Почему смещаются метки грм?
Самая частая причина – растяжение цепи, которую нужно своевременно менять. Производитель не дает точных сроков для замены, обычно операция проводится на 100 тыс. км пробега. Актуальность ремонта можно определить по характерному металлическому стуку, потере мощности и смещению меток на шкивах коленчатого и распределительного валов. При замене цепи обязательно выставляются фазы газораспределения.
Что нужно знать о газораспределительном механизме (грм) шевроле нива
В двигателе Шевроле Нива установлен один распределительный вал, который поочередно открывает 8 клапанов. Его приводит в движение коленчатый вал через цепь, которая вращается на их шкивах. Стабильную работу этого элемента обеспечивает натяжитель и успокоитель.
Чтобы впускные и выпускные клапана открывались в нужный такт, коленчатый и распределительный валы должны двигаться синхронно – на один оборот коленвала распределительный проворачивается два раза. Оценить слаженную работу обоих узлов можно по меткам, которые установлены на шкивах.
Гидрокомпенсаторы или регулировочные болты
Гидравлические компенсаторы, устанавливаемые с завода, не всегда качественные, и могут начать стучать уже при небольшом пробеге. В некоторых случаях причиной стука является раскрученный ГК, то есть, его при установке не закрутили с должным усилием (затяжка 2-2,2 кгс). Но если детали уже находятся в неработоспособном состоянии, возникает вопрос – чем заменить неисправные «гидрики».
Самыми надежными на автомобильном рынке считаются ГК немецкой компании INA, также для автомобиля Шеви Нива гидрокомпенсаторы производит АвтоВАЗ, причем, ГК бывают старого и нового образца, они различаются по головкам блока цилиндров (ГБЦ стали другими у машин выпуска после 2008 года).
Гидравлические компенсаторы в основном продаются поштучно, но стоят они недешево – цена одного ГК АвтоВАЗ находится в пределах приблизительно 330-400 рублей, в тоже время регулировочный болт стоит всего лишь 30-50 рублей. Если водитель соглашается на регулировку клапанов через каждые 10 тыс. км, то лучше установить болты – меньше проблем, и дешевле получается ремонт.
Для чего нужна регулировка
Когда расстояние между ними отклоняется от допустимой нормы, внутри салона становится слышен неприятный шум, который исходит от двигателя. А если клапаны сильно зажаты, то инжекторный двигатель не будет выдавать максимальные обороты, а расход топлива значительно увеличится.
Как показывает практика, правильного выставления зазоров на автомобиле Нива Шевроле хватает на 20 тыс. пробега, после чего появляются шумы, визжание и прочие звуки, которые усиливаются на средних и пониженных оборотах. Чтобы самостоятельно отрегулировать зазоры на Ниве Шевроле, понадобятся:
- набор щупов;
- ключина13и17;
- сухиетряпки.
Регулировка зазоров должна выполняться на холодном двигателе, температура которого не превышает 20-25 ºC.
Замена
После этого можно переходить к установке новых деталей.
Новые детали устанавливаются при помощи специального динамометрического ключа, с усилием 2кгс. Это необходимо чтобы не перетянуть его и не оставить ослабленным. После этого устанавливаем рокеры на места и производим сборку в обратном порядке. Важным моментом при сборке является установка звездочки и натяжителя цепи.
Прежде чем затянуть цепь необходимо правильно выставить все метки, затем можно зафиксировать ее гайкой для натяжки. После этого можно установить клапанную крышку на место и присоединить хомуты и патрубки. После сборки нужно завести двигатель, чтобы проверить результат установки.
Инструмент
щуп 0.15 мм
Есть два способа регулировки по типу инструмента. По щупам и по стрелочному индикатору. Для полупрофессионального использования подойдет первый вариант. В фиатовской методичке рекомендовались следующие зазоры, при температуре двигателя 20 градусов (то есть нормальной). Впускные клапана 0,15 мм. Выпускные чуть больше 0,17-0,20 мм. Мое личное мнение после 20 лет практики, следующее. Выставляемый зазор очень сильно зависит от производителя и материала клапана. Если это клапан среднего качества, то зазоры можно делать по методичке. Если и на впуске, и на выпуске клапана Kolbenschmidt, то можно по кругу делать 0,15. Теперь по щупам. Конечно все определяется словом опыт и первые два, три раза можно такое нарегулировать… «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Поэтому я вспомнил одну замечательную вещь для слесарей, токарей и фрезеровщиков, которую сделали в СССР, для технического контроля. Называлось это калибр-пробка. То есть это калиброванный инструмент, с двумя «хвостами», один проходной, второй непроходной. По аналогии с этим чудом, я предлагаю два инструмента. Первый, это щуп для регулировки зазоров размером 0,15 мм и набор щупов, в котором есть щуп 0,2 мм. Теперь все «чудеса» регулировки сводятся к простой вещи. Один должен пролезать, другой уже не должен. Таким образом попадаем в нужное поле допуска.
набор щупов, «веер»
Как определить верхнюю точку сжатия
Проще всего выявить ее можно по положению свечи. Лучше будет открутить свечу и на ее место установить длинную отвертку в качестве ориентира.
Нужно установить пятую передачу и начать вращать приподнятое колесо. С помощью такой, не самой хитрой, уловки будет легко определить верхнюю точку сжатия. По торчащей отвертке станет отчетливо видна верхняя точка. Тогда можно остановиться.
То же проделывают с остальными цилиндрами. Когда цилиндр приведен в нужное положение, с помощью контргайки следует отрегулировать люфт так, чтобы щуп в него проходил с небольшим давлением. Стоит учесть, что после изменения положения механизмов может измениться и величина зазора клапана Нивы.
Далее требуется скорректировать положение клапанов остальных думмисов. Производится регулировка клапанов Нивы по очередности работы думмисов. Определить ее можно, провернув коленчатый вал пусковой рукоятью.
Поворачивать необходимо строго по часовой стрелке, на половину его оборота. Далее следует вращать коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока отметка на шестеренке не совпадет с отметкой на корпусе подшипников точь-в-точь. Теперь возможна регулировка зазоров клапанов Нивы, выпускающих выхлопные газы, четвертого думмиса, осуществляющего доступ горючего вещества в третий цилиндр.
Одновременно удерживая болт регулировки, необходимо ослабить контргайку. Корректируя положение этого болта, отрегулировать люфт до необходимых требований. Критерий, по-прежнему, тот же. Измерительный щуп должен проходить в зазор не слишком легко, но и не слишком тяжело. Цель регулировки – слаженная работа мотора.
По завершению действий надо проверить, насколько верно произведена регулировка. Для это надо завести мотор, прогреть, прослушать, как он работает. Важно, чтобы не было лишних шумов и гулов. Эти симптомы говорят о том, что детали в некоторых местах могут быть неправильно прилажены, разбиты или что ширина зазора не соответствует нормативной.
Как определить смещение меток цепи грм?
Цепь надежнее ремня. Она не проскальзывает, на практике случаи обрыва практически отсутствуют. Но со временем она может растягиваться, что приводит к изменению фаз газораспределения из-за смещения позиции коленчатого вала относительно распредвала и к более позднему открытию клапанов.
Определить неисправность можно по следующим признакам:
- Металлический стук на холостых оборотах – начальная стадия растянутой цепи. Сначала звук появляется «на холодную» и по мере прогрессирования беспокоит.
- Потеря мощности и затрудненный запуск – появляется тогда, когда нарушена работа газораспределительного механизма. Если вовремя не провести регулировку, двигатель перестанет заводиться.
Иногда фазы газораспределения смещаются «на один зуб» вследствие повреждения шкивов, которые могут люфтить и ослаблять цепь ГРМ. Не спешите соглашаться на капремонт, а проверьте метки и внимательно осмотрите звездочки.
Какой распредвал лучше поставить?
Один из способов избежать шумов ГК – заменить их на регулировочные болты. При этом необходимо также приобретение 213-го распредвала, способного улучшить работоспособность двигателя.
К проблемам непосредственно вала относятся:
- износ подшипников;
- задиры на постели;
- трещины, переломы, осевая деформация;
- повреждение сальника.
Видео 1, вал лопнул 2 раза подряд.
Окб двигатель — распредвалы для тюнинга и спорта
Гидрокомпенсаторы
двигателей ВАЗ 21213 / 21214
До
середины 2008 г. ВАЗ применял гидрокомпенсаторы старой
конструкции — с наружной резьбой М18х1,5 мм. Они
вворачивались в штатные резьбовые гнезда ГБЦ вместо втулок
для механических регулировочных болтов. Эти
гидрокомпенсаторы оказались ненадежными и часто после замены
распредвала, причем все равно на какой, серийный или
тюнинговый, начинали стучать.
Попробуем объяснить
причину такого явления. При сборке двигателя на заводе
гидрокомпенсаторы устанавливаются изначально «пустые» и
затягиваются строго определенным моментом. Гидрокомпенсаторы
во время работы набирают масло и далее могут долго нормально
работать. Во время демонтажа распредвала гидрокомпенсаторы
набирают «лишнее» масло. Поэтому при установке распредвала
гидрокомпенсаторы надо осадить, иначе двигатель просто не
заведется. Сделать это проблематично. Отворачивание — осадка
— заворачивание гидрокомпенсатора старой конструкции часто
приводят к его повреждению и как следствие — к стуку.
Поэтому наши рекомендации относительно
гидрокомпенсаторов старой конструкции в резьбовом корпусе
остаются прежними — их надо менять на обычные механические
регулировочные болты и использовать соответствующие
распредвалы 21213, т.е. под механическую регулировку
зазоров.
С
2008 г. ВАЗ применяет гидрокомпенсаторы новой кострукции — закладные, с гладкой
наружной поверхностью, которые просто вставляются в соответствующие гнезда.
Новые
гидрокомпенсаторы называют INA, хотя они могут быть и от
других производителей и отличаться по внешнему виду.
Гнезда
в новых ГБЦ под втулки для новых гидрокомпенсаторов имеют
резьбу М24х1,5. Новые ГБЦ можно определить по маркировке —
они имеют номер 21214-1003015-30.
В ГБЦ
21214-1003015-30 с гидрокомпенсаторами новой конструкции
нужно применять распредвалы 21214, т.е. спроектированные под
гидрокомпенсаторы.
Отметим, что если задаться целью использовать в новой
ГБЦ распредвал 21213 с механическими регулировочными
болтами, то потребуется изготовить стальные переходные
резьбовые втулки с наружной резьбой М24х1,5 и внутренней
резьбой М18х1,5 ; высотой 20 мм, которые следует
устанавливать в ГБЦ на фиксирующий клей.
Еще раз обращаем внимание, что использовать
распредвалы 21214 с механическими регулировочными болтами
нельзя — клапана будут «стучать». Применение распредвалов
21213 с гидрокомпенсаторами также нежелательно —
гидрокомпенсаторы будут отрабатывать переходные участки
профиля кулачка и фазы открытия клапанов увеличатся без
увеличения реального наполнения.
Процесс замены распредвала
Не забудьте затянуть на ручной тормоз и включить четвертую или пятую передачу. Первоначальное мероприятие для снятия целевого узла – освобождение патрубка воздушного фильтра от 4 болтов и защелки.
Для успешного проведения работ не обойтись без динамометрического ключа.
Далее убираются наконечники свечей, после чего сами элементы вынимаются. Также демонтажу подвергается вакуумный шланг и патрубок отвода картерных газов. Для удобства они отводятся в сторону.
Затем клапанная крышка очищается от грязи во избежание случайного попадания частиц вовнутрь. Отсоединяется дроссельный узел (находится с торца). Ключ-головкой выкручиваются 8 шпилек, удерживающих клапанную крышку.
Нелишним при разборке дополнительно осуществлять замену старых прокладок и выполнять обработку герметиком.
