Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. Как заменить прокладку крышки ГБЦ автомобиля ВАЗ-21213, ВАЗ-21214)
Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, устанавливаем распределительный вал в положение, когда метка на звездочке (лунка со стороны корпуса) распределительного вала должна совпасть с выступом на корпусе подшипников.
При этом метка на шкиве (сверление) коленчатого вала должна совпасть с выступом на крышке привода распределительного вала. Для наглядности на фото 1–4 детали с двигателя сняты.
Зубилом отгибаем край стопорной шайбы болта крепления звездочки распределительного вала (для наглядности шланги отводящего патрубка рубашки охлаждения отсоединены).
Накидным ключом «на 17» отворачиваем болт крепления звездочки распределительного вала
Снимаем болт вместе с шайбами.
Для ослабления натяжения цепи отворачиваем гайки крепления гидравлического натяжителя к головке блока цилиндров (см. Снятие гидравлического натяжителя цепи привода распределительного вала и его трубопровода на впрысковом двигателе).
При этом трубку гидропривода натяжителя не размыкаем.
Чтобы цепь не перескочила, привязываем ее к звездочке и снимаем звездочку с цепью с распределительного вала
Головкой «на 13» отворачиваем среднюю гайку крепления корпуса подшипников распределительного вала и рамки подачи масла в гидравлические опоры.
Снимаем втулку рамки со шпильки и, поворачивая, отводим изогнутую часть рамки от корпуса подшипников.
Отвернув еще восемь гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала к головке блока цилиндров, снимаем со шпилек корпус в сборе с распределительным валом.
Снимаем рычаг привода клапана.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления упорного фланца распределительного вала к корпусу подшипников и снимаем фланец
Извлекаем распределительный вал из корпуса подшипников
Сборку проводим в обратной последовательности.
Смазываем моторным маслом постели корпуса подшипников распределительного вала и рабочие поверхности рычагов привода клапанов.
При монтаже корпуса подшипников убеждаемся, что установочные втулки (на крайних крепежных шпильках с левой стороны) вошли в гнезда корпуса подшипников без перекоса.
Затягиваем гайки крепления корпуса подшипников в последовательности, указанной на рисунке.
В этой статье будут подробно описаны наиболее важные аспекты установки распредвала для знаменитого отечественного внедорожника НИВА.
Содержание
- 1 Установка нового распредвала
- 1.1 Важный совет
- 2 Особенности распредвала на автомобиле НИВА
- 2.1 Технические особенности
- 3 Приступаем к разборке (порядок действий)
- 4 Установка нового распредвала
Установка нового распредвала
Если распредвал сильно изношен, клапаны стучат и нет возможности настроить зазор должным образом, следовательно, пришло время приобрести новый! Стоимость нового агрегата может колебаться от 3 000 до 5 000 рублей.
После покупки не спешите открывать капот и менять запчасть! Первым делом следует тщательно изучить распредвал на наличие дефектов или заводского брака. На нём не должно быть крупных задиров, заусенцев, излишков или подтёков алюминия, новый вал должен свободно и легко вращаться от руки. На вид все должно быть идеально, иметь товарный вид, ведь вы приобретаете новую запчасть, и прослужить она должна долго и надежно, без всяких накладок.
Если в результате визуального обследования, что-то вызывает у вас подозрения, не бойтесь вернуть деталь изготовителю и требовать замены. Проигнорированный незначительный дефект может привести к серьёзной поломке в будущем.
Важный совет
Если в автомобиле НИВА производится замена распредвала на новый, не будет лишним и замена клапанных рычагов (рокеров). Это делается для того, чтобы избежать разности степеней выработки, что может повлиять на преждевременный износ всего механизма.
Особенности распредвала на автомобиле НИВА
На первый взгляд, распредвал автомобиля НИВА очень схож с любым другим распредвалом, однако есть некоторые моменты, по которым можно с лёгкостью определить, что эта деталь именно для НИВЫ.
- На большинстве распредвалов имеется шестигранник под ключ (обычно на 27) между кулачками второго цилиндра. Распредвалы, которые изготавливаются для автомобиля НИВА, имеют сразу два шестигранника на своей оси (между кулачками второго цилиндра и третьего). Визуально это является главной отличительной особенностью этой детали.
- Следующим отличительным фактором является расстояние между базой и вершиной кулачка. Если необходимо убедиться, что деталь именно для НИВЫ, и наличие второго шестигранника для вас ещё не гарантия подлинности изделия, берите в руки штангенциркуль и приступайте к измерению. Базовый размер кулачка распредвала в большинстве случаев один и тот же и составляет 30 миллиметров. А вот расстояние от базы до вершины у НИВЫ составляет 37 миллиметров. Измерив любой другой распредвал, расстояние окажется не больше 36.3 миллиметров.
Если оба из этих пунктов соблюдаются, будьте уверены – запчасть подлинная и можно приступать к установке распредвала на вашу НИВУ.
Технические особенности
Благодаря увеличенному размеру кулачков, как уже описано выше, увеличивается фаза впуска. Если сравнивать с другими автомобилями, на автомобиле НИВА эта фаза оказывается выше на 20 градусов (что также указанно в паспорте), это позволяет без труда трогаться даже на холостых оборотах.
Приступаем к разборке (порядок действий)
- Первым делом снимается воздушный фильтр. Откручивается четыре шурупа по краям крышки. Отцепляются патрубки.
- Размыкается трос и привод газовой заслонки.
- Крышку клапанов необходимо почистить от грязи, это выполняется для того, чтобы избежать засорения двигателя от скопившейся под крышкой пыли и мусора.
- Далее необходимо ослабить крепления распредвала. Важно зафиксировать двигатель от случайного проворота, фиксацию можно выполнить с помощью любого прочного металлического предмета, зажатого между цепью и звездочкой ( например отвёрткой ).
- После этого необходимо обозначить метки на цепи и коленчатом вале.
- Демонтируется натяжитель цепи. Обычно он крепится двумя гайками на 10 мм.
- Снятие звезды со штифта. Она держится на болту, который надо выкрутить, чтобы избежать срыва цепи, будет полезно скрепить её на время проволокой.
- Последний этап – откручивание гаек, удерживающих распредвал. Делать это необходимо равномерно, так как пружины в клапанах оказывают нагрузку на крышку, откручивая по пол оборота каждую гайку крест-накрест, вы не столкнётесь с какими либо трудностями или поломками крышки.
После выполнения всех этих действий можно приступать к замене.
Установка нового распредвала
Процесс замены замет не более 15 минут, новичкам может потребоваться больше времени. Перед установкой, при помощи шприца со свежим маслом, пройдитесь по основным элементам механизма, будет также полезно промазать слоем герметика части, которые будут контактировать с головкой.
На новый распредвал надевается сальник и устанавливается на место в то положение, в котором был извлечен старый. После того, как распредвал был уложен на своё место, необходимо, как и при разборке, равномерно затягивать гайки, крест-накрест.
Следующим важнейшим этапом сборки будет регулировка зазоров клапанов:
- Для впускных клапанов от 0.2 мм,
- Для выпускных от 0.3 мм.
Для тех, кто ранее не сталкивался с регулировкой зазоров на клапанах, настоятельно рекомендуется подробней ознакомиться с этой темой, так как существует множество способов и приспособлений для этого.
После установки и регулировки пойдет на пользу замена прокладок на крышке. Замена сальника выполняется в зависимости от его износа. Отрегулируйте положение по установленным ранее отметкам.
После завершения замены, не спешите заводить двигатель, ещё раз прокрутите в голове все свои действия, проверьте крепления основных элементов, натяжение цепи, правильно ли выставлено зажигание. Иногда случается так, что новичкам приходится повторно разбирать трамблёр и регулировать зажигание.
Какой распредвал лучше поставить?
Один из способов избежать шумов ГК – заменить их на регулировочные болты. При этом необходимо также приобретение 213-го распредвала, способного улучшить работоспособность двигателя.
К проблемам непосредственно вала относятся:
- износ подшипников;
- задиры на постели;
- трещины, переломы, осевая деформация;
- повреждение сальника.
Видео 1, вал лопнул 2 раза подряд.
Торсионные болты (пластически деформируемые)
болт гбц нового образца
Каталожный номер детали: 21213-1003271-01-0. Наименование: Болт крепления головки цилиндров “Torх”. Данное название (торсионные болты) в корне неверно, но что поделать, если они так называются на всех форумах и во всех магазинах. По науке, когда говорят торсион, подразумевают деформацию от скручивания. А в данном случае деформация от растяжения. В магазинах данные болты еще называют, болты гбц нива шевроле или болты гбц нового образца. Еще встречал название торксы или ромашка. Эти болты в отличие от каленых, дают постоянную нагрузку. То есть очень примитивно можно говорить об эффекте гровершайбы, то есть о постоянном усилии на поджатие прокладки ГБЦ, в осевом направлении болта. Данные болты широко используются на импортных двигателях, поскольку позволяют избежать ошибки «человеческого фактора». По сути дела, не нужна затяжка с точностью динамометрического ключа. Конечные величины берутся угловые. Мне данный подход не очень нравится, но такие вещи сейчас принято называть «гарантированность сборки».
Процесс замены распредвала
Не забудьте затянуть на ручной тормоз и включить четвертую или пятую передачу. Первоначальное мероприятие для снятия целевого узла – освобождение патрубка воздушного фильтра от 4 болтов и защелки.
Для успешного проведения работ не обойтись без динамометрического ключа.
Далее убираются наконечники свечей, после чего сами элементы вынимаются. Также демонтажу подвергается вакуумный шланг и патрубок отвода картерных газов. Для удобства они отводятся в сторону.
Затем клапанная крышка очищается от грязи во избежание случайного попадания частиц вовнутрь. Отсоединяется дроссельный узел (находится с торца). Ключ-головкой выкручиваются 8 шпилек, удерживающих клапанную крышку.
Нелишним при разборке дополнительно осуществлять замену старых прокладок и выполнять обработку герметиком.
Автомобиль следует поддомкратить спереди таким образом, чтобы было удобно крутить колесо. После чего совмещается метка с тыльной стороны шестерни с риской постели распредвала.
Машина опускается на землю, цепь прихватывается к шестерне удобным способом (с помощью проволоки или стяжки).
За верхнее отверстие шестерни цепляется шнур, соединяемый с замком капота. Аккуратными движениями откручивается стопорная шайба до тех пор, пока ее нельзя будет крутить руками, придерживая шайбы. Далее шестерня страгивается с посадочного места и фиксируется за шнур.
Откручивается рампа масляного обеспечения.
И снимается – вверх и назад (к аккумулятору).
Аккуратно откручиваются оставшиеся крепления распредвала и демонтируется деталь.
На место старого устанавливается новый распределительный вал.
Снимаются рокеры. Они раскладываются в том же порядке, как и стояли.
Гидрокомпенсаторы откручиваются 24 мм ключом.
Устраняется масло из колодцев.
Устанавливаются стопорные пластины со втулками.
Регулировочные болты с гайками вкручиваются целиком. Фиксируются рокеры и пружины.
Монтируется и затягивается РВ. Момент затяжки распредвала 8,33 — 22,6 Нм. При этом делается это в строгом порядке по схеме.
В каких случаях на Ниве необходимо менять прокладку ГБЦ
В принципе, определенного ресурса у рассматриваемого элемента главного блока цилиндров нет, то есть прокладка заменяется при ее повреждении, которое, впрочем, обычно происходит после 60 000 или 80 000 км пробега. О поломке сигнализируют:
- попадание воздуха в систему циркуляции тосола;
- отсутствие рабочего давления в камере сгорания воздушно-топливной смеси;
- присутствие охлаждающей жидкости в смазке или, напротив, последней в тосоле (в расширительном бачке появляется масляная пленка).
Все эти проблемы приводят к нестабильной работе мотора Шевроле.
В данных ситуациях замена прокладки проводится безотлагательно.
Схема затягивания
С помощью большой отвертки отводится натяжитель цепи, затем на исходное место ставится шестерня распределительного вала. Закручивается болт с шайбой. Последняя контрится плоскогубцами.
Далее регулируется тепловой зазор клапанов. Сборка осуществляется в обратном порядке.
Видео 2 замена натяжителя грм.
Быстрая замена цепи ГРМ на Шевроле Нива
Недавно ко мне приехал мой старый друг, на своей старенькой Шевроле Ниве с характерным звуком вытянутой цепи.
Предусмотрительно купив помимо комплекта ГРМ даже прокладку передней крышки, сальник коленвала и кило маринованного мяса. От такого предложения я не смог отказаться. Итак, Нива Шевроле замена цепи ГРМ и переднего сальника коленвала.
Для начала дадим двигателю остыть до приемлемой температуры. Снимаем патрубок, открутив болт на 10 и ослабив хомуты.
Далее откручиваем восемь гаечек на 10 и отводим в сторону тросик газа и все патрубки которые нам будут мешать, снимаем клапанную крышку.
Снимаем ремень кондиционера, открутив болт на 13 натяжного ролика.
За тем ослобляем три гаечки на 13 и один болт натяжного ролика ремня генератора и снимаем его.
Теперь самое интересное. Что бы открутить гайку шкива нам понадобится головка на 38. Поскольку удлиненная головка под обычный вороток не подлезает (мешает радиатор, а снимать его не хочется) используем под монтировку, аккуратно отпиленную от ступичного ключа кокой-то большой машины.
Все встаёт идеально. Откручиваем гайку и снимаем шкив коленвала.
Откручиваем обводной ролик.
Демонтируем усилительную пластину.
Откручиваем шесть гаек крепления передней крышки цепи ГРМ к блоку и три болта крепления к поддону и снимаем ее.
Выставляем верхнею мертвую точку. Шпонка на коленвале должна встать на против метки на блоке.
Метка на звездочки распредвала на против отлива корпуса распредвала.
Далее откручиваем маслоподводящею трубку и две гайки на 10 натяжителя цепи.
Крепление трубки осуществляется полым болтом с двух сторон проложены медные шайбы. Не потеряйте их.
Далее откручиваем башмак натяжителя, успокоитель и снимаем цепь ГРМ.
Сравниваем новую и старую цепь ГРМ. Бывает и хуже.
Новый комплект ГРМ.
Устанавливаем на место цепь, успокоитель и башмак натяжителя. Натягиваем цепь от руки и проверяем совпадение меток.
Что бы после установки передней крышки ГРМ нам было удобно проконтролировать метки, находим на шкиве коленвала заводскую метку и отмечаем ее белым маркером. Эта метка в ВМТ должна быть на против центра датчика коленвала.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Средний срок службы распредвала автомобиля Нива составляет 100–150 тыс. км, в зависимости от условий эксплуатации и качества купленной запчасти. Признаками его поломки может стать постоянно глохнущий двигатель, потеря мощности и стук клапанов. Хотя перед тем как будет проведена замена распределительного вала Нива новой деталью, следует убедиться, что старая не подлежит ремонту.
В этой статье будут подробно описаны наиболее важные аспекты связанные с неисправностью, ремонту и замене распредвала для знаменитого отечественного внедорожника НИВА.
Распределительный вал – чугунный, опирается на пять шеек и вращается в алюминиевом корпусе подшипников, установленном на головке блока цилиндров. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников даны на рис. 2-54
Поверхности кулачков отбеливаются для повышения износостойкости. От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.
Привод распределительного вала. Осуществляется от ведущей звездочки 5 (рис. 2-55) коленчатого вала двухрядной роликовой цепью 2. Этой же цепью приводится и звездочка 4 вала привода масляного насоса. Цепной привод имеет полуавтоматический натяжитель 8 с башмаком 7 и успокоителем 3 цепи с резиновыми накладками.
В нижней части блока цилиндров установлен ограничительный палец 6, предотвращающий спадание цепи в картер при снятии на автомобиле звездочки 1 распределительного вала.
Нива 2121 – особенности распредвала
На первый взгляд, распредвал автомобиля НИВА очень схож с любым другим распредвалом, однако есть некоторые моменты, по которым можно с лёгкостью определить, что эта деталь именно для НИВЫ.
- На большинстве распредвалов имеется шестигранник под ключ (обычно на 27) между кулачками второго цилиндра. Распредвалы, которые изготавливаются для автомобиля НИВА, имеют сразу два шестигранника на своей оси (между кулачками второго цилиндра и третьего). Визуально это является главной отличительной особенностью этой детали.
- Следующим отличительным фактором является расстояние между базой и вершиной кулачка. Если необходимо убедиться, что деталь именно для НИВЫ, и наличие второго шестигранника для вас ещё не гарантия подлинности изделия, берите в руки штангенциркуль и приступайте к измерению. Базовый размер кулачка распредвала в большинстве случаев один и тот же и составляет 30 миллиметров. А вот расстояние от базы до вершины у НИВЫ составляет 37 миллиметров. Измерив любой другой распредвал, расстояние окажется не больше 36.3 миллиметров.
Если оба из этих пунктов соблюдаются, будьте уверены – запчасть подлинная и можно приступать к установке распредвала на вашу НИВУ.
Стук распредвала на Нива 2121 – в чем проблема?
Такая проблема как стук коленчатого вала на Нива 2121 знакома многим водителям, но далеко не все понимают момент, когда начинает стучать распределительный вал. Связано это с тем, что звуки, которые слышит водитель в подобной ситуации, сильно похожи. Определить, что стучит коленчатый вал, а не любой другой агрегат автомобиля, достаточно просто:
- Стук распредвала можно назвать «глухим», и он проявляется при старте холодного двигателя;
- Звуки, которые издает неисправный коленчатый вал, как отмечалось выше, похожи на звуки, возникающие при проблемах в распределительном вале, но имеются некоторые отличия. Если стучит коленвал, то при наборе оборотов звук становится значительно более звонким.
Следует понимать, что услышать стук в распределительном вале можно только при «холодном» старте двигателя, поскольку за время простоя смазка полностью уходит от трущихся деталей. Как только двигатель начнет работать, масло начнет смазывать подшипники. Через некоторое время они получат необходимое количество смазки, и стук распредвала прекратится.
Распределительный вал автомобиля Нива 2121 состоит из ряда элементов, и неисправность большинства из них приводит к появлению характерного стука в процессе работы двигателя автомобиля. Если вы услышали, что стучит распредвал, можно предполагать одну из следующих причин:
- Проблемы с постелью распределительного вала. В такой ситуации самостоятельный ремонт невозможен. Потребуется проводить расточку или хонингование постели распределительного вала или полностью менять деталь;
- Неисправность системы смазки. Даже малое отклонение работы системы смазки от нормы может привести к тому, что распределительный вал начнет стучать. При этом причина может быть связана не только с малым количеством поступающего масла, но и с его качеством. Если в процессе прохождения по агрегатам в масло попадает охлаждающая жидкость или другие примеси, оно начинает хуже справляться со своими задачами;
- Деформация распределительного вала или его механическое повреждение (его частей). В качестве наиболее распространенных проблем можно привести лопнувшие опоры распределительного вала и сломанные шейки; Нарушены регулировки процесса подачи топлива;
- Выработан ресурс кулачков. Данную неисправность можно диагностировать, если вы уверены, что стучит распредвал. Если он продолжает стучать в процессе работы двигателя «на горячую», значит проблема именно в изношенных кулачках.
Выше описаны лишь некоторые проблемы, которые могут привести к стуку распределительного вала. Чем быстрее будет выявлена конкретная неисправность при помощи диагностического оборудования или визуального осмотра специалистами, тем больше шансов устранить проблему до того момента, как она начнет сказываться на других элементах агрегата.
Распредвал 21213 на классику
Мощные классические ВАЗы
Никакая это не ирония и не сарказм. Если посмотреть назад, лет на сорок, то Фиат 124 не зря стал автомобилем года в конце 60-х. А мощность классического ВАЗ 2101 составляла 64 лошадиные силы, что позволяло достигать крутящего момента 87 Нм при 3400 об/мин. Это один из самых высоких показателей по удельной мощности на то время, тем более среди советских машин.
И это только начало, потому что ВАЗ 2103 с полуторалитровым мотором имел 77 лошадей, а шестерка с мотором 1,6 литра могла выдать при той же мощности уже 121 Нм крутящего момента при 3000 об/мин. Хотя ни одна из классических моделей по мощности не дотягивает до сотни, того вполне хватает для того, чтобы им не чувствовать себя ущербными даже в 21 веке.
Борьба за мощность
Как бы там ни было, а хочется снять с полуторалитрового мотора ходя бы сотню сил, чтобы дотянуть до уровня более-менее современных автомобилей. Более того, это вполне возможно, самое главное — знания и опыт. Просто так, заменив одну железку на другую, силы не прибавятся. Заменяют практически все, что можно заменить, даже не задумываясь о последствиях. Задумываться надо бы, потому что на ВАЗе модифицируют двигатели не школьники, а грамотные инженеры с большим опытом работы. Довольно комично даже слышать о том, что дядя Петя из соседнего гаражного кооператива поднял мощность на шестерке до 120 сил, и теперь она «валит».
Перед тем, как приступать к хирургии стандартного двигателя, необходимо до тонкостей знать его устройство, взаимозаменяемость деталей, свойства материалов, эксплуатационных жидкостей, знать тонкости условий и режимов работы мотора, чтобы говорить с инженерами ВАЗ на равных. Несмотря на это, постоянно предпринимаются попытки усовершенствовать двигатель классических ВАЗов для того, чтобы поднять мощность.
Способы поднять мощность в двигателе ВАЗ
Мощность — это прекрасно. Но большая половина из тех умельцев, которые суют в продуманный мотор всякое барахло, от которого классика «валит», могут в первый раз услышать, что такое крутящий момент. Мы не станем включать академиков и поучать талантливых умельцев, но мощность и крутящий момент, это как мягкое и теплое. Это разные понятия, и проявляются они по-разному. Вот пример.
Двигатель 2103 имеет 77 лошадиных сил, ровно столько же, сколько двигатель 2106, но крутящий момент у шестерки выше, и составляет 121 Нм на 3000 оборотов. У тройки — 106 Нм при 3400 об/мин. Разницу чувствуете? При одной и той же мощности у двигателя меняются характеристики.
Распредвал 21213
Есть тысяча мнений по поводу того, есть ли смысл ставить распредвал от Нивы на классические модели ВАЗ, но однозначного ответа быть не может, и вот почему. Функция распредвала:
Снятие и ремонт распредвала Нива 2121 своими руками – пошаговая инструкция
Для того, чтобы снять и заменить распредвал на Нива 2121 необходимо выполнить следующий порядок действий:
Установка нового распредвала
Если распредвал сильно изношен, клапаны стучат и нет возможности настроить зазор должным образом, следовательно, пришло время приобрести новый! Стоимость нового агрегата может колебаться от 3 000 до 5 000 рублей.
После покупки не спешите открывать капот и менять запчасть! Первым делом следует тщательно изучить распредвал на наличие дефектов или заводского брака. На нём не должно быть крупных задиров, заусенцев, излишков или подтёков алюминия, новый вал должен свободно и легко вращаться от руки. На вид все должно быть идеально, иметь товарный вид, ведь вы приобретаете новую запчасть, и прослужить она должна долго и надежно, без всяких накладок.
Важный совет
Процесс замены замет не более 15 минут, новичкам может потребоваться больше времени. Перед установкой, при помощи шприца со свежим маслом, пройдитесь по основным элементам механизма, будет также полезно промазать слоем герметика части, которые будут контактировать с головкой.
На новый распредвал надевается сальник и устанавливается на место в то положение, в котором был извлечен старый. После того, как распредвал был уложен на своё место, необходимо, как и при разборке, равномерно затягивать гайки, крест-накрест.Следующим важнейшим этапом сборки будет регулировка зазоров клапанов:
- Для впускных клапанов от 0.2 мм,
- Для выпускных от 0.3 мм.
После установки и регулировки пойдет на пользу замена прокладок на крышке. Замена сальника выполняется в зависимости от его износа. Отрегулируйте положение по установленным ранее отметкам.После завершения замены, не спешите заводить двигатель, ещё раз прокрутите в голове все свои действия, проверьте крепления основных элементов, натяжение цепи, правильно ли выставлено зажигание. Иногда случается так, что новичкам приходится повторно разбирать трамблёр и регулировать зажигание.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Тормоза
- Гайка крепления главного цилиндра и вакуумного усилителя 19,5-24,2 (2,0-2,5)
- Болты крепления соединения переднего тормоза 29,4-39,2 (3-4)
- Штуцер тормозных трубок 14,7-18,6 (1,5-1,9)
Двигатель
- Болт крепления крышек коренных подшипников М10×1,25 68,31-84,38(6,97-8,61)*
- Болт крепления масляного насоса Мб 5,10-8,20 (0,52-0,85)
- Шпилька крепления крышки сапуна М8 12,7-20,6(1,3-2,1)
- Гайка крепления крышки сапуна М8 12,7-20,6(1,3-2,1)
- Болт крепления головки циливдров М8 31,36-39,10(3,20-3,99)
- Гайка шпильки крепления впускного и выпускного трубопроводов М8 20,87-25,77 (2,13-2,63)
- Гайка болта крышки шатуна М9х1 43,32-53,51 (4,42-5,46)
- Болт крепления маховика N110x1,25 60,96-87,42 (6,22-8,92)
- Болт крепления башмака натяжителя цепи М10×1,25 41,2-51,0 (4,2-5,2)
- Болт крепления крышки головки блока цилицпров Мб 1,96-4,60 (0,20-0,47)
- Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса М10×1,25 41,2-51,0(4,2-5,2)
- Болт крепления звездочки распределительного вала М10×1,25 41,2-51,0(4,2-5,2)
- Свеча зажигания М14х1,25 30,67-39,00 (3,13-3,99)
- Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М8 21,66-26,75(2,21-2,73)
- Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 15,97-22,64(1,63-2,31)
- Храповик коленчатого вала М20х1,5 101,30-125,64 (10,34-12,80)
- Болт кронштейна генератора М10×1,25 44,1-64,7(4,5-6,6)
- Гайка крепления планки генератора М10×1,25 28,03-45,27 (2,86-4,62)
- Гайка болта крепления генератора к кронштейну М12×1,25 58,3-72,0 (5,95-7,35)
- Гайка крепления установочной планки к генератору М10×1,25 28,03-45,27 (2,86-4,62)
- Гайка крепления кронштейна передней опоры двигателя М8 10,4-24,2(1,1-2,5)
- Гайка крепления подушки передней опоры к кронштейну поперечины М10×1,25 27,4-34,0 (2,80-3,46)
- Гайка крепления поперечины задней подвески двигателя М8 15,0-18,6(1,53-1,90)
- Гайка крепления задней подвески двигателя к коробке передач М8 28,3-28,8 (2,38-2,94)
- Гайка крепления задней подвески двигателя к поперечине М8 15,9-25,7(1,62-2,62)
Болт крепления головки блока цилиндров (ГБЦ). М12×1,25:
1-й прием — затягиваем болты 1–10 моментом 20 Н·м;
2-й прием — болты 1–10 затягиваем моментом 70–86 Н·м, а болт 11 — моментом 31–39 Н·м.
3-й прием — затем доворачиваем болты 1–10 на 90°;
4-й прием — и еще на 90°;
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,33-22,64(1,87-2,30)
Рулевое управление
- Гайка болта крепления картера рулевого управления М10×1,25 33,3-41,2 (3,4-4,2)
- Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага М10×1,25 33,3-41,2 (3,4-4,2)
- Гайка шарового пальца тяг рулевого привода** М 14×1,5 42,1-53,0 (4,3-5,4)
- Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления и выключения зажигания М8 15,0-18,6 (1,53-1,90)
- Гайка крепления рулевого колеса М 16×1,5 31,4-51,0 (3,2-5,2)
- Гайка крепления сошки М20х1,5 199,9-247,0 (20,4-25,2)
- Гайка оси маятникового рычага М 14×1,5 63,7-102,9 (6,5-10,5)
Передняя подвеска
- Гайка нижних болтов крепления поперечины к лонжеронам кузова М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка верхних болтов крепления поперечины к лонжеронам кузова М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка болта крепления кронштейна буфера отбоя к поперечине М8 15,1-18,6(1,53-1,90)
- Гайка болта крепления оси верхнего рычага М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка крепления верхнего конца амортизатора М10×1,25 27,4-34,0 (2,80-3,46)
- Гайка крепления нижнего конца амортизатора М10×1,25 50,0-61,7 (5,1-6,3)
- Гайка подшипников ступицы переднего колеса М 18×1,5 см,«Ходовая часть», с, 169
- Болт крепления суппорта к поворотному кулаку М10×1,25 29,1-36,0 (2,97-3,67)
- Гайка крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости М8 15,0-18,6(1,53-1,90)
- Гайка крепления шаровых пальцев к поворотному кулаку М 14×1,5 83,3-102,9 (8,5-10,5)
- Гайка крепления растяжки к поперечине подвески М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка крепления растяжки к кузову М 16×1,5 104,9-169,5(10,7-17,3)
- Гайка соединения оси нижнего рычага с поперечиной М 16×1,5 114,7-185,2(11,7-18,9)
- Гайка крепления шаровых опор к рычагам подвески М8 20,60-25,75(2,10-2,63)
- Гайка болта крепления колеса М 12×1,25 62,4-77,1 (6,37-7,87)
- Гайка оси верхнего рычага подвески М 14×1,5 63,7-102,9 (6,5-10,5)
- Гайка болтов крепления поворотного рычага М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
Карданная передача
- Гайка болтов крепления эластичной муфты к фланцам коробки передач и раздаточной коробки М 12×1,25 57,8-71,5 (5,9-7,3)
- Гайка болта крепления фланца карданного вала к фланцам редуктора переднего и заднего мостов и раздаточной коробки М8 27,4-34,3 (2,8-3,5)
Остальное
Для остальных резьбовых соединений:
- для М6 — 6–8 Н·м
- для М8 — 14–18 Н·м
- для М10 — 28–36 Н·м
- для М12 — 50–62 Н·м
* При затяжке гаек и болтов допускается округлять моменты затяжки до десятых значений кгс-м в пределах допуска.
** При несовпадении выреза гайки с отверстием для шплинта произведите дозатяжку (на угол, меньший 60°) для обеспечения шплинтовки.
Поделиться в социальных сетях:
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Источник
Axel-roman › блог › моменты затяжки. шевроле нива.
Таблица моментов затяжки для Шевроле Нива 2123. Если книги нет, можно посмотреть здесь. Моменты затяжки для ГБЦ, двигателя, коробки передач, раздатки, мостов и тормозной системы.Для чего нужен широкий диапазон момента затяжки?
Для того, что все динамоключи имеют погрешность. Лучше брать момент посередине диапазона. Минимально допустимый-максимальный момент затяжки. Например: 100-110 Н·м.
Напоминание:
В местах где много точек затяжки, например, впускной коллектор. Лучше несколько раз пройтись окончательным моментом. Точки по середине «проседают».
Список моментов затяжки (таблица):
— Болт крепления головки блока цилиндров (ГБЦ). М12×1,25.
Прочисти отверстия с резьбой от масла.Обезжирь поверхности.Если длина стержня болта превышает 117 мм, то его следует заменить новым. Между блоком и головкой устанавливается безусадочная металлоармированная прокладка. Повторное использование прокладки не допускается.
Для обеспечения надежного уплотнения и исключения подтяжки болтов при техническом обслуживании автомобиля затягиваем их в четыре приема:
1-й прием — затягиваем болты 1–10 моментом 20 Н·м; 2-й прием — болты 1–10 затягиваем моментом 70–86 Н·м, а болт 11 — моментом 31–39 Н·м. 3-й прием — затем доворачиваем болты 1–10 на 90°; 4-й прием — и еще на 90°;
Желательно пользоваться доворотной шкалой.
— Гидроопора рычага клапана.(Гидрокомпенсатор) М24×1,5 15–20 Н·м — Болт крепления звездочки распределительного вала. М10×1,25. 41–51 Н·м — Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала. М8. 18–23 Н·м
Наносим тонкий слой моторного масла на кулачки и шейки распределительного вала, постели корпуса подшипников и рабочие поверхности рычагов привода клапанов. При монтаже корпуса подшипников убеждаемся, что установочные втулки (на крайних крепежных шпильках головки блока цилиндров с левой стороны) вошли в гнезда корпуса без перекоса.
— Болт крепления крышки коренного подшипника. М10×1,25. 68–84 Н·м — Болт крепления масляного насоса. М8. 22–27 Н·м — Болт крепления поддона картера. М6. 5–8 Н·м — Шпилька крышки маслоотделителя. М8. 13–21 Н·м — Гайка крепления крышки маслоотделителя. М8. 13–21 Н·м — Болт крепления головки блока цилиндров. М8.
— Гайка крепления крышки головки блока цилиндров. М6. 2–5 Н·м — Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса. М10×1,25. 41–51 Н·м — Болт крепления насоса охлаждающей жидкости (помпы). М8. 22–27 Н·м — Гайка шпильки крепления отводящего патрубка рубашки охлаждения. М8. 16–23 Н·м — Гайка крепления шкива привода вспомогательных агрегатов.
М20×1,5 101–126 Н·м — Болт крепления кронштейна генератора. М8. 22–27 Н·м — Болт крепления кронштейна масляного фильтра. М8. 22–27 Н·м — Гайка болта крепления генератора к кронштейну. М8. 22–27 Н·м — Гайка крепления кронштейна боковой опоры силового агрегата. М8. 18–23 Н·м — Гайка крепления боковой опоры к кронштейну поперечины. М10×1,25.
27–34 Н·м — Гайка крепления поперечины задней опоры силового агрегата к кузову. М8. 15–19 Н·м — Гайка крепления задней опоры силового агрегата к коробке передач. М8. 28–29 Н·м — Гайка болта крепления задней опоры силового агрегата к поперечине. М8. 18–23 Н·м — Болт крепления кожуха сцепления к маховику. М8.
19–31 Н·м — Гайка крепления главного цилиндра сцепления к кронштейну педального узла. М8. 10–16 Н·м — Штуцер соединительной трубки гидропривода сцепления. М12×1,25. 25–31 Н·м — Болт крепления рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления. М8. 15–19 Н·м — Свеча зажигания. М14×1,25 31–39 Н·м (ГБЦ из алюминия, лучше 25-30 Н·м)
— Выключатель фонаря света заднего хода. М14×1,5 28–45 Н·м — Болт хомута крепления наконечника к тяге привода управления коробкой передач. М8. 23–27 Н·м — Болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя. М12×1,25. 54–87 Н·м — Гайка крепления картера сцепления к коробке передач. М10×1,25.
32–51 Н·м — Гайка крепления картера сцепления к коробке передач. М8. 16–26 Н·м — Болт крепления крышки фиксаторов штоков. М8. 16–26 Н·м — Гайка крепления задней крышки. М8. 16–26 Н·м — Гайка крепления корпуса механизма выбора передач. М6. 12–19 Н·м — Гайка крепления нижней крышки. М6. 12–19 Н·м — Гайка крепления фланца эластичной муфты к вторичному валу.
Промежуточный вал
— Гайка болта крепления эластичной муфты к фланцу. М12×1,25. 57,8–71,5 Н·м — Гайка крепления корпуса шарнира к фланцу ведущего вала раздаточной коробки. М8. 27–34 Н·м
— Гайка крепления кронштейна подвески к раздаточной коробке. М10×1,25. 27–32 Н·м — Гайка крепления кронштейна подвески к кузову. М8. 15–19 Н·м — Гайка крепления поперечины задней опоры к кузову. М8. 15–19 Н·м — Гайка крепления кронштейна задней опоры к раздаточной коробке. М8. 28–29 Н·м — Гайка болта крепления задней опоры к поперечине. М8.
16–26 Н·м — Гайки крепления крышки картера раздаточной коробки, картера привода переднего моста, корпуса привода датчика скорости, кронштейна рычага управления. М8. 15–25 Н·м — Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала. М16×1,5 28–45 Н·м — Болт крепления вилки к штоку включения передач. М6.
12–19 Н·м — Болт крепления вилки к штоку блокировки дифференциала. М6. 12–19 Н·м — Болт крепления ведомой шестерни. М10×1,25. 67–82 Н·м — Гайки крепления заднего подшипника ведущего вала и заднего подшипника промежуточного вала. М18×1,5 96–118 Н·м — Гайки крепления фланцев к ведущему валу и к валам привода переднего и заднего мостов. М16×1,5 96–118 Н·м
Валы привода ведущих Мостов
— Гайки болтов крепления фланцев карданного вала и шпилек ШРУСов вала привода к фланцам редуктора переднего (заднего) моста и раздаточной коробки. М8. 27–34 Н·м
— Болт крепления редуктора переднего моста к поперечине передней подвески. М10×1,25. 41–51 Н·м — Гайка крепления переднего моста к штанге стабилизатора. М8. 15,–19 Н·м — Гайка крепления крышки подшипника корпуса внутреннего шарнира. М8. 20–26 Н·м — Гайка крепления крышки подшипника дифференциала. М12×1,25. 63–75 Н·м — Болт крепления стопорной пластины регулировочной гайки. М6. 4–6 Н·м — Болт крепления ведомой шестерни. М10×1,25. 83–103 Н·м
Задний Мост
— Болт крепления картера редуктора к балке заднего моста. М8. 35–43 Н·м — Болт крепления крышки подшипника дифференциала. М10×1,25. 43–54 Н·м — Болт крепления ведомой шестерни. М10×1,25. 83–103 Н·м — Гайка крепления фланца к ведущей шестерне. М16×1,5 118–255 Н·м (читать книгу) — Гайка болта крепления упорной пластины подшипника полуоси. М10×1,25. 42–51 Н·м
Источник
Раздаточная коробка
- Гайка крепления кронштейна подвески на оси подушки М10×1,25 26,5-32,3 (2,7-3,3)
- Гайка крепления кронштейна подвески к кузову М8 15,0-18,6(1,53-1,90)
- Гайка крепления крышек картера раздаточной коробки, картера привода переднего моста, корпуса привода спидометра, кронштейна
рычага управления М8 14,7-24,5(1,5-2,5) - Выключатель блокировки дифференциала М16×1,5 28,4-45,0 (2,9-4,6) Болт крепления вилок к штокам включения передач Мб 11,8-18,6(1,2-1,9)
- Болт крепления вилок к штоку блокировки дифференциала М12×1,25 11,7-18,6(1,2-1,9)
- Гайка крепления фланца карданного вала к ведущему валу и к валам привода переднего и заднего мостов М16×1,5 96,0-117,6(9,8-12,0)
- Болт крепления ведомой шестерни М10×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка крепления заднего подшипника ведущего вала и заднего подшипника промежуточного вала М18×1,5 96,0-117,6(9,8-12,0)
Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений Niva Chevrolet (LADA)
Для контроля моментов затяжки резьбовых соединений двигателя, коробки передач и других узлов Шевроле Нива 2123 допускается использовать ключи моментные и стрелочные изготовителей, имеющих сертификаты соответствия и об утверждении типа средств измерений в РФ. Моменты затяжки резьбовых соединений, подлежащие контролю при сборке, приведены ниже.
Для того, что все динамоключи имеют погрешность. Лучше брать момент посередине диапазона. Минимально допустимый-максимальный момент затяжки. Например: 100-110 Н·м.
Задняя подвеска
- Гайка крепления амортизатора М 12×1,25 38,2-61,7(3,9-6,3)
- Гайка болтов крепления поперечной и продольных штанг М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
Задний мост
- Болт крепления картера редуктора к балке заднего моста М8 35,0-43,2 (3,57-4,41)
- Болт крепления крышки подшипника дифференциала М10×1,25 43,3-53,5 (4,42-5,46)
- Болт крепления ведомой шестерни М10×1,25 83,3-102,9 (8,5-10,5)
- Гайка крепления подшипника полуоси и заднего тормоза М10×1,25 41,6-51,4 (4,25-5,25)
Сцепление
- Болт крепления сцепления М8 19,1-30,9(1,95-3,15)
- Штуцер соединительных трубок гидропривода сцепления М12 24,5-31,4 (2,5-3,2)
Передний мост
- Гайка крепления крышки подшипника корпуса внутреннего шарнира М8х1,25 19,6-24,5(2,0-2,5)
- Гайка крепления крышки подшипника дифференциала М 12×1,25 62,7-75,4 (6,3-7,7)
- Болт крепления стопорной пластины с пружинной шайбой М6х1,0 3,8-6,2 (0,39-0,63)
- Болт крепления ведомой шестерни М10×1,25 83,3-102,9 (8,5-10,5)
Коробка передач
- Выключатель фонаря заднего хода М14х1,5 28,4-45,1 (2,9-4,6)
- Болт крепления картера сцепления к двигателю М12×1,25 53,9-87,2 (5,5-8,9)
- Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М10×1,25 31,8-51,4 (3,25-5,25)
- Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М8 15,7-25,5(1,6-2,6)
- Болт крышки фиксаторов штоков М8 15,7-25,5(1,6-2,6)
- Гайка крепления задней крышки М8 15,7-25,5(1,6-2,6)
- Гайка заднего конца вторичного вала М20х1,0 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала М12×1,25 79,4-98,0 (8,1-10,0)
- Болт крепления вилки к штоку переключения передач Мб 11,7-18,6(1,2-1,9)