Замена заводских составляющих
Для того чтобы получить существенную отдачу двигателя и повысить его надежность довольно часто проводится замена основных заводских элементов на более совершенные. Примером можно назвать:
- Модернизацию цилиндропоршневой группы.
- Модернизацию КШМ.
- Выполнение расточки гильз.
Все приведенные выше работы позволяют несколько повысить объем камеры сгорания, что и приводит к повышению мощности мотора.
В большинстве случаев работы начинают с расточки внутреннего диаметра гильз. За счет этого:
- Увеличивается камера сгорания.
- С увеличением объема камеры сгорания повышается количество сжигаемого топлива за один такт.
- Чем больше двигатель сжигает топлива, тем больше высвобождается энергии, что и становится причиной повышения мощности.
Врезка: Важно: Стоит учитывать, что после выполнения расточки придется устанавливать новые поршни и поршневые кольца. Это связано с тем, что даже незначительное отклонение размера образующегося зазора между поршнем поверхностью гильзы становится причиной, по которой двигатель начнет работать неправильно. За счет того, что нужны новые поршни и кольца существенно повышается стоимость рассматриваемого тюнинга.
Довольно часто проводится установка модернизированного коленчатого вала. Его особенностями можно назвать нижеприведенные моменты:
- Сниженный вес, который обеспечивает уменьшение сопротивления конструкции вращательному движению, за счет чего происходит рост КПД.
- Конструкция обладает удлиненными плечиками. За счет этого увеличивается ход штока и возрастает крутящий момент.
Для нового коленчатого вала также понадобятся укороченные шатуны.
Если провести расточку гильз и установку нового коленчатого вала, то объем камеры сгорания возрастает от отметки 1,7 литров до 1,9 литров. Однако только повышение объема камеры сгорания не дает должного результата, так как двигателю в этом случае требуется большее количество горючей жидкости и более эффективное ее насыщение кислородом. Именно поэтому при тюнинге проводится и замена головка блока или ее модернизация.
Рассматривая модернизацию ГБЦ, отметим нижеприведенные моменты:
- Зачастую проводится расточка впускного и выпускного отверстий, что позволяет повысить показатель их пропускной способности.
- Увеличение впускных и выпускных отверстий определяет то, что приходится проводить установку клапанов большего размера. Очень часто выполняется расточка клапанного седла, что также позволяет повысить отдачу мотора.
К другим особенностям проводимого тюнинга отнесем следующие моменты:
- Проводится практически полная замена выпускной замены. Подобная работа представлена увеличением диаметра выхлопных труб. Суть подобной доработки заключается в том, что повышение диаметра трубы, отводящей отработанные газы, снижает давление в системе. Чем меньше сопротивление, тем больше значение КПД. Можно провести замену нейтрализатор на пламегаситель, что также позволит повысить показатель производительности.
- Стоит учитывать, что столь серьезные изменения двигателя требуют практически полной перенастройки работы системы снабжения топлива. Это связано с тем, что при штатных настройках в блоки не будет поступать должного количества топлива. Чаще всего настройка топливной системы заключается в выполнении чип-тюнинга, то есть перенастройки программы бортового компьютера.
Приведенные выше работы позволяют повысить показатель мощности примерно на 15% от номинального. При этом не стоит забывать, что доработки основаны на увеличении объема блока цилиндров. Поэтому следует ожидать определенного увеличения показателя расхода. Никто не уделяет внимание нижеприведенным моментам:
- Увеличение мощности мотора всегда приводит к повышению нагрузки, который он испытывает.
- При выполнении нагрузки конструкция становится менее прочной, так как проводится стачивание металла.
- Очень важно подбирать качественное и наиболее подходящее комплектующее, иначе могут возникнуть серьезные проблемы с работой двигателя.
Именно поэтому сегодня подобного рода тюнинг проводят крайне редко, так как он имеет весьма большое количество недостатков. Повысить показатель мощности и крутящего момента можно путем установки турбины. При этом стоимость подобной доработки будет куда меньше, чем вышеприведенной.
Однако, стоит помнить о том, что, если двигатель находится в плохом техническом состоянии, то турбина только усугубит ситуацию и приведет к более быстрому износу конструкции. Это устройство обеспечивает более эффективное наполнение камеры сгорания воздухом за счет искусственного нагнетания, что и приводит к повышению мощности.
Замена моторного масла в ниве 2121 синтетика для ваз
Делаем замену моторного масла. Берем хорошего производителя с пакетом присадок от задиров и износа, и согласно допуску заливаем в мотор.
Это недорогие масла Оптималь Ликви Моли 5W40 с допуском ВАЗ.
Здесь и хорошая пленка для смазки и отличные свойства на разрыв при прокручивании, при прокачке по системе. Детали всегда в смазке без масляного голодания.
Масло с присадкой от нагара и чисткой от продуктов горения отлично защищают впускной тракт, клапана от засора и осадка.
Это даст преимущество в мощности при четком открытии заслонок и четкой подачи и впрыска топлива.
Поэтому нужно комплексно подходить в том числе к топливу.
Меняем масла в коробке и мостах
Здесь заливается полусинтетика 75W90 ZIC, например, или Liqui moly TDL 75/90 Для лучшего скольжения и плавного переключения.
В Мост заливайте то же самое, во избежании коррозии и выхода из строя редуктора.
Стандарт см. на упакове должен быть GL-4.
Для хорошей работы системы охлаждения без перегрева, и меньшего влияния температуры на мотор при высоких нагрузках нужно заливать только хороший антифриз.
Подойдет Мегуин красный с хорошими качествами от ржавчины, или G12 Rusef.
Как дешево увеличить мощность двигателя ваз 21213
Вопрос на повестке дня: как увеличить мощность двигателя нивы без особых ухищрений? Первая стадия — увеличить ход поршня до 84 мм используя коленвал от ВАЗ 2130, поршни 82мм со смещением поршневого пальца на 2мм и у нас уже 1.8л. Вторая стадия — расточить цилиндры под 84 мм поршен, таким образом собираем двигатель 1.9 на ниву.
Для полноценного форсирования двигателя ваз 21213 нужно добавить более производительный карбюратор, расточить каналы ГБЦ(как это делать описано в ТУТ), диаметр впуска 33мм и выпуск 31 мм, желательно использовать легкие шатуны, в итоге получим около 100 л.с. Третья стадия — строим мотор 2 л.
Покупаем на рынке тюнинговый коленвал с ходом 88мм и поршни 84мм со смещением пальца 4мм. Полноценная доработка двигателя ваз 21213 будет завершена после установки распредвала Нуждин (или аналога) с подъемом 11.2, легкого маховика, легких шатунов и доработанного карбюратора, все это в сумме даст около 110 л.с.
Мнение специалистов
Гена. Мотор можно назвать настоящим сердцем автомобиля. Многие рекомендуют начинать тюнинг именно с него, так как только улучшив мотор можно заставить автомобиль бегать по кочкам и бродам. Сразу скажу, что задача не из простых. На улучшение мотора может уйти много времени и сил. Поэтому следует быть готовым к трудностям.
Станислав. Нива хороший автомобиль, даже один из лучших, что выпускалось отечественным автопромом. Однако есть у нее много недостатков, среди которых отметим невысокую мощность двигателя и его нестабильную работу. Именно поэтому практически сразу после приобретения этого автомобиля сразу провел модернизацию мотора.
Виталий. Решил доработать штатный двигатель Нивы. Работы было очень много, решил доверить ее профессионалам. Хоть сам и имею некоторый опыт в ремонте моторов, за его полную модернизацию не взялся. В итоге проведенной работы ребята повысили мощность на 60 л.с. Конечно, не внушительный результат, но все же тяга существенно повысилась.
Монтаж тюнинговых запчастей
Если конкретно говорить об этом шаге, то замене первую очередь, коснутся элементов КШМ (кривошипно-шатунного механизма), поршневой группы. Монтаж новых, тюнинговых элементов увеличит рабочий объём двигателя, а вследствие и его мощность.
- Первым делом следует увеличить диаметр гильз с внутренней стороны гильз, путём её расточки.
Всё готово для дальнейшей установки.
Осталось одеть лишь кольца.
Благодаря таким манипуляциям, можно увеличить объём двигателя с 1,7 до 1,9 литра соответственно.
Увеличение объёма двигателя, несомненно, повлечёт за собой необходимость в увеличении объёма подаваемой топливно-горючей смеси.
Для этого, нужно подвергнуть тюнингу «голову» двигателя, а конкретно расточку выпускных и впускных окон, а также замену стандартных клапанов на аналогичные, но облегчённые и наибольшие в диаметре.
Как говорится, сравните разницу.
В завершении подобных работ, изменениям следует подвергнуть выхлопную систему, путём увеличения диаметра труб, а также замену катализатора на пламегаситель.
Выполнение всех вышеназванных работ, безусловно, повлекут за собой необходимость в проведении настройки подачи топлива, поскольку его потребуется больше, стандартного уровня просто не хватит, и автомобиль не сможет должным образом показывать свою работу.
Недостатки силового агрегата ваз 21213
- Водяной насос;
- Сальники двигателя, МКПП и раздаточной коробки;
- Генератор;
- Стартер;
- МКПП;
- Прокладка крышки клапанов;
- Соединения патрубков системы охлаждения;
- Радиатор;
- Термостат;
- Расширительный бачок;
- Вакуумный усилитель тормозов.
Водяной насос (помпа) отмечается частыми выходами из строя на новых автомобилях после 2 000 км.
Сальники в следствие низкого качества требуют более частой замены, чем это требуется согласно руководству по эксплуатации.
Генератор имеет высокую вероятность отказа. Как правило, он сгорает даже на новых авто не достигших пробега 4 000-10 000 км.
Стартер имеет низкий ресурс работы без ремонта.
На коробке передач, одним из частых дефектов является вылет пятой передачи. Кроме того, появляется не полное включение передач.
Прокладка клапанной крышки со временем теряет свойства, и пропускает масло наружу.
Соединения патрубков системы охлаждения в местах установки хомутов не надежные и очень рано теряют герметичность, что чревато потерей тосола.
Радиатор течет. Проблема происходит по причине появления трещин в трубном пакете радиатора сопровождающихся потерей охлаждающей жидкости. Данный дефект принял массовый характер.
Термостат не обеспечивает тепловой режим охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя. Проявление данной проблемы не является исключением. Причина дефекта в отказе клапанного механизма внутри термостата. Для проверки исправной работы термостата достаточно после запуска мотора опустить ладонь на нижний (отводящий) шланг, по которому горячий тосол циркулирует в радиатор для охлаждения.
Расширительный бачок трескается и вытекает тосол. Появление трещин происходит по причине отказа паровоздушного клапана в пробке бачка вследствие повышения давления.
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ). Проявляется тугостью педали тормоза. Возможно плавание оборотов при выжиме педали тормоза, а также шипение. Проблема решается заменой вышедших из строя резинотехнических изделий, заменой хомутов в соединениях.
- Вибрация на скорости 80-90 км;
- Ненадежность конструкции натяжителя ГРМ;
- Модуль зажигания;
- Шумит бензонасос;
- Низкий крутящий момент;
- Длинный ход рычага коробки передач;
- При порыве цепи ГРМ гнутся клапаны;
- Вибрация рычага переключения передач;
- Слабая динамика на трассе из-за недостаточной мощности.
Вывод.
PS. Уважаемые Нивоводы! Жду ваших комментариев, вопросов и отзывов по возникшим проблемам, слабым местам и недостаткам в процессе эксплуатации, обслуживании и ремонте движка ВАЗ 21213.
Несколько слов о штатном моторе
Модернизированный мотор получил индекс 2123, его поменяли только из-за моторного отсека, а так всё осталось от старого двигателя и легко взаимозаменяются с 21214. Его производство началось в 1994 году, блок изготовлен из чугуна. В головке по два клапана на цилиндр, поршня установили диаметром 82 мм, а их ход остался прежним и равен 80 мм.
При работе на оборотах равными примерно 3.000 в минуту, получают максимально возможный крутящий момент в 125 НхМ. Топливо, рекомендованное заводом, это бензин марки АИ 93, но аппетит его является несколько прожорливым, составляет от 10 до 12 литров на 100 км. пробега. Масса его равняется 117 кг. Конструкция предусматривает верхнее расположение распределительного вала и цепной привод ГРМ.
В новой Ниве изменили, способ установки блока в моторный отсек, а также расположение и крепление навесного оборудования. Как достоинство можно отметить установку гидрокомпенсаторов для клапанов и натяжителя цепи. Как недостатки отмечают шумность и небольшую вибрацию двигателя.
Низы не могут, верхи не хотят
Не буду томить — у меня под капотом доработанный двигатель мощностью 105 л.с. с максимальным крутящим моментом 160 Н . м против 79,6 «лошадей» и 127 Н . м у стандартной машины.
А кто такой Володя? Руководитель инжинирингового центра LSGA Владимир Шарандин — специалист по доводке двигателей и вот уже почти два десятка лет мой хороший знакомый.
Идея заняться Нивой родилась спонтанно. Мы обсуждали другой автомобиль, но разговор сам собой вывел к полноприводнику СП GM-AVTOVAZ. Чего не хватает Ниве в ездовых дисциплинах? Конечно, бодрости двигателя. Особенно при езде по магистралям. На бездорожье выручает нижний ряд раздаточной коробки, а вот на трассе.
Автомобиль откровенно выпадает из современного потока. Особенно это заметно на разгоне. Фуры нынче стали быстрыми и обогнать их на Ниве довольно проблематично. Приходится загодя раскочегаривать внедорожник, просчитывать ситуацию чуть ли не до горизонта и без сброса, чтобы не потерять ход, выполнять серию обгонов. Опасно? Да! Вот эту проблему Владимир и взялся решить.
Понятно, что молодежный автомобиль для стритрейсинга никто делать не собирался — не для такой аудитории аппарат. Речь шла о безопасности: борьбе с затянутыми обгонами и хоть каком-то запасе прыти под педалью газа. При этом надо было не переборщить. Требовалось сохранить все лучшие внедорожные качества, не перегрузить избытком крутящего момента трансмиссию, оставить на прежнем уровне расход топлива и все это уложить в посильный для владельцев Нив бюджет.
Присадки в топливо для нивы 4х4
Теперь все узлы под защитой и нужны добавки только в бак. Модификаторы топлива.
Если Вы решили хорошо погонять по бездорожью и получить прибавку в мощности.
Нужны 2 присадки.
Это октан плюс для поднятия числа и улучшения свойств бензина и ускорительная добавка Speed Tec.
Заливается в бак перед заправкой и улучшает сгорание топлива при подачи его в впускной системе.
Это даёт примерное увеличение на 5-6 л.с. что сразу заметно уже на первых километрах.
Сразу чувствуется лучшая приемистость на дороге, в пробках при резком обгоне. При езде по серпантину и постоянном подъеме в гору.
В среднем мощность может составить до 89 л.с.
Работы по улучшению геометрии
Из-за низких показателей КПД двигателя и малой износостойкости, механический тюнинг двигателя Нивы 4х4 является почти обязательным. Такие работы называются работами по изменению геометрии силовой установки. Начать дорабатывать силовую установку стоит с модернизации карбюратора. Делаем следующее:
- Меняем жиклёры с показателем 1 кам на жиклёр с показателем 2 кам;
- Обновляем носик ускорительного насоса.
Если в карбюраторе имеется грязь или нагар, производим чистку вручную. Для этого нам понадобится тряпка, бензин и физическая сила. Если грязь сильно въелась, поможет аппарат высокого давления или другое устройство, предназначенное для мойки машины. Также можно использовать специальные «ванны» для удаления присохшей грязи с деталей. Таким способом можно значительно улучшить подачу топлива в газораспределительный механизм.
Если вы являетесь обладателем инжекторной Нивы, то самостоятельная доработка инжектора недопустима. Только профессионал, обладающий знаниями в программном обеспечении, сможет выполнить такой тюнинг двигателя Нивы.
Малый показатель износостойкости и КПД двигателя внедорожника российского происхождения определяет то, что без механических доработок практически не обойтись. Подобные работы многие называют изменение геометрии.
У устанавливаемого двигателя внутреннего сгорания на рассматриваемый автомобиль можно доработать многие системы. Специалисты рекомендуют начать с модернизации карбюратора. Это связано с тем, что из-за применения несовершенной технологии производства его эффективность очень низкая. Модернизация проводится следующим образом:
- Для начала рекомендуется провести замену жиклера. По заводу устанавливается вариант исполнения с показателем 1 кам, следует установить с 2 кам.
- Следует обновить носит укорителя насоса.
- Проводится счесывание всех острых углов, которые могут стать причиной завихрения воздушного потока.
- Некоторые мастера проводят также зачистку доступных поверхностей, снижая их показатель шероховатости. За счет этого существенно снижается показатель КПД.
Врезка: Важно: Немаловажно провести чистку конструкции карбюратора от нагара и грязи. Для этого используется бензин или тряпка. Если грязь слишком сильно впилась в поверхность, то можно использовать специальные чистящие средства.
Работы с масляным насосом
Смазка, поступая через масляный насос, продлевает срок службы двигателя. Чтобы улучшить производительность масляного насоса при тюнинге двигателя нивы, необходимо взять ещё один насос и отрезать от него часть корпуса с плоскостью разъёма. Толщина этого «блина» должна быть около 11 см. С помощью фрезеровки срезаем лишнее и оставляем толщину 10 мм.
Далее делаем следующее, чтобы убрать фаски на краях зубьев:
- Спрессовываем, то есть снимаем, ведущие шестерни.
- Торцуем одну из шестерён на 0,75 мм с каждой стороны.
- Вторую шестерню обрезаем до 11,5 мм (после торцовки).
- Повторяем операцию с остальными шестернями (ведомыми).
Приступаем к работе над корпусом. Для этого делаем следующее:
- Освобождаем ось ведомой шестерни из корпуса.
- Из ведущего валика формируем более длинную ось.
- Вставляем полученную ось в корпус.
- Узкую шестерню напрессовываем на второй ведущий валик.
- Напрессовываем широкую шестерню.
- Широкую ведомую шестерню фиксируем в корпусе.
- Устанавливаем в корпус узкую шестерню.
Такая последовательность позволит избежать проворота шестерней относительно друг друга. Можно усовершенствовать и маслоприемник Ваза, обрезав его на сантиметр снизу. После этого подгоняем торцевой зазор и соединяем всю конструкцию болтами.
Раздаточная коробка
Раздаточной коробкой называют агрегат, распределяющий крутящий момент от двигателя сразу на несколько приводных элементов.
Задача этой детали в том, чтобы:
- Распределить крутящий момент так, чтобы проходимость авто была оптимальной, а «циркуляция мощности» в трансмиссии — минимальной.
- Увеличить крутящий момент на колесах до уровня, позволяющего преодолеть сопротивление качению при езде по сложному покрытию.
- Обеспечить устойчивость движения автомобиля с минимальной скоростью во время работы двигателя с максимальным крутящим моментом.
Если вы все еще думаете, как повысить проходимость «Нивы», попробуйте использовать Кит-комплект раздаточной коробки для пониженния, с рядом 3,15. Таким образом вы увеличите крутящий момент на колесах, без увеличения мощности двигателя.
Ну и отвязку не забудьте: она поможет добраться до бездорожья с минимальными потерями бензина, а уж там, на целине можно будет опробовать новую модернизированную раздатку безо всяких ограничений!
Конечно, это далеко не полный список возможных вариантов того, как сделать «Ниву» проходимее и послушнее, однако даже этого будет достаточно для того, чтобы ваша машина гораздо бодрее преодолевала любые препятствия.
Редукторы переднего и заднего моста
Конструкция «Нивы» хоть и проста, однако знать о том, как и чем соединяются основные узлы и элементы «начинки» внедорожника перед тем, как менять его характеристики в лучшую сторону, все же необходимо. У «Нивы» передний редуктор прикреплен к блоку двигателя.
Некоторые начинающие автовладельцы путают редуктор и дифференциал. На самом деле, это две совершенно разных детали и функционал у них тоже разный:
- Редуктор применяется для уменьшения крутящего момента, передающегося с коленвала и передачи этого момента на другие узлы трансмиссии.
- Дифференциал же распределяет приходящий крутящий момент между осями.
У внедорожников, а значит, и у «Нивы», редукторов два: передний и задний. Оба работают в штатном режиме, особенно эффективно показывая себя на рыхлой поверхности (снег или грунт). При этом расход масла и топлива стабильно высок. Снизить эти показатели можно, установив отвязку на передний мост.
Советы по улучшению «родного» движка
Кроме вышеперечисленных изменений, можно попробовать использовать облегчённые клапана и направляющие втулки для них. Это позволит уменьшить сопротивление всасываемому потоку рабочей смеси в цилиндры, улучшение наполняемости увеличивает мощностные показатели двигателя.
Можно порекомендовать заняться облегчением массы маховика (см. статью «Плюсы и минусы облегченного маховика»). В нём имеются зоны, в которых можно снять излишки металла. Уменьшение его инерционной массы даёт экономию мощности на преодоление момента инерции двигателя.
Также улучшить характеристики мотора можно установкой тюнингового распределительного вала и разрезной шестерни в приводе ГРМ. Улучшению наполняемости рабочих цилиндров топливовоздушной смесью поможет установка воздушного, так называемого, фильтра нулевого сопротивления.
Чтобы улучшить отвод отработанных газов, применяют прямоточные системы выхлопа. Встречаются тюнинговые «движки» с карбюраторами Солекс, у которых увеличены проходные сечения диффузоров первичной и вторичной камер. Также желательно заменить систему зажигания более современной, электронной бесконтактной.
Установка турбины
Ещё один способ, при использовании которого возможно увеличить мощность мотора – это монтаж турбонаддува. Этот способ не только увеличит мощность, но и прибавит крутящего момента. Благодаря такому способу тюнинга, наполнение цилиндров воздухом будет происходить значительно лучше и быстрее, а от этого и вырастет мощность.
Обратите внимание, что к выбору турбины следует подходить наиболее тщательно, потому как изделие не подходящего качества не только не порадует нового владельца, но и способна, показать не все возможности от ожидаемых показателей.
Тюнинг двигателя с установкой турбины, способен увеличить мощность мотора вплоть до 30% от номинальной, а вместе с этим расход даже снизится из-за наиболее качественного сгорания топлива в системе.
Характеристики двигателя нивы
Годы выпуска – (1994 – наше время) Материал блока цилиндров – чугун Система питания – карбюратор (21213) /инжектор (21214) Тип – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 2 Ход поршня – 80мм Диаметр цилиндра – 82мм Степень сжатия – 9,4 Объем двигателя Нива 21213 – 1690 см. куб.
5 л/100 км Расход масла — 700 гр на 1000 кмМасса двигателя Нива — 117 кгГабаритные размеры двигателя Нивы 21213 (ДхШхВ), мм — Масло в двигатель Нивы 21213: 5W-30 5W-40 10W-40 15W-40Сколько масла в двигателе нива 21213/21214: 3.75 л. При замене заливать около 3.5 л.
Ресурс двигателя Нива : 1. По данным завода – 80 тыс.км 2. На практике – до 150 тыс.км
ТЮНИНГ Потенциал – 200 л.с. Без потери ресурса – 90 л.с.
Двигатель устанавливался на: ВАЗ 21213 «Нива»ВАЗ 21214 «Нива»Chevrolet Niva