Автомобиль следует поддомкратить спереди таким образом, чтобы было удобно крутить колесо. После чего совмещается метка с тыльной стороны шестерни с риской постели распредвала.
Машина опускается на землю, цепь прихватывается к шестерне удобным способом (с помощью проволоки или стяжки).
За верхнее отверстие шестерни цепляется шнур, соединяемый с замком капота. Аккуратными движениями откручивается стопорная шайба до тех пор, пока ее нельзя будет крутить руками, придерживая шайбы. Далее шестерня страгивается с посадочного места и фиксируется за шнур.
Откручивается рампа масляного обеспечения.
И снимается – вверх и назад (к аккумулятору).
Аккуратно откручиваются оставшиеся крепления распредвала и демонтируется деталь.
На место старого устанавливается новый распределительный вал.
Снимаются рокеры. Они раскладываются в том же порядке, как и стояли.
Гидрокомпенсаторы откручиваются 24 мм ключом.
Устраняется масло из колодцев.
Устанавливаются стопорные пластины со втулками.
Регулировочные болты с гайками вкручиваются целиком. Фиксируются рокеры и пружины.
Монтируется и затягивается РВ. Момент затяжки распредвала 8,33 — 22,6 Нм. При этом делается это в строгом порядке по схеме.
Распредвал niva, какой он?
Подлинность распределительного вала для Нивы доказывается рядом особенностей:
- Шестигранниками под 27 мм ключ между кулачками второго и третьего цилиндров.
- Расстоянием от базы до пика кулачка в 37 мм.
Подобное конструктивное решение (пункт 2) позволяет уверенно стартовать практически на холостых оборотах.
Регулировка зазоров клапанов на ниве своими руками
Каждому бывалому автовладельцу Нивы наверняка приходилось самостоятельно выполнять такую процедуру, как регулировка зазоров клапанов. От качества проведения данной процедуры напрямую зависит, насколько хорошо будет работать двигатель вашей машины. Ведь если зазор будет меньше положенного, то разумеется, клапана будут зажаты и мотор не будет развивать максимальной мощности и это скажется на динамических характеристиках автомобиля.
С другой стороны, если величина зазора наоборот будет больше допустимой, то при работе ДВС Нивы будет слышен довольно неприятный стук.Чтобы провести данную процедуру самостоятельно, потребуется не так уж много инструментов. Все необходимое я приведу ниже в списке:
- Рожковые ключи на 17 и 13
- Набор щупов или один щуп толщиной 0,15 мм
Регулировка клапанов на нива шевроле
Для нормальной работы двигателя по истечению определенного времени делается регулировка клапанов нив шевроле не исключение. Конечно же, производитель предусмотрел все, чтобы двигатель хорошо работал, но за водителем остается основная задача, чтобы зазоры между клапанами были правильными.
- Первое что появится это неприятный шум, который будет исходить от двигателя
- Если клапана будут сильно зажаты, то двигатель не сможет выдать максимальные обороты, при этом будет происходить увеличение расхода топлива
Регулировка клапанов шевроле нива своими руками
Довольно часто владельцы ВАЗ 2123 отказываются менять гидрокомпенсаторы тепловых зазоров при их выходе из строя, предпочитая установку регулировочных болтов, используемых во всех линейках классического семейства ВАЗ. При таком подходе требуется ручная регулировка клапанов Шевроле Нива. У подобной регулировки есть два существенных недостатка:
- Необходимость проведения работ каждые 15 тыс. км;
- Наличие определенного навыка.
Если сравнить стоимость одного гидрокомпенсатора со стоимостью регулировочного механизма, то выгода в сторону последнего отличается на порядок.
Клапана Шевроле Нива следует регулировать не только при появлении характерного стука. Каждые 10 – 15 тыс. км пробега необходимо проводить диагностику зазоров, которые появляются вследствие износа эксцентрика распределительного вала, рокера или самого клапана.
Весь клапанный механизм имеет достаточно простое устройство. Клапан приводится в движение рокером, на который оказывает усилие эксцентрик распредвала. Рокер выполнен в виде рычага, к одному из концов которого прилегает толкатель. Зазоры клапанов Нива Шевроле вымеряются между распределительным валом и рокером при закрытых клапанах с помощью специального набора щупов. В конце статьи сможете найти видео.
Самостоятельная регулировка
После того как инструменты подготовлены, а мотор остыл можно переходить к самостоятельной регулировке. Порядок работы будет следующим:
- ОтключитеминусовуюклеммуотАКБ. Сэтогодействияначинаютсявсеманипуляциисдвигателемилиэлектроникойавто.
- Далееоткрутитекрышкуголовкиблокацилиндровипереходитекдемонтажукрышкираспределителя. Послеэтогонужновыкрутитьсвечизажигания.
- Теперьоткрылсядоступкколенчатомувалу. Егонужнонеспешапроворачиватьпоходувращения, домоментасовпаденияметок, расположенныхнакорпусеподшипниковираспредвале.
- Меткивыставлены, иможнопереходитьккорректировкена6-ми8-мклапанах. Щуптолщиной0,15ммнужнопросунутьмеждукулачкомраспределительноговалаирокером.
- Еслиработавыполненаправильно, щупбудетвходитьснебольшимусилием. Длятогочтобыначатьрегулировку, нужноотжатьконтргайкуключомна17. Регулировкаосуществляетсяключомна13.
- Послетогокакрегулировкавыполнена,нужноповторновсепроверить. Еслионсоответствуетнорме, можнофиксироватьболтрегулировкиизажиматьконтргайку.
- Далеепроворачиваемколенвална180градусовипереходимкрегулировкеследующейпары4и7, адалее1и3.
Снятие и ремонт распредвала нива 2121 своими руками – пошаговая инструкция
Для того, чтобы снять и заменить распредвал на Нива 2121 необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Подготовить необходимый инструмент Подготовка к замене состоящий из: гаечных ключей; динамометрического ключа; зубила; торцевых головок на 10, 13 и 17.
- На первом этапе работ по снятию вала выполняются следующие действия: Снятие отрицательной клеммы с автомобильного аккумулятора Нива 21213 (2121 и любой другой отечественной модификации этого авто); Демонтаж крышки головки блока цилиндров; Установка распредвала в положение, при котором метка на его звёздочке совпадает с соответствующим выступом на корпусе подшипников. А метка на шкиве – с выступающей частью привода вала. Отгибание зубилом лепестков у стопорной шайбы крепящего звёздочку болта.
- Далее Откручивания болта звёздочки снимаемой детали (ключ «на 17») и его извлечения из отверстия;
- Демонтажа натяжного устройства цепи привода ГРМ;
- Снятия звёздочки распредвала (рекомендуется привязать к ней цепь – это обеспечит отсутствие перескакивания;
- Равномерного откручивания (с помощью ключа «на 13») всех гаек, закрепляющих корпус подшипников вала, и его снятия со шпилек ГБЦ вместе с распредвалом.
- Откручивания, с использованием торцевого ключа «на 10», креплений упорного фланца к корпусу подшипников;
- Извлечения фланца, а затем и распредвала.
- При необходимости замены рычагов клапанов эти детали тоже снимаются сразу же после демонтажа вала. Для это следует:
- Отвести лапки прижимной пружины в сторону;
- Снять рычаг;
- Извлечь пружину.
- На этом же этапе выполняется и диагностика состояния. При наличии заметных повреждений(кулачки изношены на 0,5 мм и более, на поверхности видны царапины, борозды и забоины), говорящих о невозможности ремонта, переходят к процессу установки новой детали. Распредвал, который можно отремонтировать, приводят в работоспособное состояние. Если на вопрос о необходимости замены распредвала любой модели Нива (включая 2131 и более современные версии), получен положительный ответ, следует приобрести новую деталь. Как правило, их продают в комплекте с корпусами. Стоит отметить, что установка нового вала требует замены и его рокеров и гидрокомпенсаторов, что увеличивает стоимость ремонта примерно в полтора раза.
- Перед установкой вала внутрь коробки подшипников выполняют смазку моторным маслом рабочих поверхностей шеек и кулачков. Теперь следует так установить распредвал, чтобы его штифт располагался точно напротив определенного ориентира – верхнего отверстия упорного фланца. Деталь фиксируют и затягивают крепёж, придерживаясь определённых правил: гайки обязательно заворачивать, стараясь соблюдать усилие в 19 Нм;
• закручивание проводится в определённой последовательности, которую можно увидеть на схеме: - Теперь отвязывают проволоку, крепившую цепь ГРМ к звёздочке (оставив метки для удобства монтажа), и устанавливают обе эти детали на валу. Открутив крепёжный болт, загибают лепестки стопорной шайбы. А в качестве заключительного этапа проводят:
- установку натяжителя для цепи ГРМ (с соблюдением сделанных меток);
- возвращение на место ранее снятых деталей с соблюдением обратной последовательности;
- регулировку тепловых зазоров старых или только что установленных клапанов.
- Результатом замены становится установленный на вашей Ниве 21214, 2121 или 2131 новый распредвал, способный прослужить ещё не меньше 100 тыс. км – без появления стуков и большинства других проблем с двигателем. При этом экономятся средства, которые могли бы уйти на оплату услуг по ремонту, и тратится сравнительно немного времени.
Помогите нам оценить полезность этого поста. Вы нашли то что искали?
Спасибо!
Советы по замене
- Если появился стук, не торопитесь снимать крышку клапанов, вначале замените в двигателе моторное масло
- Заливайте масло одной и той же марки, это снизит шанс того что ГК засорятся
- Их не следует сильно затягивать так перетяжка приведёт к быстрому выходу из строя
- Прежде чем ставить новые, старые желательно промыть в бензине, чтобы очистить его от шлаков, после чего проверти его, нажав пальцем на плунжер и если он вернется на свое исходное место он исправный
Гидрокомпенсаторы в первый раз были представлены на российском рынке еще в 1989 году. Тогда они показались очень действенными для усовершенствования движков Жигулей. Применение этих деталей имело положительные результаты, потому спустя время изготовитель этих устройств модернизировал своё детище так, чтоб было можно установить гидрокомпенсатор на Ниву, что стало верным решением.
Механизм работы такового устройства состоит в том, что заместо регулирующих клапанные зазоры винтов в головку блока
вворачиваются плунжерные пары. Конкретно к этим парам из смазочной позволяющей вести бухгалтерский учет (софт) по дополнительным трубкам проводится масло из смазочной комплекса бухгалтерских программ, это и принуждает рокер (или рычаг) повсевременно прижиматься к кулачку распределительного вала.
Схема затягивания
С помощью большой отвертки отводится натяжитель цепи, затем на исходное место ставится шестерня распределительного вала. Закручивается болт с шайбой. Последняя контрится плоскогубцами.
Далее регулируется тепловой зазор клапанов. Сборка осуществляется в обратном порядке.
Видео 2 замена натяжителя грм.
Характеристики распредвала ваз 21213
ВСХ двигателей Нивы в зависимости от установленных распредвалов
Распредвалы «DYNAMIC CAMS» для двигателей ВАЗ классика
21213 — 1006010 — | 80 | 03 | 37 | 48(48Г) | 71 | 72(72Г) |
Для двигателей объемом, см 3 | 1200 1300 1450 | 1450 1600 | 1600 1700 | 1600 1700 | 1700 1800 | 1700 1800 |
Подъемы клапанов, мм впускного выпускного | 10,4 10,1 | 10,8 10,4 | 11,4 11,8 | 11,6 10,9 | 12,0 11,3 | 12,2 11,4 |
Опережение открытия до НМТ выпускного клапана, град. | 44 | 45,5 | 51 | 62 | 56 | 68 |
Запаздывание закрытия после НМТ впускного клапана, град. | 53 | 57,5 | 64 | 75,5 | 71 | 84 |
Примечание: 1. Фазы приведены при установке точки перекрытия клапанов в ВМТ. 2. Допускаемое смещение точки перекрытия клапанов от ВМТ -3. 0 град. по углу поворота коленвала. 3. Распредвалы 37, 48, 71 и 72 требуют доработки головки блока 4. Распредвалы не предназначены для использования с гидрокомпенсаторами. 5. Выпускаются модификации распредвалов 48Г и 72Г, предназначенные для работы в паре с гидрокомпенсатором.
Распредвалы «DYNAMIC CAMS» для двигателей ВАЗ классика спорт
21213 — 1006010 — | M3 | M4 |
Подъемы клапанов, мм впускного выпускного | 13,0 12,5 | 12,5 12,7 |
Опережение открытия до НМТ выпускного клапана, град. | 70 | 75 |
Запаздывание закрытия после ВМТ выпускного клапана, град. | 72 | 67 |
Опережение открытия до ВМТ впускного клапана, град. | 63 | 63 |
Запаздывание закрытия после НМТ впускного клапана, град. | 89 | 96 |
Высота перекрытия клапанов, мм | 5,1 | 5,1 |
Примечание: 1. Фазы приведены при установке точки перекрытия клапанов в ВМТ. 2. Фактические подъемы клапанов могут отличаться он указанных в пределах 0,5 мм в зависимости от положения торца клапана относительно центра качания рычага. Эта установка требует дополнительных инструкций разработчика.
Для любителей более точной настройки автомобиля распредвалы №48(48Г), 71, 72(72Г) рекомендуется устанавливать с регулируемой разрезной звездочкой. Практически каждый вал можно поднастроить для города и для трассы, смещая точку перекрытия клапанов до ВМТ или после до 7 градусов.
Если точка перекрытия до ВМТ — машина будет иметь низовую характеристику, т.е. прибавит крутящий момент на малых оборотах, потеряв его на больших. Это целесообразно в городе. И наоборот. При установке вала №37 на двигатель объемом 1,5л он будет верховым.
При установке на 1,7 — низовым. Такая тенденция наблюдается со всеми валами. При увеличении кубатуры целесообразнее ставить верховой вал, так как низы увеличиваются за счет увеличения рабочего объема, а мощность на высоких оборотах прибавляется в связи с улучшением наполнения за счет вала обеспечивающего большее время-сечения.
Причем, чем выше кубатура. Тем более выражен этот эффект. Если установить низовой вал (скажем 80) на объем 1,8 — получим прекрасный трактор, который сдвинет что угодно, но быстро ехать не сможет: после 3000об/мин двигатель умрет, крутить его можно будет только для шума.
Если на двигатель 1,5 поставить вал №71 — он будет легко крутиться за 8000об/мин, а реально ехать только после 4000об/мин, и трогаться нужно будет с высоких оборотов, поджигая сцепление. Не ошибитесь с выбором вала. Распредвалы 71 и 72 требуют доработки головки блока, заключающейся в зенковании седел клапанов на 1,2-1,4мм (р/в 71-72) и последующей притирки.
Это нужно сделать, во-первых, для правильного расположения оси качания рычага привода клапана относительно торца клапана, и, во-вторых, для увеличения допустимого хода пружин. Распредвалы 37 и 48 допускается устанавливать без доработки седел клапанов, хотя после зенкования седел на 0,8-1мм (р/в 37-48) результат будет лучше .
Наименование продукции | Цена розн. |
80 | 3 100р. |
03 | 3 200р. |
37 | 3 400р. |
48 | 3 600р. |
48Г | 3 600р. |
72 | 3 800р. |
72Г | 3 600р. |
М3 | 4 500р. |
М4 | 4 500р. |
На мой взгляд, для сравнения ВСХ разных распредвалов, необходимо оценивать площадь под кривой ограниченной желаемыми оборотами двигателя.
Также существует ещё множество распредвалов, ВСХ на которые ещё не обнаружены.
ВСХ «ближнего родственника», ВАЗ 2103 (для сравнения).
Внешняя скоростная характеристика двигателя 21213