ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Chevrolet Captiva — полноразмерный кроссовер корейского происхождения, который очень хорошо продавался на отечественном рынке еще будучи новым. Основным фактором успеха модели была в том числе цена, позволявшая стать обладателем большого, высокого, а зачастую и семиместного автомобиля за нормальные деньги. Соответственно большое количество подобных авто представлено и на вторичном рынке — по сравнению с более раскрученными конкурентами типа Honda CR-V или Mitsubishi Outlander, Каптивы пользовались более ограниченным спросом, но к настоящему моменту это приводит к тому, что найти их с меньшим числом владельцев и в нормальном состоянии зачастую проще и дешевле, чем прошлые бестселлеры.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

На российском рынке Каптива появилась в 2006 году, в 2011 прошла через рестайлинг и сменила кузовной индекс (с100 на с140), получила сильно отличающееся оформление передней части а также новую линейку агрегатов, а в 2013-м году прошла еще и фейслифтинг (изменения в основном косметического плана). Продажи были прекращены в 2015 году. Моторов было довольно много — здесь и рядные четверки 2,4 литра (до и после 2011 года разные моторы), v-образные шестерки на 3,2 и 3,0 литра, а также два дизельных двигателя. К ПП механическая либо автоматическая, а привод в основном полный.

Толщина окраса кузова у этих автомобилей стандартна для большинства корейских брендов — 90-140 мкм. Качество довольно неплохое, сколы и царапины явление практически неизбежное, в основном на трассовых машинах. Глубокие сколы до металла лучше подлечивать оперативно, чтобы они не перерастали в рыжие точки. Но в целом в плане коррозии у этих моделей все обстоит хорошо, причем рестайлинг и дорестайлинг в этом случае одинаковы.

Ржавчина на внешних кузовных панелях у Каптив явление редкое, кроме пятой двери — на которой частенько обнаруживаются вздутия краски или рыжики, особенно в районе декоративной накладки над нишей номерного знака.

А еще интересно:  ФОРМА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ НИЖНЕКЛАПАННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ НА ЕЕ КОНСТРУКЦИЮ СТЕПЕНИ СЖАТИЯ


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Разумеется пороги и днище на подъемнике осматривать нужно обязательно, но чаще ржавчина все же локализуется на подвеске и подрамниках. В единичных случаях у Каптив встречались дефекты окраса в районе дверных ручек (облетающая краска), похожее явление можно встретить также на машинах ВАГ группы.

В салоне основным источником проблем можно назвать климатическую установку, заслонки распределения воздушных потоков бывает со временем заклинивают в одном положении и прекращают работать.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Обязательно проверяйте наличие и исправность всех контрольных ламп на панели приборов при включении зажигания. Гидроизоляция контактов и фишек электрооборудования не самая сильная сторона модели, на возрастных автомобилях по этому поводу возникают эпизодические глюки как раз и выражающиеся в том числе в виде гирлянды ламп и ошибок на панели приборов. Водительское кресло с электроприводом — обязательно проверяйте на люфт механизма регулировки — под тяжелым водителем и к большим пробегам он разбивается.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

На рестайлинговых автомобилях первым по объему в линейке бензиновых моторов был двигатель A24XE, объемом 2.4 литра на 167 л.с. Блок здесь алюминиевый, привод ГРМ цепной, в клапанном механизме применены гидрокомпенсаторы и есть фазовращатель. Мотор — золотая середина между динамикой и экономичностью. Ресурс до кап.ремонта 300+ тысяч км, при условии регулярной замены масла (7000-8000 км). На этом пути подстерегает пара моментов, первый — замена цепей ГРМ (сама цепь + цепь привода балансира), которая настигает большинство моторов к пробегам около 160 тысяч км. Второй момент — фазовращатели, при отказе которых нарушается стабильная работа двигателя и на сканере появляются ошибки по фазам, а на приборке чек, плюс все это дело дает характерный шум, который нельзя не заметить при осмотре. Масложор бывает, но к большим пробегам 200+ тысяч и причина в основном в закоксовывании колец — редкие интервалы замены масла или его посредственное качество.

У дорестайла младший двигатель будет другим — это тоже 2.4 литра рабочего объема, но всего 136 лошадиных сил. Индекс мотора Z24SED — это старинный мотор с чугунным блоком цилиндров и очень низкой степенью форсировки. Ресурс до капремонта более 350 тысяч км, но ГРМ здесь ременный. Менять ремень нужно раз в 60 тысяч км, причем вместе с помпой, ресурс которой немногим больше (заклинившая помпа часто становится причиной обрыва ремня ГРМ со всеми вытекающими). Мотор простой, из типичных для него проблем можно выделить мембрану клапана вентиляции картерных газов в клапанной крышке. Сама крышка пластиковая, поэтому течь по периметру может и не ограничится только заменой прокладки — крышку вполне может и повести.

V-образные шестерки до 2011 и после тоже разные. Более старый мотор Z32SE — алюминиевый блок и 230 л.с., объем 3.2 литра. Простой мотор — без фазовращателей, с гидрокомпенсаторами зазоров клапанов, но при этом с недешевым в замене механизмом ГРМ. Менять надо все три сразу, а шанс этим заняться может представиться уже на 170 тысяч км пробега. Также, если предыдущий владелец перегревал этот мотор, следующему пользователю останется только удивляться объемам вливаемого в ДВС между заменами масла, устроить мотору залегание колец здесь можно без особых усилий. На рестайлинге шесть цилиндров это A30XH — 249 л.с. Двигатель современный, фазовращатели на впуске и выпуске, ГРМ цепной, а также непосредственный впрыск топлива с ТНВД, который отнюдь не всеяден и при ненадлежащем качестве бензина может отправиться на замену уже к пробегу тысяч в 120-140. Как у всех прямовпрысковых ДВС здесь есть риск нагарообразования на клапанах, поэтому при глобальных работах с этим двигателем лучше осуществлять механическую чистку клапанного механизма от отложений. В остальном мотор опять же неплох. Под 300 тысяч он вполне способен пройти.

Дизельные же моторы (дорестайл 2.0 и 150 л.с. и рест 2.2 — 184 л.с.) продукт компании VM Motori, итальянской компании разрабатывавшей дизель для Джип Гранд Чероки и целого ряда моделей Фиата. Если очень нужна дизельная машина, предпочтительнее дорестайлинг на 2.0 литра — более современный дизель в данном случае капризнее, не такой всеядный. Риск попасть на ремонт ТНВД или форсунок здесь как и на любом дизеле есть, но вот ресурс поршневой и турбокомпрессора в целом хорош. Чаще всего моторы досаждают владельцам подсосами воздуха, что несложно и недорого лечится.

На дорестайловых Каптивах и механика и автоматы были 5-ступенчатыми. У МКПП отметились не очень большой прочностью синхронизаторы, причем на относительно небольших пробегах около 120-150 тысяч км.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Но здесь большую роль играет мастерство водителя, чем бережнее он переключает передачи, и чем меньше ошибок в плане несовпадения оборотов КПП и ДВС допускает, тем дольше они проживут. Встречаются МКПП пробежавшие по 200+ тысяч без намеков на необходимость ремонта. Рестайлинговая МКПП на 6 передач — крепче. При условии замены масла в ней в нормальных интервалах такие коробки будут способны пережить двигатель. Помните про наличие двухмассового маховика, если при переключении передач маховик бьет, это плохой признак — предвещающий довольно большие расходы по его замене. Пятиступенчатый автомат на дорестайле это японская коробка от Aisin. Ресурс до переборки 260-270 тысяч км. Регламент замены масла раз в 50 тысяч км, грязное масло значительно ускоряет наступление проблем. Ускоренный износ накладок блокировки ГТ — основной фактор загрязнения масла. К моменту выхода рестайлинга от японского автомата отказались в пользу собственной коробки 6T40 и 6T45 (для трехлитровых). После 2014 года эти коробки уже вылечились от большей части своих детских недугов, а вот до этого времени машины с такой трансмиссией лучше покупать только после полной диагностики коробки. Средний ресурс агрегата 200-250 тысяч, замена масла здесь должна быть не реже чем раз в 40-45 тысяч, продлению жизни КПП способствует также и установка дополнительного охлаждения.

Ходовая часть Каптивы типична для кроссоверов — передняя подвеска типа Макферсон, сзади многорычажка.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Если не злоупотреблять выездами на бездорожье, ходовка вполне прочная. Рулевая рейка — гидро, около 100 тысяч км отрабатывает без вопросов, потом может начать постукивать. Стойки переднего стабилизатора — расходники со сроком службы около 50 тысяч.

Нижние шаровые опоры служат под 120 тыс. км, меняются вместе с рычагом в оригинале. Ступичные подшипники служат около 100 тысяч км, как и сайлентблоки в передних рычагах.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Задняя многорычажная подвеска ходит около 100 тысяч км без вмешательства, затем возможна выборочная замена сайлентблоков рычагов.

После 2011 года, кстати, подвеску слегка доработали в сторону усиления. Если на машине еще стоят родные задние амортизаторы с регулируемой жесткостью (поддержание дорожного просвета), то вот их стоимость при замене может неприятно удивить. Кардан и крестовины имеет смысл с пристрастием диагностировать на автомобилях пробежавших свыше 160 тысяч.

На большого объема моторах лучше проверить и исправность самого полного привода — муфту при должном усердии можно убить, если часто злоупотреблять светофорными гонками со стартом газ в пол на сухом асфальте. Но чаще сама муфта исправна, а проблема кроется в окислении разъемов управления.

При выборе Шевроле Каптива есть определенные нюансы, покупать ее нужно после тщательной диагностики и детального осмотра. Но в целом, если говорить про базовые моторы — особых противопоказаний нет. Кузов неплохо сопротивляется коррозии, автомобиль безопасный, в меру комфортный и вместительный. Двигатели, особенно 2.4 имеют хороший ресурс и не имеют серьезных конструкторских косяков по поршневой группе. Подвеска не очень дорогая в ремонте и при этом имеет вполне приемлемый по легковым меркам ресурс. Да и в целом можно сказать, при нынешнем уровне цен на подержанные автомобили Шевроле Каптива может оказаться вполне разумным способом получить семиместный высокий кроссовер меньше чем за 1 миллион рублей.

Если вам понравился этот обзор, посмотрите его видеоверсию на нашем канале.

//www.youtube.com/embed/cfjvPVDigUE


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

23 марта 1918 года мостовые Парижа вздрогнули под ногами парижан от сильного взрыва. Привычно обратив глаза к небу, к своему удивлению, парижане не обнаружили там разрывов зенитных снарядов и медленно плывущих немецких «Цепеллинов». Аэропланы того времени не могли нести бомб приличного веса. Линия фронта же проходила почти в 90 километрах от Парижа, то есть, артиллерийский обстрел был из области фантастики. Из научно-фантастического романа Жюля Верна и Паскаля Груссе (Андре Лори) «500 миллионов бегумы», если быть точным.

Там, в романе, немец доктор Шульце построил в недрах своего города Штальштадта огромную пушку с дальнобойностью в 40 км. Снаряды этой пушки, снаряженные вторичными пусковыми установками, могли засыпать любой город сотнями зажигательных снарядов. В общем, ко всем предсказанным Жюлем Верном изобретениям человечества добавляем еще и кассетный боеприпас с зажигательными суббоеприпасами.

Но в Париже образца 1918 года было не до смеха. Разведка очень быстро разобралась, что немцы (конкретно концерн Круппа) смогли изготовить сверхдальнобойную пушку калибром 210-мм и начали из нее обстрел Парижа.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Орудие Круппа имело ствол длиной 130 калибров, то есть, почти 30 метров и стреляло снарядами весом 118 кг на расстояние до 130 км.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Вес порохового метательного заряда 200-250 кг, масса ВВ в снаряде – 7 кг. Масса установки 256 тонн, из которых на ствол приходилось около 128 тонн.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Стреляло орудие со специальной бетонной платформы с кольцевым рельсом для горизонтальной наводки. Вес пушки вместе с бетонным основанием приближался к 750 тоннам.

В общем – устрашающая штука, как в принципе все, что выпускали военные заводы Круппа.

Однако выяснилось, что все не так страшно, как показалось сперва. До 7 августа 1918 года немцы выпустили 367 снарядов, из которых две трети попали в центр города, а треть рассеялась по пригородам Парижа. Почти четыре сотни громадных снарядов унесли жизни 256 парижан и еще было ранено более 600 человек.

И главное – не был поражен ни один военный объект.

Пять месяцев «Труба Кайзера Вильгельма», как прозвали эту пушку, была орудием террора в отношении гражданского населения Парижа. Результаты применения были более чем мизерные, потому неудивительно, что в августе немцы демонтировали пушку, вывезли ее в Германию и переплавили.

Естественно, вслед за немцами ответные работы по созданию сверхдальней артиллерии начали производить французы, англичане, итальянцы и американцы. Но эти работы вообще достойны отдельной статьи, потому что там фантазия разбушевалась весьма прилично.

Что в России? В России таких монстров не строили, а вот в Советской захотели. Было что-то такое, ущербное, в попытках «догнать и перегнать», когда догонять было не на чем, а перегонять и тем более. Но желание было.

У Советской России был генерал-лейтенант Русской Императорской армии Василий Трофимов. Генерал из простых, но с очень светлой головой. Лауреат Малой и Большой Михайловских премий.

Михайловская премия присуждалась в 1845-1916 годах за лучшие сочинения или изобретения в области артиллерии. Большая – 1500 рублей, Малая – 500 рублей. Деньги шли из фонда, созданного выпускниками Михайловского артиллерийского училища.

Генерал Трофимов в 1918 году предложил учредить Комиссию по особым артиллерийским опытам (КОсАртОп) при Наркомате по военным делам РСФСР. Комиссия занималась бы артиллерийскими разработками, в том числе и исследованиями возможностей создания сверхдальних орудий. И такая комиссия была создана. Авторитет Трофимова привлек в работу таких видных специалистов артиллерийского дела, как Н. Ф. Дроздов, И. П. Граве, Г. А. Забудский, Ф. Ф. Лендер, В. И. Рдултовский.

