Когда нужно менять цепь

Замена цепи велосипеда: пошаговая инструкция

Своевременная замена цепи является важным аспектом технического обслуживания велосипеда, который помогает продлить срок службы компонентов и поддерживает оптимальную работу трансмиссии.

Причины износа цепи

Цепь, как ключевой элемент трансмиссии, со временем подвержена износу. Этот эффект, называемый растяжением, происходит в следствие износа внутренних частей цепи, заклепок и роликов, что приводит к плохому сцеплению цепи с зубьями и кольцами, неэффективному переключению передач, к преждевременному износу зубцов трансмиссии и, что особенно опасно, к проскакиванию через них.

Почему замена цепи важна

Однако не волнуйтесь, своевременная замена цепи предотвратит эти неприятности и сэкономит вам деньги на более дорогостоящей замене кассеты и системы шатунов в долгосрочной перспективе.

Определение износа цепи

Существуют различные методы определения износа цепи, но самый простой и точный способ измерить его – это использовать специальный инструмент-измеритель износа велосипедной цепи. Оценить с его помощью степень износа цепи предельно просто.

Измеритель износа цепи

Выбор новой цепи

Для выбора подходящей цепи для вашего велосипеда учитывайте два основных параметра: количество скоростей и длину (количество звеньев). Перед покупкой цепи также определите необходимое количество звеньев для вашей трансмиссии.

Как продлить срок эксплуатации

Для продления срока эксплуатации велосипедной цепи и, как следствие, всей трансмиссии необходимо своевременно очищать цепь от выработки и грязи, а также обрабатывать ее специальной смазкой.

Пошаговая инструкция замены цепи

Если ваша велосипедная цепь износилась, рекомендуем следующие шаги по замене цепи:

  1. Проверьте цепь на предмет износа при помощи специального инструмента.
  2. Приобретите новую цепь, учитывая количество скоростей и длину звеньев.
  3. Правильно установите новую цепь на ваш велосипед.

Инструкция по замене цепи

Заключение

Надеемся, что данная статья поможет вам избежать дорогостоящих ошибок и серьезных поломок. Не стесняйтесь обратиться к нам в мастерскую за помощью. И не забудьте воспользоваться промо-кодом со скидкой на все цепи для велосипеда, действующем с 20 по 26 июля 2023 года.

Просто скопируйте промо-код и активируйте его в корзине.

Замена велосипедной цепи: инструкция пошагово

В случае с 11-, 12- и 13-скоростными цепями заменять их следует, когда вытяжение достигает 0,75%.

Когда нужно менять цепь

Уменьшение натяжения цепи

Переключитесь на самые маленькие звёзды спереди и сзади, чтобы натяжение цепи было минимальным. Желательно повесить велосипед на ремонтную стойку.

После этого, как уже говорилось, перекиньте цепь на малую ведущую звезду и на самую маленькую звёздочку в кассете. Так вы ослабите натяжение цепи, вследствие чего снять её будет проще.

Когда нужно менять цепь

Поиск замка

Найдите замок, если он есть. Медленно прокрутите педали и посмотрите, есть ли на вашей цепи замок. Он бывает там не всегда.

Когда нужно менять цепь

Использование специальных узкогубцев

Если замок есть, лучше всего воспользоваться специальными узкогубцами – они позволяют разъединить замок очень легко. Поэтому, если они у вас есть, воспользуйтесь ими, сдвигая щёчки замка к его центру.

Можно использовать и обычные узкогубцы, но со специальными это будет намного проще.

Когда нужно менять цепь

Поиск соединительного пина

Если замка на цепи нет, придётся её разъединять при помощи выжимки. Если вы собираетесь просто выбросить старую цепь, то неважно, где именно её разъединять, но если вы будете дальше ею пользоваться, лучше найти соединительный пин. Внешне он немного отличается от всех остальных.

Когда нужно менять цепь

Выдавливание пина с помощью выжимки

Да, выжмите этот пин из цепи. Для этого просто поместите звено цепи в выжимку и крутите рукоятку, пока он не выйдет. Убедитесь, что выжимаете пин строго под прямым углом – в противном случае вы рискуете повредить выжимку.

На данном этапе не помешает запомнить (если вы вдруг не знали), как именно цепь проходит через лапку заднего переключателя.

Когда нужно менять цепь

Снятие цепи с велосипеда

Ещё раз обратите внимание на то, как цепь проходит через лапку переключателя, если вы этого не знали – тогда вы сможете правильно поставить новую цепь.

Когда нужно менять цепь

Сравнение длины старой и новой цепи

Чтобы правильно определить нужную длину новой цепи, просто положите её рядом со старой. В целом, цепь должна быть достаточно короткой, чтобы не провисать, когда вы переключаетесь на маленькие звёзды спереди и сзади, но достаточно длинной, чтобы при переключении на большие звёзды задний переключатель не был перерастянут.

Когда нужно менять цепь

Укорачивание новой цепи

Замена велосипедной цепи: пошаговая инструкция

Когда вы сравнили длину цепей, можно укоротить новую. Посмотрите, какие звенья нужно убрать и сделайте это, опять же, при помощи выжимки.

Проведение новой цепи через трансмиссию

Цепи имеют направление, поэтому убедитесь, чтобы надписи на звеньях оставались с лицевой стороны. Затем проведите цепь между роликов переключателя и оберните вокруг ведущих звёзд и кассеты, следя за тем, чтобы она проходила как положено. Сводите крайние звенья друг с другом внизу, под нижним пером рамы.

Использование замка или соединительного пина

Если вы используете замок, помните, что он соединяет именно два внутренних звена цепи, добавляя к длине ещё половину звена. При использовании замка, следите, чтобы стрелки на нём соответствовали направлению вращения педалей. Вставьте в замок узкогубцы и потяните в разные стороны, чтобы замок закрылся.

Если замка нет, вставьте соединительный пин. Просуньте выжимку с обратной стороны колеса, между спиц, и зафиксируйте в ней пин. Поворачивайте ручку выжимки, выдавливая пин, пока его внутренняя часть не встанет заподлицо с внутренними щёчками звеньев цепи.

Завершение процесса замены цепи

Отломите конец соединительного пина с помощью пассатижей и затем отломите излишний пин. Проверьте переключение передач, убедитесь, что цепь работает гладко на всех звездах. Если всё в порядке, следите за состоянием цепи и смазывайте её при необходимости.

Завершение

Следуя этой пошаговой инструкции, вы сможете успешно заменить цепь на вашем велосипеде и наслаждаться комфортной ездой. Помните о поддержании в хорошем состоянии всех компонентов велосипеда для безопасности и долговечности вашего транспортного средства.

Признаки (симптомы) растяжения цепи привода ГРМ двигателя

Двигатель слишком шумно стал работать на холостом ходу

При растяжении цепи привода ГРМ двигатель автомобиля начинает слишком шумно работать на холостом ходу. Он тарахтит, цепь может хлопать—издавать дребезжащий или лязгающий звук (при касании крышки). В большинстве случаев шум доносится со стороны крышки привода ГРМ в передней части двигателя. Шум более сильный пока двигатель холодный и уменьшается по мере прогрева.

В некоторых случаях дребезжание цепи хорошо слышно если на холостом ходу сначала увеличить обороты коленчатого вала, а потом их сбросить.

Тарахтение хорошо слышно при поднятом капоте, а при сильном растяжении его можно услышать даже на расстоянии.

Холостой ход двигатель стал неровным

Двигатель подтраивает или даже откровенно троит на холостом ходу из-за смещения фаз газораспределения двигателя, которое возникает при растяжении цепи. При этом в случае с растяжением фазы могут не просто смещаться, а колебаться в ту или иную сторону.

Поджиг топливной смеси происходит либо слишком рано, либо слишком поздно (в зависимости от того в какую сторону произошло смещение фаз).

В любом случае двигатель будет неровно работать на холостом ходу так как нарушается нормальное горение смеси и соответственно не вырабатывается достаточного количества энергии для вращения коленчатого вала с минимальными оборотами.

Неровная работа двигателя и провалы при трогании с места

Из-за смещения фаз возможны провалы при нажатии на педаль газа при трогании автомобиля с места и при движении на небольшой скорости. Если обороты двигателя повышены, например при движении на большой скорости, негативные последствия растяжения цепи привода ГРМ не так ощутимы.

Коленчатый вал может крутануться в обратную сторону после остановки двигателя

При неудачном пуске или после остановки коленчатый вал может дернуться в сторону противоположную его нормальному вращению.

Снижение мощности и приемистости при разгоне с малой скорости

Снижение мощности и приемистости хорошо ощутимо водителем при попытке разогнаться с малой скорости на большую.

Повышение расхода топлива

Ухудшение процесса сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя всегда приводит к повышению расхода топлива двигателем автомобиля так как на поддержание его работоспособности будет требоваться больше бензина.

Что делать если имеются признаки (симптомы) растяжения цепи привода ГРМ двигателя?

Растянутая цепь начинает оказывать негативное воздействие на работу двигателя при растяжении более 4 мм. До этого предела ее натяжение можно отрегулировать натяжителем. Перед регулировкой желательно проверить состояние цепи и ее растяжение.

Примечания и дополнения

— Помимо растяжения цепи привода ГРМ аналогичные симптомы могут появиться если ослабло ее натяжение либо имеются повреждения натяжителя. А так же при износе звездочек, на которые она надета.

— Ускоряет износ и растяжение цепи применение некачественного моторного масла и дефектного масляного фильтра или слишком длинные интервалы между его заменой. Помимо этого имеет значение насколько правильно и своевременно отрегулировано ее натяжение. Рекомендуется проводить проверку и регулировку натяжения цепи привода ГРМ каждые 10 тыс км пробега.

Если в вашем автомобиле вы заметили хотя бы 1 из перечисленных выше симптомов, то мы настоятельно рекомендуем, без паники, просто заехать на диагностику, осмотр — времени это много не займет, но вы будете точно знать о приближающейся опасности.

Когда нужно менять цепь

Объяснение износа велосипедной цепи или как узнать, когда следует заменить велосипедную цепь.

Свободный перевод статьи, опубликованной на сайте bikeradar.com с моими фотоматериалами, сносками и дополнениями.

В этом руководстве мы рассмотрим, что такое износ цепи, почему важно за ним следить и как не допустить чтобы в скором времени он не привел вас к преждевременной трате денег.

Из каких частей состоит цепь?

Велосипедная цепь состоит из множества отдельных деталей.К ним относятся штифт (также известный как пин), внешние звенья, внутренние звенья, втулка и ролик. В большинстве современных цепей втулка интегрирована с пластиной внутреннего звена и удерживается на круглом ролике.

Каждое звено цепи соединяется со следующим, чередуясь внутренними и внешними пластинами. Одно целое звено цепи состоит из полузвеньев — внешнего и внутреннего.

Расстояние между штифтами цепи составляет 0,5 дюйма (12,7 мм). Это «шаг» цепи который является промышленным стандартом для многоскоростных велосипедов. В этой статье мы будем рассматривать цепи для многоскоростных велосипедов.

Что такое износ цепи?

Когда нужно менять цепь

Под износом цепи часто подразумевают растяжение цепи, потому что шаг между изношенными звеньями увеличивается.

Как правило износ цепи происходит тогда, когда шаг увеличивается на 1% по сравнению с первоначальной длиной — 0,5 дюйма (12,7 мм).

Скорость износа цепи зависит от множества факторов.

Перечислим наиболее очевидные:

Но, возможно, самым главным фактором является то, как вы обслуживаете цепь.

Почему меня должен волновать износ цепи?

Когда нужно менять цепь

Не допускайте подобного загрязнения цепи, потому, что это приведет к износу других компонентов трансмиссии

Износ цепи приведет к плохому переключению передач и потере эффективности. Кроме того, сильно изношенная цепь слабее, а в порванной за 20 км от дома цепи мало чего есть забавного 🙂

Если же у вас трансмиссия высокого класса, то помимо вышеперечисленных неприятностей, езда на сильно изношенной цепи определенно будет вам стоить значительных затрат на приобретение новой трансмиссии. Изношенная цепь может привести к преждевременному износу задних звезд и, в конечном счете, износу передних звезд или единственной передней звезде. В любом случае, если вы катаетесь без спонсорской поддержки и службы механиков — вывод один: дешевле следить за цепью.

Новая цепь с шагом 0,5 д.йма, сконструирована таким образом, чтобы глубоко заходить на звезды. Даже при незначительном увеличении длины, цепь заходит выше по зубу звезды, естественно, постепенно его изнашивая. А слишком сильный износ приведет к тому, что цепь начнет проскакивать через гладкую форму зуба. Пример изношенности зубов звезды можно видеть на фото ниже.

Когда нужно менять цепь

А это выдержка из "Руководства по дилерской поддержке" от компании Shimano. Я позволил себе желтым цветом выделить эффективный способ продлить жизнь трансмиссии. Как видите чудес нет. Нужно просто брать щетку, тряпку и чистить цепь и звезды как можно чаще.

Принято считать, что задние звезды выдерживают три замены цепи. Естественно, при условии, что цепи менялись до критического износа.

Как измерить износ цепи?

Когда нужно менять цепь

Износ цепи лучше измерять при помощи специального инструмента — калибра, но можно использовать линейку или рулетку.

Новая цепь должна иметь ровно 12 дюймов в двенадцати звеньях при измерении от середины первого штифта до середины двенадцатого штифта. Для изношенной цепи принимается значение удлинения между звеньями в 1%. Однако вам следует заменить цепь до этого момента.

Таким образом, любые показатели после 12 и 1/16 дюйма (0,5%) будут говорить о том, что цепь пора менять. А после значений 12 и 1/8 дюйма (1%) уже становится понятно, что цепь изношена, и, вероятнее всего, придется менять задние звезды.

Использование рулетки или линейки для замеров – вполне себе способ, но не самый простой. Существуют специальные инструменты для измерения износа цепи. Например калибры. Как правило у них несколько значений — 0,5%, 0,75% и 1%. Есть механические калибры с более частыми значениями. Топовый инструмент от KMC имеет цифровую шкалу.

Следует заметить, что не все калибры совместимы с цепями SRAM, которые компания использует в своих 12-скоростных трансмиссиях eTap AXS. Это связано с тем, что в цепях применяются ролики большего диаметра. У SRAM есть документ о совместимости, в соответствии с которым инструменты будут показывать правильное значение.

Как часто вы должны заменять цепь?

Разные цепи имеют разные пределы износа, а поскольку трансмиссии теперь предлагаются до 13 звезд сзади, степень износа цепи может сильно разниться.

Цепи 5-6-7-8-9-10-ти скоростных трансмиссий следует менять при значении калибра 0,75%. Если цепь растянута до 1%, придется заменить задние звезды. Цепи 11-12-13-ти скоростных трансмиссий следует менять при значении 0,5%. При значении 0,75% следом за цепью меняем и задние звезды.

Примечание от Wildbike.by: Еще в 2022 году компания Park Tool указывала в инструкции к своему калибру CC-2, что для 10-ти скоростной трансмиссии цепь следует менять при значении 0.5%. Почему в инструкции сейчас 0,75% — не понимаю. В этом фотоотчете я заменил одну, самую маленькую звезду в кассете электровелосипеда потому, что цепь проскакивала, но калибр Park Tool CC-2 показывал значение чуть более 0,5%. Выводы делайте сами.

Цепи изнашиваются неравномерно, поэтому для более точного представления об износе, измерения следует проводить на не менее чем на 3-х участках цепи.

Если вы дочитали до этого момента, вы уже точно понимаете, что регулярная чистка велосипедной цепи предотвращает накопление загрязнений, которые, в свою очередь действуют как шлифовальная паста (абразив) на элементы трансмиссии и ускоряют износ.

Что делать если цепь уже изношена?

Когда нужно менять цепь

Не допускайте, чтобы ваша трансмиссия дошла до такого состояния.

От того, насколько изношена ваша цепь будут зависеть варианты дальнейших действий. Если ваша ситуация похожа на ту, что изображена на фото выше — замена цепи не поможет. Придется менять цепь, задние и передние звезды. Если продолжить ездить с такой цепью, в одну из поездок она порвется. Как это будет далеко от дома зависит от вашего везения.

Если износ цепи совсем немного превысил допустимое значение, возможно вам достаточно заменить цепь. Установите новую цепь и попробуйте поездить в горку или в песке создавая нагрузку. Если вы почувствуете проскоки цепи — значит необходимо менять задние звезды.

Если вы не поменяете звезды и продолжите ездить на новой цепи и старой кассете — цепь преждевременно износится.

Есть исключения из правил. На бюджетных велосипедах с 5-6-7 скоростной трансмиссией с экономической точки зрения можно позволить изнашиваться и цепи и звездам вместе до состояния «пока крутятся». А после заменить все за один раз.

В любом случае, прежде чем принимать какую-то стратегию по замене цепи, следует узнать доступность и стоимость всех компонентов трансмиссии в вашем регионе.

Какой калибр лучше?

На рынке существует множество разных инструментов для измерения цепи:

Все они работают одинаковым образом — измеряют расстояние.

Калибры цепи от Shimano и Pedro’s определяют износ ролика посредством замера износа штифта в том же направлении и считаются действительно точными для цепей всех брендов и скоростей.

Park Tool CC3.2 – толкает ролики в противоположном направлении. Shimano CN42 – толкает ролики в том же направлении. Следовательно, не допускает износ пина

В действительности существует лишь одна признанная универсальной единица измерения: шаг, или расстояние от одного пина до другого (0,5 дюйма). Диаметр ролика с внутренней и с внешней стороны, диаметр заклепочного пина, размер отверстия во внутренней пластине, через которую проходит пин, и количество промежутков между пином и пластиной, а также сами пластина и ролик могут немного отличаться от модели к модели.

Цифры на многих индикаторах износа цепи могут «мутить воду», т.к. могут показывать миллиметры удлинения, процент износа, или процент растяжения. Поэтому, когда инструмент говорит вам, что пора менять цепь на 0,5, он может иметь ввиду любой из трёх показателей». Исходя из мнений и сомнений, которые плодятся на форумах интернета я рекомендую проверять новый калибр на совершенно новой цепи и желательно не бюджетной. Для мастерских это не проблема, а частнику нужно подойти к механику и попросить об одолжении проверить калибр.

Натяжение цепи так же может повлиять на показания калибра, потому что чем больше вы натягиваете цепь, тем выше показания износа. В некоторых новых инструментах для проверки цепей, таких как CC-4 от Park Tool, показания, которые выдает инструмент, также зависят от давления руки.

Грязная или обильно смазанная цепь, скорее всего, будет менее изношенной, чем чистая, поэтому для наиболее точного определения износа стоит почистить цепь.

На снимке выше 11-скоростная цепь. Проверка калибром от Park Tool показывает, что износ составляет 0,75% (калибр полностью лег на цепь)

Калибр Shimano CN-42 подтверждает, что цепь изношена.

Проверка цифровым калибром KMC доказывает износ цепи и еще говорит о том, что, возможно владелец опоздал с заменой.

При сравнении измерителя CN-42 от Shimano с приборами Park Tool CC-3.2 и KMC Digital мы пришли к выводу, что результаты в целом схожи: износ составляет около 0,75%. Для идентичной цепи Shimano Ultegra с 11 скоростями проверка цепи прибором KMC Digital показала 0,89%.

Так насколько часто нужно менять цепь?

В конечном итоге, лучше заморочиться и более точно проверить цепь на износ с помощью специального инструмента, чем не делать этого. Какой инструмент выбрать — решать вам. Кому-то достаточно простого шаблона и периодического контроля цепи. Кто-то предпочтет не мелочиться и приобрести KMC Digital за приличную стоимость и быть наверняка уверенным в показаниях. Как всегда истина где-то посередине.

Такие производители, как KMC, SRAM, Park Tool и Abbey Bike Tools, все согласны с тем, что отметка 0,5 % на большинстве калибрах цепи – самый удобный момент для замены цепи, чтобы предотвратить излишний износ кассеты. Вы можете продлить его до 0,75%, но вы рискуете, т.к. все калибры разные.

Лично для меня сразу понятно, что нужно менять 10-11-скоростную цепь, когда показатель на электронном калибре КМС — 0,4 мм или 0,5 % на Park Tool CC-3.2. Для меня калибры, подобные Shimano CN-42 (несмотря на известную его точность на разных брендах /скоростях), старому Park Tool CC-3 и др. не обеспечивают такого раннего сигнала и показывают уровень износа только тогда, когда, на мой взгляд, уже поздно, чтобы обеспечить сохранность кассеты.

Замена цепи это как выбор шин или крема для тела – у каждого свое мнение. Зациклиться на мелких деталях легко: когда цепь износилась, какие показатели дает тот или иной калибр. Как ни крути, но даже температура играет свою роль – приставьте холодный калибр к цепи, лежавшей на солнце, и его значения будут неправильными. Когда бы у вас ни возникло сомнение относительно износа цепи, лучше замените ее — в долгосрочной перспективе это сэкономит вам деньги. Но самое важное, что должен понять любой велосипедист, это то, что в долгосрочной перспективе самый экономный способ позаботиться о трансмиссии – это содержать цепь в чистоте и смазывать, а также заменять до момента, когда цепь будет изношена.

Когда нужно менять цепь

Материал периодически дополняется как по мере появления новых знаний и инструментов, так и по мере развития технологий в производстве цепей.

А еще интересно:  Лада 2121 4х4 (Нива) «Люкс» 2020 — комплектация, цены, конкуренты — Новые авто 2021-2022
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *