причина кроется в пробуксовке сцепления. Чтобы определить точную причину ремонта, необходимо будет снять стартер и проверить его на стенде. Проблема решается только заменой сцепления. Иногда при включении стартера возникают посторонние шумы. Причины этого могут быть следующие:

  • изношены втулки подшипников, шейки вала якоря — необходимо заменить стартер;
  • ослаблен держатель стартера.

Для решения большинства проблем, возникающих при эксплуатации, необходимо будет снять стартер. Эта процедура может потребовать разборки форсунки. Проверка на стенде не заставит себя долго ждать. Но это позволит установить точную причину неисправности. Есть широкий спектр отказов. Обычно они возникают на автомобилях с пробегом более нескольких десятков тысяч километров.

А еще интересно:  Не работает центральный замок нивы шевроле. Обнаружено неподключение центрального замка

Какой оригинал или аналог можно поставить

Если стартер не крутится, его можно просто заменить. Обычно в магазине покупатель может выбрать один из двух вариантов:

  • оригинал;
  • аналог.

Они отличаются не только качеством, но и долговечностью. Проще всего изучить визуальные различия по фото. Оригинальная закуска:

Но стоимость оригинальной закуски обычно не менее 3,5 тысяч рублей. Поэтому многие делают выбор в пользу аналогов. На российском рынке есть много других производителей, не сертифицированных АвтоВАЗом. По возможности выбирайте известные бренды. Оптимальным решением будет:

важно помнить: все закуски имеют разный ресурс и могут отличаться по размеру. Желательно перед походом в магазин вооружиться линейкой, рулеткой. Это позволит избежать покупки устройства неподходящего размера. Некоторые производители выпускают оборудование, которое можно устанавливать на различные модели автомобилей. Цена существенно зависит от производителя.

Перед покупкой аналога необходимо ознакомиться с маркой. Например, компания Bosch показала положительные результаты. Производимая им техника долговечна, не вызывает затруднений в ремонте. Вот список компаний-производителей, рекомендованных самим АвтоВАЗом. Рекомендуется заранее ознакомиться со всеми нюансами и тонкостями монтажа. Это позволит вам выбрать начало, а потом самому установить.

Процесс замены и установки стартера

Если нет опыта самостоятельного ремонта авто, снять стартер будет сложно. Это часто вызывает определенные трудности. Лучшее решение — внимательно изучить фото, видео с гидом. Если стартер щелкает, заклинивает и машина не заводится, его нужно будет снять. Вам просто нужно заранее узнать, где находится стартер.

Процесс замены включает следующие основные подготовительные шаги:

  • снимается корпус воздушного фильтра, кронштейн опоры выхлопной трубы, теплозащитный экран;
  • гаечным ключом 13 отверните болт крепления болта верхнего крепления стартера к картеру сцепления коробки передач;

Снятие-установка стартера

  • затем таким же образом откручиваем болты крепления стартера снизу и сверху;
  • корпус немного сдвигается вперед, провод управления реле втягивающего механизма выталкивается наружу;

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

  • затем стартер немного выдвигается по головке блока цилиндров;
  • вынимаем устройство.

Снятие-установка стартера

Не всегда удается с первого раза открутить все резьбовые соединения. Поэтому перед началом процедуры стоит их все тщательно сбрызнуть специальным составом — WD-40. Он вытеснит жидкость и удалит различные оксиды. После этого болты и гайки открутить будет намного проще. Не рекомендуется применять силу, используйте молоток. Стартер и находящееся рядом оборудование могут быть повреждены.

Процесс покупки нового стартера, установка может вызвать определенные трудности — в продаже имеется широкий спектр различных моделей. Важно внимательно подходить к выбору, совершать покупки только после внимательного рассмотрения и в солидных магазинах. Иначе в процессе установки окажется, что купленный стартер просто не подходит.

Стартер 35.3708 – четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле

В корпусе стартера винтами закреплены четыре полюса с обмотками возбуждения: тремя сериесными (последовательными) и одной шунтовой (параллельной). Корпус вместе с крышками стянут двумя болтами.

Снятие-установка стартера

Якорь – с торцевым коллектором. Задний конец вала якоря вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку со стороны коллектора, а передний конец – во втулке, запрессованной в крышку со стороны привода.

На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней.

Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.

При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение через дополнительное реле типа 113.3747- 10 подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую).

После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается. Напряжение срабатывания тягового реле должно быть не более 9 В при (20±5)°С. Если это не так, в реле или приводе имеется неисправность.

Исправность привода определяется при осмотре после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.

Снятие стартера смотрим в статье – «Замена стартера ВАЗ-21213».

Техническая характеристика стартера 35.3708

Потребляемый ток при максимальной мощности, не более, А 290±10

Очищаем стартер от грязи и устанавливаем на верстак.

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки крепления провода к тяговому реле.

Отсоединяем наконечник провода.

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Для проверки тягового реле подаем напряжение +12 В на вывод реле, «минус» – на корпус, а омметр подсоединяем к контактным болтам.

При этом у исправного реле якорь должен выдвинуть обгонную муфту в окно передней крышки, а контактные болты – замкнуться.

Неисправное тяговое реле заменяем новым.

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Шлицевой отверткой отворачиваем три винта

Снимаем тяговое реле

Снятие-установка стартера

Из корпуса реле вынимаем шток с пружиной. Новое тяговое реле устанавливаем в обратной последовательности

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Для дальнейшей разборки стартера крестообразной отверткой отворачиваем два винта

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Для проверки состояния щеток отверткой отворачиваем винт крепления контактного провода

Отжав отверткой пружину, извлекаем щетку.

Таким же способом извлекаем три оставшиеся щетки.

Щетки, изношенные до высоты 12 мм и менее, заменяем

Снятие-установка стартера

Подсоединяя омметр по очереди к выводам обмоток статора, проверяем их на замыкание на корпус и на межвитковое замыкание.

При этом убедитесь, что свободные выводы обмоток изолированы от корпуса.

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.

Снимаем с вала шайбу.

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Ключом «на 10» отворачиваем два стяжных болта и вынимаем их

Снятие-установка стартера

Разъединяем части стартера и вынимаем изоляционные трубки болтов

Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток.

Обугливание обмоток не допускается.

При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой.

При сильном обгорании и износе лучше заменить якорь.

Задиры и наволакивание металла от подшипников на шейки вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой.

Снятие-установка стартера

Омметром проверяем обмотки якоря на короткое замыкание.

Неисправный якорь заменяем.

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Из крышки привода вынимаем резиновый уплотнитель.

Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу.

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Расшплинтовываем ось рычага.

Бородком выбиваем ось

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Вынимаем якорь с приводом.

Поддев отверткой, снимаем рычаг привода.

Шестерня привода должна легко вращаться в одну сторону и не вращаться в другую, не иметь сколов и забоин на заходной части зубьев.

Изношенную шестерню или неисправную обгонную муфту меняем в сборе.

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Оперев вал якоря на деревянный брусок, через ключ «на 14» сбиваем ограничительное кольцо со стопорного кольца

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Снимаем с вала ограничительное кольцо и обгонную муфту в сборе с шестерней привода.

Сборку стартера проводим в обратной последовательности.

При установке ограничительного кольца (на стопорное) удобно подтянуть его раздвижными пассатижами.

Сжатым воздухом продуваем корпус и щеткодержатель.

Поводковое кольцо и контактирующие с ним пластмассовые поверхности смазываем Литолом-24.

Втулки и винтовые шлицы вала якоря, а также ступицу обгонной муфты смазываем моторным маслом.

Снятие-установка стартера

Снятие-установка стартера

Перед соединением крышки с корпусом стартера вставляем стяжные болты в соответствующие отверстия.

Если изолированным был только один болт, изоляционную трубку при сборке стартера надеваем на тот, который может касаться медной шины, соединяющей обмотки статора стартера.

Чтобы установить стопорное кольцо, поджимаем якорь стартера вверх через втулку крышки со стороны привода

В автомобилях Нива 21213 и 21214 установлен стартер с возбуждением смешанного типа, с тяговым реле электромагнитного типа и двумя независимыми обмотками. В корпусе фиксируется четыре полюса, один из которых соединен параллельно, а остальные — последовательно. Кожух с крышкой стягивается с помощью пары болтов. Внутри расположен якорь с коллектором (последний имеет торцевой тип). Якорь крутится на впрессованных в крышки металлокерамических втулках.

Снятие-установка стартера

Несмотря на видимую конструктивную сложность, ремонт стартера доступен даже новичкам. Главное — иметь под рукой необходимый инструмент, своевременно диагностировать неисправность и следовать инструкциям производителя. Ниже рассмотрим, какие неисправности стартера существуют, и как устранять проблемы.

Как распознать поломку?

В процессе эксплуатации возможны следующие проблемы: 1. После переводе ключа в замке зажигания автомобиль Нива не заводится, стартер не крутит. Причины проблемы:

  • Разрядился источник питания машины.
  • Окислены вывода на АКБ или клеммы подключаемых проводов.
  • Плохо протянуты клеммы.
  • Межвитковое замыкание или повреждение обмотки тягового реле.
  • Вышло из строя включающее стартерного реле или имеет место обрыв питающего провода устройства.
  • Отсутствие замыкания между «тридцатым» и «пятидесятым» контактом.

В описанных выше случаях производится замена или ремонт неисправного элемента, делается зачистка контактов.

2. При переводе ключа в замке зажигания реле работает, а стартер не крутит (на горячую или холодную). Причины:

  • Разряжена или вышла из строя АКБ.
  • Послаблен крепеж наконечников провода, объединяющего мотор с кузовной частью.
  • Окислен «плюс» и (или) «минуса» на источнике питания, плохая протяжка.
  • Подгорел коллектор, износились щетки.
  • «Плюсовая» клемма щеткодержателя оказалась на «массе».
  • В обмотках якоря и (или) статора имеет место обрыв.

В зависимости от неисправности производится замена или ремонт неисправной детали, зачистка контактов или устранение замыкания.

3. По факту подачи напряжения на стартер осуществляется многоразовое срабатывание реле с последующим отключением. Двигатель не крутит (проблема проявляется на горячую или на холодную).

  • Замыкание или обрыв обмотки реле.
  • Разряд АКБ.
  • Снижение напряжения на релейных контактах (происходит при окислении проводов).

4. После подачи напряжения якорь стартера крутится, а маховик двигателя — нет. Причины:

  • Вышел из строя рычаг включения подводкового кольца муфты.
  • Пробуксовка муфты.

5. Появляется странный звук при прокручивании якоря:

  • Послаблен крепеж стартера или устройство закреплено с перекосом.
  • Нарушена целостность шестеренок маховика или приводной шестерни.
  • Износились втулки подшипников.
  • Разболтан крепеж стартера.

6. Шестеренка зависает в фиксации с маховиком:

  • Заедает рычаг, тяговое реле или муфта на шлицах.
  • Поломался выключатель зажигания (в месте соединения контактов).
  • Послаблены или вышли из строя пружинки тягового реле.

Ремонт видео

Вне зависимости от того, крутит двигатель или нет, каждый из приведенных случаевтребует ремонта или замены поврежденных узлов. Как делать эту работу, рассмотрим ниже.

Подробное руководство по замене стартера на ниве ваз 2121

Как сами убедились, в данном ремонте сложного ничего нет, главное, чтобы под рукой были все необходимые инструменты и тогда любая работа с вашей Нивой будет выполняться быстро и без лишних нервов.

Установку стартера ВАЗ 2121 производим в обратном снятию порядке. В случае необходимости производим замену новой деталью.

Замена или ремонт стартера

Алгоритм действий: Используйте ключ на «тринадцать» для послабления крепежа проводника, подключенного к тяговому реле. Отбрасывайте наконечник.

Снятие-установка стартера

Чтобы проверить реле ВАЗ-2121 подводите напряжение 12 Вольт к выводу реле, а «-» подавайте на корпус. Подключайте измеритель сопротивления к контактам. Если реле целое, то якорь выдвигает обгонную муфту, а контакты замыкаются. В случае обнаружения неисправности детали делайте ее замену.

Снятие-установка стартера

  • Чтобы снять тяговое реле, скручивайте три винта с помощью шлицевой отвертки.
  • Вытягивайте из кожуха устройства шток с пружинкой, а новое тяговое реле ставьте по обратному алгоритму.

Если неисправность не устранена, продолжайте ремонт:

  • Берите крестообразную отвертку и скручивайте пару винтов, после чего демонтируйте кожух.
  • Чтобы проверить целостность щеток, скручивайте крепежный винт контактного проводника, а далее отверткой отжимайте пружинку. Далее остается снять щетку.
  • Аналогичным способом доставайте остальные три щетки производите их осмотр. Если хотя бы одна из щеток имеет высоту до 1,2 сантиметров, то обязательна ее замена (дальнейшее применение детали не рекомендуется).

Снятие-установка стартера

  • Подключайте мультиметр к обмоткам стартера (поочередно) и проверяйте их на факт замыкания. Задача — убедиться в отсутствии КЗ меж витками и на корпус.
  • С помощью отвертки поднимайте кольцо стопорения, демонтируйте шайбу с вала и с помощью ключом на «десять» скручивайте пару стяжных болтов.
  • Разделяйте элементы стартера и доставайте изоляционные трубки.
  • Осматривайте внешний вид обмоток и коллектора. Следы обгорания коллектора убирайте с помощью шкурки. Если эта часть сильно износилась или обуглилась, то ремонт бесполезен — устройство меняется. Задиры устраняйте с помощью мелкозернистой шкурки, после чего полируйте изделие.
  • Используйте мультиметр для проверки якоря на факт КЗ. При обнаружении проблемы меняйте узел.
  • Доставайте из приводной крышки уплотнитель из резины и демонтируйте шайбу для регулировки якоря.
  • Снимайте шплинт рычажной оси и выбирайте последнюю. Далее требуется снять якорь вместе с приводом.

Снятие-установка стартера

  • Поддевайте приводной рычаг отвертки и демонтируйте его.
  • Проверьте шестеренку автомобиля — она должна с легкостью прокручиваться влево и вправо. Также производите осмотр на факт забоин и сколов. Если шестеренка износилась или же муфта вышла из строя, то ремонт производить бесполезно — меняйте узел в сборе.
  • Опирайте вал о деревянный брус и выбивайте ограничивающее кольцо.
  • Поддевайте отверткой кольцо и демонтируйте его.
  • Снимайте ограничительное колечко и обгонную муфту в комплексе с шестеренкой.
  • Собирайте стартер по обратному алгоритму.

Нива 21214 быстрое снятие стартера, видео

Ремонт электрики Нивы

Покажем как своими руками быстро и в полевых условиях произвести снятие и установку стартера на автомобиле НИВА 21214. Работа выполненная этим способом занимаем не более 10 минут времени. Стоит сказать, что на новой НИВЕ этот способ не действует, пока вы не выполните первую стандартную процедуру снятия стартера классическим способом. Затем при обратной его установке, НЕ ПРИКРУЧИВАЙТЕ нижний болт крепления, и не ставьте тепловой защитный экран, его слабое место, это нижний болт, который прикипает во время езды по грязи. Потом приходится либо его срезать или рвать сам экран.

Предлагаем ознакомиться Прокачка амортизаторов перед установкой – залог их долговечности

В чём преимущества такой конструкции крепления? Я бы советовал её всем НИВаводам эксплуатирующих свой автомобиль в суровых условиях, езда по пересечённой местности, болотам, в сильных морозах. Очень частые поломки стартера на НИВе, это окисление или ослабление провода, обгоревшие пятаки во втягивающем реле. Можно провести ремонт не снимая стартера, замкнув к примеру силовые провода, при условии, что нет теплового экрана, мешающего нам.

А когда на улице мороз -40, а стартер неожиданно приказал долго жить? При стандартном креплении нам пришлось бы искать гараж или сервис, а так мы можем с легкостью из под капота снять стартер, купить новый или поменять в нём реле и продолжить движение.

Видео снятие и установка стартера в НИВА 21214:

Проверка и ремонт стартера 35. 3708 автомобиля ВАЗ-21213

Страница 1 из 3

Стартер 35.3708 – четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.

Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения. Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.

Lada 4х4 (ВАЗ-21214) : Разборка стартера

Разбираем стартер для замены тягового реле, изолированных и неизолированных щеток и элементов привода.

Снимаем переднюю крышку стартера.

При этом из крышки выпадают рези новая заглушка и опора рычага при вода.

Разъединяем муфту и рычаг приво да (рычаг состоит из двух пластин) Снимаем упорную шайбу муфты рычага привода.

Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток якоря. Обугливание обмоток не допускается. При незначительном об-горании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой. При сильном обгорании и износе коллектора якорь следует заменить. Задиры и наволакивание материала подшипников скольжения на шейки вала якоря устраняем самой мелкозернистой шкуркой с последующей полировкой. Концы обмоток должны быть хорошо припаяны к ламелям. Почернение обмоток и отделение от них лаковой изоляции не допускается. Подсоединив щупы омметра к коллектору и сердечнику якоря, проверяем замыкание обмотки якоря на «массу». Сопротивление должно быть очень большим (стремиться к бесконечности). Неисправный якорь заменяем. Если на щетках заметны трещины, сколы, а также при сильном износе заменяем щетки.

Постоянные магниты в корпусе стартера удерживаются в основном за счет притяжения, поэтому перед сборкой стартера.

Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавливаем на стопорное кольцо при помощи раздвижных пассатижей.

При установке корпуса на якорь придерживаем якорь ручкой молотка от притягивания его постоянными магнитами и опускаем корпус на переднюю крышку.

Дальше стартер собираем в обратной последовательности.

После сборки регулируем вылет приводной шестерни. Для этого подсоединяем проводами «для прикуривания» «плюсовой» вывод аккумуляторной батареи к управляющему выводу тягового реле, а «минусовой» вывод – к корпусу стартера (при этом шестерня выдвинется). В этом положении штангенциркулем измеряем зазор между приводной шестерней и ограничительным кольцом. Зазор должен быть в пределах 3-5 мм. Если зазор отличается от указанного, ослабляем затяжку гайки оси рычага и, поворачивая ось отверткой, добиваемся требуемого зазора. Удерживая ось, затягиваем гайку оси.

Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоедините от него вывод обмоток статора. Отверните гайки крепления тягового реле и снимите его. Выньте заглушку 2 (рис. 7-16) из передней крышки.

Снятие-установка стартера

Рис. 7-16. Детали стартера:

1 – крышка стартера со стороны привода с промежуточным кольцом; 2 – резиновая заглушка; 3 – рычаг привода; 4 – тяговое реле; 5 – крышка со стороны коллектора; 6 – щетка; 7 – пружина щетки; 8 – защитный кожух; 9 – стопорное кольцо; 10 – регулировочная шайба; 11 – корпус; 12 – стяжной болт; 13 – якорь; 14 – изолирующая трубка; 15 – обгонная муфта с шестерней привода; 16 – ограничительное кольцо.

Отверните винты и снимите защитный кожух 8. Снимите стопорную шайбу 9, выверните стяжные болты 12 и отсоедините корпус 11 с крышкой 5 от крышки 1 с якорем 13.

Отверните винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора и отсоедините корпус от крышки со стороны коллектора. Снимите пружины 7 и щетки 6.

Нива 4×4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Снятие-установка стартера

Закладка Постоянная ссылка.