ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ КАКОЙ АНТИФРИЗ ЗАЛИВАТЬ В ДВИГАТЕЛЬ

Хорошая охлаждающая жидкость нужна в любое время года. Зимой некондиционный антифриз может замёрзнуть и превратиться в лёд, а в летнюю жару двигатель с плохим антифризом рискует закипеть. И то и другое заканчивается дорогим ремонтом, поэтому важно следить за состоянием охлаждающей жидкости и вовремя менять её. Рассмотрим, какие типы антифризов есть на рынке и актуален ли ещё «старичок» тосол.

Что такое антифриз

Антифриз — это рабочая жидкость системы охлаждения двигателя. Слово образовано от греческого ἀντι (против) и английского freeze (замерзать), т. е. его буквальное значение — «незамерзающий». Циркулируя внутри мотора, антифриз отводит тепло к салонному отопителю (именно благодаря антифризу печка дует горячим воздухом — конечно, если система исправна) или сбрасывает в атмосферу через радиатор. Не давая двигателю перегреваться, антифриз обеспечивает его правильный температурный режим.

Почему печка дует холодным воздухом? 7 основных причин

Почему вместо антифриза не используют обычную воду? На заре автомобилизма так и делали, но вода создаёт ряд проблем. Первая очевидна из названия антифриза: в отличие от него, вода замерзает при первом же «минусе» и не подходит для зимней эксплуатации. Но и в жарких странах вода не годится: она плохо отводит тепло, поскольку кипит уже при 100 °C, а температура кипения антифриза 110–130 °C. А главная беда — коррозия, которая в водной среде активно развивается на всех металлических деталях системы охлаждения. Для решения этой проблемы в составе антифризов есть специальные присадки — ингибиторы коррозии.

Основа антифриза

К середине XX века, после экспериментов с глицерином, этанолом и метанолом, химики выбрали наиболее эффективную основу для антифриза — этиленгликоль. С тех пор гликоли (двухатомные спирты) являются базовым элементом всех охлаждающих жидкостей.

Этиленгликоль — ядовитый спирт, не стоит контактировать с ним без перчаток, вдыхать пары или пытаться пробовать антифриз на вкус (бывают и такие идеи для диагностики). У этиленгликоля есть более безопасный и экологичный «родственник» пропиленгликоль, на основе которого делают некоторые современные антифризы. Но пока они редко встречаются в продаже, а производятся в основном в Северной Америке.

А еще интересно:  Как заменить топливный фильтр на шевроле нива

Смесь воды с гликолем всё ещё коррозионно-активна и требует дополнительных присадок, защищающих двигатель. Составы антикоррозионных присадок у разных типов антифриза существенно отличаются и определяют их свойства.

Силикатный антифриз и тосол

Первоначально в качестве ингибиторов коррозии применяли неорганические соли: силикаты, фосфаты, нитриты и нитраты. Такие антифризы в международной классификации обозначают по-разному: Traditional, Classic, Conventional или IAT (Inorganic Acid Technology, технология неорганических кислот). В России такую охлаждающую жидкость называют силикатным антифризом или тосолом. Да, знаменитый отечественный тосол — всего лишь классический тип антифриза. А популярный вопрос «Что лучше, антифриз или тосол?» некорректен, ведь это синонимы. Просто тосол — советская торговая марка охлаждающей жидкости.

К слову, расшифровка слова «тосол» может ввести в заблуждение. Оно состоит из аббревиатуры ТОС (Технология органического синтеза) и окончания «-ол», характерного для спиртов. Но «органический синтез» в тосоле — лишь название отдела института, занимавшегося разработкой. А ингибиторы коррозии в составе тосола — неорганические.

Что не так с «неорганическими» охлаждающими жидкостями? В процессе работы они образуют на всех металлических деталях оксидную плёнку, которая эффективно защищает от коррозии, но ухудшает теплоотвод. Для старых чугунных моторов с низкой степенью форсировки это не было проблемой. Но в современных двигателях с алюминиевыми радиаторами, головками и блоками цилиндров оксидная плёнка может привести к перегреву, поэтому заливать в них силикатный антифриз или тосол не стоит.

Срок службы неорганических присадок недолог. От вибрации защитная плёнка постепенно разрушается и опадает хлопьями, превращаясь в циркулирующий по системе абразив. Поэтому менять силикатную охлаждающую жидкость нужно каждые 2 года.

Тосол всё ещё популярен на российском рынке благодаря знакомому названию и низкой цене, хотя старых автомобилей с латунными радиаторами, которым действительно предписана «неорганическая» охлаждающая жидкость, на дорогах почти не осталось.

Перегрев. Что делать, если закипел двигатель

Самые распространённые сегодня охлаждающие жидкости — антифризы типа OAT (Organic Acid Technology, технология органических кислот), не образующие оксидной плёнки на металле. Ингибиторами коррозии в них являются органические соли карбоновых кислот, поэтому их также называют карбоксилатными антифризами.

Карбоновые соли борются с коррозией только в местах её появления и не ухудшают теплоотвод. Нет оксидной плёнки — нет и хлопьев в системе охлаждения, поэтому срок службы карбоксилатных антифризов больше: от 3 до 5 лет.

Но и у «органики» есть минусы. Органические соли размягчают резиновые шланги системы охлаждения, а также создают условия для кавитации — локального кипения жидкости. В быту это явление можно встретить при закипании чайника, именно кавитация вызывает его характерный шум. Для двигателя кавитация представляет серьёзную опасность, поскольку буквально выгрызает металл из крыльчатки помпы, головки и блока цилиндров. Для борьбы с ней в состав карбоксилатного антифриза производители включают дополнительный пакет антикавитационных присадок — и даже патентуют собственные названия. Так, General Motors маркирует свой антифриз на основе OAT-технологии Dex-Cool.

Гибридный и лобридный антифриз

Дальнейшие изыскания химиков привели к появлению гибридных антифризов HOAT (Hybrid Organic Acid Technology). Как видно из названия, в их основе всё та же технология органических кислот, но с добавлением определённого количества неорганических солей для лучшего противодействия коррозии и кавитации.

В разных частях света используют разные неорганические соединения. В Азии предпочитают присадки на основе фосфатов, в Америке — нитриты, а в Европе традиционно применяют силикаты. Автопроизводители учитывают это при разработке систем охлаждения и спецификаций оригинальных антифризов. Поэтому при выборе охлаждающей жидкости, содержащей «неорганику», лучше использовать продукт из соответствующей автомобилю страны (региона), либо имеющий необходимый допуск автопроизводителя.

Другой вариант «гибридов» — лобридные антифризы. Это тоже гибридные охлаждающие жидкости, но со сниженным количеством неорганических присадок — их должно быть не более 10%. Лобридные антифризы обозначают по-разному, в зависимости от содержащейся «неорганики»:

Встречаются и экзотические варианты охлаждающих жидкостей. Например, антифриз G13 с добавлением глицерина — побочного продукта при производстве биодизеля. «Глицериновый» антифриз не имеет каких-либо преимуществ, но применяется европейскими автопроизводителями под давлением экологов.

Классификация антифризов. G11, G12, G13

Единых международных стандартов антифриза не существует, но у производителей популярна классификация от Volkswagen: G11, G12, G12+, G12++, G13. По большому счёту, эти обозначения актуальны только для автомобилей концерна VAG. Но они прочно вошли в обиход, и нельзя не упомянуть о них.

Коротко перечислим особенности антифризов разных G-классов:

Антифриз G11 — традиционный силикатный антифриз с присадками на основе неорганических кислот. По той же технологии делается российский тосол.

Антифриз G12 — карбоксилатный антифриз с присадками только на основе органических кислот.

Антифриз G12+ — не имеет принципиальных отличий от G12. Спецификация G12 Plus введена концерном VAG в 2003–2004 годах.

Антифриз G12++ — гибридный или лобридный антифриз с присадками на основе органических и неорганических кислот.

— «экологичный» антифриз с идентичным G12++ пакетом присадок и обязательным добавлением 20% глицерина. Многие ошибочно считают, что у антифриза G13 другая основа — пропиленгликоль. Это не так, в основе G13 всё тот же этиленгликоль, в чём легко убедиться, изучив соответствующий стандарт Volkswagen TL 774.

Антифризы Long Life и Super Long Life

На антифризах азиатских производителей часто встречается маркировка Toyota: Long Life Coolant и Super Long Life Coolant. Её используют и другие японские автоконцерны. Составы этих антифризов вытекают из японского стандарта JIS K2234, хотя он применим лишь к концентрированным антифризам.

Антифриз Long Life Coolant (LLC) заливался в японские автомобили на конвейерах до середины 2000-х годов. Это гибридный HOAT-антифриз красного (в случае Toyota) цвета. Наряду с карбоксилатными присадками в нём в большом количестве присутствуют неорганические — характерные для японцев фосфаты, предписанные стандартом JIS. Фосфаты образуют на металле защитную плёнку, из-за чего этот гибридный антифриз иногда сравнивают с традиционным G11, только без силикатов в составе. Хотя прямые аналогии с европейской G-классификацией для японских фосфатных антифризов невозможны в принципе.

Toyota предписывает замену антифриза LLC каждые 2 года или 40 000 км пробега.

Антифриз Super Long Life Coolant (SLLC) является более свежей разработкой. Это розовый (у Toyota) лобридный антифриз технологии POAT — тоже с фосфатными неорганическими присадками, но их в составе не более 10%. Показатели этой охлаждающей жидкости стабильнее, она не образует на металле плёнку и обеспечивает лучший теплоотвод.

Срок службы антифриза SLLC увеличен. В качестве заводской заливки он способен отработать до 7 лет или 160 000 км пробега; в дальнейшем жидкость нужно менять каждые 4 года или 80 000 км (рекомендации Toyota).

Смешивать антифризы LLC и SLLC не рекомендуется, как и разбавлять готовый Super Long Life Coolant (не концентрат) дистиллированной водой. Стоит отметить, что состав антифриза SLLC агрессивнее — в частности, он содержит себациновую кислоту. Если автомобиль изначально не был рассчитан на заливку SLLC, то при переходе на него могут возникнуть проблемы с сальником помпы.

Что означает цвет антифриза

Можно ли смешивать антифризы разных цветов? Да, если это два разноцветных антифриза одного и того же типа и бренда, состав которых отличается только красителем. Но в результате получится жидкость бурого цвета, что затруднит диагностику состояния антифриза и системы охлаждения. Поэтому лучше доливать жидкость того же цвета, что уже залита.

В экстренной ситуации (при утечке в дороге) смешать можно вообще любые антифризы, поскольку все они на одинаковой гликолевой основе. Но как поведут себя вместе разные пакеты присадок — загадка, поэтому такой «коктейль» нужно сменить при первой возможности.

Нужно ли разбавлять антифриз водой

Антифризы продаются как в готовом виде, так и в концентрированном. Концентрат нужно разбавить дистиллированной водой в определённой пропорции, указанной на этикетке (например, 50:50, 60:40, 70:30). Пропорция определяет температуру замерзания получившейся охлаждающей жидкости: чем меньше содержание воды, тем она ниже.

Правильная замена антифриза

На вопрос «Какой антифриз заливать в двигатель» правильный ответ лишь один: тот, который рекомендован автопроизводителем. Нельзя выбирать охлаждающую жидкость по цвету или по опыту других автовладельцев — и даже по собственному опыту на предыдущих авто. Купить антифриз не так просто, как кажется.

Для правильного выбора антифриза откройте инструкцию к автомобилю и посмотрите тип (класс) рекомендованной охлаждающей жидкости. Там может быть указана технология производства (например, OAT/карбоксилатный антифриз) или определённый стандарт (например, G12++ или Super Long Life Coolant) — ищите жидкость именно с такой маркировкой. И не пытайтесь соотнести азиатскую классификацию с европейской или американской, поскольку их пакеты присадок существенно отличаются.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *