Как пользоваться раздаткой на ниве, устройство коробки
На рычаге переключения имеется схема. Чтобы включить понижающую передачу, необходимо сдвинуть рычаг вправо, вверх. Чтобы заблокировать дифференциал – потянуть влево до конца. Также на рычаге имеются буквенные обозначения латиницей. Так, L – это пониженная передача, N – нейтральная, а Н – повышенная.
Друзья подскажите как че включать не пойму, нива ток один день! Рисунки на рк нарисованы ну не пойфму ниче.
Как пользоваться раздаткой на Ниве Шевроле – этим вопросом задаются многие обладатели данного автомобиля. Нива Шевроле – это популярный российский внедорожник не только среди любителей экстремальной езды, но и для тех, кто использует автомобиль в личных целях. Всем известно, что на автомобиле установлена раздатка, которая отвечает за включение блокировки и пониженной передачи.
Стоит отметить, что все это можно делать даже одновременно и делается это при помощи одного рычага. Итак, для того, чтобы воспользоваться пониженной передачей, необходимо переключить рычаг сначала вправо, а потом вверх, ну а естественно, для того, чтобы включить повышенную передачу, нужно просто переключить рычаг назад.
Заметим, что раздаткой можно включить нейтральную передачу, которая, не даст автомобилю сдвинуться с места. Включать блокировку можно как на повышенной передаче, так и на пониженной, для этого нужно только переключить рычаг в левую сторону.
Переключая режимы работы раздатки, можно подстраивать поведение автомобиля в соответствии с дорожными условиями.
Пониженная передача используется в двух случаях:
- Нужно обеспечить низкую скорость движения. Например, если нужно заехать на бордюр или другое препятствие, можно включить пониженную передачу, чтобы не жечь сцепление.
- Нужен высокий крутящий момент. Пониженная передача включается перед преодолением крутых подъемов.
Блокировка дифференциала включается при движении по бездорожью, где высока вероятность пробуксовки.
При этом включать ее необходимо еще до попадания на сложный участок.
В общем случае использовать раздаточную коробку нужно так:
- Движение по шоссе. Дифференциал разблокирован, включена первая скорость РК.
- Преодоление подъемов и препятствия на твердом покрытии. Дифференциал разблокирован, включена пониженная скорость.
- Преодоление сложных заснеженных участков, грязи, скользких подъемов. Включена блокировка и пониженная скорость.
Относительно сложная схема распределения момента от ДВС на колеса объясняется универсальным предназначением Нива 2121 – при грамотном использовании на ней комфортно передвигаться в городе и по раскисшему проселку. Обеспечиваются подобные свойства наличием раздаточной коробки с блокировкой межосевого дифференциала, дополняющих 4- или 5-ступенчатую «механику», в зависимости от года выпуска.
Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение.
- Корпус Корпус дифференциала Валы Муфты Сальники Сателлиты Шестерни Фланцы Рычаги
Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем. Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом. Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.
Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу. Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту.
В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.
Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:
- Передняя – от себя Задняя – к себе
Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.
Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце. Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.
Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП. Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени.
Модель ВАЗ-21213 – легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокировкой дифференциала. Марка 21213 является рестайлинговой версией первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нивы 21213 имеет три передачи:
- первую – с передаточным числом 1,2;
- вторую, пониженную – с числом 2,135;
- нейтраль.
21213 комплектуется 4-ступенчатыми и 5-ступенчатыми коробками передач, и когда включена первая скорость раздатки, машина работает в стандартном режиме, передаточные числа в трансмиссии с 5-ст. КПП следующие:
- 1 – 4,4;
- 2 – 2,52;
- 3 – 1,63;
- 4 – 1,2;
- 5 – 0,98.
По обычным дорогам на раздатке постоянно включена первая передача, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающим редуктором) выдвинут вперед. Нейтральная передача РК разъединяет трансмиссию, и в таком положении автомобиль не едет, нейтраль есть также и в КПП.
Часто автомобилистами задается вопрос – зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке. Нейтраль используется при подключении к трансмиссии дополнительных агрегатов, например, механической лебедки, в этом случае должна быть еще установлена коробка отбора мощности.
На автомобилях «Нива» (за исключением Chevrolet Niva) применяется два основных типа раздаточных коробок:
- 21213 (модификации 21213-1800020-01 и 21213-1800020-02):
- 21214 (модификации 21214-1800020-01, 21214-1800020-02, 21214-1800020-10).
Между собой раздатки имеет практически одинаковую конструкцию – на РК 21214 дополнительно имеется привод датчика скорости.
Серия ВАЗ Нива была разработана как универсальный вездеход. Эти авто прекрасно себя показывают в условиях и бездорожья, и городских дорог. Одним из узлов, которые обеспечивают высокую проходимость, стал качественный демультипликатор (раздатка).
Демультипликатор устанавливается только на моделях ВАЗ с 2 ведущими мостами. Располагается – за коробкой передач. На саму раздаточную коробку монтируется карданный вал. Базовые элементы, которые присутствуют во всем моделях демутильтипликаторов советского производства:
- корпус;
- промежуточный и ведущий валы;
- набор подшипников и шестерен;
- сателлиты;
- валы приводов переднего и заднего мостов;
- сальники, фланцы, муфты;
- дифференциал;
- рычаги контроля и управления.
Соединение узла и коробки передач – жесткое, которое осуществляется через муфту и промвал. Раздаточная коробка модели ВАЗ 21214 отличается от классической только присутствием привода скоростного датчика.
Большинство поломок раздатки носят чисто механический характер (например, срезанный вал между КПП и раздаточной коробки). Провоцируют это невнимательное отношение к уровням ГСМ, износ резинок, неверное расположение (центровка) агрегата, состояние сопредельных узлов. Первым показателем проблем с раздаточной коробкой становится характерный шум и вибрация по корпусу.
Другие признаки поломок раздатки:
- проблематичное включение переднего моста;
- перегрев демультипликатора;
- утечка или перерасход масла во время работы раздатки;
- самовыключение переднего моста.
Ремонт раздатки в Ниве 21213 своими руками вполне реален при мелких поломках. Владельцу будет достаточно базовых навыков автослесаря. Сложнее правильно установить и отцентровать раздаточную коробку. Здесь рекомендуется все же обращаться в автосервис. Схема самого агрегата представлена в документации к автомобилю.
Снять узел приходится не только в случаях ее поломки. Иногда ее демонтируют для доступа к другим узлам. Чтобы снять коробку, понадобится обычный набор инструментов. Последовательность, как снять раздатку на Ниве 2121, следующая:
- Поднять автомобиль на подъемнике или загнать на эстакаду (смотровую яму).
- В салоне снять декоративный тоннель между передними сидениями, открутить крепления, приподнять крышку и отключить провода лампы блока дифференциала.
- От раздатки отсоединить тросик привода спидометра.
- Отсоединить задний и передний карданы.
- От фланца КП отсоединить мягкую муфту (открутить первый набор болтов крепления, провернуть муфту и открутить оставшиеся).
- Обжать муфту хомутом и извлечь болты.
- Установить регулируемую опору под раздатку и открутить крепления.
- На опоре опустить раздаточную коробку.
Разборка раздаточной коробки нивы шевроле
Перед тем как разбирать раздатку, с нее необходимо слить трансмиссионное масло. Дальнейший порядок действий выглядит так:
- отсоединить тягу от оси вилки включения блокировки дифференциала;
- открутить гайки, удерживающие картер привода, передающего крутящий момент фланцу кардана переднего моста;
- поддеть деталь отверткой;
- снять картер вместе с приводным валом;
- поддеть отверткой и снять стопорную шайбу, удерживающую ось рычага, управляющего блокировкой дифференциала;
- взять выколотку из мягкого металла;
- выбить ось с посадочного места;
- снять рычаг, переключающий блокировку;
- открутить выключатель сигнальной лампы;
- снять пружину рычага со штока вилки;
- открутить гайки крепления крышки картера привода кардана переднего моста;
- демонтировать крышку вместе с прокладкой;
- вынуть пружину;
- извлечь шарик фиксатора из паза в картере;
- открутить стопорный болт, удерживающий муфту блокировки;
- вынуть его вместе с подпружинивающей шайбой;
- демонтировать чехол штока вилки;
- вынуть муфту вместе с вилкой;
- демонтировать фланец;
- сжать и вытащить стопорное кольцо, удерживающего подшипник, на котором вращается привод переднего моста;
- вынуть вал вместе с подшипником;
- с демонтированной детали снять сальник и упорное кольцо;
- съемником стащить подшипник с вала;
- открутить гайку;
- снять ось рычага управления. Вместе с ней снимается тяга;
- демонтировать рычаг и распорную втулку;
- отжать отверткой пластиковые лепестки;
- извлечь запорную втулку из рычага;
- вытащить стержень;
- извлечь при помощи отвертки резиновую втулку и подушку;
- вытащить из рычага дистанционную втулку. Для этого нужно, предварительно разжать ее лепестки;
- снять резиновую и запорную втулки;
- открутить гайки, удерживающие кронштейн управления, и снять его вместе с вилкой;
- раскрутить крепление и вынуть ось;
- открутить гайку и демонтировать фланец ведущего вала;
- раскрутить крепление и снять крышку подшипника;
- открутить 8 гаек крепления;
- демонтировать заднюю крышку картера раздатки вместе с валом привода кардана заднего моста;
- удалить прокладку;
- вынуть вал из крышки и снять с него подшипник;
- открутить гайки и демонтировать лючок вместе с прокладкой;
- выкрутить болт, крепящий вилку штоку;
- сдвинуть чехол с помощью отвертки;
- прикрыть пальцем отверстие, удерживая пружину с шариком;
- отсоединить тягу от оси вилки включения блокировки дифференциала;
- удалить шарик;
- извлечь пинцетом пружину;
- снять вилку муфты, которая переключает передачи;
- демонтировать дистанционную втулку, сделанную из пластика;
- вытащить шток;
- поддевая отверткой, вынуть резиновые уплотнительные кольца;
- расконтрить гайки, удерживающие задние подшипники промежуточного и ведущего вала. Для этого понадобятся два ключа на 27, ударная отвертка и молоток;
- снять гайки;
- демонтировать шайбы;
- открутить гайки с валов, снять их вместе с шайбами;
- демонтировать фланец ведущего вала;
- снять упорное кольцо, фиксирующее подшипник;
- открутить 3 гайки крепления. Их нельзя открутить без снятия фланца;
- снять переднюю крышку раздатки вместе с дифференциалом и прокладкой;
- из корпуса механизма дифференциала вытащить установочное кольцо, удерживающее подшипник. Это лучше сделать пассатижами;
- разделить переднюю крышку коробки и механизм дифференциала;
- взять выколотку из мягкого металла;
- выбить наружное кольцо, удерживающее подшипник промвала;
- демонтировать подшипник из корпуса дифференциала. Для этого нужно извлечь стопорное кольцо и вытащить деталь съемником;
- аналогичным образом снять задний подшипник;
- на обоих корпусах дифференциала белым маркером наносим метки, чтобы при сборке не нарушить балансировку механизма;
- зажать корпус дифференциала в тиски, губки которых сделаны из мягкого материала;
- открутить болты;
- разделить передний и задний корпуса дифференциала;
- сбить и вытащить ведомую шестерню;
- разжать и извлечь стопорное кольцо;
- вытащить пружинную шайбу;
- демонтировать ось сателлитов;
- вытащить шестерни;
- извлечь установочные кольца;
- демонтировать оси приводов мостов;
- вытащить ведущий вал и промвал из картера;
- надежно зажать вал в тисках с мягкими губками;
- съемником стащить подшипник вместе с шестерней, муфтой и втулкой. Сделать это нужно с деталями низшей и высшей передачи;
- снять подшипник ведущего вала;
- взять промвал;
- вытащить сепаратор и извлечь ролики с его переднего подшипника;
- снять внутреннее кольцо;
- разобрать и демонтировать задний подшипник промвала, который извлекается также, как передний подшипник.
Сборка раздатки выполняется в обратном порядке. Затяжку гаек фланцев нужно проконтролировать с помощью динамометрического ключа.
Детали необходимо проверить перед установкой. Они не должны иметь заусениц, выработки и других дефектов.
Важно! Повреждение или деформация крышек вызывает несоосность валов, поэтому на это нужно обратить особое внимание.
Ремонт шевроле нива : раздаточная коробка chevrolet niva
Особенности конструкции
Раздаточная коробка предназначена для изменения крутящего момента по величине и распределения его между передним и задним ведущими мостами. На автомобиле установлена двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Управляют раздаточной коробкой (выбор повышенной либо пониженной передачи, включение/выключение блокировки дифференциала) одним рычагом через механический рычажный привод.
Замена масла в раздаточной коробке
Согласно сервисной книжке масло в раздаточной коробке необходимо заменять через каждые 45 000 км пробега.
Вам потребуются: шестигранник «на 12», шприц для заправки агрегатов трансмиссии, емкость для отработанного масла.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Эту операцию удобнее выполнять на смотровой канаве или на подъемнике. Рекомендуется сливать масло сразу после поездки, пока раздаточная коробка не остыла и масло обладает хорошей текучестью. |
4. Заверните заливную пробку. |
Замена сальников валов раздаточной коробки
Вам потребуются: ключ «на 24», шестигранник «на 12», шприц для заправки агрегатов трансмиссии, емкость для отработанного масла.
2. Отсоедините от раздаточной коробки соответствующий карданный вал (см. «Снятие и установка карданной передачи»). |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Повторное использование самоконтрящихся гаек не допускается, замените их новыми! |
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ В качестве оправки можно использовать старый сальник. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Сальники валов раздаточной коробки имеют одинаковые посадочные размеры, но противоположно направленные маслосгонные насечки. При монтаже ориентируйтесь по направлению вращения вала, указанному на сальнике. |
8. Устанавливайте снятые детали в порядке, обратном снятию. |
Замена привода датчика скорости
Вам потребуется ключ «на 13».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Под корпусом привода может быть установлена картонная уплотнительная прокладка. Сильно обжатую или поврежденную прокладку замените. |
4. Замените неисправные детали и установите привод в порядке, обратном снятию. |
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Для лучшего уплотнения сопряжения корпусных деталей смажьте их, а также уплотнительную прокладку (при наличии) герметиком. |
Замена подушек подвески раздаточной коробки
Вам потребуются: ключи «на 13», «на 17».
1. Установите под раздаточную коробку опору. |
11. Установите детали в порядке, обратном снятию. |
Замена выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала
Вам потребуется ключ «на 27».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Заменить выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала можно только на снятой с автомобиля раздаточной коробке, так как непосредственно на автомобиле недостаточно места для пользования ключом. |
1. Снимите раздаточную коробку (см. «Снятие и установка раздаточной коробки»). |
4. Устанавливайте выключатель в порядке, обратном снятию. |
Снятие и установка раздаточной коробки
Вам потребуются: ключи «на 13», «на 17».
1. Отсоедините от раздаточной коробки все карданные валы (см. «Снятие и установка карданной передачи» и «Снятие и установка промежуточного вала»). |
9. Устанавливайте раздаточную коробку в порядке, обратном снятию. |
Разборка и сборка раздаточной коробки
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 17», «на 24», «на 27», отвертка, съемник стопорных колец, съемник подшипников, пинцет, выколотка, зубило, тиски с губками из мягкого металла.
1. Слейте масло из раздаточной коробки (см. «Замена масла в раздаточной коробке») и снимите ее с автомобиля (см. «Снятие и установка раздаточной коробки»). |
ПРИМЕЧАНИЕ Сильно обжатую или надорванную прокладку замените, смазав ее перед установкой тонким слоем герметика с обеих сторон. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Шток выдвигайте очень аккуратно, так как шарик фиксатора подпружинен и может резко вылететь из гнезда штока. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Повторное использование самоконтрящихся гаек не допускается, замените их новыми! |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Повторное использование самоконтрящихся гаек не допускается, замените их новыми! |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Повторное использование самоконтрящихся гаек не допускается, замените их новыми! |
76. Устанавливайте снятые детали и собирайте дифференциал в обратном порядке. |
91. С помощью съемника снимите с вала подшипник. |
93. Соберите раздаточную коробку в порядке, обратном разборке. |
ПРИМЕЧАНИЕ Подшипники напрессовывайте на валы при помощи оправки, прикладывая усилие только к внутренней обойме подшипника. При запрессовке подшипника в корпус (картер) усилие прикладывайте только к наружной обойме. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Повторное использование самоконтрящихся гаек не допускается, замените их новыми! Все снятые прокладки замените новыми. |
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Даже новые прокладки устанавливайте с применением герметика. |