То есть, головы в России были. Теоретическая база тоже была, тот же Трофимов написал много работ по теории артиллерии, в том числе и такие:«О вычислении траекторий сверхдальней стрельбы» (1919 г.)«Баллистическая сторона стрельбы по высоколетающим целям» (1919 г.)«Наше баллистическое решение задачи о дальнострельном орудии» (1921 г.)

Проблема таилась в другом. Создание сверхдальнобойных орудий требовало технологий и средств, который в то время у Советской России не то что не было – не предвиделось. И профессионалы Косартопа решили проблему так: будем делать их того, что есть, раз Родине нужны такие пушки.

И сделали. За основу были взяты 356-мм пушки Обуховского завода для линейных крейсеров типа «Измаил», которые достроить государство не могло по многим причинам.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Для этих орудий были спроектированы новые подкалиберные беспоясковые 356/203-мм снаряды, которые поручили производить Пермскому заводу. Заказ разместили в 1920 году, в июне 1921 года заказчик получил первые 15 снарядов из 70 заказанных.

В июне 1924 года были проведены первые стрельбы. 203-мм снаряды весом 110 кг вылетали из ствола со скоростью 1 250 м/с и летели на расстояние 48,5 км. Расстояние не крупповское, но тем не менее, результат был вполне. Минусом стало большое рассеивание, которое не позволяло говорить о надлежащей меткости.

Получалось, что созданные Косартопом пушки могли стрелять исключительно по площадям. О точной стрельбе речь вести было нельзя.

Два года специалисты Косартоп пытались что-то сделать для увеличения точности стрельбы и уменьшения разброса снарядов, но увы, работы по сверхдальней артиллерии для советской армии были остановлены в 1926 году, когда руководитель комиссии генерал Трофимов покончил жизнь самоубийством.

Через 10 лет к теме вернулись. Страна становилась все могущественнее, армия прирастала, а появление в ее рядах первого маршала товарища Тухачевского окончательно свернуло развитие армии по пути гигантомании. Десятки тысяч танков, тысячи самолетов, огромные орудия и все прочее, желательно, не имеющее аналогов в мире.

Так что на заводе «Большевик» в Ленинграде начали выпускать новые снаряды для испытаний. Можно сказать, что это была эпоха испытательных стрельб. Испытывали полигональные снаряды, подкалиберные с поясковыми и звездчатыми поддонами. Надо отметить – небезуспешно.

Стреляли из орудий все тех же «Измаилов», расточенных до 368-мм.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Подкалиберные снаряды 220/368-мм весом 142 кг летели на расстояния от 87 до 97 км. Боковое отклонение составляло 100-150 м, что для таких расстояний было вполне себе прилично. В 1937 году 220-мм снаряд весом 140 кг (поддон весил еще 112 кг) при полном заряде пороха 223 кг показал начальную скорость в 1390 м/с и дальность полета в 120 км. То есть, советские инженеры-оружейники практически повторили достижение немецких коллег, но более тяжелым снарядом.

Но главное преимущество состояло в том, что ствол был не специального производства (30-метровый ствол был непосилен для промышленности СССР того времени), а обычный ствол морского орудия. Со значительно большей живучестью и мобильностью. Предпочтение в конструкции чудо-снарядов отдали «звездчатому» поддону. Орудия со звездчатыми поддонами имели небольшое число нарезов (обычно 3–4) большой глубины. Сечения поддонов снарядов повторяли сечение канала. В целом получились нарезные орудия с нарезными снарядами.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

В руководстве Артиллерийского управления не нашлось больше честных Трифоновых и работы шли, а аппетиты разгорались. В проектах было перестволение 368-мм орудия в 305/180-мм, затем в 380/250-мм с последующей установкой на железнодорожную платформу ТМ-1-14.

Все прекратилось в 1938 году, когда на стол Артуправления РККА и (неожиданный ход) НКВД лег отчет, составленный группой инженеров под названием «Результаты испытаний нарезных и полигональных снарядов в 1932–1938 гг.», где неравнодушные эти товарищи очень быстро обосновали то, что все эти испытания есть не более чем надувание щек и освоение бюджета. И результаты ничем не отличаются от результатов, полученных на полигоне «Волковское поле» еще в 1856-1870 годах. То есть, все это время инженеры от артиллерии просто морочили головы всем, занимаясь очковтирательством.

Действительно, результаты испытаний полигональных орудий в 1928–1938 годах один в один совпали с результатами, полученными на Волковом поле. Такая же картина была и с нарезными снарядами.

В Артуправлении на эти танцы смотрели сквозь пальцы, а вот НКВД что есть «закрыл лавочку». Десятки разработчиков «чудо-оружия» были арестованы и посажены, а работы над суперснарядами прекратились.

Вообще сама идея создания и использования «супер-орудий» была неэффективна. Заряжание орудия нарезным снарядом в полевых условиях – это был тот еще квест для инженеров, про расчеты из обычных людей мы не говорим вообще.

Кроме того, не стоило говорить о точности этих снарядов: круговое вероятное отклонение составляло много десятков метров, которое невозможно было компенсировать мощностью заряда. Количество взрывчатого вещества в 140-кг подкалиберном снаряде 220-мм составляло 7 кг. То есть, столько же, сколько содержал фугасный снаряд для 152-мм гаубицы Д-1 весом 40 кг.

В общем и целом, точность стрельбы сверхдальних орудий была совершенно никудышной, они годились исключительно для стрельбы по таким целям, как город. Разрушительное воздействие снарядов калибром свыше 200-мм находилось где-то посередине между 76-ии и 122-мм снарядами обычных орудий.

Содержание

Немцы, с которых все началось, пошли несколько иным путем

К 1940 году они практически восстановили «Трубу Кайзера Вильгельма», или как ее еще прозвали, «Парижскую пушку» в виде железнодорожной 210-мм установки К12(Е), которая начала метать фугасные снаряды весом 107,5 кг на расстояние 120 км.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Очень логично, что, захватив Францию, немцы не устояли перед искушением начать обстреливать Британию. В прицеле оказался Дувр.

Было еще одно «чудо-оружие», тоже пушка на железнодорожной платформе, К5(Е) калибром 278-мм.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Вот она стреляла изделиями (не совсем снарядами) калибром 280-мм с нарезами. Ствол орудия и снаряды имели по 12 нарезов глубиной 6,75-мм. Боеприпасы представляли собой активно-реактивные Raketen-Granate 4341. Эти изделия весом 245 кг, содержали 17 кг взрывчатого вещества. Начальная скорость боеприпаса составляла 1120 м/с и пролететь он мог до 87 км.

После вылета снаряда из ствола включался реактивный двигатель, работавший 2 секунды. В качестве топлива использовалось 19,5 кг дигликолевого пороха, дававшего весьма приличную тягу в 2100 кгс.

Дальность стрельбы позволяла с территории Франции (берег от Кале до Булони) доставать до городов побережья от Маргита до Гастингса и в глубину до Эшфорда.

Минусом Raketen-Granate 4341 было то, что на своей дистанции стрельбы снаряд укладывался в эллипс 2 х 1,5 км. То есть, точность снова была никакая и речь шла исключительно о террористических атаках на города.

Было начато изготовление семи таких орудий, но в боевых действиях приняли участие только два. Оба орудия вели огонь по наступающим союзникам в боях под Бонном.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Но и дальность 87 км не была пределом. В ракетно-артиллерийском конструкторском бюро при полигоне в Пенемюнде был сконструирован новый ствол и сверхдлинный подкалиберный снаряд к нему. Ствол имел гладкий канал калибра 31 см. Длина подкалиберного осколочно-фугасного снаряда 31-cm Spreng-Granate 4861 составляла 2012 мм, вес 136 кг. Снаряд содержал 25 кг взрывчатого вещества. Диаметр активного снаряда 120 мм.

Снаряд был снабжен поддоном с центрирующими поясками. После вылета снаряда из канала поддон отделялся. В полете снаряд стабилизировался четырьмя хвостовыми стабилизаторами. При заряде 248 кг начальная скорость составляла 1420 м/с, а максимальная дальность 160 км.

Было начато изготовление семи гладкоствольных 31-см орудий, из которых закончено два: одно – фирмой Круппа, другое – фирмой «Ганомаг». Оба орудия вели огонь по англичанам и американцам в боях у Бонна.

В ходе боевых стрельб в июле 1944 года орудия показали начальную скорость 1 130 м/с и дальность 50 км. При этой дальности рассеивание составило по дальности 900 м, а боковое – 120 м. То есть, снова точность позволяла стрелять либо по крупным целям типа городов, либо просто в район скоплений живой силы и техники.

Если поднять всю статистику стрельб немецких артиллеристов по территории Великобритании за 1940–1944 годы, то немцы выпустили 2226 снарядов по району Дувра. Потери британской армии и населения – около 200 военнослужащих и мирных жителей плюс незначительный урон инфраструктуре.

Ну а дальше вы помните, началась эра предтеч крылатых и баллистических ракет, «Фау-1» и «Фау-2», которые оказались намного более эффективным оружием, чем суперснаряды суперпушек.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Что век нам новый уготовил?

21 век не стал почему-то исключением из правил, и работа над суперснарядами продолжилась. Но уже в новой ипостаси, ибо случился научно-технический прогресс, который вывел на орбиту спутниковые группировки, давшие новое направление развитию. И появились снаряды, корректируемые по сигналу GPS. Экспериментальные работы показали, что КВО снарядов, которые корректируются по сигналам спутников, не превышает 10 метров. О таком показателе артиллеристы прошлого века могли только мечтать.

И произошло очередное возвращение суперпушек.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Наверное, самым успешным снарядом можно назвать изделие компании OTO Melara (входит в состав компании Leonardo) в сотрудничестве с Diehl Defence. Фирмы известные и весьма уважаемые, что тут говорить. Умеют.

Их творение Leonardo «Vulcano» (или OTO «Vulcano») – это целое семейство высокоточных подкалиберных оперенных осколочно-фугасных артиллерийских снарядов. Но и американский M982 Excalibur от Raytheon Missile Systems и BAE Systems Bofors тоже весьма неплох.

«Вулкан» существует в трех калибрах: 76-мм и 127-мм – унитарные для корабельных орудий, а 155-мм – с модульным зарядом для сухопутной артиллерии. Причем, для гаубиц с разной длиной ствола «Вулкан» имеет разное количество модулей. Заявленная дальность полета снаряда – от 50 до 70 км.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

«Вулкан» очень схож видом с обычным противотанковым подкалиберным снарядом. При выстреле поддон и оболочка сбрасываются, раскрываются хвостовой стабилизатор и крыло. Правда, у некоторых настоящих экспертов вызывает сомнение заявленное количество взрывчатки в снаряде. А заявлено там аж 5 кг. Такой специалист артиллерийского дела, как Александр Широкорад в открытую в своих статьях ставит под сомнение наличие такого количества ВВ, потому что в подкалиберном 127-мм снаряде просто нет места! Там же напихано различной электроники, без которых управляемый снаряд – не снаряд вообще.

Но у этих снарядов есть как плюсы, так и минусы.

Из плюсов стоит отметить, что снаряд намного труднее засечь и отследить, чем ту же ракету. Да, есть РЛС контрбатарейной стрельбы, но они не панацея, и в настоящее время весьма легкая цель для летательных аппаратов с противорадиолокационными ракетами.

Но в наш век у управляемого снаряда появился очень жесткий соперник – дрон-камикадзе. Тот же «Шахед-136», который «Герань-2», несет те же 5 кг взрывчатки. Да, летит медленнее, чем снаряд, но обнаружить его еще сложнее даже РЛС КБС. Что говорить о FPV-дронах. А вот цена у дрона много меньше, чем у того же «Вулкана» или «Эскалибура», стоимость которых колеблется от 100 до 300 тысяч долларов в зависимости от модификации. Естественно, это не идет ни в какое сравнение с десятком тысяч долларов за дрон-камикадзе, подчеркиваю, с таким же зарядом ВВ, как у суперточного «Вулкана». « Эскалибур» несет 22 кг ВВ внутри, так что его сравнивать не совсем корректно.

Кроме того, в отличие от обычных снарядов, высокоточные и супердальние снаряды подвержены ущербу от работы РЭБ. G PS – очень полезный инструмент, но сигналы спутников можно заглушить, и тогда пользы от таких снарядов будет немного.

Вопрос – что эффективнее, 1 снаряд типа «Вулкан», 10 дронов типа «Шахед-136» или 100 обычных калиберных снарядов до сих пор ищет ответ на территории Украины, где в СВО участвуют все типы указанных боеприпасов.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Но у сверхдальних снарядов на земле есть еще один серьезный конкурент – РСЗО, способные поражать цели на дистанции до 120 км, а при помощи корректировки по спутниковым сигналам и до 200 км.

И на море дела у суперснарядов ничуть не лучше

Вот на американских эсминцах, в том числе и на «Замволтах», стоят 155-мм артиллерийские установки AGS (Advanced Gun System). Современные системы стрельбы, калибром 127-мм, длиной ствола 62 калибра, с водяным охлаждением ствола, со всевозможными системами наведения.

Для этих установок разработали просто шикарный снаряд LRLAP.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Снаряд активно-реактивный, длиной аж 2,24 метра. Вес LRLAP 104 кг, вес взрывчатого вещества 11 кг, вес топлива ракетного двигателя 11,7 кг, выдвижные крылья и стабилизаторы. Дальность стрельбы этим снарядом составляет 154 км, естественно, присутствует коррекция по GPS. К ВО 20-30 метров. Просто превосходный показатель на такой дистанции. Но установка может стрелять и обычными 155-мм снарядами. Но на 40 км.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

На испытаниях в июле 2013 года, в полигонных условиях и с наземного станка было сделано 4 выстрела. Все 4 снаряда уверенно захватили сигнал спутников, скорректировали траекторию и успешно поразили цель на расстоянии 83 км.

Да, крылатую ракету проще отследить и уничтожить средствами ПВО, чем такой снаряд. Но и эффект от применения в случае попадания будет больше, все-таки 11 кг против 340 как-то не выглядят уверенно.

Наверное, именно потому адмиралы флота США заказали всего 100 снарядов LRLAP для шести орудий «Замволтов» и продолжили изучение возможности стрельбы обычными 127-мм снарядами.

Что можно сказать в качестве итога?

105 лет назад, на полях сражений Первой Мировой войны, опытным путем выяснили, что пушки могут стрелять на огромные расстояния, 100 км и более. Опыт, полученный в годы Первой Мировой, пытались приумножить во многих странах для того, чтобы обеспечить своей артиллерии преимущество.


ФИНАЛ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Изобрели несколько десятков артиллерийских систем и сотни суперснарядов. Но ни один проект не дал сколько-нибудь приличного результата. Результатом можно было бы считать систему «орудие + снаряд», которые были бы эффективны в совокупности характеристик «дальность + точность + стоимость».

Сверхдальнобойные пушки оказались совершенно неэффективны именно в плане точности и стоимости. А появление крылатых ракет и дронов-камикадзе вообще свело на нет все достижения дальнобойной артиллерии.

У снаряда осталось одно качество, которого нет у дронов – он летит более незаметно и быстро, чем дроны, крылатые и тактические ракеты. Его намного сложнее перехватить и уничтожить. Но в остальном снаряд, увы, проигрывает более дешевым конкурентам.

Говоря об орудиях, чья дальность стрельбы превышает 100 км, нужно признать, что сегодня эти системы практически проиграли дронам и ракетам. И нет никакого смысла продолжать работы по созданию артиллерийских систем, стреляющих на дистанции более 100 км.

Впрочем, результаты работ русских оружейников показали бессмысленность сверхдальних артсистем еще в конце 19 века. А в 20 веке советские оружейники только подтвердили эти работы своими опытами. 21 век показал полное преимущество ракет и дронов при работе по целям на больших дистанциях, но в печати проскакивает время от времени информация о модернизации старых советских артиллерийских систем типа того же «Гиацинта». Дело бессмысленное и беспощадное, не стоящее затраченных усилий.

А нужны ли алюминиевые цилиндры?

MikroN Сб, 13/10/2007 — 10:09

Стояли они у меня. + внешний вид, охлаждение в норме. — шпильки надо делать нормальные калёные, иначе загадить легко
Щас стоят чугунные, мот с ними не перегревается, так что даже не знаю что лучше, елси бы была возможность поставить люминь, то поставил бы. Но покупать новые смысла особого не вижу.

dimanche Сб, 13/10/2007 — 10:15

dimanche Сб, 13/10/2007 — 10:46

, агась, иными словами, на скорости получить перегрев на алюме шансов намного меньше, насколько я понимаю?

меня на самом деле больше всего парит та фигня, что в случае перегрева чугун расширит и потом отпустит, а вот алюминь может и повести. Короче,клинанёт так хорошенько

пешеход Сб, 13/10/2007 — 11:04

пешеход Сб, 13/10/2007 — 13:38

если собираешся ездить в силный дождь — чугун. если тебя встречная машина по полной окатит водой — алюминь может и порескаться.

map2526 Сб, 13/10/2007 — 13:57

КАК ЭТО??????По ранней весне тысячи тысяч раз на расскаленном двиге Днепра(после жестких буксований) ездил вброд по лужам и т.д. (еще с
о льдом) и НИХ,Я!!!Поведай как это.
P. S. Вот одному дружищу фейс по-серьезному паром обожгли. Плакали и смеялись.

dimanche Вс, 14/10/2007 — 10:33

MikroN Пн, 15/10/2007 — 13:25

шпильки из цилиндров вытягивало. Люминь парашковый попался.

а может он шпильки юзал с короткой резьбой. У меня тоже такая проблема была. Пришлось делать ремнотные шпильки с 10 резьбой.

Roman_shvbsk Пн, 15/10/2007 — 13:50

как-то давно обсуждали, пришли к выводу что разницы нету. преимущества в теплопроводности люминия съедает переход гилза-цилиндр. в какой то книжке старой так и написано. вот если был бы люминий без гильзы — никасиль какой нибудь — тогда да 🙂

пешеход Пн, 15/10/2007 — 14:51

Шпильки в месте с резьбой вытягивает. Делали и ремонтные все равно резьбе пи.да. Больше это говно ставить не будем выброшенные деньги. Может с фиксатором резьбы о котором говорилось выше и работало бы, но пробовать я больше не хочу.

пешеход Пн, 15/10/2007 — 15:15

Если брать заводские алюминиевые и не тянуть жутким моментом — достаточно ключем обычным рожковым от руки. Т О ничего ни куда не вытягивает — это у вас паленые видимо из говня — надо сразу вернуть было в магазин.
А охлаждается все же лучше и весят значительно меньше и главное не ржавеют.
Я за прогресс я за люминь — за нормальный.

dimanche Пн, 15/10/2007 — 22:24

dimanche Вт, 16/10/2007 — 21:32

в общем после долгих раздумий, я взял всё-таки чугун. Мне один человек привёл неоспоримые преимущества их.

MikroN Ср, 17/10/2007 — 07:23

ну хз. Я прогнал резьбу М10 в чилиндрах, причём практически до упора, т.е. настолько глубоко насколько можно было. Потом ввернул туда сами шпильки и всё было ОК, ничё не вытягивало.

пешеход Сб, 20/10/2007 — 20:38

пешеход Ср, 24/10/2007 — 07:36

Люминь на ощупь легче раза этак в два. Вчера волок в гараж пару люминевых и пару чугунных. Мешок с чугунками гораздо сильнее руку оттягивает.

RUmata Ср, 24/10/2007 — 08:38

, у мнея так и приятгивается =)

Laford Ср, 24/10/2007 — 08:50

Крузенштерн Ср, 24/10/2007 — 09:07

Laford Ср, 24/10/2007 — 09:18

пешеход Чт, 25/10/2007 — 17:22

IRON_RhinO Сб, 18/04/2009 — 17:51

ну так чё там по люминькам?
П. С. В Мотолавке качественные котлы люмийневые продаються?

БИ-58 Сб, 18/04/2009 — 22:04

, нравятся — ставь. Чем тебя чугун смущает?

IRON_RhinO Сб, 18/04/2009 — 22:08

Летучий Сб, 18/04/2009 — 22:15

, обращайся в личку, вместе покумекаем. Задумки те же, но и есть примерные задумки по решению проблем.

пешеход Вс, 19/04/2009 — 10:18

Я брал чугунные гильзы,после монтажа оказалось,что один другого короче на 1.5мм(поршень до края гильзы не доходил),а компрессия по прибору одинаковая,что за чудо не понял. Щас буду ровнять по высоте. Так что и те и те цилиндры хороши,Если изготовлены,как положено. П. С. Задолбали говнявые запчасти!Урал раньше был надежным мотом,а сейчас левые запы весь авторитет попортили.

пешеход Вс, 19/04/2009 — 10:52

, Не путай степень сжатия и компрессию. 1.5 мм тебе разницы заметной компрессометром не дадут. Она скроется за погрешностью измерений. А вот для ст сж 1.5 мм очень много.

v-aga Вс, 19/04/2009 — 11:00

, степень сжатия и компрессия веши пропорциональные и разницу степени сжатия компрессометром увидеть легко при условии притертых колец — компрессометр покажет разницу большую чем по степени сжатия. Покозания компрессометра сильно зависят от скорости врашения коленвала, при степени сжатия 10 компрессометр на максимальных оборотах покажет 25-1=24 (киком столько не напинаеш)- волшебное слово АДИАБАТА

ЗЫ промерять компрессию лутьше всего со снятым карбюратором, на крайней случай с полностью открытым дросселем и отключенным фильтром

ФОРТОЧНИК Вс, 19/04/2009 — 11:21

БИ-58 Вс, 19/04/2009 — 11:25

, моё мнение, что алюминний лучше охлаждает, но эта разница, по ходу дела, не столь чуствительная. Если же внешний вид, то да, можно и пожертвовать чем-то. Понты дороже денег (с)
Про шпильки выше уже описано. На Днепре шпильки завинчины в алюминивый картер М10 длина примерно 12-15мм и ничего, вроде не вырывает.

Trikerrr Вс, 19/04/2009 — 15:14

Чугун прошлый век, а алюминий более менее современные технологии

пешеход Вс, 19/04/2009 — 18:55

IRON_RhinO Вс, 19/04/2009 — 19:21

пешеход Пн, 20/04/2009 — 15:08

, Днепры не греются по моему мнению из за маслосистемы, которая в них более совершенна чем у Урала.
А так статья на эту тему есть и там понятно прописано даже каким то конструктором что алюминь используется как современный материал и задача его это облегчение конструкции!!! Т.к. сейчас все стремятся к лёгкости!А теплообмен может у алюмини и лучше но как написано в той же статье к охлаждению он ничего вообще не даёт

Пуповед Пн, 20/04/2009 — 16:51

kornil Пн, 20/04/2009 — 16:58

Сейчас новые котлы из серого чугуна. Тоже меньше греются. И вид как у Al.

v-aga Пн, 20/04/2009 — 19:05

аллюминиевый поддон или жестянка?

а у жестянки есть хоть один плюс ?

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *