Задние тормоза, помимо основного назначения (участие в работе тормозящего контура), также используются при работе стояночного тормоза. Тормозная система задней оси оснащена барабанами, в отличие от передней части автомобиля. Колодки в данном случае располагаются не снаружи диска, а внутри барабана. Затягивая рукоятку ручника, вы через трос заставляете колодки прижиматься к внутренней части барабана, который из-за силы трения стопорится на месте и не дает колесу проворачиваться.
Задние колодки барабанов менее изнашиваются, нежели передние, рекомендуемый период их замены составляет 30 тыс. км пробега. Тем не менее, вы сами можете проверить износ колодок – для этого потребуется регулярно посматривать специально сконструированное смотровое окошко. Это можно сделать, не снимая колеса, однако вам потребуется поставить машину на подъемник или загнать ее на яму. Далее с внутренней стороны при помощи отвертки необходимо будет поддеть пробку сервисного отверстия, а затем ее вытащить.
Через окошко можно определить толщину фрикционного слоя.
Минимально допускаемая толщина слоя – 1,5мм.
Если же это значение меньше, потребуется заменить колодки на новые. Чтобы сделать это, придется снять тормозной барабан со ступицы.
Если вы не хотите переплачивать сервису за замену тормозных колодок (стоимость этой процедуры составляет от 500 рублей за две штуки), вы вполне можете поменять колодки самостоятельно – это сделать ненамного сложнее, нежели в случае с передними, необходимо просто соблюдать аккуратность.
Купите в автомагазине новые колодки. Из рекомендуемых изготовителем марок может выделить: Ferodo, Lynx, Ferodo, Finwhale, «Начало», Dafmi.
Для операции по замене задних колодок нам потребуются следующие приспособления:
- Крестовина для съема колес.
- Ключ-головка на 12.
- Молоток.
- Плоскогубцы.
- Резиновая груша.
- Жидкость WD-40.
- Деревянный брусок.
- Шлицевая отвертка.
При помощи крестовины немного отвинтите гайки, фиксирующие заднее колесо.
Используйте домкрат, чтобы поднять машину. Нелишним будет на всякий случай подставить вниз деревянную колодку. Опустите вниз до упора рукоятку стояночного тормоза – необходимо, чтобы задние колеса были полностью разблокированы.
Затем необходимо полностью открутить все гайки, после чего снять колесо. Если на колесе установлен декоративный колпак, снимать его необязательно.
Обработайте два болта жидкостью WD-40, затем открутите их, используя головку размером 12. Если болты не поддаются, разок-другой потребуется по ним ударить молотком.
Закрутите вышеуказанные болты в отверстия, указанные на фотографии ниже – таким образом, вы создаете напряжение, которое при снятии барабана будет помогать вам.
Во время закручивания этих болтов требуется через брусок постукивать молотком по задней части барабана. После этого стяните тормозной барабан. Осмотрите его на предмет наличия трещин, изъянов, сколов, следов выработки – если налицо явный износ элемента, он потребует замены.
Затем, используя шлицевую отвертку, подденьте конец верхней стягивающей пружины и снимите его. Затем снимите всю пружину.
Сняв пружины, потребуется вытащить распорную планку.
Далее, используя плоскогубцы, вывинчиваем наружную чашку до тех пор, пока ее отверстия не совпадут с соответствующими им выступами стойки.
После этого потребуется убрать из обеих чашек пружины. Все мелкие детали надо будет очистить от грязи и коррозии.
Затем удалите рычаг стояночного тормоза из конца тросика.
Для этого при помощи пассатижей уберите шплинт, затем вытащите старую колодку, а после закрепите рычаг на новой колодке.
После этого необходимо будет рычаг колодки одеть на трос стояночного тормоза.
Используя стойку, зафиксируйте правую колодку. Следует нажать на пружину, после чего покрутить ее сзади – пружина должна встать на свое место.
Нижнюю пружину потребуется одеть сначала на правую колодку, а затем и на левую.
Зафиксируйте левую колодку на ее месте. Установите левую колодку на место.
Прикрепите стойку к левой колодке.
После этого потребуется зафиксировать на правой колодке уже верхнюю пружину. Затем необходимо вернуть на место распорную планку.
Утапливаем поршни внутри тормозного цилиндра. Эту операцию надо выполнять, постукивая молотком через брусок.
После того как каждый из поршней ушел внутрь цилиндра, надо проверять количество тормозной жидкости, и, при превышении должного уровня, удалять лишнюю ее часть при помощи резиновой груши.
Зафиксируйте верхнюю пружину окончательно.
Перед тем как установить на место барабан, надо несколько ослабить трос стояночного тормоза. Нелишним будет также пройтись наждачной бумагой по отверстию барабана в центре, а также по месту посадки.
В процессе посадки барабана потребуется иногда, используя молоток, корректировать положения установленных на свои места колодок.
Соберите остальные элементы в обратном порядке. Далее необходимо вернуть колесо на место – все операции следует выполнить в обратном порядке.
Разборка переднего тормозного механизма
Вывешиваем и снимаем переднее колесо.
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления направляющих кронштейнов шлангов
Головкой «на 14» отворачиваем перепускной болт тормозного шланга одного контура.
Отводим шланг с перепускным болтом.
Штуцер шланга с двух сторон уплотнен медными шайбами
Аналогично отсоединяем тормозной шланг другого контура
Снимаем блок цилиндров с суппортом тормоза (см. Замена передних тормозных колодок).
