МТ-ЛБ Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный – полная информация

Содержание

С помощью зип выполняются следующие основные работы

техническое обслуживание агрегатов, систем, механизмов и вооружения машины; текущий ремонт ходовой части и других механизмов с заменой отдельных поврежденных деталей; самовытаскивание машины при легких застреваниях и буксовании ; герметизация корпуса перед преодолением водной преграды ; зачехление оборудования и укрытие машины. 6

Боевой опыт

В сфере военных бытует мнение, что рассматриваемая техника обладает низким скоростным показателем и слабо защищена от вражеских атак, а также не отличается высокой огневой мощью. Эти выводы сделаны при сравнительном анализе вездехода МТЛБ с БТР и БМП.

В отличие от бронетранспортеров, МТЛБ не предназначался для поддержки войск изначально, а проектировался как объект для перевозки грузов, буксировки артиллерийских орудий, шасси для установки разнообразных баз и для санитарных целей. Учитывая указанные требования, легкая бронезащищенность и пулемет Калашникова позиционируются не как недостаток, а как преимущество.

Транспортное средство не ориентировано на наступательные действия. Пулемет служит только в качестве оборонительного вооружения. Рассматриваемая машина участвовала в Афганском конфликте, опыт которого показал, что тягач способен не только защитить себя, но и боевые расчеты, за которыми машина закреплялась, как рабочая единица.

Вездеход мтлб — когда впервые появился

Проект вездехода был создан в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода ХТЗ, предполагалось одновременное производство стандартной модели МТЛ и бронированного армейского аналога МТЛБ. Предприятие свернуло сборку транспортера ГТТ (который передали на Рубцовский машиностроительный завод) и в 1964 г. отгрузило первые партии техники. Гражданская версия была собрана ограниченной партией из-за загрузки ХТЗ.

До момента распада СССР почти все собранные бронированные вездеходы поставлялись в войска, где получили оригинальное прозвище «мотолыга».

Краткое сравнение характеристик МТЛБ и ГТТ:

ПараметрМТЛБГТТ
Вес снаряженный, кг97008000
Вместимость десантного отделения, чел.1121
Мощность мотора, л.с.240200
Максимальная скорость на шоссе, км/ч61,545,5
Скорость на воде, км/чдо 6до 6

Взять за рога

Низкорослый механик-водитель осмотрел меня придирчивым взглядом и исчез в башне БМП. Через несколько секунд пушка двинулась и поползла вверх. Спасибо, друг! Я тут раскорячился в интересной позе на броне, пытаясь забраться в водительский люк, – и, не приподнимись пушка, нипочем не оказался бы за штурвалом БМП‑3 штатным путем.

Думаете, и там, в недрах боевой машины, теснота?

Сцепления нет. Педаль газа на привычном месте, педаль тормоза тоже. А вот ручник своеобразный: основательный рычаг блокирует педаль тормоза в нажатом состоянии. До гениальности просто и по-армейски надежно. Прямо по курсу – приборы и селектор коробки передач (четыре позиции – вперед, две – назад).

Механик-водитель поднимает вверх палец. Ага, понял: включаю первую передачу. Легкий тычок в спину – включилась! Дергаю рычаг ручника, отпускаю тормоз и добавляю газ.

БМП, ревя 26‑литровым мотором и лязгая гусеницами, рвет с места. В поле зрения возникают уже два пальца – переключаюсь на вторую. Восемнадцатитонная махина на удивление легко набирает ход. Третья – и газу!

Впереди поворот. Наклоняю рога штурвала – БМП послушно пишет вираж. Пытаюсь держать ровный газ, но механик дает понять: можно не стесняться. И я добавляю. Черт возьми, как легко гусеничная боевая машина управляется на гравийной дороге! Не сложнее, чем легковушка на асфальте. Четвертая передача – и набегающий ветер выдувает из глаз слезы. Похоже, скорость уже за 60 км/ч.

Вот конец ходового участка, пора поворачивать на лесную дорожку. Однако для начала надо притормозить. Пытаюсь перенести ногу с одной педали на другую, но мой инструктор показывает три пальца. Перемещаю селектор на одно деление: полуавтоматическая коробка передач переходит на ступень ниже, БМП послушно тормозит двигателем.

Вторая, первая – и поворот. Тормоза не понадобились. Продольные волны и глубокие колеи лесной дороги. Сознание протестует: здесь нельзя ехать быстро! Но команды инструктора разгоняют меня до третьей передачи. Внутри всё сжимается: сейчас как долбанемся брюхом о жесткий ухаб – и отвечай потом за дорогостоящую технику.

И что? А ничего! Качает словно в лодочке, и только. То, что для обычного автомобилиста является сверхпроходимостью, для экипажа боевой машины – повседневная езда. Впечатление такое, что для БМП непролазных мест вообще не существует.

В корме над двигателем расположены двери десантного отделения и откидные ступени.

Выбираемся на земную твердь. Останавливаю машину уже тормозами и ставлю на ручник. Вылезать нет желания – хочется еще! Не успел я в полной мере насладиться динамикой, скоростью и фантастической проходимостью боевой машины пехоты. И кто бы мог подумать, что «броня» может быть настолько подвижной и маневренной!

Габаритные размеры

Эксплуатационный вес гусеничного вездехода 9700 кг, а вес буксируемого прицепа – 6500 кг.

Таблица 2 — Габариты
Длина, мм6454
Ширина, мм2860
Высота, мм1865

Обозначенная тоннажность при транспортировании прицепов – 2 т, а предельная – 2,5 т, при транспортировании груза без прицепа.

Габариты мтлб

Габариты и некоторые ТТХ техники:

  • длина корпуса — не более 6509 мм;
  • ширина (со стандартными гусеницами с открытым шарниром) — до 2865 мм;
  • высота — 1890 мм;
  • колея (между продольными центрами лент) — 2500 мм;
  • база (расстояние между осями переднего и заднего опорных катков) — 3700 мм;
  • клиренс (без нагрузки) — 415 мм;
  • максимальная скорость с полной нагрузкой — 45 км/ч;
  • скорость на плаву — до 6 км/ч.

Групповой эксплуатационный комплект для мтлб состоит из:

Приспособлений ; Инструмента; Приборов. Приспособления Приспособления для спрессовки ведущего колеса; Приспособления для напрессовки ведущего колеса; Приспособления для спрессовки опорного катка; Приспособления для напрессовки опорного катка; Приспособления для спрессовки направляющего колеса;

Комплект конусов – предназначен для установки крышек в сборе с уплотнительными манжетами; Трос -100-сб 104 – 15 штук – для буксировки неисправной техники; Приспособление для снятия гидро­амортизатора с верхнего пальца; Приспособление для выпрессовки нижнего пальца гидроамортизатора 165-100-сб118;

Двигатель

Тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера. Система впрыска топлива – непосредственно в цилиндры.

Таблица 1 — Параметры двигателя
Силовой агрегатЯМЗ-238В
Мощность, л.с.240
Топливодизель
Количество тактов4
Расположение цилиндровV-образное
Количество цилиндров8

ГАЗ 33081: Садко, Егерь, Вепрь, технические характеристики, цена и фото.

Технические характеристики ГАЗ 53 описаны в этой статье.

Двигатель и трансмиссия

На базовом транспортере применен атмосферный двигатель ЯМЗ-238В с 8 цилиндрами, расположенными V-образно. Силовой агрегат развивает мощность 240 л.с., на поздних модификациях введена система наддува, позволившая нарастить параметр до 310 л.с. при одновременном снижении расхода топлива.

Горючее заливается в 4 раздельных бака суммарной вместимостью 520 л, предусмотрен распределительный кран с ручным приводом. Для запуска используется электрический стартер, в зимнее время рубашка охлаждения прогревается автономным блоком ПЖД-44Л на жидком топливе.

В состав системы питания входит 8-плунжерный насос высокого давления, имеется помпа с ручным приводом для подкачки горючего. Поток воздуха проходит через инерционный фильтр и проволочные кассеты с промасленной набивкой, позволяющей отделить мелкодисперсную пыль.

В состав трансмиссии входят сухое 2-дисковое сцепление с рычажным управлением от педали и механическая коробка, обеспечивающая 6 нормальных и 5 пониженных (используются при буксировке прицепов в условиях бездорожья) скоростей переднего хода. На каждой боковине предусмотрен бортовой планетарный редуктор с фрикционом, позволяющим тормозить гусеницы для поворота (радиус зависит от степени замедления ленты).

Закреплено на крыше люка трансмиссионного отделения

1 2 3 4 1 –топор; 2 – лопата; 3 – пила; 4 –ведро, воронка, шланг. 12

Зона управления

Далее идет зона управления. От предыдущего он отделен бронированной перегородкой. Тут находятся командирское место и сидение для механика-водителя. Члены экипажа имеют хороший обзор с помощью лобовых стекол с защитой. Справа впереди установлена башня с 7,67-мм пулеметом, обслуживаемая командиром вездехода.

Зрк «стрела-10»

1. Назначение и устройство гусеничного движетеля, подвески и корпуса Ходовая часть транспортера состоит из гусеничного движителя и подвески.

Гусеничный движитель служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение транспортера. Гусеничный движитель состоит (рис.1) из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами и двенадцати опорных катков. Рис.1. Многоцелевой тягач — легкий, бронированный (МТ-ЛБ) Гусеницы с за­крытым шарниром (рис 2).

Каждая новая гусеница состоит из 108 звеньев. Звено представляет собой фасонную штамповку. Звенья пятипроушинные, гребневые.

Звенья соединяются в гусеницу обрезиненными пальцами. Резиновые кольца пальцев служат для уплотнения шарниров от воздействия внешней среды, что улучшает ходовые качества гусеничных цепей.

А еще интересно:  Замок капота своими руками без дополнительных затрат

Рис.2.

Гусеница с закрытым шарниром : 1 – звено; 2 – обрезиненный палец Ведущие колеса (рис. 3)

Индивидуальный зип

Возимый комплект ЗИП состоит из запасных частей инструмента и принадлежностей, предназначенных для выполнения операций технического обслуживания и устранения мелких неисправностей силами экипажа. Перечень предметов ЗИП боевых машин дается в комплектовочной ведомости, которая является составной частью индивидуальной документации каждой машины и хранится вместе с ее формуляром. а также в руководствах или инструкциях по эксплуатации машин данной марки. 4

Инструкция по эксплуатации и ремонту мт-лб

Ученье свет, а не ученье – тьма. ( А. Суворов)Умение управлять вездеходом еще не означает, что техника эксплуатируется правильно. Как показала практика, при покупке вездехода МТ-ЛБ часто возникают вопросы по регулировке, установке, электрике и многие другие.

Сейчас очень много разных электронных носителей по эксплуатации и ремонту военной техники.

Механики Иркутского Завода Гусеничной Техники в своей работе руководствуются «ТЕХНИЧЕСКИМ ОПИСАНИЕМ И ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЭКСПЛУАТАТЦИИ» 6.00.001 ТО

Настоящие Техническое описание и Инструкция по эксплуатации предназначены для личного состава и служат руководством при эксплуатации легкого многоцелевого гусеничного транспортера-тягача МТ-ЛБ.

Она содержит описание конструкции и работы механизмов перечисленных в транспортере, правила хранения и эксплуатации, виды технического обслуживания и методы его проведения, перечень характерных неисправностей и методы их устранения, а также указания по применению специальных приспособлений при техническом обслуживании и ремонте.

Содержание включает в себя:

Основные технические данные; скорости движения; эксплуатационные данные; преодолеваемые препятствия.

Силовая установка: системы питания топливом и воздухом; система смазки; система охлаждения; система подогрева.

Трансмиссия: сцепление и промежуточный редуктор; главная передача; коробка передач; механизм поворота; бортовые передачи.

Ходовая часть: движитель; подвеска.

Корпус (рама, рама, грузовая платформа).

Электрооборудование: источники электрической энергии; генераторная установка; потребители электрической энергии; вспомогательные приборы; измерительные приборы; пневмосистема.

Оборудование: тягово-сцепное устройство; водооткачивающий насос; система обогрева.

Каждый параграф сопровождается всей необходимой информацией по описанию с приложение схем и рисунков.

Правильная эксплуатация транспортеров зависит от степени знания личным составом материальной части, правил технического обслуживания и хранения, а также от степени усвоения водителями правил и техники вождения. Правильное и своевременное техническое обслуживание транспортеров обеспечивает их постоянную готовность, безотказную и длительную работу без ремонта при минимальных расходах горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Правильная организация хранения обеспечивает длительную сохранность и постоянную готовность транспортеров к использованию.

При реализации вездеходов МТ-ЛБ, ПТС-М, АТС-59г, ГАЗ-71, ГАЗ-73, ГАЗ-34039 и другой техники обязательным подарком нашего , а так же 2 шлемофона (зимний, летний).

Дорогие покупатели, приобретение данной книги сократит время ваших простоев, поможет механикам водителям в расширении личных познаний в эксплуатации вездехода МТ-ЛБ.

Использование в воинских частях

Поставленные в армейские части вездеходы впервые приняли участие в боевых действиях в ходе войны в Афганистане. После распада СССР транспортеры достались бывшим союзным республикам и использовались в локальных конфликтах. Машины предназначались для доставки грузов, боеприпасов для минометов или артиллерии, а также эвакуации раненых.

Вездеходы не входили в штат мотострелковых батальонов (МСБ), но часть применялись для перевозки личного состава. Во время Афганской войны часть машин прошла полевую модернизацию. Например, буксируемый миномет «Василек» устанавливался в грузовой платформе, что противоречило требованиям руководства по боевому применению, но повышало маневренность огневой точки.

История разработки мтлб

К середине шестидесятых годов прошлого века верхушка вооруженных сил союза приняло решение сменить АТ-П (устаревший уже на то время артиллерийский транспортер). Также, для экономии, руководство приказало не создавать технику с нуля, а воспользоваться каркасом уже существующих моделей, приспособив их под военные нужды.

Создание машины легло на плечи тракторного завода Харькова, а именно его конструкторского бюро. 1964 год был ознаменован началом работ, и всего через 2 года МТЛБ была готова.

Конфликты с применением мтлб

  • Война в Афганистане 9 (с 1979 по 1989 год)
  • Конфликт с применением оружия в Приднестровье. Приднестровские вооруженные силы имели несколько МТ-ЛБ в своем расположении. Транспортеры использовались в марте 1992. Кроме этого Молдавия также активно применяли их. ЗУ-23-2 был установлен на некоторых МТ-ЛБ.
  • Первая чеченская война. Машина активно использовалась бойцами обеих сторон, при этом чеченцам МТ-ЛБ служил в качестве БТР, БРЭМ, САУ, санитарной машины, командного пункта на колесах, БМП и т.д. Использование столь большого количества вездеходов обуславливалось тем, что машина на протяжении долгого периода времени причислялась к разряду автотехники, что защищало ее от ограничений ДОВСЕ. Немаловажную в этом роль сыграла низкая цена на детали и простота в использовании.
  • Вторая чеченская война. Применяли российские вооруженные силы. На ноябрь 1999 года было зафиксировано 667 вездеходов МТ-ЛБ, находящихся на территории Чеченской республики.
  • Конфликт с применением оружия в Южной Осетии (в 2008 году).
  • Конфликт с применением оружия на востоке Украины.

Корпус машины

Корпус транспортера сделан из стальных плит, которые не имеют большую плотность, поэтому вездеход может противостоять только стрелковому оружию. Однако за счет этого получилось сохранить небольшую массу относительно других машин подобного класса – 9,7 тонны.

С таким весом конструкторам МТЛБ не составило труда обеспечить МТЛБ отличную плавучесть. Еще одно преимущество машины – это малое давление гусениц на поверхность, что повышает проходимость тягача. Корпус делится на зоны: управления, моторная, транспортно-грузовая и трансмиссионная. Для всех, находящихся на борту, обеспечены комфортные условия перевозки.

Кто производитель современных мтлб

На начало 2020 г. выпуск осуществляется:

  • заводом гусеничной техники в Иркутске (ИЗГТ);
  • Уфимским заводом оборудования для геологоразведки (ООО УЗГО);
  • Муромским предприятием ОАО «Муромтепловоз»;
  • филиалом ОАО НПК «Уралвагонзавод» в г. Рубцовске.

Маневренность и подвижность

В машине стоит шестиступенчатая коробка передач, с помощью которой МТЛБ способна передвигаться по дорогам, имеющим довольно твердое покрытие, грунтовкам, пересеченной местности и преодолевать водные барьеры.

Макс. скорость по шоссе61 км/ч
Средняя скорость в условиях пересеченной местности30 км/ч
Расход топлива на 100 кмот 90 до 120 литров (зависит от местности)
Клиренс40 см (в среднем)
Скорость по водным поверхностям6 км/ч

Материальная ответственность командиров

Командиры (начальники) несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет в случаях: нарушения своими приказами (распоряжениями) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества; непринятия необходимых мер к предотвращению хищения, уничтожения, повреждения, порчи имущества, что повлекло к причинению ущерба; непринятия необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного материального ущерба. 20

Место работы

МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.

Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.

Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО.

Модернизации и ближайшие конкуренты

Прекрасные технические характеристики позволили создать на базе этой машины огромное количество модификаций. Транспортные задачи сохранили 20 широко распространенных модернизированных машин, около 50 разновидностей приобрели ярко выраженные «боевые» функции.

Можно перечислить с небольшим описанием технического устройства некоторых из них:

Модификации

За прошедшие годы советские, российские, украинские и польские конструкторы изобрели достаточное количество модификаций.

Самые популярные модели:

  1. МТЛБВ или снегоболотоход – используется в основном в северных регионах. Расстояние между гусеницами шире, чем у базовой модели, для меньшего давления на землю.
  2. МТЛБВ – для народного использования.
  3. МТ-ЛБВМ – с установленным зенитным пулеметом с калибром 12,7 мм.
  4. МТ-ЛБВМ1К – для работ на большой высоте над уровнем моря. Мощность мотора 310 л.с.

МТЛБВ
МТЛБВМТ-ЛБВММТ-ЛБВМ
МТ-ЛБВМ-1КМТ-ЛБВМ-1К

Тягач МТЛБу прочный, надежный и универсальный.

Таблица 4 — Основные технические характеристики
Силовой агрегатЯМЗ-238Н
Мощность, л.с.300
Расход горючего, л.с. (100 км)100
Вес, кг11500
Предельная грузоподъемность, кг4000
Предельная скорость, км/час61,5

Предельное количество человек, которое он может вместить – 18.

Модификации вездехода

Основные модификации техники:

  • базовый вариант МТЛБ (по армейской классификации «Объект 6»);
  • версия МТЛБВ, предназначенная для эксплуатации на севере и оснащенная гусеничными лентами с увеличенной шириной;
  • модификации МТЛБВН и МТЛБВНС «Алтай», рассчитанные на гражданское применение;
  • вариант МТЛТВМ1К для погранвойск, адаптированный для работы в условиях высокогорья (отличается 310-сильным дизелем и улучшенным отопителем).

В конце 90-х гг. предприятие «Муромтепловоз» разработало усовершенствованное шасси МТЛБМ, которое поставляется в армию. Базовый вариант оборудован башней от колесного бронетранспортера БТР-80, существует версия с дополнительным автоматическим гранатометом АГС-17.

Часть списанных с армейского хранения вездеходов прошла восстановительный ремонт и была продана гражданским потребителям. Например, версия КТМ-10 оснащается корпусом с распашными дверцами кабины водителя, устанавливается дополнительная защита днища. По отдельному заказу монтируется гусеница с резино-металлическими шарнирами или специальная лента с увеличенной шириной звена, лучше приспособленная для движения в условиях бездорожья.

На основе МТЛБу выпускалась модификация 1В14, предназначенная для командиров батарей самоходной артиллерии. Внутри закрытого бронированного корпуса расположены места для 6 членов экипажа, в состав силовой установки входит 300-сильный дизель ЯМЗ-238Н.

Предусмотрена установка пулемета ПКМБ с боекомплектом 1250 выстрелов, в корпусе прорезаны лючки, позволяющие вести огонь членам экипажа из личного оружия. Версия 1В15М, предназначенная для командиров дивизионов, оснащается комплектом улучшенных наблюдательных приборов и средств связи.

После распада СССР гусеничные вездеходы стали использоваться вооруженными силами бывших республик. Например, Украина разработала самоходную установку с блоками неуправляемых снарядов С8 калибром 80 мм. Российский вариант 6МБ, базирующийся на шасси МТЛБМ, оборудован поворотным модулем с автоматической пушкой калибра 30 мм.

А еще интересно:  Замена подшипника ступицы нива шевроле

Вездеходы СОБ (или Собовка, аббревиатура может расшифровываться как «транспорт старшего офицера батареи») выпускались в Болгарии и Польше (КШМ-81 «Дельфин» и WDSz соответственно). В 90-х гг. на базе МТЛБ польскими конструкторами была создана модернизированная машина Opal-I, оборудованная дизелем SW0680/167/1 и оригинальной башней с крупнокалиберным пулеметом.

На основе корпуса и ходовой части вездехода была создана модель МТЛБу, отличающаяся введением дополнительного катка.

На основе удлиненного шасси строится самоходная гаубица «Гвоздика» и минометный комплекс «Дева». Всего на базе МТЛБ конструкторами СССР, России и стран Восточной Европы создано более 100 модификаций, при этом часть версий выпущена в единичных экземплярах, а некоторые построены крупными серийными партиями. Параллельно начинается вытеснение техники новыми вездеходами (например, Витязь), имеющими повышенную грузоподъемность.

Моторное отделение

В середине МТЛБ, после отсека управления, расположено моторное отделение. Это место, где установлен двигатель и фрикцион.

Нужны ли права

Для управления гусеничной техникой, имеющей двигатель мощностью долее 25,7 кВт, нужны права машиниста трактора категории Е. Информация о типе удостоверения присутствует в нормативных документах и актах (например, в Постановлении Правительства РФ №796 от 12 июля 1997 г., аналогичная информация приведена и в Приказе №807, изданном Министерством сельского хозяйства РФ 29 ноября 1999 г.). Поскольку вездеход имеет большие размеры и массу, то управлять техникой должен опытный механик-водитель.

Обслуживание и текущий ремонт силовой установки мтлб

В процессе эксплуатации транспортера-тягача МТЛБ и МТЛБу строго соблюдай следующие требования:

— для нормальной работы двигателя применяй масла и топлива только тех марок, которые рекомендованы инструкциями по эксплуатации двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-238Н; — перед пуском двигателя установи рычаги управления в переднее крайнее положение (исключение составляют случаи, когда рычаги управления поставлены на горный тормоз); — после пуска холодного двигателя во избежание поломок частоту вращения двигателя при прогреве не устанавливай выше средней; — поддерживай температуру охлаждающей жидкости 75—98°С; — не допускай работу двигателя под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 70°С, так как при этом ухудшается сгорание топлива, на стенках гильз конденсируются продукты неполного сгорания, резко возрастает износ гильз и поршневых колец, снижается экономичность двигателя; — не останавливай сразу горячий двигатель, так как возможен выброс воды или низкозамерзающей охлаждающей жидкости из системы охлаждения и перегрев двигателя; рекомендуется перед остановкой двигателя дать ему проработать на малой частоте вращения холостого хода 2—3 мин; — при преодолении подъемов на 1-й передаче не переводи одновременно оба рычага управления в первое положение, так как это может привести к скатыванию транспортера-тягача

под уклон; движение на спуске с выключенной передачей, сцеплением или неработающим двигателем категорически запрещается; — во избежание случайного поворотатранспортера-тягача МТЛБиМТЛБуна месте не перемещай рычаги управления при работающем двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач; — на стоянке, при техническом обслуживании, ремонте и транспортированиитранспортера-тягача МТЛБиМТЛБувыключатель аккумуляторных батарей должен быть выключен, а рукоятка ручной подачи топлива должна находиться в крайнем заднем положении «Подача выключена»; — при заправке системы охлаждения двигателя низкозамерзающей охлаждающей жидкостью соблюдай меры предосторожности: антифриз ядовит, поэтому запрещается отсасывать его ртом через шланг, так как это приведет к тяжелому отравлению; — следи за исправностью сигнализации, узлов и органов управления, обеспечивающих безопасность движения; — при сцепке с прицепом внимательно наблюдай за сигналами лица, руководящего сцепкой; по окончании сцепки проверь правильность ее выполнения; — при работе отопителя, крышки заборного и выпускного патрубков на крышеМТЛБиМТЛБу(для шасси 2С1 также крышку вентиляционного люка над главной передачей) держи открытыми; — скорость движения при буксировке неисправной машины с помощью буксирных тросов не должна превышать 10 км/ч; — неуправляемую машину буксируй только на жестком буксире; — буксировка более одного транспортного средства, а также всякая буксировка в гололедицу по дорогам с крутыми подъемами, спусками и косогорами категорически запрещается; — перед преодолением водных преград особо обрати внимание на плотность закрытия кингстонов, крышек люков днища, кормовых дверей, на включение и работу водооткачивающего насоса; — на плаву внимательно следи за возможным поступлением воды в корпус машины и своевременно принимай меры по исключению аварийной ситуации; в случае опасности затопления выключи передачу, заглуши двигатель, установи рычаги управления в исходное положение, открой крышку люка механика-водителя и по команде старшего покинь машину; — не допускай скопления грязи, масла, топлива в корпусетранспортера-тягача МТЛБиМТЛБу, особенно в моторном отделении.

Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более: военнослужащие по контракту — одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие по призыву — двух окладов месячного денежного содержания.

Указанные величины удержания применяются при возмещении ущерба за исключением случаев, когда «Федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности. 19

Особенности эксплуатации

Перед началом зимней эксплуатации необходимо слить все замерзающие жидкости, радиатор заправить антифризом. Проверить работоспособность предпускового отопителя, отвернуть болт крепления дренажной трубки и слить конденсат. При хранении транспортера на открытых площадках при температуре воздуха ниже -15°С рекомендуется снимать батареи на ночь. Для защиты платформы от снега использовать штатный брезентовый чехол.

При эксплуатации вездехода в условиях пустынь и степей необходимо регулярно проверять уровень электролита в батареях и доливать дистиллированную воду. После 20-30 часов работы дизеля (по счетчику) следует промывать фильтр и удалять скопившуюся грязь из бункера циклона.

В горных условиях требуется заправить систему охлаждения антифризом, если в контуре используется вода, то она сливается на ночь. При обнаружении в радиаторе следов накипи следует промыть узел специальными реагентами, растворяющими отложение. Уровень электролита в аккумуляторах необходимо проверять через 3-4 дня эксплуатации, для доливки использовать дистиллированную воду.

Плюсы и минусы

Преимущества техники:

  • доступность запасных частей для двигателя;
  • конструкция мотора допускает проведение капитального ремонта;
  • простая конструкция ходовой части и трансмиссии;
  • предусмотрен пониженный ряд в коробке передач;
  • помимо стандартных гусениц, могут устанавливаться ленты с увеличенной шириной звена.

Недостатки вездехода:

  • слабое вооружение армейских модификаций;
  • тонкая броня днища разрушается при наезде на мину;
  • течь топлива через соединительные магистрали.

Недостатком вездехода является и тесная кабина, в которой установлены неудобные сидения и не предусмотрен кондиционер. Расположенный позади мест водителя и пассажира двигатель нагревает кабину, шумоизоляция задней стенки отсутствует. Используется гражданский дизель, который медленно реагирует на воздействие на педаль газа, при быстром переключении на пониженную скорость на болотистой местности мотор не успевает набрать обороты, что приводит к застреванию.

Вездеход витязь дт 30 технические характеристикиМТ-ЛБ Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный – полная информацияМТ-ЛБ Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный – полная информацияМТ-ЛБ Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный – полная информацияМТ-ЛБ Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный – полная информацияМТ-ЛБ Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный – полная информацияМТ-ЛБ Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный – полная информация

По назначению предметы зип можно разделить на следующие группы

Принадлежности и ключи для заправки эксплуатационных материалов и их слива. Инструмент механика-водителя. Шанцевый инструмент. ЗИП вооружения. ЗИП средств связи. ЗИП приборов наблюдения и освещения. ЗИП электроспецоборудования. Запасные части общего назначения (траки, пальцы, прокладки, проволока для шплинтовки крепежных деталей и др.).

Приспособления и принадлежности специального назначения (для проверки натяжения, разбивки и соединения гусениц, крепления бревна при самовытаскивании, ОПВТ). Табельное имущество (буксирные тросы, брезент или укрывочный чехол, коврики, защитный колпак механика-водителя, переносная лампа ПЛТ-50) 7

Подвижность

За счет подвижных ленточных гусениц, вездеход легко покоряет болота и мягкий зыбучий грунт. Чтоб увереннее проходить через такие места, ширина гусениц увеличена. Тогда у него повышается проходимость, и уменьшается нагрузка на грунт.

Таблица 3 — Подвижность
Предельная скорость, км/час61,5
Усредненная скорость, км/час26-32
Затрата горючего, л (100 км)90-120
Колея, мм2500
База, мм3700
Дорожный просвет, мм395-415

Подвижность мтлб

Гусеничный вездеход, оснащенный ходовой частью с торсионной подвеской, способен преодолевать препятствия:

  • преодолеваемый подъем (без прицепа) — до 35°;
  • допустимый угол крена — до 25°;
  • глубина брода с твердым дном — 1200 мм.

Техника рассчитана на преодоление водных преград вплавь при условии номинальной загрузки платформы, при установке прицепа плавучесть становится отрицательной.

Вездеход может плыть при высоте волн до 500 мм, при движении вброд высота гребня не должна превышать 150 мм. Перед преодолением водных преград производится подготовка техники, процедура занимает до 20 минут.

Преимущества:

  • Увеличенный корпус;
  • 7 катковая шасси;
  • Двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с.;
  • Грузоподъемность до 4т.

Вы можете купить Мотолыга | МТЛБ— цена от производителя. Вы также можете купить вездеход в наличии и на заказ, как новый, так и с консервации.

Цена на вездеход Мотолыга | МТЛБ зависит от комплектации и навесного оборудования. Цена нового МТЛБ начинаются от 2 950 000 руб. Цена на вездеход МТ-ЛБ также значительно зависит от общего состояния и года выпуска. Для более подробной информации по цене обращайтесь к официальным дилерам.

Цена Мотолыга | МТЛБ с консервации зависит от года выпуска и общего состояния вездехода. Купить МТЛБ с консервации можно от 1 390 000 руб. Цена на МТ-ЛБ с консервации в полной комплектации и рабочем состоянии — от 1 550 000 руб. Цена сильно зависит от наличия навесного и дополнительного оборудования.

Размещение зип мт-лб в кормовой части корпуса

1 3 2 4 5 7 8 9 10 11 12 13 16 17 18 14 6 15 1,11,12 – ящики для ЗИП; 2,17 – веревки для увязки груза; 3 – ящики для укладки ЗИП прибора ДП-ЗБ и радиостанции; 4 – коврик-подстилка; 5 – прибор наблюдения ТНПО-170А; 6,15,18 – отражатели; 7 – шлемофон; 8 – лом;

Размещение зип мтлб в передней части корпуса

2 12 6 4 1 11 5 9 10 3 7 8 1 – сумка для инструмента; 2,9 – шлемофоны; 4 – ящик для ЗИП; 5 – футляр аптечки; 6,10 – бачки для питьевой воды; 7 – патронные коробки; 8 – прибор наблюдения 54.35.5сбБМ; 11 – огнетушитель; 12 – ящик для укладки прибора ТВН-2Б и его ЗИП. 9

А еще интересно:  Признаки и симптомы неисправности рулевых наконечников, как определить неисправность

Размещение зип мт-лб в трансмиссионном отделении

1 – канистра; 2 – удлинитель воздухозаборной трубы; 3,5 – ящики для ЗИП; 4 – нагнетатель для масла; 6 – пенал для укладки ЗИП электрооборудования, прокладки головки блока цилиндров двигателя, штырей антенны радиостанции. 1 2 3 4 5 6 11

Расход топлива

Заявленный заводом расход на 100 км пути находится в пределах 90-110 кг топлива, параметр зависит от внешних условий, технического состояния и степени загрузки.

Нормативами допускается угар моторного масла на уровне 2% от потребления горючего.

Полностью заполненные баки обеспечивают дальность хода до 500 км, в грузовом отсеке могут устанавливаться дополнительные емкости для топлива, которое перекачивается в основные резервуары ручной или электрической помпой.

Сердце машины

На Северных участках страны довольно часто сталкивались с осложнением, в виде не заводящегося двигателя. Создатели «Мотолыги» учли эту проблему и встроили в силовую установку систему предзапуска.

Название дизеляЯМ3-238В
Мощность240 лошадиных сил
Вид применяемого топливаДизель
Местоположение цилиндров, и их количествоV-образный, восьмицилиндровый

Списания предметов зип

Списание предметов индивидуального комплекта ЗИП производится в соответствии с «Руководством по списанию пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных и денежных средств в СА и ВМФ», введенном в действие приказом министра обороны №0190 от 05.08.1986 г.

Материальные средства, пришедшие в негодное (предельное) состояние, списываются по актам технического состояния: по истечению установленного срока службы (истечение сроков службы не может служить основанием для списания, если по своему состоянию или после ремонта материальные средства пригодны для использования); материальные средства бессрочного пользования, пришедшие в негодное (предельное) состояние в процессе нормальной эксплуатации (если они не могут быть отремонтированы и использованы по предназначению); списание преждевременно пришедших в негодное (предельное) состояние и утраченных материальных средств производится по инспекторских свидетельствам.

Для определения причин преждевременного выхода в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных средств, выявления виновных лиц, принятия мер по устранению недостачи проводится административное расследование. По результатам расследования издается приказ. 18

Технические характеристики

Кузов вездехода вмещал в себя 11 мотострелков. В кабине находилось до трех человек. Бригада размещалась во фронтовой части шумоизолированного кузова. Попасть в машину можно через 2 дверей и 2 люка. Тягач отапливался, а в условиях северных широт имел дополнительную печку.

Благодаря широкому обзору, и водитель, и механик уверенно управляли им днем и ночью. Техника также оснащена двумя фарами и фарой-искателем для улучшенного ночного виденья. Характеристики МТЛБ позволили ему развивать скорость до 6 км/час в воде. В стандартный набор (военной комплектации) входил пулемет с ручным поворотом на вращающейся башне калибром 7,62 мм и защита против ОМП.

Техническое обслуживание легкого многоцелевого гусеничного транспортера-тягача мт-лб (мт-л)

Снятие и установка топливного насоса высокого давления на двигатель Технологическая карта 5. Снятие и установка форсунок на двигатель Технологическая карта 6.

Регулировка привода управления двигателем Технологическая карта 7.

Регулировка привода управления коробкой передач Технологическая карта 8. Регулировка педали главного фрикциона и педали остановочного тормоза Технологическая карта 9. Регулировка остановочных тормозов.

7 Технологическая карта 20. Регулировка рычагов управления Технологическая карта 2. Регулировка свободного хода хвостовика поводковой коробки фрикциона механизма поворота Технологическая карта 22.

Регулировка фрикционов механизма поворота Технологическая карта 23. Регулировка зазора между роликом рычага тормоза механизма поворота и впадиной кулака Технологическая карта 24.

Регулировка приводов остановочных тормозов Технологическая карта 25. Регулировка натяжения гусениц Приложения:.

Трансмиссионный отсек

Трансмиссионный отсек расположен в передней части вездехода. Место здесь отводится коробке передач и поворотному механизму.

Транспортно-грузовой отсек

В задней части бронетранспортера расположено транспортно-грузовой отсек, в котором перевозят грузы и десантные отряды. Чтобы забраться в машину, существует несколько путей: через задние двери или через люки в крыше машины.

Для движения в транспортере стоит ЯМ3-238 – дизельная установка, оснащенная восемью цилиндрам и имеющая мощность в 240 л.с. При таких характеристиках на ровном шоссе тягач способен разогнаться до 61,5 км в час.

Значительно облегчить передвижение по водным преградам, призваны опорные катки, в которых имеется воздушная камера. Кроме этого гусеницы создают небольшое удельное давление – 0,45 кг на см2.

В машине установлена независимая подвеска (торсионная).

Ну и, конечно же, машина способна к плаванию, за счет активной работы гусениц.

Ттх (тактико-технические характеристики) вездехода

Среди своего класса МТЛБ выделяется одной особенностью – место рулевого находится на стыке трансмиссии и двигателя. Водные преграды – это не проблема для транспортера. С этим ему помогают задние и передние колеса, наполненные воздухом внутри. Как говорилось раньше, в движении на воде задействованы гусеницы. Обычно, на воде вездеход передвигается со скоростью, не превышающей 6 км/час.

Управление

Практически все функции бронетранспортера легко доступны водителю. Помимо описанного выше пуска мотора, он может также включить систему отопления и иные функции, важные для комфортного пребывания внутри.

Управляемость на дороге

Для управления транспортерами МТЛБ используется педальный блок автомобильного типа и рычаги, управляющие боковыми фрикционами. Перед механиком находится щиток приборов с подсветкой, для обзора местности предусмотрено ветровое стекло с очистителем, на армейской технике предусмотрено устройство ночного видения.

Устройство и конструкция

Машина МТЛБ оснащается корпусом, сваренным из стальных листов, линии стыка герметизированы, что позволяет технике преодолевать водные преграды. В передней части расположены места водителя и второго члена экипажа, двигатель находится в центральной части корпуса.

КПП вынесена в нишу перед отсеком управления и закрыта шумоизоляционным кожухом из стального листа. В задней части транспортера находится грузовая платформа, на военной технике предусмотрено отделение для перевозки десанта (поворотная башня с вооружением стоит над отделением управления).

Силовой агрегат смещен в сторону относительно оси симметрии, мотор установлен на подрамнике через резиновые подушки, снижающие уровень вибраций. Выхлопной коллектор левого блока используется для работы эжекторного очистителя воздуха.

На двигателе установлен генератор переменного тока мощностью 3,5 кВт, оснащенный выпрямителем и регулятором напряжения.

Предусмотрена внешняя светотехника автомобильного типа, в кабине водителя и грузовом отсеке применены плафоны освещения.

Характеристики мотолыги

Весовые параметры вездехода МТЛБ и технические характеристики:

  • снаряженная масса бортовой версии — не более 9940 кг;
  • грузоподъемность — до 2500 кг;
  • вес прицепа — до 6500 кг;
  • вместимость кабины водителя — 2 чел.;
  • число мест для пассажиров (вместо груза) — до 11;
  • удельное давление на грунт — 0,45 кгс/см²;
  • максимальная скорость — 61,5 км/ч;
  • тяговое усилие (с нагрузкой на платформе) — до 8968 кгс.

Радиус поворота вездехода зависит от того, на какой передаче осуществляется маневрирование.

Подробная информация о радиусах разворота указана производителем в инструкции по эксплуатации, по мере повышения передачи маневренность ухудшается. Например, на нейтрали техника разворачивается на окружности радиусом 1,25 м, на высшей скорости параметр увеличивается до 38,6 м.

Ходовая часть вездехода

Поскольку машина создавалась для службы в армии, то ходовая часть на МТЛБ близка к схеме гусеничного танка:

  • балансиры (12 шт.) установлены на торсионах, предусмотрены ограничители хода и гидравлические амортизаторы на переднем и заднем рычагах;
  • опорные катки (по 6 шт. на борт) выполнены из алюминиевого сплава и оборудованы внешней резиновой шиной, снижающей уровень вибраций;
  • гусеничные ленты набраны из звеньев шириной 350 мм, соединенных стальными пальцами (на поздних машинах стали использоваться ленты РМШ с резино-металлическим шарниром);
  • для натяжения гусеницы используется кривошип с винтом, перемещающим заднее колесо, не имеющее подвески;
  • ведущая звездочка цевочного типа расположена спереди, съемный венец имеет 15 зубьев.

Частые поломки и ремонт

Распространенные дефекты и способы восстановления работоспособности:

  1. Увеличенный расход моторного масла при одновременном падении мощности и появлении дымного выхлопа указывают на износ поршневой группы дизеля. Ремонт заключается в переборке агрегата с заменой вышедших из строя деталей.
  2. При эксплуатации из-за неправильного натяжения происходит постепенное разрушение гусеничной ленты, отверстия под пальцы разбиваются и принимают очертания эллипса. Восстановить детали нельзя, требуется установка новой гусеницы.
  3. Из-за несвоевременного технического обслуживания разрушается направляющий элемент торсиона, через щели начинает вытекать смазка. Для восстановления работоспособности необходимо вырезать изношенную направляющую и приварить новый узел, поскольку закрепить втулку в старом гнезде невозможно.
  4. Резиновые кольца катков изнашиваются и повреждаются острыми кромками камней, боковины алюминиевого диска истираются зубцами гусеницы, имеющей неправильное натяжение. Амортизирующие кольца можно поменять при условии сохранения бортов на колесах, если элементы стерты, то необходима замена опорных колес в сборе.
  5. Фильтрующий блок при несвоевременной очистке начинает пропускать мелкую пыль, которая попадает в цилиндры и масляный поддон, вызывая преждевременный износ трущихся частей. Из-за увеличения зазоров падает мощность и ухудшается запуск, мотор нуждается в проведении капитального ремонта.
  6. При движении по лесу корпус вездехода подвергается воздействию веток, которые счищают краску и повреждают элементы светотехники. Металл начинает ржаветь, но сквозные отверстия не появляются из-за большой толщины деталей (7-14 мм). Рекомендуется периодически освежать лакокрасочное покрытие и своевременно менять разбитые стекла в фарах, поскольку вода разрушает отражатели.
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.