Вынимаем тормозные колодки.
Зажав суппорт тормоза в тиски с накладками губок из мягкого металла, выколоткой страгиваем фиксатор блока цилиндров.
Одновременно утапливаем фиксатор блока цилиндров стержнем диаметром 3–4 мм и, ударяя молотком с пластмассовым бойком по блоку цилиндров, начинаем сдвигать блок по направляющим суппорта тормоза.
Сдвинув блок цилиндров на 1,5–2,0 мм, вынимаем стержень. Молотком с пластмассовым бойком или киянкой выбиваем блок цилиндров из направляющих суппорта.
Блок цилиндров и суппорт тормоза.
Вынимаем фиксатор и его пружину из гнезда блока тормозных цилиндров
Фиксатор входит в отверстие суппорта и ограничивает перемещения блока цилиндров
Сборку и установку переднего тормозного механизма проводим в обратной последовательности.
Для облегчения сборки снимаем напильником фаски с направляющих блока цилиндров.
Утопив фиксатор в гнездо блока, вставляем блок в пазы суппорта. Молотком с пластмассовым бойком забиваем блок цилиндров, пока фиксатор не войдет в отверстие суппорта.
Для снятия направляющей колодок снимаем верхний прижимной рычаг аналогично нижнему рычагу (см. Замена передних тормозных колодок).
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления переднего кожуха к направляющей колодок
Зубилом расконтриваем два болта крепления направляющей колодок к поворотному кулаку
Ключом «на 17» отворачиваем нижний болт.
Верхний болт удобнее отвернуть головкой
Снимаем передний кожух
Снимаем направляющую колодок.
Демонтировать тормозной диск и его защитный кожух можно только после снятия ступицы (см. Замена подшипников ступицы). При затяжке перепускных болтов обратите внимание, что положение тормозных шлангов определяют направляющие кронштейны.
Сборку проводим в обратной последовательности и прокачиваем тормозную систему (смотрим статью — «Прокачка тормозов»).
Обратите внимание на маркировку тормозных колодок. Новые колодки приобретайте с такой же маркировкой. Передние колодки для Lada Niva 4×4 имеют маркировку FPE105.
Передние колодки тюнинговой серии S1 для Lada Niva 4×4 имеют маркировку
Минимально допустимая толщина фрикционных накладок тормозных колодок – 1,5 мм.
Вам потребуются: домкрат, противооткатные упоры, отвертка, пассатижи, выколотка, металлическая щетка, молоток.
1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите противооткатные упоры под задние колеса.
2. Снимите переднее колесо.
3. Очистите тормозной механизм от грязи. Для облегчения разборки нанесите на места соединений пальцев с суппортом и прижимными рычагами жидкость типа WD-40.
4. Откачайте из бачка часть жидкости, если перед заменой колодок уровень тормозной жидкости в бачке находится на метке «MAX» или приближается к ней.
5. Снимите суппорт (см. «Снятие и установка суппорта переднего тормозного механизма»), не отсоединяя от него шланги гидропривода.
6. Аккуратно подвесьте суппорт на проволоке или отведите в сторону так, чтобы он не мешал работе.
7. Извлеките из направляющей тормозные колодки.
8. Перед установкой новых тормозных колодок очистите от грязи и ржавчины пазы направляющей, аккуратно вдавите поршни как можно дальше внутрь цилиндров.
9. Установите новые тормозные колодки в пазы направляющей.
10. Установите суппорт.
11. После установки тормозных колодок нажмите несколько раз на педаль тормоза для установки поршней в рабочее положение.
12. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долейте до нормы.
Заменив изношенные тормозные колодки новыми, не спешите сразу выезжать на оживленные магистрали. Не исключено, что при первом же интенсивном торможении вы будете неприятно поражены низкой эффективностью тормозов несмотря на то, что установлены фирменные колодки. Тормозные диски тоже изнашиваются, и новые колодки касаются их только краями, практически не тормозя. Выберите тихую улочку или проезд без автомобилей и несколько раз плавно затормозите, чтобы колодки притерлись и стали прилегать всей поверхностью. Заодно оцените и эффективность тормозов. Старайтесь не тормозить резко хотя бы первые 100 км. При сильном нагреве неприработавшихся колодок верхний слой их накладок подгорает и тормоза еще долго не будут максимально эффективными.
Минимально допустимая толщина фрикционных накладок тормозных колодок 1,5 мм.
Вам потребуются: пассатижи или отвертка, две монтажные лопатки.
1. Включите I передачу и установите упорные бруски под передние колеса.
2. Проверьте, чтобы рычаг стояночного тормоза был опущен до упора вниз (автомобиль расторможен).
3. Снимите колесо.
4. Если уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра находится на метке «MAX» или приближается к ней, откачайте из бачка часть жидкости, иначе при замене колодок она может выплеснуться.
5. Снимите тормозной барабан (см. «Снятие и установка тормозного барабана»).
6. Поддев отверткой, снимите нижнюю стяжную пружину.
9. Аналогично снимите вторую прижимную пружину.
10. Отсоедините наконечник троса стояночного тормоза от разжимного рычага.
11. Снимите колодки в сборе с распорной планкой и верхней пружиной.
12. Разведите колодки и снимите распорную планку.
13. Снимите верхнюю стяжную пружину.
14. Для замены задней колодки расшплинтуйте палец рычага привода стояночного тормоза.
17. Установите снятые детали привода стояночного тормоза на новую тормозную колодку в последовательности, обратной снятию.
18. Установите колодки в порядке, обратном снятию.
Установите колодки, сведите их, надавив на них двумя монтажными лопатками.
19. Установите тормозной барабан.
20. Нажмите несколько раз на педаль тормоза для установки поршней колесных цилиндров в рабочее положение.
21. Установите на место колесо. Проверьте легкость его вращения.
22. Аналогично замените тормозные колодки тормозного механизма другого колеса.
23. После установки тормозных колодок отрегулируйте стояночную тормозную систему
(см. «Проверка стояночного тормоза», «Регулировка стояночного тормоза»)
Колодки нужно заменять, если толщина накладок колодок уменьшилась до 1,5 мм
Вывешиваем и снимаем переднее колесо.
Пассатижами вынимаем шплинт нижней оси прижимного рычага.
Выколоткой страгиваем ось прижимного рычага
Придерживая рычаг, пассатижами вынимаем ось.
Снимаем прижимной рычаг.
Вынимаем из направляющей колодок две пружины прижимного рычага, чтобы их не потерять.
Поддев отверткой, поднимаем суппорт тормоза и кладем на поворотный кулак
Извлекаем из направляющей тормозные колодки.
Перед установкой новых тормозных колодок необходимо переместить поршни как можно дальше внутрь цилиндров.
Раздвижными пассатижами (или газовым ключом) вдавливаем поршни в цилиндры.
Можно утопить поршни в цилиндры и другим способом.
Для этого вставляем наружную колодку в направляющую и, установив суппорт на место, монтажной лопаткой вдавливаем поршни в цилиндры.
Дальше узел собираем в обратной последовательности.
Для облегчения установки оси прижимного рычага, на точиле затачиваем ее кончик так, чтобы получился конус.
Перед установкой ось прижимного рычага смазываем графитовой смазкой
Прижав рычаг, вставляем ось.
После установки тормозных колодок необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы поршни цилиндров подвели колодки к тормозному диску.
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 14», «на 17», «на 27» (желательно головка с прочным воротком), пассатижи, выколотка, отвертка, зубило, молоток.
1. Снимите колесо.
2. Выверните болт крепления нижнего тормозного щита.
3. Зубилом отогните стопорные усики переднего тормозного щита.
4. Выверните верхний и нижний болты крепления переднего тормозного щита и направляющей тормозных колодок.
5. Снимите передний тормозной щит.
8. Снимите защитный колпак ступицы.
9. Расконтрите гайку ступицы.
10. Удерживая ступицу подходящим воротком от проворачивания, отверните гайку.
11. Снимите гайку с конусной втулкой.
12. Снимите тормозной диск в сборе со ступицей.
13. Навинтите гайки на шпильки, чтобы не испортить резьбу шпилек, и выбейте шпильки.
16. Установите новый тормозной диск и снятые детали в порядке, обратном снятию. При этом не забудьте законтрить болты крепления направляющей колодок, загнув стопорные усики кожуха.
Перед установкой диска тщательно очистите
от ржавчины и окалины привалочные поверх6
ности ступицы и диска, так как даже малейшая частица, зажатая между ними, вызовет
биение диска и вибрации при торможении.
Для обратной запрессовки ранее выпрессованых шпилек можно воспользоваться гайками крепления колеса. Навинтите их на концы шпилек через проставки (можно использовать в качестве проставок гайки большего
размера) и равномерно затягивайте крест накрест до полной запрессовки шпилек
в диск и ступицу.
Тормозная система очень важна для безопасности движения. Поэтому необходимо следить за ее исправностью. Одним из основных элементов системы тормозов являются тормозные колодки (ТК), которые за счет силы трения, замедляют вращение колеса. Естественно, со временем они изнашиваются и требуют замены. Выполнить операцию замены ТК на «Ниве» можно самостоятельно в гаражных условиях.
Причины износа колодок тормозов и сроки замены
Все элементы автомобиля в течение эксплуатации изнашиваются
в разной степени в зависимости от испытываемой нагрузки. На износ колодок
тормозов влияет много факторов, поэтому периодичность замены для каждой «Нивы»
будет разной.
Внедорожники эксплуатируется в сложных условиях бездорожья,
поэтому на них замена выполняется через 15-20 километров. Причиной быстрого
износа является особенность дорожного покрытия, по которому приходится ездить
транспортному средству: песок, вода и грязь.
Износ ТК зависит не только от качества дорожного покрытия,
но и других факторов:
- климатические условия местности, где
эксплуатируется внедорожник; - манера езды водителя;
- качество расходных материалов.
Производитель рекомендует производить замену в среднем через
30-50 тысяч. Но учитывая, что износ разный специалисты настоятельно рекомендуют
проверять тормозную систему через каждые 10 тысяч километров пробега.
При проверке нужно обращать внимание на наличие скрипов,
других посторонних звуков, плавность торможения. При замене параллельно следует
проверить целостность пыльников на направляющих, тормозных шлангов, резиновых
чехлов, степень изношенности тормозных дисков. Это необходимо для
своевременного выявления и устранения неисправностей.
На переднюю ось приходится основная нагрузка, поэтому ТК
спереди изнашиваются быстрее задних. В среднем на одну замену задних колодок
приходится две замены передних. Понять, что с тормозными колодками неполадки,
может любой водитель, если обратит внимание на характерные симптомы:
- увеличенный тормозной путь;
- стук при резком торможении;
- неэффективная работа тормозов;
- скрип при торможении;
- металлический стружка на тормозных дисках или
колодках.
При появлении хотя бы одного из признаков, необходимо
проверить тормозную систему и заменить изношенные детали, если обнаружены следующие
признаки износа:
- видны трещины и расслоения ТК;
- на поверхности колодке или накладки обнаружены
дефекты в виде сколов и царапин; - по краю диска образовался выступающий бортик;
- толщина накладок на колодках меньше требуемых
технических характеристик; - неравномерный износ ТК.
Меняются колодки обязательно парой: две передние, две задние. При замене колодок только на одном колесе, водитель не сможет эффективно затормозить, машину может увести при торможении в сторону, что грозит созданием аварийной ситуации на дороге. Толщину накладки измеряют с помощью штангенциркуля. Допускается минимальная толщина – 1,5 мм.
Для проведения замены понадобятся следующие инструменты:
- домкрат;
- баллонный ключ;
- набор ключей;
- пассатижи;
- газовый ключ или раздвижные пассатижи;
- отвертка с плоским лезвием;
- молоток;
- монтажная лопатка;
- опорная стойка;
- штангенциркуль.
Естественно нужно купить новые тормозные колодки. Желательно
иметь проникающую жидкостью WD-40 для облегчения прикипевших крепежных
элементов.
Меняем колодки передней колесной пары
Чтобы было удобно работать, внедорожник устанавливаем на
ровную, горизонтальную плоскость. Под задние колеса подставляем противооткатные
башмаки и ставим на ручной тормоз. Перед демонтажными работами обрабатываем
резьбовые соединения WD-40. Замену выполняем по следующему алгоритму:
- Срываем баллонником крепежные болты колеса. Домкратим ту сторону машины, на которой будем проводить замену. Устанавливаем авто для подстраховки на опорную стойку.
- Выкручиваем все болты и демонтируем колесо.
- С помощью пассатижей вытаскиваем шплинт прижимного рычага (ПР) нижней оси.
- Подходящим по диаметру приспособлением и молотком сбиваем ось.
- Затем удерживая ПР плоскогубцами вынимаем ось.
- Демонтируем прижимной рычажок.
- Из направляющей ТК достаем две пружинки, которые удерживали ПР.
- С помощью отвертки поддеваем и достаем суппорт.
- Снятый суппорт удобно положить на поворотный кулак.
- Далее с легкостью снимаем ТК с направляющей.
- Перед монтажом новых деталей, нужно вдавить в цилиндры поршни, которые выскакивают под давлением тормозной жидкости. Это можно сделать раздвижными пассатижами.
- Есть альтернативный способ: вставляем внешнюю ТК в направляющую, возвращаем обратно суппорт и монтажкой утапливаем поршни в цилиндры.
- Перед тем как вставлять ось, ее конец желательно подточить с помощью наждака, чтобы край принял конусообразную форму.
- Перед установкой ось следует смазать графитовой смазкой или натереть графитом, чтобы она легко заходила и выходила из отверстия.
- Прижимаем рычаг и вставляем ось.
- После установки несколько раз нажимаем на педаль тормоза, чтобы вышли поршни из цилиндров и прижали колодки к тормозному диску.
Как заменить передние тормозные колодки на «Ниве».
Меняем колодки задней колесной пары
Оценить состояние ТК без демонтажа тормозного барабана,
можно вытянув заглушку из щита и заглянув в смотровое окошко. Для замены задних
ТК транспортное средство загоняем на подъемник или смотровую канаву. Дальнейшая
работа представляет последовательность шагов:
- Ослабляем гайки у колеса, подкладываем опоры под передние колеса и домкратим автомобиль. Подставляем страховочную опору, опускаем машину на него и снимаем с ручного тормоза.
- На этом этапе можно проверить подшипники задней ступицы и трется или нет колесо. Это зависит от настроек ручника. Вращение должно быть свободным без задержек.
- Откручиваем крепления и демонтируем заднее колесо.
- Выворачиваем шестигранной головкой на «12» два болта. Чтобы зафиксировать колесо, включаем ручной тормоз.
- Снятые болты закручиваем в два резьбовых отверстия, расположенные напротив друг друга.
Когда будем затягивать эти болты, они создадут напряжение барабану на выход. Этого недостаточно для снятия барабан. Необходимо будет постукивать дополнительно по задней части барабана молотком через деревяшку. Постукивать нужно со всех сторон постепенно, подтягивая одновременно болты.
- Когда будут откручены болты с барабана, авто нужно снять с ручника. После этого снимаем барабан.
Колодки можно снять двумя способами. При использовании
первого способа выполняем следующие действия:
- Скидываем верхнюю пружину, отсоединив отверткой ее конец от колодки.
- Убираем распорную планку.
- У передней колодки хвостовик стойки поворачиваем до тех пор, пока он не совпадет с прорезью на наружной чашке.
- Демонтируем пружины вместе с чашками.
- Вынимаем опорные стойки из ТК.
- Отводим в сторону переднюю ТК.
- Скидываем нижнюю стяжную пружинку.
- Отводим заднюю ТК и выводим рычаг стояночного механизма из зацепления с тросиком привода.
Второй способ состоит из такой последовательности шагов:
- Вынимаем опорные стойки.
- Поддев заднюю ТК, выводим ее из распорной планки.
- Вручную опускаем ТК и выводим их верхние упоры из отверстий поршней рабочего цилиндра.
- Скидываем нижнюю стяжную пружину.
- Выводим ТК вместе с опорной пластиной и пружиной. При выполнении операции действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить пыльники на цилиндрах.
- Расцепляем рычаг ручника с тросиком привода, отсоединив наконечник.
- Снимаем ТК вместе с опорной пластиной и верхней стяжной пружинкой.
- Прижимаем ногой к полу одну из колодок растягиваем пружину и освобождаем от упора распорную пластину.
- Скидываем верхнюю стяжную пружину.
- Расшплинтовываем рычаг ручника.
- Снимаем последовательно шайбу,
рычаг и
вытягиваем ось.
- Сборку производим в обратном порядке в зависимости от выбранного способа разборки.
- Перед установкой новых ТК нужно заглубить поршни максимально в цилиндры. Есть два варианта вдавливания. Применяя первый, нужно через деревяшку аккуратно постукивать молотком по поршню.
Второй способ: установить новые изделия и надавливать на них, опираясь двумя монтажками в бортик тормозного щита. Таким образом, верхние упоры ТК утапливают поршни в цилиндры.
- После замены ТК нужно отрегулировать стояночный тормоз.
Как заменить задние тормозные колодки на «Ниве».
Научившись менять ТК на ВАЗ 21213, приобретается опыт
авторемонтных работ, который поможет сэкономить на автосервисе и позволит
постоянно контролировать состояние тормозной системы, что уменьшает риск
создания аварийной ситуации на дороге.
Моя Нива
Нивоводы всех поколений, модификаций и стран, объединяйтесь!
Замена передних тормозных колодок
Замена передних тормозных колодок: Нива Шевроле и Нива 4×4
С тормозами, особенно на Ниве, шутки плохи. Если колодки сильно изношены, их необходимо заменить. Самое время узнать, как это делать?
Симптомы изношенных тормозных колодок
Любой поломке предшествует определенный признак неисправности. На Ниве это проявляется следующим образом:
- Вибрация при торможении. Но это не обязательно могут быть колодки. Гораздо чаще причиной этому становится кривой тормозной диск.
- Ухудшение эффективности торможения.
- Различные скрипы при торможении.
При появлении хотя бы одного из этих симптомов, рекомендуется обязательно проверить состояние колодок.
Как проверить тормозные колодки на Ниве?
Для этого необходимо снять переднее колесо и замерить остаточную толщину накладок. Она должна быть не менее 1,5 мм. Если она меньше, то колодки рекомендуется заменить.
Как выбрать передние колодки?
Существует множество производителей, которые занимаются выпуском накладок для Нивы 21213 и 21214. Среди них можно выделить следующие:
- Оригинал. Каталожный номер – 21213501090. Цена составляет 556 рублей.
- PILENGA. Цена составляет 401 рубль.
- BOSCH. Цена: 839 рублей.
- LUGAS. Цена: 853 рубля.
Самым лучшим производителем тормозных колодок для Нивы 4х4 и Нивы Шевроле принято считать BREMBO. Но цена у них достаточно высокая – 1123 рубля.
Выбирать колодки следует из условий эксплуатации. Если машина часто используется на шоссейных дорогах или в городе, то необходимы хорошие накладки, вроде Лукаса и Брембо, а вот для бездорожья достаточно будет и оригинала. Куда большее значение для Нивы имеет производитель тормозных дисков, так как диски чаще страдают заводским браком и зачастую приходят в магазин уже кривыми.
Процесс замены
Чтобы поменять тормозные колодки на Ниве, необходимо выполнить следующий порядок действий:
Снимите переднее колесо автомобиля:
Снимите две шпильки тормозного суппорта:
Предварительно нужно демонтировать с них стопора.
Демонтируйте крепление тормозного суппорта:
Демонтируйте старые тормозные колодки, а на их место установите новые:
Откачайте небольшую часть тормозной жидкости, вдавите поршни внутрь тормозного цилиндра. Смажьте шпильки суппортов и другие подвижные части тормозных механизмов Niva Travel смазкой для суппортов:
Произведите сборку элементов в обратной последовательности.
Аналогично данная процедура выполняется для модификаций ВАЗ 21213, 21214 и Niva Travel.
Источник
Замена передних тормозных колодок на «Ниве»
Тормозные колодки относятся к расходным материалам. Они принимают на себя нагрузку, которая формируется при торможении – фрикционные накладки на колодках трутся о тормозные диски, останавливая в результате колеса автомобиля.
Многие автолюбители предпочитают не производить замену силами официального автосервиса или мастерской, а осуществлять эту операцию самим. Ценник на замену колодок (без стоимости учета самих изделий) даже в неофициальной мастерской начинается от 500 руб. за пару.
Вы можете сэкономить эти деньги – передние колодки действительно несложно заменить своими силами.
Ниже мы расскажем о процедуре замены передних колодок на машине Lada 4×4 (она же «Нива 2121»). Передние колодки для модели Chevrolet Niva меняются точно так же, так как суппорты моделей полностью совпадают.
Передние колодки на «Ниве» рекомендуется менять через каждые 10 тыс. км. Тем не менее вы можете проверять их изношенность при проведении ТО или просто время от времени. Помните, что чем активнее манера езды (а, стало быть, и торможение), тем колодки быстрее изнашиваются, а, стало быть, замена может потребоваться и через 5 тыс. км, и через 25 тысяч.
Предельная минимальная толщина фрикционной накладки, после которой следует обязательно заменить колодки, составляет от 1 до 2 мм. В противном случае вы рискуете столкнуться с полным износом фрикционного слоя, в результате чего металлическая часть колодок, оставшись без износостойкой защиты, будет тереться о тормозной диск, также выполненный из металла – про последствия трения металла о металл при торможении мы в данном материале писать не будем, но, думаем, и так понятно, ничего хорошего из этого не выйдет.
Помните, что, хотя операция по замене не представляет особой сложности, делать все следует внимательно и без лишней суеты. Не забывайте, что исправные тормоза – ваша безопасность.
Сначала потребуется выбрать новые колодки. Стоимость их колеблется от 300 до 700 рублей за пару (но бывает и выше). Желательно отдавать предпочтение тем изделиям, которые хорошо себя зарекомендовали. Автолюбители обычно стараются приобретать продукцию следующих изготовителей: Ferodo, Finwhale, Nippon, «Начало», TRW, Dafmi и др.
Из инструментов нам потребуются:
- Ключ-крестовина для съема колес
- Монтировка или тяжелая отвертка
- Пассатижи
- Жидкость WD-40
- Груша
Затяните рычаг стояночного тормоза. Далее, используя крестовину, немного открутите гайки, крепящие колесо к ступице.
Используя домкрат, приподнимите автомобиль, затем открутите все гайки полностью.
Затем снимите колесо. Для большей безопасности его можно положить под машину.
При помощи смазки типа WD-40 очистите место соединения шплинта и оси прижимного рычага.
Затем, используя пассатижи, вытащите шплинт оси прижимного рычага.
Далее потребуется вытащить ось прижимного рычага. Если она сидит плотно, то по оси можно постучать сзади или, при необходимости, выбить ось выколоткой.
Вытащите ось рычага пассатижами.
Затем снимите сам прижимной рычаг.
После этого снимите суппорт. При необходимости используйте шлицевую отвертку, чтобы поддеть суппорт, если он не поддается. Чтобы суппорт не мешался, поверните его по направлению к блоку цилиндров.
Затем потребуется извлечь старые колодки.
Перед тем как приступить к установке, следует монтировкой или тяжелой отверткой нажать на поршни суппорта, чтобы они максимально ушли в цилиндры.
После того как поршень уйдет в цилиндр, нелишним будет замерить количество тормозной жидкости. Проверять уровень следует после каждого вдавливания цилиндра.
Если уровень жидкости превышен, излишки можно собрать резиновой грушей.
Устанавливаем новые колодки.
Затем возвращаем суппорт обратно. Перед тем как ось вставить в рычаг, рекомендуется обработать ее край, чтобы конец оси был немного стесан (это можно выполнить как на токарном станке, так и при помощи напильника). Смажьте край оси солидоловой мазью.
Рекомендуется также смазать солидолом две пружины, расположенные в направляющих.
Ось рычага после ее возврата на место шплинтуется заново.
Операция по установке колеса выполняется в порядке, обратном тому, что использовался при снятии.
Затем сядьте в автомобиль и несколько раз нажмите на тормозную педаль, пока не почувствуете, что нажатие становится тугим.
Примерно на протяжении 500 км пробега после замены колодок при торможении будет казаться, что педаль будто «ватная», плохо реагирует на ваше нажатие – это объясняется тем, что накладки и диски еще не притерты друг к другу, пугаться этого не следует. Но тормозить надо с должной аккуратностью.
Источник
Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213
Тормозная система очень важна для безопасности движения. Поэтому необходимо следить за ее исправностью. Одним из основных элементов системы тормозов являются тормозные колодки (ТК), которые за счет силы трения, замедляют вращение колеса. Естественно, со временем они изнашиваются и требуют замены. Выполнить операцию замены ТК на «Ниве» можно самостоятельно в гаражных условиях.
Причины износа колодок тормозов и сроки замены
Все элементы автомобиля в течение эксплуатации изнашиваются
в разной степени в зависимости от испытываемой нагрузки. На износ колодок
тормозов влияет много факторов, поэтому периодичность замены для каждой «Нивы»
будет разной.
Внедорожники эксплуатируется в сложных условиях бездорожья,
поэтому на них замена выполняется через 15-20 километров. Причиной быстрого
износа является особенность дорожного покрытия, по которому приходится ездить
транспортному средству: песок, вода и грязь.
Износ ТК зависит не только от качества дорожного покрытия,
но и других факторов:
- климатические условия местности, где
эксплуатируется внедорожник; - манера езды водителя;
- качество расходных материалов.
Производитель рекомендует производить замену в среднем через
30-50 тысяч. Но учитывая, что износ разный специалисты настоятельно рекомендуют
проверять тормозную систему через каждые 10 тысяч километров пробега.
При проверке нужно обращать внимание на наличие скрипов,
других посторонних звуков, плавность торможения. При замене параллельно следует
проверить целостность пыльников на направляющих, тормозных шлангов, резиновых
чехлов, степень изношенности тормозных дисков. Это необходимо для
своевременного выявления и устранения неисправностей.
На переднюю ось приходится основная нагрузка, поэтому ТК
спереди изнашиваются быстрее задних. В среднем на одну замену задних колодок
приходится две замены передних. Понять, что с тормозными колодками неполадки,
может любой водитель, если обратит внимание на характерные симптомы:
- увеличенный тормозной путь;
- стук при резком торможении;
- неэффективная работа тормозов;
- скрип при торможении;
- металлический стружка на тормозных дисках или
колодках.
При появлении хотя бы одного из признаков, необходимо
проверить тормозную систему и заменить изношенные детали, если обнаружены следующие
признаки износа:
- видны трещины и расслоения ТК;
- на поверхности колодке или накладки обнаружены
дефекты в виде сколов и царапин; - по краю диска образовался выступающий бортик;
- толщина накладок на колодках меньше требуемых
технических характеристик; - неравномерный износ ТК.
Меняются колодки обязательно парой: две передние, две задние. При замене колодок только на одном колесе, водитель не сможет эффективно затормозить, машину может увести при торможении в сторону, что грозит созданием аварийной ситуации на дороге. Толщину накладки измеряют с помощью штангенциркуля. Допускается минимальная толщина – 1,5 мм.
Для проведения замены понадобятся следующие инструменты:
- домкрат;
- баллонный ключ;
- набор ключей;
- пассатижи;
- газовый ключ или раздвижные пассатижи;
- отвертка с плоским лезвием;
- молоток;
- монтажная лопатка;
- опорная стойка;
- штангенциркуль.
Естественно нужно купить новые тормозные колодки. Желательно
иметь проникающую жидкостью WD-40 для облегчения прикипевших крепежных
элементов.
Меняем колодки передней колесной пары
Чтобы было удобно работать, внедорожник устанавливаем на
ровную, горизонтальную плоскость. Под задние колеса подставляем противооткатные
башмаки и ставим на ручной тормоз. Перед демонтажными работами обрабатываем
резьбовые соединения WD-40. Замену выполняем по следующему алгоритму:
- Срываем баллонником крепежные болты колеса. Домкратим ту сторону машины, на которой будем проводить замену. Устанавливаем авто для подстраховки на опорную стойку.
- Выкручиваем все болты и демонтируем колесо.
- С помощью пассатижей вытаскиваем шплинт прижимного рычага (ПР) нижней оси.
- Перед монтажом новых деталей, нужно вдавить в цилиндры поршни, которые выскакивают под давлением тормозной жидкости. Это можно сделать раздвижными пассатижами.
- Есть альтернативный способ: вставляем внешнюю ТК в направляющую, возвращаем обратно суппорт и монтажкой утапливаем поршни в цилиндры.
- Перед тем как вставлять ось, ее конец желательно подточить с помощью наждака, чтобы край принял конусообразную форму.
- Перед установкой ось следует смазать графитовой смазкой или натереть графитом, чтобы она легко заходила и выходила из отверстия.
- Прижимаем рычаг и вставляем ось.
- После установки несколько раз нажимаем на педаль тормоза, чтобы вышли поршни из цилиндров и прижали колодки к тормозному диску.
Как заменить передние тормозные колодки на «Ниве».
Меняем колодки задней колесной пары
Оценить состояние ТК без демонтажа тормозного барабана,
можно вытянув заглушку из щита и заглянув в смотровое окошко. Для замены задних
ТК транспортное средство загоняем на подъемник или смотровую канаву. Дальнейшая
работа представляет последовательность шагов:
- Ослабляем гайки у колеса, подкладываем опоры под передние колеса и домкратим автомобиль. Подставляем страховочную опору, опускаем машину на него и снимаем с ручного тормоза.
- На этом этапе можно проверить подшипники задней ступицы и трется или нет колесо. Это зависит от настроек ручника. Вращение должно быть свободным без задержек.
- Откручиваем крепления и демонтируем заднее колесо.
- Выворачиваем шестигранной головкой на «12» два болта. Чтобы зафиксировать колесо, включаем ручной тормоз.
Когда будем затягивать эти болты, они создадут напряжение барабану на выход. Этого недостаточно для снятия барабан. Необходимо будет постукивать дополнительно по задней части барабана молотком через деревяшку. Постукивать нужно со всех сторон постепенно, подтягивая одновременно болты.
Колодки можно снять двумя способами. При использовании
первого способа выполняем следующие действия:
- Скидываем верхнюю пружину, отсоединив отверткой ее конец от колодки.
- У передней колодки хвостовик стойки поворачиваем до тех пор, пока он не совпадет с прорезью на наружной чашке.
- Отводим в сторону переднюю ТК.
- Скидываем нижнюю стяжную пружинку.
- Отводим заднюю ТК и выводим рычаг стояночного механизма из зацепления с тросиком привода.
Второй способ состоит из такой последовательности шагов:
- Вынимаем опорные стойки.
- Поддев заднюю ТК, выводим ее из распорной планки.
- Вручную опускаем ТК и выводим их верхние упоры из отверстий поршней рабочего цилиндра.
- Выводим ТК вместе с опорной пластиной и пружиной. При выполнении операции действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить пыльники на цилиндрах.
- Расцепляем рычаг ручника с тросиком привода, отсоединив наконечник.
- Снимаем ТК вместе с опорной пластиной и верхней стяжной пружинкой.
- Прижимаем ногой к полу одну из колодок растягиваем пружину и освобождаем от упора распорную пластину.
- Скидываем верхнюю стяжную пружину.
- Расшплинтовываем рычаг ручника.
- Сборку производим в обратном порядке в зависимости от выбранного способа разборки.
- Перед установкой новых ТК нужно заглубить поршни максимально в цилиндры. Есть два варианта вдавливания. Применяя первый, нужно через деревяшку аккуратно постукивать молотком по поршню.
Второй способ: установить новые изделия и надавливать на них, опираясь двумя монтажками в бортик тормозного щита. Таким образом, верхние упоры ТК утапливают поршни в цилиндры.
Как заменить задние тормозные колодки на «Ниве».
Научившись менять ТК на ВАЗ 21213, приобретается опыт
авторемонтных работ, который поможет сэкономить на автосервисе и позволит
постоянно контролировать состояние тормозной системы, что уменьшает риск
создания аварийной ситуации на дороге.
Источник
Тормозные колодки относятся к расходным материалам. Они принимают на себя нагрузку, которая формируется при торможении – фрикционные накладки на колодках трутся о тормозные диски, останавливая в результате колеса автомобиля.
Многие автолюбители предпочитают не производить замену силами официального автосервиса или мастерской, а осуществлять эту операцию самим. Ценник на замену колодок (без стоимости учета самих изделий) даже в неофициальной мастерской начинается от 500 руб. за пару.
Вы можете сэкономить эти деньги – передние колодки действительно несложно заменить своими силами.
Ниже мы расскажем о процедуре замены передних колодок на машине Lada 4×4 (она же «Нива 2121»). Передние колодки для модели Chevrolet Niva меняются точно так же, так как суппорты моделей полностью совпадают.
Передние колодки на «Ниве» рекомендуется менять через каждые 10 тыс. км. Тем не менее вы можете проверять их изношенность при проведении ТО или просто время от времени. Помните, что чем активнее манера езды (а, стало быть, и торможение), тем колодки быстрее изнашиваются, а, стало быть, замена может потребоваться и через 5 тыс. км, и через 25 тысяч.
Предельная минимальная толщина фрикционной накладки, после которой следует обязательно заменить колодки, составляет от 1 до 2 мм. В противном случае вы рискуете столкнуться с полным износом фрикционного слоя, в результате чего металлическая часть колодок, оставшись без износостойкой защиты, будет тереться о тормозной диск, также выполненный из металла – про последствия трения металла о металл при торможении мы в данном материале писать не будем, но, думаем, и так понятно, ничего хорошего из этого не выйдет.
Помните, что, хотя операция по замене не представляет особой сложности, делать все следует внимательно и без лишней суеты. Не забывайте, что исправные тормоза – ваша безопасность.
Сначала потребуется выбрать новые колодки. Стоимость их колеблется от 300 до 700 рублей за пару (но бывает и выше). Желательно отдавать предпочтение тем изделиям, которые хорошо себя зарекомендовали. Автолюбители обычно стараются приобретать продукцию следующих изготовителей: Ferodo, Finwhale, Nippon, «Начало», TRW, Dafmi и др.
Из инструментов нам потребуются:
- Ключ-крестовина для съема колес
- Монтировка или тяжелая отвертка
- Пассатижи
- Жидкость WD-40
- Груша
Затяните рычаг стояночного тормоза. Далее, используя крестовину, немного открутите гайки, крепящие колесо к ступице.
Используя домкрат, приподнимите автомобиль, затем открутите все гайки полностью.
Затем снимите колесо. Для большей безопасности его можно положить под машину.
При помощи смазки типа WD-40 очистите место соединения шплинта и оси прижимного рычага.
Затем, используя пассатижи, вытащите шплинт оси прижимного рычага.
Далее потребуется вытащить ось прижимного рычага. Если она сидит плотно, то по оси можно постучать сзади или, при необходимости, выбить ось выколоткой.
Вытащите ось рычага пассатижами.
Затем снимите сам прижимной рычаг.
После этого снимите суппорт. При необходимости используйте шлицевую отвертку, чтобы поддеть суппорт, если он не поддается. Чтобы суппорт не мешался, поверните его по направлению к блоку цилиндров.
Затем потребуется извлечь старые колодки.
Перед тем как приступить к установке, следует монтировкой или тяжелой отверткой нажать на поршни суппорта, чтобы они максимально ушли в цилиндры.
После того как поршень уйдет в цилиндр, нелишним будет замерить количество тормозной жидкости. Проверять уровень следует после каждого вдавливания цилиндра.
Если уровень жидкости превышен, излишки можно собрать резиновой грушей.
Устанавливаем новые колодки.
Затем возвращаем суппорт обратно. Перед тем как ось вставить в рычаг, рекомендуется обработать ее край, чтобы конец оси был немного стесан (это можно выполнить как на токарном станке, так и при помощи напильника). Смажьте край оси солидоловой мазью.
Рекомендуется также смазать солидолом две пружины, расположенные в направляющих.
Ось рычага после ее возврата на место шплинтуется заново.
Операция по установке колеса выполняется в порядке, обратном тому, что использовался при снятии.
Затем сядьте в автомобиль и несколько раз нажмите на тормозную педаль, пока не почувствуете, что нажатие становится тугим.
Примерно на протяжении 500 км пробега после замены колодок при торможении будет казаться, что педаль будто «ватная», плохо реагирует на ваше нажатие – это объясняется тем, что накладки и диски еще не притерты друг к другу, пугаться этого не следует. Но тормозить надо с должной аккуратностью.